Для тем, которые не соответствуют предыдущим разделам по фикху

Что отвечает за разум: сердце или мозг?

Сообщение »

Ассалам алейкум братья. У меня вопрос такой: много раз я слышал в лекциях Абу Мухаммада аль Казакстани что за разум у человека отвечает сердце. А мозг так, вспомогательный орган. А в статье Али Заде (к сожалению не смог найти ее сейчас) читал что сердце в Коране упоминается в метафорическом, переносном смысле что ли... Вопрос: если за разум отвечает сердце, то как объяснить современные операции по пересадке сердца человека человеку (порой даже пересаживают сердечный клапан свиньи уа агузу биллях!)? Если за разум отвечает сердце, получается что человек с пересаженным сердцем на самом деле уже мертв (с точки зрения шариата), а тот человек который уже умер, но сердце которого все еще живо, живой? Я запутался.... Что говорят большие ученые? Есть мнение Альбани по этому вопросу? Джазак аллаху хайран!
Казах
 
Сообщений: 22
Зарегистрирован: 06 сен 2009, 05:28

Re: Что отвечает за разум: сердце или мозг?

Сообщение »

Уалейкум Ассалям уа рахматуляхи брат

Во первых брат, насколько я знаю Али Заде то ли ашарит то ли матуридит, это философские школы, поэтому он рассуждает по философки, они делают Тауиль (искажение смысла) без довода. Не следует тебе читать его.

Во вторых, У нас в исламе довод это Коран и Сунна, поэтому если Аллах сказал что Сердце это источник разума значит так оно и есть, и мало ли что там наука доказала или нет, наука вещь относительное, сегодня что то обсуждается как факт, а завтра оказывается что это было заблуждение. А Коран и Сунна это от Твоего Господа который ни когда не ошибается и который о всякой вещи Знающ
Адиль Абу Бакр
 
Сообщений: 119
Зарегистрирован: 01 фев 2009, 13:08

Re: Что отвечает за разум: сердце или мозг?

Сообщение »

Адиль Абу Бакр писал(а):Уалейкум Ассалям уа рахматуляхи брат

Во первых брат, насколько я знаю Али Заде то ли ашарит то ли матуридит, это философские школы, поэтому он рассуждает по философки, они делают Тауиль (искажение смысла) без довода. Не следует тебе читать его.

Во вторых, У нас в исламе довод это Коран и Сунна, поэтому если Аллах сказал что Сердце это источник разума значит так оно и есть, и мало ли что там наука доказала или нет, наука вещь относительное, сегодня что то обсуждается как факт, а завтра оказывается что это было заблуждение. А Коран и Сунна это от Твоего Господа который ни когда не ошибается и который о всякой вещи Знающ


Уагалейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатух. джазак аллаху хайран брат, я не знал что Али Заде ашарит. Я перефразирую вопрос, потому что мне кажется я его изначально не правильно сформулировал, если сердце отвечает за разум, тогда с точки зрения шариата, человек которому пересадили сердце другого человека, он что считается умершим, а жив тот кому это сердце принадлежало? неужели этот вопрос не задавался большим ученым, ведь ежегодно тысячи операций делаются по пересадке сердца?
Казах
 
Сообщений: 22
Зарегистрирован: 06 сен 2009, 05:28

Re: Что отвечает за разум: сердце или мозг?

Сообщение »

Ринат отвечал на подобный вопрос. Если не путаю, это в записи "Встреча в Санкт-петербурге".
Муслим
 
Сообщений: 223
Зарегистрирован: 30 авг 2008, 08:22
Откуда: Казахстан

Re: Что отвечает за разум: сердце или мозг?

Сообщение »

brat Kazah mne kajetsya horoshi vopros. mne kajetsya ne speshi verit bez dovoda. prosto bila pohojaya tema nashet zemli i solsna. v nachale govoril chto kto skajet chto zemlya vertitsya vokrug solnsa on kafir. kajetsya tipa slova Ibn baza. a potom priveli dokazatelsvo chto on takoe ne govoril. i slova imama Albani vobshe drugoy bil kak ya ponel. i mne kajetsya ty toje ne speshi verit tem kto eto otricayet tot kafir. ved mojet byt tam drugoy smisl. i ne vajn asharit on ili ne. vpolne vozmojno chto v etom voprose Ali zade prav. itd
Anet
 
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 08 дек 2009, 13:12

Re: Что отвечает за разум: сердце или мозг?

Сообщение »

SOLIH ALI-SHEIH GOVORIT NA ZAPISI 40-HADISOV AN-NAVAVI CHTO RAZUM V SERDZE,I ETO IMEET OTNOSHENIE K RUHU,TO EST K DUSHE.
DAUD AL-HANBALI
 
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 29 мар 2009, 22:10

Что отвечает за разум: сердце или мозг?

Сообщение »

Саляму алейкум! Следует задаться немного иначе, а именно что такое 'акль (разум), который в сердце? Ринат давал определение, пока не могу вспомнить в какой лекции. Одним словом кафиры не обладают разумом, т.к разумный тот, кто принимает Истину. Думаю это в шариатском значении. УаЛлаху а'лям.
Аватар пользователя
***
 
Сообщений: 572
Зарегистрирован: 24 окт 2008, 12:40

Re: Что отвечает за разум: сердце или мозг?

Сообщение »

Уа алейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатуху.
"...Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это — сердце".

БаракаЛлаху фикум. Может тут имеется ввиду общее состояние разума, т.е. первоисточником мысли является сердце. Если духовный настрой от сердца хороший, то и убеждения хорошие и дела хорошие, а Аллаху та`аля один ведёт прямым путём, и тут уже вопрос о предопределении, а об этом мы не спрашиваем а Аллаху Алим.
Гадель ибн Ислям
 
Сообщений: 218
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 21:52
Откуда: Татарстан, Набережные Челны

Re: Что отвечает за разум: сердце или мозг?

Сообщение »

ассаляму алейкум братья, очень интересный вопрос, и ответы тоже. Если завтра врачи научится пересаживать не только сердце, но и мозг, то что тогда? Аллах расчитает людей по справедливости куда бы не пересаживались. Меня удовлетворил следующий ответ. Человек который курит может быть академиком (умным то есть) и он мозгом понимает, что убивает себя курением и вредит себе, но его сердце больное без имана, не дает ему принять решение и освободиться от приченения себе вреда. То есть не нужно путать понятия разума сердца как источника принятия решений между халяль и харам и разум мозга вычислительный механизм работающий с информацией и порой понимающий истину, но не принимающий ее сердцем. И так не только в вопросах с курением, но и во всем. Не разумный кафир, потому, что его сердце не выбирает между халялем и харамом, оно вообще без имана и не принимает решений. Слепые, глухие, немые и они не разумеют. Не слепы взоры, но сердца слепы. Сахих?
Ural
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 16 янв 2010, 19:29

Сообщение »

Салам алейкум!
Братья, а к чему вообще весь спор? Разве шариат обязывает иметь какое-либо убеждение в этом вопросе: где разум - в сердце или в голове?
Можно конечно узнать для себя правильное мнение, однако это не вопрос акъиды, которой обязан обладать каждый мусульманин, тем более в этом вопросе есть разногласие среди имамов с давних пор.
Правильное же мнение все таки в том, что разум, отвечающий за руководство и наставление на истинный путь, находится в сердце, а разум, посредством которого человек рассуждает - находится в головном мозге.
Всевышний Аллах говорит: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди» (аль-Хадж 22: 46).
Также Всевышний Аллах сказал: «Мы сотворили для Ада много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют» (аль-А’раф 7: 179).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, в теле есть кусочек, который если будет хорошим, делает хорошим и все тело, а если будет негодным, приводит в негодность и все тело. И это - сердце!» аль-Бухари 52, Муслим 1599.
Имам ан-Науауи относительно этого хадиса сказал: "Этот хадис использовали в качестве довода на то, что разум в сердце, а не в голове, и в этом вопросе есть известное разногласие. Наш мазхаб (шафиитов) и большинства мутакаллимов в том, что разум в сердце. А Абу Ханифа говорил: "Разум в головном мозге". И было сказано, что он в голове. Также первое мнение передавалось от философов, а второе мнение - от врачей. Говорил аль-Мазири: "Те, кто считал, что разум в сердце, опирались на слова Всевышнего: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди». Также они опирались и на упомянутый хадис. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал спасением тела и его порчей следствие сердца, тогда как головной мозг также является частью тела, следовательно негодность и спасение мозга также зависит от сердца. И становится ясно, что не мозг является местом разума". См. "Шарх Сахих Муслим" 11/29.
Къады Абу Я'ля говорил: "Место разума - это сердце, о чем говорил Абу аль-Хасан ат-Тамими в книге "аль-'Акъль" (Разум), сказав: "То, что мы говорим: Разум в сердце, свет которого возвышается к головному мозгу!" См. "аль-'Удда" 1/89.
Спросили шейха Ибн Усаймина: "Является ли из акъиды ахлю-Сунна то, что место разума - сердце, так как Аллах говорит: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь» (аль-Хадж 22: 46). Или же смысл слова "разуметь" в аяте означает: размышлять? Дайте нам наставление, какова акъида ахлю-Сунна в этом, чтобы мы имели такое убеждение. Джазака-Ллаху хайран!"
Шейх Ибн Усаймин сказал: "А какова польза от этого?!... Указывает ли Коран на то, что разум в сердце или в голове? Правильным является то, что разум в сердце, однако он имеет связь с головным мозгом, как говорил имам Ахмад: "Место разума - сердце, но у него связь с мозгом". Ведь известно сейчас, что если мозг придет в расстройство, то придет в расстройство и разум. Если сказать - а я не знаю, говорил ли кто-либо подобное - : что разум отвечающий за руководство в сердце, а за понимание в головном мозге, если так будет сказано, то это не далеко от правильного мнения! Ведь есть разница между разумом руководства, что заключается в хорошем поведении, и разум понимания, который является следствием ощутимого понимания".
http://live.islamweb.net/lecturs/mal3ot ... /400160.rm
А что касается образованных неверных, то какими бы они умными ни были, они не являются разумными в истинном значении этого слова, ибо будь они действительно разумными, то не умерли бы неверными! И об этом сообщил Всевышний Аллах, устами самих неверных, которые скажут об этом в Судный день: «Если бы мы прислушивались и были разумными, то не оказались бы среди обитателей Пламени!» (аль-Мульк 67: 10).
Т.е. разум всяких неверных-ученых был разумом головного мозга, следствием которого является обучение и т.п., тогда как они лишены разума сердца, следствием чего является размышление об истине и верном руководстве!
Уа-Ллаху а'лям.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re: Что отвечает за разум: сердце или мозг?

Сообщение »

Джазак Аллаху хайран брату A'mash за подробное объяснение. Хочу сказать, что слышал аудизапись как шейху Албани, да смилуется над ним Аллах, задали подобный вопрос о пересадки сердца неверующего человека мусульманину, на что он ответил вопросом - Это имеет место? на самом деле....если нет, то у нас есть дела которые нас касаются, а когда станет этот вопрос необходимостью, то тогда будет ответ
Абу_Абдурахман
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 30 янв 2010, 02:50

Re: Что отвечает за разум: сердце или мозг?

Сообщение »

Полезные выдержки из ответа шейха Абдульмухсина Аль-Убайкана на вопрос: "Разум в сердце, или его место - головной мозг? И как объяснить это, учитывая проводимые операции по пересадке сердца?"

Шейх сказал: "Вся хвала Аллаху, после раздумий над этим мне стало ясно, что нет здесь сложности в понимании и нет противоречия, независимо от того скажем ли мы что разум в сердце, или скажем, что разум в головном мозге. Потому что органы тела не двигаются и не выполняют какую-либо функцию, кроме как с присутствием души, которая и приводит их в действие. И не может сердце разуметь, кроме как с присутствием души. Именно душа - это основа, которая делает так, что сердце разумеет или не разумеет, а сердце - это просто инструмент, приводимый в движение душой.
Таким образом, не имеет значения замена органа, такого как сердце, если все еще есть душа, душа этого человека, ведь именно к ней в действительности относится (всякое) дело. Она приводит в движение каждый орган для выполнения им определенных функций: ногу для ходьбы, язык для произнесения чего-либо, глаз для созерцания, ухо для слышания и так далее. А без присутствия души эти органы ничего не стоят. И когда пересаживают сердце одного человека другому, то оно становится сердцем того, кому его пересадили, и невозможно сказать: "Это - Зейд, а его сердце - сердце Амра". И не говорится: "У этого человека разумное сердце". - Но говорится: "Этот человек - разумный, а этот - сумасшедший". -Т.е. разум относится к человеку, а не к его сердцу.
И после этого я ознакомился со словами шейх уль-Исляма Ибн Таймии, да помилует его Аллах, из которых может быть понято именно это. Мы предоставляем их уважаемым читателям, как и слова обладателей знания о разногласии в том, в сердце разум или в головном мозге".


И из слов шейха уль-Исляма Ибн Таймии, которые привел шейх Абдульмухсин:
"А что касается его слов: "Где место разума в нем (в человеке)?" - То разум относится к душе человека, которая и разумеет. А что касается тела, то он связан с сердцем, как сказал Всевышний: "Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь?"[/i] И спросили у Ибн Аббаса: "Как ты получил знания?" Он ответил: "Вопрошающим языком и разумеющим сердцем".
Однако, под словом "кальб" (сердце, сердцевина) может подразумеваться орган конусообразной формы, находящийся в левой стороне тела, внутри которого есть черный сгусток, как передано в двух достоверных сборниках от пророка, мир ему и благословение Аллаха: "Поистине, в теле есть орган, если будет он праведным, то станет праведным для него и все остальное тело, а если будет он испорченным, то станет испорченным для него и все остальное тело".
И может подразумеваться под словом "кальб" то, что внутри человека в общем. Ведь сердцевина чего-либо - это его внутренность, как, например, сердцевина семечки, жемчужины, ореха и тому подобное. И отсюда название колодца словом "калиб", потому что он выпускает наружу свою "сердцевину", т.е. то, что у него внутри. Теперь, если под словом "кальб" подразумевается это значение, то разум так же связан и с головным мозгом (человека). Поэтому говорят: "Разум - в головном мозге". - Как это говорят многие врачи, и как это передано от имама Ахмада. И говорят многие из его (Ахмада) соратников: "Основа разума - в сердце, а когда он становится полноценным, то доходит до мозга".
И если уточнить, то у духа, который и является душой, есть связь и с тем (сердцем), и с этим (мозгом). И в том, что касается такого ее (души) качества как разум, то оно связано и с тем, и с этим, однако основа мышления и анализа - в головном мозге, а основа воли и желания - в сердце"[/i]. См.: "Маджму' аль-фатауа" 9/303.

И из того, что шейх Абдульмухсин передал от имама Ан-Навави, из его объяснения к хадису: "Поистине, в теле есть орган, если будет он праведным, то будет праведным и все тело, а если будет он испорченным, то будет испорченным и все тело, и этот орган - сердце (кальб)":
"Этот хадис приводится в довод на то, что разум в сердце, а не в голове. И в этом известное разногласие. Мазхаб наших товарищей (шафиитов) и большинства мутакаллимов (ашаритов, матуридитов, куллябитов, му'тазилитов) заключается в том, что разум в сердце. И сказал Абу Ханифа: "Он в головном мозге". И может быть сказано: "В голове". Так же первое мнение передали от философов, а второе - от врачей". См.: "Шарх Сахих Муслим" 11/29.

И после упоминания этих и других цитат и комментария с рассуждением о возражениях по этому вопросу шейх заключил: "Воспринимает объекты, формирует представление о них и исследует их - мозг, затем он отправляет результат сердцу, затем сердце или приказывает исполнить решение, или приказывает воздержаться в соответствии со словами посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: "Если будет этот орган праведным, то будет праведным и все тело, а если будет он испорченным, то будет испорченным и все тело".

См.: http://al-obeikan.com/article/94-.html
Аватар пользователя
Aleesh
 
Сообщений: 1676
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 15:09


Вернуться в Разное

cron