Для тем, которые не соответствуют предыдущим разделам по фикху

Разногласия между учеными

Сообщение »

Разногласия между учеными

Хвала Аллаху, которого мы восхваляем и просим о помощи и прощении, у которого мы ищем защиты от зла наших душ и наших скверных деяний! Кого Аллах поведет прямым путем, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллах введет в заблуждение, того никто не направит прямым путем. Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварищей, и что Мухаммад – Его раб и посланник. Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Страшитесь Аллаха должным образом и не умирайте, не обратившись в ислам!» Аль Имран (Семейство Имрана), 102.
«О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одного живого существа и из него же сотворил пару для него, а от них обоих произвел и расселил [по свету] много мужчин и женщин. Бойтесь же Аллаха, именем которого вы предъявляете друг другу [свои права], и не разрывайте родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами». Ан-Ниса (Женщины), 1.
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. И тогда Он благоустроит ваши дела и простит ваши грехи. А тот, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, достигнет великого успеха». Аль-Ахзаб (Сонмы), 70-71
Богословы религий существовавших до Ислама, считаются самыми худшими людьми своего времени, так как они исказили религию, посланную им Аллахом, и тем самым скрыли истину от людей. После пришествия Ислама, подобно восходящему солнцу разрушающему мрак ночи, отношение к ученым в корне начало изменяться. В настоящее время самыми уважаемыми и почтенными людьми в исламской общине считаются ’алимы (ученые религии). Именно по этой причине, разногласия между большими учеными являются той важной областью, которая беспокоит многих мусульман и остается темной для тех, кто еще слаб в знаниях. Несмотря на то, что все они сошлись на том, что следует подчиняться пути пророка, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, все же между ними возникли разногласия в некоторых вопросах. При выборе этой темы нашей целью было, хотя бы вкратце раскрыть причины разногласий между учеными и разъяснить мусульманам, как следует относиться к ученым Ислама, несмотря на существующие между ними разногласия. Пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, проинформировав нас об этом заранее, сказал: «Тот, кто проживет из вас долгую жизнь, увидит множество разногласий» Сунан Абу Давуд, 4607
Радует одно, разногласия, возникшие между богобоязненными учеными этой общины не в её основах, а в шариатских законоположениях, а это самое большое благо, дарованное нам Всевышним Аллахом. Несмотря на то, что все ученые-саляфы сошлись на необходимости подчинения истине, все же между ними по некоторым причинам возникли разногласия.
Как мы знаем, Всевышний Аллах отправил пророка Мухаммада да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, с истинной религией и пророк да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, донес эту религию до нас должным образом, то есть, не убавив от нее, и не прибавив к ней ничего. Нет такого деяния, из деяний, приводящих к довольству Аллаха и к раю, на которое бы не указал посланник Аллаха да пребудут над ним мир и благословение Аллаха. Он старался донести до нас веления Всевышнего Аллаха должным образом, не утаив при этом ничего из ниспосланного Им. Всевышний Аллах сказал: «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания», Сура аль-Маида (Трапеза), 67. В другом аяте говорится: «Если бы он приписал Нам некоторые слова, то Мы схватили бы его за правую руку (или схватили бы его крепко), а потом перерезали бы ему аорту…». Сура аль-Хакъкъа (Неизбежное), 44-46.
Когда сподвижники во времена пророка да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, не знали чего-то или разногласили относительно какого-либо вопроса, о котором еще не было ниспослано ничего, Всевышний Аллах ниспосылал откровения своему посланнику и приказывал ему разъяснить их людям наилучшим образом. В Священном Коране существуют множество подобных аятов. Всевышний Аллах сказал: «Они спрашивают тебя о том, что им дозволено. Скажи: «Вам дозволены блага. А то, что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах скор в расчете». Сура аль-Маида (Трапеза), 4.
В другом аяте Аллах Всевышний говорит: «Они спрашивают тебя о трофеях. Скажи: «Трофеи принадлежат Аллаху и Посланнику». Побойтесь же Аллаха и урегулируйте разногласия между собой. Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы являетесь верующими». Сура аль-Анфаль (Трофеи), 1
После смерти пророка да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, мусульманскую общину постигли разногласия, однако, не в основах религии, а в некоторых её шариатских законоположениях. В данном послании мы приведем некоторые из причин, по которым ученые впали в разногласия. Как мы знаем, нет такого обладателя знания, обладающего богобоязненность, и который бы сознательно противоречил Корану и Сунне пророка да пребудут над ним мир и благословение Аллаха. Однако известно и то, что Аллах создал человека слабым. Всевышний Аллах сказал: «…ведь человек создан слабым».
Человек является несовершенным созданием по причине недостатка знаний и слабости понимания, поэтому он не может не совершать ошибки. Пророк да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Сын Адама ошибается…».
Нет такого человека после пророка, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, который бы знал в совершенстве всю религию, так как религия это безбрежный океан знаний. По этой причине между людьми, которые изучали религию и обучали ей других, всегда возникали разногласия, и будут возникать впредь. Как мы упоминали выше, некоторые из причин, согласно которым ученые впали в разногласия, относительно некоторых шариатских законоположений мы приводим ниже.

1. Ошибка, которую допускает ’алим по причине незнания того или иного довода (далиля).
Эта причина является самой распространенной среди ученых. Впервые века Ислама хадисы и тафсиры еще не были собраны в книгах, поэтому это становилось причиной того, что некоторые ученые выводили различные постановления по одному и тому же вопросу, так как не знали о существовании определенных достоверных преданий. Когда до какого-либо ученого не доходили тафсир определенного аята или достоверный хадис, он выводил постановление, опираясь на внешний смысл аята, какой-либо иной хадис или же выводил законоположение путем сравнения по аналогии (къияс). В подобном случае выведенное постановление иногда могло соответствовать истине, а иногда могло и противоречить ей. Следует учесть и тот факт, что когда пророк да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, говорил о чем-то, решал какой-то вопрос, или, когда ему ниспосылалось откровение, то рядом с ним находились не все его сподвижники. Поэтому некоторые из хадисов не доходили до сподвижников, и это становилось причиной разногласий между сподвижниками. Подобные разногласия возникали не только среди лучших представителей этой уммы, но и у их последователей – ученых. Когда повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб да будет доволен им Аллах был в пути в аш-Шам, его оповестили о том, что там разразилась эпидемия холеры. Умар ибн аль-Хаттаб да будет доволен им Аллах собирает совет, состоящий из мухаджиров и ансаров. Между ними возникает разногласие. Одни из них советуют ему войти в аш-Шам, другие же наоборот, не входить туда. В это время Абдурахман ибн Ауф да будет доволен им Аллах сказал: «У меня есть знание по этому поводу от пророка да пребудут над ним мир и благословение Аллаха». Затем он продолжил: «Я слышал как пророк да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Если вы услышите, что в какой-то местности разразилась холера, не входите туда, а если вы там, то не выходите оттуда», Сахих аль-Бухари, 5729; Сахих Муслим, 2219. Это законоположение не было известно даже некоторым из больших сподвижников до тех пор, пока Абдурахман ибн Ауф да будет доволен им Аллах не рассказал им об этом.
Другой пример, Али ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Аббас да будет доволен им Аллах говорили: «Если женщина родит ребенка до окончания четырех месяцев и десяти дней, то ей все равно следует воздержаться от замужества до окончания этого срока, согласно аяту: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней» Сура аль-Бакъара (Корова), 234.
Однако во времена пророка да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, Сабиата аль-Асламиййа да будет доволен им Аллах родила ребенка через несколько дней после смерти её мужа, и пророк да пребудут над ним мир и благословение Аллаха разрешил ей выйти замуж, Сахих аль-Бухари, 5318-5320.
Всевышний Аллах сказал: «Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени», Сура ат-Талякъ (Развод), 4.
Нет сомнений в том, что если бы это знание дошло до Али и Ибн Аббаса да будет доволен им Аллах, то они не придерживались бы того мнения, на котором они были.

2. Непринятие ученым хадиса дошедшего до него в силу некоторых причин.
Этому существует множество причин. Ученый, который не принимает достоверный хадис, делает это по причине неосведомленности об одном из передатчиков этого хадиса, или считает его слабым передатчиком, либо до него доходит слабая версия определенного хадиса, или же когда ученый считает хадис, который внешне противоречит этому хадису, достоверным. Помимо всего перечисленного, могут быть и другие уважительные причины, согласно которым ученый может не принять тот или иной хадис.

3. Ученый забыл хадис, который дошел до него.
Всевышний Аллах создал человека подверженным забывчивости. Даже сам пророк да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, в один из дней совершая молитву со своими сподвижниками забывает прочесть один аят. Среди прочих сподвижников находился так же Убай ибн Кааб, которому пророк да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, после молитвы сказал: «Тебе следовало напомнить мне!», Сунан Абу Дауд, 907.
Однажды пророк да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, послал за каким-то делом ’Умара и ’Аммара да будет доволен им Аллах. Будучи в пути они оба впали в состояние джунуб. ’Аммар, сделав свой иджтихад, стал валяться в песке, сравнив очищение песком с очищением водой, а затем совершил молитву. ’Умар же вовсе не совершил молитву. По возвращению они поведали об этом пророку да пребудут над ним мир и благословение Аллаха. Пророк да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Вам достаточно было сделать так» и показал им способ совершения очищения песком (тайаммум). ’Аммар рассказывал этот хадис во времена правления ’Умара. Однажды ’Умар позвал его к себе и сказал ему, что такого события не было, а ’Аммар напомнил ему об этом событии, Сахих аль-Бухари, 338, 345,346; Сахих Муслим, 368.
Примечание. Забывчивость является уважительной причиной для человека.

4. Несмотря на то, что до ученого дошел довод, он сделал из него обратный вывод.
Примером этому являются слова Всевышнего Аллаха: «Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы прикоснулись к женщине, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой землей и оботрите ваши лица и руки», Сура ан-Ниса (Женщины), 43; сура аль-Маида (Трапеза), 6.
Слова «если вы прикоснулись к женщине» одни ученые растолковали как обычное прикосновение, другие как прикосновение с вожделением, а третьи как близость с женщиной. Последнее является правильным толкованием данных слов. Помимо этого, однажды пророк да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, сказал своим сподвижникам: «Пусть никто из вас не совершает молитву ’аср, пока не достигнет Бану-Къурайза». Сподвижники разделились на две группы в понимании этих слов пророка да пребудут над ним мир и благословение Аллаха. Одни сказали, что следует быстрее выйти в путь, и достигнуть Бану-Къурайза до наступления времени молитвы ’аср. Другие же сказали, что следует совершить молитву ’аср только тогда, когда достигнут Бану-Къурайза. По этой причине, одни совершают молитву во время, а другие в местности Бану-Къурайза. Нет сомнения в том, что совершившие молитву во время поняли слова пророка да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, правильнее.

5. Ученый не знал о том, что дошедший до него довод является отмененным (мансух- Аят или хадис, который отменил законоположение или чтение аята или хадиса ниспосланного до него).
Существуют такие хадисы, которые, несмотря на их достоверность, являются отмененными (мансух). Бывает так, что ученый не знает о том, что тот или иной хадис является мансух, и он, опираясь на него, выводит определенные шариатские законоположения. Подобная неосведомленность, то есть не знание отменяющего хадиса (насх) является для ученого уважительной причиной.
Например, впервые годы Ислама мусульмане совершая поясные поклоны, не опирались руками о колени, а опускали их между коленями. Впоследствии это законоположение было отменено. Ибн Мас’уд да будет доволен им Аллах совершал поясные поклоны именно таким образом, пока не узнал о том, что это законоположение было отменено. Однажды Алкама и Асуад, которые были из табиинов, совершали молитву вместе с Абдуллой ибн Мас’удом. Совершая поясной поклон они оперлись руками о колени, а Ибн Мас’уд увидев запретил им это. Он запретил это, так как не знал что это законоположение было отменено, Сахих Муслим, 534.
Всевышний Аллах сказал: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты – наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми», Сура аль-Бакъара (Корова), 286.

6. Выведение ученым шариатского законоположения, опираясь на слабый (даиф) хадис или слабое мнение.
Эта причина самая распространенная среди ученых. Например, некоторые ученые, опираясь на слабые хадисы, говорят о дозволенности совершения молитвы тасбих. Однако согласно большинству ученых, хадисы о молитве тасбих слабые. Имам Ахмад, да смилостивиться над ним Аллах, говорил: «От пророка да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, не было передано ничего подобного».
Следует отметить, что в этом вопросе существуют разногласия между учеными еще с давних пор. Причиной разногласия являются разговоры вокруг достоверности хадисов, в которых сообщается о молитве Тасбих, а также форма совершения этой молитвы, которая вызывала сомнение у некоторых ученых. Среди тех имамов, кто считал хадисы о молитве Тасбих слабыми: аль-‘Укъайли, ат-Тирмизи, Абу Бакр ибн аль-‘Араби, Ибн Таймия и аш-Шаукани. Также к ним относится и имам ан-Науауи, однако от него передается два мнения относительно достоверности молитвы Тасбих. Так, например, в «аль-Маджму’» 4/54 он говорит, что хадисы относительно данной молитвы являются слабыми, и что не следует на них опираться. А в другой своей книге “ат-Тахзибуль-асма уа-ллюгъат” 3/144 он говорит: “Относительно молитвы Тасбих передается хороший (хасан) хадис”. И также говорит: “Это хорошая Сунна”.
Среди имамов, подтвердивших достоверность хадиса о молитве тасбих: Муслим, Абу Дауд, Ибн Мандах, ад-Даракъутни, аль-Хаким, аль-Аджурри, Ибн ас-Сакан, аль-Мунзири, аль-Асбахани, Абу Муса аль-Мадини, аль-Хатыб аль-Багъдади, аз-Заркаши, Абу Са’д ас-Сам’ани, ас-Субки, аль-‘Аляи, аль-Балькъини, ас-Сарахси, Ибн Хаджар, аз-Забиди, Ибн Насыруддин, Ибн Тулюн, Ибн ‘Абидин, аль-Лякнауи, ас-Синди, ас-Суюты, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Мухаммад аль-Мубаракфури, ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. “ат-Тарджих” 42. “ан-Накъду ас-сахих” 30, “ат-Тальхис” 2/7, “Джами’уль-усуль” 6/254, «‘Аунуль-Ма’буд» 4/124, “ат-Танкъих лима джа-а фи саляти-ттасбих” 64-70.
Многие имамы, как из числа предшествующих, так и современных, посвятили теме молитвы Тасбих отдельные труды, в которых они тщательно разбирали достоверность этой молитвы. Среди этих трудов можно выделить «Тасхих саляти-ттасбих» имама аль-Асбахани; «Саляту-ттасбих» имама Абу Са’да ас-Сам’ани; «Тасхих саляти-ттасбих» Абу Мусы аль-Мадини; «ат-Тарших ли саляти-ттасбих» Таджуддина ас-Субки; «ат-Тарджих ли хадис саляти-ттасбих» хафиза Ибн Насыруддина ад-Димашкъи; «ат-Тасхих ли саляти-ттасбих» имама ас-Суюты; а также «ат-Танкъих лима джа-а фи саляти-ттасбих» Джасима ад-Дусари. Для более детального анализа этой теме следует обратиться к труду «Разъяснение сомнений относительно молитвы «Тасбих»», который можно найти на сайтах http://www.toislam.ws , http://www.salafsalih.narod.ru и др.


Примечание. Мы коротко рассказали о некоторых причинах разногласий возникающих между учеными. Подробнее об этой теме можно узнать из книги шейхульислама Ибн Теймиййи «Рафуль-малям аля а’имматиль а’лям».

Как следует относиться к разногласиям между учеными

После того как мы узнали о причинах разногласий между учеными, нам следует понять как мы должны относится к этим разногласиям. В этом вопросе люди делятся на три группы:
1. Люди, которых Аллах одарил знаниями и пониманием. Поиск истины для подобных людей является обязательным. Если подобные люди слепо следуют за мнением какого-либо ученого, то для них это является грехом, так как они в состоянии быть в поиске истины.
2. Это студенты, требующие знания, не достигшие степени ученых. Эти люди должны отдавать все свои силы на пути поиска истины.
3. Необразованные люди. Эти люди могут узнавать о религии у тех людей, которым они доверяют, так как не способны самостоятельно искать истину. Всевышний Аллах сказал: «Спросите людей Напоминания, если вы не знаете этого», Сура аль-Анбийа (Пророки), 7.

Об отношении к ученому совершившему ошибку

Всем людям кроме пророка да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, свойственно ошибаться. Ученый может ошибиться даже в том вопросе, который кажется простым для человека, не обладающего знанием. Однако за эти ошибки его не следует порицать, или менять к нему свое отношение и злословить о нем. Использовать знание ученого и остерегаться его ошибок являются путем саляфов. Когда ученый совершает ошибку, следует наилучшим образом донести до него его ошибку.

Проявление уважения к ученым

Одним из видов этикета, о котором следует знать и которому нужно следовать студенту, требующему знания, это проявление уважения к обладателю знания, что становится причиной бараката в полученных знаниях. Каждый, кто хочет обзавестись знаниями должен получать их у ученых, и проявлять к ним уважение. Получение знаний без ученых невозможно. Студент, получающий знания у шейхов получает ключи к знаниям, и изучает правила и основы шариата, а это является самым важным условием для правильного понимания Ислама. Когда нет дороги или проводника, никто не гарантирует что человек достигнет того места, куда он направляется. Поэтому, если место, куда ты направляешься, является важным для тебя, тогда ты должен изучить путь, ведущий к нему. Саляфы говорили: «Тот, кто войдет в знания в одиночестве, в одиночестве из него и выйдет» - то есть выйдет оттуда без знаний. Поэтому студенты обязаны проявлять уважение к ученым. Всевышний Аллах сказал: «Кто почитает святыни (запреты) Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом», Сура аль-Хадж, 30.
Всевышний Аллах так же сказал: «И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах», Сура аль-Хадж, 32.
Одним из знамений Аллаха являются ученые, которых он возвысил и почтил. В Коране и Сунне существует множество доводов относительно достоинств ученых и их положения в религии.
Всевышний Аллах воспитывает верующих, приказав им не повышать голоса над голосом Его посланника да пребудут над ним мир и благословение Аллаха: «О те, которые уверовали! Не поднимайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого», Сура аль-Худжурат (Комнаты), 2.
Шейх Анис Ахмад, да смилостивиться над ним Аллах, в толковании данного аята сказал: «Нет сомнения в том, что этот вид этикета, приказанный Аллахом относится к ученым и их религиозным собраниям, так как ученые это люди получившие наследство от пророка да пребудут над ним мир и благословение Аллаха». Так же на их собраниях поминаются аяты Аллаха и хадисы Его посланника да пребудут над ним мир и благословение Аллаха.
Передается от Абу Хурайры да будет доволен им Аллах, что пророк да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Всевышний Аллах сказал: «Тому кто станет причинять зло Моим приближенным, Я объявлю войну», Сахих аль-Бухари, 7/190. Хатиб аль-Багъдади и Абу Ханифа, да смилостивиться над ними Аллах, сказали: «Если ученые не приближенные Аллаха, тогда нет у Аллаха приближенных». Убайдуллах ибн Абу Джафар, да смилостивиться над ним Аллах, сказал: «Ученые являются светом земель. Люди достигают истинного пути при помощи света исходящего от них».
Саляфы проявляли уважение к ученым, почитали их религиозные собрания, и выделяли важное место этикету приобретения знаний и строго придерживались их. Салман аль-Фариси да будет доволен им Аллах говорил: «Учитель подобен человеку, который установил свет на дороге, для того чтобы люди проходили по ней».
Али ибн Абу Талиб да будет доволен им Аллах сказал: «Твоя обязанность по отношению к ученому, это пожимать ему руку, и поприветствовать его отдельно, когда он поприветствует людей, не щелкать пальцами сидя перед ним, не дремать, не говорить «такой-то противоречит тебе в этом вопросе», и не злословить о ком-то при нём».
Ша’би, да смилостивиться над ним Аллах рассказывал: «Зейд ибн Сабит отправился к верховому животному и положил ногу, чтобы взобраться на него. Абдуллах ибн Аббас взялся за его животное и придержал его, чтобы тому было удобно взобраться. Когда тот велел Абдулле ибн Аббасу отпустить, Абдулла сказал: «Нет! Мы так поступали с нашими учеными и старшими!»
Ибн Сирин, да смилостивиться над ним Аллах, говорил: «Поистине это знание и есть сама религия, посему обращайте внимание у кого вы перенимаете свою религию». Он так же говорил: «Саляфы изучали нрав так же, как они изучали религию». Абдуллах ибн Мубарак, да смилостивиться над ним Аллах, говорил: «Мы нуждаемся в некоторых видах этикета раньше, чем в некоторых хадисах». Закария аль-Анбари, да смилостивиться над ним Аллах, сказал: «Знание без нрава (адаб) подобно не горящим дровам, а нрав без знания подобен душе, без тела».
Мать Малика ибн Анаса, да смилостивиться над ним Аллах, всегда говорила: «Отправляйся к Раби, и обучись у него нраву, прежде знаний». Раби ибн Сулейман, да смилостивиться над ним Аллах, говорил: «Я даже не пил воды, когда аш-Шафии смотрел на меня».
Находится рядом с ними – это почет. Их вопросы – это знания, их собрания – это покой души, а пребывание с ними способствует улучшению нравов. Маймун ибн Михран, да смилостивиться над ним Аллах, говорил: «Я находил совершенствование своей души в то время, когда находился с учеными».

О злословии в адрес ученых

Одной из больших ошибок которую в наши дни допускают многие мусульмане, является порицание ими ученых за совершенные ими ошибки и распространение их среди людей с целью опорочить их. Обладатели знания, это такие же люди, как и мы. Они тоже могут ошибаться и ошибаются. Аллах не сделал никого в этом мире совершенным. Когда обладатели знания совершают ошибки в мирских делах, следует помнить что они такие же создания как и мы, поэтому им следует указать на их ошибку и побудить их пересмотреть свои взгляды. Если же совершенная им ошибка касается религии, тогда следует применить по отношению к ним все вышеупомянутые смягчающие обстоятельства.
По причине того, что Всевышний Аллах возвысил обладателей знания над другими людьми, злословие в их адрес и распространение слухов о них не подобно злословию в адрес обычных людей. Человек, злословящий об обладателях знания, увидит последствия этого как в мирской, так и в последующей жизни. То, что сделали ученые для Ислама очевидно. Именно они стали причиной того, что Коран, Сунна, дошли до нас, и они установили правила, дали всякие разъяснения и выносили решения для правильного понимания религии. Поэтому мы должны бояться того, что в один из дней мы можем потерять все это благо, так как благо увеличивается, когда люди благодарны, и уменьшаются, когда люди становятся неблагодарными. Одна из причин, которая может способствовать исчезновению этого блага, это злословие в адрес ученых.
Ибн Асакир, да смилостивиться над ним Аллах, сказал: «Плоть ученых отравлена».
Имам Ахмад ибн Ханбал, да смилостивиться над ним Аллах, сказал: «Плоть ученых отравлена, тот, кто понюхает ее – заболеет, а тот, кто станет, есть её – погибнет». Имам Ахмад, да смилостивиться над ним Аллах, под словами «понюхает её» имел ввиду тех, кто станет слушать то, как злословят об ученых, а под словами «есть её» имел ввиду тех, кто станет злословить о них. Ибн Асакир, да смилостивиться над ним Аллах, говорил: «Сердце того кто станет злословить об ученых, Аллах умертвит раньше, чем умертвит его самого». Абдуллах ибн Мубарак, да смилостивиться над ним Аллах, сказал: «Будущая жизнь того, кто насмехается над учеными, будет погублена». Приверженцы нововведений, которые стараются всяческими способами умалить достоинство ученых, занимались выискиванием их ошибок во все времена. Когда Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах отправился к хариджитам, чтобы довести до них доводы, некоторые из них сказали ему: «Ты пришел всего лишь защитить сына своего дяди» - и ушли.
Умаляя достоинство ученых, приверженцы своих страстей преследуют определенные цели. Их целью является снизить авторитет ученых среди людей, опорочив их, а затем распространять свои идеи. И если люди перестанут слушать ученых, тогда приверженцы нововведений будут распространять среди людей все, что им заблагорассудиться. Когда кто-нибудь услышит что-то нехорошее об ученом, ему следует в первую очередь уточнить эту новость, так как большая часть слухов распространяющихся об ученых является ложью. А если какой-то слух и оправдается, то не надо отказываться от этого ученого, так как ученый такой же человек, как и мы и он так же может ошибаться.
Если обратить внимание на начальные времена Ислама, то нетрудно заметить что бараката от знаний в те времена было много. Причиной этому было уважение, которое люди проявляли к ученым, любили их, принимали их слова и не злословили о них. Любовь к ученому – это сунна. Кутайба, да смилостивиться над ним Аллах, сказал: «Всякий кто любит ученых, является приверженцем Сунны, а тот, кто не любит их, является приверженцем нововведений». Абу Хатим, да смилостивиться над ним Аллах, говорил своему сыну: «Знай, что тот, кто любит Ахмада ибн Ханбаля, является приверженцем Сунны». Имам Маруази, да смилостивиться над ним Аллах, рассказывал: «Прибыл один человек из Турсуса и сказал: «Когда мы были на войне с римлянами, муджахиды по ночам поднимали руки к небу и говорили: «Делайте дуа за Абу Абдуллаха (имама Ахмада ибн Ханбаля)». Когда Хашур ибн Исмаиль, да смилостивиться над ним Аллах, был в Багдаде и услышал, что в город прибыл Мухаммад ибн Исмаиль, то сказал: «Сегодня в Багдад прибыл господин ученых». Когда Аййубу, да смилостивиться над ним Аллах, приносили весть о смерти кого-либо из приверженцев Сунны, он говорил: «Мне это тяжко, как будто я потерял один из своих частей тела». Затем он, выдержав паузу, вновь сказал: «Те, кто желают смерти одного из приверженцев Сунны, хотят затушить свет Аллаха». Яхья ибн Джафар, да смилостивиться над ним Аллах, сказал: «Если бы я мог отдать часть своей жизни имаму аль-Бухари, я бы непременно сделал это. Моя смерть, это смерть обычного человека, а его смерть – это уход знания». Абу Ханифа да смилостивиться над ним Аллах, сказал о своем шейхе Хаммаде: «После того, как он научил меня знанию, я не совершил ни одну молитву, не обратившись в них с мольбами за него и своих родителей». Один человек пришел к имаму Ахмаду, да смилостивиться над ним Аллах, и сказал: «Я встретил в мечети малого, которого зовут Абу Зура. Имам Ахмад разгневался и сказал: «Ты называешь его малым?!» Затем он поднял руки к небу и стал взывать к Аллаху с мольбами за него, сказав: «О Аллах! Дай ему победу над теми, кто завидует ему! О Аллах прости его! О Аллах, отведи от него беды!»
Саляфы, когда видели ошибки своих братьев, то не распространяли их, а напротив, старались исправить их. Они даже не меняли своего отношения друг к другу. Передается от Ибн Абу Дунйа, да смилостивиться над ним Аллах, что однажды возникло разногласие между С’адом и Халидом, да смилостивиться над ними Аллах. Один человек пришел к С’аду и упрекнул Халида. Услышав это С’ад приказал ему замолчать и сказал: «Разногласие, возникшее между нами, не относится к нашей религии». Передается от Юсуфа ас-Садафи, да смилостивиться над ним Аллах, который сказал: «Между мной и имамом аш-Шафии было разногласие по одному вопросу. Однажды мы встретились и он, взяв меня за руку, сказал: «О Юсуф! Разве разногласие, существующее между нами, может помешать нам оставаться братьями?!» Поистине я не видел никого умнее его».
Те люди, которые злословят об ученых должны знать и понимать, что они не приносят вреда никому кроме самих себя!


Хвала Аллаху Господу миров, да пребудут мир и благословение Аллаха над пророком нашим Мухаммадом, его семьей, его благородными сподвижниками, и теми кто последовал их путем!

Составитель: Рамиль Султанов
Перевод с азербайджанского: Абу Имран ас-Саляфи
abuimran as-salafi
 
Сообщений: 41
Зарегистрирован: 15 ноя 2008, 20:17

Re: Разногласия между учеными

Сообщение »

Салам алейкум!
отличная статья! Аллаху акбар!
Кутайба, да смилостивиться над ним Аллах, сказал: «Всякий кто любит ученых, является приверженцем Сунны, а тот, кто не любит их, является приверженцем нововведений»

джазакаЛлаху хайран!
Аватар пользователя
Абу 'АбдуЛлагь
 
Сообщений: 230
Зарегистрирован: 21 май 2009, 21:35
Откуда: Махачкала


Вернуться в Разное

cron