Про высокомерие и гордыню

Сообщение »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Про высокомерие и гордыню

Высокомерие – это черта, подобающая только Аллаху

Из Его прекраснейших Имён — «Мутакаббир», что означает: Гордый.

Аллах говорит: «Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи». аль-Хашр, аят 23.

Передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, передал что Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Величие - Мой изар, а гордость - это Моя накидка, Я брошу в огонь того, кто будет соревноваться со Мной в этом». Муслим 2620; Абу Дауд 4090.

Сказал имам ан-Науауи: “Под словами: «кто будет соревноваться со Мной» имеется ввиду желание иметь это качество наряду с Аллахом. Это грозное предупреждение, которое отчетливо показывает, что высокомерие является запретной чертой”. См. «Шарх Сахих Муслим» 16/173.

Также передано от 'Ияда ибн Химара аль-Муджаша'и, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал во время одной из хутб: “Аллах ниспослал мне, что вы должны быть скромными, и что бы никто не гордился перед другим, и не преступал против другого”. Муслим 2865.

Аль-Маджд ибн Тамийа сказал: “Аллах запретил устами Пророка, мир ему и благословение Аллаха, два вида плохого отношения к людям: гордыню и притеснение против них и презрение к ним”. См. «Файд аль-Кадир» 2/217.

Что такое высокомерие

Об этом поведал Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах со слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: “Не войдет в Рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом с пылинку!”. Услышав это, один человек спросил: “Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!”. На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, однако высокомерие – это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям”. Муслим 91.

Высокомерие может быть нескольких видов, из них:

1. Когда человек не принимает истину и выдвигает ложные аргументы против нее, как это упоминалось в хадисе от Абдуллы ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах: “Высокомерие – это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям”.

2. Когда человек восхищается своей красотой, роскошью своей пищи или одежды и поэтому он испытывает гордость, высокомерие и превосходство над людьми.

Примеры проявления высокомерия из Корана:

«Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли. Но они сочли это ложью, и Мы схватили их за то, что они приобретали» аль-А’раф, аят 96.

«У него были плоды (или богатство), и он сказал своему товарищу, беседуя с ним: “У меня больше имущества и помощников, чем у тебя”» аль-Кахф, аят 34.

Первым, кто проявил высокомерие по отношению к Аллаху и Его созданию был проклятый Иблис, когда Аллах приказал ему пасть ниц перед Адамом, но он высокомерно отказался, сказав: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины».

Аллах говорит:

«Мы сотворили вас, потом придали вам облик. Потом Мы сказали ангелам: “Падите ниц перед Адамом!” Они пали ниц, и только Иблис не был в числе поклонившихся. Он сказал: “Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?” Он сказал: “Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины”» аль-А’раф, аяты 11-12.

Высокомерие присуще Иблису, поэтому каждый кто хочет быть высокомерным, должен понять, что он приобретает черту дьяволов, а не черту достопочтимых ангелов, которые повиновались своему Господу и пали ниц. И «нафх» – высокомерие, порождённое наущениями сатаны.

Примеры высокомерия из Сунны:

Высокомерие относится к числу основных характерных особеностей зла, так как оно завлекает человека, которому присуще это качество, в огонь и удаляет его от Рая.

Сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Не войдет в Рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом с пылинку!” Муслим 91; Абу Дауд 4091; ат-Тирмизи 1999.

Кроме того, передают со слов Хариса бин Вахб аль-Хуза‘и, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал людям: “Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в огне? Это — каждый грубый, жадный и горделивый”». аль-Бухари 4918; Муслим 2853.

О наказании для высокомерных:

Из Корана:

Всевышний Аллах говорит:

«Когда ему говорят: “Побойся Аллаха”, гордыня подталкивает его на грех. Довольно c него Геенны! Как же скверно это ложе!» аль-Бакара, аят 206.

«А также Карун, Фараон и Хаман! Муса явился к ним с ясными знамениями, но они превознеслись на земле и не смогли опередить наказание» аль-Анкабут, аят 39.

Из достоверной Сунны:

Передается от Амра ибн Шуайба, от его отца и деда, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “В День Воскрешения высокомерные будут собраны как муравьи в форме человека. Унижение постигнет их со всех сторон. Их погонят в тюрьму в Аду, названную Баулас, где самый горячий огонь будет вздыматься над ними, и их будут поить напитком обитателей Ада под названием тиинат аль-хабаль”. ат-Тирмизи 2492; шейх аль-Албани назвал его “хорошим” в «Сахих ат-Тирмизи» 2025.

Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Шёл, горделиво ступая, причёсанный человек, на котором была нравившаяся ему одежда, как вдруг Аллах заставил землю поглотить его, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскресения”. аль-Бухари 5789; Муслим 2088.

И хадис, в котором говорится, что Ад сказал: “Моя доля – высокомерные”. аль-Бухари 4850; Муслим 2846.

Про методы борьбы с высокомерием и избавления от него:

Сообщается, что, обращаясь к Аллаху со своими мольбами, пророк, мир ему и благословение Аллаха, часто говорил:
“О Аллах, поистине, я молю Тебя сделать моё сердце здравым!” – “Аллахумма, инни ас'алю-кя кальбан салиман!”

Имам ан-Науауи сказал: “Праведность сердца достигается только путём его освобождения от таких скрытых недугов как ненависть, злоба, завистливость, жадность, скупость, высокомерие, склонность к высмеиванию других, стремление к показному, желание прославиться, хитрость, алчность и неудовлетворённость предопределённым...”

Ибн Раджаб сказал: “Здоровым сердцем является сердце, свободное от недугов и всего порицаемого. В таком сердце нет ничего, кроме любви к Аллаху, страха перед Ним и страха перед тем, что удаляет от Него”. См. «Сорок Хадисов» имама ан-Науауи; хадис № 6.

Одним из способов борьбы с высокомерием является осознание того факта, что вы такой же, как и другие люди, а другие люди – такие же как вы. Они были рождены от матери и отца, как и вы. Воистину, критерием превосходства одного человека над другим является богобоязненность. Аллах говорит:

«...и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» аль-Худжурат, аят 13.

Высокомерный мусульманин должен понять, что несмотря на все свои достижения, он все равно слишком слаб, чтобы пробурить землю или достигнуть высоты гор:

Всевышний Аллах сказал: «Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой!» аль-Исра, аят 37.

Также Аллах говорит:

«Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов. Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос – это рев осла» Лукман, аяты 18-19.

Сказал аль-Куртуби: “Слова: «не шествуй по земле кичливо» запрещают высокомерие и призывают к скромности. Арабское слово «мара», переведенное как «кичливость», означает чрезмерный восторг или, как было сказано, высокомерие в походке и слишком высокое самомнение.

Сказал Катада: “Это значит хвастливая походка, или это означает тщеславие”.

Все эти толкования близки по смыслу, но их можно разделить на две категории: порицаемые и восхваляемые. Высокомерие, тщеславие, хвастовство, высокое самомнение являются порицаемыми; радость и энергичность являются восхваляемыми”.
См. «Тафсир аль-Куртуби», 10/260.

Другим способом избавления от высокомерия является осознание того факта, что в день Воскресения человек будет воскрешен маленьким, как муравей, которого топчут ногами. Высокомерный человек ненавистен другим людям так же, как он ненавистен Аллаху. Люди любят скромных, терпеливых и мягких людей и ненавидят грубых и жестоких.

Чтобы избавиться от высокомерия, необходимо помнить, что человек и моча вышли из одного места. Он берёт свое начало из презренной капли спермы, а закончит свою жизнь загнившим трупом, а в промежутках между этим он является лишь сосудом с нечистотами. Чем же гордиться и восхваляться?!

Относительно гордости за свою религию или за принадлежность к ней и то, что это узаконено в Исламе и является праведным деянием

История одной из битв наглядно демонстрирует нам это. Абу Суфьян, предводитель курайшитов, гордился своей религией и религией своего народа – в тот период, когда он еще не принял Ислам. Пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил на его хвастовство, выражая гордость мусульман к принадлежности к своей религии и признания Единства Господа миров.

Как гласит об этом хадис от аль-Бара ибн Азиба, что после битвы при Ухуде Абу Суфьян ибн Харб стал декламировать стихи: «Возвышайся, Хубал, возвышайся, Хубал!» Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: «Разве вы не ответите ему?» Люди спросили: «О посланник Аллаха, что же нам говорить?» Он сказал: «Говорите: “Аллах более высок и велик!”» Потом Абу Суфйан сказал: «Поистине, есть у нас идол аль-‘Уззы, а у вас нет!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова сказал своим сподвижникам: «Разве вы не ответите ему?» Люди спросили: «О посланник Аллаха, что же нам говорить?» Он сказал: «Говорите: “Наш Покровитель — Аллах, а у вас нет Покровителя!”». аль-Бухари 3039.

Аллах оповестил Своих рабов о том, что истинная гордость и совершенная слава может быть достигнута лишь при подчинении Ему.

Аллах сказал:

«Если кто жаждет могущества, то ведь могущество целиком принадлежит Аллаху. К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние (или праведное деяние возносит прекрасное слово; или праведное деяние возносит человека). А тем, которые замышляют злодеяния, уготованы тяжкие мучения, и их замыслы окажутся безуспешными» Фатыр, аят 10.

Это значит: кто хочет почета в этом мире и в Следующей жизни, тот пусть придерживается послушания Аллаха, тогда он получит то, что желает, потому что Аллах дает пропитание в этом мире и в следующем, и вся честь, сила и слава принадлежат Ему, как Он сказал:

«…которые берут своими помощниками и друзьями неверующих вместо верующих. Неужели они хотят обрести могущество с ними, если могущество целиком присуще Аллаху?» ан-Ниса, аят 139.

«Пусть тебя не печалит то, что они говорят, ибо могущество целиком принадлежит Аллаху. Он – Слышащий, Знающий» Юнус, аят 65.

«Могущество присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим, но лицемеры не знают этого» аль-Мунафикун, аят 8.

Муджахид сказал: «кто жаждет могущества»посредством поклонения идолам, то: «ведь могущество целиком принадлежит Аллаху».

Катада сказал: «Кто желает чести, почета, могущества и славы, то Аллаху принадлежит вся честь, могущество и слава», то есть тому следует искать чести, могущества и славы в подчинении Аллаху, Преславен Он и Возвышен”. См. Тафсир ибн Кясир, 6/536.

Сказал Ибн аль-Кайим: “Аллах, хвала Ему, сделал величие парой повиновения Ему, а унижение четой Его ослушания. Всевышний сказал:

«Могущество присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим...» аль-Мунафикун, аят 8.

И сказал Всевышний:

«Не слабейте и не печальтесь, в то время как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими» Али Имран, аят 139.

Вера — это слово и деяние, явное и скрытое, сказал Всевышний:

«Если кто жаждет могущества, то ведь могущество целиком принадлежит Аллаху. К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние» Фатыр, аят 10.

Это означает – кто желает величия, пусть ищет его в повиновении Аллаху и Его поминании через слова добрые и благие деяния.

И как приводится в мольбе молитвы уитр:
“И, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать!” Абу Дауд и другие от Хасана ибн Али ибн Абу Талиба, хадис достоверный; см. «Мауарид-уль Аман» с. 105-106.

Кто повинуется Аллаху, того Он уже поддержал в повиновении Ему, и ему доля величия в зависимости от его повиновения, а с тем, кто Его ослушался, Он стал враждовать, и ему доля унижения в зависимости от его ослушания”. См. «ад-Да'а уа дауа», с. 239.

Мы просим Аллаха избавить нас от высокомерия и сделать нас скромными. Амин!


И в заключении мы воздаем хвалу Аллаху Господу миров!
Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,
его сподвижникам, и всем тем, кто искренне последовал за ними.
sultan
 
Сообщений: 494
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 15:49

Вернуться в Духовное воспитание

cron