Испытания (аль-Фаузан)

Сообщение »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Испытания

Хвала Аллаху, обладателю милости и щедрости. Он сотворил человека, а затем подверг его проверке и испытанию. Кто совершает добро - наградой ему будет только добро. Кто же творит зло, то воздаянием ему будет зло, подобное тому, которое он совершил, или же Всевышний простит, кому пожелает, из обладателей Имана (Веры).

Свидетельствуем, что нет никакого божества, достойного поклонения, кроме одного Аллаха, нет у Него сотоварищей и нет Ему равных. Он выносит
Свой Суд, и никто не может противостоять Его решению, воистину, Он быстр в расчете.

Свидетельствуем, что Мухаммад - раб Аллаха и Его Посланник, которого Он отправил как свидетеля над людьми, чтобы донести благую весть
и предупредить человечество, чтобы он призывал к пути Господа с Его соизволения и был ясным светочем на пути Истины. Всевышний ниспослал
ему Мудрость (Сунну) и Коран, дабы они были руководством для людей. Да благословит Аллах Своего Посланника, его семью и всех его сподвижников, которые уверовали в него, поддержали его, оказали ему помощь в Религии и последовали за светом, ниспосланным Пророку.

О рабы Аллаха, будьте богобоязненны и знайте, что сейчас вы находитесь в обители экзаменов и испытаний. Вы подвергаетесь испытаниям через радости и бедствия, через благополучие и трудности. Вы проходите проверку посредством болезней и здравия, бедности и богатства. Вы будете испытаны желаниями, которые побуждают к греху и сомнениями, которые вводят людей в заблуждение. Жизненный экзамен будет приходить к вам как через плохих людей, так и через хороших. Какова же будет ваша реакция, как вы себя поведете в данных ситуациях?

Благоразумный и дальновидный человек просчитывает результаты своих действий во всех обстоятельствах и смотрит, какие плоды принесет ему то или иное дело, достигнет ли он успеха или потерпит неудачу? Любое обстоятельство и каждая ситуация, которая происходит в жизни человека, является для него экзаменом и проверкой.

Всевышний Аллах сказал:

«Мы испытываем вас добром и злом для искушения, и к Нам вы будете возвращены» (Коран 21: 35).

Аллах даёт искушения, чтобы испытать человека. Иногда Он делает это через трудности и несчастья, а иногда посредством благополучия и достатка, затем Он смотрит, кто будет благодарным, а кто станет неверным, кто будет терпеть, а кто станет роптать и проявлять недовольство.

Комментируя данный аят, ибн Аббас (да будет им доволен Аллах) сказал: "«Мы испытываем вас», значит, что Мы испытываем вас «добром и злом», т.е. трудностью и благополучием, здоровьем и болезнью, богатством и бедностью, дозволенным и запретным, покорностью и ослушанием, прямым руководством и заблуждением".

Затем Аллах сообщает, что все мы будем возвращены к Нему, и Он воздаст каждому в соответствии с той позицией, которую человек занимал в той или иной ситуации. Кто вел себя так, как подобает верующему, проявлял богобоязненность в своих делах, достигнет награды. Тот же, кто поступал скверно, получит заслуженную кару.

Благодаря такому положению вещей в этом мире раскрывается мудрость Аллаха и становится понятным смысл создания людей и установления
Религии. Аллах (Велик Он и Славен) создал эти противоположности и сделал так, что они обязательно затрагивают человека, чтобы испытать его, будет ли он терпеть и благодарить, или он будет возмущаться, гневаться, отвергать Веру, высокомерничать и отрицать Истину. Господь создал голод, болезни, бедность, страх, трагедии. Он создал злодеев, грешников, лицемеров, неверных, шайтанов и распутников. Он же создал богатство, здоровье, безопасность, удовольствия, радость и счастье. Он создал добрых людей, праведников, ангелов, пророков, посланников, непорочных и богобоязненных.

При этом Он повелел нам такие благодетели как: праведность, богобоязненность, справедливость и благодеяние. Запретил нам такие пороки как: распутство, злодеяние, притеснение, неверие, ослушание и непокорность. Всевышний Аллах дал человеку разум, желание, волю, силу и право выбора, дабы он смог делать добро и зло по собственному желанию. Он сказал:

«Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим. Мы повели его путем либо благодарным, либо неблагодарным. Мы приготовили для неверующих цепи, оковы и пламя. А благочестивые будут пить из чаши вино, смешанное с кафуром. Рабы Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями» (Коран 76: 2-6).

Человек проходит своё испытание между тем, что ему неприятно, и тем, что желанно. Он стоит перед выбором: последовать за теми, кто призывает к добру или пойти за призывающими к злу. Экзамен проходит через душевные устремлениями и склонности человека. Каждый человек в этих обстоятельствах занимает свою позицию: либо он стоит на стороне добра, либо перейдёт на сторону зла. И каждый получает воздаяние в соответствии с занятой им позицией.

«Ваши стремления различны. Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее1, Мы облегчим путь к
легчайшему2. А тому, кто был скуп и полагал, что не нуждается [в божественном руководстве], кто счел ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему3»
(Коран 92: 4-10).

Аллах испытывает человека богатством, чтобы проверить, будет ли он благодарить за оказанную ему милость или будет неблагодарным, будет ли он выполнять свою обязанность, выделяя из своего богатства закят,4 или же он будет жадничать; ограничится ли он дозволенным (халяль) имуществом, или протянет свою руку к запретному (харам)?

Некоторые люди бывают испытаны своими детьми для того, чтобы стала известна их позиция, будут ли они давать детям хорошее воспитание, станут ли повелевать им праведное и запрещать грехи, будут ли они следить за их действиями и за тем, насколько они соответствуют Исламу? Поставят ли они любовь к детям на первое место перед любовью к Аллаху и Его Посланнику, в том случае, если эти две любви вступят в противоречие, или же они будут тверды в своей Религии?

«О те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и ваших детей есть враги вам. Остерегайтесь их. Если же вы будете снисходительны, проявите великодушие и простите их, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный. Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением. У Аллаха же есть
великая награда»
(Коран 64: 14-15).

Искушение, исходящее от имущества и детей, заключается в том, что все это может отвлекать человека от поклонения Аллаху и выполнения религиозных обязанностей. Всевышний сообщил нам, что человек, увлёкшийся своим имуществом и оставивший поминание Аллаха,5 несет великий убыток, и он никогда не достигнет успеха и не будет счастлив:

«О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом6, окажутся потерпевшими убыток» (Коран 63: 9).

Также Аллах сообщил, что иногда Он может давать человеку имущество и детей с целью постепенного обольщения и чтобы подвергнуть его наказанию. Предостерегая от обольщения тем, что дано в этой жизни неверным и лицемерам, Всевышний сказал:

«Пусть не восхищают тебя их имущество и дети. Аллах желает только наказать их детьми и имуществом в мирской жизни, дабы они расстались со своими душами, будучи неверными» (Коран 9: 55).

«Оставь же их в их невежестве до определенного времени. Неужели они думают, что Мы поддерживаем их богатством и сыновьями, потому что спешим одарить их благами? О нет! Однако они не ощущают этого!» (Коран 23: 54-56).

Во все времена, и особенно в наши дни, много таких людей, чье отступление от Аллаха увеличивается по мере увеличения их достатка, чем больше они обогащаются, тем больше они забывают о молитве и больше следуют за своими желаниями. Эти люди не дают закят нуждающимся, наполняют свои дома бесполезными развлечениями, глупыми песнями, музыкой и распутными фильмами.

Среди родителей есть такие, которые губят своих детей тем, что не дают им хорошего воспитания в Религии, не обучают их нравственности. Они предпочитают обеспечивать своих детей только лишь материально, подобно содержанию животных. Покупают своим детям вкусную еду, красивую одежду, дают им деньги, а затем предоставляют их на воспитание скверным друзьям, беспризорным компаниям, бестолково слоняющимся по улицам, и не следят, куда они идут и откуда возвращаются. Некоторые родители говорят: «Я не в силах управлять действиями своих детей». Мы говорим: «Да, конечно, ведь ты изначально запустил их, не придавал значения их воспитанию, когда они были маленькими, а сейчас тебе тяжело изменить их поведение, потому что они бунтуют против тебя, и ты беспомощен перед ними. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел тебе начинать их воспитание, когда ты еще был в силах это сделать, он сказал:

«Велите своим детям совершать намаз в семь лет и бейте их за его не совершение в десять, и разделяйте их, укладывая в разные постели».

Если бы ты выполнил приказ Посланника (мир ему и благословение Аллаха) своевременно, то Аллах помог бы тебе и облегчил управление детьми, однако ты запустил их, вот они и распустились. Теперь пожинай плоды своей нерадивости и зла, содеянного тобой».

О отцы! О матери! Бойтесь Аллаха в том, что касается ваших обязанностей в отношении детей. Воспитывайте их наилучшим образом, чтобы они доставляли вам радость при жизни и были праведным продолжением рода после вашей смерти. Не пренебрегайте этим, а иначе они станут мучением для вас при жизни и позором для вашего рода после того, как вы умрете.

Среди родителей есть такие, которые подают дурной пример своим детям и становятся причиной их нравственной распущенности. Они распивают спиртное перед детьми, курят, ленятся совершать намаз, наполняют дома запретным, проводят время в развлечениях, смотрят всевозможные фильмы и телесериалы, которые создаются неверными специально, чтобы испортить убеждения и нравственность мусульман. Они заносят в свои дома кассеты и диски с непристойными песнями, которые призывают к прелюбодеянию, к тому, что они называют любовью, в этих песнях без стеснения описываются части тела и интимные действия с целью побудить к разврату и бесстыдству.

Как вы думаете, какое влияние оказывают эти предатели собственных детей на нравственность своего потомства? Таких родителей следовало бы посадить в изолятор или больницу для психически больных до тех пор, пока они не придут в себя и не станут вести себя как положено, чтобы тем самым оградить ни в чем неповинных детей от зла таких родителей.

Другим испытанием для верующих являются неверные и лицемеры, потому что они противостоят Истине и борются с ней. Всевышний сказал:

«Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение? Твой Господь – Видящий» (Коран 25: 20).

Посланники являются испытанием для тех, к кому они посланы, чтобы отличить, кто будет повиноваться, а кто ослушается. Пророки тоже были испытаны, их испытанием была сама пророческая миссия, которую они несли людям: выполнят ли они свою миссию терпеливо или нет? Богатый является испытанием для бедного, который смотрит на богача и видит, в каком достатке тот живёт, в то время как сам он живет в нужде: будет ли он доволен установлением Аллаха или станет злиться? Бедный является испытанием для богатого, который смотрит на бедность какого-либо человека, в то время как сам он избавлен от нужды в чем-либо: будет ли он благодарен Аллаху за оказанную ему милость, станет ли сострадать нуждающимся или нет?

Грешник - это испытание для праведного: станет ли он выполнять свою обязанность, порицать его за грех, побуждать к благим делам и удерживать от скверных, или же он бросит его в таком состоянии? В подобном положении находятся все люди этого мира, который является обителью искушения, испытания и проверки. Мудрость всего этого разъясняется нам в вышеприведенных словах Аллаха: «…проявите ли вы терпение?». Станет ли каждый из вас выполнять во время этого искушения то, что он обязан сделать; то, что избавит его от беды и за что он заслужит великую награду, или же, наоборот, вы будете нетерпеливы, провалите свой экзамен и понесете заслуженное наказание?

В вышеупомянутом аяте Всевышний также сказал: «Твой Господь – Видящий». Он видит и знает обо всем, что с вами происходит, что вы делаете, знает, какую позицию вы занимаете и как ведете себя во время этих испытаний, и каждому Он воздаст в соответствии с тем, что тот заслуживает.

Бедствия и несчастья, которые по воле Аллаха случаются с людьми, также являются испытанием, чтобы отличить терпеливых и смиренных от тех, кто ропщет и злится на решение своего Господа. Всевышний сказал:

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: "Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся". Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (Коран 2: 155-157).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Величина награды зависит от величины испытания, и если Всевышний Аллах возлюбит каких-то людей, то испытывает их. Кто проявит довольство, тот получит довольство Аллаха, а кто разгневается, тот получит гнев Аллаха» (Ат-Тирмизи).

Поэтому мы всегда просим у Аллаха (Велик Он и Славен) прощения, благополучия и постоянного покровительства, как в этом мире, так и в Следующем, ведь Он сказал:

«Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: "Мы уверовали"? Мы уже подвергли
искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов»
(Коран 29: 3).

О рабы Аллаха! Будьте богобоязненными, сделайте для себя напоминание во всем, что вас окружает, ведь Аллах так устроил мир, что одни вещи в нем напоминают о других. Каждый из нас когда-либо присутствовал на экзамене в школе или институте. Вспомните, как студенты готовятся к предстоящему экзамену, как сильно порой они волнуются, как утруждают себя бессонными ночами, не отрываясь от книг и тетрадей, как напрягают все свои умственные способности, размышляя и пытаясь сдать экзамен достойно, как они переживают и волнуются, боясь провалиться или получить плохую оценку. Более того, вместе со студентами переживают и их родители и близкие, они волнуются и болеют за своих детей, нередко даже нанимают для своих чад репетиторов, которые смогут укрепить их знания и заполнить имеющиеся пробелы. Если же дети проваливают экзамены, то родители сильно расстраиваются и начинают порицать детей за нерадивость и отсутствие старания. Все эти чувства люди испытывают всего лишь из-за мирского экзамена, который не может ввести человека ни в Рай, ни в Ад, не приведет его ни к блаженству, ни к наказанию. Этот экзамен не является ни поклонением, ни грехом, но при этом они забывают о настоящем Экзамене, которому Аллах подвергает их каждый день и каждый час. Люди забывают, что они проходят экзамен через приказы и запреты Аллаха, через своих жён, детей и имущество, через радость и горе, через врагов и друзей. Они находятся в беспрерывном экзамене, стоит им завершить один его этап, как они тут же вступают в следующий, а результат этого - либо вечное счастье, либо бедствие, либо Рай и довольство Аллаха, либо Ад и Его гнев.

Почему люди не вспоминают этот беспрерывный экзамен, почему не отдают ему должное и не готовятся к нему так же, как они готовятся к учебным экзаменам, во время которых они так волнуются и переживают!? Почему они тревожатся за мирские экзамены, несмотря на то, что их можно пройти обманным путем, они могут ухищряться и использовать разные способы. Но на божественном Экзамене можно спастись и преуспеть только за счет честности и праведных дел!

После этих слов я обращаюсь к отцам и матерям. Почему вы так много внимания уделяете учебе и экзаменам своих детей, делаете всё возможное, чтобы они добились успеха, и вместе с этим не уделяете внимания их Религии, воспитанию их в праведности и непорочности и не предпринимаете надлежащих мер для того, чтобы помочь им на этом пути!? Почему ваша родительская любовь и опека выражается только в помощи детям в делах этого мира, а в том, что касается Религии, вы ленитесь и не находите в себе сил? Неужели дела этого мира важнее, чем дела Мира Будущего!? Великий Аллах говорит в Своей Книге:

«Неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем Последней жизнью? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с Последней Жизнью ничтожно» (Коран 9: 38).


Хвала Аллаху, Господу миров,
мир и благословение его посланнику Мухаммаду,
а также его семье и всем его сподвижникам
.

На основе материалов из книги:

«аль-Хутаб аль-минбарийя фи аль-мунасабат аль-асрийя»,

шейха Салиха ибн Фаузана ибн Абдуллы аль-Фаузана.

Перевод и адаптация: Маликов Р. Х.

http://www.whyislam.ru

1. Под словом «наилучшее» в данном аяте подразумевается прямой путь, указанный Пророком (мир ему и благословение Аллаха), наставление, ниспосланное Аллахом в Коране, и Ислам в целом.
2. «…к легчайшему» - то есть облегчим ему пути приводящие к довольству Аллаха.
3. «…к тягчайшему» - т.е. к Аду или к еще большему заблуждению.
4. Закят – обязательное ежегодное пожертвование в пользу нуждающихся, один раз в год, со стороны тех, кто обладает определенным достатком.
5. Под «поминанием Аллаха» в данном случае подразумеваются религиозные обязанности (ваджиб).
6. Т.е.: те, кого отвлекают имущество и дети от религиозных обязанностей.
sultan
 
Сообщений: 494
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 15:49

Вернуться в Духовное воспитание

cron