Для тем, которые не соответствуют предыдущим разделам по фикху

ВЫХОД ЖЕНЩИНЫ В ПУТЬ БЕЗ МАХРАМА

Сообщение »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Краткое слово о пути женщины без махрама

Кто такой махрам?
Имам Ибн аль-Асир сказал: “аль-Махрам – это тот, кто не имеет право жениться на женщине из числа ближайших родственников, как отец, сын, брат, дядя и т.п.” См. “ан-Нихая” 1/337.
Имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид сказал: “аль-Махрам – это тот, с кем дозволено женщине отправляться в путь и оставаться наедине. Это каждый, кому запрещено жениться на женщине”. См. “Ихкамуль-ахкам” 304.
Махрамы могут быть как близкие родственники, так и молочные, а также ставшие таковыми по причине брака (как муж дочери, муж матери или отец мужа). См. “аль-Маусу’атуль-фикъхия” 36/200.

Является ли условием, чтобы махрам женщины был совершеннолетним?
Ученые разошлись в этом вопросе на несколько мнений по той причине, что нет на это никакого указания ни в Коране, ни в Сунне.
Ханбалиты считали, что несовершеннолетний не может быть махрамом для женщины в пути. Имам Ибн Къудама сказал: “Имам Ахмада спросили: «Ребенок может быть махрамом?» Он ответил: “Нет, пока не станет совершеннолетним! Ведь ребенок не может уследить за собой, так как же он уследит за женщиной?!” Ведь смысл в наличии махрама в том, чтобы оберегать женщину, а это способен сделать только совершеннолетний и разумный”. См. “аль-Мугъни” 6/302.
Ханафиты считали, что подросток подходит в качестве махрама. Имам Ибн ‘Абидин говорил: “Разумный подросток, расценивается как совершеннолетний”. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 8/129.
Подросток (аль-мурахикъ) – тот, кто близок к совершеннолетию, достигающий десяти или одиннадцати лет. См. “Лисан аль-‘араб” 10/128.
И это мнение, кстати, выбрал также шейх Мукъбиль. Когда его спросили: «Можно ли женщине поехать с маленьким сыном в другой город на лечение?» он ответил: “Если ребенок достиг возраста различения, то нет в этом проблем. Зачастую тот, кто достиг возраста 12 или 13 лет, является различающим (плохое от хорошего). Поэтому нет проблем отправляться в путь с ним, если нет опасности для искушения. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не дозволенно женщине верующей в Аллаха и в Судный день выходить в путь, кроме как с махрамам!»См. “Иджабату-ссаиль” 678.
Шафииты считали так же, как и ханафиты, однако ставили условием, чтобы подросток был способен оказывать помощь в случае чего женщине. См. “Нихая аль-мухтадж” 10/188.
Что же касается маликитов, то они сделали условие, чтобы ребенок был из числа различающих плохое от хорошего, и не делали какое-либо ограничение в возрасте. Имам аль-Харши аль-Малики сказал: “Совершеннолетие не является условием для махрама”. См. “Шарх Халиль” 7/231.
Имам аль-Хаттаб ар-Ра’ини сказал: “Является ли условием махрама совершеннолетие или же достаточно, чтобы ребенок был различающим? Я не видел на это указания в Коране и Сунне, и внешне достаточно наличия различия”. См. “Мауахиб аль-джалиль” 3/493.
Имам ‘Али аль-‘Адауи сказал: “Различающий – это тот, кто понимает обращение и отвечает на вопрос. И не установлен для этого определенный возраст, это различается в связи с различением разума детей”. См. “Хашия аль-‘Адауи” 3/445.
Однако некоторые ученые говорили, что возраст различия у ребенка начинается с семи лет, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел повелевать молитву детям именно с семи лет, говоря: «Повелевайте вашим детям совершать молитву с семи лет, и бейте их за отказ от нее с десяти лет. И укладывайте их спать отдельно». Ахмад 6689. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Что же касается путешествия или же уединения при ребенке, который не различает ничего, то нет среди ученых разногласия в том, что такой не является махрамом! Имам ан-Науауи говорил: “Если женщина останется наедине с посторонним мужчиной с маленьким ребенком, которого не стесняются по причине того, что он маленький, то это относится к запретному уединению!” См. “Шарх Сахих Муслим” 9/109.
Что касается рассматриваемого вопроса, то наиболее справедливым представляется мнение имама Ахмада, который считал, что махрам должен быть умственно-полноценным и совершеннолетним, который сможет заботиться и оберегать женщину. Однако, если женщина будет опираться и на другие мнения упомянутых имамов, о чем также говорил шейх Мукъбиль, то нет на ней ин ша-Аллах греха.
Уа-Ллаху а’лям.

Что такое «путь»?
Ученые разногласили в определении понятия «путь», и высказывали относительно этого много мнений.
По этой причине имамы также разошлись и относительно расстояния пути, с которого женщине запрещено выходить без махрама. Группа ученых, среди которых Суфьян ас-Саури, Абу Ханифа и его сторонники, говорили: “Любой путь, который меньше трех дней, женщина может отправлять в него без махрама”, и это мнение также передается от Ибн Мас’уда. См. “ат-Тамхид” 21/54.
При этом они опирались на известный хадис: «Не выходит женщина в путь, составляющий три дня, кроме как с махрамом!» аль-Бухари 1086, Муслим 1338.
Однако это не совсем так, ибо в других хадисах упоминается и меньшее расстояние, чем равное трем дням, как хадис: «Не выходит женщина в путь, составляющий день или два, кроме как с ней ее муж или махрам!» аль-Бухари 2/231. См. «Сахих аль-джами’» 7304.
В другом хадисе сказано: «Не выходит женщина в путь, составляющий расстояние барид, кроме как с махрамом!» Абу Дауд, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 7304.
Имам Ибн Хузайма, приведя этот хадис, сказал: “Барид – это 12 хашимитских миль”.
А один Хашимитский миль - равен 1848 метрам, что в общей сумме будет немного более 22 км.
Следовательно, в этом хадисе упоминается расстояние меньшее, даже чем один день.
А в одном из хадисов вообще путь не ограничивается каким-либо расстоянием: «Не выходит женщина в путь, кроме как с махрамом!» аль-Бухари 1862, Муслим 1341.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Объединяет смысл всех хадисов (данной темы), несмотря на различие их содержания, это то, что женщине запрещается любой путь, в котором есть опасение фитны, кроме как с махрамом или мужем, будь этот путь короткий или длинный!” См. “аль-Истизкар” 27/274.
Имам ан-Науауи сказал: “Итог таков: все, что именуется путем, запрещается женщине выходить в него без мужа или махрама”. См. “Шарх Сахих Муслим” 9/103.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Запрет на путешествие женщины в одиночку связан со временем. И если она преодолеет в одиночку расстояние часа за целый день, то на это тоже распространяется запрет”. См. “Фатхуль-Бари” 2/660.

Каково положение выхода женщины в путь без махрама?
Женщина не имеет права выходить в путь без махрама, и некоторые имамы говорили, что в этом вопросе есть единогласное мнение (аль-иджма’). Къады ‘Ийяд сказал: “Ученые сошлись на том, что женщина не должна выходить в путь, не считая Хаджа и ‘Умры, а также слабости в стране неверных. Ученые сошлись на том, что женщина может делать хиджру в исламскую страну даже если с ней не будет махрама!” См. “аль-Фатх ар-раббани” 170.
Хафиз Ибн Хаджар передал, что имам аль-Багъауи сказал: “Нет разногласий в том, что женщина не должна выходить в путь, который не является обязательным кроме как с мужем или махрамами. Исключением является неверная, которая приняла Ислам в стране неверных или пленница, которая освободилась”. После его слов Ибн Хаджар сказал: “Другие добавляли к этому: «Или женщина, которая отбилась от спутников, которую нашел достойный мужчина. Дозволено ему сопроводить ее пока она не догонит спутников»”. См. “Фатхуль-Бари” 4/76.
Однако на самом деле в этом вопросе есть небольшие разногласия.
Например, большинство ученых, среди которых Абу Ханифа, Ахмад, аш-Шафи’и, считали, что женщине запрещено выходить в любой путь без махрама, даже если это дозволенный путь, как добровольный Хадж и т.п. См. «аль-Маджму’» 8/341, “Фатхуль-Бари” 4/75, “Хашия Ибн ‘Абидин” 2/465.
В качестве довода они опирались на множество хадисов, в которых запрещается выходить женщине в путь без махрама, часть которых приводилась выше.
Шейх Бакр Абу Зайд говорил: “Запрещено женщине отправляться в путь без махрама, и хадисы относительно этого передаются множеством путей (мутауатир)”. См. “аль-Харраса” 85.
Что же касается совершения обязательного Хаджа без махрама, то ученые разошлись в этом вопросе. Группа ученых считала, что женщина может, (а некоторые даже сказали, что обязана) совершать Хадж, даже если с ней не будет махрама. И среди дозволявших это, были и сторонники первого мнения. Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Передается от ‘Ата, Са’ид ибн Джубайра, Ибн Сирина, аль-Ауза’и, Малика и аш-Шафи’и, что махрам не является условием для совершения Хаджа женщиной, и подобное передают от ‘Аиши”. См. “аль-Муфхим” 3/449.
Имам Ибн Батталь говорил: “Имам Малик, аль-Ауза’и и аш-Шафи’и говорили, что женщина совершает обязательный Хадж с группой надежных женщин, даже если с ней нет махрама! И это дозволяли большинство ученых. И сообщается, что с Ибн ‘Умаром совершали Хадж женщины его соседки”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 4/532.
Имам ан-Науауи говорил: “Женщина может поехать в (обязательный) Хадж без махрама, если не опасается за себя, и это наш (шафиитский) мазхаб!” См. “Шарх Сахих Муслим” 9/98.
Хафиз Ибн аль-Муляккъин говорил: “Те ученые, которые не делали махрама условием (для Хаджа) говорили: «Условием является безопасность для женщины и находится в группе надежных мужчин или женщин!»” См. “аль-И’лям” 6/82.
Однако другие ученые считали, что женщины могут совершить и добровольный Хадж без махрама, если они в группе надежных мужчин и женщин, и в качестве довода они опирались на следующие сообщения:
От ‘Абдур-Рахмана ибн ‘Ауфа сообщается, что «‘Умар ибн аль-Хаттаб разрешил женам пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершить Хадж, послав с ними ‘Усмана ибн ‘Аффана и ‘Абдур-Рахмана ибн ‘Ауфа». аль-Бухари 1860.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “И в этом довод на дозволенность путешествия женщины с достойными доверия женщинами, если путь безопасный. И на это указывает согласие ‘Умара, ‘Усмана, ‘Абдур-Рахмана и жен пророка (мир ему и благословение Аллаха), и никто из сахабов это не порицал!” См. “Фатхуль-Бари” 4/91.
Также подобное было не один раз, поскольку имам Ибн Са’д приводил с достоверным иснадом, что «Абу Исхакъ ас-Саби’и рассказывал, что видел, как жены пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершали Хадж и во времена аль-Мугъиры ибн Шу’бы». См. “Фатхуль-Бари” 4/87.
Эти сообщения указывают на то, что нет запрета для женщины, совершить добровольный Хадж без махрама, как это говорил имам аль-Байхакъи.
Однако все же правильным мнением является то, что женщине не следует совершать ни обязательный, ни добровольный Хадж без махрама, поскольку махрам является условием для выполнения Хаджа женщиной. И это мнение основано на хадисе, который передается от Ибн ‘Аббаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не совершает женщина Хадж, кроме как с махрамом!» аль-Баззар 2/187, ад-Даракъутни 2/222, ат-Табарани 11638. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Аууана, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 4/88, “ад-Дирая” 2/14, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3065.
О тех, кто выдвигал различные условия для Хаджа женщины помимо наличия махрама, имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Они оставили мнение, основанное на внешнем смысле хадиса, и каждый из них выдвинул условие, на которое у них нет довода!” См. “аль-Мугъни” 5/31.
Но если женщина все же совершила Хадж без махрама, то по мнению большинства ученых, несмотря на ее грех, ее Хадж действительный! И это же мнение выбрал шейх Ибн ‘Усаймин, несмотря на то, что женщина совершила ослушание. См. “Фатауа аль-харам аль-макки” 3/49.
И последнее мнение состоит в том, что женщина может выйти без махрама в любой дозволенный путь, будь это Хадж, посещение родных, торговля, требование знание и т.п., если путь безопасный.
Этого мнения придерживались некоторые ханафиты, маликиты и ханбалиты. И это мнение захиритов, что выбрал имам Ибн Хазм. См. “аль-Мухалля” 7/47.
Имам Ибн Муфлих говорил: “Любая женщина может совершать Хадж, если есть безопасность, даже без махрама. И это касается любого путешествия дозволенного и не обязательного, как посещение (зияра) и торговля”. См. «аль-Фуру’» 3/177.
Что касается шейхуль-Ислама Ибн Таймии, то у него по этому вопросу было два мнения. Первое мнение было подобно словам его ученика – Ибн Муфлиха, а второе мнение состоит в том, что путь женщины без махрама запрещен. См. “аль-Ихтиярат аль-фикъхия” 171, “аль-Инсаф” 8/79, “Шарх аль-‘Умда” 2/177.
Сторонники этого мнения связали запрет на путь без махрама именно с опасностью, и дозволяли это при отсутствии опасности, даже если с женщиной не будет махрама. При этом некоторые из них использовали известный хадис, который передал ‘Ади Ибн Хатим: “Однажды, когда мы сидели с пророком (мир ему и благословение Аллаха), пришел один человек и стал жаловаться на бедность, затем пришел другой, и стал жаловаться на грабеж. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О ‘Ади, ты видел Хиру?» Я сказал: “Я не видел ее, но слышал о ней”. Он сказал: «Если ты проживешь долго, то увидишь, как женщина в паланкине будет ехать из Хиры и совершать обход вокруг Каабы, не боясь никого, кроме Аллаха!» аль-Бухари 3595.
На этот хадис опирался также и шафиитский имам аш-Ширази в «аль-Мухаззаб». И сторонники этого мнения сказали, что в данном хадисе указание на то, что запрет на путь женщины без сопровождения связан с опасностью, и если ее нет, то нет и запрета.
Однако запрещавшие ответили на этот аргумент тем, что в данном хадисе речь идет о сообщении того, что произойдет, и в нем нет указания на дозволенность этого.
Но те сказали, что данные слова пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул в похвальном контексте, когда речь шла о величии Ислама, что можно отнести к дозволенности этого поступка.
Также эти ученые в своем опирались на ‘Аишу. Имам аз-Зухри передал, что когда при ‘Аише упомянули о том, что женщина не выходит в путь, кроме как с махрамом, она сказала: “Не у каждой женщины есть махрам”. Ибн Аби Шайба 8/640.
Имам Бадруддин аль-‘Айни говорил: “От ‘Аиши передается, что она выходила в путь без махрама, и на это опиралась группа ученых, дозволив женщине выходить в путь без махрама”. См. «‘Умдатуль-къари» 7/128.
И это мнение также выбрал шейх ‘Али Фаркус.
На самом же деле доводы большинства сильнее, а это множество хадисов с одним смыслом: «Не выходит женщина в путь, кроме как с махрамом!» аль-Бухари 1862, Муслим 1341.
Что касается этих хадисов, то в них причина запрета ясна – это отсутствие махрама, а не отсутствие безопасности в пути! А что касается мнения ‘Аиши или поступков жен пророка (мир ему и благословение Аллаха), то это также не может быть доводом против этих хадисов по нескольким причинам:
Имам ас-Сан’ани сказал: “Некоторые дозволяли путь женщины без махрама, опираясь на поступки сподвижников, однако в этом нет довода, так как это не является единогласным мнением!” См. “Субулю-Ссалям” 4/174.
Имам аль-Кармани говорил: “Если ты скажешь: «‘Усман и ‘Абудр-Рахман не были махрамами для жен пророка (мир ему и благословение Аллаха), так как же им было позволено выходить в путь? Тем более в хадисе сказано: «Не выходит женщина в путь, кроме как с мужем или махрамом!» То я скажу: «Надежные женщины заменяют махрама, или же мужчины все были на положении махрамов для жен пророка (мир ему и благословение Аллаха), так как они являются матерями правоверных!»” См. “Шарх аль-Бухари” 2/327.
Таким образом, в этих аргументациях есть много вероятностей, что ослабляет силу довода в них, тогда как такие прямые тексты, как хадис: «Не выходит женщина в путь, кроме как с махрамом!», являются ясными и однозначными в данном вопросе.

Может ли женщина лететь на самолете без махрама?
Женщина не может выходить в путь, какой бы короткий он ни был без махрама, как об этом упоминалось ранее. Имам ан-Науауи сказал: “Итог таков: все, что именуется путем, запрещается женщине выходить в него без мужа или махрама”. См. “Шарх Сахих Муслим” 9/103.
И шейх аль-Альбани, шейх Ибн ‘Усаймин и ученые Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом множество раз запрещали выходить женщине в путь, даже если она будет на самолете короткое время. См. “Фатауа аль-Ляджна” № 9355, 9950.
Что же касается вынужденности отправиться женщине в путь без махрама, то при необходимости это дозволенно. Спросили шейха Ибн Джибрина: «Каково положение пути женщины одной на самолете при необходимости? Учитывая, что махрам отправится с ней в аэропорт и махрам встретит ее в другом конце?» Он ответил: “Нет в этом проблем при затруднении с махрамом как муж, отец. Если женщина должна уехать, а махрам не может ее сопровождать, то нет запрета на это. Но при условии, что ее махрам поедет с ней в аэропорт и не оставит ее пока она не пройдет на самолет, и удостоверившись в то, что махрам на другом конце будет ждать ее в аэропорту. И чтобы при этом у женщины не было запретного уединения, и чтобы она отстранялась от всего запретного при поездке”. См. “Фатауа Ибн Джибрин” 7/97.
Также наши братья-студенты спрашивали года 3 назад в Египте шейха Хасана ибн ‘Абдуль-Уаххаба аль-Банну про то, что у них нет возможности ездить с женами на родину и возвращаться с ними, так как это дорого и не хаватает денег на билет. Шейх ответил, что эта трудность студентов является оправданием.
Уа-Ллаху а’лям.

Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Нет сомнения в том, что позволение женщинам совместное их пребывания с посторонними мужчинами – основа всякой беды и зла! Это из числа главных причин общего наказания, и становится причиной нечестия общества и отдельных людей! И совместное пребывание мужчин и женщин, является причиной скверны и прелюбодеяния!” См. “ат-Турукъ аль-хукмия” 407.

То, что в данной статье является истинной, то это от Аллаха, а если я в чем-то ошибся или упустил, то это от меня и шайтана, который ко всему старается приложить свои руки, а Аллах Свят и далек от всякого несовершенства!

И в завершении, я воздаю хвалу Аллаху - Господу миров!
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2767
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re: ВЫХОД ЖЕНЩИНЫ В ПУТЬ БЕЗ МАХРАМА

Сообщение »

assalamu aleikum ua rahmatuLLAHI ua barakatuh!
u menya takoi vopros, esli jenshina vyshla v put' bez mahrama, zna4it ona oslushalos' Allaha i ego Poslannika (mir i blagoslovenie Allaha emu)? Ei nado taubu delat'?
ummRabia
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 21:49
Откуда: kazakhstan

Сообщение »

Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух
ummRabia писал(а):u menya takoi vopros, esli jenshina vyshla v put' bez mahrama, zna4it ona oslushalos' Allaha i ego Poslannika (mir i blagoslovenie Allaha emu)? Ei nado taubu delat'?

Смотря по какой причине и какой ситуации, если она была вынуждена и вышла в путь по тем причинам, которые указаны выше, и не было у нее махрама, то нет на ней греха ин ша-Аллах. Если же это был выход, в котором не было крайней необходимости, то о том, что такая женщина ослушалась Аллах и Его посланника сказал сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе выше. А покаяние никогда не бывает лишним, даже если оно совершается за маленькие грехи и ослушания, поскольку покаяние делает человека богобоязненным и увеличивает тяжесть даже малого греха в его глазах. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Покаяние – двух видов: обязательное и желательное. Обязательное покаяние – это покаяние за оставление обязанностей и совершение запрещенного. Этот вид покаяние обязателен для каждого совершеннолетнего, как велено это Аллахом и Его посланником. Желательное покаяние – это покаяние за оставление желательных деяний и совершение нежелательных поступков”. См. “Рисаля фи-ттауба” 21.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2767
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re: ВЫХОД ЖЕНЩИНЫ В ПУТЬ БЕЗ МАХРАМА

Сообщение »

Хукм относительно путешествия женщины, которая отправилась в путь одна на самолёте.

Спросили шейха ибн Усеймина (да смилуется над ним Аллах): «Дозволено ли для женщины, чтобы она отправилась в путь без махрама на самолёте, в котором ей будет обеспечена безопасность?»

Ответ: «Сказал пророк (салля Ллаху алейхи уа саллям): «Пусть женщина не отправляется в путь, кроме как с махрамом». Это было сказано пророком (салля Ллаху алейхи уа саллям) в одной из своих проповедей во время хаджа, после чего встал мужчина и сказал: «О, посланник Аллаха! Воистину моя супруга вышла в Хадж, а мне было предписано выйти в поход». Затем сказал пророк (салля Ллаху алейхи уа саллям): «Иди и соверши хадж со своей женой». Пророк (салля Ллаху алейхи уа саллям) велел ему, чтобы он оставил поход и совершил хадж со свей женой и не спросив его: «Твоя жена не опасается за себя? Или она с женщинами? Или она со своими соседями?!», что указывает это на обобщённый запрет для женщины, которая отправилась в путь без махрама, поскольку за этим следует опасность.
И для того, чтобы мы все следовали за этим, давайте проследим за событиями, которые случаются во время пути:
1. Мужчина, который пожелал, чтобы его жена отправилась в путь на самолёте, когда он возвращается с аэродрома – после того, как проводил свою супругу?! Воистину, он возвращается тогда, когда жена ожидает самолёт, чтобы войти в него, в итоге она остаётся в зале ожидания одна без махрама.
2. Допустим, муж зашёл в зал ожидания и остался с ней до тех пор, пока она не улетела. Разве не может самолёт вернуться во время пути? И такое встречается, самолёт может вернуться из-за технических нарушений или не лётной погоды.
3. Предположим, что женщина продолжила свой путь и прибыла в город, в котором она должна была приземлиться. Однако аэродром в этом городе был занят, или воздушное пространство аэродрома не было подходящим для посадки, после чего самолёт отправляется в другое место. Такое вполне вероятно.
4. Даже если самолёт приземлится в установленное время и в определённый аэродром, однако махрам её, который должен был её встретить, не прибыл по причине каких-то проблем, которые постигли его внезапно.
5. Даже если махрам прибыл в установленное время, остаётся у нас ещё одна опасность: кто тот, который был рядом с этой женщиной в самолете? Не бывает так, чтобы рядом с ней находились только женщины. Рядом с ней может оказаться мужчина. Быть может этот мужчина надежный брат из рабов Аллаха, который будет улыбаться ей, беседовать с ней и шутить, возьмёт номер её телефона и даст ей свой номер и т.д. Разве это не возможно? Кто же обезопасен от этого?!
Поэтому существует великая мудрость в том, что пророк (салля Ллаху алейхи уа саллям) запретил женщине отправляться в путь без махрама, не при каких обстоятельствах, чем бы они не были.
Однако кто-то может сказать: «Воистину пророк (Салля Ллаху алейхи уа саллям) не знал о сокровенном. Он не знал об этих самолётах. Быть может он запрещал отправляться в путь на верховых животных, а не на самолётах, т.е.: «пусть женщина не отравляется в путь на верховом животном, кроме как с махрамом.», поскольку посланник (салля Ллаху алейхи уа саллям) не знал о самолётах, которые преодолевают расстояние между Тоифа и Риядом за 1 час и 24 минуты, тогда как расстояние между ними целый месяц, если отправиться в путь на верховом животном».
Ответ на это таков: если посланник Аллаха (салля Ллаху алейхи уа саллям) не знал, то знал его Господь Всевышний Аллах. Всевышний Аллах сказал: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (Ан-Нахль 89)
Я предостерегаю своих братьев от этой опасности, чтобы они не проявляли небрежности и небыли снисходительны к своим женщинам в вопросе их путешествия без махрама, также, как предостерегаю я их, чтобы их женщины не уединялись с посторонним водителем в машине даже если это в своём городе, поскольку это положение опасно. Также я предостерегаю их, чтобы их женщины не оставались наедине с родственниками мужского пола со стороны мужа в одном доме. Так как пророк (салля Ллаху алейхи уа саллям) сказал: «Остерегайтесь того, чтобы приходить к женщинам». После чего сказал мужчина из ансаров: «О, посланик Аллаха! А что ты думаешь о брате мужа? На что он ответил: «Брат мужа – это смерть», т.е. остерегайся его сильнее.
(См шейх Ибн Усеймин мин фатауаху и’дат: ашраф ибну Абдуль максуд том 2, стр. 852-853.)
Abu Sumaya
 
Сообщений: 290
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 16:49

Re: ВЫХОД ЖЕНЩИНЫ В ПУТЬ БЕЗ МАХРАМА

Сообщение »

Ассалямуалейкум уарахматуллахи уабаракатух!!! А можно ли незамужней сестре уехать учиться в Миср, для получения знаний, без сопровождения махрама? Или будет лучше, если она останется на родине, и выйдет замуж? Что лучше из этих двух?
Kamalia
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 04:42

Re:

Сообщение »

Уа алейкум ассалям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Сестра, прочитай статью выше, там ученые приводят ситуации, когда женщина вынужденна и может выходить в путь без махрама, и требование знания они не упоминали для этого!

Kamalia писал(а):Или будет лучше, если она останется на родине, и выйдет замуж? Что лучше из этих двух?

Лучше всего остаться, выйти замуж, а потом вместе с мужем уехать учиться)
Hamza
 
Сообщений: 381
Зарегистрирован: 03 авг 2008, 18:53

Re: ВЫХОД ЖЕНЩИНЫ В ПУТЬ БЕЗ МАХРАМА

Сообщение »

Ассалямуалейкум уарахматуллахи уабаракатух!!! барат ия месте живем в одном доме
вопрос: жена брата мне можно ли снею разговаривать или спрашивать очемта рядом брат или жена есть или ходит он и радом?
Asylzhan
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 11 мар 2011, 20:20

Сообщение »

Ассалямуалейкум уарахматуллахи уабаракатух!!! барат ия месте живем в одном доме
вопрос: жена брата мне можно ли снею разговаривать или спрашивать очемта рядом брат или жена есть или ходит он и радом?

Уа алейкум ассалям уарахматуЛлахи уабаракатух
Разговаривать с женой брата не харам, тем более в его присутствии, но харам оставаться с ней наедине. Так же, как и не харам спросить что-то у посторонней женщины, в чём есть необходимость или нужда.
Про общение и вообще отношения с посторонними женщинами можно прочитать тут:
viewtopic.php?f=33&t=320
Аватар пользователя
АДМИН
 
Сообщений: 273
Зарегистрирован: 06 авг 2008, 01:06

Re: ВЫХОД ЖЕНЩИНЫ В ПУТЬ БЕЗ МАХРАМА

Сообщение »

В статье в основном идёт речь о длительном пути и более-менее дальнем расстоянии.
а как быть в случае выхода в магазин (в 3-х или 15-ти минутах ходьбы) при условии что у женщины только 1 махрам - муж, и при этом работающий бОльшую часть дня?
как быть с прогулками с ребёнком?

Пожалуйста приведите далили.
И ещё фатвы издаваемые учёными арабских стран часто не охватывают проблем новопринявших мусульманок, которые живут в немусульманских странах, у которых нет 5-ти 10-ти братьев и т.п. И которые вынуждены иногда обеспечивать себя даже при наличии мужа.
Что делать этим мусульманкам?!
muslima1986
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 04 янв 2012, 14:12

Re: ВЫХОД ЖЕНЩИНЫ В ПУТЬ БЕЗ МАХРАМА

Сообщение »

Assalyamu aleykum ua rahmatuLlahi ua barakatuhu.Mojet li jenshina poehat s mahramom v druguyu stranu,chtobi viuchit arabskiy yazik,i ostatsya tam jit' s sestrami,tak kak u ee mahrama net vozmojnosti ostatsya s ney tam.A,posle okonchanii uchebi on za ney priedet.Dozvoleno li eto?BarakAllahu fikum!
Знание прежде слов и дел.
 
Сообщений: 35
Зарегистрирован: 06 авг 2008, 13:38

Сообщение »

muslima1986 писал(а):а как быть в случае выхода в магазин (в 3-х или 15-ти минутах ходьбы) при условии что у женщины только 1 махрам - муж, и при этом работающий бОльшую часть дня?
как быть с прогулками с ребёнком?

Сестра, в хадисах запрещено выходить без махарам именно в ПУТЬ, а если бы наличие махарама было бы условием и не в пути, то не было бы такого ограничения, как ПУТЬ!
Следовательно выходить в магазин, гулять с ребенком и т.п. не нуждается в сопровождении махрама.
А что касается отсутствия махрама у женщины вообще, то в данном случае зависит от ситуации и положении, по которым она желает отправиться в путь. Есть такие ситуации, когда и отсутствие махрама не помеха, как например хиджра, которую делает женщина.

Hafiza писал(а):Assalyamu aleykum ua rahmatuLlahi ua barakatuhu.Mojet li jenshina poehat s mahramom v druguyu stranu,chtobi viuchit arabskiy yazik,i ostatsya tam jit' s sestrami,tak kak u ee mahrama net vozmojnosti ostatsya s ney tam.A,posle okonchanii uchebi on za ney priedet.Dozvoleno li eto?BarakAllahu fikum!

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Я задал сестра сейчас твой вопрос шейху Абу-ль-Хасану ар-Рамли, который в свое время был учеником шейха Мукъбиля.
Он сказал так, что зависит от положения этой сестры, которая по приезду будет там как путник или же нет. Т.е. если она там хочет остаться на время и придерживается того мнения, что она путник, которая будет сокращать молитвы, то тогда нельзя ей там оставаться без махрама, так как махрам - условие на протяжении всего пути! Понятно?
Т.е. наличие махрама - это не только на момент самого пути, когда куда-то надо ехать или лететь и т.п. Но и весь путь, как пребывание где-то по прибытию, возвращение и т.п.
Ну а если вы того мнения, что после 4 дней, месяца и т.п. человек уже не путник, то уже и наличие махрама не является условием.
Аллаху а'лям.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2767
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re: ВЫХОД ЖЕНЩИНЫ В ПУТЬ БЕЗ МАХРАМА

Сообщение »

ассалямуалейкумуа рохматуЛлах! вопрос- как быть сестре которая живет с сестрами в городе, а родители в другом. ей надо поехать навестить родителей, а ее братья не понимают таких вещей, как сопровождать ее в пути. ей нельзя выходить в путь одной, но никто не собирается ее сопровождать. что делать? а родители то зовут домой.
Аватар пользователя
vesna
 
Сообщений: 8
Зарегистрирован: 22 янв 2012, 15:11
Откуда: Алматы

Сообщение »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
vesna писал(а):вопрос- как быть сестре которая живет с сестрами в городе, а родители в другом. ей надо поехать навестить родителей, а ее братья не понимают таких вещей, как сопровождать ее в пути. ей нельзя выходить в путь одной, но никто не собирается ее сопровождать. что делать? а родители то зовут домой.

Ответ есть в самой статье, вопрос вынужденности и т.п. возвращается к ней самой, тут никто не сможет ей дать фатуа сестра.

Для пользы по теме выхода женщины в путь без махрама:
Шейх аль-Альбани сказал: “И то мнение, о дозволенности путешествия женщины без махрама с группой других женщин, невозможно быть спокойным относительно этого даже со стороны действительности. В книге «Турукъ аль-хамама» Ибн Хазма рассказывалось, что как-то группа женщин со стран запада отправились в Хадж. Когда они возвращались на корабле с Хаджа, каждая из них совершила прелюбодеяние с одним из работников корабля!” Сл. “Фатауа аль-Имарат” № 58.

Ибн Хазм, в чьей книге приводится этот рассказ, жил 1000 лет назад.
Вот тебе и Хадж, вот тебе и группа "надежных" и "праведных" сопровождающих женщин!
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2767
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re: ВЫХОД ЖЕНЩИНЫ В ПУТЬ БЕЗ МАХРАМА

Сообщение »

Ассаламу алейкум. Может ли девушка у которой нет махрам ехать на работу на расстояние примерно 100-110 км. в ближайшее время планирую приобрести свой автомобиль и осуществлять поездки на нем. Мы планируем открыть семейное дело, но живу я с матерью в Махачкале а хотим открыть в Хасавюрте. Там будет родная тетя по матери.
Гёзель
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 05 мар 2012, 16:26

Re: ВЫХОД ЖЕНЩИНЫ В ПУТЬ БЕЗ МАХРАМА

Сообщение »

ассаламу алейкум. а что делать, если причина-обучение в светском ВУЗе, муж есть, но он в это время был вынужден оставаться с маленьким ребенком. и у нас нет никого, кто бы посидел с ребенком. а брат у меня есть, но он не молящийся и таких вещей (что путь одной запретен) не пониимает. и если я уже это делала-каков хукм этого-храм или макрух? и еще вопрос: если больная родственница, у которой нет махрама, попросила меня поехать с ней в путь, -это разрешено? в первый раз родственница говорила, что просто ей так спокойнее, т к что-то МОЖЕТ случиться с ней. а второй раз утверждала, что она одна в пути может умереть, у нее серьезное заболевание.

И еще вопрос на счет той же ситуации. если женщине требуется отправиться в путь по причине лечения, и это жизненно необходимо, и нет махрама, то как лучше ехать: на такси (где она будет наедине с водителем мужчиной) или в автобусе? т е есть ли какая то разница в шариате насчет пребывания женщины наедине с мужчиной без посторонних или с посторонними? такси довезет женщину от подъезда прямо до больницы, а если на автобусе- то придется самостоятельно и в местро передвигаться. можно ли попросить мусульманку, у которой есть машина, проводить? ведь если она согласится, то получается, что я толкнула ее на порицаемый поступок
umm bilal
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 24 мар 2012, 09:31

След.

Вернуться в Разное

cron