Ученые-ханафиты, которые были на акыде ахлю-Сунна

Сообщение »

Ассаляму аляйкум.
Хотелось бы знать имена ученых-ханафитов, которые были на акыде ахлю-Сунна, а также не столь отклоненных как современные матурудиты.
И правда ли что раньше ханафиты были на мнении что мертвые не слышат, а ханбалиты - слышат, а поздние стали говорить наоборот?
Муслим
 
Сообщений: 223
Зарегистрирован: 30 авг 2008, 08:22
Откуда: Казахстан

Сообщение »

Уа алейкум салям брат

1) Для начала конечно же возьмем самого имама Абу Ханифу, к которому хоть и были некоторые претензии, несомненно был на акыде саляфов.
А касательно его мнения, что деяния тела не входят в иман и т.п., то некоторые передавали, что в итоге он отказался от этого:
Имам Ибн Абиль-‘Изз сказал, упомянув некоторые вещи, приписываемые Абу Ханифе: “Внешне, эти противоречия недостоверны от Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах. Но это передается от его сторонников, поскольку среди этих вещей (приписанных ему) есть явно непристойные, которыми он бы не был доволен! Рассказал ат-Тахауи историю, произошедшую между Абу Ханифой и Хаммадом ибн Зайдом. Как-то Хаммад передал ему хадис про ислам и иман, и сказал Абу Ханифе: «Разве ты не видишь, как пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «Какое проявление Ислама самое лучшее?» Он ответил: «Иман», а затем сделал из числа имана хиджру и джихад. Абу Ханифа замолчал. Тогда некоторые его сторонники сказали: «Разве ты не ответишь ему, о Абу Ханифа?!» На что Абу Ханифа сказал: «Чем же мне ему ответить?! Ведь он рассказывает мне это от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!»” См. “Шарх ‘акъида ат-тахауия” 395.
Так же эту же историю между Хаммадом и Абу Ханифой с разных сторон приводил и имам Ибн ‘Абдуль-Барр в «ат-Тамхид» 9/247.
И опираясь на это шейх ‘Абдур-Раззакъ аль-Бадр в «Зияда аль-иман» 336-337 и Мухаммад аль-Хамис в «Усуль ад-дин ‘инда аль-имам Аби Ханифа» 114-116 сказали, что внешне это указывает на то, что Абу Ханифа отказался от своего мнения, что деяния не из имана. Да и как следует думать иначе, если сам Абу Ханифа как и другие имамы говорил: «Если хадис достоверный, то это мой мазхаб!» См. “аль-Хашия Ибн ‘Абидин” 1/63.

Для пользы "Имам Абу Ханифа из ахлю-Сунна?":
https://islam-forum.ws/viewtopic.php?f=83&t=9263

2) Ученик Абу Ханифы - имам Абу Юсуф.
Он был саляфит в акыде и сильнее всех из числа ханафитов держался хадисов.
Сказал о нем аз-Захаби: “Он – имам, муджтахид, выдающийся ученый, мухаддис, судья судей – Абу Юсуф Якъуб ибн Ибрахим”. См. “ас-Сияр” 8/535.
‘Аббас ад-Дури передал от Ибн Ма’ина (4/474), что он сказал: “Абу Юсуф – это сторонник хадиса и приверженец Сунны!”
Абу Юсуф же сам говорил: “Кто заявляет, что его иман подобен иману Джибриля, тот приверженец нововведения!” См. “Тазкиратуль-хуффаз” 1/293.
Также он говорил: “Иман – это слова и дела, и он увеличивается и уменьшается”. См. “ас-Сикъат” 7/645.
Поэтому имам Ибн Хиббан несмотря на свое предвзятое отношение к ханафитам хвалил Абу Юсуфа и говорил, что акыда его была саляфитская.

Также из числа тех, кого упоминают в числе имамов с акыдой ахлю-Сунна из ханафитов:
3) Ученик Абу Ханифы - имам Зуфар ибн аль-Хузайль.
4) Ну и конечно же имам Абу Джафар ат-Тахауи - автор известной акыды ахлю-Сунна уаль-джама'а, несмотря на некоторые ошибки.
5) Из числа более поздних - это имам саляфи Ибн Абиль-Изз, делавший шарх на "Акыда ат-Тахауия".
6) А из современников, живших 150 лет назад - шейх Мухаммад Шукри аль-Алюси.

Это конечно же не все имамы-ханафиты с акыдой саляфитской, просто то, что удалось вспомнить и найти вкратце.
А так, к сожалению более поздние ханафиты не ограничились известной ошибкой мурджиъа-фукъаха касательно дел, и примешали к этому еще и джахмизм, му'тазилизм, шиизм и прочие отклонения. И имам Ахмад рассказывал, что именно ханафиты последовали за Джахмом во время известной смуты о сотворенности Корана. См. "ар-Радд 'аля аль-джахмия" 104.
А большинство сторонников ханафитов позднего поколения - это аш'ариты и матуридиты, которые исказили сыфаты Аллаха и к которым не имеют отношения Абу Ханифа и его ученики.

А что касается вопроса, слышат ли умершие или нет, то большинство ханафитов как ранних, так и поздних были на мнении, что умершие не слышат. По крайней мере так передавал ханафитский имам Ибн аль-Хуммам в "Фатх аль-Къадир".
Но шейхуль-Ислям говорил, что что есть исключающие периоды и моменты, когда умершие слышат, но это не указывает на то, что они слышал всегда и все. См. "аль-Фатауа" 5/366.
Кстати, вот тут была ветка про вопрос "слышат ли умершие?":
А можно эту тему поподробнее, баракаллаху фикум?
http://islam-forum.ws/viewtopic.php?t=6833
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2767
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re: Ученые-ханафиты, которые были на акыде ахлю-Сунна

Сообщение »

Джазака Аллаху хайран, брат мой.
Еще в другой ветке я прочитал твой пост о том что мухаддис Мухаммад Ануар аль-Кашмири писал в "Файд аль-Бари" 1/58 об Исхакъ ибн Рахауайх как о ханафите. Насколько ибн Рахауайх был ханафитом?
И еще в некоторых лекциях других студентов слышал что Ибн Мубарака тоже относят к ученикам Абу Ханифы. Так ли это?
Муслим
 
Сообщений: 223
Зарегистрирован: 30 авг 2008, 08:22
Откуда: Казахстан

Сообщение »

Уа джазак ахы!

Муслим писал(а):Насколько ибн Рахауайх был ханафитом?

Насколько был таковым, не знаю брат.

Муслим писал(а):И еще в некоторых лекциях других студентов слышал что Ибн Мубарака тоже относят к ученикам Абу Ханифы. Так ли это?

Вероятно это берется исходя из того, что Ибн аль-Мубарак защищал Абу Ханифу и ставил его мнения выше мнения Малика и некоторых других имамов. Но прямых каких-то указаний не встречал, чтобы его относили к ханафитскому мазхабу.
Кстати, про Ибн Ма'ина имам аз-Захаби говорил, что он был мухаддисом, но в вопросах фикъха был ханафитом. См. "ас-Сияр" 11/88.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2767
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re: Ученые-ханафиты, которые были на акыде ахлю-Сунна

Сообщение »

Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух!
Еще один известный ученик имама Абу Ханифы - Мухаммад Шайбани, разве он не был из числа саляфитов?
руслан хайрутдин
 
Сообщений: 24
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 22:53
Откуда: Татарстан

Re: Ученые-ханафиты, которые были на акыде ахлю-Сунна

Сообщение »

руслан хайрутдин писал(а):Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух!
Еще один известный ученик имама Абу Ханифы - Мухаммад Шайбани, разве он не был из числа саляфитов?


Уа 'алайкум салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух, да брат, у имама аш-Шайбани была саляфитская акъыда, рахимаху-Ллах.

Как об этом писал имам ас-Сабуни в своей книге "'Акъыдату саляф уа асхабиль хадис" на 13 странице.

وقرأت لأبى عبد الله ابن أبي جعفر البخاري، وكان شيخ بخارى في عصره بلا مدافعة، وأبو حفص كان من كبار أصحاب محمد بن الحسن الشيباني، قال أبو عبد الله:- أعني ابن أبى حفص هذا- سمعت عبد الله بن عثمان وهو عبدان شيخ مرو يقول: سمعت محمد بن الحسن الشيباني يقول: قال حماد بن أبي حنيفة: قلنا لهؤلاء: أرأيتم قول الله عز وجل (وجاء ربك والملك صفا صفا)؟ قالوا: أما الملائكة فيجيئون صفا صفا، وأما الرب تعالى فإنا لا ندري ما عنى لذاك، ولا ندري كيفية مجيئه، فقلت لهم: إنا لم نكلفكم أن تعلموا كيف مجيئه، ولكنا نكلفكم أن تؤمنوا بمجيئه، أرأيت من أنكر أن الملك يجيء صفا صفا ما هو عندكم؟ قالوا: كافر مكذب. قلت: فكذلك إن أنكر أن الله سبحانه لا يجيء فهو كافر مكذب.



Я учился у Абу ‘Абдуллаха ибн Аби Хафса аль-Бухари, которого единогласно признавали шейхом Бухары. Он был одним из главных соратников Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани (ученика Абу Ханифы). И он рассказывал: «Я слышал, как Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани сказал: «Хаммад ибн Аби Ханифа рассказывал: «Мы сказали этим (отрицающим): «Вы что не встречали слов Аллаха: «И твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами»? Или Его слов: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах придет к ним, осененный облаками, вместе с ангелами»?! Разве не придет наш Господь, как Сам сказал об этом?! Разве ангелы Его не придут, выстроившись рядами?! Они ответили: «Что касается ангелов, то они придут, выстроившись рядами, а что касается Всевышнего Господа, то мы не знаем, что имеется в виду под Его пришествием, и не знаем, как Он приходит». Тогда мы сказали им: «А мы и не обязываем вас знать, как Он это делает, однако обязываем вас верить в это. Что вы скажете о том, кто станет отрицать, что ангелы придут, выстроившись рядами?» Они ответили: «Мы считаем такого неверным, объявляющим истину ложью». Мы сказали: «Вот также и тот, кто отрицает пришествие Аллаха, является неверным, объявляющим истину ложью».
Аватар пользователя
hamza abu Taimiya
 
Сообщений: 277
Зарегистрирован: 12 окт 2013, 16:49

Re: Ученые-ханафиты, которые были на акыде ахлю-Сунна

Сообщение »

Абу Наср Ас-Сиджзи (ум. 444 г.х.).
Сказал в его биографии имам Аз-Захаби: "Имам, алим, хафиз, муджаууид, шейх ас-сунна Абу Наср Убейдуллах ибн Саид ибн Хатим ибн Ахмад Аль-Уаили Аль-Бакри Ас-Сиджистани, шейх Харама (Запретной мечети)". См. "Ас-Сияр" 17/654.
Изучал фикх у своего отца, который был одним из ученых-ханафитов Сиджистана.
Шейх уль-Ислям Ибн Таймия отнес его к ахль аль-хадис, не следовавшим определенному мазхабу см. "Минхадж ас-сунна" 1/317, поскольку не имеется явных доказательств, что в дальнейшем он следовал ханафитскому мазхабу и развивал его. Однако, ханафитский ученый Абдулькадир ибн Мухаммад Аль-Кураши в книге, посвященной биографиям ученых-ханафитов "Аль-Джауахир аль-мудыя фи табакат аль-ханафия" 2/495 относит его к числу ханафитов, так же как и известный историк Османской империи Исмаиль Аль-Бабани Аль-Багдади в "Хадия аль-арифин асма аль-муаллифин уа асар аль-мусаннифин" 1/648, так как нет и того, что доказывало бы, что он перестал придерживаться изученного ранее ханафитского фикха. И в его книге "Рисаля иля ахль Забид" видно, насколько уважительно он относится к ученым-ханафитам и защищает их.

Имам Ас-Сиджзи является автором ценных трудов, опровергающих отклонившихся последователей "каляма" - джахмитов, му'тазилитов, кулябитов, ашаритов и матуридитов: "Аль-Ибана аль-кубра фи мас-аля аль-Кур-ан", "Рисаля иля ахль Забид". В частности, в "Аль-Ибана" он говорит: "Наши имамы, такие как Суфьян Ас-Саури, Малик, Хаммад ибн Саляма, Хаммад ибн Зейд, Абдуллах ибн Мубарак, Фудейль ибн Ийяд, Ахмад ибн Ханбаль и Исхак ибн Рахауейх единогласны, что Аллах, Свят Он и Возвышен, Своей сущностью над троном, а Его знание - повсюду, что в День воскресения Его увидят взоры, что Он нисходит на нижнее небо, гневается и бывает доволен, говорит тем, чем пожелает". - Как это передал имам Аз-Захаби в "Ас-Сияр" 17/656.

И сказал в "Рисаля иля ахль Забид": "Знайте, да наставит нас и вас Аллах, что не было разногласий между творениями, при разнообразии их религиозных групп от самого начала до того времени, когда появились Ибн Кулляб, Аль-Каляниси, Ас-Салихи, Аль-Аш'ари и их современники, которые проявляют себя как опровергающие му'тазилитов, в то время как сокрыто в них, что они сами из них и в худшем положении чем они - не было разногласий, что речь бывает только буквами и звуками, соединенными и упорядоченными".
И там же сказал: "Убеждение приверженцев истины состоит в том, что Аллах Своей сущностью - над троном".
См.: http://sh.rewayat2.com/akida/Web/11213/001.htm
Аватар пользователя
Aleesh
 
Сообщений: 1676
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 15:09

Re: Ученые-ханафиты, которые были на акыде ахлю-Сунна

Сообщение »

Аль-Касим ибн Ма'н Аль-Мас'уди (ум. 175 г.х.)
Аль-Касим ибн Ма'н ибн Абдуррахман ибн Абдуллах ибн Мас'уд - правнук выдающегося сподвижника Абдуллаха ибн Мас'уда.
Говорит в его биографии имам Аз-Захаби:
"Имам, факых, кады Куфы, её муфтий в свое время Абу Абдуллах Аль-Хузали Аль-Мас'уди Аль-Куфи. Брат имама Абу Убейда ибн Ма'на. Родился после сотого года...
Был достойным доверия, знатоком грамматики, очень важным знатоком сообщений, не брал плату за работу судьей - это передал Ахмад ибн Ханбаль. Сказал Абу Хатим: "Достойный доверия, был в числе тех кто больше всего передавал хадисы и стихи, был самым знающим в арабском языке и фикхе". Я (Аз-Захаби) скажу: он был скромным и строгим, был из числа самых больших учеников имама Абу Ханифы...
О нем говорили: "Ша'би своего времени".
См. "Ас-Сияр" 8/190-191.
Аватар пользователя
Aleesh
 
Сообщений: 1676
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 15:09

Re: Ученые-ханафиты, которые были на акыде ахлю-Сунна

Сообщение »

Яхья ибн Ма'ин (158 - 233 г.х.)
Говорит о нем имам Аз-Захаби:
"Имам, хафиз, выдающийся знаток, шейх мухаддисов Абу Закарийя Яхья ибн Ма'ин ибн 'Аун ибн Зияд ибн Бистам. И говорят, что имя его деда Гыяс ибн Зияд ибн 'Аун ибн Бистам Аль-Гатафани затем Аль-Мурри, их покровитель (освободивший из рабства) - Аль-Багдади.
Один из выдающихся людей".
См. "Ас-Сияр" 11/71-72.

И так же сказал:
"Сказал Ибрахим ибн Абдуллах ибн Аль-Джунейд: "Я сказал Ибн Ма'ину: "Каково твое мнение о том, чтобы человек смотрел на мнения Аш-Шафии и Абу Ханифы?" Он ответил: "Я не считаю, что кому-либо следует смотреть на мнения Аш-Шафии. Если будет смотреть на мнения Абу Ханифы, то это любимее для меня".
Я (Аз-Захаби) скажу: Абу Закарийя был ханафитом в ответвлениях (т.е. в вопросах фикха)".
См. "Ас-Сияр" 11/88.

И передает имам Аз-Захаби с иснадом от Аббаса ибн Мухаммада Ад-Дури, что он сказал: "Я слышал много раз как Яхья говорил: "Коран - это речь Аллаха, он не сотворен, а иман - это слова и дела, он увеличивается и уменьшается". См. "Ас-Сияр" 11/85.
Аватар пользователя
Aleesh
 
Сообщений: 1676
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 15:09

Re: Ученые-ханафиты, которые были на акыде ахлю-Сунна

Сообщение »

Ибрахим ибн Юсуф Аль-Бахили (ум. 239 г.х.)
Говорит о нем имам Аз-Захаби:
"Ибрахим ибн Юсуф ибн Маймун ибн Кудама, и говорят: Язид, вместо: Кудама. Ученый Бальха. Абу Исхак Аль-Бахили Аль-Бальхи, факых, известен как Аль-Макияни...
Ан-Насаи признал его достойным доверия, и так же Ибн Хиббан.
Ибн Хиббан сказал: "Внешне его мазхаб - ирджа, но он скрывает приверженность Сунне. Я слышал от Ахмада ибн Мухаммада, что он слышал как Мухаммад ибн Дауд Аль-Фу'и рассказывал: "Я поклялся, что не буду записывать (хадисы) ни о кого, кроме тех, кто говорит, что иман - это слова и дела. Я пришел к Ибрахиму ибн Юсуфу и сообщил ему об этом. Он сказал: "Записывай от меня, ведь я говорю, что иман - это слова и дела".
Я (Аз-Захаби) скажу: он был из числа имамов ханафитов.
Сказал Мухаммад ибн Мухаммад ибн Сыддик: "Я слышал, как он (Ибрахим ибн Юсуф) говорит: "Коран - это речь Аллаха. Кто скажет, что он сотворен, тот - неверный. А кто воздержится (от принятия определенной позиции по этому вопросу), тот - джахмит".
См. "Ас-Сияр" 10/62-63.
Аватар пользователя
Aleesh
 
Сообщений: 1676
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 15:09

Re: Ученые-ханафиты, которые были на акыде ахлю-Сунна

Сообщение »

Аль-Хакам ибн Ма'бад Аль-Хуза'и (ум. 295 г.х.)
Говорит в его биографии факых и историк шейх Абдульхай ибн Ахмад Аль-'Акари, известный как Ибн Аль-'Имад Аль-Ханбали:
"Факых, автор книги "Ас-Сунна" в Асфахане. Передавал (хадисы) от Мухаммада ибн Хумейда Ар-Рази, Мухаммада ибн Аль-Мусанна и от передатчиков их поколения. Он был из числа больших ханафитов и достойных доверия из них". См. "Шазарат аз-захаб фи ахбар ман захаб" 3/401.

Он является автором известной "Поэмы о Сунне", посвященной вероубеждению. В ней есть следующие строки:

"Аллах к нам явится в Судный день ясным образом.
Мы увидим его так же четко, как месяц видим мы.
И речь Аллаха - то не новшество.
Кто скажет: "Создана", тот неверующ.
Моя религия - слова Мухаммада,
И никогда не были ею Джахма росказни.
И кадаризм, ирджа и рафидизм - вера не моя,
Я Ниспосланному следую и асарам".


А здесь можно прослушать очень полезное объяснение шейха Абдурраззака Аль-Бадра всей касыды: http://al-badr.net/sub/285
Аватар пользователя
Aleesh
 
Сообщений: 1676
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 15:09

Re: Ученые-ханафиты, которые были на акыде ахлю-Сунна

Сообщение »

Хаммад ибн Зейд (ум. 179 г.х.)
Говорит о нем имам Аз-Захаби:
"Хаммад ибн Зейд ибн Дирхам - выдающийся ученый, непоколебимый хафиз, мухаддис времени Абу Исмаиль Аль-Азди". См. "Ас-Сияр" 7/457.

Говорит шейх Абдулькадир Аль-Кураши Аль-Ханафи в "Аль-Джауахир аль-мудыя":
"Известный большой имам, он взял фикх у Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, и передавал от него, что витр - обязателен. О нем упомянуто в книге "Аль-Мабсут" Шамс Аль-Аимма (Ас-Сарахси). Его известности достаточно для того, чтобы не излагать подробности".

Имам Аз-Захаби передает от Сулеймана ибн Харба, что он слышал как Хаммад ибн Зейд сказал о джахмитах: "Они хотят сказать, что на небе/вверху/над небесами нет божества!"
И так же передал от Абу Ну'мана 'Арима, что Хаммад ибн Зейд сказал: "Коран - это речь Аллаха, его ниспустил Джибриль от Господа миров".
См. "Ас-Сияр" 7/461.
Аватар пользователя
Aleesh
 
Сообщений: 1676
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 15:09

Re: Ученые-ханафиты, которые были на акыде ахлю-Сунна

Сообщение »

Хайян ибн Бишр ибн Мухарик Абу Бишр Аль-Асади (ум. 237 г.х.)
Говорит о нем шейх Абдулькадир Аль-Кураши Аль-Ханафи в "Аль-Джауахир аль-мудыя":
"Кады. Изучил фикх у кады Абу Юсуфа и слушал от него хадисы".

Передал имам Хатыб Аль-Багдади в "Тарих Димашк" 8/284 с иснадом от Али ибн Аль-Хусейна ибн Хиббана, что он сказал: "Я спросил Абу Закарийю (Яхью ибн Ма'ина) про Хайяна ибн Бишра, и он ответил: "Нет в нем проблем. Он был с нами в одном доме в Райе четыре месяца, и я не увидел от него ничего, кроме блага". Я сказал: "Говорят, что он поддерживает мнение Джахма". Он ответил: "Да убережет Аллах! Это пустые слова и ложь. Если бы было у него что-то из этого, то это не скрылось бы от нас. Однако он из сторонников мнений Абу Ханифы, нет в этом проблем".
И там же сказал о нем Хатыб: "Он был из числа великих приверженцев хадиса".
Аватар пользователя
Aleesh
 
Сообщений: 1676
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 15:09


Вернуться в Об ученых

cron