для тех, кто не знает, где начать тему или в какой раздел вписать

Художественная литература.

Сообщение »

Ассаляму 'аляйкум ва рохьматуЛлаhи ва барокатуhу.
Вопрос достаточно актуален для многих мусульман, особенно среди молодежи.
1.Можно ли читать художественную литературу (если в ней нет ширка и разврата, разумеется)? Я подразумеваю их чтение не тогда, когда ты, например, учишься в школе или в университете на филолога и тебе НУЖНО их читать, а просто из интереса и любви к чтению.
Я понимаю, что это пустая трата времени, но меня интересует и другая сторона: не запрещено ли читать их по причине того, что они написаны кафирами, или из-за того, что эти истории придуманные? Хотелось бы поподробнее узнать об этом.

2. Можно ли самому писать художественные произведения, небольшие рассказы, статьи или притчи? Эти истории ведь тоже придумываются, является ли это тоже обманом или как?

Если можно, хотелось бы получить развернутый ответ, чтобы потом можно было передать это другим в назидание.
Да вознаградит Вас Аллах наилучшей наградой!
maryam_salsabeel
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 31 мар 2013, 21:38

Re: Художественная литература.

Сообщение »

Спросили шейха ибн Усаймина:
Вопрос: «Я - молодой парень и увлекаюсь написанием рассказов, пьесы и историй на социальные темы исходя из своей фантазии и воображения. Я хочу спросить о (шариатском) постановлении относительно написания таких рассказов, а также о получении денег за это в виде премии на конкурсах, и, возможно ли заниматься писательством как профессией и зарабатывать таким путём?»
Ответ:
«То, что ты представляешь у себя в разуме и после чего описываешь, имеют следующие положения:
Либо это в целях лечения болезни (беды), в которую впали люди, для того, чтобы Аллах спас их путём твоих воображений, либо эти представления не являются дозволенными со стороны шариата.
Если эти вымыслы не разрешены шариатом, то это – харам, и не разрешается, ни в коем случае. Так как это попадает под взаимопомощь в греховном и враждебном, а Всевышний Аллах сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде».
А если это ради лечения болезни, в которую впали люди, и, быть может, Аллах спасёт их от этой болезни путём этих рассказов, то в этом нет проблем, при условии, что предоставив написанное ты дашь понять, что это все не является реальным, однако, ты предоставляешь их в виде притчей, с которых люди извлекут назидания. Но если ты будешь рассказывать это, как будто это все реальное, тогда как это всего лишь твои воображения, в таком случае это не дозволено, так как это содержит в себе ложь, а ложь – запретна. Однако, ты можешь рассказывать это в виде притчей, путём которого станет ясным исход и конец той болезни, которая появилась.
Что касается того, чтобы использовать это средством для пропитания, то в этом нет проблем, если в этих писаниях - лечение мирских вопросов, ибо нет проблем искать пропитание мирскими науками. Но если затронуты религиозные вопросы, то не разрешается брать их причиной для заработка и средством для пропитания. Так как религиозные вопросы должны быть искренними ради Всевышнего Аллаха, так как Аллах говорит: «Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они – те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния».
Итог. Вымысел, представленный в виде рассказов, если в них содержится помощь в грехе и вражде, будут запретным (харам), в любом случае. Если же в них помощь в благом, польза для людей, то это дозволено при условии, что ты покажешь их в виде представления, но не в виде реальной картины, так как этого нет и так как это будет считаться обманом.
Что касается использования писательства в качестве заработка, то в этом нет проблем, если то, что ты хочешь показать людям, служит исправлению чего-то мирского, или в нем есть польза мирская. И нет проблем зарабатывать для мирского.
А если ты хочешь показать людям то, что связано с исправлением чего-то религиозного, то религиозные вопросы человеку нельзя брать причиной и средством для мирского. Так как религия более велика и почетней, чем быть средством для того, что ниже ее».

См. «Нур аля аля ад-Дарб» 9 том 411 стр.
Аватар пользователя
abu__maryam
 
Сообщений: 388
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 22:06

Re: Художественная литература.

Сообщение »

Если человек сочиняя эти рассказы, желает исправления положения людей, то разве шариат не указал нам на то, посредством чего исправляется это положение? По моему шариат дал лечение всех болезней. Я помню тоже когда брат спрашивал меня о хукме просмотра художественных фильмов, одним из пунктов упомянул, что сценарий выдуман сценаристом, и это обман. Он же возразил, "а сценарист и не говорит что это правда, они просто играют роли". В случае если какие то социальные проблемы будут иметь решение в шариате, а ты будешь придумывать истории, которыми пожелаешь исправить эти проблемы, разве это не будет «аль-къысас», о которых составлена целая статья и которые порицали саляф??? Или я что то не понимаю? БаракаЛлаху фикум.
أَبو أَمينة
 
Сообщений: 59
Зарегистрирован: 13 окт 2008, 18:05

Re: Художественная литература.

Сообщение »

Ассаляму алейкум. А каков хукм чтения ради повышения своей грамотности, кругозора ? Для увеличения словесного запаса, чтобы умным(как они себя считают) людям можно было даават делать, - разговаривая "на их уровне ". Они на это обращают внимание, когда мусульмане и двух слов связать не могут. Есть ли слова ученых по этому поводу?
Да прибавит Аллах благих знаний мне и вам!
Серьезный
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 14 авг 2015, 19:36

Re: Художественная литература.

Сообщение »

Уа 'алайкуму салям уа рахмату-Ллах
Я понимаю, что это пустая трата времени

Имам Бадруддин аль-Айни говорил : То, что не отвлекает от повиновения Аллаху, является дозволенным, и это мнение ученых Хиджаза. Разве ты не видел, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) дозволил двум рабыням петь в доме ‘Аиши во время праздника, или как позволил ‘Аише смотреть на игры эфиопов копьями в мечети?! См. «‘Умдатуль-къари» 15/405.

Это к тому что, если какое то дозволенное развлечение, не отвлекает человека от его уаджибатов, не пропускает намазы и.т.п то нет проблем в этом деле. И асар про 'Аишу да будет доволен ею Аллах является всесомым доводом этому, ибо лучший из людей салля-Ллаху 'алайхи уа салям не стал запрещать ей, ибо на каждое добро и на каждое зло, от чего мы должны остерегаться и опасаться, посланник Аллаха салля-Ллаху 'алайхи уа салям, дал указание.

Однако надо всегда помнить хадис От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) в котором сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воспользуйся пятью вещами прежде, чем случится пять других: воспользуйся своей молодостью прежде старости, здоровьем прежде болезни, богатством прежде бедности, свободным временем прежде занятости, и своей жизнью прежде смерти!»
аль-Хаким 4/341, Ибн Абу Шайба 34319, аль-Къада’и 1/145. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, имам аз-Захаби, хафиз аль-‘Иракъи, имам ас-Суюты и шейх аль-Альбани. См. “Сахих ат-таргъиб” 3355, «Сахих аль-джами’» 1077.

Уа-Ллаху а'лям.
Аватар пользователя
hamza abu Taimiya
 
Сообщений: 277
Зарегистрирован: 12 окт 2013, 16:49

Re: Художественная литература.

Сообщение »

уа алейкум салам уа рахмату-Ллахи уа баракатуху
أَبو أَمينة писал(а):Если человек сочиняя эти рассказы, желает исправления положения людей, то разве шариат не указал нам на то, посредством чего исправляется это положение? По моему шариат дал лечение всех болезней.

Спросили шейха Абуль-Хасана Рамли. Во-первых, он сказал, что фатуа шейха Усаймина правильная, и что он придерживается этого мнения. Потом он сказал, что шейх тут не разбирает - что лучше, как правильней, как предпочтительней и т.д. Здесь шейха говорит о том, дозволено ли это или нет? Человек хочет написать историю, дозволено это или нет? Шейх Усаймин сказал, что дозволено.
أَبو أَمينة писал(а): разве это не будет «аль-къысас», о которых составлена целая статья и которые порицали саляф???

Шейх ответил, что "къуссасы", от которых остерегали саляфы, это те, которые приводят слабые хадисы, выдуманные передачи, рушат религию Аллаха, наговаривают на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и писатель не попадает под этих "къуссасов"
Так же удалось спросить шейха 'Абду-с-Саляма аш-Шуей'ира, да хранит его Аллах, который является известным шейхом в ар-Рияде, учеником шейха ибн База, которого хвалит достопочтенный муфтий - шейх 'Абдуль-Азиз Али Шейх, да хранит его Аллах, которому он прочитал сахих аль-Бухари полностью в течении 15 лет. Шейх сказал, что в этом вопросе, шейх Усаймин последовал мнению своего шейха 'Абдуррахмана ас-Са'ди, да помилует его Аллах, и этот вопрос, в нём есть разногласие среди ученых, но оно не из больших видов разногласии.
Серьезный писал(а):А каков хукм чтения ради повышения своей грамотности, кругозора ? Для увеличения словесного запаса, чтобы умным(как они себя считают) людям можно было даават делать, - разговаривая "на их уровне ". Они на это обращают внимание, когда мусульмане и двух слов связать не могут. Есть ли слова ученых по этому поводу?

Ваш вопрос задали шейху 'Абду-с-Саляму аш-Шуей'иру, и он сказал, что это дозволено.
Аватар пользователя
abu__maryam
 
Сообщений: 388
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 22:06

Re: Художественная литература.

Сообщение »

abu__maryam писал(а):Шейх ответил, что "къуссасы", от которых остерегали саляфы, это те, которые приводят слабые хадисы, выдуманные передачи, рушат религию Аллаха, наговаривают на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и писатель не попадает под этих "къуссасов"
.
То есть шейх ограничил "къуссас", лишь теми кто приводят слабые хадисы и выдуманные передачи???

"къуссас" лишь те кто приводят слабые хадисы и выдуманные передачи???
أَبو أَمينة
 
Сообщений: 59
Зарегистрирован: 13 окт 2008, 18:05

Re: Художественная литература.

Сообщение »

أَبو أَمينة писал(а):То есть шейх ограничил "къуссас", лишь теми кто приводят слабые хадисы и выдуманные передачи???

В этом вопросе шейх не отнес писателя к "къуссасам", брат мой.
Аватар пользователя
abu__maryam
 
Сообщений: 388
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 22:06

Re: Художественная литература.

Сообщение »

أَبو أَمينة

Брат, имеется ввиду что этот "къысас" не подобен тому къысасу который запрещали саляфы, потому что этот къысас о дозволенности которого сказали шейхи, не для того чтобы призывать к религий Аллаха тем самым совершая бид'а, это не подобно тому къысасу которую рассказывают къуссас посредством которого якобы они "приближаются" Аллаху.

То есть шейх ограничил "къуссас", лишь теми кто приводят слабые хадисы и выдуманные передачи???

Шейх не ограничил ничего, просто сказал что писатель подобной книги не является къуссасом который совершает бид'а, не является тем къуссасом который противоречит пути посланника Аллаха салля-Ллаху 'алайхи уа салям и саляфов в их методе призыва, ибо разница между къуссасом который "призывает" к религий Аллах по средством мёртвого иснада, и тем кто пишет книгу которая не имеет отношений к религий Аллаха очевидна.

уа-Ллаху а'лям.
Аватар пользователя
hamza abu Taimiya
 
Сообщений: 277
Зарегистрирован: 12 окт 2013, 16:49

Re:

Сообщение »

Ассаляму 'аляйкум.
ﺃَﺑﻮ ﺃَﻣﻴﻨﺔ писал(а):Если человек сочиняя эти рассказы, желает исправления положения людей, то разве шариат не указал нам на то, посредством чего исправляется это положение?

Брат, а почему ты это связали с шариаским исправлением? Ведь ни в одном из вопросов не говорилось об исправлении религии людей посредством этих рассказов. И в ответе самого шейха в конце он говорит:
А если ты хочешь показать людям то, что связано с исправлением чего-то религиозного, то религиозные вопросы человеку нельзя брать причиной и средством для мирского. Так как религия более велика и почетней, чем быть средством для того, что ниже ее».

При чем тут кусасы, которые строят свой призыв к религии на всяких рассказах?! Никто ведь не собирался художественными рассказами призывать к религии. Кусасов порицают за их манхадж, за то что они делают рассказы средством к призыву! А что касается пользы от художественной литературы, то она может быть и в мирском. Вспомни например рассказы Жюля Верна, который много писал в жанре научная фантастика, приключения, научно-популярная литература, исследования в области географических открытий. По его книгам кстати экранизировали такие фильмы как «Дети капитана Гранта», «Вокруг света за 80 дней». В которых он посредством этих рассказов, ставил также перед собой цель ознакомления детей с географическими фактами. Как например мисье Поганель учил что муха Цеце водится в Африке, а не в Южной Америке))).
И потом, были имамы которые писали стихи, увлекались поэзией, но делали ли они это для призыва к религии, или о чём-то благом и поучительном писали?! Или есть большая разница в написании стихов и рассказов?)
tik
 
Сообщений: 399
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 05:16

Re: Художественная литература.

Сообщение »

Вопрос шейху ибн Усаймину, да помилует его Аллах: «Какие есть границы тому, что называют “шутками” и когда они будут считаться ложью? Можно ли человеку рассказывать ненастоящую историю чтобы рассмешить тех, кто вокруг?»
Ответ: «Если человек приведёт притчу рассказом, например, скажет: «Я приведу вам притчу о человеке, сказал так, или сделал так, в итоге случилось так-то», то в этом нет проблем. Некоторые учёные даже сказали относительно слов Всевышнего Аллаха: «Приведи им притчу о двух мужах. Одному из них Мы устроили два виноградника, оградили их пальмами и поместили между ними ниву» (18:32), что этого не было в реальности. Так же сказано в Коране: «Аллах приводит в качестве притчи мужа, принадлежащего нескольким несговорчивым партнерам, и мужа, принадлежащего только одному человеку. Равны ли они в притче? Хвала надлежит Аллаху, но большинство их не знает этого» (39:29).
Если человек расскажет историю и не припишет ее к определенному человеку, однако расскажет как будто случилось кое-что и в итог был таким-то, то в этом нет проблем.
А если он припишет человеку в то время как это ложь – то это запрещено! Это будет считаться ложью, так же если под этой ложью он хочет рассмешить людей, то в отношении этого пришли слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Горе тому, кто повествует рассказ, дабы рассмешить людей. Горе ему, ещё раз горе ему!».

См. «Ликъа аль-баб аль-Мафтух» (№77).

Спросили шейха Машхура, да хранит его Аллах: «Человек любит писать. Он спрашивает о шариатском постановлении относительно сочинения вымышленных истории и сочинении, так же истории на языке животных?»
Ответ: «Исследование этого вопроса: Дозволено ли человеку писать вымышленную историю, или историю на языке животных, исследование ответа возвращается на суть и определение “лжи”. Ложь – это сообщать о том, что не соответствует реальности. Если человек (которому рассказывают) знает, что передаваемое ему не соответствует реальности, то его знание об этом выводит ли передаваемое ему из понятия лжи? Ответ - да, выводит. Если ты знаешь, что эти слова не соответствуют реальности, то это не является ложью. Поэтому, есть учёные, которые написали некоторые труды на языке животных, и упомянули некоторые рассказы на языке животных, и в этом нет проблем, и Аллаху известно лучше! Однако, следует учитывать шариатские границы – чтобы не было противоречия шариатским текстам, не содержало призыва к пороку, не противоречило установленным правилам и т.д.».
http://www.mashhoor.net/
Аватар пользователя
abu__maryam
 
Сообщений: 388
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 22:06

Re: Художественная литература.

Сообщение »

"Книги делятся на три вида.


Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-'Усаймин (да смилуется над ним Аллах):

الكتب تنقسم إلى ثلاثة أقسام:
-القسم الأول : كتب خير
-القسم الثاني : كتب شر
-القسم الثالث : كتب لا خير ولا شر


"Книги делятся на три вида:


1) Хорошие книги;

2) Плохие книги;

3) Книги, в которых нет ничего хорошего и плохого.

فاحرص أن تكون مكتبتك خالية من الكتب التي ليس فيها خير أو التي فيها شر ،وهناك كتب يقال أنها كتب أدب لكنها تقطع الوقت وتقتله في غير فائدة
وهناك كتب ضارة ذات أفكار معينة وذات منهج معين،فهذه أيضاً لا تدخل المكتبة سواء كان ذلك في المنهج أو كان ذلك في العقيدة
مثل كتب المبتدعة التي تضر في العقيدة ، والكتب الثورية التي تضر بالمنهج.



Постарайся же очистить свою библиотеку от книг, в которых нет добра или в которых содержится зло. Есть книги, про которые говорят, что они по благовоспитанию (адаб). Однако они занимают и убивают время без получения должной пользы. Есть плохие книги, которые содержат конкретные изречения и методологию. Они также не должны входить в библиотеку, все равно: являются ли они книгами по манхаджу или же по акыде. Например книги, содержащие нововведенческие мысли, которые вредят акыде, или же революционные книги, которые вредят манхаджу"

"Китабуль ильм", 91
Аватар пользователя
abu Hurayra_09
 
Сообщений: 335
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09


Вернуться в Темы, неопределенные по разделам

cron