Вскрытие и обучение на трупах. Пересаживание органов

Сообщение »

Ассалям аляйкум братья. Возник вопрос относительно взгляда религии к таким моментам как вскрытие и использования трупов с целью обучения студентов медицинских вузов. Как на это смотрит ислам и дозволено ли подобное?
Abu_Aysha
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 20 дек 2009, 02:26

Re: Пересаживание органов

Сообщение »

ас салям алейкум

О трансплантации органов

Вопрос № 2117:
Позволительно ли жертвовать или получать органы, так как я не видел никакого прямого запрещения на трансплантацию органов в Коране

Ответ:
Хвала Аллаху!
Этот одна из тем, которая исследовалась Исламским Советом по Фикху (Маджмуа Аль Фикх аль Ислами), который вынес следующую Фатву:
1. Разрешается пересадить или прививать орган от одной части тела человека к другой его части, при уверенности того, что польза этой операции перевешивают вред, который может следовать из этого, и при условии, что это сделано, чтобы заменить кое-что, что было потеряно, или восстановить его внешность или регулярную функцию, или исправить некоторую ошибку или обезображивание, которое вызвано физическим или психологическим бедствием.
2. Разрешается пересадить орган от тела одного человека другому, если это - орган, который может восстановить себя, как кожа или кровь, при условии, что даритель понимает то, что он делает, и что все другие подходящие шариату условия соблюдены.
3. Разрешается использовать часть органа, который был удален из-за болезни, чтобы принести пользу другому человеку, например , использование роговой оболочки глаза, удаленного из-за болезни.
4. Запрещено, брать орган, от которого зависит жизнь , например , сердце живого человека пересадить в другого человека.
5. Запрещено брать орган живого человека,когда ,можно повредить существенной жизненной функции, даже при том, что сама жизнь человека, возможно, не под угрозой, типа удаления роговых оболочек обоих глаз. Однако, удаление органов, которые приведут только к частичному ухудшению - вопрос, который находится все еще под академическим обсуждением.
6. Разрешается пересадить орган мертвого человека живому человеку, жизнь которого зависит от получения органа, при условии, что разрешение дается или человеком перед его смертью или его наследниками, или правителем мусульман в случаях, где идентичность мертвого человека неизвестна или он не имеет никаких наследников.
7. Должна быть гарантия того, что есть надлежащее соглашение к пересадке органов в случаях, описанных выше, при условии, что никакая торговля или продажа органов не вовлечены. Не разрешается торговать человеческими органами при любых обстоятельствах. Но вопрос того, может ли человек потратить деньги, чтобы получить орган, в котором он нуждается, или показывать его оценку, является вопросом, который находится все еще под академическими дебатами.
8. Все остальные пункты , все еще под академическим дебатами, и требуют детализированного исследования в свете медицинского исследования и шариатского управления.
Гараарат (комитет) Маджмуа Аль-Фикх Аль-Ислаам ( http://www.islam-qa.com )

ва Аллаху А'лям
Аватар пользователя
Hakyolu
 
Сообщений: 210
Зарегистрирован: 05 сен 2008, 23:25

Сообщение »

Уа алейкум салам.
Abu_Aysha писал(а):Возник вопрос относительно взгляда религии к таким моментам как вскрытие и использования трупов с целью обучения студентов медицинских вузов. Как на это смотрит ислам и дозволено ли подобное?

Если это происходит с телами мусульман, то это харам, поскольку тело мусульманина имеет хурма (неприкосновенность) даже после смерти!
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщила, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сломать кость мертвому равнозначно тому, что сломать ее и живому». Абу Дауд 3207, Ибн Маджах 1616. Имам ан-Науауи, хафиз Ибн аль-Къаттан и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Имам аль-Баджи сказал: "Смысл этого в том, что у умершего такая же неприкосновенность, как и у живого. И ломать кость умершего запрещено также, как и ломать кость живому!" См. "Шарх аль-Мууатта" 2/63.
Что же касается тела неверного, который не состоял в договоре с мусульманами, то у него нет неприкосновенности! Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, он велел построить мечеть, и послал за людьми из Бану Наджар и сказал: «О Бану Наджар, назначьте мне цену за эту вашу землю, что за стеной». Они ответили: “Нет, клянемся Аллахом, мы потребуем плату (т.е. награду) за нее только от Аллаха!” Анас сказал: “А там находились могилы многобожников, развалины и пальмы. И по велению пророка (мир ему и благословение Аллаха) могилы были срыты, развалины сровняли с землей, а пальмы вырубили, поставив их рядами как стену Киблы будущей мечети”. аль-Бухари 428.
Шейх Ибн Баз, относительно поднятой темы говорил: "Если умерший при жизни был из неприкосновенных, независимо от того, мусульманин он был или неверный, мужчина или женщина, то нельзя его вскрывать, поскольку в этом плохое отношение к нему и нарушение его неприкосновенности! Установлено от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), что он сказал: «Сломать кость мертвому равнозначно тому, что сломать ее и живому». Абу Дауд 3207. Однако если умерший не из неприкосновенных, как вероотступник или же враждующий неверный (с которым нет договора), то я не знаю проблем в том, чтобы вскрывать его для медицинской пользы". См. "Фатауа Ибн Баз" 22/349.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re: Вскрытие и обучение на трупах. Пересаживание органов

Сообщение »

Если это происходит с телами мусульман, то это харам, поскольку тело мусульманина имеет хурма (неприкосновенность) даже после смерти!

Ас-саляму алайкум.
А если вскрытие делается для того, чтобы установить причину смерти муслима и найти виновного? Например, у нас просто хоронят людей, погибших насильственной смертью, ссылаясь на это правило. То есть, нужно, например, извлечь пулю из тела для экспертизы, а судмедэксперт не делает этого. Таким образом люди часто вообще не могут установить обстоятельства гибели. Потом строят всякие предположения и домыслы безо всякого довода.
Недавно так одного похоронили так и не установив, погиб он от пули (если от пули, то какой именно) или от осколков гранаты. Там же ведь еще можно установить с какого расстояния стреляли и т.д. Если стреляли в упор, то это одно дело, иначе - другое....
mslm
 
Сообщений: 26
Зарегистрирован: 08 апр 2009, 15:34

Re: Вскрытие и обучение на трупах. Пересаживание органов

Сообщение »

уалейкум ассалям уа рахматуллахи
шейх Албани отвечал на этот вопрос в сильсиля худа уаннур 436 что органы пересаживать нельзя, если только это не искусственный орган
Для изучения можно вскрывать только кафира, а если это зиммий то с разрешения родственников.
Вскрывать для экспертизы мусульманина запрещено, а кафира с разрешения родственников можно (там же 809, 22мин.)
Аватар пользователя
Azamat
 
Сообщений: 107
Зарегистрирован: 03 авг 2008, 19:01

Re: Вскрытие и обучение на трупах. Пересаживание органов

Сообщение »

ас саламу алейкум ва рахматуЛлах.
Вот кое-что по этой теме:

Вопрос № 92820: Вскрытие трупов с целью изучения медицины.

Я обучаюсь в медицинском факультете и желаю стать, с соизволения Аллаха, успешным врачом. Однако, в своей учебной работе я сталкиваюсь с одной проблемой. Как студент, я иногда должен бываю проводить вскрытие мёртвых человеческих тел. Таким образом мне приходится оголять различные части тел и резать их. Является ли это дозволенным? Я не хочу поступать вопреки Шариату, и поэтому жду наставления.

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Исламскими научными собраниями и комитетами были проведены расширенные исследования для установления правового статуса анатомирования человеческих трупов в научно-медицинских целях. Причина тому – столкновение в этом вопросе двух основополагающих принципов:

1) неприкосновенность умершего человека и категоричность законоположений Шариата, обязывающих проявлять к нему почтение и уважение;

2) насущная необходимость, которая во многих ситуациях требует проведения вскрытия.

Здесь мы изложим научно-правовые заключения, вынесенные по этому вопросу исследовательскими советами и некоторыми современными учеными, в соответствии с которыми, по сути, нет греха в том, чтобы с целью изучения и преподавания медицины использовать в анатомировании мертвые тела людей, при условии, чтобы не было использовано тело такого человека, чье право на жизнь охраняется Шариатом, и чтобы при этом не были превышены пределы надобности и необходимости.

В резолюции Совета по исламскому праву в Мекке, со ссылкой на «Фикх ан-Навазиль» аль-Джейзани, указано:

«В связи с крайней необходимостью, требующей вскрывать тела умерших, и при которой важность пользы от результатов вскрытия превышает важность вреда от нарушения неприкосновенности мертвого человека, на заседании Совета по исламскому праву Международной Исламской Лиги вынесено следующее определение:

1. Разрешается вскрывать трупы людей в целях:

а) установления обстоятельств смерти или обстоятельств совершенного преступления при расследовании уголовного дела, когда для судьи становится затруднительным выявления причин прекращения жизни и он сочтет, что для их установления требуется проведение вскрытия;

б) распознания болезней с целью их предупреждения и изготовления лекарственных препаратов для их лечения, когда это можно осуществить только в результате вскрытия;

в) преподавания медицины и её изучения, как это практикуется в медицинских учебных заведениях.


2. При проведении вскрытия в рамках обучения, предусмотрены следующие ограничения:

а) Если личность умершего известна, то анатомировать его тело допустимо только при наличии данного им перед своей смертью разрешения на это, либо при наличии разрешения на это его наследников после его смерти, а тело того, чьё право на жизнь не охраняется Шариатом, следует вскрывать только при наличии крайней необходимости.

б) Обязательно ограничиваться только пределами крайней необходимости и не наносить телу покойного ненужных повреждений.

в) Вскрытием женских трупов могут заниматься только женщины врачи. Мужчинам можно вскрывать женские трупы только в том случае, если не найдутся врачи женщины.


3. Во всех случаях отсеченные части тела в обязательном порядке подлежат захоронению» (конец цитаты).

В книге «аль-Бухус аль-‘Ильмийа» Совета больших ученых КСА (2 / 83 – 84) написано:

«Вскрытие бывает трёх видов:

1) Вскрытие для нужд расследования уголовного дела;

2) Вскрытие для исследования эпидемических заболеваний, чтобы использовать результаты вскрытия для создания эффективных мер предосторожности от этих заболеваний;

3) Вскрытие в образовательных целях: для нужд обучения и преподавания.

Завершив прения, обсуждение мнений и исследование вопроса, на заседании Совета принято:

Касательно первого и второго вида, Совет считает, что дозволение этих видов отвечает многочисленным интересам в сфере безопасности, справедливости и защиты общества от эпидемических заболеваний. Вред от нарушенного вскрытием почтения к телу не представляет значимости по сравнению с многочисленными и всеобщими интересами, которые соблюдаются посредством этого.

Поэтому собрание единогласно определило признать дозволенным вскрытие человеческих трупов по этим двум основаниям, вне зависимости от того, будет ли вскрываемое тело телом такого человека, чье право на жизнь охранялось Шариатом, или же нет.

Что касается третьего вида, а это – вскрытие для нужд обучения, то исходя из того, что Исламский Шариат пришел, чтобы соблюсти и расширить интересы людей, чтобы исключить и сократить вред, чтобы посредством совершения наименьшего из двух зол можно было избежать наихудшего из них, и чтобы при столкновении различных польз предпочтение было отдано более приоритетной из них, а также исходя из того, что анатомирование трупов животных не может служить заменой анатомирования человеческих трупов, и из того, что в анатомировании содержится много пользы для научного совершенствования в различных областях медицины, собранием было определено:

Вскрытие человеческого трупа в общем не запрещено. Однако, Исламский Шариат заботится об обеспечении почтительного отношения к мёртвому мусульманину также, как забоится об этому в отношении живого мусульманина, что подтверждается хадисом, который передают имам Ахмад, Абу Дауд и Ибн Маджах со слов ‘Аиши, – да будет доволен ею Аллах! – о том, что Пророк – мир ему и благослвоение Аллаха! – сказал: «Ломать кости мёртвого – это то же, что и ломать кости живого».

Анатомирование же является пренебрежением к его неприкосновенности. Да и к тому же, необходимость в анатомировании в данном случае может быть реализована и с использованием трупов людей, чьё право на жизнь не охранялось Шариатом. Поэтому собрание считает, что в данном случае достаточно ограничиться вскрытием только таких трупов и не трогать тела тех, чье право на жизнь Шариат охраняет» (конец цитаты).

В Собрании фетв Ибн База (22 / 349) указано:

«Если покойный при жизни был тем, чье право на жизнь охраняется Шариатом, не зависимо от того, мусульманин это или неверующий, мужчина или женщина, то не разрешается анатомировать его, так как это является скверным отношением к нему и посягательством на его почтенность. В хадисе, который приводит Абу Дауд (2792), сообщается, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Ломать кости мёртвого – это то же, что и ломать кости живого».

Если же он будет не из тех, чьё право на жизнь охраняется Шариатом, как например, вероотступник или враг, то я не вижу греха в том, чтобы анатомировать его тело в медицинских интересах» (конец цитаты).

А Аллах же знает лучше!


Ислам: Вопрос и Ответ

http://islambio.com/fatvi/anatomirovani ... -celej.htm
Даниял
 
Сообщений: 223
Зарегистрирован: 19 апр 2009, 10:16

Re: Вскрытие и обучение на трупах. Пересаживание органов

Сообщение »

Был спрошен шейх Салих аль-Фаузан: «Можно ли вскрывать могилу умершего спустя несколько дней после его погребения в случае какой-либо острой необходимости?»

Ответ: «Да, можно в случае какой-либо острой необходимости, например, в случае наличия сомнений относительно его смерти, мол, была ли она следствием преступления. С точки зрения гарантии, - да. Раскапывают могилу и убеждаются; или же какая-то вещь, в которой ты нуждаешься, упала в могилу. В таком случае нет проблем (в раскапывании)».

http://www.alfawzan.af.org.sa/node/15757
Just muslim
 
Сообщений: 76
Зарегистрирован: 12 фев 2015, 22:10


Вернуться в Медицина

cron