О терпении

Сообщение »

Сказал Имам Навави в своей книге "Рияду салихин":
Глава: О терпении (сабр)
Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал, терпите, и проявляйте больше выдержки, и оставайтесь на страже...» («Семейство Имрана», 200).
Всевышний также сказал: «И Мы обязательно испытаем вас чем-нибудь (наподобие) страха, голода и убыли в имуществе,3 людях4 и плодах, (но) порадуй терпеливых». («Корова», 155).
Всевышний также сказал: «Поистине, получат терпеливые награду свою сполна без счета». («Толпы», 10).
Всевышний также сказал: «Что же до тех, кто проявлял терпение и прощал, то, поистине это – от решимости в делах». («Совет», 43).
Всевышний также сказал: «О те, кто уверовал! Привлекайте на помощь терпение и молитву: поистине, Аллах – с терпеливыми». («Корова», 153)
Всевышний также сказал: «И Мы обязательно испытаем вас, чтобы узнать,6 ( кто) из вас будет сражаться и терпеть». («Мухаммад», 31)
Имеется также много других аятов, в которых содержатся веления относительно необходимости хранить терпение и разъясняется его достоинство.

Разъяснение Мухаммада бну Салиха аль-'Усаймина:
В языковом значении «сабр» означает «хабс», то есть удержание.
В шариатском же значении оно означает удержание души:
1. В подчинении Аллаху
2. В избегании запретов Аллаха
3. В предопределении Аллаха как хорошего, так и плохого.
Вот эти три вида терпения, на которые указывают ученые в своих книгах.
1) Необходимо, чтобы человек проявлял терпение в подчинении Аллаху. Подчиняться Аллаху может быть сложно как для души, так и для тела. (Допустим, если у человека нет сил или он очень устал). Также человеку может быть тяжело со стороны имущества как в вопросе закята или хаджа.
Значит, в подчинении Аллаху есть трудность как со стороны самой души, так и со стороны тела и имущества. И человек во всем этом нуждается в терпении и помощи от Аллаха. Как сказал Всевышний: («О те, кто уверовал, терпите, и проявляйте больше выдержки, и оставайтесь на страже...»)
2) Необходимо, чтобы человек проявлял терпение в избегании запретов Аллаха. Это когда человек удерживает свою душу от того, что Аллах запретил. Так как сама душа постоянно зовет человека ко злу, и в этот момент человек должен проявлять терпение. Как, например, удерживать свою душу ото лжи и обмана в отношениях с людьми, также от поедания риба, от зина, распития спиртных напитков, воровства и тому подобного из грехов.
3) Необходимо проявлять терпение в предопределение как хорошего, так и плохого.
Хорошего: здесь человек нуждается в благодарности к Аллаху. И это уже заходит в первый вид, так как благодарность Аллаху считается подчинением Ему.
Плохого или неприятного для человека: как, например, если Аллах испытывает человека тем, что ему не нравится, испытывает в его имуществе, здоровье, семье, обществе. И в этот момент человек должен проявлять сабр, то есть удерживать свою душу от проявления недовольства в сердце, языке и органах тела.
Когда с человеком случается какая-либо беда, то у него в этот момент может быть четыре состояния:
1. он гневается
2. он терпит
3. он проявляет довольство
4. он благодарит
Проявление гнева сердцем означает, что у человека в сердце есть недовольство и злость на Аллаха. То есть он считает, что Аллах несправедливо поступил с ним.
Проявление гнева языком означает то, когда человек призывает на себя проклятия говоря: «о, горе мне», или начинает ругать время, тем самым оскробляя Аллаха.
Проявление недовольства органами тела – это когда человек начинает бить себя по щекам или выщипывать свои волосы или рвать на себе одежду и тому подобное. И этим самым человек приносит вред только себе: как в религии, так и в мирском.

Что касается второго состояния: когда человек проявляет сабр (удерживает свою душу от того, что запретил Аллах). Ему не нравится то, что произошло с ним, но он проявляет терпение, удерживая свою душу, и не говорит те слова, которые могут вызвать гнев Аллаха, и не делает тех вещей, которые могут разгневать Аллаха. Он терпит, но эта беда у него вызывает неприязнь.
Третье состояние: Когда человек довольствуется тем, что его постигло. То есть он ведет себя так, как будто его ничего и не постигало вовсе.
Четвертое состояние: он благодарит Аллаха за это испытание. Как наш пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Альхамдулилля ъала кули хал» когда его постигало то, что ему не нравилось.
То есть он благодарит Аллаха за ту награду, которую ему запишет Аллах за то, что он терпел это испытание. Поэтому упоминается хадис об одной женщине, которая так много поклонялась Аллаху, что даже, когда она порезала палец, сказала: «Альхамдулилля», – ее спросили: «Как ты благодаришь Аллаха, когда с твоим пальцем случилось это?!» Она сказала: «Сладость той награды, которую я получу за терпение, заставляет меня забыть тяжесть терпения на боль».
Далее автор привел слова Всевышнего: «О те, кто уверовал, терпите, и проявляйте больше выдержки, и оставайтесь на страже...» Сура аль-Ъимран 200. Всевышний Аллах приказывает своим рабам три вещи, а вернее четыре: терпеть, проявлять больше выдержки, оставаться на страже и быть богобоязненными.
Терпеть в оставлении грехов, проявлять выдержку в подчинение Аллаху, мурабата, то есть делать много добра и постоянно, и богобоязненность охватывает в себе все это.
Терпеть в оставлении запретов Аллаха, то есть не нужно их совершать, и даже приближаться к ним.
И всем известно, что терпение в избегании запретов Аллаха будет проявляться только тогда, когда душа зовет его к этому. А что касается того, у которого нет никакого желания совершать грехи, то про него мы не можем сказать, что он проявляет терпение.
Мусабара – проявление выдержки в поклонении. Оно включает в себя две вещи:
– само действие, которым обязан человек
– тяжесть для души. Так как подчиняться Аллаху подобно оставлению запретного: это так же тяжело для души.
И поэтому проявлять терпение в подчинение Аллаху лучше, чем проявлять терпение в оставлении грехов. Поэтому Всевышний Аллах сказал: (уа саабиру) «и проявлять больше выдержки», то есть терпения. Почему? потому что, когда ты делаешь что-то, то как будто тебе кто-то мешает сделать это, и поэтому нужно проявлять выдержку.
Что касается мурабата, то это совершение добрых дел и постоянство в этом. Как пришло в хадисе от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: «Взятие тахарата, когда тяжело, шаги в мечеть, а также ожидание намаза, всё это является для вас рибатом».
Так как в этом есть постоянство в подчинении Аллаху.
А что касается богобоязненности, то она включает в себя все выше перечисленное. Так как богобоязненность, это взятие тех причин, которые защитят тебя от наказания Аллаха, и это может произойти выполнением приказов и оставлением запретов.
Затем Всевышний Аллах разъяснил, что в выполнении этих четырех вещей заключается счастье человека в этой жизни. Как он сказал: «Может быть, вы будете счастливы» аль-ъимран 200.
Фалах (Успех) же объединяет в себе две вещи: достижение желаемого и спасение от опасного. И поэтому тот, кто будет богобоязненным, тот добьется желаемого и спасется от опасного.
Что касается второго аята: «И Мы обязательно испытаем вас чем-нибудь (наподобие) страха, голода и убыли в имуществе, людях и плодах, (но) порадуй терпеливых». («Корова», 155).
В этом аяте Аллах клянется, что он испытает человека этими вещами.
(чем-нибудь (наподобие) страха) – часть страха, но не всем страхом, так как весь страх может погубить человека. Страх – это когда человек теряет спокойствие и это хуже чем голод, и поэтому Аллах поставил его раньше. Ведь голодный человек может искать и съесть даже кожуру дерева, но тот человек, кто боится, не может спокойно сидеть ни дома, ни на рынке. А грехи – эта та вещь, чего мы должны больше всего бояться. Так как грехи являются причиной всех бед и несчастья и наказаний.
(Голода) – то есть испытает голодом.
Голод содержит в себе два смысла:
Первый: когда Аллах посылает людям болезнь голода. Это когда человек ест, но не наедается из-за болезни, которая у него есть.
Второй вид: когда у людей нет еды. Когда животные не дают молока, и когда нет урожая.
Слова: (и убыли в имуществе), то есть когда в обществе тяжело идет экономика. В этом обществе наблюдается бедность, государство в долгах.
(людях) то есть когда людей массово постигает смерть. И это тоже случается. Как например, на какое-то государство приходит болезнь, чума и умирают все те, кто находятся в домах. Допустим в доме 10 человек, приходит болезнь в дом и умирают все.
(Плодах) – голода может и нет, но нет плодов. То есть нет бараката в урожае. И Всевышний Аллах испытывает их всех этим для того, чтобы они вкусили наказание за то, что они совершали, может они вернуться на прямой путь.
Люди же по-разному воспринимают эти испытания. Кто-то проявляет гнев, кто-то терпит, кто-то довольствуется, кто-то благодарит, как мы говорили об этом ранее.

(Из книги "Рияду салихин "(сады праведных) с разъяснениями Мухаммада бну салиха аль-'усаймина. издательство "дару сафа" стр.84)
http://isnad.ru/o-terpenii-mukhammada-b ... usajjmina/
Доцент
 
Сообщений: 19
Зарегистрирован: 09 май 2011, 15:19

Вернуться в Духовное воспитание

cron