Садака за умершего приносит пользу?

Сообщение »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлах!

Скажите пожалуйста, достоверно ли это передание:
Имам Навави сказал, что ученые единогласны в том, что милостыня приносит пользу умершему и награда за нее достигает умершего, и нет разницы кто пожертвовал милостыней за него, его сын или другой человек. В хадисе говорится, что один человек сказал пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине мой отец умер и оставил после себя имущество, и не оставил завещания, простится ли ему, если я дам милостыню за него?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да». Этот хадис передали имамы Муслим, Ахмад и другие от Абу Хурайры.
Муслим также передал (1004) от Аишы, что человоек сказал пророку: «Моя мать внезапно умерла и я думаю, что если бы она могла говорить, то пожелала бы дать милостыню (т.е. приказала бы раздать имущество как милостыню). Получу я награду за то, что потрачу на милостыню от ее имени?» «Да»

Ан-Навави сказал:
«Этот хадис указывает на то, что разрешено давать милостыню от имени умершего и что это мустахаб, и что награда за это достигнет умершего и принесет ему пользу; также принесет пользу тому кто дал эту милостыню.
ummAbdurRahim
 
Сообщений: 20
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 19:28

Re:

Сообщение »

уа 'алейкуму ссалям уа рахматуЛЛАh
Те хадисы, которые вы привели там ведь написано, что хадисы приводятся в Сахих Муслима, а они альхамдулиЛЛЯh достоверные.
Вот еще по теме из статьи "Джаназа", подготовленной Абу Мухамадом Кабардини, глава "О том, что принесет пользу умершему":

5. Милостыня (садакъа) за умершего.
Сообщается, что отец ‘Амра (да будет доволен им АЛЛАh), при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но умер, так и не выполнив своего обета. Его сын ‘Амр спросил пророка (да благословит его АЛЛАh и приветствует), пойдёт ли на пользу его отцу то, что жертвоприношения за него совершит он. Пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) ответил: «Если твой отец был мусульманином, то твоё жертвоприношение и твой хадж за него принесли бы ему пользу». Абу Дауд 2883, аль-Бейhакъи 6/279, хадис хороший.
Также посланник АЛЛАhа (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Если бы твой отец был единобожником, то и твой пост, и твоя милостыня за него принесли бы ему пользу». Ахмад 2/182, хадис достоверный.
Лучшей милостыней за умершего является та, которая наиболее уместна и полезна. Сообщается, что когда умерла мать Са’да ибн 'Убады (да будет доволен им АЛЛАh), он пришёл к пророку (да благословит его АЛЛАh и приветствует) и сказал: “О, посланник АЛЛАhа, мать Са’да умерла. Так, какая же садакъа будет наилучшей?” Пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал: «Вода!» После этого Са’д выкопал колодец и сказал: "Это за мать Са’да". Абу Дауд 1681. хадис хороший.
Люди, жившие в пустыни, больше всего нуждались в воде, и поэтому пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует) сказал, что наилучшей милостыней будет вода.
____________

А если вы спрашиваете о том, есть ли в этом иджма', то я думаю это не важно, так как есть достоверные доводы на дозволенность и желательность садакъа за умершего.
УаЛЛАhу А'ЛЯ уа А'лям
Аватар пользователя
ابن مراد الداغستاني
 
Сообщений: 523
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

Re: Садака за умершего приносит пользу?

Сообщение »

Ассаляму аляйкум

ummAbdurRahim писал(а):Ассаляму алейкум уа рахматуЛлах!

Скажите пожалуйста, достоверно ли это передание:
Имам Навави сказал, что ученые единогласны в том, что милостыня приносит пользу умершему и награда за нее достигает умершего, и нет разницы кто пожертвовал милостыней за него, его сын или другой человек. В хадисе говорится, что один человек сказал пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине мой отец умер и оставил после себя имущество, и не оставил завещания, простится ли ему, если я дам милостыню за него?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да». Этот хадис передали имамы Муслим, Ахмад и другие от Абу Хурайры.
Муслим также передал (1004) от Аишы, что человоек сказал пророку: «Моя мать внезапно умерла и я думаю, что если бы она могла говорить, то пожелала бы дать милостыню (т.е. приказала бы раздать имущество как милостыню). Получу я награду за то, что потрачу на милостыню от ее имени?» «Да»

Ан-Навави сказал:
«Этот хадис указывает на то, что разрешено давать милостыню от имени умершего и что это мустахаб, и что награда за это достигнет умершего и принесет ему пользу; также принесет пользу тому кто дал эту милостыню.


Шейх Альбани говорит в книге "Ахкам альджанаиз":
То, вознаграждение которое берет праведный ребенок за свои благие дела также идет к его родителям, и это не уменьшает из его вознаграждения нисколько.
Так как ребенок является заработком и стремлением своих родителей , как сказал Всевышний:
وَأَن لَّيْسَ لِلْإِنسَانِ إِلَّا مَا سَعَى
Человек получит только то, к чему он стремился.(Ан-Наджм 39)
Так же посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самое лучшее что может кушать человек, это то, что он сам заработал, а его ребенок является его заработком» (Абу Дауд, Ан-Насаи).
Также то, на что указывает этот аят и этот хадис, подкрепляют те хадисы в которых есть прямое указание на то, что дела праведного ребенка, как саадака, пост, освобождение раба и т.д. приносят пользу родителю.
1– Айша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что однажды, один человек сказал (пророку, да благословит его Аллах и приветсвует): «Моя мама внезапно умерла, и не успела оставить завещания, и я думаю, что если бы она успела бы это сделать, (то завещала бы часть своего имущества в качестве) милостыни. Принесет ли ей пльзу, если я отдам за нее милостыню и будет ли мне за это вознаграждение? Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да, дай за нее милостыню». (Аль-Бухари)
2– От ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что у Сада бин Убады умерла мать в его отсутствиио. И он спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха, моя мама умерла в моем отсутсвии, будет ли ей польза, если я дам за нее милостыню? Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: Да. Тогда Сад сказал: Прошу тебя засвидетельствовать что (этот) плодородный сад является милостыней за нее» (Аль-Бухари)
3– Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды один человек сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Мой отец умер и оставил после себя имущество и не оставил завещания, будет ли ему искуплением то, что я дам за него милостыню? Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да» (Муслим)
4 – Передается от ‘Абдуллах бин ‘Амра, что аль-‘Ас бин Уаиль ас-Сахми оставил завещане отпустить на волю сто рабов, и его сын Хишам освободил пятьдесят, и его сын ‘Амр захотел отпустить оставшиеся пятьдесят. Однако, он сказал, что сначала спросит об этом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он пришел к пророку и спросил: О посланник Аллаха, мой отец оставил завещание освободить сто рабов, и Хишам освободил пятьдесят, и на мне осталось еще пятьдесят, можно ли мне за него освобождать их? На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Если бы он был мусульманином, и ты освободил бы за него рабов. Или дал бы за него милостыню, или сделал бы за него хадж, то это дошло бы до него. (В другой версии хадиса говориться:) Если бы он принял единобожие, и ты постился или давал бы милостыню за него, ему была бы польза от этого» (Абу Дауд, аль-Байхаки, Ахмад)
Имам аш-Шаукани говорит в книге «Найл аль-аутар»: «Хадисы которые пришли в этой главе указывают на то, что милостыня от ребенка, относится к родителям после их смерти без завещания с их стороны, и вознаграждение за это доходит до них. И эти хадисы конкретизируют общий смысл слов Всевышнего:
وَأَن لَّيْسَ لِلْإِنسَانِ إِلَّا مَا سَعَى
Человек получит только то, к чему он стремился.(Ан-Наджм 39)
Однако в этом разделе указание только на милостыню от ребенка. Однако пришли достоверные доводы, указывающие на то, что ребенок является стремлением родителя, поэтому нет нужды в заявлении что эти хадисы являются конкретизирующими этот аят. Что же касается (благих дел) не со стороны ребенка, то внешне общие контексты Корана указывают на то, что вознаграждение не доходит до умершего, и поэтому мы должны остановиться на этих контекстах, пока до нас не дойдет довод который бы конкретизировал бы их»
Шейх Альбани говорит: «И это (то есть то, о чем сказал Шаукани) является истиной, на которую указывают научные правила, и то что аят остается на своем общем смысле, и то что вознаграждение за милостыню или что-то другое доходит от ребенка до родителя, так как ребенок является его стремлением и его заработком, в отличии от чужого для него человека.
Однако Имама ан-Науауи передал (иджма’) единогласное мнение о том, что милостыня доходит до умершего, и то ,что ему идет вознаграждение » Они мол сказали, просто «умершего» и не связали его с родителем. И если это иджма’ достоверное, то оно конкретизирует общие контексты о которых сказал имам аш-Шаукани, и это в вопросе милостыни. Что же касается других видов поклонения, то они остаются под общим контекстом, как пост, чтение Корана, и тому подобные поклонения, однако я в большом сомнении в достоверности этого иджма’, по следующим причинам:
Во первых, то что невозможно доказать что в каком-то вопросе есть иджма’ в смысле науки «основы фикх», не считая те религиозные вопросы которые общеизвестны (ма’лум мин ад-дин биддарура), как об этом сказали большие ученые, как Ибн Хазм в «Усуль аль-ахкам, Аш-Шаукани в «Иршад аль-Фухуль», устаз Абдульуаххаб Халлаф в своей книге «Усуль аль-фикх» и другие. Также на это указал имам Ахмад в своих известных словах в которых содержится опровержение тем, кто заявляет об иджма’. Их передал его сын Абдуллах бин Ахмад в книге «Аль-Масаиль».
Во вторых, я собрал очень много вопросов в которых было передано иджма’ и нашел в них разногласие. Даже иногда бывало так, что мнение большинства противоречило тому, в чем было заявлено иджма’. Достаточно привести один пример. Имам ан-Науауи предал иджма’ в том, что молитва джаназа не порицается в запретные времена для намаза. Однако дело обстоит совсем по другому.
Также некоторые люди сделали сравнение (къияс) того, кто не является ребенком с ребенком умершего. И это не достоверное сравнение по следующим причинам:
Во первых, это противоречит общим контекстам Корана, как слова Всевышнего:
وَمَن تَزَكَّى فَإِنَّمَا يَتَزَكَّى لِنَفْسِهِ وَإِلَى اللَّهِ الْمَصِيرُ
Кто очищается, тот очищается для самого себя, и к Аллаху возвращение. (Фатыр 18), и тому подобные аяты в котрых успех, вхождение в рай связано с праведными делами. И нет сомнениея в том, что родитель очищает себя воспитывая своего ребенка, выращивая его, и по этому ему будет за это вознаграждение в отличии от другого.
Во вторых, это (къияс маа аль-фарикъ) то есть сравнение в том, в чем нельзя делать сравнения. Если вы помните, то мы говорили что шариат сделал ребенка заработком отца, как на это указывал хадис Айши, и поэтому он не является заработком кого-то чужого, как сказал Всевышний:
كُلُّ نَفْسٍ بِمَا كَسَبَتْ رَهِينَةٌ
Каждый душа является заложником того, что он приобрела, (Аль-Муддассир 38). Или
لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ
Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. (Аль-Бакара 286)
Аль-Хафиз ибн Касир говрит в своем тафсире по поводу слов Всевышнего:
وَأَن لَّيْسَ لِلْإِنسَانِ إِلَّا مَا سَعَى
Человек получит только то, к чему он стремился.(Ан-Наджм 39)
«То есть точно также, как человек не несет ответственности за грехи другого также не будет ему вознаграждения, кроме того, что он приобрел. И исходя из этого аята аш-Шафии и те, кто за ним последовал, да смилуется над ними Аллах, сказали: То вознаграждение за чтение Корана не доходит до умершего, так как это не является его делом и его приобретением. И поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не побуждал к этому свою общину, и ни указал на это ни словами, ни намеком, и это не передавалось ни от одного из сподвижников пророка, и если бы в этом было бы добро, они бы опередили нас в этом. И то, чем мы приближаемся к Аллаху, должно основываться только на контексты Корана и Сунны а не на сравнения или мнения»
Аль-‘Изз бин Абдиссалам, да смилуется над ним Аллах, говорит: «Тот кто совершит какое либо поклонение, затем подарит вознаграждение за него живому или мертвому, это вознаграждение не переходит к нему, так как Всевышний говорит:
وَأَن لَّيْسَ لِلْإِنسَانِ إِلَّا مَا سَعَى
Человек получит только то, к чему он стремился.(Ан-Наджм 39)
И поэтому, если человек начинает делать какое-то из поклонений с намерением, что оно будет записано мертвому этого не случится, не считая того, что сделал исключением шариат, как милостыня, пост и хадж»
(Шейх Альбани говорит) И то, что привел имам Ибн Касир от имам Аш-Шафи’и, да смилуется на ним Аллах, является мнением большинства ученых и из них ханафитские ученые, как это передал Аз-Забиди в «Шарх аль-ихья 1\369».
В третьих, если бы этот къияс был бы достоверным, то он привело бы к тому, что дарить вознаграждение умершим было бы желательным делом, и это бы практиковали праведные предшественники, так как они больше всех стремились к вознаграждению, однако они этого не делали, как мы это видели из слов Ибн Касира. И это указывает на то, что вышеприведенный къияс не является достоверным.
Шейх аль-Ислам ибн Таймия, да смилуется на ним Аллах, сказал в книге «аль-ихтиярат аль-фикхия 54»: «Не было из дел праведных предшественников то, что если они совершали желательные молитвы, пост или хадж или читали Коран, дарили бы вознаграждение за него умершим мусульманам. И поэтому не следует отклонятся от пути праведных предшественников, как он лучше и полней».
Контрольный выстрел
 
Сообщений: 129
Зарегистрирован: 20 окт 2008, 21:12

Re: Садака за умершего приносит пользу?

Сообщение »

Ас саляму алейкум уа рахматуЛлахи ва баракатуху.

ummAbdurRahim писал(а):Имам Навави сказал, что ученые единогласны в том, что милостыня приносит пользу умершему и награда за нее достигает умершего, и нет разницы кто пожертвовал милостыней за него, его сын или другой человек.


Как я понял прочитав книгу Шейха Албани: "Ахкам альджанаиз", что это мнение более, чем спорное и сомнительное.
Но меня интересует другое: к какой категории относится милостыня поданная от имени умерших дедушек и бабушек, а также теток и дяд. С одной стороны они не являются родителями того, кто дает милостыню от их имени, но с другой стороны, а у многих среди нас так и было, что наши бабушки и дедушки занимались нашим воспитанием не меньше, а то и больше наших родителей ввиду их сильной занятости работой и т.д. Поэтому, может ли милостыня поданная за умерших родственников принести им пользу? Так как в принципе, как я понимаю, это подпадает под слова Всевышнего: Человек получит только то, к чему он стремился.(Ан-Наджм, 39)
sultan
 
Сообщений: 494
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 15:49

Re: Садака за умершего приносит пользу?

Сообщение »

Саляму аляйкум уа рахмату Ллох!
Принимается ли садака за родителей,если они не были праведниками, и если дающий садака сын или дочь тоже не так уж придерживаются религией, то есть не читающие намаз?
Барокя Ллаху фикум!
Умму Асия
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 09 июн 2011, 17:48

Садака за умершего приносит пользу?

Сообщение »

Уа'алейкум ас-салям уа рахмату Ллахи уа баракатуху.
Умму Асия писал(а):Принимается ли садака за родителей,если они не были праведниками, и если дающий садака сын или дочь тоже не так уж придерживаются религией, то есть не читающие намаз?

Если они искренне делают эти дела, то оставление предписанного - это их грех, им конечно нужно поскорее начать выполнять намаз, а садака - это другое, иншаа Ллах принимается.
Уа Ллаху а'Лям.
Нуждающийся в руководстве
 
Сообщений: 1436
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 22:09


Вернуться в Обряды похорон в Исламе (Джаназа)

cron