Выплата закята с долга

Сообщение »

بسم الله الرحمن الرحيم

Выплата закята с долга[1]

«Долг является собственностью кредитора, однако из-за того, что деньги, отданные в долг, не в руках их настоящего владельца, ученые-правоведы (Фукъаха) разногласили по этому поводу:

Ибн Умар, Аиша и Икрима, вольноотпущенник Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, считали, что с денег отданных в долг, закят не выплачивается. Объяснили они это тем, что это имущество не увеличивающееся, и оно подобно имуществу для личного пользования, посему из него не следует выплачивать закят.

Большинство же ученых-правоведов, таким образом, разъясняли вопрос. Долг может иметь два состояния: 1) «Долг к выплате»[2](الدين الحال), возвращение которого ожидается. 2) «Долг к выплате», возвращение которого не ожидается.

1- «Долг к выплате», возвращение которого ожидается,- это долг в руках того, кто его признает, стремящегося отдать (платежеспособного). Мнения ученых на этот счет следующие:

Ханафиты и Ханбалиты, а так же это мнение (Имама Суфьяна) ас-Соуври, что кредитору, закят с этого долга, следует выплачивать за каждый год, т.к. это его имущество. Однако закят ему следует выплатить, тогда, когда он получит эти деньги в руки, и выплатить за все годы, которые эти деньги были у должника. Объяснили они это тем, что долг числится за должником, поэтому ему не обязательно выплачивать закят, до того как он получит его в руки. А так же, тем, что он (кредитор), не получает от этих денег никакой выгоды (пользы) в данное время и не правильно будет выплачивать закят с денег, от которых нет выгоды. Однако «дебетовый вклад», который владелец может взять в любое время, отличается от подобного долга, и закят с него необходимо выплачивать по истечению года (т.е. ежегодно, и не обязательно для этого деньги с дебетового счета следует брать на руки).

Мнением Имама аш-Шафии, а так же Хаммада ибн Абу Сулеймана, Исхака и Абу Убейда, было то, что закят с «ожидаемого долга» следует выплачивать по истечению каждого года, как это положено выплачивать с денег, которые находятся в собственных руках. Это потому что, кредитор (все таки), имеет возможность забрать их и пользоваться ими[3]….

2- «Долг к выплате», возвращение которого не ожидается,- это долг бедного (неплатежеспособного), либо оттягивающего выплату, либо отказывающегося от долга человека. Мнения ученых на этот счет следующие:

Ханафитский мазхаб, а так же это является мнением Катады, Исхака, Абу Соувра, одна из передач от (Имама) Ахмада, да смилуется над ними Аллах, – и это мнение противоположно мнению Имама аш-Шафии: что закят с такого долга не выплачивается, из-за «неполноценного владения», т.к. он (кредитор), не может получать от них пользу.

Другим мнением является мнение (Имама) ас-Соуври, Абу Убейда, одна из передач от (Имама) Ахмада и мнение Имама аш-Шафии: что он (кредитор), должен выплатить закят с этих денег за каждый год, тогда, когда он получит их в руки. Это в соответствие с тем, что передается от Али, да будет доволен и Аллах, о долге, который надеются получить: «Если он прав, то когда получит его, пусть даст с него закят за все прошедшее время».

Имам Малик считал, что если с (суммы) долга положен закят, то, сколько бы лет долг не был в руках должника, его следует выплатить лишь за один год, и только после того, как получат на руки. Это так же являлось мнением Умара ибн Абдул-Азиза, Хасана, Лейса и аль-Аувзаи, да смилуется над ними всеми Аллах.



«Отсроченный долг» (الدين المؤجل).

Мнением Ханбалитов, а так же одно из двух мнений Шафиитов (более верное): что «отсроченный долг», подобен долгу находящемуся в руках неплатежеспособного должника. Это ввиду того, что кредитор, не имеет возможности получить его в данный момент, посему закят с него следует выплатить только тогда, когда он получит его на руки и за все годы, что эти деньги были у должника. Другим мнением Шафиитов является то, что закят с такого долга, нужно давать ежегодно, даже если долг не выплачен[4].

У Маликитов и Ханафитов, мы не встретили того, чтоб они различали между «долгом к выплате» и «отсроченным долгом».

Источник: «Энциклопедия Исламского права» \ «аль-Маувсуа аль-Фикъхийя» том 23, стр. 238-239.

Известно, что Шейх Ибн Усеймин, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Шарх аль-Мумтиа», в отношении «долга к выплате» находящегося в руках платежеспособного должника, склонился к мнению, что закят надо платить, после того как получишь деньги на руки, и за все годы, что эти деньги были у должника. А в отношении «долга к выплате», находящегося в руках неплатежеспособного должника, Шейх склонился к мнению Имама Малика: что сколько бы этот долг, не находился в руках такого должника, закят с него следует заплатить, после возврата долга и только лишь за один год, не смотря на то, что этот долг, мог быть у должника многие годы. Читайте «Шарх аль-Мумтиа» том 6, стр. 27-28.

-------------------------------------------

[1] Имеется в виду, закят для кредитора.

[2] Т.е долг, срок выплаты которого наступил.

[3] См. «аль-Мугъни» 3\46: «Шарх аль-Минхадж» 2\40.

[4] См. «аль-Мугъни» 3\46: «Шарх аль-Минхадж», «Хащия аль-Къальюби» 20\40.
imam
 
Сообщений: 41
Зарегистрирован: 20 ноя 2008, 01:24

Вернуться в Закят

cron