Про намерение

Сообщение »

Ассалам галяйкум. Разъясните пож-та вопрос касающийся намерения. Правильно-ли считать, что человек получает награду как за намерение, так и отдельно за само дело. Например, есть два человека, оба вознамерились совершить какое-то праведное дело, у первого получилось это сделать, а у второго не получилось, не из-за лени, а из-за каких то обстоятельств от него не зависящих. Правильно ли полагать, что первый получит награду как за намерение, так и за само дело, а второй получит награду только за намерение, так как само дело как таковое он не совершил. Или все таки правильнее думать, что человек получит аджр просто уже за само намерение уже, аджр- как за полное совершенное дело, хоть у него и не получилось его сделать . Этот вопрос затрагивался в 57 главе у Абу Яхьи в лекциях по китабуль таухид, но до конца я не допоняла этот момент. Барака Аллаху фикум.
Умму Рукаййа
 
Сообщений: 55
Зарегистрирован: 11 авг 2009, 13:37

Re: Про намерение

Сообщение »

уа алейкум салям уа рахмату-Ллахи уа баракатуху.

Говорит шейхуль-Ислям ибн Теймия (да воздаст Аллах ему благом за Ислам и мусульман):
«Решительное и твёрдое намерение: если человек сделал то, что смог и что было ему по силам, то он рассматривается в шариате как тот, кто совершил это дело полностью. Ему полагается награда того, кто совершил это дело полностью или полагается наказание того, кто совершил это дело полностью, и это для того, чтобы ему была дана награда или дано наказание за то, что он не смог завершить по причине того, что он был не в состоянии.
Как, например, участвующие и помогающие друг другу в благих делах. Из них, есть те дела, что образуются от действия человека, как, например, призывающий к благому, или заблуждению. Или тот, кто дал начало какому-либо хорошему или плохому делу. Как это упомянуто в сборниках аль-Бухари и Муслима, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто призвал к прямому руководству, тот заслужил награду равную награде тех, кто последовал за ним, что не уменьшит их награды ни в чем. Кто же призвал к заблуждению, тот понесет и бремя грехов тех, кто последовал за ним, что также не уменьшает их собственных грехов».
Так же у аль-Бухари и Муслима пришел хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто вводит в Ислам хорошую сунну, тот получит вознаграждение за это и за тех, кто действовал согласно этой сунне, причем у его последователей вознаграждение не будет отнято (уменьшено), а кто вводит в Ислам плохую сунну, тот получит ношу (наказание) за это и за тех, кто действовал согласно этой сунне, причем у его последователей ноша (наказание) не будет уменьшена».
Призывающий к прямому руководству или же к заблуждению, характеризуется как желающий и намеревающийся (это руководство или заблуждение). Его желание и намерение полностью соответствуют тому, к чему он призвал. Однако его возможности– это призыв и повеление, а возможность совершающего – следование и принятие.
Так как призывающий к прямому руководству или заблуждению, обладает решительным намерением и всячески способствует этому, его положение подобно совершающему это дело в полной мере. Ему полагается воздаяние, как воздаяние каждому, кто последовал за этим ( к чему он призвал) – тому, кто призывал к прямому руководству, полагается награда тех, кто последовал этому руководству, а тому, кто призывал к заблуждению, полагается грех тех заблудших, кто последовал за ним ….
Также, положение желающего совершить дело, имеющего решительное намерение и сделавшего то, что смог сделать, соответствует положению того, кто совершил это дело полностью. Даже если не был он имамом и призывающим, как сказал Аллах: «Те из верующих, которые отсиживаются, не испытывая тягот, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Аллах возвысил тех, которые сражаются своим имуществом и своими душами, над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал наилучшее. Аллах возвысил сражающихся над отсиживающимися благодаря великой награде ступеням от Него, прощению и милости. Аллах – Прощающий, Милосердный». (ан-Ниса 95).
Аллах аннулировал равенство между сражающимся на Его пути и теми, кто не сражается, однако в состоянии сражаться.
Но Аллах не аннулировал равенство между сражающимся на Его пути и между не сражающимися, которые не в состоянии сражаться. Напротив, обращение указывает на их равенство и аят – прямой.
Это поддерживает то, что пришло в достоверном хадисе, сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в военном походе на Табук: «В Медине есть мужи, сколько бы вы не прошли, какие бы ущелья вы не преодолели, они вместе с вами. Тогда сподвижники сказали: «И они в Медине?» Сказал посланник Аллаха: «Они в Медине, однако задержало их оправдание».
Он, да благословит его Аллах и приветствует, известил, что тот, кто в Медине, которого задержало оправдание, подобен тем, кто вышел в поход. Известно, что тот, кто вышел вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заслуживает награду по своему намерению. Точно так же и те, которые остались в Медине, которых задержало оправдание.
Сюда же относится и хадис от Абу Кабша аль-Анмари, хадис который передали Ахмад, ибн Маджа и ат-Тирмизи, который сказал, что хадис достоверный, хороший, от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Поистине, в мире этом есть четыре (группы) людей. (К первой из них относится такой) раб (Аллаха), которому Аллах даровал богатство и знание, и(, обладая богатством,) он боится Господа своего, поддерживает родственные связи и знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха, — такой (окажется) в наилучшем положении. (Ко второй относится такой) раб, которому Аллах даровал знание, не дав богатства, и который говорит: “Если бы я обладал богатством, то поступал бы также, как и такой-то”, — будучи искренним в своих намерениях и придерживаясь таких же намерений(, как и первый,) за что он получит такую же награду(, как и первый. К третьей относится такой) раб, которому Аллах даровал богатство, не дав ему знания, и он распоряжается им необдуманно, не боится Господа своего, владея им, не поддерживает родственные связи и не знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха, — такой в мире вечном окажется в наихудшем положении. И(, наконец, к четвёртой группе относится такой) раб, которому Аллах не дал ни богатства, ни знания, и который говорит: “Если бы я обладал богатством, то поступал бы также, как и такой-то”, — придерживаясь таких же намерений(, как и третий,) за что он понесёт на себе такое же бремя(, как и третий)»
Это равенство с «наградой и грехом» передаёт положение того, кто говорит такое и он правдив, и Аллах знал, что у него твердое намерение за которым обязательно последует действие, за исключением случая бессилия. Поэтому они равны в награде и наказании.
Такое положение не заслуживает каждый, кто говорит: «Если бы у меня было то, что у того, то и я сделал бы то, что делает он».
Он заслуживает такое положение только тогда, когда его намерение решительное, что повлечет совершение дела при наличии сил и способности на это.
Иначе, многие люди говорят это исходя из решительного намерения, однако, если появляется возможность совершения дела, то намерение уходит, как это, обычно, бывает у людей, которые обещают, а потом не выполняют.
Не у каждого, кто вознамерился совершить что-то с твёрдым намерением, до того, как имел возможность на его совершение и не было препятствии - его намерение остаётся таким же при наличии способности на совершение этого дела. Как сказал Аллах: «Вы действительно желали смерти, пока не встретились с ней. Теперь вы увидели ее воочию». (Аль Имран 143).
Так же сказал Аллах: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете?». (ас-Сафф 2).
Так же сказал Аллах: «Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников». (ат-Тауба 75).
См. "Маджму' аль-Фатауа" (10/720, 726).

Говорит посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела; если (человек) решит (совершить доброе дело) и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более добрых дел» (аль-Бухари 6491).

Шейхуль-Ислям ибн Теймия (да помилует его Аллах) комментирует этот хадис:
«Это деление относится к тому человеку, который в состоянии совершить это дело. Поэтому он сказал: «И совершит его» и «Но не совершит».
Тот же, кто был в состоянии совершить дело, но не совершил - его желание не было решительным.
Так как решительное намерение вместе с возможностью, влечет за собой совершение этого дела…
Нет сомнений, что «вознамериться», «собраться совершить», «хотеть» и т.д., всё это может быть решительным намерением, с последующим совершением действия, за исключением случая, при котором он оказался бессильным совершить его. А могут быть (т.е вознамериться, хотеть, собраться сделать и тд.) и не решительными.
Во втором случае следует сделать разницу между тем, кто хочет сделать дело, и тем, кто делает его, также следует сделать различие между (просто) желанием и (решительным) желанием...
Если человек захотел сделать благое дело но не сделал его, то ему записывается награда, выражающаяся в том, что он вознамерился совершить благое дело. Ему записывается полная награда, так как это рассматривается подчинением и благом…
А если он совершит это благое дело, то ему полагается десять благих дел. И это милость Аллаха, которая выражается в том, что совершившему благое дело полагается от десяти до 700 таких же прибавлений».
См. "Маджму' аль-Фатауа" (10/737).

Говорит шейх ибн Усаймин (да помилует его Аллах):
«Знай, что тот, кто вознамерился совершить благое но не совершил его, имеет следующие положения:
- он взял причины для того, чтобы совершить это благое дело, однако не смог. Такому записывается полная награда. Так как Всевышний Аллах сказал:
«Если же кто-либо покидает свой дом, переселяясь к Аллаху и Его Посланнику, после чего его настигает смерть, то его награда ложится на Аллаха» (ан-Ниса 100). См. «шарх аль-Арба’ин ан-Науауия» (360).

Так же задали вопрос шейху Салих аль-Фаузану: «Если вознамерился мусульманин совершить грех, однако он не смог его совершить, появилось препятствие между ним и совершением дурного, записывается ли ему грех?»
Ответ: «Если вознамерился совершить грех, однако не совершил из за страха пере Всевышним Аллахом, то ему записывается полное хорошее дело.
Если он не совершил этот грех, по той причине, что не смог, а если смог бы, то совершил, то такому записывается плохое дело из за его дурного намерения.
А если он не совершил этот грех, по той причине, что забыл, то он ничего не заслуживает – ни хорошего дела, ни плохого.
Довод на первый случай – слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела». Хадис от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах.
Довод на второе положение – слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «“Если два мусульманина сойдутся (в бою, скрестив) свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в аду”, я спросил: “О посланник Аллаха, (будет справедливо, если туда попадёт) убивший, но почему же и убитый?!” Он ответил: “Ведь и он хотел убить своего товарища!”». Хадис от Абу Бакраты, да будет доволен им Аллах.
А разъяснение третьего положения, то он не намеревался благое, так же и не совершил дурного».

Сл. http://ar.islamway.net/fatwa/5906/%D8%A ... %84-%D8%AA
%D9%83%D8%AA%D8%A8-%D8%B9%D9%84%D9%8A%D9%87
Аватар пользователя
abu__maryam
 
Сообщений: 391
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 22:06

Re: Про намерение

Сообщение »

Ассаляму алейкум, не могу найти: если человек хочет своим делом награды не только ахыра, но и дуньи в тех делах, в которых упомянул, что можно получить награду и в дунье, его награда в ахыра из-за этого уменьшается, а что касается того, кто хочет награду не только в ахыра, но и в дунье за те дела, за которые награду в дунье шариат не упомянул, каков хукм такого намерения?

Джазакум Аллаху хайран!
imanochka
 
Сообщений: 196
Зарегистрирован: 15 май 2010, 21:58

Re: Про намерение

Сообщение »

imanochka писал(а):Ассаляму алейкум, не могу найти: если человек хочет своим делом награды не только ахыра, но и дуньи в тех делах, в которых упомянул, что можно получить награду и в дунье, его награда в ахыра из-за этого уменьшается, а что касается того, кто хочет награду не только в ахыра, но и в дунье за те дела, за которые награду в дунье шариат не упомянул, каков хукм такого намерения?

Джазакум Аллаху хайран!


Уа алейки ас-салям уа рахматуЛлахи уа баракатух.

Вот здесь об этом: viewtopic.php?f=46&t=15265
sultan
 
Сообщений: 494
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 15:49


Вернуться в Духовное воспитание

cron