Абу Хамид аль-Газали

Сообщение »

Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва баракатух. Купил книгу этого ученого "Начало наставления на истинный путь" Книга понравилась, в ней приведены прекрасные дуа. Но у меня есть сомнения, так как говорят что он суфий, а значит возможно эти дуа, которые мне понравились - недостоверны. Каково мнение ахлю сунна об этом ученом? Достоверны ли дуа, приведенные в этой книге? (в частности дуа которое якобы читал Пророк с.а.с. находясь в мечети, между суннатом и утренним намазом, в книге оно приведено на стр. 41, 42, 43)
Абд ар Рахман
 
Сообщений: 34
Зарегистрирован: 16 янв 2009, 22:32

Имам Абу Хамид аль-Газали в конце жизни

Сообщение »

Мало кому известно, что Шейх Абу Хамид аль-Газали, да смилуется над ним Аллах, в конце своей жизни крайне изменил свои взгляды по ряду принципиальных вопросов в Акиде [вероубеждениях]. Мы все знаем, какую роль сыграл аль-Газали в трансформации ашаритского калямического мазxаба в сторону “муьтазилизма” и распространении его, а так же то, что он практически все свои книги и рассуждения в них строил именно на нем [каляме].
Имам аз-Захаби пишет в своей книге “Сияр” 17/558, после того, как указал, что последователи Абу Хасана Ашари, как и он сам, подтверждали все Сифаты Аллаха и не делали “та’виля”: “И этот путь - путь Салафов, и это то, что пояснил Абу Хасан и его последователи, и это остановка и сдача перед текстами Корана и Сунны, и этим же говорил аль-Бакьилани и Ибн Фаврак и крупные Ученые до времен Абу Маали [Джувейни] а затем времен Абу Хамида [аль-Газали], когда и произошли разногласия и расхождения, а мы просим Аллаха уберечь нас”.
Однако в конце жизни аль-Газали коренным образом пересмотрел свой взгляд и поменял его.
Если на протяжении многих лет он призывал к “Каляму”, “Тасаввуфу”, трансу, “Фана” и т.п., то в конце жизни он выражал трезвое нет всему, что противоречит тем делам и словам, на чем были праведные предки из числа Сахабов, Табиинов и Имамов.
Если мы взглянем на его последнюю работу, которая называется “аль-Ильджам аль-аввам ан ильм аль-калям”, то убедимся в том, что он коренным образом изменил свои убеждения.
1- Он полностью поддержал в этой книге убеждения Салафов, заявляя, что Истина - это мазxаб Салафов, а тот, кто ему противоречит - в заблуждении. См. “аль-Ильджам аль-аввам” стр. 62.
2- Он порицал “та’виль”* сильным порицанием, призывая к подтверждению Сифатов Аллаха и отстранению от “та’виля”, который ведет к “та’тилю” [опустошению], сказав: “Лечение ошибки “ташбиха” [уподобления] легче, чем лечение ошибки “та’тиля” [опустошения], т.к. достаточно сказать вместе с внешним указанием [Сифата]: “Нет ничего подобного Ему”. Сура аш-Шура, 11 аят”.
* Та’виль - метод, которым “мутакаллимы” придают аятам Сифатов метафорические смыслы, опустошая Истинные Сифаты Аллаха, которыми Он Сам Себя описал в Коране.
* Та’тилю - опустошение Аллаха от Сифатов, убеждение с которым прошли еретические секты “джахмитов” и “му’тазилитов”.
3- Он сильно порицал “мутакаллимов” и описал основы их убеждений как порицаемое новшество [“бид’а мазмума”], а также указал на то, что они послужили причиной причинения большого вреда для большинства творений, сказав: “А доказательство того, что оно послужило причиной большого вреда для творений, это: наблюдение, очевидность и опыт, а так же то, что проявилось из вреда со времен появления “мутакаллимов” и расползания “каляма”, в то время как подобное жестко порицали в первые времена Сахабов. Также на это указывает то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и все его сподвижники, имея надобность, не проложили пути “мутакаллимов” в их разделениях и уточнениях, [и не потому что они не имели подобную возможность]. Если бы они видели в этом пользу, то никто бы не превзошел их в нем, они бы углубились в пояснении доказательств таким пояснением, что превзошли бы их уточнения в науке “аль-Фараид”.*
* Наука о наследовании, в которой нет вопроса, и самой отдаленной вероятности, которая была бы не пояснена лучшим пояснением.
Аль-Газали указал так же на следующий важный момент: “Сахабы, да будет доволен ими Аллах, нуждались в аргументации и методах убеждения иудеев и христиан в пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, однако они ничего не добавили, кроме доказательств Корана, и они не утруждались построением рациональных критериев. Все это потому, что они знали, что подобное ведет только к “фитнам” и путанице. Тот, кого не убедят доказательства Корана, того не убедит ничего, кроме меча. Нет после пояснения Аллаха пояснения!”.
Действительно мудрые слова Шейха Абу Хамида: “Нет после пояснения Аллаха пояснения”!
Многие Ученые передавали, что аль-Газали в конце своей жизни отошел от своих прежних убеждений и вплотную занялся изучением Хадиса и посещением маджлисов Ученых Хадиса, из них:
• Его ученик Абд аль-Гьафир аль-Фариси, да смилуется над ним Аллах: “И было то, на чем он прожил свои последние дни, это увлечение хадисом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и посещение маджлисов Аxлю аль-Хадис, чтение двух Сахихов [Сахих аль-Бухари и Сахих Муслима], которые являются “худжжой” [доводом] Ислама”. ас-Субки в “Табакьат” 4/109-111. А так же у Ибн Асакира в “Табийин казиб аль-муфтари” стр. 296, и у аз-Захаби в “Сияр” 19/ 323-324.
• Сказал Шейх аль-Ислам Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах: “Затем, когда он понял, что не достиг того, в чем нуждался, испробовав все пути, он остановился, и стал склоняться к пути Ахль-аль-Хадис [приверженцев Хадиса], и так он и умер, изучая Хадисы из Сборников аль-Бухари и Муслима”. См. “ас-Сафадия” стр. 212.
• Сказал Хафиз Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах: “Сказано также, что в последние дни своей жизни он стал склоняться к слушанию Хадиса и изучению двух сборников Сахиха”. См. “Бидаят ва Нихаят” 12/173.
• Сказал Имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, после того, как упомянул некоторые слова аль-Газали: “И если бы он не был бы из величайших мудрецов и лучших из искренних [рабов Аллаха], то он бы пропал”! См. “Сияр” 14/312.

Да смилуется Аллах над нами, Шейхом Абу Хамидом аль-Газали и всеми Учеными Ислама!

Подготовил: Абу Абдурахман Дагестани

http://ksunne.ru/zabl/drugie/gazali_fi_ ... yatihi.doc
Аватар пользователя
Бухарий
 
Сообщений: 120
Зарегистрирован: 30 авг 2009, 09:48

Re: Абу Хамид аль-Газали

Сообщение »

ас саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху! Недавно ко мне попала книга "Наставление верующим" это "Воскрешение Религиозных наук" Абу Хамида Аль Газали(1058-1111гг) в кратком изложении шейха Мухаммада Джамаль ад-дина аль- Касими. Перевод В. Нирша. Если кто знает об этой книге напишите.
Abu Safia
 
Сообщений: 11
Зарегистрирован: 22 июн 2009, 07:28

Re: Абу Хамид аль-Газали

Сообщение »

Ас саламу алейкум !
Братья я слышал что он призыал к Каламу что если хадис не совпадает его аклу он сказал я не принимаю этот хадис однако мы знаем что он в конце жизни поменял свое вероубеждение просьба его книжки наставление верующим нрав мусульманина настоьлная книга мусульманина сделанный перевод братом Абдулла Нирша они достоверны или же лучшее читать ясные достоверные книги .
Ответьте братья с далилом потому что религия не от всех берется так как многие мусульмане спрашивают об этих книгах
джазакум Аллаху хайран !
abu Abdulla
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 19 апр 2010, 12:39

Re: Имам Абу Хамид аль-Газали в конце жизни

Сообщение »

Ассаламу алейкум

Бухарий писал(а):Мало кому известно, что Шейх Абу Хамид аль-Газали, да смилуется над ним Аллах, в конце своей жизни крайне изменил свои взгляды по ряду принципиальных вопросов в Акиде [вероубеждениях].


брат imаm про свою статью

Я признаю,- что поспешил с утверждением, что аль-Газали, рахимахуЛлах, вернулся в етой книге от Каляма полностью, и упустил что он скорее всего вернулся к тафвидзу, как ето было с его Шейхом Абу Маали Джувейни, рахимахуЛлах, и с другими Алимами ашаритами.

Однако то что указывалось в словах его учеников, и после привели аз-Захаби, Ибн Касир и другие, что аль-Газали в конце жизни стал посещать маджлисы Ас xаб аль-Хадис, дает пишу для размышления и предположения , что аль-Газали, как и свойственно ему, углубился в изучение Хадиса и Сунны, а так же мазxаба Ас xаб аль-Хадис. Поэтому не исключено что он понял етот мазxаб.

Мне не трудно, признать ошибку.

И я не утверждаю, что аль-Газали встал на мазxаб Асxаб аль-Хадис, и отрекся от каляма. Но предполагаю ето, ввиду того, как он провел последние дни своей жизни, рахимахуЛлах.
Юсуф аль Ашари
 
Сообщений: 600
Зарегистрирован: 13 окт 2010, 13:35

Re: Абу Хамид аль-Газали

Сообщение »

Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва баракатух!
Доп. информация об этом человекке:

Кем был имам Газали?

Вопрос: Кем был имам Газали?
Ответ: Вся хвала Аллаху.

Мухаммад ибн Мухаммад ибн Ахмад аль Туси известен как Аль Газали. Он родился в Тусе в 450 г п.х. Его отец прял шерсть и продавал ее в своем магазине в Тусе.

Жизнь имама Газали следует исследовать на всей ее протяженности, потому что в ней было много разных этапов. Он увлекался философией, затем он отрекся от этого и отрицал это.
После этого он занимался ильм аль калам (Исламской философией) и хорошо освоил основные принципы; затем он отрицал это и ему стало ясно что это было заблуждением и полно противоречий. Он занялся каламом, когда отрекся от философии, и в это время ему был дан титул Худжат уль Ислам, после того как он опроверг доводы философов. Затем он отрекся от калама и отошел от этого. Он последовал пути Баатиния (посвященных) и изучил из знания, но затем он отрицал это и доказал, что учения Батинийа ложно, и разоблачил их способ искажать тексты и законы. Затем он встал на путь суфизма. Эти четыре этапа через которые аль Газали прошел в своей жизни.
Шейх Абу Умар ибн Салах хорошо отзывался о нем сказав: «Многое было сказано о Абу Хамиде и многое было передано от него. Что касается этих книг (имея ввиду книги которые противоречат истине), то им не стоит уделять внимания. Что касается самого человека, нам следует хранить о нем молчание, и оставить его дело Аллаху»
См. Абу Хамид аль Газали вал Тасавуф, Абдуррахман Димашгийа
Только не откровенный человек будет отрицать тот уровень знания, мастерства и ума которого достиг Абу Хамид аль Газали.
Аз Захаби передал о нем: «Аль Газали, имам и шейх, выдающийся ученый, Худжат уль Ислам, чудо своего времени, Зайн аль Диин Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Ахмад аль Туси аль Шафаи аль Газали, автор многих книг и тот кто достиг высшего знания. Он обучал фикху в своем городе, затее отправился с Нисапур с группой студентво. Он оставалс с Имамом аль Харамейна и приобрел глубокие знания в фикхе в коротки период времени. Он хорошо разбирался в ильм аль калям и дебатах, пока он не стал лучшим из тех кто ведет дебаты…» (Сийар Аллам аль Нубала, часть 9, стр 323)

Несмотря на глубокие знания Абу Хамида аль Газали в фикхе, суфизме, иль аль калам, усуль фикх и т.д. и несмотря на его аскетичность и преданность поклонению, и благое намерение и богатое знание Исламских наук, он все же имел склонность к философии. Но эта философия проявилась в форме суфизма и была выражена через Исламские идеи. Так, исламские ученые, включая его ближайшего товарища Абу Бакра ибн аль Араби отрицали его идеи. Абу Бакр ибн аль Араби сказал: «Наш шейх Абу Хамид слишком ушел в философию, и когда захотел уйти от нее, то не смог. От него передаются мнения, которые схожи с манерой Батини, и в этом можно убедиться если обратиться к книгам аль Газали» Маджму Фатава, часть 4, стр 66

Несмотря на успехи в знаниях, он не обладал хорошим знанием в хадисах и науке хадисов, и не мог отделить слабые хадисы от достоверных.
Шейх уль Ислам ибн Теймия сказал: «Если мы предположим, что кто-то передал отношение саляфов, но то что передано в действительности далеко от их мнения, то у него мало знаний о мнении саляфов, например как у Абу Мали, Абу Хамид аль Газали, ибн Хатиба и подобных им, у которых нет достаточных знаний и квалификации (даже) как у обычных ученых по хадисам, не говоря уже о выдающихся ученых в этой сфере. Никто из этих людей не имеет знаний о Бухари, Муслиме и их хадисах, в отличии от того, что они слышат. И это похоже на ситуацию с простым мусульманином, который не может различить между хадисом сахих и мутаватир согласно мнению ученых по хадисам, и между ложным и вымышленным хадисом. Их книги являются свидетельством этому, так как они содержат странные сообщения и многие из этих ученых ученые по каламу и суфии, которые отошли от пути саляфов соглашаются с этим в момент смерти или перед смертью. Существует много известных историй об этом. Абу Хамид аль Газали, несмотря на его великолепие, приверженность Аллаху, его знание калама и философии, его аскетизм и духовную практику и его суфизм, и в конце находился в состоянии замешательства и обращенности к пути тех, кто заявляет о познании вещей через сны и духовные методы» (Маджму Фатава, часть 4, стр 71)
Он также сказал: «Так, несмотря на то, что Абу Хамид отрицал философов и оценил их как кяфиров, выражал почитание к пророчеству (как противоположность философии) и т.д., и даже не смотря на то, что некоторые его высказывания правдивы и хороши и приносят большую пользу, тем не менее, некоторые из его работ содержат философские вопросы и ложные принципы философии которым он следовал и которые противоречат Пророчеству и даже здравому смыслу. Группа ученых из Хурасана, Ирака и Магриба критиковали его, как например его друг Абу Исхаг аль Маргинани, АбульВафа ибн Агиль, Аль Гушайри, аль Тартуши, Ибн Рушд, аль Маазири и другие ранние ученые. Об это было упомянуто даже шейхом Абу Закария ан Навави, который сказал в своей книге: «Глава объясняющая некоторые важные моменты о которых Имам аль Газали заявил в своих книгах и которые не были приняты учеными его мазхаба и другими, например как его странное заявление в Мугаддимат аль Мантиг в начале аль Мустафа: «Это вступление в знание и кто не изучит этого, знанию этого человека совсем нельзя доверять».
Шейх Абу Амр сказал: «Я слышал как Шейх аль Имад ибн Йунус передал от Йусуфа аль Димашги, учителя Нзаамия в Багдаде, которые был одним из самых известных руководителей школы, произносил эти слова и говорил: «Абу Бакр и Умар и такой то и такой то» имея ввиду этих великих предводителей, обладавших убежденностью и верой, не смотря на то, что у них не было знания Мугаддима или идей которой в ней.» (Аль Агида аль Исфахания, часть 1, стр 169)

Аз Захаби передали в его книге Сийар Аллам аль Нубала, что Мухаммад ибн аль Валид аль Татуши сказал в письме, которое было послано ибн Музаффару: «А что касается того, что ты упомянул о Абу Хамиде, то я видел его и говорил с ним, и я думаю, что он человек великого знания, образованный и способный и он изучал это всю свою жизнь, потратив большую часть времени в обучении, но затем от сошел с пути ученых и вошел в толпу поклоняющихся. Затем он стал суфием и покинул знание и его людей, затем он занялся «вдохновением», теми кто заявляет о духовном знании, и подвержены наущениям шайтана. Затем он смешал это с мнением философов и символизмом аль Халладжа, и он начал критиковать факихов и ученых ильм аль калам. Он почти вышел из религии. Когда он написал аль ихйа (т.е ихйа Улум аль Дин), он говорил о вдохновении и символическими словами суфиев, не смотря на то, что он не обладал квалификацией в этом и не имел знаний в этом вопросе. Поэтому он потерпел неудачу, и заполнил свою книгу ложными сообщениями.

Я (аз Захаби) говорю: «Что касается аль Ихйа, то она содержит много ложных хадисов и в ней много хорошего. Мне хотелось, чтобы она не содержала этикет, ритуалы и асктизм соответствующий пути философов и заблудших суфиев. Мы просим Аллаха о полезном знании. Знаете ли вы что такое полезное знание? Это то, что было ниспослано в Коране, которое было объяснено Посланником в словах и делах, и знания которые не запрещены для приобретения. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто отвернется от моей сунны, тот не принадлежит мне» Поэтому, мой брат, тебе следует поразмыслить над словами Аллаха и приложить усилия в изучении Сахихейн, Сунан ан Насаи, Рийад ан Навави и аль Азкар Навави, и тогда ты преуспеешь.
Остерегайся мнения философов, прибегающих к духовной практике, голоду монахов, и бессмысленных разговоров тех кто остается наедине в течении долгого времени в монастырях. Все благо можно найти в следовании чистому и среднему пути ханифов. И мы ищем помощи у Аллаха. О Аллах, наставь нас на Свой правильный путь.

Аль Мазири восхвалил Абу Хамида в отношении фикха и сказал, что у него было больше знания в фикхе чем в усуль фикх (основные принципы фикха). Относительно ильм аль калам, что является усуль дин, он написал книги в этой сфере, но у него не было глубокого знания об этом. Я понял, что у него не было опыта в этой сфере, потому что он изучал ответвления философии перед тем как изучить усуль фикх, и поэтому философия заставила его критиковать идеи и факты, потому что философия идет вместе с мыслью, без наставления шариатом.

Его друг сказал мне, что он потратил много времени в изучении Расаиль Ихван аль Сафа, которая содержит 51 послание. Оно было написано кем то, кто изучал философию и шариат, и затем смешал их. Это был человек известный как ибн Сина, которые заполнил мир своими книгами. У него было хорошее знание философии, которое позволило ему использовать все основные принципы агиды в философии. Он упорно трудился и достиг того, в чем другие потерпели неудачу. Я видел много его книг, заметил, что Абу Хамид часто цитирует его когда говорит о философии.
Относительно суфиских воззрений, то я не знаю от куда он их приобрел, но я видел что некоторые из его товарищей упоминают книги ибн Сины и их содержание, и он также упоминал о книгах Абу Хаййан аль Таухиди. Насколько мне известно, он взял свои идеи суфизма от него. Мне сказали, что Абу Хаййан написал большую книгу об этих идеях суфиев, и аль Ихйа содержит много безосновательных идей…»
Затем он сказал: «В аль Ихйа он упомянул об идеях у которых нет оснований, например начинать стричь ногти с указательного пальца, так как у него есть преимущество, потому что он используется в тасбихе, затем средний палец, так как он находится справа от указательного пальца, и закончить большим пальцем правой руки. Он передал сообщение об этом.
Я (аз Захаби) говорю: «это вымышленное сообщение. Абу Фарадж аль Джаузи сказал: «Абу Хамид написал аль Ихйа и заполнил его вымышленными хадисами, о которых он не знал, что они вымышлены. Он говорил о вдохновении и отклонился за рамки фикха. Он сказал, что под звездами, луной и солнцем которые видел Ибрахим, подразумевались ниши света, которые отделяют человека от Аллаха, а не обычные вещи. И это подобно словами Баатинийа»
(Сийар алам ал Нубала, часть 19, стр 340)

Затем в конце жизни аль Газали вернулся к вере Ахли Сунна Валь Джамаа. Он сконцентрировался на Коране и Сунне и осуждал ильм аль калам и ее последователей. Он советовал умме вернуться к Книге Аллаха, и Сунне Его посланника, и действовать в соответствии с ними, по методу сахабов. Шейх уль Ислам сказал: «После этого он вернулся на путь ученых хадиса, и написал Илджам аль Аввааман Илм аль Калам.
(Маджму Фатава, часть 4, стр. 72)

При рассмотрении Илджам аль Аввааман Илм аль Калам мы увидим, что он действительно изменился во многих отношениях:
1. В этой книге он ссылался на веру саляфов, и указывает что путь саляфов был истиной, и что кто идет против них, тот нововведенец или последователь бида.
2. Он четко осудил тавиль (интерпретацию атрибутов Аллаха в отличии от их внешнего смысла). Он подтверждал атрибуты Аллаха и не изменял их значения, отрицая атрибуты Аллаха
3. Он четко осудил ученых калама и описал их принципы и стандарты как «осудительные нововведения», которые принесли вред многим людям и создали трудности мусульманам. Он сказал: «Вред причиненный многим людям очевиден, (его) испытали (на себе) и (о нем) засвидетельствовали. Зло - стало результатом распространения науки калам, не смотря на то, что люди времен сахабов запрещали это. На это также указывает тот факт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) и Сахабы, не следовали путем ученых науки калама, когда они выдвигали аргументы, доводы и анализировали. Это не было потому что они не были способны на это: если бы они считали, что в этом есть добро, то они делали это наилучшим образом, и они изучили бы этот лучше вопрос, чем вопрос о разделении имущества между наследниками. (аль Фараид)»
Он также сказал: «Сахабы должны были доказать пророчество Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) иудеям и христианам, но они не добавили ничего к Корану, они не прибегали к аргументам и принципа философии. Они поступали так потому, что они знали, о тех трудностях и замешательстве к которым это может привести. Тот кто не был убежден доводами Корана, тот не будет убежден ничем кроме как мечем, ведь нет доказательства после доказательства Аллаха»

См. Абу Хамид аль Газали ва Тасавуф.

Это некоторые комментарии ученых заслуживающих доверие, которые были высказаны в адрес аль Газали р.а.. Возможно этого достаточно для того, кто желает наставления.

И Аллах наставляет на прямой путь.
الشيخ محمد صالح المنجد
Шейх Мухаммадд Солих Мунаджид
Аватар пользователя
Бухарий
 
Сообщений: 120
Зарегистрирован: 30 авг 2009, 09:48

Re: Абу Хамид аль-Газали

Сообщение »

Сказал Кады Ияд аль-Малики (Умер 544 год):

القاضي عياض يقول : الشيخ أبو حامد ذو الأنباء الشنيعة ، والتصانيف الفظيعة غلا في طريق التصوف وتجرد لنصر مذهبهم وصار داعية في ذلك وألّف فيه تواليفه المشهورة . أُخذ عليه فيها مواضع وساءت به ظنون أمّه ، والله أعلم بسره . ونفذ أمر السلطان عندنا بالمغرب وفتوى الفقهاء بإحراقها والبعد عنها فامتثل ذلك. سير أعلام النبلاء: 19ـ327

"Шейх Абу Хамид, обладатель отвратительных сообщений и омерзительных сочинений, был чрезмерен в следовании пути суфизма, всецело отдался в помощь их мазхабу, и стал проповедником этого, написал известные книги об этом, получил он упрек за них, и после них распространилось плохое мнение о нем, а у нас в Магрибе выполняется приказ от правителя, и из фатв факихов, о сжигании его книг". См. "Сияр А`лям Нубаля".19/327.
Аватар пользователя
ia-salafi
 
Сообщений: 84
Зарегистрирован: 10 янв 2011, 01:36
Откуда: Makhachkala


Вернуться в Об ученых

cron