Убеждения имама Абу Хасана аль-Ашари

Сообщение »

Убеждения имама Абу Хасана аль-Ашари относительно качеств Аллаха

Процитируем слова Абу аль-Хасана аль-Ашари об учении приверженцев сунны и сторонников хадисов. В конце этого отрывка имам однозначно указывает на то, что он тоже придерживается этих взглядов.

В параграфе, названном «Краткое изложение воззрений сторонников хадисов [Асxабуль Хадис] и приверженцев сунны», он писал:

“В целом приверженцы сунны и хадисов веруют в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и во все, что передано от Аллаха и что передано заслуживающими доверия рассказчиками от имени Посланника Аллаха , и ничего из этого они не отвергают[1].

Они признают, что Пречистый Аллах - Единственный Бог, достойный поклонения, Самодостаточный, и нет божества, кроме Него. Нет у Него ни жены, ни сына, а Мухаммад - Его раб и посланник.

Они признают, что Рай - это истина, что Ад - это истина, что Судный Час несомненно наступит и что Аллах воскресит тех, кто в могилах.

Пречистый Аллах находится над Троном:

«Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 5).

У Него две Руки, которым нельзя придавать форму:

«…кого Я сотворил Своими обеими Руками» (Сад, 75);

«Его обе Руки простерты» (Аль-Маида, 64).

У Него два[2] Глаза, которым нельзя придавать форму:

«[Ковчег] поплыл у Нас на Глазах» (Аль-К’амар, 14).

У Него есть Лик:

«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (Ар-Рахман, 27).

Нельзя говорить, что имена Аллаха не относятся к Аллаху, как это делают му’тазилиты и хариджиты.

Пречистый Аллах обладает знанием:

«Он ниспослал это по Своему знанию» (Ан-Ниса, 166);

«Самка может зачать или родить только с Его ведома» (Фатир, 11).

Они признают слух и зрение Аллаха, не отрицая их, в отличие от му’тазилитов. Они признают, что Аллах обладает силой:

«Неужели они не видели, что Аллах, Который сотворил их, превосходит их силой?» (Фуссилат, 15).

Они говорят, что Коран - это Слово Аллаха, а не творение, и считают еретическими взгляды тех, кто называет произношение Корана сотворенным или воздерживается от суждения по данному вопросу. Они не говорят, что произношение Корана сотворено, и не говорят, что оно не сотворено.

Они признают, что Пречистого Аллаха можно будет увидеть воочию в день воскресения, как можно увидеть луну в полнолуние, но увидят Его только верующие. Неверующие же не увидят Его, потому что будут отделены от Него завесой, как об этом сказал Могучий и Великий Аллах:

«Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой» (Аль-Мутаффифин, 15).

Когда Муса, мир ему, попросил Пречистого Аллаха показать ему Себя в этом мире, Аллах явил Себя горе, и та разрушилась. Он объяснил Мусе, мир ему, что тот не увидит Его в этом мире, но увидит в последней жизни.

Они верят в хадисы Посланника Аллаха о том, что Пречистый Аллах нисходит на ближайшее небо и говорит: «Кто молит Меня о прощении?», как об этом сказано в хадисе от имени Посланника Аллаха . Они также признают, что Пречистый Аллах придет в день воскресения:

«Твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами» (Аль-Фаджр, 22), и что Аллах приближается к творениям, как пожелает:

«Мы ближе к нему, чем яремная вена» (Каф, 16).

Абу Хасан аль-Ашари завершил изложение вероучения приверженцев сунны и сторонников хадисов словами: «Таково краткое изложение того, что они проповедуют, чем руководствуются и что признают. Мы разделяем все их воззрения, которые мы упомянули, и мы придерживаемся их. И только Аллах наставляет нас на прямой путь. Достаточно нам Его, и как прекрасен этот Попечитель. Его мы просим о помощи, на Него уповаем и к Нему вернемся»[3].

Из этого отрывка ясно, что убеждения Абу Хасана аль-Ашари совпадали с вероучением приверженцев сунны и единой общины в вопросах, касающихся имен и качеств Аллаха.

Отмечу очень взвешенный подход к этому вопросу Имама, Муфассира, Махмуда Афанди аль-Алуси, заключившего: “Поистине мазxабом Имама аль-Ашари у большинства ученых исследователей, ученых объективных в своем подходе, является мазxаб Имама Ахмада ибн Ханбаля. Однако произошло множество распрей между поздними ашаритами и Ханбалитами, что довело до обвинения друг друга в заблуждениях, и это в тех вопросах где Ханбалиты[4] придерживались внешних указаний Корана и Сунны, как Вознесение (Истава), Снисxождение (Нузуль), Лик (Воджх) и другое, из того что пришло в аятах и хадисах о Качествах и Атрибутах Аллаха. Ашариты же предпочли в них аллегорическое толкование, желая при этом достичь совершенства очищения [Аллаха от недостатков] вытекающих из телесных [описаний]. В этом вопросе были чрезмерны некоторые Ханбалиты, опровергая и обвиняя в заблуждениях ашаритов. Ханбалиты же непричастны к тому в чем их обвиняют, их мазxаб вернее и мудрее. В свою очередь ашариты так же не причастны к тому, что их обвиняют в опустошении и изменении Слов Аллаха”[5].

[1] Обратите внимание на то, как имам аль-Ашари подчеркнул правомочность обоснования убеждений достоверными хадисами, ведь все сказанное здесь относится к вопросам вероучения, а не права. Он не делал различий между множественными (мутаватир) и единичными (ахад) сообщениями, и то, что в своих книгах он обосновывал вопросы вероучения хадисами, подтверждает правильность сделанного нами вывода.

[2] Книга “Мак’алят аль­­­‑исламийин” стр. 65:

واختلفوا في العين واليد والوجه على أربع مقالات‏:‏ فقالت المجسمة‏:‏ له يدان ورجلان ووجه وعينان وجنب يذهبون إلى الجوار والأعضاء‏.وقال أصحاب الحديث‏:‏ لسنا نقول في ذلك إلا ما قاله الله عز وجل أو جاءت به الرواية من رسول الله صلى الله عليه وسلم فنقول‏:‏ وجه بلا كيف ويدان وعينان بلا كيف‏.‏

Абу Хасан ِаль-Aшари пишет: “Разошлись (люди) в (вопросах)- “‘Айн”- Глаз; “Яд”- Рука; “Воджх”- Лик, на 4 группы: Сказали “Муджассима” (уподобляющие Аллаха): “Ему (присущи) две руки, две ноги, лик, два глаза, бок”. (Они) утверждают (что это) части (тела) и органы. Сказали Асхабуль-Хадис: “Мы же не скажем в этом (вопросе) ничего, кроме того, что сказал Аллах, либо того, что пришло с риваятом (хадиса) от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и подтвердим: “Лик без вопроса “как?”, и (также) две Руки и два Глаза, без (вопроса) “как?”… Добавьте к этому, хадис у Имама Бухари в “Сахихе”, номер 7407: Передал нам Муса ибн Исма’ил, сказал нам Джувейрия от Нафи’а, от ‘АбдуЛЛаха (который) сказал: “Упомянули о даджале возле Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и он (Пророк) сказал: “Поистине Аллах не (является) неизвестным для вас, и поистине Аллах не “аьвар” (глагол “авара” означает исчезновение зрения в одном из глаз: “аьвар” значит тот, у кого один из двух глаз не видит (дефективный). Словарь “Муьджам аль-Васыт” стр.635.),- и (Пророк) указал рукой своей на свой глаз,- а поистине масих даджал “аьвар” в правом глазу (т.е. дефективный у него второй глаз), как будто он (глаз его) “тофия”. (Виноградина, торчащая из лозы. Словарь “муьджам аль-Васыт” стр.560). Потому Ученые Асхабуль-хадис, и указали на то, что из этих хадисов понимается, что у Аллаха два Глаза, которые не являются органами, Аллах Пречист от недостатков, Он Совершенен, и нет ничего подобного Ему. Об этом и сказал Имам, Муджтахид Мутлякъ (как его называет Таж Субки в “Табакат”) ибн Хузейма аш-Шафии умер в 311 г. в своей книге «Единобожие»: “…И пояснил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (что) у Аллаха два Глаза, и это пояснение было согласовано с пояснением в мудром ниспослании (Коране)…”.

[3] См.: “Мак’алат аль-исламиййин”. Стр. 290-297. Здесь мы ограничились упоминанием только тех воззрений, которые касаются качеств Аллаха, не упомянув об остальных убеждениях приверженцев сунны и хадисов, с которыми он согласился.

[4] Напомню что подобного подхода придерживались и многие ученые в Маликитском, Шафиитском и Ханафитском мазxабе, имена некоторых из них, были упомянуты ранее. Из них так же Ибн Абдул-Барр аль-Малики (368-463г.), и Абу Зейд аль-Кайравани аль-Малики (310-386г.), Мухаммад ибн Мовхиб аль-Малики (умер в 406г.), Халаф ибн АбдуЛлах ибн Мукьрий аль-Андалусий аль-Малики(325-393г.). Мухаммад ибн АбдуЛлах ибн Иса аль-Маликий,- Ибн Аби Заманейн (324-399г.). Аль-Музаний аш-Шафии (умер в 264 г.), Ибн Сурейдж аш-Шафии (умер в 306 г.), Ибн Хаддад аш-Шафии (463-517г.), Исмаил ибн Мухамад ат-Теймий аш-Шафии (457-535г.), Абу Бакр Мухамад ибн Махмуд ан-Нейсайбури аш-Шафии (умер в 599г.). И многие другие.

[5] Приводит Ну’ман ибн Махмуд Афанди аль-Алуси в книге “Джалау аль-’айнейн”, стр.224.

С моего блога
imam
 
Сообщений: 41
Зарегистрирован: 20 ноя 2008, 01:24

Re: Убеждения имама Абу Хасана аль-Ашари

Сообщение »

Ас-саляму алейкум! Джазака Ллаху хайран ахый Imam за твой вклад, прикольный блог у тебя. Жалко только что ты не ссылаешься ни на один сайт, которые открыли братья, открыто заявляющие о своей приверженности пути саляфов. Хотя бы на этот форум бы мог сослаться в знак благодарности за то, что твою ссылку пропустили. Странно все это конечно, но хотя обязывать тебя никто не имеет право...

Отречение имама аль-Аш‘ари от му‘тазилитских воззрений и возвращение к вероубеждениям первых мусульман


Сирийский историк Абу аль-Касим ‘Али ибн аль-Хасан ибн Хибатуллах ибн ‘Асакир ад-Димашки (скончался в 571 г.х.) в книге “Табйин Кизб аль-Муфтари” (“Изобличение лжи, приписываемой Абу аль-Хасану аль-Аш‘ари”) писал: «Абу Бакр Исма‘ил ибн Абу Мухаммад ибн Исхак аль-Азди аль-Киравани, больше известный как Ибн ‘Азара, рассказывал, что Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари был му‘тазилитом и сорок лет придерживался воззрений му‘тазилитского толка. Он был величайшим богословом этого толка, а затем удалился от людей на пятнадцать дней. После этого он вышел к людям и отправился в кафедральную мечеть Басры. После пятничного намаза он поднялся на кафедру и сказал: “О люди! Меня не было с вами некоторое время, потому что я размышлял над шариатскими текстами. Доводы казались мне одинаково убедительными. Мне не удавалось отдать предпочтение истине перед ложью и лжи перед истиной. Тогда я обратился ко всевышнему и всеблагому Аллаху и попросил Его наставить меня на прямой путь. Аллах наставил меня на путь, который я изложил в этих книгах. Я отказываюсь от своих предыдущих воззрений, как отказываюсь от этой рубашки”. Он снял с себя рубашку и бросил ее, а затем передал книги людям».

Среди них была книга “аль-Лумаъ” (“Проблески”) и некоторые другие сочинения, о которых мы скоро поговорим, если на то будет воля Аллаха. Когда знатоки хадисов и мусульманского права из числа приверженцев Сунны и сторонников единой мусульманской общины прочли его книги, они признали его своим единомышленником и признали его право называться имамом. Его авторитет был настолько велик, что название школы истинных приверженцев Сунны было связано с его именем. В то же время му‘тазилиты стали относиться к нему так, как иудеи и христиане относятся к человеку писания, который обратился в ислам и стал изобличать недостатки воззрений, от которых он отказался. Воистину, такой человек является самым ненавистным для иудеев и христиан.

Что же касается Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари, то он стал самым ненавистным человеком для му‘тазилитов. Они принялись бранить его и сочинять о нем множество лживых рассказов. И тот факт, что Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари долгое время исповедовал му‘тазилитские воззрение, никоим образом не свидетельствует о его падении и разложении.

Напротив, каждый благоразумный человек может убедиться в его глубоких познаниях в области основ веры и его высоком месте среди богословов. Если человек отказывается от воззрений, которые он прежде исповедовал, то он бывает лучше осведомлен о слабостях этой школы и может более убедительно отвергать сомнительные доводы ее приверженцев и изобличать скрываемые ими недостатки. Что же касается людей, которые порицают его за это, то они похожи на того, кто препирался в одноглазым Харуном ибн Мусой.

Одноглазый Харун был иудеем, который обратился в ислам. Он стал праведным мусульманином, выучил наизусть Коран и изучил грамматику арабского языка. Однажды он вступил в полемику с неким человеком и одержал верх. Поверженный собеседник не знал, что делать, и сказал: “Ты был иудеем и принял ислам!” Харун ответил: “А ты поступил очень плохо!” Тем самым Харун поверг его еще раз.

Знатоки хадисов были единодушны в том, что Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари был одним из величайших знатоков хадисов, следовал путем своих предшественников и исповедовал воззрения, которых придерживались истинные приверженцы Сунны, а также опровергал различные ошибочные взгляды еретиков и заблудших. Его доводы были подобны мечу, который сокрушал воззрения му‘тазилитов, рафидитов и прочих еретиков из числа заблудших мусульман и вероотступников. А всякий, кто критиковал или бранил его, фактически бранил в его лице всех приверженцев Сунны. Безусловно, Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари не был первым богословом, который исповедовал воззрения истинных приверженцев Сунны. Он всего лишь шел путем своих предшественников, всеми силами помогал этому учению и сумел еще более выразительно разъяснить и обосновать многие вопросы. При этом он не принес в это учение ни одного еретического новшества и не создал принципиально новой религиозной школы. Он лишь разъяснял и комментировал религиозные положения так, как это делали другие имамы, ставшие эпонимами различных богословских школ.

Абу Бакр ибн Фурак писал, что Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари отрекся от му‘тазилитского толка и стал приверженцем Сунны в 300 г.х.

Еще одним богословом, который рассказывал об отречении имама аль-Аш‘ари от му‘тазилитского толка, был Абу аль-‘Аббас Шамс ад-Дин Ахмад ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Халкан аш-Шафи‘и (скончался в 681 г.х.). В своей книге “Вафайат аль-А‘йан” (“Кончины знатных лиц”) он писал: «Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари был му‘тазилитом, но позднее раскаялся в этом».[1]

Об этом также рассказывал ‘Имад ад-Дин Абу аль-Фада Исма‘ил ибн ‘Умар ибн Касир аль-Кураши ад-Димашки аш-Шафи‘и (скончался в 774 г.х.). В своей книге “аль-Бидайа ва ан-Нихайа” (“Начало и завершение”) он писал: «Аль-Аш‘ари был му‘тазилитом, но затем публично раскаялся в этом на кафедре в Басре и начал разоблачать порочные и ошибочные воззрения му‘тазилитов».[2]

Об этом также сообщил Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Ахмад ибн ‘Усман ад-Димашки аш-Шафи‘и, больше известный как имам аз-Захаби (скончался в 748 г.х.). В своей книге “аль-‘Улувв ли аль-‘Али аль-Гаффар” (“Высокое местонахождение Высокого и Всепрощающего”) он сказал: «Вначале Абу аль-Хасан был му‘тазилитом и обучался у Абу ‘Али аль-Джуббаи. Затем он расстался с ним, опроверг его воззрения и стал разделять воззрения приверженцев Сунны и знатоков хадисов. И было бы замечательно, если бы все богословы, которые придерживаются религиозно-философских воззрений, последовали путем Абу аль-Хасана. Однако они вдаются в пространные размышления, уподобляясь древним философам, и следуют своей логике. Воистину, нет силы, кроме как от Аллаха!»

Еще одним богословом, который поведал об отречении имама аль-Аш‘ари от му‘тазилитских воззрений, был Тадж ад-Дин Абу Наср ‘Абд аль-Ваххаб ибн Таки ад-Дин ас-Сабаки аш-Шафи‘и (скончался в 771 г.х.). в своей книге “Табакат аш-Шафи‘ийа аль-Кубра” (“Большая книга о представителях шафи‘итского толка”) он сказал: «Абу аль-Хасан придерживался му‘тазилитского толка в течение сорока лет и стал величайшим богословом этой школы. Когда же Аллах решил укрепить им свою религию и сделать его приверженцем истины, он уединился в собственном доме…»[3] Далее он дословно повторил слова Ибн ‘Асакира, которые мы процитировали выше.

Об этом также поведал Бурхан ад-Дин Ибрахим ибн ‘Али ибн Мухаммад ибн Фархун аль-Йа‘мари аль-Мадани аль-Малики (скончался в 799 г.х.). В своей книге “ад-Дибадж аль-Музаххаб” (“Позолоченная парча, или книга о знатных представителях маликитского толка”) он сказал: «Поначалу Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари был му‘тазилитом, но впоследствии он стал придерживаться воззрений истинных приверженцев Сунны. Это вызвало много удивления, и когда его спрашивали об этом, он рассказывал, что в месяце рамадан он увидел во сне Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который повелел ему вернуться к истине и отстаивать ее. Все так и произошло, и хвала за это надлежит только всевышнему Аллаху».[4]

Об этом также рассказывал Сейид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Хусейни аз-Зубейди, больше известный как аль-Муртада. В своей книге “Итхаф ас-Садат аль-Муттакин би Шарх Асрар Ихйа ‘Улум ад-Дин” (“Дар богобоязненных старейшин с комментариями к книге “Возрождение наук о вере”) он сказал: «Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари обучался религиозно-философским взглядам у му‘тазилитского шейха Абу ‘Али аль-Джуббаи. Затем он увидел сон, после которого расстался со своим учителем и публично отрекся от му‘тазилитских воззрений. Поднявшись на кафедру мечети в Басре в пятницу, он громко сказал: “Некоторые из вас меня знают, а для тех, кто меня не знает, скажу, что меня звать так-то. Ранее я говорил, что Коран сотворен, что люди не увидят Аллаха воочию в будущей жизни и что рабы Аллаха являются созидателями своих деяний. Сейчас я раскаиваюсь и отрекаюсь от му‘тазилитских воззрений, будучи убежденным в их ошибочности”. Затем он начал опровергать взгляды му‘тазилитов и сочинять труды, посвященные опровержению их воззрений». Далее он сказал: «Ибн Касир рассказывал, что воззрения Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари формировались в течение трех этапов. На первом этапе он исповедовал воззрения му‘тазилитского толка, от которых впоследствии отказался, и в этом нет никаких сомнений. На втором этапе он уверовал в семь божественных качеств, которые ему удавалось объяснить здравым смыслом: “аль-хайат” (жизнь), “аль-‘ильм” (знание), “аль-кудра” (власть, могущество), “аль-ирада” (желание), “ас-самъ” (слух), “аль-басар” (зрение), “аль-калам” (речь). В то же время он продолжал истолковывать предикативные качества Аллаха, такие как “аль-ваджх” (лик), “аль-йадан” (две руки), “аль-кадам” (стопа) и “ас-сак” (голень). На третьем этапе он уверовал во все божественные качества, не придавая им форму и не отождествляя их с качествами творений.Тем самым он последовал по стопам своих праведных предшественников, да будет доволен ими Аллах. Именно эти воззрения отражены в книге “аль-Ибана” (“Разъяснение основ вероисповедания”), которую он написал в последние годы своей жизни».[5]

Опираясь на эти высказывания великих богословов можно без малейшей доли сомнения утверждать, что Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари отрекся от му‘тазилитских воззрений и стал верным последователем первых мусульман, исповедуя воззрения, опирающиеся на священный Коран и Сунну Пророка Мухаммада, мир ему и наилучшее благословение Аллаха.

А в довершение темы об отречении имама аль-Аш‘ари от взглядов му‘тазилитов мы должны рассмотреть вопрос о том, принадлежит ли книга “аль-Ибана ‘ан Усуль ад-Дийана” (“Разъяснение основ вероисповедания”) перу этого богослова. Тем самым мы опровергнем заявления неискушенных еретиков, которые говорят: “Все дело в том, что эта книга ложно приписывается имаму аль-Аш‘ари”. Мы же говорим: “Да поможет нам Аллах!”

Далее уже можете почитать в самой книге, би изни Ллях!

_____________________
Примечания:

[1] См. «Вафайат аль-А‘йан», т. 2, стр. 446.
[2] См. «аль-Бидайа ва ан-Нихайа», т. 11, стр. 186.
[3] См. «Табакат аш-Шафи‘ийа аль-Кубра», т. 2, стр. 246.
[4] См. «ад-Дибадж аль-Музаххаб», стр. 193.
[5] См. «Итхаф ас-Садат аль-Муттакин би Шарх Асрар Ихйа ‘Улум ад-Дин», т. 2, стр. 3.
Аватар пользователя
ADamir
 
Сообщений: 149
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 21:13

Re: Убеждения имама Абу Хасана аль-Ашари

Сообщение »

УААЛЕЙКУМ АССАЛЯМ ДАМИР ВРОДЕ ИМАМ ТАМ ТОЖЕ НЕ НА ХИЗБИТСКИЕ САЙТЫ ССЫЛАЕТ! НЕУЖЕЛИ ВСЕ ДОЛЖНЫ НЕПРЕМЕННО СЮДА ССЫЛАТЬСЯ И ТАК ФОРУМ АЛЬХАМДУЛИЛЛАХ ПОПУЛЯРНЫЙ.
AbuSawab
 
Сообщений: 11
Зарегистрирован: 28 дек 2009, 19:50

Сообщение »

AbuSawab писал(а):НЕУЖЕЛИ ВСЕ ДОЛЖНЫ НЕПРЕМЕННО СЮДА ССЫЛАТЬСЯ

Конечно брат не должны и тем более не обязаны! Этот форум по милости Аллаха никому ничего не навязывает!
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Сообщение »

AbuSawab писал(а):УААЛЕЙКУМ АССАЛЯМ ДАМИР ВРОДЕ ИМАМ ТАМ ТОЖЕ НЕ НА ХИЗБИТСКИЕ САЙТЫ ССЫЛАЕТ! НЕУЖЕЛИ ВСЕ ДОЛЖНЫ НЕПРЕМЕННО СЮДА ССЫЛАТЬСЯ И ТАК ФОРУМ АЛЬХАМДУЛИЛЛАХ ПОПУЛЯРНЫЙ.

Ас саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху брат Абу Сауаб. Я вот хотел узнать брат это не твой сайт Мурджииты и их основы - "Это скромное разьяснение ошибок из работ Рината Абу Мухаммада в плане Имана" на который ссылается брат Абу АбдурРахман ад-Дагестани?
Аватар пользователя
Саляфит
 
Сообщений: 1392
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 20:45

Re:

Сообщение »

УААЛАЙКУМ АССАЛАМ БРАТ УАЛЛАХИ НЕТ!! ВЕДЬ ДАЖЕ ОНИ САВАБ КАК НАГРАДА, А Я АБУ САВАБ, ПОТОМУ ЧТО СЫНА ХОЧУ ТАК НАЗВАТЬ ИНША АЛЛАХ :)
AbuSawab
 
Сообщений: 11
Зарегистрирован: 28 дек 2009, 19:50


Вернуться в Об ученых

cron