Наставление торговцу

Сообщение »

Наставление торговцу

(Шейх Мухаммад 'Али Фаркус)


Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение тому, кого Он послал милостью для всех миров, а также его семье, его сподвижникам и его братьям, вплоть до Судного дня.
А затем:
Знай, что торговля считается одним из лучших видов заработка. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, занимался торговлей до пророчества. Также, этим ремеслом занималoсь большое количество сподвижников, да будет доволен им Аллах, из их числа были большинство из десяти, обрадованных Раем. Единогласно сошлись учёные, что в основе, торговля, a также другие виды заработка, дозволенны. Однако, не все формы заработка торговлей являются правомерными (дозволенными). Поэтому, является обязательным для торговца проявить достаточную заботу в познании шариатских законоположений, связанные с денежными отношениями.
Изучение этих законоположении рассматривается обязательным условием для того, чтобы заниматься торговым ремеслом. Это для того, чтобы торговец не попал в запретное, не подозревая об этом, и с другой стороны, чтобы знал степень опасности совершения грехов и запретного, дабы сторониться этого и бояться в этом Аллаха.
Так же, я делаю наставление торговцу, чтобы он не избирал свою торговлю средством для склонности и жажды заполучения кратковременных выгод . Это приведет его к невыполнению прав Аллаха в том, в чём Аллах наделил его, и не будет поддерживать родственные связи, как в хадисе Абу Кабшата аль-Анмари: «Поистине мир принадлежит только четверым… Рабу, которого Аллах наделил состоянием, но не наделил знанием. Он без знаний растрачивает куда попало свое состояние. Он не проявляет посредством него богобоязненности, не поддерживает родственные связи и не знает о правах Аллаха в них. Это – наихудшее из положений». (Сахих аль-Джами' 3024)
Так же, является обязательным для торговца стремиться выполнять свои обязательства и задачи. Он не должен делать свою торговлю такой, которая повлечёт его к небрежности в его шариатских обязательствах, будь это в отношении его Господа, или семьи, или других, или самого себя, или же повлечёт к небрежности к приказам, которые обязал Аллах.
Он должен описываться надёжностью и правдивостью в своих отношениях, эти качества - похвальные. Он должен сторониться лжи и не скрывать недостатки в торговле. Воистину, правдивость – причина благодати, а ложь и сокрытие – причина падения спроса на товары и уничтожения благодати. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Двое торгующихся имеют право выбора до тех пор, пока не разойдутся, если были правдивы и все выяснили меж собой, то им было ниспослана благодать в их торговле. А если они вдвоем солгали и скрыли (что-нибудь), то будет стерта благодать с их торговли». (ад-Дарими 6/2, ан-Насаи 4/196)
Тот, кто знает недостаток и скрывает его, не указывая на него, то он довольствуется потерей имущества своего брата, а это харам. Недопустимо торговцу продвигать свои товары путём ложных реклам и агитации, распространяя и приукрашивая то, что является фальсификацией, и может быть путем ложных клятв.
Торговец должен распространять высокие нравственные качества в своей торговли, не помогать ею в загрязнении своих чистых убеждений, или искажать прямой пророческий путь, или нравы.
Он не должен продавать не достойные вещи, а это все запретное само по себе, или то, что запретил шариат, так как в этом помощь в греховном, или так как в этом несправедливость или поедание (чужого) имущества не по праву, как ростовщичество с его видами, или это вселяет конфликт между братьями по вере, как торговля по неясным условиям.
Торговец должен удержаться от своего занятия в такое время, во время которого запрещается продавать, а также продавать товар подобающе, в том объеме и в такой форме, чтобы не обделять и не ущемлять права людей, сторониться того, чтобы поднимать цену для невнимательного покупателя, или того, кто доверяет продавцу, или того, кто не понимает в торговле.
И наконец, , торговец должен стремиться к воплощению высоких качеств и блага, делать шире свой круг в отношении боязни Аллаха, которое является причиной исчезновения проблем, дозволенным (халяль) заработком, сказал Всевышний Аллах: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает». (ат-Талакъ 2).
Так же сказал Аллах: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (аль-Маида 2).
И в завершении наша мольба: Хвала Аллаху – Господу миров! Мир и благословение Аллаха Мухаммаду, его семье, его сподвижникам и братьям его вплоть до Судного дня!
http://ferkous.com/home/?q=art-mois-6
Аватар пользователя
abu__maryam
 
Сообщений: 391
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 22:06

Re: Наставление торговцу

Сообщение »


abu__maryam писал(а):Торговец ... должен сторониться того, чтобы поднимать цену для невнимательного покупателя, или того, кто доверяет продавцу, или того, кто не понимает в торговле.

Вопрос: "Есть ли какой-то определенный предел на цены (или прибыль, доход) в торговле, или же такого предела нет? Хотим получить ответ с доводами, и не оставьте без внимания то, что торговец облагается многочисленными налогами каждый год".

Ответ: "Хвала Аллаху. Дозволено для того, кто занимается продажей товаров, которые он приобрел или произвел, продавать их за цену бóльшую, как при самой продаже, также, если сделка будет с рассрочкой. И неизвестно запрета или пределов в цене. Однако понижение и облегчение (для покупателей) – это то, что желательно, на что есть побуждение. Кроме случаев, если товар в городе (в стране) известен и цена на него тоже, то тогда не дозволяется продавать его незнающему за цену бóльшую, если только он не уведомит его о истинном положение (цен на рынке), т.к. продажа за бóльшее это есть разновидность «аль-габна» (الغبن) , т.е. ущерба или же обвеса и обсчета.
А ведь мусульманин брат мусульманину! И он не может причинять зло своему брату, и обманывать его, не доверять и т.д., однако он должен помогать ему где бы это ни было.
Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Религия – это насыха (наставление, помощь желания блага и добра)». Хадис передал имам Муслим в «Сахих».
Так же в обоих сборниках «ас-Сахих», приводится от Джарира ибну ‘абдиЛляхи аль-Йаманий, который сказал: «Я дал присягу пророку, да благословит его Аллах и приветствует, на то, что буду выстаивать молитву, выплачивать закят, и буду делать благое, добро (помогать и наставлять) каждого мусульманина». فتاوى اللجنة الدائمة للبحوث العلمية والإفتاء 13/89

Так же пришло в фетве «Постоянного комитета»: «Нет определенного предела в установлении цены в торговле. Но учитывается спрос и предложение (العرض و الطلب), также (уровень цены) максимум и минимум. Однако нужно проявлять к мусульманам благосклонность в торговле, будь это покупатель или продавец, и не пользуется пускай один беспечностью другого! И пусть не обогащается за счет этого в купле или продаже! Однако нужно соблюдать права друг друга в Исламе». فتاوى اللجنة الدائمة للبحوث العلمية والإفتاء 13/91 ИСТОЧНИК
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3439
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

Re: Наставление торговцу

Сообщение »

السلام عليكم ورحمه الله وبركاته


Радость сердец благочестивых.


муфассир, шейх 'Абдуррахман Ас-Са'ди رحمه الله


Объяснение кратких, но полных смысла слов пророка صلى الله عليه وعلى آله وسلم


Хадис тридцать пятый
Плоды правдивости в торговых делах.

عن حَكيم بن حِزامٍ رضيَ اللهُ عنهُ قَالَ : قَالَ رسول الّله صلى الله عليه وسلم : البَيِّعانِ بالخيارِ مالم يَتفرَّقا ، فإن صَدَقا وبَيَّنا بُورِكَ لهما في بيعِهما، وإن كذَبا وكَتما مُحِقَتْ برَكةُ بيعِهما .


Сообщается, что Хаким бин Хизам, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха صلى الله عليه وعلى آله وسلم сказал: «Покупатель и продавец остаются свободными в своём выборе 1 до тех пор, пока они не расстались друг с другом, и если оба они были правдивы и разъясняли 2 , то сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено 3 ».
(Бухари и Муслим).

Изображение

комментарии шейха 'Абдуррахмана Ас-Са'ди رحمه الله

Этот хадис является основой для разъяснения того, какие сделки приносят пользу, а какие наносят ущерб, поскольку в нём указывается, что правдивость и честное указание отделяют полезное от вредоносного.
Если человек, являющийся участником торговой сделки, будет придерживаться правдивости и честно укажет на все необходимые качества и все недостатки товара, то эта сделка принесёт пользу в мире этом, ибо в подобном случае человек выполнит веление Аллаха и Его посланника صلى الله عليه وعلى آله وسلم
и не совершит никакого греха, в результате чего эта сделка получит благословение свыше. Такая сделка принесёт пользу и в мире вечном, так как за всё вышеупомянутое человек получит награду и будет избавлен от наказания.
Если же человек станет лгать и утаивать недостатки предлагаемого не указывая на его реальные качества, то он совершит грех, не говоря уже о том, что подобная сделка благословенной не будет, а последнее означает, что человек, заключивший её, понесёт убытки в обоих мирах.
Из всего вышеизложенного следует, что мусульманам запрещается мошенничать, скрывать недостатки товаров, обманывать, уменьшать меры веса, объёма и длины и совершать прочие подобные этим поступки, поскольку всё это есть не что иное, как ложь и утаивание. Кроме того, запрещается искусственно взвинчивать цену 4 , стараться обмануть другого при заключении торговой сделки, а также встречать людей, доставляющих товары в тот или иной населённый пункт, чтобы продать им что-либо или, наоборот, купить что-то у них 5 .
Точно так же запрещается лгать при оценке товара, при описании его качеств и в иных случаях.
Общее правило здесь заключается в следующем: если твой брат в исламе или любой иной человек не сообщает тебе о деталях такой торговой сделки, которую ты не пожелал бы с ним заключить, то это является ложью и имеет прямое отношение к запретному утаиванию и мошенничеству.
Это правило распространятся на все виды торговых сделок, договоры об аренде, дела, которые ведутся совместно с кем-либо, все виды возмещения, а также на все оговоренные участниками сделки сроки и все имеющие отношение к сделкам документы. Во всём этом раб Аллаха обязан придерживаться правдивости и указывать на недостатки, тогда как лгать и скрывать что-либо ему не разрешается.
Кроме того, данный хадис устанавливает принцип свободы выбора в торговых делах, поскольку в нём указывается, что каждый из участников торговой сделки волен заключить договор или отказаться от него до тех пор, пока он остаётся на месте заключения сделки, но после того, как стороны расстаются друг с другом, сделка считается вступившей в силу и обязательной к исполнению. Иначе говоря, после этого стороны, заключившие её, уже лишаются права выбора, если только не происходит ничего такого, в силу чего сделку необходимо будет отменить, например, если не выяснится, что были нарушены какие-нибудь условия, или не обнаружатся сокрытые недостатки, или не вскроется обман, или не возникнут трудности с определением цены товара и так далее.
Смысл предоставления права свободы выбора состоит в том, что всевозможные торговые сделки заключаются весьма часто, и нередко бывает так, что люди начинают жалеть о том, что они купили или продали что-нибудь. Именно поэтому шариат и предоставляет людям свободу выбора, тем самым давая каждому возможность подумать, стоит ли ему заключать ту или иную сделку или же от неё следует отказаться, а Аллах знает об этом лучше.

________________

Прим:переводчика.(А.Нирша).
1. Имеется в виду, что они могут вернуть купленный или проданный товар или оставить его у себя.
2. Иначе говоря, если продавец указывал на качества и имеющиеся недостатки товара, а покупатель - на условия и сроки оплаты.
3. То есть в конце концов полученная прибыль обернётся убытками.
4.Имеются в виду те случаи, когда человек поднимает цену только для того, чтобы помешать другому, или делает это в силу сговора с продавцом, чтобы продать товар подороже, и т.д.
5. В данном случае речь идёт о попытках купить или продать что-либо у тех, кто не знает средней цены товара, сложившейся на данный момент на рынке.
Аватар пользователя
abu Hurayra_09
 
Сообщений: 335
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: Наставление торговцу

Сообщение »

Радость сердец благочестивых.

муфассир, шейх 'Абдуррахман Ас-Са'ди رحمه الله

Объяснение кратких, но полных смысла слов пророка صلى الله عليه وعلى آله وسلم

Хадис тридцать шестой.
Запрет на торговые сделки,связанные с опасностью (гарар).


عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضيَ اللهُ عنهُ قَالَ : نَهَى رَسُولُ اللّهِ صلى الله عليه وسلم عَنْ بَيْعِ الْحَصَاةِ ، وَعَنْ بَيْعِ الْغَرَرِ


Сообщается, что абу Хурайра да будет доволен им Аллах, сказал: “Посланник Аллаха, صلى الله عليه وعلى آله وسلم запретил торговые сделки, осуществляемые с помощью бросания камешков, и торговые сделки, связанные с опасностью”. (Муслим)
Изображение

комментарии шейха 'Абдуррахмана Ас-Са'ди رحمه الله

В данном хадисе речь идёт о любой торговой сделке, если дело касается неимеющегося в наличии или неизвестного товара, что связано с риском для покупателя. На это, а именно – на торговые сделки такого рода, распространяется действие установлений, касающихся азартных игр, к числу которых относятся все виды споров и закладов, кроме тех случаев, когда об заклад бьются на скачках лошадей и верблюдов, а также во время соревнований по стрельбе из лука.
Торговыми сделками такого рода являются сделки, заключающие в себе опасность (гарар) того, что приобретённый товар окажется недоступным, например, когда приобретается сбежавший или украденный у кого-нибудь раб, захваченное силой имущество, то, что человек не может получить, или чужие долги, особенно в тех случаях, когда должники тянут с уплатой или находятся в затруднительном положении.То же самое относится и к таким торговым сделкам, предмет которых неизвестен или в результате которых человек может приобрести не то, чего он ожидал. Примером может быть продажа находящегося в доме имущества, или хранящегося в лавке товара, или чего бы то ни было, находящегося в любом месте, когда покупатель не знает, о чём именно идёт речь. То же самое относится и к торговым сделкам, осуществляемым путём бросания камешков, ибо и они связаны с опасностью. Здесь в пример можно привести такой случай, когда продавец говорит: “Брось камешек, и тот товар (или же та вещь), в который он попадёт, достанется тебе за столько-то”, или же когда он говорит: “Брось камешек, и всё пространство от этого места и до того, где он упадёт, будет твоей собственностью (или: ты будешь иметь на это право)1”.То же самое касается и таких случаев, когда речь идёт о торговой сделке, при заключении которой товар только ощупывается 2 , или сделки, заключаемой путем бросания камешков, или о продаже ещё не родившегося приплода животных, а также иных подобных сделках, ибо все они явно относятся к числу сделок, связанных с опасностью.
Шариат запрещает сделки такого рода по той причине, что они являются рискованными и могут привести к возникновению вражды, так как не исключено, что один из заключающих такую сделку обманет другого и тем самым причинит ему ущерб. В связи с этим улемы указывали, что необходимыми условиями всякой торговой сделки должны быть знание о товаре и знание о его цене.
Ещё одним условием торговой сделки они называли дееспособность заключащего её человека, который должен быть совершеннолетним и разумным человеком, поскольку в противном случае, это неизбежно приведёт к обману и нанесёт человеку ущерб, что также имеет отношение к опасности (гарар).
Ещё одним условием они называли знание о сроке в том случае, когда оговаривается, что все деньги за товар (или часть их) будут выплачены позже, или в том случае, когда по условиям сделки поставка товара должна осуществиться не сразу, а через определённое время.
Кроме того, подобные сделки являются запретными и в том случае, когда они заключаются и по взаимному согласию, так как скорее всего один из её участников введёт другого в заблуждение или обманет его в том, что будет иметь отношение к условиям договора, виду или каким-нибудь качествам товара. Все виды мошенничества также относятся к сделкам, связанным с опасностью, что же касается способов, применяемых мошенниками, то перечислить их невозможно, а людям они хорошо известны.
В основе своей каждая торговая сделка, связанная с опасностью, сводится к продаже того, что на момент сделки отсутствует, например продаже неродившегося или недостигшего оговоренного возраста приплода скота, или продаже чего-то недоступного, например беглого раба, или же, наконец, продаже такого товара, о роде или свойствах которого абсолютно ничего неизвестно.Ещё одним условием торговой сделки они называли дееспособность заключащего её человека, который должен быть совершеннолетним и разумным человеком, поскольку в противном случае, это неизбежно приведёт к обману и нанесёт человеку ущерб, что также имеет отношение к опасности (гарар).
Ещё одним условием они называли знание о сроке в том случае, когда оговаривается, что все деньги за товар (или часть их) будут выплачены позже, или в том случае, когда по условиям сделки поставка товара должна осуществиться не сразу, а через определённое время.
Кроме того, подобные сделки являются запретными и в том случае, когда они заключаются и по взаимному согласию, так как скорее всего один из её участников введёт другого в заблуждение или обманет его в том, что будет иметь отношение к условиям договора, виду или каким-нибудь качествам товара. Все виды мошенничества также относятся к сделкам, связанным с опасностью, что же касается способов, применяемых мошенниками, то перечислить их невозможно, а людям они хорошо известны.
В основе своей каждая торговая сделка, связанная с опасностью, сводится к продаже того, что на момент сделки отсутствует, например продаже неродившегося или недостигшего оговоренного возраста приплода скота, или продаже чего-то недоступного, например беглого раба, или же, наконец, продаже такого товара, о роде или свойствах которого абсолютно ничего неизвестно.



________________
Прим:переводчика (А.Нирша).
1.Cделки такого рода были распространённым явлением в доисламской Аравии.
2. Речь идёт о таких сделках, когда невозможно рассмотреть товар должным образом, чтобы убедиться в его качестве и состоянии.

بارك الله فيك

Аватар пользователя
abu Hurayra_09
 
Сообщений: 335
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: Наставление торговцу

Сообщение »

Посланник Аллаха صلى الله عليه وعلى آله وسلم сказал:

لَا تَحَاسَدُوا، وَلَا تَنَاجَشُوا، وَلَا تَبَاغَضُوا، وَلَا تَدَابَرُوا، وَلَا يَبِعْ بَعْضُكُمْ عَلَى بَيْعِ بَعْضٍ، وَكُونُوا عِبَادَ لله إِخْوَانًا، الْمُسْلِمُ أَخُو الْمُسْلِمِ؛ لَا يَظْلِمُهُ، وَلَا يَخْذُلُهُ، وَلَا يَحْقِرُهُ، التَّقْوَى هَاهُنَا وَيُشِيرُ إِلَى صَدْرِهِ ثلََاثَ مَرَّاتٍ، بِحَسْبِ امْرِئٍ مِنْ الشَّرِّ أَنْ يَحْقِرَ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ، كُلُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ حَرَامٌ دَمُهُ وَمَالُهُ وَعِرْضُهُ


«Не завидуйте друг другу, не поднимайте цену на товар, который вы не хотите купить, не испытывайте друг к другу ненависти, не отворачивайтесь друг от друга и не перебивайте чужих сделок, и будьте, о рабы Аллаха, братьями! Мусульманин — брат мусульманина: он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не презирает. Богобоязненность — вот здесь! — он трижды показал на свою грудь, а потом продолжил: — Для того чтобы совершить злодеяние, достаточно презирать своего брата-мусульманина. Мусульманин целиком неприкосновенен для другого мусульманина: неприкосновенны его кровь, его имущество, его честь» (Муслим № 2564)
Аватар пользователя
abu Hurayra_09
 
Сообщений: 335
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09


Вернуться в Духовное воспитание

cron