Мухаддисы - ученые науки хадисоведения

Сообщение »

Мухаддисы

1. АХМАД ибн Ханбаль
Его звали Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль аш-Шейбани. Выдающийся богослов, правовед и знаток хадисов. Один из четырех величайших мусульманских правоведов. Впоследствии его воззрения легли в основу ханбалитской правовой школы. Родился в Багдаде в месяце раби‘-уль-авваль в 164 году по мусульманскому летоисчислению. Начал изучать хадисы, мусульманское право и остальные шариатские дисциплины в Багдаде, еще будучи ребенком, а затем отправился в Шам, Хиджаз и Йемен, где продолжил обучение. Во времена правления халифов аль-Ма’муна и Харуна ар-Рашида подвергался гонениям, потому что отказался принять еретические воззрения о сотворении Корана, навязываемые му‘тазилитами. Несмотря на это сумел выстоять и спасти мусульман от опасной ереси. Считается самым выдающимся знатоком хадисов. Переданные им хадисы собраны в сборнике “аль-Муснад”. В нем содержится более 28000 хадисов, которые он отобрал из 750000 хадисов. Абу Зур‘а сказал: «Он написал двенадцать трудов, каждый из которых он знал наизусть. Всего же он знал наизусть один миллион хадисов». Аш-Шафи‘и сказал: «Побывав в Багдаде, я не нашел в нем более богобоязненного, более аскетичного, более набожного и более знающего человека, чем Ахмад ибн Ханбаль». Скончался в Багдаде днем в пятницу, 12 числа месяца раби‘-уль-авваль 241 года по мусульманскому летоисчислению.

2. Мухаммад ибн Исма‘ил АЛЬ-БУХАРИ
Его звали Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Исма‘ил ибн Ибрахим ибн аль-Мугира ибн Бардизбах аль-Джу‘фи аль-Бухари. Эмир правоверных в области знаний о хадисах. Родился в Бухаре в месяце шавваль в 194 году по мусульманскому летоисчислению. С ранних лет изучал хадисы и в течение многих лет путешествовал по мусульманскому миру в поисках знаний. Он передавал хадисы от Ахмада ибн Ханбаля, Йахйи ибн Ма‘ина, Ибн аль-Мадини, аль-Хамиди и многих других богословов. Его учениками были такие известные знатоки хадисов, как Муслим, ан-Насаи, ат-Тирмизи, аль-Фирабри. Является автором сборников “ат-Тарих аль-Кабир”, “аль-Адаб аль-Муфрад” и многих других книг, но самым известным из его трудов является сборник хадисов “аль-Джами‘ ас-Сахих”. В нем собрано 7563 хадиса, которые имам отобрал из 600000 хадисов. Этот сборник считается самой достоверной книгой после священного Корана. Позднее имам признался: «Я включил в свой сборник только достоверные хадисы, хотя я знаю наизусть 100000 достоверных и 200000 недостоверных хадисов». Он также сказал: «Я собрал хадисы от тысячи с лишним шейхов, и от каждого из них – по десять с лишним тысяч хадисов. И нет ни одного хадиса, цепочки рассказчиков которого я бы не помнил». Абу ‘Аммар аль-Хусейн ибн Хурис сказал: «Я не знаю, видел ли я подобного ему. Он будто был создан для хадисов». Скончался в Самарканде в ночь на праздник разговения в 256 году по мусульманскому летоисчислению и не оставил после себя детей.

3. МУСЛИМ ибн аль-Хаджжадж
Его звали Муслим ибн аль-Хаджжадж аль-Кушейри ан-Нишапури. Второй по величине богослов в области методологии хадисов после аль-Бухари. Родился в 204 году по мусульманскому летоисчислению в городе Нишапуре, расположенном рядом с Машхадом. С ранних лет изучал хадисы и много путешествовал по Ираку, Хиджазу, Шаму и Египту. Обучался у величайших богословов своего времени, таких как аль-Бухари, Ахмад ибн Ханбаль, Йахйа ибн Ма‘ин, Абу Хейсама и Ибн Абу Шейба. В свою очередь обучал таких известных знатоков хадисов, как ат-Тирмизи, Ибн Абу Хатим и Ибрахим ибн Мухаммад ибн Суфйан. Автор сборников “аль-Джами‘ ас-Сахих”, “аль-‘Илал”, “аль-Вахдан” и многих других трудов, самым известным из которых является сборник хадисов “аль-Джами‘ ас-Сахих”. В нем собрано 9200 хадисов, которые имам собрал от 220 знатоков хадисов. Этот сборник считается вторым по достоверности сборником хадисов после сборника аль-Бухари. Скончался в Нишапуре в месяце раджаб в 261 году по мусульманскому летоисчислению.

4. АБУ ДАВУД Сулейман ибн аль-Аш‘ас
Его звали Абу Давуд Сулейман ибн аль-Аш‘ас ибн Исхак аль-Азди ас-Сиджистани. Один из выдающихся знатоков хадисов. Родился в 202 году по мусульманскому летоисчислению. Был учеником Ахмада ибн Ханбаля, а впоследствии обучал таких известных знатоков хадисов, как ат-Тирмизи и ан-Насаи. Его современники говорили, что Абу Давуд обращался с хадисами также умело, как пророк Давуд обращался с железом. По его собственному признанию, он собрал 500000 хадисов. Автор многих трудов, самым известным из которых является сборник хадисов “ас-Сунан”, в котором собрано 4800 хадисов. Скончался в Басре в середине месяца шавваль в 275 году по мусульманскому летоисчислению.

5. Мухаммад ибн ‘Иса АТ-ТИРМИЗИ
Его звали Абу ‘Иса Мухаммад ибн ‘Иса ибн Сура ат-Тирмизи. Один из выдающихся знатоков хадисов. Родился в 209 году по мусульманскому летоисчислению в городе Тирмиз, расположенном на правом берегу реки Амударья недалеко от северной границы Афганистана. Обучался у аль-Бухари и составил сборник хадисов “аль-Джами‘”, который позднее получил название “Сунан ат-Тирмизи” и в котором собрано 4000 хадисов. О своем сборнике хадисов сказал: «Дом, в котором находится эта книга, подобен дому, в котором живет говорящий Пророк». Отличался глубокими знаниями, превосходной памятью и редкой набожностью. При упоминании Аллаха часто плакал, в результате чего в последние годы своей жизни ослеп. Скончался 13 числа месяца раджаб 279 года по мусульманскому летоисчислению.

6. Ахмад ибн ‘Али АН-НАСАИ
Его звали Абу ‘Абд ар-Рахман Ахмад ибн ‘Али ибн Шу‘ейб ибн ‘Али ан-Насаи. Один из выдающихся знатоков хадисов. Родился в местечке Ниса, расположенном недалеко от Хорасана, в 215 году по мусульманскому летоисчислению. Обучался хадисам и методологии хадисов, после чего составил сборник “Сунан ан-Насаи”, который считается самым достоверным сборником хадисов после трудов аль-Бухари и Муслима. Жил в Египте, после чего переселился в Дамаск. Там составил сборник хадисов о достоинствах славного сподвижника ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им всевышний Аллах. Затем был подвергнут гонениям и вынужденно переселился в Мекку. Скончался в понедельник, 13 числа месяца сафар 303 года по мусульманскому летоисчислению, в городе Рамля и был похоронен в Иерусалиме.

7. Мухаммад ибн Йазид ИБН МАДЖА
Его звали Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Йазид ибн Маджа аль-Кизвини. Один из выдающихся знатоков хадисов. Родился в 207 году по мусульманскому летоисчислению. Обучался хадисам и другим шариатским дисциплинам у последователей Малика ибн Анаса и ал-Лейса. Автор сборника хадисов “Сунан Ибн Маджа”, в котором наряду с достоверными хадисами собрано много слабых и даже неприемлемых хадисов. Скончался в месяце рамадан 273 или 275 году по мусульманскому летоисчислению.

8. Исхак ибн Ибрахим ИБН РАХАВЕЙХ
Его звали Абу Йа‘куб Исхак ибн Ибрахим ат-Тамими аль-Ханзали аль-Марвази. Один из выдающихся знатоков хадисов, хафиз. Родился в 161 или 166 году по мусульманскому летоисчислению. Проживал в Нишапуре и считался величайшим богословом Востока. Больше известен как Ибн Рахавейх. Заслужил похвалу величайших богословов своего времени. Ахмад ибн Ханбаль говорил: «Я не знаю в Ираке никого, кто бы мог сравниться с Исхаком». Абу Зур‘а ар-Рази говорил: «Никто не знает больше хадисов, чем Исхак». Абу Хатим говорил: «Я восхищаюсь достоверностью и выверенностью его хадисов, а также его удивительной памятью». Скончался ночью 15 числа месяца ша‘бан 238 года по мусульманскому летоисчислению.

9. Ахмад ибн Ибрахим АЛЬ-ИСМА‘ИЛИ
Его звали Абу Бакр Ахмад ибн Ибрахим ибн Исма‘ил ибн аль-‘Аббас аль-Исма‘или аль-Джурджани. Один из выдающихся богословов, хафиз, шейх-уль-ислам своего края. Родился в 277 году по мусульманскому летоисчислению. Автор нескольких сборников хадисов, словаря арабского языка и многих других трудов. Прекрасно разбирался в тонкостях шафи‘итской правовой школы. За свои глубокие знания и прекрасные качества заслужил похвалу своих современников. Аль-Хаким сказал: «Он был величайшим богословом своей эпохи, знатоком хадисов и правоведом и отличался смелостью, великодушием и умением вести за собой людей». Скончался в месяце раджаб в 371 году по мусульманскому летоисчислению.

10. Ахмад ибн ‘Амр АЛЬ-БАЗЗАР
Его звали Абу Бакр Ахмад ибн ‘Амр ибн ‘Абд аль-Халик аль-Басри. Один из величайших знатоков хадисов, хафиз, автор многих трудов, самыми известными из которых являются “аль-Муснад аль-Кабир” и “аль-‘Иляль”. Обучался у ат-Табарани и других известных знатоков хадисов. Скончался в 292 году по мусульманскому летоисчислению.

11. Ахмад ибн аль-Хусейн АЛЬ-БЕЙХАКИ
Его звали Абу Бакр Ахмад ибн аль-Хусейн аль-Бейхаки. Один из выдающихся богословов, хафиз. Родился в месяце ша‘бан в 374 году по мусульманскому летоисчислению в небольшом городке, расположенном недалеко от Нишапура. В поисках знаний долго путешествовал по Хиджазу и Ираку. Отличался глубокими познаниями в области науки о хадисах и прекрасно разбирался в тонкостях шафи‘итской правовой школы. Автор “ас-Сунан аль-Кубра”, “ас-Сунан ас-Сугра”, “аль-Мабсут”, “аль-Асма ва ас-Сыфат” и многих других книг. Аз-Захаби сказал, что все его произведения составляют около тысячи томов. Скончался 8 числа месяца джумада-ль-уля 458 года по мусульманскому летоисчислению.

12. АБУ ХАТИМ ар-Рази
Его звали Мухаммад ибн Идрис ибн аль-Мунзир аль-Ханзали ар-Рази. Один из величайших знатоков хадисов, хафиз, признанный ученый в области методологии хадисов и науки о доверии или недоверии рассказчикам. Родился в 195 году по мусульманскому летоисчислению и скончался в месяце ша‘бан в 277 году по мусульманскому летоисчислению.

13. ‘Абдуллах ибн ‘Али ИБН АЛЬ-ДЖАРУД
Его звали Абу Мухаммад ‘Абдуллах ибн ‘Али ибн аль-Джаруд ан-Нишапури. Один из величайших богословов, хафиз, критик. Автор книги “аль-Мунтака фи аль-Ахкам”. Проживал недалеко от Мекки и обучал правилам чтения священного Корана. Современники называли его одним из самым набожных людей своего времени. Скончался в 307 году по мусульманскому летоисчислению.

14. АЛЬ-ХАРИС ибн Абу Усама
Его звали Абу Мухаммад аль-Харис ибн Абу Усама Мухаммад Дахир ат-Тамими аль-Багдади. Один из величайших знатоков хадисов, хафиз. Родился в 186 году по мусульманскому летоисчислению. Автор сборника хадисов “аль-Муснад”, который не был систематизирован. Ибрахим аль-Харби и Абу Хатим утверждали, что он заслуживает доверия. Ад-Даракутни назвал его правдивым. Скончался в день ‘Арафы в 282 году по мусульманскому летоисчислению.

15. Абу ‘Абдуллах АЛЬ-ХАКИМ
Его звали Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн ‘Абдуллах ан-Нишапури аль-Хаким. Также известен как Ибн Байи‘. Один из величайших знатоков хадисов. Родился в 321 году по мусульманскому летоисчислению. В возрасте 20 лет отправился путешествовать по Ираку в поисках знаний, после чего совершил хадж и поселился в Хорасане. Считается имамом богословов, занимающихся уточнением достоверности хадисов. Автор многих трудов, самым известным из которых являются “аль-Мустадрак” и “Тарих Нишапур”. Обучался почти у двух тысяч богословов. Его учениками были ад-Даракутни, Абу Йа‘ла, аль-Бейхаки и многие другие Отличался редкой набожностью и праведностью. Скончался в месяце сафар в 405 году по мусульманскому летоисчислению.

16. Мухаммад ИБН ХИББАН
Его звали Абу Хатим Мухаммад ибн Хиббан ибн Ахмад ибн Хиббан аль-Бусти. Один из выдающихся знатоков хадисов. Родился в местечке Буст, расположенном в Сиджистане. Отличался глубокими познаниями в области хадисов и мусульманского права, а также хорошей памятью. Был одним из лучших учеников Ибн Хузеймы. Скончался в Самарканде в 354 году по мусульманскому летоисчислению, когда ему было за восемьдесят лет.

17. Мухаммад ибн Исхак ИБН ХУЗЕЙМА
Его звали Мухаммад ибн Исхак, но он больше известен как Ибн Хузейма. Один из выдающихся богословов, хафиз, шейх-уль-ислам. Родился в Нишапуре в 223 году по мусульманскому летоисчислению. В свое время считался самым почитаемым богословом Хорасана. Автор более 140 трудов. Скончался в Нишапуре в 311 году по мусульманскому летоисчислению.

18. ИБН АБУ ХЕЙСАМА
Его звали Абу Бакр Ахмад ибн Абу Хейсама Зухейр ибн Харб ан-Насаи аль-Багдади. Один из самых авторитетных богословов, хафиз. Его учителями были Ахмад ибн Ханбаль и Йахйа ибн Ма‘ин. Автор книги “ат-Тарих аль-Кабир”. Ад-Даракутни утверждал, что он заслуживает доверия. Аль-Хатыб охарактеризовал его следующим образом: «Заслуживающий доверия ученый, хафиз, прекрасно знает жизнеописания людей и поэзию». Скончался в 289 году по мусульманскому летоисчислению в возрасте 94 года.

19. ‘Али ибн ‘Умар АД-ДАРАКУТНИ
Его звали Абу аль-Хасан ‘Али ибн ‘Умар ибн Ахмад ибн Махди аль-Багдади. Его прозвище произошло от названия большой лавки в Багдаде, которая называлась “Дар аль-Кутн”. Один из самых великих богословов, хафиз. Родился в 306 году по мусульманскому летоисчислению. Прекрасно разбирался в науке о хадисах, выявлял скрытые недостатки к цепочках рассказчиков и знал всех богословов своего времени. Скончался 8 числа месяца зу-ль-ка‘да 385 года по мусульманскому летоисчислению.

20. ‘Абдуллах ибн ‘Абд ар-Рахман АД-ДАРИМИ
Его звали Абу Мухаммад ‘Абдуллах ибн ‘Абд ар-Рахман ибн аль-Фадль ибн Бахрам ат-Тамими ад-Дарими ас-Самарканди. Один из величайших богословов, хафиз, шейх-уль-ислам Самарканда. Родился в 181 году по мусульманскому летоисчислению. Автор сборника хадисов “аль-Муснад аль-‘Али”. Обучался хадисам в Мекке, Медине, Хорасане, Шаме, Ираке и Египте. Его учениками были такие выдающиеся знатоки хадисов, как Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи. Отличался редкими умом, благородством, праведностью, выдержкой, усердием, набожностью и аскетизмом. Скончался в день начала паломничества в 255 году по мусульманскому летоисчислению.

21. Абу Давуд АТ-ТАЙАЛИСИ
Его звали Сулейман ибн Давуд ибн аль-Джаруд аль-Фариси аль-Басри. Вольноотпущенник потомков аз-Зубейра. Один из выдающихся знатоков хадисов, хафиз. Аль-Каллас и аль-Мадини утверждали, что не встречали богослова, который знал бы больше хадисов, чем он. Ибн Мехди назвал его одним из самых правдивых людей. Обучался хадисам у более чем тысячи богословов. Скончался в 204 году по мусульманскому летоисчислению, когда ему было за восемьдесят лет.

22. ИБН АБУ АД-ДУНЙА
Его звали Абу Бакр ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн ‘Убейд ибн Суфйан ибн Абу ад-Дунйа аль-Кураши (по линии бывших господ) аль-Багдади. Вольноотпущенник роду Бану Умейа. Родился в 208 году по мусульманскому летоисчислению. Автор многих трудов и воспитатель сыновей омейядских халифов, в том числе аль-Му‘тадида. Скончался в месяце джумада-ль-уля в 281 году по мусульманскому летоисчислению.

23. Мухаммад ибн Йахйа АЗ-ЗУХЛИ
Его звали Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Йахйа ибн ‘Абдуллах ибн Халид ибн Фарис аз-Зухли (по линии бывших господ). Вольноотпущенник рода Бану Зухль. Эмир правоверных в области знаний о хадисах, шейх-уль-ислам, хафих Нишапура. Родился в 170 году по мусульманскому летоисчислению. Обучался хадисам в Мекке, Медине, Шаме, Египте, Ираке, Рейе, Хорасане, Йемене и Джазире. В свое время был одним из самых авторитетных богословов Хорасана. Ахмад охарактеризовал его следующим образом: «Я не видел никого, кто знал бы хадисы, передаваемые аз-Зухри со слов Мухаммада ибн Йахйи, лучше него». Скончался в месяце раби‘-уль-авваль в 258 году по мусульманскому летоисчислению.

24. АБУ ЗУР‘А АР-РАЗИ
Его звали ‘Убейдуллах ибн ‘Абд аль-Карим ибн Йазид ибн Фарух Абу Зур‘а ар-Рази аль-Кураши (по линии бывших господ). Вольноотпущенник одного из курейшитских родов. Один из величайших знатоков хадисов, хафиз. Считается одним из самых авторитетных ученых в области науки о доверии или недоверии к рассказчикам. Его учениками были такие выдающиеся знатоки хадисов, как Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Аз-Захаби сообщил, что он обучался хадисам в Ираке, Шаме, Джазире, Хорасане и Египте. Отличался превосходной памятью, редким умом, набожностью, искренностью, совершенными знаниями и соответствующими деяниями. Скончался в конце 264 года по мусульманскому летоисчислению в возрасте 64 года.

25. СА‘ИД ИБН МАНСУР
Его звали Са‘ид ибн Мансур ибн Шу‘ба аль-Марвази (или ат-Таликани) аль-Бальхи. Проживал недалеко от Мекки. Автор сборника хадисов “ас-Сунан”. Заслуживал похвалу своих современников и в том числе Ахмада ибн Ханбаля. Харб аль-Кармани рассказывал, что он продиктовал им около десяти тысяч хадисов по памяти. Скончался в 227 году по мусульманскому летоисчислению, когда ему было за девяноста лет.

26. Са‘ид ибн ‘Усман ИБН АС-САКАН
Его звали Абу ‘Али Са‘ид ибн ас-Сакан аль-Багдади. Один из авторитетных богословов и знатоков хадисов, хафиз. Родился в 294 году по мусульманскому летоисчислению. Уделял большое внимание изучению хадисов и составил несколько сборников хадисов. Скончался в 353 году по мусульманскому летоисчислению.

27. Мухаммад ибн Идрис АШ-ШАФИ‘И
Его звали Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Идрис ибн аль-‘Аббас ибн ‘Усман ибн Шафи‘ ибн ас-Саиб ибн ‘Убейд ибн ‘Абд Йазид ибн Хашим ибн ‘Абд аль-Мутталиб ибн ‘Абд Манаф аль-Кураши аль-Макки. Один из величайших мусульманских правоведов всех времен, основатель методологии мусульманского права. Впоследствии его воззрения легли в основу шафи‘итской правовой школы. Родился в Газе в 150 году по мусульманскому летоисчислению и, еще будучи ребенком, был привезен в Мекку. Затем долгое время прожил в Египте. Его дед был сподвижников Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и встречался с ним, будучи подростком. Скончался в Египте в 204 году по мусульманскому летоисчислению.

28. ИБН АБУ ШЕЙБА
Его звали Абу Бакр ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абу Шейба Ибрахим ибн ‘Усман ибн Хаваси аль-‘Анси (по линии бывших господ) аль-Куфи. Вольноотпущенник рода аль-‘Анс. Один из величайших знатоков хадисов, автор сборников “аль-Муснад”, “аль-Мусаннаф” и многих других трудов. Его учениками были такие выдающиеся знатоки хадисов, как Абу Зур‘а ар-Рази, аль-Бухари, Муслим и Абу Давуд. Скончался в месяце мухаррам в 235 году по мусульманскому летоисчислению.

29. Сулейман ибн Ахмад АТ-ТАБАРАНИ
Его звали Абу аль-Касим Сулейман ибн Ахмад ибн Айуб ибн Мутайр ал-Лахми ат-Табарани. Один из величайших знатоков хадисов. Родился в 260 году по мусульманскому летоисчислению в местечке Табарийа, расположенном в Шаме. Обучался хадисам у более чем тысячи богословов. Начал собирать хадисы в Шаме, после чего в течение тридцати трех лет путешествовал по мусульманскому миру в поисках знаний. Автор многих полезных и интересных трудов, самыми известными из которых являются “аль-Му‘джам аль-Кабир”, “аль-Му‘джам аль-Аусат” и “аль-Му‘джам ас-Сагир”. Скончался в Исфагане 27 числа месяца зу-ль-ка‘да 360 года по мусульманскому летоисчислению.

30. Ахмад ибн Мухаммад АТ-ТАХАВИ
Его звали Абу Джа‘фар Ахмад ибн Мухаммад Салама ибн Салама аль-Азди аль-Мысри ат-Тахави аль-Ханафи. Один из самых известных богословов ханафитской правовой школы. Родился в 227 или 228 году по мусульманскому летоисчислению. Обучался мусульманскому праву шафи‘итского толка у известного богослова аль-Музни, который был его племянником. Однажды аль-Музни сказал ему: «Клянусь Аллахом, из тебя ничего не выйдет». Он сильно рассердился и решил обучаться у Абу ‘Имрана аль-Ханафи. Он не только стал приверженцем ханафитской правовой школы, но и принялся с большим энтузиазмом обосновывающие воззрения этой школы. При этом он зачастую опирался на слабые хадисы, которые были отвергнуты многими другими богословами. Аль-Бейхаки сказал, что некоторые хадисы, которые не совпадали с его воззрениями, он называл слабыми, опираясь на принципы, неприемлемые остальными знатоками хадисов. Автор многих трудов, самым известным из которых является книга “Шарх Ма‘ани аль-Асар”. Скончался в начале месяца зу-ль-ка‘да в 321 году по мусульманскому летоисчислению.

31. ИБН ‘АБД АЛЬ-БАРР
Его звали Абу ‘Умар Йусуф ибн ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн ‘Абд аль-Барр ибн ‘Асым ан-Намари аль-Куртуби. Один из величайших богословов, шейх-уль-ислам, хафиз Магриба. Родился в месяце раби‘-уль-авваль в 368 году по мусульманскому летоисчислению. Отличался удивительной памятью, точностью и глубокими знаниями в области хадисов, истории и генеалогии. Автор многих трудов, самым известным из которых является книга “аль-Исти‘аб”. Когда Ибн Хазма спросили о нем, он сказал: «Я не могу говорить о хадисах так, как это делает он, и тем более не могу делать это лучше него». Скончался в пятницу в месяце раби‘-ус-сани в 463 году по мусульманскому летоисчислению.

32. ‘АБД АЛЬ-ХАКК ибн ‘Абд ар-Рахман
Его звали Абу Мухаммад ‘Абд аль-Хакк ибн ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Абдуллах ибн Хусейн ибн Са‘ид аль-‘Азди аль-Ишбили. Один из величайших богословов и авторитетных знатоков хадисов, хафиз, хатыб Биджайи. Родился в 510 году по мусульманскому летоисчислению. Проживал в местечке Биджайа, расположенном в Испании. Прекрасно разбирался в мусульманском праве и хадисах, выявлял скрытые недостатки в цепочках рассказчиков, знал биографии многих знатоков хадисов, отличался редкими праведностью, аскетизмом, набожностью и приверженностью к дороге Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Автор многих книг, увлекался также искусством и поэзией. Скончался в месяце раби‘-ус-сани в 581 году по мусульманскому летоисчислению.

33. ‘АБД АР-РАЗЗАК ибн Хумам
Его звали Абу Бакр ‘Абд ар-Раззак ибн Хумам ибн Нафи‘ аль-Химйари (по линии бывших господ) ас-Сан‘ани. Вольноотпущенник одного из химйарских родов. Один из величайших знатоков хадисов, хафиз. Его учениками были такие выдающиеся знатоки хадисов, как Ахмад ибн Ханбаль, Исхак, Йахйа ибн Ма‘ин и аз-Зухли. В последние годы жизни ослеп и потерял былую память. Скончался в 211 году по мусульманскому летоисчислению в возрасте 85 лет.

34. ‘Абдуллах ИБН ‘АДИЙ
Его звали Абу Ахмад ‘Абдуллах ибн ‘Адий аль-Джурджани. Также известен как Ибн аль-Кисар. Один из самых известных знатоков хадисов и авторитетов в области доверия или недоверия рассказчикам. Родился в 279 году по мусульманскому летоисчислению и скончался в месяце джумада-ль-ахира в 365 году по мусульманскому летоисчислению.

35. Мухаммад ибн ‘Амр АЛЬ-‘АКИЛИ
Его звали Абу Джа‘фар Мухаммад ибн ‘Амр ибн Муса ибн Хамад аль-‘Акили. Один из величайших знатоков хадисов, хафиз. Пользовался огромным уважением среди своих современников, отличался превосходной памятью. Автор многих трудов, самым известным из которых является книга “ад-Ду‘афа аль-Кабир”. Проживал в Хиджазе и скончался в 322 году по мусульманскому летоисчислению.

36. ‘Али ИБН АЛЬ-МАДИНИ
Его звали Абу аль-Хасан ‘Али ибн ‘Абдуллах ибн Джа‘фар ибн Наджих ас-Са‘ди (по линии бывших господ) аль-Мадини. Вольноотпущенник рода Бану Са‘д. Один из самых выдающихся знатоков хадисов. Родился в 161 году по мусульманскому летоисчислению. Его учениками были такие славные знатоки хадисов, как аль-Бухари и Абу Давуд. Ибн Махди утверждал, что он был лучше всех осведомлен о хадисах Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Аль-Бухари сказал: «Я чувствовал, что мои познания незначительны, только оказавшись перед ‘Али ибн аль-Мадини». Скончался в 234 году по мусульманскому летоисчислению в местечке Катиба аль-Ка‘ка, расположенном в Самире.

37. АБУ ‘АВАНА
Его звали Йа‘куб ибн Исхак ибн Ибрахим ибн Зейд ан-Нишапури аль-Исфараини. Один из величайших знактоков хадисов, хафиз, автор сборника хадисов “аль-Муснад ас-Сахих”. Много путешествовал в поисках знаний и пять раз совершил паломничество. Скончался в 316 году по мусульманскому летоисчислению и похоронен в Исфараине.

38. ИБН АЛЬ-КАТТАН
Его звали Абу аль-Хасан ‘Али ибн Мухаммад ибн ‘Абд аль-Малик аль-Фаси. Один из величайших знатоков хадисов, хафиз, критик. Родился в 562 году по мусульманскому летоисчислению. Прекрасно разбирался в методологии хадисов и знал биографии многих знатоков хадисов. Автор целого ряда трудов. Скончался в месяце раби‘-уль-авваль в 628 году по мусульманскому летоисчислению.

39. МАЛИК ибн Анас
Его звали Абу ‘Абдуллах Малик ибн Анас ибн Малик ибн Абу ‘Амир аль-Асбахи. Его предок в девятом колене по имени Зу Асбах принадлежал к одному из самых славных йеменских родов. Выдающийся богослов и знаток хадисов. Один из четырех величайших мусульманских правоведов. Впоследствии его воззрения легли в основу маликитской правовой школы. Родился в 93 или 94 году по мусульманскому летоисчислению. Обучался хадисам и другим шариатским дисциплинам у более чем девятиста богословов. Одним из его многочисленных учеников был Мухаммад аш-Шафи‘и. Автор знаменитого сборника хадисов “аль-Муватта”. Скончался в месяце раби‘-уль-авваль в 179 году по мусульманскому летоисчислению.

40. ИБН МАНДА
Его звали Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Исхак ибн Мухаммад ибн Йахйа ибн Манда. Один из величайших богословов, хафиз. Родился в 310 году по мусульманскому летоисчислению. Много путешествовал по всему мусульманскому миру и привез домой сорок поклаж книг. Обучался хадисам и другим шариатским дисциплинам у тысячи семиста богословов. Скончался в месяце зу-ль-ка‘да в 395 году по мусульманскому летоисчислению.

41. АБУ НУ‘ЕЙМ аль-Исфагани
Его звали Ахмад ибн ‘Абдуллах ибн Ахмад ибн Исхак ибн Муса ибн Махран аль-Исфагани. Один из выдающихся знатоков хадисов, хафиз. Родился в месяце раджаб в 334 году по мусульманскому летоисчислению. Обучался у целого ряда богословов и впоследствии сам воспитал много праведных ученых. Автор многих трудов, самыми известными из которых являются “аль-Мустахрадж ‘аля аль-Бухари”, “аль-Мустахрадж ‘аля Муслим” и “Хулйа аль-Аулийа”. О последней из этих книг говорят, что она была продана в Нишапуре за четыреста динаров. Скончался в Исфагане 20 числа месяца мухаррам 430 года по мусульманскому летоисчислению.

42. Ахмад ибн ‘Али АБУ ЙА‘ЛА
Его звали Ахмад ибн ‘Али ибн аль-Мусанна ибн Йахйа ибн ‘Иса ибн Хиляль ат-Тамими. Один из величайших знатоков хадисов на Аравийском полуострове, хафиз. Родился в месяце шавваль в 210 году по мусульманскому летоисчислению. Автор сборника хадисов “аль-Муснад аль-Кабир”. Отличался редкими правдивостью, надежностью, набожностью и выдержкой. Ас-Сам‘ани рассказывал, что слышал, как Исма‘ил ибн Мухаммад ибн аль-Фадль аль-Хафиз сказал: «Я прочел сборники хадисов аль-‘Адани, Ибн Мани‘ и многих других богословов. Все эти сборники подобны рекам, но сборник хадисов Абу Йа‘лы подобен морю, в которое впадают эти реки». Скончался в 307 году по мусульманскому летоисчислению.
Аватар пользователя
***
 
Сообщений: 572
Зарегистрирован: 24 окт 2008, 12:40

Re: Мухаддисы - ученые науки хадисоведения

Сообщение »

بسم الله الرحمن الرحيم
الحَمْدُ للهِ المحمُودِ بِكُلِّ لِسانٍ، المعبودِ في كُلِّ زَمانٍ، الَّذِي لا يَخْلُو مِنْ عِلْمِهِ مَكانٌ، ولا يشغَلُه شانٌ عن شانٍ، جلَّ عَنِ الأشباهِ والأنْدادِ، وتَنَزَّهَ عَنِ الصَّاحِبَةِ والأولادِ
و صلى الله على محمد و آله و صحبه و سلم، و بعد
Ассаляму алайкум уа рохматуЛлах уа барокатуху)
Ахи, а это всё откуда?) Сахиих?)
و صلى الله على محمد و آله و صحبه و سلم
و الحَمْدُ للهِ رب العالمين
Ассаляму алайкум уа рохматуЛлах уа барокатуху)
Аватар пользователя
Serik Aboo Adam
 
Сообщений: 21
Зарегистрирован: 24 фев 2009, 17:48
Откуда: Азия, Казахстан, Актобе

Re: Мухаддисы - ученые науки хадисоведения

Сообщение »

Ассаляму алейкум. А где Шейх - мухаддис
Мухаммад Насыр ад-Дин аль-Альбани???
Abu_malik ingushskiy
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 18 ноя 2009, 03:05

Re: Мухаддисы - ученые науки хадисоведения

Сообщение »

Ва алейкум ассалам ва рахматуЛлахи ва баракатуху!
Брат,
Serik Aboo Adam писал(а):الحَمْدُ للهِ المحمُودِ بِكُلِّ لِسانٍ، المعبودِ في كُلِّ زَمانٍ، الَّذِي لا يَخْلُو مِنْ عِلْمِهِ مَكانٌ، ولا يشغَلُه شانٌ عن شانٍ، جلَّ عَنِ الأشباهِ والأنْدادِ، وتَنَزَّهَ عَنِ الصَّاحِبَةِ والأولادِ

Брат, а почему ты начал именно с этого вступления?
Аватар пользователя
Abu Maryam
 
Сообщений: 128
Зарегистрирован: 04 сен 2008, 07:57
Откуда: Ульяновск

Re: Мухаддисы - ученые науки хадисоведения

Сообщение »

Abu_malik ingushskiy писал(а):Ассаляму алейкум. А где Шейх - мухаддис
Мухаммад Насыр ад-Дин аль-Альбани???

Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятух!

Насыруддин ибн Нух ибн Наджати аль-Альбани
Во Имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!

Одним из величайших мусульманских учёных и исследователей нашего времени является шейх Мухаммад Насирруддин ал-Албани (да будет доволен им Аллах). Это имя широко известно образованным кругам не только в странах исламского мира, но и во многих странах Западной Европы и Северной Америки. Очень хотелось бы, чтобы и жители России знали, уважали и помнили шейха ал-Албани, внесшего неоценимый вклад в дело Ислама.

Шейх Мухаммад Насирруддин ал-Албани (да будет доволен им Аллах) родился в городе Ашкодера, бывшей столице Албании, в 1332 году по Хиджре (в 1914 году по христианскому летоисчислению). Он был выходцем из бедной семьи. Его отец, ал-Хадж Нух Наджати ал-Албани, получив шариатское образование в Стамбуле (Турция), вернулся в Албанию ученым-знатоком Ислама. После того, как в Албании широко распространились идеи атеизма, его семья совершила хиджру (переселение) в Дамаск (Сирия). В Дамаске будущий шейх получил начальное образование, а затем стал обучаться Священного Корану, правилам чтения Корана (таджвид), наукам, связанным с арабским языком, праву ханафитского мазхаба (школы) и остальным положениям Исламского вероучения у различных шейхов и друзей отца. От отца он также обучился мастерству часовщика, преуспев в этом ремесле и став известным специалистом, чем он и зарабатывал себе на жизнь.

К двадцатилетнему возрасту, находясь под влиянием статей из журнала «Аль-Манаар», шейх ал-Албани (да будет доволен им Аллах) начал специализироваться в хадисоведении и относящихся к этой области науках. Его первой работой явилась полная фиксация в письменной форме и комментарий к монументальному труду ал-Хафиза ал-Ираки «Аль Мугни 'ан-хамлиль-Асфар филь-Асфар фи тахридж ма фил-льхийа миналь-Акбар».

Вопреки отговорам отца сын углубился в изучение хадисов и смежных наук. Более того, библиотека отца, которая в основном состояла из различных книг ханафитского мазхаба, не могла удовлетворить потребности и жажду знаний будущего шейха. Не имея финансовых возможностей приобрести многие книги, юноша брал их в знаменитой библиотеке Дамаска «аль-Мактаба аз-Захирийа» либо одалживал у книжных торговцев.

Шейх ал-Албани (да будет доволен им Аллах) настолько погрузился в науку о хадисах, что иногда закрывал свою часовую лавку и оставался в библиотеке по 12 часов в сутки, прерываясь лишь для совершения молитв. Довольно часто он даже не уходил из библиотеки для принятия пищи, обходясь двумя бутербродами, которые он всегда брал с собой. В конце концов, дирекция библиотеки предоставила ему специальную комнату для исследований и ключ от хранилищ библиотеки, где шейх пребывал за работой с раннего утра до поздней ночи. В этот период времени шейх ал-Албани (да будет доволен им Аллах) написал много полезных трудов, многие из которых до сих пор не опубликованы.

На пути распространения истинного единобожия (таухид) и Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) шейх встречал большое сопротивление. Однако он с честью и терпением вынес выпавшие на его долю испытания. Немалую поддержку в трудные моменты жизни ему оказывали уважаемые шейхи Дамаска (шейх Бахджатул Байджар, шейх и имам Абдул-Фаттах и Тауфик ал-Барзах - да будет доволен ими всеми Аллах), которые побуждали его продолжать свои исследования.

Спустя некоторое время шейх ал-Албани (да будет доволен им Аллах) стал преподавать два раза в неделю. На его занятиях, которые посещались студентами и преподавателями университетов, рассматривались вопросы Исламского вероучения (акида), права (фикх), хадисов и смежных с ними наук. Он также стал совершать ежемесячные поездки в различные города Сирии и Иордании, целью которых являлся призыв к истинному Исламу.

После того, как вышел в свет ряд его трудов,шейх ал-Албани (да будет доволен им Аллах) был приглашен читать курс лекций по наукам о хадисах в Исламский Университет Медины (Саудовская Аравия), где он проработал с 1381 по 1383 гг. по Хиджре, став также одним из членов руководства Университета. В знак признания заслуг шейха ему была присуждена профессорская степень Исламского Университета Медины.Затем он вернулся к своим прежним исследованиям и работе в библиотеке «аль-Мактаба аз-Захирийа», передав заведование собственной лавкой в руки одного из братьев.

Шейх ал-Албани (да будет доволен им Аллах) посетил многие страны с циклом лекций (Катар, Египет, Кувейт, ОАЭ, Испания, Англия и др.). Ему не раз приходилось переезжать из Сирии в Иорданию, затем опять в Сирию, затем в Бейрут (Ливан), ОАЭ и снова в Амман (Иордания).

Свыше сотни работ, написанных им, посвящены в основном исследованию хадисов. Он приложил немало усилий по проверке и отбору достоверных хадисов от слабых либо вымышленных хадисов. Шейх ал-Албани (да будет доволен им Аллах) проверил на достоверность знаменитые сборники хадисов ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Ниса'и, ибн Маджа и др., включая книги «Джами ас-Сугир « и «Мишкат ул-Масабих» ас-Суйути, «Фикх ус-Сунна» Саида Сабика, « Дозволенное и запрещенное в Исламе» шейха Карадави, «Сады Праведных « шейха ан-Навави, «Адаб ул-Муфрад» имама ал-Бухари и многие другие известные книги. Благодаря шейху ал-Албани, составившему отдельные тома, в которых он собрал слабые и достоверные хадисы, исламские ученые и обычные мусульмане имеют возможность отличить слабые и вымышленные хадисы от достоверных. Кроме того, шейх ал-Албани написал великолепные книги по основам Ислама, среди которых, безусловно, следует выделить книгу « Сифату Салят ан-Набий (салла Ллаху алейхи ва саллям) мин ат-Такбир иля ат-Таслим Ка'аннака тараха» ( « Манера совершения молитвы Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) от начала до конца, как будто вы видите это собственными глазами»), а также «Манасик-уль-Хадж валь-Умра филь Китаб вас-Сунна ва Асари ис-Салаф» («Обряды Хаджа и Умры из Книги (Аллаха), Сунны и деяний праведных предков(салафов)»).

Среди его многочисленных учеников были и известные в наши дни шейхи, такие, например, как шейх Хамди Абдул-Маджид, шейх Мухаммад 'Эйд Аббаси, доктор Умар Сулайман ал-Ашкар, шейх Мухаммад Ибрахим Шакра, шейх Мукбиль ибн Хади ал-Вади'и, шейх Али Хушшан, шейх Мухаммад Джамиль Зину, шейх Абдурахман Абдус-Самад, шейх Али Хасан Абдул-Хамид ал-Халяби, шейх Салим ал-Хилали, шейх Мухаммад Салих ал-Мунаджид и другие.

Шейх ал-Албани (да будет доволен им Аллах) скончался 22 числа месяца Джумада ас-Санийа 1420 года по Хиджре (2 октября 1999 года) в возрасте 87 лет. Да пребудет над ним милость Всевышнего Аллаха, Амин!

Его полное имя: Насир ад-Дин ибн Нух ибн Наджати аль-Албани.
Он родился в столице Албании г. Ашкодра в 1332 г.х. или 1914 г.м. Он умер в возрасте восьмидесяти пяти лет.
Когда ему исполнилось четырнадцать лет, его семья переехала из Албании в столицу Сирии г. Дамаск.
Обучение знаниям он начал с книги аль-Ираки посвященной определению степеней хадисов, приводимых у аль-Газзали в его труде « Возрождение наук о вере». Эта книга ( Тахридж Ираки) принесла большую пользу автору. Он сделал к ней свой комментарий.
Он также читал журнал «аль-Манар» Рашида Риды.
Целые дни проводил шейх в библиотеке аз-Захирия в Дамаске, где иногда просиживал до двенадцати часов в сутки.
Особенно его занимала наука о хадисе. Большую часть своей жизни он провел проверяя достоверность того или иного хадиса и определение их степеней.
Он также много уделил времени на распространение правильного вероубеждения и правильного понимания религии среди людей. Он разъяснял людям необходимость возврата к вероубеждениям праведных предков (салафов) и очищению религии от всяких новшеств и ересей.
Никто не любил аль-Албани, кроме приверженцев ахль ас-Сунна. И никто его не ненавидел, кроме ахль аль-бида ( людей новшества), заблудших. Число их нападок не перечислить. Однако шейх, да смилуется над ним Аллах, стойко переносил все их удары и стоял на истине как камень.
Хотя аль-Албани, да смилуется над ним Аллах, был всю жизнь далек от политики, тем не менее он дважды сидел в тюрьме. Симолично, что одна из тюрем была та же самая, в которой сидел в свое время Шейх аль-Ислам ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах.
Аль-Албани вынужден был не раз переселиться из Сирии в Бейрут, затем в Эмираты. Последним местом его пребывания была Иордания, где он и скончался.
Скромность имама была поразительной. Он никогда не любил, чтобы про него говорили «шейх». На его работах при его жизни никогда не писалось слово «шейх» перед именем. Однажды же один из его учеников назвал его «шейхом». Услышав это аль-Албани заплакал и стал говорить, что он только искатель знания.
Он умер в 1420 г.х. в месяце Джума ас-Сания (октябрь 1999г.).
Т.е. он пережил шейха ибн База, да смилуется над ним Аллах, всего на несколько месяцев.
Да смилуется Аллах над шейхом аль-Албани и да введет его в Рай!
Аватар пользователя
***
 
Сообщений: 572
Зарегистрирован: 24 окт 2008, 12:40

Re: Мухаддисы - ученые науки хадисоведения

Сообщение »

Иная версия биографии шейха аль-Альбани:

БИОГРАФИЯ ШЕЙХА МУХАММАДА НАСЫРУДДИНА АЛЬ-АЛЬБАНИ

Шейх Мухаммад Насир ад-Дин ибн Нух ибн Адам Наджати аль-Албани(да будет милостив к нему Аллах родился в городе Шкодер, бывшей столице Албании, в 1332 г.х. (в 1914 г. по христианскому летоисчислению). Он был выходцем из бедной семьи. Его отец аль-Хадж Нух Наджати аль-Албани, получив шариатское образование в Стамбуле (Турция), вернулся в Албанию и стал крупным учёным-богословом ханафитского мазхаба (религиозно-правовой школы). После того, как в Албании пришёл к власти Ахмет Зогу и там стали повсеместно распространяться атеистические идеи, семья будущего шейха совершила хиджру (пе*реселение ради спасения своей веры) в Дамаск (Сирия). В Дамаске шейх аль-Албани получил начальное образование в школе, которая в течение многих веков служила убежищем для всех людей, стремившихся к знаниям, а затем стал обучаться Священному Корану, правилам чтения Корана (таджвид), наукам, связанным с арабским языком, праву ханафитского мазхаба и другим предметам Исламского вероучения как у своего отца, так и у других шейхов (например, Саид 'аль-Бурхани). У отца он также обучился ремеслу часовщика, преуспел в нем и стал известным мастером, чем и зарабатывал себе на жизнь.
К двадцатилетнему возрасту, находясь под влиянием статей из журнала «аль-Манар», которые написал шейх Мухаммад Рашид Рида, где он выявлял степень достоверности хадисов в книге аль-Газали «Воскрешение наук о вере» че*рез критику надёжности цепочек их передатчиков (иснадов), шейх аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах) начал специализироваться в хадисоведении и относящихся к этой области науках. Заметив в юноше признаки яркого ума и необычайных способностей, великолепную память, а также сильное желание к обучению исламским наукам и хадисам, историк и знаток хадисов из города Халеб шейх Мухаммад Рагиб ат-Табах дал ему письменное разрешение (иджаза) на преподавание своего сборника сообщений о достоверных передатчиках под названием «аль-Анвар аль-Джалийа фи Мухтасар аль-Асбат аль-Халябийа». Первой работой будущего шейха явилась полная фиксация в пись*менной форме и комментарии к монументальному труду крупнейшего знатока хадисов (хафиза) аль-Ираки «Аль Мугни 'ан-Хамли-ль-Асфар фи-ль-Асфар фи Тахридж ма фил-льхийа мин-аль-Акбар».
Вопреки возражениям отца сын занялся более глубоким изучением хадисов и смежных наук. Кроме этого, библиотека отца, которая состояла в основном из различных трудов ханафитского мазхаба, не могла удовлетворить потребности и жажду знаний будущего шейха. Не имея достаточных средств на приобретение многих книг, юноша брал их в знаменитой библиотеке Дамаска «Аз-Захириййа» либо был вынужден одалживаться у книжных торговцев.

Шейх аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах) настолько погрузился в науку о хадисах, что иногда закрывал свою часовую мастерскую и оставался в библиотеке по 12 часов, прерываясь лишь для совершения намаза. Довольно часто он даже не уходил из библиотеки, чтобы принять пи*щу, обходясь парой взятых с собой бутербродов. В конце концов дирекция библиотеки предоставила ему специальную комнату для исследований и ключ от книгохранилищ, где шейх работал с раннего утра до поздней ночи. В этот период времени шейх аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах) написал много полезных трудов, большинство из которых до сих пор не опубликованы.

Шейх аль-Албани с честью и терпением выносил многие испытания, выпадавшие на его долю. Немалую поддерж*ку в трудные моменты жизни ему оказывали уважаемые шейхи Дамаска (шейх Бахджатул Битар, шейх Абдул-Фаттах и имам Тауфик аль-Барзах — да будет милостив к ним всем Аллах), которые побуждали его продолжать свои ис*следования.

Спустя некоторое время шейх аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах) стал преподавать два раза в неделю. На его занятиях, которые посещали студенты и преподаватели университетов, рассматривались вопросы исламского ве*роучения ('акида), права (фикх), хадисов и смежных наук. Он также стал совершать ежемесячные поездки в различ*ные города Сирии и Иордании.

Многие исламские университеты и организации стали приглашать шейха к себе, предлагая ему занять высокие должности, однако большинство из этих предложений он отклонял, объясняя это своей огромной занятостью в деле приобретения и распространения знаний.

После того, как вышел в свет ряд его трудов, шейха аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах) пригласили читать курс лекций по наукам о хадисах в Исламский Университет Медины (Саудовская Аравия), где он проработал с 1381 по 1383 г. х., став также одним из членов руководства Университета. Благодаря его усилиям преподавание хадисов и связанных с ними наук поднялось на качественно иной, более высокий уровень. В результате гораздо боль*шее число студентов стало специализироваться в хадисоведении и смежных дисциплинах. В знак признания заслуг шейха ему было присвоено звание профессора Исламского Университета Медины. Затем он вернулся к своим прежним исследованиям и работе в библиотеке «Аз-Захириййа», передав собственную часовую мастерскую одному из своих братьев.
Шейх аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах) посетил с циклом лекций многие страны (Катар, Египет, Кувейт, ОАЭ, Испанию, Великобританию и др.). Несмотря на то, что он приобрёл широкую известность во всём мире, у него никогда не было стремления к славе. Он любил повто*рять: «Любовь к славе переламывает человеку спину».

Крупные мусульманские богословы и имамы почтительно отзывались о шейхе аль-Албани. Шейх взрастил и воспитал многих учеников, которые сегодня известны во всем мире. Среди них шейх Хамди Абдуль – Маджид, шейх Мухаммад ‘Эйд Аббаси, доктор ‘Умар Сулайман аль-Ашкар, шейх Мухаммад Ибрахим Шакра, шейх Мукбиль ибн Хади аль-Вади’и, шейх Али Хашшан, шейх Мухаммад Джамиль Зину, шейх Абдур – Рахман Абдус – Самад, шейх Али Хасан Абдуль – Хамид аль – Халяби, шейх Салим аль- Хилали, шейх Мухаммад Салих аль – Мунаджид и многие дргие. Они консультировались с ним по вопросам религиозно-правового характера, посе*щали его, обменивались многочисленными письмами. Во главе всех этих учёных стоял шейх Абдул-Азиз ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах), который испытывал к шейху очень глубокое уважение. Он сказал о шейхе аль – Албани: «Я не знаю ни одного человека под сводом небес, который обладал бы большими знаниями о хадисах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чем шейх Насир». Другой учёный-богослов, крупнейший знаток тафсира и арабского языка шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити столь высоко почитал шейха аль-Албани, что, когда последний проходил мимо него во время занятий в мечети Медины, он специально прерывал урок, чтобы встать со своего места и поприветствовать шейха.
Более сотни работ из наследия шейха аль-Албани посвящены главным образом исследованию хадисов. Он приложил немало усилий для проверки и отбора достоверных хадисов от слабых либо вымышленных. Шейх аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах) проанализировал на до*стоверность известные сборники хадисов ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Наса'и, Ибн Маджи, а также труды «Джами' ас-Сагир» и «Мишкат аль-Масабих» ас-Суйути, «Фикх ус-Сун*на» Сайда Сабика, «Дозволенное и запретное в Исламе» доктора Йусуфа Кардави, «Сады Праведных» шейха ан-Навави, «Адаб аль-Муфрад» имама аль-Бухари и многие другие знаменитые книги. Благодаря шейху аль-Албани, собравшему слабые и достоверные хадисы в отдельных томах, исламские ученые и простые мусульмане имеют возможность отличить слабые и вымышленные хадисы от достовер*ных и хороших. Кроме того, шейх аль-Албани написал вели*олепные книги по основам Ислама, среди которых безусловно следует выделить книгу «Описание намаза Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) с самого начала до конца, как ес*ли бы вы это видели собственными глазами», «Обряды Хаджжа и Умры из Книги (Аллаха), Сун*ны и деяний праведных предков», «Правила погребального обряда» и многие другие.

Шейх аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах) не прекращал заниматься научной и преподавательской деятельностью до послених дней своей земной жизни, пока его здоровье резко не ухудшилось. Шейх скончался до за*хода солнца в субботу, 22 числа месяца джумада ас-сани 1420 г.х. (2 октября 1999 г.) в возрасте 87 лет. Погребальный намаз по нему был проведён вечером того же дня, посколь*ку шейх написал в своём завещании, чтобы его похороны прошли как можно быстрее в соответствии с Сунной Проро*ка (да благословит его Аллах и приветствует). Число людей, принявших участие в этом намазе, составило свыше пяти тысяч человек. Да простит его Всевышний Аллах и да пре*будет с ним Его милость!

Исламская газета "Аль-Азан"

На счет тазкия (рекомендации) ученых о шейхе аль-Альбани:
Человек не становится ученым, лишь потому, что его проповеди или характер нравятся кому-либо, ибо о том, что человек является обладающим знанием, говорят другие ученые. И это цепь, которая берет свое начало от самого пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, который делал тазкия за своих сподвижников, а те делали его табиинам, и так вплодь до наших дней. Имам Малик сказал: "Я не давал фатуа до тех пор, пока 70 людей из числа обладающих знанием не засвидетельствовали, что я этого достоин". Абу Ну'айм 6/316.
Имам аш-Шатыби сказал: "Ученый, о котором не сказали ученые, что он ученый, не является ученым, до тех пор, пока другие ученые не засвидетельствуют о нем, что он ученый!" См. "аль-И'тисам" 2/738.

Слова больших ученых наших дней о шейхе аль-Альбани как при его жизни, так и после его смерти:

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим, учитель Ибн База, сказал о шейхе аль-Альбани: "Приверженец Сунны, помощник истины и противник сторонников заблуждения". См. "Мухаддисуль-'асри уа насыру-Ссунна" 32.

Шейх Ибн Баз сказал: "Я не знаю никого под сводом небес в настоящее время, кто был бы более знающий, чем шейх аль-Альбани!" Сл. "Каукаба мин аиматиль-хуада" 227.

Также шейх Ибн Баз сказал: "Я не видел под сводом небес в наше время более знающего хадисы пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, чем Мухаммад Насыруддин аль-Альбани". См. "ад-Дустур" 10/8/1999г.

Также шейх 'Абдуль-'Азиз Али Шейх и шейх Салих аль-Фаузан сказали о нем: "Защитник Сунны наших дней!" См. "Мухаддисуль-асри уа насыру-Ссунна" 33.

Шеих 'Абдуль-Мухсин аль-'Аббад сказал: "Шейх аль-Альбани из числа выдающихся ученных, которые посвятили свои годы в услужение Сунны, сочинению книг, призыву к Аллаху, победы да'уа салафии, и борьбы против бид'а. Он был защитником Сунны посланника Аллаха, да благословит его Аллаh и приветствует, и нет сомнения, что потеря такого ученного, это великая утрата для мусульман. Да воздаст ему Аллах наилучшим воздаянием за его великие заслуги, и поселит его в Раю". См. "Хаятуль-Альбани" 7.

Шейх 'Абдуллах аль-'Абилян сказал: "Мне и мусульманам во всех уголках земли тяжело в связи с кончиной имама, выдающегося ученного, мухаддиса, аскета, шейха Мухаммада Насыруддина аль-Альбани. В действительности словами не передать все его достоинства, и если бы у него не было бы никаких заслуг, кроме того, что он развил да'уа салафии, то это уже была бы неисчислимая заслуга. Но вместе с тем, он был одним из самых больших проповедников, призывающих к да'уату саляфии, который жил на основе Сунны и предостерегал от нововведений. Наш шейх 'Абдуллах ад-Дуэйш сказал: "В течение столетий мы не видели подобного шейху Насыру, вложившего значительный труд в уточнение достоверностей хадисов (тахкъикъ). После смерти имама ас-Суюты и вплоть до наших дней, не было никого, кто изучил науку о хадисах ('ильму-хадис) так обширно и точно, как шейх аль-Альбани" . См. "Хаятуль-Альбани" 9.

Шейх 'Абдуллах ибн 'Абдур-Рахман аль-Бассам сказал: "Шейх аль-Альбани из числа великих имамов нашего времени, который не жалел ни самого себя, ни своего усердия, ни имущества в услужении Сунны". См. "Кашфу-ттальбис" 76.

Шейх Салих Али Шейх сказал: "Нет сомнения в том, что потеря выдающегося ученного Мухаммада Насыруддина аль-Альбани является горем, ибо это был 'алим из числа уляма уммы, мухаддисом из мухаддисов, посредством которого Всевышний Аллах охранял эту религию и распространял Сунну!" См. "Каукаба мин аиматиль-худа" 252.
Аватар пользователя
***
 
Сообщений: 572
Зарегистрирован: 24 окт 2008, 12:40

Re: Мухаддисы - ученые науки хадисоведения

Сообщение »

салам алейкум.
Шейх Ахмад Шакир(1)

(1309-1377 х)

Подготовил Дамир Хайруддин

Знаток хадисов (мухаддис), правовед (факих), судья (кади) Ахмад ибн Мухаммад Шакир бин Ахмад бин Абд аль-Кадыр, да будет милостив к нему Аллах, родился на рассвете в пятницу 29 числа месяца джумада аль-ахира 1309 года хиджры (29 января 1892 года по христианскому летоисчислению) в Каире (Египет). Его родословная восходит к аль-Хусейну бин Али бин Абу Талибу, внуку Пророка Мухаммада, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха.
Его отец, Мухаммад Шакир, являвшийся одним из крупнейших ученых аль-Азхара, лично обучал своего сына чтению и письму. Кроме того, он способствовал тому, чтобы мальчик с раннего детства приступил к заучиванию Корана. В 1317 году хиджры (в 1900 году по христианскому летоисчислению), когда Ахмаду Шакиру шел восьмой год, его отец был избран на должность верховного судьи Судана. Он считается первым человеком, кто занял этот пост в Судане, установив принципы шариатской судебной системы. Находясь в этой стране, Мухаммад Шакир определил своего сына в Гордонский колледж Хартума. В 1321 году хиджры Ахмад Шакир поступил в Религиозный Институт г. Александрии (Египет), а год спустя его отец возглавил это учебное заведение, получив титул «шейха ученых Александрии».
Обучаясь в этом институте, где применялась образовательная программа Университета аль-Азхар, Ахмад Шакир с жадностью черпал знания по исламским наукам. Стремление юноши к глубокому изучению Шариата привело к тому, что он познакомился с крупнейшим ученым аль-Азхара, шейхом Махмудом Абу Дакыком, который преподавал в институте.
Ахмад Шакир посещал уроки своего отца по толкованию Корана (тафсир), на которых разбирались «Тафсир ан-Насафи» и «Тафсир аль-Багави». Также его отец читал студентам «ас-Сахих» Муслима, «ас-Сунан» ат-Тирмизи, часть «ас-Сахиха» аль-Бухари. Кроме того, он преподавал «Джам‘ аль-Джавами‘» и «Шарх аль-Иснави» по основам фикха, а также книгу «аль-Хидайа», посвященную праву ханафитского мазхаба.
После того, как отец был избран на должность секретаря шейхов аль-Азхара в 1327 году хиджры (в 1909 году по христианскому летоисчислению) Ахмад Шакир переехал вместе с ним в Каир. Поступив в Университет аль-Азхар, перед ним открылись новые горизонты знания. Это касалось как обучения, так и встреч со знаменитыми учеными, которые проживали в столице Египта либо прибывали в город со всех уголков исламского мира. Едва заслышав о каком-либо ученом, который остановился в Каире, Ахмад Шакир немедленно связывался с ним.
Именно здесь он вплотную приступил к изучению хадисов. Сначала это происходило под руководством отца, а затем он стал посещать уроки выдающегося ученого Абдуллаха бин Идриса ас-Сануси, хадисоведа из Марокко, и читать ему хадисы. Спустя годы шейх Абдуллах ас-Сануси дал Ахмаду Шакиру разрешение (иджаза) передавать хадисы, содержащиеся в шести сборниках Сунны [2]. Ахмад Шакир также поддерживал тесные контакты с такими учеными, как Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити, Ахмад аш-Шанкити, Шакир аль-‘Ираки, Тахир аль-Джаза’ири, Мухаммад Рашид Рида, Салим аль-Бишри. Все они разрешили ему передавать от себя Сунну Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха. Необходимо отметить, что многочисленные встречи Ахмада Шакира со знатоками хадисов и обучение у них позволило ему добиться больших достижений в хадисоведении и впоследствии стать ведущим мухаддисом Египта.
Закончив в 1336 году хиджры (в 1917 году по христианскому летоисчислению) Университет аль-Азхар, Ахмад Шакир некоторое время преподает, после чего переходит на работу в шариатскую судебную систему, где на протяжении долгих лет он занимает различные посты. На этом поприще он также добился значительных успехов, уйдя на пенсию в должности заместителя главы Верховного Шариатского Суда в 1371 году хиджры (в 1951 году по христианскому летоисчислению).
Первый научный труд Ахмада Шакира был посвящен редактированию книги имама аш-Шафи’и «ар-Рисаля». Проверяя достоверность содержащихся в ней хадисов и преданий, он применил такую методологию, которая была признана хадисоведами образцовой. Примечательно, что во время работы Ахмад Шакир опирался на старую рукопись, которую при жизни имама аш-Шафи’и написал один из его учеников – ар-Раби‘ бин Сулейман.
После этого шейх Ахмад Шакир приступил к проверке достоверности хадисов, содержащихся в некоторых сборниках Сунны. В частности, он работал над такими сборниками, как «ас-Сунан» ат-Тирмизи (два тома с примечаниями шейха были опубликованы) и «ас-Сахих» Ибн Хиббана (один том вместе с предисловием шейха был опубликован). Кроме того, вместе с шейхом Мухаммадом Хамидом аль-Факи он редактировал «ас-Сунан» Абу Дауда.
Наконец, вершиной наследия Ахмада Шакира в области хадисоведения явилась его работа над «аль-Муснадом» имама Ахмада. Это один из крупнейших сборников Сунны, содержащий более 28000 хадисов. Он представляет собой собрание хадисов, переданных со слов одного сподвижника независимо от темы хадиса. В этом и состояла сложность работы над «аль-Муснадом»: необходимо было разбить хадисы на главы, посвященные каждому вопросу в отдельности. Ахмад Шакир взялся за редактирование «аль-Муснада» и блестяще с этим справился, однако, к сожалению, ему не удалось довести свой труд до конца, и лишь треть сборника (15 частей) была отредактирована. Он пронумеровал хадисы, написал к ним примечания, проверил степень их достоверности, снабдил имена передатчиков огласовками, разъяснил малоупотребительные слова и выражения и составил для каждой части научное содержание.
Шейх Ахмад Шакир также написал прекрасные комментарии к трудам по терминологии хадисов: «аль-Ба’ис аль-Хасис» (пояснение к книге «Ихтисар Улюм аль-Хадис» Ибн Кясира) и толкование к книге «Альфиййа аль-Хадис» имама ас-Суйути. Кроме того, он занимался проверкой хадисов, содержащихся в трудах выдающихся исламских ученых. Среди них особенно следует выделить «Тафсир» ат-Табари и Ибн Кясира, «аль-Мухалла» Ибн Хазма и «Китаб Джама аль-Ильм» аш-Шафи’и. Ахмад Шакир также написал прекрасные книги в области языковедения и литературы. В частности, он познакомил читателей с такими сочинениями, как «аш-Ши‘р ва-ш-Шу‘ара’» Ибн Кутайбы, «Лубаб аль-адаб» Усамы бин Мункиза, «Му‘раб» Джавалики, а также «аль-Муфаддалайат», «аль-Асма‘ийат» и «Ислах аль-Мантик» Ибн ас-Сиккита (книги Ибн ас-Сиккита он отредактировал с профессором ‘Абд ас-Саламом Харуном).
Необходимо отметить, что работы Ахмада Шакира отличаются беспристрастием и научной объективностью. Несмотря на то, что шейх обучался в аль-Азхаре праву ханафитского толка и получил соответствующий диплом международного образца, он не придерживался какого-то одного мазхаба. В качестве примера можно привести книгу «Низам ат-Талак фи аль-Ислам» («Порядок и правила развода в Исламе»), где, как пишет брат шейха, Махмуд, «проявились его иджтихад и отсутствие фанатизма в следовании мазхабам [3]. В этом труде он приводит правила и нормы, касающиеся развода, из Корана и Сунны. Когда эта книга вышла в свет, она вызвала ликование ученых».
Научное наследие Ахмада Шакира, состоящее из 34 трудов, охватывает различные отрасли исламского знания: Сунну, фикх, тафсир, таухид, арабский язык и др. Он достиг высочайших вершин в области хадисоведения, что по праву позволило ему заниматься редактированием сборников Сунны. Нет ни одного исламского ученого, который не отметил бы его неоценимый вклад в дело сохранения Сунны Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха.
Прожив активную и плодотворную жизнь, шейх Ахмад Шакир скончался в Каире 26 числа месяца зу-ль-ка’да 1377 года хиджры (14 января 1958 года по христианскому летоисчислению). Да осенит его Аллах Своей милостью!
[1] Более подробно о жизни шейха Ахмада Шакира см. в книгах «Аль-А`лям» (1/253) и «Му’джам аль-Муаллифин» (13/368).
[2] т.е. в «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима, а также в «ас-Сунан» Абу Дауда, ат-Тирмизи. ан-Насаи и Ибн Маджи.
[3] В частности, Ахмад Шакир считал обязательным призывать свидетелей при объявлении развода, основываясь на следующих словах Всевышнего Аллаха (перевод смысла): «Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха. Таково увещевание для тех, кто верует в Аллаха и в Последний день. Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения» (сура "Развод", аят 2).
abyisa
 
Сообщений: 43
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 01:48

Re: Мухаддисы - ученые науки хадисоведения

Сообщение »

АсСаляму алейкум братья, ибн СейфульМалик когда писал про имама Ахмада рахиму Аллах сказал, что халиф Харун ар Рашид устраивал ганения на имама. Разве этот халиф был не праведным? И Харун ар Рашид вроде был с правельной акъидой? Объясните.
Abu Xamza
 
Сообщений: 43
Зарегистрирован: 28 ноя 2008, 00:29

Re: Мухаддисы - ученые науки хадисоведения

Сообщение »

Abu Maryam писал(а):Брат, а почему ты начал именно с этого вступления?

بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين
و صلى الله على محمد و آله و صحبه و سلم و بعد:
Ассаляму алайкум уа рохматуЛлах уа барокатуху)
БаарокаЛлаху фиикум)
Нравицца))
جزاك الله خيرا كثيرا و أبصرك بالحق و منّ عليك بالإلتزام به و بالثبات عليه حتى تتوفاك و هو راضٍ عنك، آميييين!!!
و صلى الله و بارك على محمد و آله و صحبه و سلم
و الحمد لله رب العالمين
و السلام عليكم و رحمة الله و بركاته
Аватар пользователя
Serik Aboo Adam
 
Сообщений: 21
Зарегистрирован: 24 фев 2009, 17:48
Откуда: Азия, Казахстан, Актобе


Вернуться в Об ученых

cron