Для тем, которые не соответствуют предыдущим разделам по фикху

Ящики для сбора пожертвований в мечетях

Сообщение »

Поскольку в последнее время периодически стала попадаться на глаза статья без указания авторства, в которой содержится отрывок слов одного ученого о том, что ящики для пожертвований, находящиеся в мечети - это путь сектантов и их установка ведет к сектантству (хизбии), и эти слова сопровождаются комментарием автора, что данное действие является к тому же еще и нововведением и уподоблением христианам, то для полноты картины полезным будет опубликовать слова и других ученых по этому вопросу.

Сначала хотелось бы напомнить о хадисе:

Абу Амр Джарир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:
Однажды в начале дня, когда мы находились у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, к нему пришли нагие люди, одетые в полосатые куски шерстяной ткани, в которых они проделали дыры для своих голов, и опоясанные мечами, и большинство их, а скорее всего все они, были из племени мудар. При виде их нужды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, изменился в лице и зашел (к себе в дом), а потом он вышел оттуда и отдал приказ Билялю, который сначала прокричал призыв к молитве, а потом объявил о её начале. И (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) совершил эту молитву, а потом обратился к людям с проповедью и сказал: «О люди! Бойтесь вашего Господа, создавшего вас из одного человека, и создавшего из него же пару ему и рассеявшего от них (по Земле) множество мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, (именем) Которого вы просите друг друга, (и бойтесь разрыва) родственных связей(, ведь,) поистине, Аллах - Наблюдающий за вами!» А затем (он прочитал) еще один аят из числа последних аятов суры «Собрание»(, сказав): «О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха, и пусть посмотрит человек, что приготовил он для завтрашнего дня», - (после чего призвал): «Пусть же пожертвуют человек свой динар, или свой дирхем, или свою одежду, или са' пшеницы или са' фиников», - (и он продолжал перечислять,) пока не сказал: «…или хотя бы половинку финика». И после этого один человек из числа ансаров принёс такой тяжёлый кошель с серебром, что едва мог держать его в своей руке, а вслед за ним один за другим потянулись другие люди, и в конце концов я увидел, что на земле образовались две кучи(, одну из которых составляла собой) еда(, а другую -) одежда. И я увидел также, что лицо посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, засияло будто позолоченное, и он сказал: «Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесёт на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит бремени их собственных грехов ни на йоту!» (Муслим, 1017)

А затем:

Постоянный комитет КСА по научным исследованиями и фатвам.
Вопрос: Каково ваше мнение о ящике для благотворительности, размещенном в мечети, из которого затем расходуется на учащихся и других людей. Можно ли класть в него закят?
Ответ: Направления, по которым распределяются средства закята, разъяснил Аллах, Свят Он и Возвышен, словами: "Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый". Сура "Покаяние", аят 60. А ящики благотворительности, устанавливаемые в мечетях - в основном предназначены для нужд мечети. И те, кто ухаживает за мечетью, а так же учащиеся - они не из тех восьми категорий (которым выплачивается закят). Таким образом не разрешается класть в эти ящики что-либо из закята. Однако, узаконена помощь тем людям (при мечети) из других средств, помимо обязательного закята. В соответствии со словами Аллаха, Свят Он и Возвышен: "Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности". Сура "Трапеза", аят 2. А так же Его словами: "... И творите добро, – быть может, вы преуспеете". Сура "Хадж", аят 77.
Абдульазиз ибн Баз,
Абдурраззак Афифи,
Абдуллах ибн Гудаян,
Абдуллах ибн Кууд.

См. "Фатауа Аль-Ляджна" 9/453,454., http://www.alifta.net/Fatawa/fatawaDetails.aspx?BookID=3&View=Page&PageNo=1&PageID=3400

Шейх Ибн Баз.
Вопрос:
У нас есть ящик для благотворительности, предназначенный для нужд мечети. И есть при нем специальный человек, который обходит с ним ряды молящихся перед намазом. Особенно в пятницу. Каково правовое положение данного поступка? Учитывая то, что некоторые молящиеся находят это несколько проблематичным.
Ответ: Данное дело неоднозначно, потому что его суть: выпрашивание у молящихся. Быть может это вызовет у них затруднение, или причинит неприятность. И то, что он обходит молящихся с просьбой положить что-либо из денег в этот ящик для нужд мечети - если он оставит это дело, то будет лучше. Если же нет, то в этом деле есть простор для выбора образа действий. Если имам скажет: "Мечеть нуждается в вашей помощи и вашем сотрудничестве", - то нет в этом проблем, поскольку это - благотворительная акция. Однако то, что некий человек обходит с ящиком ряды молящихся - в этом может быть в некотором роде причинение неудобства и постановка в неловкое положение. Я считаю, что оставить это дело предпочтительнее. Достаточно просто известить людей об этом: что этот ящик - для нужд мечети. И кто желает, тот положит в него деньги, а кто не пожелает, тот не положит. И не следует обходить с ним людей, не причинять им неудобство. - Так безопаснее и ближе к благополучию.
Сл. "Фатауа нур аля ад-дарб", 262. См. "Фатауа нур аля ад-дарб", 11/355.,http://www.alifta.net/Fatawa/fatawaDetails.aspx?View=Page&PageID=2782&PageNo=1&BookID=5,http://www.binbaz.org.sa/node/16368

Шейх Усман Ас-Салими
Вопрос:
Каково правовое положение коллективного разговения в мечети? Мы устанавливаем ящик и собираем в него пожертвования для покупки молока и фиников, а затем жители квартала собираются за этой едой.
Ответ: ...Что касается установки ящика в мечети, то я советую этого не делать, в этом нет нужды: быть может для кого-либо в этом будет неловкость, неудобство из-за этого ящика, и он будет отдавать в него деньги не желая этого в душе. И Аллах лучше знает. Если же там есть бедные люди, например беженцы - бывает так, что в какую-то местность люди эмигрируют из другой, особенно во время войны, или когда происходит какое-то бедствие - они пришли в этот поселок, или находятся в мечети, то нет проблемы в том, чтобы установить ящик для собрания пожертвований для тех, потерпевших бедствие. Это - прекрасное дело, это - разрешено и является взаимопомощью. Или если имам мечети, или проповедник мечети встанет и скажет: "Делайте пожертвования, здесь у нас нуждающиеся и бедные люди, нуждаются в еде, питье и одежде". - Это тоже хорошее дело и разрешено. А когда будет выполнена эта задача, пусть уберут ящик, чтобы он не был на постоянной основе в мечети. А успех от Аллаха.
См.: http://olamayemen.com/Dars-11900

Шейх Мухаммад Аль-Имам
Вопрос:
Разрешено ли устанавливать в мечети ящик для сбора денег на нужды мечети? Считается ли это путем сектантов, или же это допустимо?
Ответ: Со стороны "разрешено это или нет" - разрешено. И не считается уподоблением тем (сектантам), потому что уже есть различия у сектантов... В делах сектанства и всякое такое. Однако, если будет использован иной способ, то это будет лучше. Например, если сказать: "Кто желает оказать помощь мечети, пусть сдает (деньги) такому-то. Кто желает оказать помощь мечети в том-то и том, что нужно для мечети, пусть сдает (деньги) такому-то". - Так лучше.
Сл.: http://www.sh-emam.com/show_fatawa.php?id=1272
Аватар пользователя
Aleesh
 
Сообщений: 1676
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 15:09

Вернуться в Разное

cron