Великая история о достоинстве правдивости

Сообщение »

ас-Саляму 'аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.

Уважаемые братья и сестры, если кто еще не знает причину ниспосылания слов Всевышним:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми»
Сура "ат-Тауба", 9:119

.. то, настоятельно рекомендую ознакомиться с историей славного сподвижника Ка'ба бну Малика (радыа-Ллаху 'анху), а выводы за вами. Не пожалеете ин шаа Ллах. Уделите 5 минут времени. Читается на одном дыхании. И пусть благоразумный мусульманин после этого призадумается лишний раз перед тем, как вознамерится прибегнуть ко лжи.

Вот эта назидательная история (ИСТОЧНИК - "Сады праведных", тахкик шейха Альбани (рахимаху-Ллах)):

Передается от ‘Абдуллаха бин Ка’ба бин Малика, являвшегося тем сыном Ка’ба который стал для него поводырём, когда он ослеп, что он слышал, рассказ Ка’ба бин Малика о том, как он остался в Медине, не приняв участия в походе на Табук вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Ка’б сказал: "Я не пропустил ни одного военного похода, в котором принимал участие посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), за исключением похода на Табук 1.
Впрочем, я не был с ним и во время битвы при Бадре 2, однако тогда никто из оставшихся не подвергся порицанию, поскольку посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выступил из Медины вместе с другими мусульманами только для того, чтобы захватить торговый караван курайшитов, а Аллах свёл их с врагами, с которыми они не договаривались об этом.
Кроме того, я был вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в ночь Акабы 3, когда мы дали клятву на верность Исламу, и я бы не променял Акабу на битву при Бадре, несмотря на то, что битва при Бадре пользуется среди людей большей известностью 4.
___________________________

1. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принимал участие в двадцати семи военных походах мусульман и лично сражался с врагами в девяти сражениях.
2. Бадр - название местности в 150 километрах к юго-западу от Медины, где было несколько колодцев. 15 или 17 марта 624 года там состоялось сражение между мусульманами и превосходящими силами курайшитов, в котором мусульмане одержали свою первую крупную военную победу. Все участники этого сражения в дальнейшем пользовались особым уважением и почётом.
3. Название места в окрестностях Мекки, где в 620 (“первая Акаба”) и в 621 году (“вторая Акаба”) пророк (мир ему и благословение Аллаха) тайно встречался со своими сторонниками (ансарами) из Медины. В данном случае речь идёт о “второй Акабе”.
4. Ка’б ставил участие во “второй Акабе” выше участия в битве при Бадре, поскольку встреча в Акабе состоялась ещё до переселения пророка (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Медину.


Что касается моей истории, когда я не пошёл вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в поход на Табук, то, поистине, никогда я не был столь силён и хорошо обеспечен, как в то время, когда я не пошёл с ним в этот поход. Клянусь Аллахом, до этого никогда не имел я двух верблюдиц, но ко времени этого похода они у меня были.
Что же касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то, желая выступить в поход против кого-либо, он обязательно скрывал 5 свои истинные намерения, показывая, что намеревается предпринять другой поход. Так было и на сей раз, и это продолжалось до тех пор, пока не настало время этого похода, в который посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выступил в страшную жару и в котором его ждали дальний путь, безводная пустыня и множество врагов.
И он разъяснил мусульманам суть дела 6, чтобы они могли подготовиться к этому походу, а потом объявил им, куда именно он хотел направиться, и с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было так много мусульман, что количество их не поддавалось учёту".
___________________________

5. От врагов.
6. То есть: объявил открыто об истинной цели похода.


Ка’б cказал: "Те немногие, кто не пожелал появиться 7, считали, что об этом никто не узнает, однако это продолжалось лишь до тех пор, пока о таком человеке не ниспосылалось откровение от Аллаха Всевышнего.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выступил в этот поход в то время, когда плоды уже созрели, а деревья давали приятную тень, которая притягивала меня. И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вместе с другими мусульманами готовился к этому походу, я же начал выходить из дома по утрам, чтобы готовиться вместе с ними, однако возвращался, ничего не сделав и говоря себе: “Я могу сделать это, если захочу”.
И я продолжал поступать таким образом, в то время, как другие продолжали серьёзно готовиться к выступлению. В конце концов посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) утром двинулся в путь вместе с другими мусульманами, а я так ничего и не сделал.
Тогда я снова вышел утром и вернулся, ничего не сделав для подготовки, и пока я находился в подобном положении, участники похода, которые двигались быстро, успели уйти уже далеко, а я решил двинуться в путь и догнать их. О если бы мне удалось сделать это!
Однако это было мне не суждено.
И, когда после отъезда посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), я появлялся среди людей, меня всегда огорчало то, что я не встречал подобных себе 8, если не считать тех, кого обвиняли в лицемерии, или же тех слабых, которых оправдал Аллах Всевышний.
___________________________

7. То есть: принять участие в походе вместе с другими.
8. Иначе говоря, не принявших участие в этом походе.


Что же касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он не вспоминал обо мне, пока не достиг Табука, а когда он уже находился там и сидел в окружении людей, то спросил: “А что сделал Ка’б бин Малик?”.
Один человек из племени бану салима сказал: “О посланник Аллаха, задержали его две его одежды 9 и его высокомерие”.
Тогда Му’аз бин Джабаль сказал: “Как плохо ты сказал! Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, нам известно о нём только хорошее!”.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ничего не сказал и в этот момент он увидел в полуденном мареве какого-то человека в белых одеждах. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Должно быть, это Абу Хайсама”, - и действительно, это был Абу Хайсама аль-Ансари, тот самый, которого лицемеры стали высмеивать за то, что он пожертвовал только один са’ 10 фиников". 11
___________________________

9. Имеется в виду дорогая одежда.
10. Са’ - мера объёма для сыпучих тел. Канонический са’ равен 4,2125 литра.
11. Лицемеры высмеивали всех бедняков, которые имели возможность делать только скромные пожертвования во время подготовки войска к походу на Табук.


Ка’б сказал: "А когда я узнал о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уже возвращается из Табука, меня охватила сильная скорбь и я стал придумывать ложные оправдания, говоря себе: “Как мне избежать его гнева завтра?”, - и обращаясь за помощью в этом к каждому мудрому из членов своей семьи. Когда же люди стали говорить, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) находится уже совсем близко от Медины, всё ложное ушло от меня 12, я понял, что мне ни за что не спастись от его гнева с помощью лжи, и решил сказать правду.
Утром посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вернулся в Медину, а когда он возвращался после какой-нибудь поездки, то обычно прежде всего приходил в мечеть, совершал молитву в два рак’ата, а потом некоторое время сидел там с людьми. И когда он сделал всё это, к нему явились люди, оставшиеся в Медине, которые принялись оправдываться, подкрепляя свои оправдания клятвами.
Таких набралось более восьмидесяти человек, и он принял их оправдания и клятвы, обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он простил их, и предоставил Аллаху судить об их сокровенных мыслях. А потом к нему подошёл я и, когда я приветствовал его, он улыбнулся улыбкой человека, скрывающего свой гнев, и сказал: “Подойди”. И тогда я подошёл ближе и сел перед ним, а он спросил: “Что заставило тебя остаться? Разве ты не купил верблюдов?”.
Ка’б сказал: "Я сказал: “О посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, если бы сидел я сейчас перед любым другим человеком, то думаю, что смог бы избежать его гнева с помощью ложных оправданий, ибо я наделён красноречием, но, клянусь Аллахом, я понял, что если сегодня я солгу тебе, а ты удовлетворишься этим, то Аллах всё равно сделает так, что уже скоро ты разгневаешься на меня 13. Если же я скажу тебе правду, ты разгневаешься на меня за это уже сейчас, но я надеюсь, что за это 14 Аллах Всемогущий и Великий приведёт меня к благому исходу! Клянусь Аллахом, нет у меня никаких оправданий, и клянусь Аллахом, когда я остался, был я силён и обеспечен как никогда!”.
___________________________

12. Ка’б имеет в виду, что он решил отказаться от ложных оправданий.
13. То есть: Аллах укажет тебе на то, в чём я солгал, и я всё равно не смогу избежать твоего гнева.
14. То есть: за то, что я скажу правду.


Ка’б сказал: "Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Что касается этого, то он сказал правду. Вставай же и жди, пока Аллах не примет о тебе решения”. И после этого ко мне устремились люди из племени бану салима, которые последовали за мной и стали говорить мне: “Клянёмся Аллахом, раньше мы не знали за тобой никаких грехов, и ты оказался не в состоянии оправдаться перед посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) так же, как это сделали другие оставшиеся, а ведь для того, чтобы искупить твой грех посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) достаточно было бы обращения к Аллаху с мольбой о твоём прощении!”.
Ка’б сказал: "И клянусь Аллахом, они продолжали упрекать меня так сильно, что в конце концов мне захотелось вернуться к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказать ему, что я говорил неправду, а потом я спросил их: “А случилось ли ещё с кем-нибудь то же, что и со мной?” 15. Они сказали: “Да, ещё двое сказали то же, что говорил ты, и им было сказано то же самое, что сказали тебе”.
Ка’б сказал: "Я спросил: “Кто же эти двое?”. Они сказали: “Это - Мурара бин Раби’а аль-’Амири и Хиляль бин Умаййа аль-Уакифи”.
Ка’б сказал: "Сказав это они назвали мне имена двух праведных людей, принимавших участие в битве при Бадре, и я сказал: “Мне следует брать с них пример”.
Ка’б сказал: "И после того, как они назвали мне имена этих двоих, я решил ничего не менять 16. Что же касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) то изо всех оставшихся в Медине он запретил людям разговаривать только с нами тремя".
___________________________

15. То есть: а нашлись ли ещё такие люди, которые честно признались, что их поступку нет заслуживающих внимания оправданий?
16. То есть: не отказываться от своих слов.


Ка’б сказал: "И люди стали сторониться нас [или же он сказал: "…и люди изменили своё отношение к нам…"] и даже земля, на которой я жил стала для меня неузнаваемой, ибо это была не та земля, которую я знал прежде.
В подобном положении мы провели пятьдесят дней. Что касается двух моих товарищей, то они проявляли смирение, сидели у себя дома и плакали, я же был моложе и сильнее их и поэтому я выходил из дома, принимал участие в молитвах вместе с другими мусульманами и ходил по рынкам, и никто не разговаривал со мной!
И я подходил к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приветствуя его, когда он сидел среди людей после молитвы, и спрашивая себя: “Пошевелил ли он своими губами в ответ на моё приветствие или нет?”. А потом я молился рядом с ним, украдкой посматривая на него, и когда я был занят молитвой, он смотрел на меня, когда же я поворачивался в его сторону, он отворачивался от меня.
Однажды, когда я провёл уже много времени, сталкиваясь с подобной отчуждённостью со стороны мусульман, я вышел из дома и шёл пока не добрался до ограды сада Абу Катады, моего двоюродного брата, которого я любил больше всех людей. Забравшись на эту ограду, я обратился к нему с приветствием, и клянусь Аллахом, он не ответил на моё приветствие!
Тогда я сказал ему: “О Абу Катада, заклинаю тебя Аллахом, скажи, известно ли тебе о том, что я люблю Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует?”. Он промолчал, а я снова стал заклинать его Аллахом, но он хранил молчание. Я ещё раз повторил свои слова, и на этот раз он сказал: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше!”. Тогда мои глаза наполнились слезами, и я вернулся, снова перебравшись через ограду.
А проходя по рынку Медины некоторое время спустя, я вдруг услышал, как один из крестьян Шама, которые были христианами и привозили в Медину продовольствие на продажу, говорит: “Кто отведёт меня к Ка’бу бин Малику?”. И люди указывали ему на меня до тех пор, пока он не подошёл ко мне, вручив послание от правителя из числа гассанидов 17. Я был писцом и прочёл это послание, и оказалось, что там было написано следующее: “А затем 18: Поистине, дошло до нас, что твой друг 19 стал чуждаться тебя, однако Аллах не допустит, чтобы тобою пренебрегали или ущемляли твои права. Присоединяйся же к нам, и мы утешим тебя!”. Прочитав это послание, я сказал себе: “И это тоже испытание”, - после чего подошёл к печи и разжёг им в ней огонь.
___________________________

17. Гассаниды - арабские князья, под властью которых находились земли от Евфрата до Акабского залива на Красном море на территории Шама.
18. Обычно эти слова ставились после приветствий и благопожеланий.
19. Имеется в виду пророк (мир ему и благословение Аллаха).


Откровение Аллаха всё не приходило, а когда прошло сорок дней из пятидесяти, ко мне неожиданно явился посланец от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) который сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велит тебе не приближаться к твоей жене!”. Я спросил: “Я должен развестись с ней? Или мне надо поступить как-нибудь иначе?”. Он сказал: “Нет, просто сторонись её и ни в коем случае не приближайся к ней!”.
И пророк (мир ему и благословение Аллаха) через посланца велел двум моим товарищам сделать то же самое. Тогда я сказал своей жене: “Отправляйся к своим родителям и оставайся у них, пока Аллах не вынесет Своё решение по этому делу”.
А потом к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришла жена Хиляля бин Умаййи, которая сказала ему: “О посланник Аллаха, поистине, Хиляль бин Умаййа - беспомощный старик, так неужели же ты не хочешь, чтобы я служила ему?”. Он сказал: “Нет, ты можешь служить ему, но он ни в коем случае не должен приближаться к тебе!” 20. На это она сказала: “Клянусь Аллахом, он ни о чём и не помышляет, и клянусь Аллахом, с тех пор, как это началось и до сих пор он только и делает, что плачет!”.
После этого один из членов моей семьи сказал мне: “Обратился бы и ты к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с просьбой разрешить твоей жене прислуживать тебе, ведь он разрешил делать это жене Хиляля бин Умаййи”. В ответ я сказал: “Не стану я обращаться к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с такой просьбой, ибо не знаю, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) скажет на это, ведь я ещё молод!”.
___________________________

20. То есть: он не должен спать с тобой.


И я оставался в подобном положении ещё десять ночей, так что когда они истекли, прошло уже пятьдесят ночей с тех пор, как людям было запрещено разговаривать с нами. А после того, как на исходе пятидесятой ночи я совершил утреннюю молитву на крыше одного из наших домов и сидел там, пребывая в том состоянии, о котором упомянул Аллах Всевышний 21, и душа моя сжималась, а земля казалась тесной, несмотря на её обширность, я неожиданно услышал голос человека, забравшегося на гору Саль’ 22 и кричавшего оттуда во весь голос: “О Ка’б бин Малик, радуйся!”.
Услышав это я склонился в земном поклоне, так как понял, что пришло облегчение. И действительно, оказалось, что во время утренней молитвы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) объявил людям о том, что Аллах Всемогущий и Великий принял наше покаяние, после чего люди поспешили донести до нас эту радостную весть.
Некоторые из них направились к двум моим товарищам, а ко мне поскакал всадник. Но ко мне поспешил также и другой человек из племени аслам, который взобрался на гору и голос которого оказался быстрее коня. А когда тот человек, голос которого я услышал, сам пришёл ко мне с этой радостной вестью, я снял с себя обе свои одежды и надел их на него в знак благодарности за это.
Клянусь Аллахом, в то время у меня ничего другого из одежды не было, и поэтому я одолжил две одежды 23, надел их и отправился к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) а по пути люди встречали меня толпами, поздравляя меня с тем, что Аллах принял моё покаяние и говоря мне: “Во благо тебе то, что Аллах принял твоё покаяние!”.
Войдя в мечеть, я увидел посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сидевшего там в окружении людей. Что же касается Тальхи бин ‘Убайдаллаха, то он вскочил со своего места, бросился ко мне и стал пожимать мне руки и поздравлять меня. Клянусь Аллахом, никто из мухаджиров 24, кроме него, не встал, и Ка’б никогда не забудет этого Тальхе!".
___________________________

21. Имеется в виду, что упоминание об этом есть в Коране.
22. Гора Саль’ находится в окрестностях Медины.
23. Ка’б одолжил эти две одежды у вышеупомянутого Абу Катады.
24. Мухаджиры - мусульмане, переселившиеся из Мекки в Медину вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха).


Ка’б сказал: "А после того, как я приветствовал посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) он сказал: “Радуйся лучшему из дней твоих с тех пор, как мать твоя родила тебя!”, - и лицо его при этом сияло от радости.
Я спросил: “Это от тебя, о посланник Аллаха, или же от Аллаха?” 25, - на что он ответил: “Нет, это - от Всемогущего и Великого Аллаха!”.
Когда посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) что-нибудь радовало, лицо его озарялось и становилось подобным кусочку луны, о чём всем нам было известно. Сев перед ним, я сказал: “О посланник Аллаха, в знак благодарности за то, что моё покаяние было принято я хочу раздать всё своё имущество бедным ради Аллаха и посланника Его!”.
На это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Оставь часть его себе, ибо это будет лучше для тебя”. Тогда я сказал: “Я оставлю за собой мою долю Хайбара” 26. И я сказал также: “О посланник Аллаха, поистине, Аллах спас 27 меня только благодаря тому, что я сказал правду, и в знак благодарности за то, что моё покаяние было принято я до самой смерти не буду говорить ничего, кроме правды!”.
___________________________

25. Ка’б спрашивает, от кого исходит прощение?
26. Имеется в виду принадлежавший Ка’бу земельный надел в оазисе Хайбар.
27. То есть: избавил меня от клейма позора за то, что я не принял участия в походе без уважительных причин.


И клянусь Аллахом, с тех пор, как я сказал это 28 посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) я не слышал о том, чтобы Аллах Всевышний оказал бы кому-либо из мусульман такое же великое благодеяние, какое Он оказал мне 29, и клянусь Аллахом, с тех пор, как я сказал это посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и до сего дня я ни разу не солгал намеренно. И, поистине, я надеюсь, что Аллах Всевышний упасёт меня от этого и в дальнейшем!".
___________________________

28. Имеется в виду обещание Ка’ба говорить только правду.
29. Здесь имеется в виду, что Аллах облегчил Ка’бу выполнение этого обещания.


Ка’б сказал: "И Аллах Всевышний ниспослал такие аяты:

Аллах обратился 30 к пророку, и мухаджирам и ансарам, которые последовали за ним в трудный час 31 после того, как сердца некоторых из них едва не отклонились 32, однако потом Он обратился и к ним 33. Поистине, по отношению к ним Он - Сострадательный, Милосердный.
И Он обратился также и к тем троим, которые были оставлены
34. После того, как охватила их такая скорбь, что земля со всеми её просторами стала для них тесной, и сжались их души и они решили, что нет убежища от Аллаха, кроме обращения к Нему, Он обратился к ним, чтобы они приносили покаяние и впредь Поистине, Аллах - Он Приемлющий покаяние, Милосердный!
О те, кто уверовал, бойтесь Аллаха и будьте вместе с правдивыми!

Сура "ат-Тауба", 9:117-119

___________________________

30. То есть: оказал им милость и принял их покаяние.
31. Речь идёт о походе на Табук, проходившем в трудных условиях.
32. Здесь имеются в виду те люди, которые из-за всевозможных трудностей едва не склонились к тому, чтобы отказаться от участия в походе на Табук.
33. То есть: укрепил их, в результате чего они выполнили свой долг.
34. Имеются в виду Ка’б бин Малик, Хиляль бин Умаййа и Мурара бин ар-Раби’, решение о которых было принято пророком (мир ему и благословение Аллаха) не сразу, а только после ниспослания данного аята, где сообщалось, что Аллах принял их покаяние.


Ка’б сказал: "Клянусь Аллахом, после того, как Аллах указал мне путь к исламу, наибольшим благодеянием, которое Он оказал мне, стало то, что я был правдив с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и не солгал ему, поскольку в таком случае я бы погиб, как погибли те, которые солгали, ведь, поистине, ниспослав откровение, Аллах Всевышний сказал о лгавших наихудшее из того, что говорил Он о ком бы то ни было. Аллах Всевышний сказал:

Они станут клясться вам Аллахом, когда вы вернётесь к ним, чтобы вы отступились от них, так отступитесь же от них,
ведь, поистине, они - скверна
35, а убежищем для них станет ад в качестве воздаяния за то, что они совершали.
Они станут клясться вам, чтобы вы остались довольны ими, но если даже вы и останетесь довольны ими,
то Аллах, поистине, не будет доволен людьми нечестивыми!

Сура "ат-Тауба", 9:95-96

___________________________

35. Имеется в виду, что такие люди нечисты во всех отношениях.


Ка’б сказал: "Мы трое были оставлены в отличие от тех, клятвы которых принял посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) когда они клялись ему, и для которых просил прощения у Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) откладывал решение нашего дела до тех пор, пока Сам Аллах Всевышний не вынес Своего решения об этом, и об этом Аллах Всевышний сказал:

И Он обратился также и к тем троим, которые были оставлены
Сура "ат-Тауба", 9:118

Имеющееся в этом аяте упоминание о том, что мы были оставлены, касается не того, что мы остались в Медине и не приняли участия в походе, а того, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) оставил нас, отложив решение нашего дела, в отличие от тех, кто клялся ему и оправдывался перед ним и чьи оправдания он принял". аль-Бухари, 4418; Муслим, 2769.

В другой версии этого хадиса сообщается, что Ка’б сказал: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выступил в поход на Табук в четверг и он вообще любил отправляться в путь по четвергам".

В третьей версии этого хадиса сообщается, что Ка’б сказал: "И (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) возвращался из своих поездок только днём, а именно - утром (духа) 36".
___________________________

36. Так называется период времени, начинающийся с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, и продолжающийся почти до полудня.


Да сделает нас Аллах из числа правдивых!

барака-Ллаху фикум.
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3439
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

Вернуться в Духовное воспитание

cron