В связи с событиями в Мьянме и других местах, где убивают, пытают и притесняют мусульман, хотелось бы посоветовать прочитать статью под названием: «Кого не заботят беды мусульман, тот не из них» Просим Всевышнего Аллаха оказать помощь мусульманам, защитить их от притеснителей из числа безбожников и многобожников, вернуть верующих к их религии, и возвеличить Ислам и мусульман!

ФЕТВЫ ПОСТОЯННОГО КОМИТЕТА О ТАКЛИДЕ И ТАМАЗХУБЕ

Ответить
abu_samirah
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 09 янв 2016, 20:28

ФЕТВЫ ПОСТОЯННОГО КОМИТЕТА О ТАКЛИДЕ И ТАМАЗХУБЕ

Сообщение abu_samirah » 19 ноя 2016, 19:18

Говорится в ответе Постоянного Комитета на вопрос о таклиде за определенным мазхабом и следовании ему во всех случаях:

"Во-первых, четыре мазхаба причисляются к четырем имамам: Имам Абу Ханифа, Имам Малик, Имам аш-Шафи'и и Имам Ахмад. И ханафитский мазхаб причисляется к Имаму Абу Ханифа и таким образом остальные мазхабы.

Во-вторых, эти имамы взяли фикх из Корана и Сунны и были мудждахидами в этом. И муджтахид если оказался прав - то ему две награды: за его иджтихад ("усердие") и за то, что он оказался правым. Если же он ошибся - то ему одна награда за его иджтихад, и у него есть оправдание за его ошибку.

В-третьих, тот, кто способен извлекать напрямую (законоположения) из Корана и Сунны - берет из них, как это делали те, кто был до него и не позволительно ему слепо следовать (делать таклид) за тем, будучи уверенным, что это противоречит истине. Однако он берет то, что считает истиной. Разрешен же ему таклид в том, в чем он не способен (отличить истину) и он нуждается в (таклиде).

В-четвертых, тому, кто не может сам извлекать (напрямую законоположения из доводов), разрешено следовать (делать таклид) тому, кому он доверяет, чтобы ему следовать. И если что-то вызывает у него сомнение, то он спрашивает об этом до тех пор, пока не устранит это сомнение.

В-пятых, как становится из выше сказанного, что (нельзя) следовать за их мнениями во всех случаях и постоянно, т.к. они (быть может) ошиблись. Однако (надо) следовать за истиной из их мнений, а это то, на что пришел довод."

(См. "Фатауа ал-Ляджнату ад-Даима" 5/28)

Так же приходит в фетве того же Постоянного Комитета под номером 3323:


"И тот, кто скажет об обязательности слепого следования (таклид) обучающихся в абсолютном смысле слова - то он ошибается, выражая тем самым плохое мнение об обучающихся в общем. И так же он сузил то, что является широким.

И тот же, кто говорит об ОГРАНИЧЕНИИ ТАКЛИДА ТОЛЬКО ЧЕТЫРЬМЯ РАСПРОСТРАНЕННЫМИ МАЗХАБАМИ - тоже ошибается, т.к. ограничил то, что является широким без довода. (т.е. ограничил тех, за кем можно следовать).

И нет разницы касательно простолюдина между факихом из этих четырех имамов и между другими, как аль-Лейс ибн Са'д, аль-Ауза'и и им подобных из факыхов.

(См. "Фатауа ал-Ляджнату ад-Даима" 5/41)

А вот еще одна фетва Постоянного Комитета:


"И ни один из них не призывал к своему мазхабу, будучи фанатичным последователем этого, и не обязывали они никого действовать в совершении с их (мазхабом) или (другим) определенным мазхабом. Они призывали к делам в соответствии с Кораном и Сунной, разъясняя религиозные тексты, объясняя основные правила (религии), из которых они (выводили) ответвления. Давали фетвы, когда их спрашивали - НО ОНИ НИКОГО НЕ ОБЯЗЫВАЛИ, будь то из их учеников и ПОМИМО НИХ, своими мнениями.

ОДНАКО ОНИ ДАЖЕ ПОРИЦАЛИ ТЕХ, кто делал так (т.е. слепо следовали за ними), и приказывали отбросить их мнения (досл. "ударить их об стену") , если они противоречили достоверному хадису. И они говорили: "Если хадис достоверный - то это мой мазхаб"

ДА ПОМИЛУЕТ ИХ ВСЕХ ВСЕВЫШНИЙ АЛЛАХ.

И нет НИ НА КОМ обязанности следовать определенному мазхабу из этих мазхабов. Однако он должен прилагать все усилия в познании истины по мере возможностей, прося Аллаха о помощи, а потом использовать то богатое наследство знаний, которые оставили предшественники из числа ученых мусульман для тех, кто будут после них. Облегчив им тем самым путь понимания (шариатских текстов) и их практики. И тот, кто не может извлекать (религиозные) постановления из (шариатских) текстом и т.п. из причин, мешающих ему это сделать - то он спрашивает обладателей знаний, которые заслуживают доверия, о тех шариатских постановлениях, в которых он нуждается, делая это в соответствии со Словами Всевышнего:

" Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания." (16:43)

И он должен спрашивать тех, кто достоин доверия и известен своими знаниями, достоинством, богобоязненностью и благочестивостью."

(См. "Фатауа ал-Ляджнату ад-Даима" 5/56)

Вопрос: Разрешено ли человеку оставить тот мазхаб, на котором он был, и перейти в другой мазхаб. И когда ему это разрешено?

Ответ:

Четыре мазхаба не являются обязательными для людей. И слова о том, что является обязательным (следовать за ними) для ищущего знания ("талибу ль-'ильм"), или для каждого мусульманина (является обязательным) остановиться на одном из них - то эти слова являются ложными и неправильными.

Является обязательным то, что узаконил Аллах через слова Своего Посланника Мухаммада ﷺ. И нет ни одного человека, слова которого необходимо брать, будь то четырех (имамов мазхаба) или др.

Обязательным является следование Пророку ﷺ, идти по его пути (манхаджу) в установлениях (ахкамах) и законоположениях, и не дозволено (слепо) следовать (делать "таклид") за кем-либо в этом. Однако является обязательным следовать Пророку ﷺ и брать то, что узаконил Аллах через него ﷺ , вне зависимости, совпадает ли это с четырьмя имамами (мазахбов) или противоречит им. Это является истиной, и поэтому становится ясным, что не является обязательным для мусульманина следовать определенному мазхабу.

Если, (например, кто-то) выбрал мнение Ахмада в (каком-то) вопросе, и причисляет себя к этому, потом берет мнение имама аш-Шафи'и в этом вопросе и причисляет себя к (его мнению),или в других вопросах, т.к. (пришли) доводы (на эти мнения) - то в этом ничего такого нет, будь это мазхаб имама Малика, или имама Абу Ханифа.

ВАЖНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ СЛЕДОВАНИЕ ДОВОДУ.

Если в каком-то вопросе (человек придерживается) мазхаба имама Ахмада, потом он увидел, что доводы на стороне аш-Шафи'и, или имама Малика, или Абу Ханифа, или захиритов или др. из саляфов - то он берет это. И опора идет на доводы.

Как сказал Аллах Всевышний:

"Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику" (4:59)

Т.е. в вопросах разногласий. Что же касается вопросов, в которых единогласны ученые ("иджма' "), то обязан мусульманин брать то, что сказали ученые и в которых они не разногласят. Однако в вопросах разногласий и споров ищущий знания должен смотреть на доводы. И если становится очевидным для него, что доводы на стороне имама Ахмада, или Малика, или Абу Ханифа и др. - но берет (мнение) на основе довода, и придерживается прямоты в этом, не следуя за желаниями и страстями. Однако он следует за доводом.

А если человек переходит из мазхаба одного к мазхабу другого по страстям, когда подходит этот мазхаб (его желаниям): в этом вопросе он придерживается одного, в другом вопросе придерживается другого, следуя за своими страстями и прихотями-то это запрещено. Это игра (с религией, ухищрение), которое запрещено.

Однако, если есть довод - то он смотрит на довод, спрашивает обладателей знаниями, выбирая самое правильное (делая "тарджих") не на основе страстей, и берет на основе довода. Это и есть то, за что получит награду и достоин похвалы.

И это обязанность на нем.

См. "аль-Фатауа Ляджнату Даима" 18/24


Был спрошен Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах:

Вопрос: Разрешено ли тому, что строго придерживается определенного мазхаба в своем поклонении отказаться от (своего мазхаба) и придерживаться другого мазхаба, когда он пожелает? Или обязан мусульманин придерживаться одного мазхаба до самой смерти? И есть ли между четырьмя мазхабами различия в способе совершения молитвы или нет? И какова форма молитвы, которая передается от Пророка ﷺ?

Ответ:

Вопрос придерживания определенного мазхаба ("ат-тамазхуб") содержит в себе подробности:

- человек, который может познать сам установления из доводов и извлечь установления из доводов - то ему не разрешен ат "ат-тамазхуб", однако он должен извлекать установления из доводов, если есть у него возможность и способность этого.

Однако такие редко встречаются среди людей, т.к. этими (людьми) являются муджтахиды из обладателей знания, которые достигли уровня "иджтихада".

Что же касается того, кто не может этого сделать, не может извлекать установления из доводов, а таких много и такого преобладающее положение людей, особенно в нынешнее время, то нет проблем для него в том, чтобы он придерживался одного из четырех мазхабов, однако это не должно быть слепым таклидом (следованием), что он берет все из мазхаба, как ошибки, так и истину.

Однако он должен брать те (положения), в которых он не обнаружил противоречие доводу.

А если ему стало ясным, что это мнение в мазхабе противоречит доводу, - ТО НЕ РАЗРЕШЕНО МУСУЛЬМАНИНУ брать это мнение. Однако ОН ДОЛЖЕН БРАТЬ ТО, НА ЧТО ПРИШЕЛ ДОВОД, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО ИЗ ДРУГОГО МАЗХАБА, и оставить этот мазхаб в пользу другого...."

См. المنتقى من فتاوى الشيخ الفوزان 10 ذو القعدة 1427



Ответить

Вернуться в «Основы фикъха»