Для тем, которые не соответствуют предыдущим разделам по фикху

Права родителей на имущество ребенка

Сообщение »

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху
Имеет ли право Родители брать деньги из имущества своего ребенка

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Мы бы хотели обратить внимание на то, что родитель имеет право брать деньги из имущества своего ребенка: как мальчика, так и девочки. Брать столько, сколько ему достаточно, но, не нанося при этом вред ребенку. На это указывает хадис, который передал Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, что один мужчина сказал: «О посланник Аллаха, у меня есть имущество и ребенок. Мой отец желает забрать мое имущество». Он ответил: «Ты и твое имущество (во власти) отца» (Ибн Маджа № 2291, Ибн Хиббан в «Сахих» от Джабира (Т. 2. С. 142) и Ахмад № 6902 хадис от ‘Абдуллаха ибн ‘Амру). Аль-Албани в «Сахих Ибн Маджа» сказал, что хадис достоверен.

Этот хадис также передал Ахмад от ‘Амру ибн Шу‘айба, тот от своего отца, а отец от деда. К посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел бедуин и сказал: «Мой отец желает забрать мое имущество». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты и твое имущество (во власти) твоего отца. Наилучшая пища та, которую вы едите из вашего имущества. Имущество ваших детей является вашим, ешьте из него на здоровье». Цепочки передатчиков этого хадиса и другие похожие хадисы делает этот хадис достоверным. См.: «Фатх аль-Бари» (Т. 5. С. 211), «Насб ар-райа» (Т. 3. С. 337).

Однако существуют условия, при которых родитель может брать из имущества детей. Эти условия выделили ученые:

1. родитель не должен вредить ребенку, он не должен брать то, в чем ребенок нуждается;

2. родитель не должен брат имущество одного ребенка и отдавать его другому ребенку;

3. родитель должен нуждаться в этом имуществе; по мнению большинства ученых, кроме ханбалитов, родителю не дозволяется брать то, в чем он не нуждается.

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен её Аллах, передала слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Ваши дети – это дар Аллаха для вас.

(Сказал Аллах:)

يهب لمن يشاء إناثاً ويهب لمن يشاء الذكور

„Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола“ (сура „аш-Шура“, аят 49). Они и их имущество ваши, если вы нуждаетесь в этом» (аль-Хаким (Т. 2. С. 284) и аль-Бейхаки (Т. 7. С. 480); аль-Албани в «Ас-сильсиля ас-сахиха» № 2564 сказал, что хадис достоверен).

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Родитель может брать из имущества ребенка столько, сколько пожелает, и становиться его владельцем. Как в случае, если он нуждается в нем, так и в случае, если он не нуждается; как в случае, если ребенок еще маленький, так и в случае, если ребенок уже взрослый, при двух условиях. Первое из них - родитель не должен вредить ребенку, он не должен брать то, в чем ребенок нуждается; а второе, в том, что родитель не должен брат имущество одного ребенка и отдавать его другому ребенку <…>

Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи‘и сказали: „Он не должен брать из имущества своего ребенка больше, чем ему необходимо. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Воистину, ваша кровь и ваше имущество запретны для вас, как запретен этот ваш день, в этом вашем месяце“ (аль-Бухари и Муслим). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Имущество мусульманина не дозволено вопреки его доброй воле“ (ад-Даракутни). Так как сын является полным владельцем своего имущества, отнимать его не дозволено, так же, как не дозволено брать у него то, в чем он сам нуждается» (Аль-Мугни. Т. 5. С. 395).
Abu Muhammed
 

Вернуться в Разное

cron