Шейх Ибн Баз про "тамазхуб" и "таклид"

Ответить
Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 369
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Шейх Ибн Баз про "тамазхуб" и "таклид"

Сообщение al-Mubid » 02 ноя 2016, 21:52

Шейх Ибн Баз про "тамазхуб", "таклид" и "безмазхабность"
Вопрос:
«Обязан ли человек следовать определенному мазхабу? Существует книга под названием «Безмазхабность - опаснейшее нововведение, грозящее Шариату Ислама!» Правда ли это? Действительно ли безмазхабность является религиозным нововведением? Есть и другая книга, которая называется «Саляфия – это знаменательный и благодатный исторический период, однако это не один из исламских мазхабов!» Каково ваше мнение относительно этого? Да воздаст вам Аллах благом! Следует отметить, что упомянутые книги принадлежат авторству одного из больших ученых».

Ответ шейха Ибн База:
«Приверженность мазхабу не является обязательным требованием, и не правы те, кто считает, что люди обязаны принимать какой-либо из мазхабов, как например мазхаб имама Ахмада, Малика или аш-Шафи’и. По сути, мазхабы – это новое (ранее неизвестное) явление, возникшее после эпохи сподвижников и даже таби’инов, и приверженность им не является обязательной. Мазхабы – это всего лишь высказывания прославившихся ученых, которые впоследствии были письменно зафиксированы, благодаря чему и получили широкое распространение среди людей. И это такие ученые как Ахмад, Малик, аш-Шафи’и, Абу Ханифа, да помилует их всех Аллах, - все они были такими же учеными как ас-Саури, аль-Авза’и, Исхак ибн Рахавайх и др. И точно так же, как мы не обязаны принимать взгляды и высказывания ас-Саури, Ибн ‘Уяйны, Исхака ибн Рахавайха, аль-Авза’и и прочих, также не обязаны мы принимать и мнения Ахмада, Малика, аш-Шафи’и или Абу Ханифы. Однако мы исследуем вопросы, в которых среди ученых возникли разногласия, и принимаем те мнения, которые совпадают с истиной, а те, что противоречат ей – оставляем без внимания. Что же касается положений, принятых учеными единогласно, то принимать их обязательно, и не существует никаких оправданий для того, чтобы не соглашаться с ними. Итак, положения, относительно которых сложилось единогласное мнение, должны быть обязательно приняты и строго соблюдаться, а положения, относительно которых были высказаны различные мнения, должны быть соотнесены с Кораном и Сунной, как сказал об этом Всемогущий и Великий Аллах: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику…» (Женщины, 59) – и те из них, что будут соответствовать Корану и Сунне, мы примем, а противоречащие им – проигнорируем. И когда кто-то говорит о безмазхабности, имея в виду, что человек не обязан принимать какой-либо определенный мазхаб, то это верно. Если же под бемазхабностью он имеет в виду, что нельзя относить себя к какому-то мазхабу, то это неправильно. Человек имеет право относить себя к мазхабу и быть шафиитом, ханбалитом, маликитом или ханафитом, ибо, если человек был воспитан в лоне какого-то из этих мазахбов и обучался у его шейхов, то нет ничего предосудительного в том, что он будет относить себя к ним. Причисление себя к мазхабу как таковое не является чем-то зловредным. Единственное, о чем должен позаботиться человек, это то, чтобы не подражать кому-либо бездоказательно, не проявлять фанатизма, и в случаях, когда ему станет ясна истина, принять ее, даже если она будет вне его мазхаба. Не позволительно проявлять фанатизм и слепо подражать кому-либо! Если, говоря о безмазхабности, человек имеет в виду отрицание фанатизма и слепого подражательства, то это правильно, а если он имеет в виду запрет на причисление себя к одному из мазхабов, то это не сообразуется с позицией обладателей знаний, и утверждение его абсолютно безосновательно. Единственное, что порицается в этом вопросе, это фанатичная приверженность мнению некого Зейда или ‘Умара, даже если мнение его ошибочно, а также слепое подражательство, при котором человек ничего не исследует и не размышляет о доказательствах тех или иных мнений – вот что является недопустимым! А если человек просто причисляет себя к мазхабу, но поступает ему вопреки, когда он не соответствует истине, то это правильный подход.
Теперь, что касается саляфии. Смысл саляфии заключается в следовании по стопам первых поколений мусульман (саляф) в понимании имен Аллаха и Его атрибутов, вере в них и принятии их такими, какие они есть, без искажения, обессмысливания, придания образа, и уподобления, а также руководство шариатскими доводами и отсутствие фанатизма и слепого подражательства. Вот, что имеется в виду под саляфией! Саляфия – это путь пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и путь его сподвижников. Саляфия – это все равно, что Мухаммадия (дорога Мухаммада), при условии, что у ее последователей будут соответствующие знания и должное разумение. Порой бывает так, что на саляфию претендует всякий невежда, однако в расчет подобные заявления принимаются лишь от того, кто в совершенстве овладел знанием Сунны, познал ее, и последовал тому, что исповедовали посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники – вот кто настоящий саляфит. Саляфит – это тот, кто внимателен к воззрениям праведников из числа первых поколений мусульман (саляф салих), следует по их пути, руководствуется шариатскими доказательствами, верит в аяты Писания Аллаха, а также Его имена и атрибуты, и признает их в том виде, в каком признавали их саляфы, и так, как это подобает величию Аллаха; тот, кто утверждает, что Коран – это не сотворенная речь Аллаха, что Аллах будет узрен людьми в День Воскресения и верующими в Раю. Все это – есть непреложная истина! Все это – есть убеждения праведников из первых поколений мусульман (саляф салих)! Сиё – слова самого пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также его сподвижников! Саляфит – это тот, кто причисляет себя к первым поколениям этой общины, коими являются сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и их последователи, последовавшие за ними строго. И если причисляющий себя к ним, понимает то, что они исповедовали и строго придерживается этого, то он правдив в своих словах, если же он лишь говорит это своим языком, но слова его не находят отражения в делах его, то заявления его лживы. А честность является непременным условием!»
Сл. "Фатауа нурун 'аля ад-дарб" № 926.

http://www.binbaz.org.sa/noor/1772



Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 369
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Сообщение al-Mubid » 02 ноя 2016, 23:16

Вопрос: «Является ли обязательным для мусульманина следовать определенному мазхабу из числа четырех мазхабов?»

Ответ шейха Ибн База: «Не обязан! Если он желает следовать какому-либо мазхабу, если он не знает о доводе, не является искателем шариатских знаний, осведомленным о доводе, по причине чего последовал за определенным мазхабом, то нет в этом проблем. Однако, ему следует, более того, является для него обязательным быть осмотрительным в этом, обращаться к рассудительным обладателям знания, которые по его мнению кажутся ему ближе других к богобоязненности, знанию и достоинству, чтобы быть осмотрительным в своей религии.
Если он является шафиитом, маликитом, ханбалитом, ханафитом, нет в этом проблем.
А что касается ученого, который знает о шариатских доводах, то является обязательным для него исследовать шариатские доводы, принимая довод и не прибегая к слепому подражательству (таклид) за другим. Это то, что является обязательным для него, кроме как при необходимости и отсутствия возможности (для иджтихада).
Таклид следует делать за тем, кто по его мнению и иджтихаду знающей других и ближе других к истине»
.

http://www.binbaz.org.sa/noor/1761



Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 369
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Сообщение al-Mubid » 02 ноя 2016, 23:46

Вопрос: «Уважаемый шейх, некоторые люди полагают, что вы останавливаетесь у границ конкретного мазхаба. Можете ли вы порадовать нас разъяснительным словом относительно этого?»

Ответ шейха Ибн База: «В фетвах, которые исходят от меня, я не ограничиваюсь и не опираюсь в этом на чей-либо мазхаб. Ни на Ахмада, ни на кого-либо иного. Наша опора в этом – приверженность тому, что сказал Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, независимо от того, будет ли это соответствовать мазхабу Ахмада, или аш-Шафи’и, или Малика, или Абу Ханифы, или захиритов, или некоторых ранних саляфов. Суть в том, чтобы держаться того, что сказали Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, и на что указали Коран и Сунна касательно законоположений, ибо это и есть то, что является обязательным для каждого талиба (искателя шариатских знаний)». Сл. "Фатауа нурун 'аля ад-дарб" № 811.

Слушать ответ с 3 мин, 48 сек:
http://www.binbaz.org.sa/noor/1057



Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 369
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Сообщение al-Mubid » 03 ноя 2016, 00:41

Вопрос: «Можно ли мне избрать, к примеру, одного из четырех известных ученых (мазхабов), чтобы я поступал согласно его методу помимо остальных, читал его (труды), чтобы воплощать это?»

Ответ шейха Ибн База: «Не следует тебе делать абсолютный таклид за одним. Напротив, обращайся к обладателям знания касательно того, что стало неясным для тебя. Таклид не является дозволенным! Более того, является обязательным для искателя знания смотреть на шариатские доводы и выбирать то мнение, на которое указывают доводы, независимо от того, совпало это с имамами четырех мазхабов или нет.
Если же человек из числа простолюдинов (‘аммий), то ему не следует делать таклид лишь за одним из имамов. Напротив, он обращается к обладателям знания своего времени, обладателям знания о Сунне, обладателем знания и мудрости. Он спрашивает их о том, что не ясно ему и поступает в соответствии с вынесенной для него фетвой. Ведь человек, подобный ему, не в состоянии отличить достоверное от слабого, истину ото лжи. Простолюдин нуждается в ученых Сунны, которые будут вести его к истине и указывать на истину»
.

http://www.binbaz.org.sa/noor/1685



Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 369
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Сообщение al-Mubid » 03 ноя 2016, 02:22

Вопрос: «Среди молодежи распространилось такое явление, которое выражается в следующих их словах: “Мы не следуем чему-либо из четырех мазхабов! Напротив, мы будем проявлять иджтихад подобно им, поступать так же, как они, и не будем обращаться к их иджтихаду”. Что вы скажите об этом, и каково ваше наставление этим людям?»

Ответ шейха Ибн База: «Эти слова могут быть порицаемы касательно некоторых людей. Однако смысл этого, в действительности, для того, кто достиг такой степени, является правильным. Не является обязательным для людей слепо подражать (таклид) кому-либо. А что касается того, кто говорит: «Обязательно делать таклид за четырьмя имамами мазхабов», тот впал в явную ошибку, ибо не является обязательным делать за ними таклид! Однако обращаются к их словам и словам иных имамов знания, а также возвращаются к их трудам, да помилует их Аллах. И искатель шариатского знания извлекает пользу из доводов, о которых они упоминали.
Что же касается неспособного, то он не является пригодным для проявления иджтихада. Он должен обращаться к знатокам фикха и просвещаться в религии, поступая в соответствии с тем, на что ему указывают, пока он не станет способным и поймет путь, которым следуют ученые. Чтобы стал разбираться в достоверных и слабых хадисах, а также науке хадисоведения, связанной с этим, познании основ фикха и того, что постановили ученые касательно этого. Пока не будет в состоянии извлечь пользу из всего этого и уметь выявлять более сильное мнение относительно разногласия людей.
Что касается того, касательно чего ученые единогласны, то тут вопрос ясен – никто не имеет права идти в противоречие этому! Но обладатели знания обращали внимание на то, касательно чего ученые разногласили. И в таком случае является обязательным вернуть спор к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, как сказал Всевышний Аллах:
«Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению» (Женщины, 59).
Также Всевышний сказал: «Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, остается за Аллахом» (Совет, 10).
А что касается того, кто берется проявлять иджтихад, тогда как он не в состоянии этого сделать, то это величайшая ошибка! Но, следует проявлять высокое стремление в приобретении шариатского знания, проявлять в этом усердие, осмотрительность, следуя путем обладателей знания. Это и есть путь знания в изучении хадисов и их основ, фикха и его основ, арабского языка и его правил, жизнеописания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также исламской истории. Исходя из опоры на эти вещи, постигается сильное мнение в спорных вопросах, при этом обращаясь с мольбой о прощении для обладателей знания, следуя их благому манхаджу, прибегая за помощью к их словам и трудам. Обращаясь к тому, что они разъяснили из числа ясных доводов в качестве подтверждения того, что они выбрали и, отдаляясь от того, что они отвергли. По причине этих вещей искателю знания будет сопутствовать успех в постижении истины, если будет искренним ради Аллаха, прилагая свои усилия в познании истины, не проявляя при этом высокомерия.
А Аллах Всемогущий – Тот, Кто дарует успех»
.

http://binbaz.org.sa/fatawa/189



Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 369
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Сообщение al-Mubid » 03 ноя 2016, 02:56

Вопрос: «Есть люди, которые говорят: “Я совершаю молитву согласно мазхабу шафиитов, или ханафитов, или маликитов”. К сведению, между этими мазхабами есть разногласия касательно правил совершения молитвы, как со стороны её исполнения, так и чтения Корана, и т.п. Каково шариатское постановление касательно этого?»

Ответ шейха Ибн База: «Является обязательным для верующего придерживаться жизнеописания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его слов, его деяний. Обращаться к обладателям знания касательно того, что стало ему неясным. И пусть не ограничивается шафиитами, ханбалитами, маликитами или ханафитами. Пусть проявляет заботу о поступках пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его Сунне, смотрит на слова обладателей знания, если является искателем знания. Спрашивает у обладателей знание о том, что стало ему неясным, чтобы исполнять молитву так, как совершал ее пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а не так, как совершал такой мазхаб или сякой. Любой мазхаб может ошибаться и содержать в себе некоторые ошибки.
Но, если он спросит у искателя шариатского знания, обладателей знания, они направят его. А если он сам способен изучать, то обращается к книгам обладателей знания, к их доказательствам, чтобы знать, что именно соответствует поступкам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а что им противоречит.
Так пусть же он совершает то, что соответствует поступкам и словам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и оставляет то, что противоречит этому.
А Аллах Тот, к кому следует обращаться за помощью»
. Сл. "Фатауа нурун 'аля ад-дарб" № 926.

http://www.binbaz.org.sa/noor/6334



Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 369
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Сообщение al-Mubid » 03 ноя 2016, 13:48

Вопрос: «Четыре учения: ахмадийское, шафиитское, маликитское и ханафитское, являются ли эти учения правильными, и в какое время они появились?»

Ответ шейха Ибн База: «Правильнее говорить: “Четыре мазхаба”.
Ахмадиты – это последователи Ахмада ибн Ханбаля, да смилуется над ним Аллах.
Шафииты – это последователи Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах.
Маликиты – это последователи имама Малика ибн Анаса, да смилуется над ним Аллах.
Ханафиты – это последователи Абу Ханифы ан-Ну’мана ибн Сабита, да смилуется над ним Аллах.
Эти мазхабы известны обладателям знания, и они распространились в более поздние века, начиная с третьего века и позже.
Что касается мазхаба Абу Ханифы, то он стал известен и распространился во втором веке, как и мазхаб имама Малика. А что касается мазхаба аш-Шафи’и и Ахмада, то они распространились после, в третьем веке. Эти имамы на благе, на прямом пути, на истине, да будет доволен ими Аллах и смилуется над ними.
Они – ученые прямого пути и ученые добра, однако нельзя говорить, что кто-либо из них защищен от ошибок и не ошибается. Напротив, у каждого из них имеются ошибки в зависимости от того, насколько Сунна была скрыта от него, и в зависимости от того, что они познали из Книги Аллаха Всемогущего и Великого. Каждый из них мог упустить что-то из знания, что-то из Сунны. И эта вещь общеизвестная, и включает в себя так же других имамов, как аль-Ауза’и, Исхак ибн Рахавейх, Суфьян ибн ‘Уейна, Уаки’ ибн аль-Джаррах и другие известные имамы.
Каждый из них мог что-то упустить из знания, ибо никто не может охватить всю Сунну и все знание. Да, они могли что-то упустить, но, тем не менее, они – имамы прямого пути.
У них есть последователи, которые упорядочили их мазхабы, собрали их вопросы и фетвы, и записали это. Затем эти мазхабы распространились и стали известны по причине их последователей, которые составляли об этом труды. Они собрали в них вопросы этих имамов и то, что они отвечали касательно этого.
И от некоторых из них могут исходить различные ошибки по той причине, что не дошла до него Сунна в некоторых вопросах, и он ответил на основании своего иджтихада, из-за чего могла быть допущена ошибка. Тогда как до другого дошел хадис, он знает этот хадис, и вынес правильное решение. И подобное может произойти с каждым из них в некоторых вопросах, да смилуется над ними Аллах. Поэтому Малик сказал: «Нет из нас никого, кроме как его слова могут быть принятыми или отвергнутыми, кроме находящегося в этой могиле», имея в виду посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
А что касается выбора определенного мазхаба, то это право искателя шариатского знания, однако ему не следует делать таклид за кем-либо! Но если кто-то причислит себя к одному из мазхабов, в виде принадлежности, поскольку он считает, что его правила и основы подходят ему, то нет в этом проблем. Но, не следует ему слепо следовать ни за аш-Шафи’и, ни за Ахмадом, ни за Маликом, ни за Абу Ханифой, ни за кем-либо другим, напротив, ему следует брать оттуда, откуда они брали (Корана, Сунны и слов сподвижников). В спорных вопросах он должен смотреть на доказательства, и принимать то, что будет более правильным со стороны довода.

Что касается тех вопросов, в которых ученые единогласны, то не разрешается никому противоречить в этом, потому как ученые не могут быть единогласны на лжи. Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Не перестанет в моей общине существовать группа, которая будет победоносно сражаться на истине вплоть до Дня Воскрешения». Муслим 156.
И если они единогласны в чем-либо, то эта победоносная группа в их числе.
Однако является обязательным для ученого в спорных вопросах смотреть на доказательства, и если довод в пользу мнения Абу Ханифы, то принимать его мнение, если он в пользу Малика, то принимать его мнение, если в пользу аш-Шафи’и, то принимать его мнение, а если в пользу Ахмада, то принимать его мнение. И точно также, если довод в пользу аль-Ауза’и или Исхака ибн Рахавейха или других, является обязательным принять довод и оставлять то, что противоречит ему, потому что Пречистый Аллах говорит:
«Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению!» (Женщины, 59).
И также Он сказал: «Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, остается за Аллахом» (Совет, 10).
Является обязательным для обладателей знания возвращать спорные мнения среди людей к шариатским доводам, принимая то, на правильность чего указал довод.
А что касается простолюдина, то он спрашивает ученых своего времени, выбирает благого ученого, в котором проявляется подражание пророку, да благословит его Аллах и приветствует, набожность, проявляется в нем наличие знания, о котором отзываются с похвалой люди. Ему следует выбирать такого, спрашивать его, и мазхабом этого человека будет мазхаб того, кто дает ему фетвы. Но ему следует выбирать обладателей знания, спрашивать в своей стране или в другой о тех, кто известен знанием, достоинством, следованием истине и бережным отношением к своим молитвам. И кто из них известен своим следованием Сунне, отращиванием бороды, укорачиванием одежды (чтобы не была ниже щиколотки), кто избегает места, приводящих к обвинениям, и тому подобное, то это из числа признаков, свидетельствующих о прямом пути ученого. И если ему укажут на ученого, который внешне соответствует благу, который известен своим знанием, то спрашивает его о том, что ему неясно, и хвала Аллаху.
«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (ат-Тагабун, 16)
Также Всевышний сказал: «Спрашивайте обладателей знания, если вы не знаете» (Пророки, 7). См. “Фатава Нурун ‘аля ад-Дарб” 1/23-25.

http://www.binbaz.org.sa/fatawa/4721



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2864
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 05 фев 2017, 00:57

В продолжение фатауа шейха Ибн База про тамазхуб:

Спросила женщина из Сирии шейха Ибн База:
«Является ли для меня обязательным следовать определённому мазхабу? Выбрать ли мне этот определённый мазхаб или следует быть как мой отец или мать? Мой отец – ханбалит, а мать – ханафитка. Чему из этого следовать?»

Шейх Ибн Баз ответил: “Не является обязательным тамазхуб, ни для мужчины, ни для женщины. Не является обязательным быть ханбалитом, или маликитом, или шафиитом, или ханафитом, или захиритом. Это не является обязательным, ни для мужчины, ни для женщины. Однако для всех является обязательным держаться истины и смотреть на шариатские доводы. Но если человек не знает об этом, так как он из числа простолюдинов, то он обращается к обладателям знания своего города. Обращается к известным обладателям знания, известным своей праведностью, следованием прямому пути и отдалением от зла. Он обращается к ним касательно вопросов своей религии, ибо Аллах сказал: «Спрашивайте обладателей знания, если вы не знаете» (ан-Нахль 16: 43).
Несведущий человек спрашивает обладателей знания, и когда они ему отвечают, то он опирается на это. Также необходимо, чтобы он спрашивал у учёного довод из Слов Аллаха, слов Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), чтобы извлечь больше пользы.
Если же человек является искателем шариатского знания или если женщина из числа искательниц знания, то она смотрит на доводы, обращается к книгам обладателей знания касательно вопросов молитвы, закята, поста, взаимоотношений, положений, связанных с месячными и т.п. Обращается к книгам, смотрит на доводы, и то, что видится ей опирающимся на довод, придерживается этого.
Это то, что является обязательным для мусульман из числа мужчин и женщин”
. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” № 93.

Прослушать запись:
https://www.binbaz.org.sa/noor/1696

Согласно идеологии мазхабистов шейх Ибн Баз допустил в этом коротком фатуа кучу оплошностей:
1. Заявил, что тамазхуб не уаджиб.
2. Упомянул мазхаб захиритов наряду с четырьмя признанными мазхабами.
3. Советует простолюдинам требовать довод у учёного.
4. Побуждает требующих знание мужчин и женщин погружаться в книги по фикъху, тогда как это прерогатива исключительно муджтахидов.

Вот такая вот суровая безмазхабность шейха)



Аватара пользователя
abu__maryam
Сообщения: 429
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06

Re: Шейх Ибн Баз про "тамазхуб" и "таклид"

Сообщение abu__maryam » 05 фев 2017, 02:48

Мощные слова шейха ибн База, рахимахуЛлах!
Аллаху Акбар!
ДжазакумуЛлаху хейран!

Хотел бы процитировать слова и другого муджаддида нашего времени, про которого учёные саляфиты одним голосом говорят, что он – оживитель Сунны и подавляющий нововведения – шейха аль-Альбани, хоть в этой ветке цитируются именно слова Ибн База )

Шейха аль-Альбани спросили, рахимахуЛлах: «Какое ваше мнение относительно того, кто говорит о себе, что он приверженец мазхаба, но следует доказательствам? Он обязывает придерживаться конкретного мазхаба и аргументируется тем, что если не все, то большинство прошлых имамов были на этом пути».

Шейх аль-Альбани ответил: «По всей видимости, спрашивающий хотел одно, но допустив непроизвольную ошибку в речи сказал совсем иное.
Когда он говорит “Прошлые имамы”, то не первое ли, что бросается на ум - это имамы-муджтахиды, которые (якобы) призывали своих последователей слепо подражать за ними и запрещали им следовать за Кораном и Сунной, так же обязывали их тем, чтобы они шли за ними пядь за пядью?! Но ведь они (имамы-муджтахиды) далеки от этого!
А если под “имамами” он подразумевал не то, что первое бросается на ум с его слов, т.е. он подразумевал учёных-мукаллидов за этими имамами-муджтахидами, то тут мы скажем, что нет значения им (их позиции), которых он назвал имамами, пока они мукаллиды. Ведь обязательным для мукаллида, по признанию самих же мукаллидов, является следовать за словами муджтахидов. Они открыто заявляют, и в их словах есть тонкость, что доказательство муджтахида – это Коран и Сунна, а доказательство мукаллида – это слова такого-то имама, но не слова Аллаха и не слова Его посланника. Слова Аллаха и слова Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, являются доказательством для муджтахида, а что касается мукаллида, то его доказательство – это слова такого-то имама, и не следует ему (мукаллиду) говорить: “Сказал Аллах и сказал Его посланник”.
Мы скажем, что обязуем тебя твоими же словами. Если слепое подражание (таклид) обязывает тебя говорить словами имама, то мы скажем, что все имамы говорили: “Не следуйте слепо за нами в нашей религии. Не следуй слепо ни за мной, ни за Маликом, ни за Суфьяном или др., однако берите оттуда, откуда брали они”. Слов с этим значением множество, часть из них я упомянул в предисловии своей книги “Описание молитвы пророка, да благословит его Аллах и приветствует”.
Значит, слова спрашивающего, что имамы приказывали так, то это ошибка, это ошибка, даже если не сказать, что это наговор на них.
А что касается его слов, что я – приверженец мазхаба, однако, если прояснится доказательство, то я последую за ним, то мы скажем ему: Неужели для тебя по сей день не прояснилось доказательство, что не разрешено тебе избирать имама после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и что никому не дана безошибочность наряду с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?!
Неужели по сей день для тебя не прояснилось, что как нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, точно так же нет никого достойного следованию за ним, кроме посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?! Неужели эта реальность для тебя ещё не прояснилась?!
Я думаю, что он обманывает самого себя, или скрывает (свое истинное положение) перед своими друзьями говоря, что я слепо следую за мазхабом, однако, если прояснится доказательство, то последую за ним. Свят Аллах!
Например, ты следуешь ханафитскому мазхабу, в котором говорится, что выделение крови даже с размера нитки портит омовение. Потом, для тебя проясняется доказательство, что омовение остаётся в силе и ты последуешь за этим доказательством и пойдёшь в противоречие мазхабу. Тогда почему ты не идёшь в противоречие мазхабу, который говорит тебе устами мукаллидов, а не имамов, как например аль-Баджури: “Является обязательным (уаджиб) следовать за большим учёным из их числа”. Откуда взял этот мукаллид такое постановление?! Ведь такое не говорил никто из тех, за кем делают таклид из числа имамов-муджтахидов?! Это они сказали такое, которые заявляют о таклиде, а сами проявили иджтихад и сказали то, что не говорил никто из муджтахидов абсолютно!
Итог, мы даём наставление задающему вопрос или тому, о ком речь, чтобы его мазхабом был посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда и везде. Однако мы не говорим ему так, как полагают некоторые люди и обвиняют нас ложно и не по праву в том, что мы говорим о простых мусульманах, якобы они должны проявлять иджтихад и понимать Коран и Сунну напрямую, чтобы отличали достоверные хадисы от слабых и чтобы знали общий текст, частный, не имеющий конкретизации, имеющий конкретизацию и.т.д. Мы так не говорим! Однако, мы говорим так, как уже сказали множество раз, что Великий Аллах поделил Исламское общество со стороны знаний на две категории: первая – это обладатели знания, а вторая, которые не являются таковыми, и на каждую категорию возложил обязанность, которую они должны выполнять. Обладатели знания, если их спросят, то они должны ответить, а долг других – это спросить:
«Если вы не знаете, то спросите обладателей знания» (16:43).
Значит ты, о мукаллид, который сделал таклид за определённым имамом или мазхабом обязанностью, о которой не сказал ни Аллах и ни Его посланник и ни один из имамов мусульман, является обязательным для тебя выкинуть из головы то, чем ты обязал себя и вменить для себя в обязанность заново следование за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Однако я знаю, что ты скажешь, что я не умею ни писать и ни читать, я – невежественный, то тут приходит тебе ответ из самого Корана на языке, который понятен для просто люда из числа арабов и даже из иностранцев: «Если вы не знаете, то спросите обладателей знания» (16:43). Для тебя является обязательным спросить учёного, который укажет тебе то, на чём был посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а не который укажет тебе на то, что сказал Абу Ханифа, если твой мазхаб ханафитский, или Малик, если твой мазхаб маликитский и т.д.
Нам было велено следовать за книгой Аллаха и за хадисом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это защитой для людей от заблуждения и скитания направо и налево, если они будут держаться за это. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине я оставил вам две вещи, если вы будете держаться за них, то не заблудитесь - книгу Аллаха и мою Сунну».
Просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он умертвил и оживил нас на Коране и Сунне, и последняя наша мольба: Хвала Аллаху Господу миров!»


http://www.alalbany.net/play.php?catsmktba=17660



Ответить

Вернуться в «Основы фикъха и его правила»