ФЕТВЫ О ПОЛОЖЕНИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Сообщение »

ФАТВА ПОСТОЯННОГО КОМИТЕТА (АЛЬ-ЛАДЖНА АЛЬ-ДАА’ИМА) О ФОТОГРАФИЯХ


Вопрос: Некоторые говорят, что снимать фото и хранить их дома - харам, правда ли это? Поскольку в Северной Америке и Европе, например, мы слышим каждый день о пропавших детях и, трудно их искать без недавней фотографии, так не могли бы Вы объяснить мне, какие фотографии - харам, а какой вид - не харам, потому что мне нравится делать снимки моих детей только для памяти, и я держу их дома - совершаю ли я грех, пожалуйста, определите для меня, и приведите мне некоторый далил [свидетельство].

Ответ: Хвала Аллаху.

Основным принципом создания изображений любого живого существа, будь то человек или любое животное, является то, что это - харам [haraam], являются ли картины трёхмерными или нарисованы на бумаге, ткани или стенах, и т.д., или это - фотографии (снятые камерой), из-за сообщений в сахих хадисах [saheeh ahaadeeth], которые констатируют, что это непозволительно, и угрожают болезненным мучением тому, кто делает это, и потому, что они могут привести к ширку в форме стояния перед ними с уважением, унижения перед ними, приближаясь к ним близко и их уважению в манере, которая приличествует только для Аллаха. Они также запрещены, потому что это - своего рода попытка соответствовать созданию Аллаха, и из-за искушения, свойственного некоторым из них, как изображения актрис и обнажённых женщин, и так называемых королев красоты.

Среди хадисов, утверждающих, что это - харам, и что это является большим грехом - хадис Ибн ‘Аббаса (пусть Аллах будет доволен им), который сказал: "Я слышал, что Посланник Аллаха (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) говорил: "Любому, кто создаёт изображение в этом мире, будет сказано вдохнуть душу в него в День Воскрешения, и он никогда не будет способен сделать это."” (Рассказано Аль Бухари и Муслимом). Он [Ибн ‘Аббас (пусть Аллах будет доволен им)] также рассказывал,что Пророк (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) сказал: “Каждый создатель изображений будет в Огне, и каждое изображение, которое он сделал, будет создано, чтобы явиться к нему, и будет мучить его в Аду.” Ибн ‘Аббас сказал: “Если Вы должны делать это, то создавайте деревья и вещи, которые не имеют никакой души.” (Рассказано Аль Бухари и Муслимом). Общее значение хадисов таково, что абсолютно запрещено создавать изображения всего, что имеет душу.

Фатауа аль-Лажна аль-Даа’има, 1/456-457

ФАТВА ШЕЙХА МУХАММАДА БИН САЛИХА АЛЬ-'УСАЙМИНА О ФОТОГРАФИЯХ


Вопрос шейху: Мы знаем из хадисов, что ангелы не заходят в дом, где выставлены изображения/фотографии живых существ (людей или животных).

Каково постановление о том, чтобы хранить фотографии семейных родственников и картинки, размещённые в журналах\газетах и т.д. и игрушки как куклы и животные.

Хотелось бы получить Ваш ответ, основанный на учении Корана и Хадисов. Да благословит Вас Аллах за это доброе действие.

Ответ шейха: Хвала Аллаху.
Во-первых. Создание изображения бывает двух типов: один - вручную, и другой - посредством механизмов.

Создание изображения вручную - харам, и фактически является большим грехом, потому что Пророк (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) проклял того, кто делает это. Он не дифференцировал изображения, у которых тень (то есть, трёхмерные), или те, которые просто нарисованы (двумерные), согласно более правильному мнению учёных, из-за общего значения хадиса.

Что касается создания изображения посредством машин, то есть камер, по этому вопросу существует различие мнений среди учёных более позднего времени. Некоторые из них запрещают это, а некоторые из них позволяют это.

Для большей верности лучше избегать этого, потому что это - одна из сомнительных областей. И тот, кто проявляет осторожность в сомнительных вопросах, защитит своё религиозное обязательство и свою честь. Но если это нужно сделать с определенной целью как доказательство своей идентичности, в этом нет ничего неправильного, потому что, если есть необходимость, вопрос больше несомнителен.

Во-вторых. Что касается хранения изображений, оно бывает также двух типов:

Первым типом является хранение изображений, которые являются трёхмерными. Хранить их - харам. Ибн аль-'Араби рассказал, что существует согласие по этому вопросу (См. "Фас' аль-Баари [Fath al-Baari]", стр. 388, том 10). Он сказал: "Это согласие имеет отношение к вещам кроме кукол для девочек."

Рассказано, что Айша (пусть Аллах будет доволен ею) сказала: "Я обычно играла с куклами в присутствии Пророка (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам), и у меня были друзья, которые играли со мной. Когда заходил Посланник Аллаха (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам), они прятались, а он звал их, чтобы прийти и играть со мной." Рассказано аль-Бухари, № 5779; Муслимом, № 2440.

Второй тип - изображения, которые не являются трёхмерными. Они бывают различных видов:

1- Те, которые вывешены для почтения и уважения, как в случае картин королей, президентов, министров, учёных и т.д. Они - харам, потому что это связано с преувеличением о созданном существе.

2- Те, которые повешены для памяти, как вывешивание изображений друзей. Это - также харам, в соответствии с хадисом, рассказанным в "Сахих аль-Бухари" через Абу Талха (да будет Аллах доволен им), сказавшим: "Я слышал, что Пророк (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) говорил: "Ангелы не входят ни в какой дом, в котором есть собака или изображение." " Изложено Муслимом, № 2104).

3- Те, которые повешены ради украшения. Они - также харам в соответствии с хадисом Айши, которая рассказала: "Посланник Аллаха (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) возвратился из поездки, и я повесила узорчатый занавес на дверь в мою комнату, на котором были изображения. Когда Посланник Аллаха (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) увидел это, он порвал его и сказал: "Наиболее строго наказанными из людей в День Воскрешения будут те, кто пробовал подражать созданию Аллаха."" Она сказала: "Поэтому я сделала из этого одну или две подушки." Рассказано аль-Бухари, № 5610; Муслимом, № 2107.

4- Те, к которым относятся с непочтительностью, такие как изображения на коврах и подушках. Аль-Навави изложил от большинства учёных среди Сахаба и Тааби'йин, что таковые допустимы.

5- Те, которые, к сожалению, стали широко распространёнными и которые трудно избежать, такие как изображения, выгравированные на монетах и т.д, которые стали проблемой для мусульманской уммы. Мне кажется, что нет никакого греха на том, кто приобретает их, не желая приобретать изображения.

В-третьих. Что касается кукол, с которыми играют дети:

Исключение сделано в случае детских игрушек, которые не расцениваются как харам или макрух. Но каковы игрушки, которые исключены? Мы знаем, что у игрушек прошлого не было глаз и губ и носов, какие имеются у них в настоящее время. Я думаю, что лучше избегать этих игрушек и ограничить себя непосредственно тем видом игрушек, которые были известны ранее.

См. "Фатауа аль-'Акида [Fataawa al-‘Aqeedah]" шейха Ибн Ус'аймина, стр. 66, 663, 679.

И Аллах знает лучше.

Также Шейх Ибн ‘Ус'аймин сказал, когда его спрашивали об изображениях: создание изображений с этой целью (на память) - харам и не разрешается. Это потому, что создание изображений на память - харам, так как Пророк (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) сказал: “Ангелы не входят ни в один дом, в котором есть изображение” (рассказано Аль Бухари в "Бид аль-Халк' "["Bid’ al-Khalq"] 2986), и везде, куда не входят ангелы, нет никакой добродетели.

Фатауа Манаар аль-Ислам, 3/759

Вопрос о видеолентах к Шейху Ибн ‘Ус'аймину: Каково управление шар'ииа о видеолентах, на которых есть изображения животных, для того, чтобы учить детей?

Ответ шейха: Хвала Аллаху. В этом нет ничего неправильного, это не позволит им смотреть плохие вещи.

Из фатв шейха Мухаммада ибн Саалиха аль-Ус'аймиина, «Маджаллат аль-Да'уа», издание № 1823, стр. 54.

ФАТВА ШЕЙХА МУХАММАДА НАСЫРУДДИНА АЛЬ-АЛЬБАНИ О ФОТОГРАФИЯХ


Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Албани, да помилует его Аллах, в книге "Адаб аз-Зифаф" сказал: «Хотелось бы обратить внимание на то, что, несмотря на нашу абсолютную уверенность в том, что оба способа изготовления изображений (написанные от руки или же произведенные фотографическим путем) являются запретными, мы отнюдь не считаем, что всякое изображение, которое несет в себе практическую пользу, непременно подлежит запрету, при условии, что это не ведет к каким-либо пагубным последствиям и не достижимо каким-либо другим дозволенным способом. Я имею в виду те случаи, когда существует потребность в изображениях в медицине, географии, во время поиска преступников, когда о них необходимо предостеречь население и т.п. В подобных случаях использование изображений считается дозволенным, а иногда даже обязательным.
В пользу этого свидетельствуют два хадиса.

Первый хадис: "Аиша рассказывала о том, что часто играла с куклами, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приводил к ней подруг, чтобы они играли вместе с ней". Этот хадис передали аль-Бухари (10/433), Муслим (7/135), Ахмад (6/166, 233 и 234) согласно версии которого приводится данный хадис, и Ибн Са’д (8/66).

Согласно другой версии хадиса, Аиша рассказывала о том, что когда она играла с куклами, и к ней входил Пророк, мир ему и благословение Аллаха, он прятался от нее под одеждой. Абу Авана сказал: «Он поступал так, для того, чтобы, увидев его, она не прекратила играть». Этот хадис с достоверной цепочкой рассказчиков передал Ибн Са’д (8/65).

Далее в книге мы приведем еще один хадис, в котором говорится о том, что Аиша играла с «конем, у которого были крылья, сделанные из кусков ткани».
Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис приводится в качестве аргумента теми, кто считает дозволенным использовать куклы и игрушки в играх девочек. Это – частный случай, представляющий собой исключение из запрета на использование изображений. С этим полностью согласился кадий Ийад. Он сообщил, что с таким исключением согласно большинство ученых, которые считают дозволенным продавать игрушки для девочек в воспитательных целях, чтобы обучать их с детства ведению домашнего хазяйства и уходу за детьми».

Второй хадис: Рубеййи бинт Муаввиз рассказывала: «Утром в день Ашура Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил гонцов в селения, [расположенные вокруг Медины], чтобы они сообщили о том, что те, кто с утра не постились, должны поститься оставшуюся часть дня, а те, которые постились, должны продолжить пост. После этого повеления мы стали поститься сами и заставляли поститься своих детей, [тех из них, кто был еще совсем мал, если на то была воля Аллаха. Когда мы шли в мечеть, то] делали для них игрушку из шерсти [и брали ее с собой]. Если какой-нибудь малыш начинал плакать от голода, мы давали ему эту игрушку, и так продолжалось до самого разговения». (Согласно другой версии хадиса: «А если они просили у нас поесть, мы давали им игрушку, которая их забавляла до тех пор, пока не закончился пост»). Этот хадис передали аль-Бухари (4/163), согласно версии которого приведен данный хадис, и Муслим (3/152), которому принадлежат дополнения в квадратных скобках, а также другая версия хадиса.

Оба хадиса свидетельствуют о том, что изготавливать и использовать изображения можно в тех случаях, когда это целесообразно в воспитательных, просветительских и образовательных целях. Это также позволено в тех случаях, когда польза от процесса изготовления изображений и самих изображений для Ислама и всех мусульман очевидна. Однако в остальном запрет остается в силе – это касается портретов шейхов, выдающихся людей, друзей и пр. – словом, всего, что не несет в себе пользу, но лишь уподобляет мусульман неверным в их преклонении перед идолами. Аллах лучше знает».
Аватар пользователя
***
 
Сообщений: 572
Зарегистрирован: 24 окт 2008, 12:40

Сообщение »

Умму Рукаййа писал(а):Ассаламу галяйкум! Можно спросить на счет детских книг с изображением и игрушек.Если книги лежат например на полке и видно там изображения,можно ли читать намаз в такой комнате? Или игрушки лежат,то же самое.Или начинаешь читать намаз,заходит ребенок с книгой в руке или с игрушкой, как к этому относиться?Джазякум ЛЛаху хайран!

Уа алейкум ас-саляму уа рахматуллахи уа баракятух.

Сестра, в этой теме ин-ша Аллах найдешь ответ на свой вопрос http://salaf-forum.ru/viewtopic.php?f=6&t=1844
Al-Athar
 
Сообщений: 10
Зарегистрирован: 30 июл 2009, 04:30

Re: О ПОЛОЖЕНИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Сообщение »

Sulayman писал(а):Про цифровые фото, которые в электронном варианте и не распечатаны есть что-нибудь?

Шейх ибн Усаймин в приведенной здесь фатве ответил:
"Что касается создания изображения посредством машин, то есть камер, по этому вопросу существует различие мнений среди учёных более позднего времени. Некоторые из них запрещают это, а некоторые из них позволяют это.

Для большей верности лучше избегать этого, потому что это - одна из сомнительных областей. И тот, кто проявляет осторожность в сомнительных вопросах, защитит своё религиозное обязательство и свою честь. Но если это нужно сделать с определенной целью как доказательство своей идентичности, в этом нет ничего неправильного, потому что, если есть необходимость, вопрос больше несомнителен".


Т.е шейх говорит не о распечатывании, вроде принтеров, а именно о фотосъемке, т.е камерами.
Аватар пользователя
***
 
Сообщений: 572
Зарегистрирован: 24 окт 2008, 12:40

Re: ФЕТВЫ О ПОЛОЖЕНИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Сообщение »

АсСаляму уаллейкум!Ибн СайфульМалик писал:
"Что касается создания изображения посредством машин, то есть камер, по этому вопросу существует различие мнений среди учёных более позднего времени. Некоторые из них запрещают это, а некоторые из них позволяют это.

Для большей верности лучше избегать этого, потому что это - одна из сомнительных областей. И тот, кто проявляет осторожность в сомнительных вопросах, защитит своё религиозное обязательство и свою честь. Но если это нужно сделать с определенной целью как доказательство своей идентичности, в этом нет ничего неправильного, потому что, если есть необходимость, вопрос больше несомнителен".


Т.е шейх говорит не о распечатывании, вроде принтеров, а именно о фотосъемке, т.е камерами.

Что-то я вообще запутался.....?
1)Что входит в цифровые изображения в данной теме? Это все фотки(на компе,на телефоне) или плюс видео.?
2) На сайте Мунаджида есть ответ Ибн Усеймина(да смилуется над ним Аллах),но там немножко по другому.Как я понял именно Ибн Усеймин сказал про цифровые(не распечатанные) не являются запретными,а вот эти условия,которые ты привел,т.е. для индефекации приступника или др. и т.д. как раз про фотки,сделанные фотоапаратом И РАСПЕЧАТАННЫЕ,И ЧТО СТОРОНИТЬСЯ НАДО РАСПЕЧАТАННЫх.Прочитайте пожалуйста,может я не правильно понял....
Abuhameed al-Balkari
 
Сообщений: 83
Зарегистрирован: 30 мар 2009, 13:06

Re: ФЕТВЫ О ПОЛОЖЕНИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Сообщение »

Уалейкум Ассалям

Человек фотографирует либо по необходимости, либо для памяти. Про необходимость сказано выше, а про фотографии на память шейх сказал харам
Адиль Абу Бакр
 
Сообщений: 119
Зарегистрирован: 01 фев 2009, 13:08

Re: ФЕТВЫ О ПОЛОЖЕНИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Сообщение »

Ас-саляму 'аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!

Можно ли опираясь на слова ибн Усаймина (рахимахуЛлах) "Это также позволено в тех случаях, когда польза от процесса изготовления изображений и самих изображений для Ислама и всех мусульман очевидна" выставлять в интернете (а именно в группе о течениях) фотографии заблудших людей, например шиитов со дня 'Ашура или суфиев во время их бешенства, ради того чтоб предостеречь новообращенных мусульман от таких людей?
Ведь у людей, которые видят такие ужасающие кадры, остается не совсем хорошее впечатление об этих сектантах и в дальнейшем быть может они будут сторониться их. УаЛлаху а'лям!
al-athariyah_الأثرية
 
Сообщений: 112
Зарегистрирован: 20 ноя 2009, 18:14

Сообщение »

Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух
Гадель писал(а):А разве можно изображать части человеческого тела? Просто на Саляф Портале опубликовали статью об обрядах, связанных с рождением детей, украсив её фотографией ножки младенца.

Нет в этом никаких проблем, это не относится к запретному изображению, так как изображение - это голова, а без головы - это не изображение!
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Явился ко мне ангел Джибриль (мир ему) и сказал: “Я приходил к тебе вчера и не зашел лишь потому, что у дверей твоих были скульптуры, и в доме были красная занавеска с изображениями и собака. Так повели же отделить голову скульптуре, и скульптура станет подобной дереву, и повели разрезать занавес и сделать из нее два коврика (подстилки) для ног, а также повели выгнать собаку”». Ахмад 2/305, Абу Дауд 4157. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Сообщается от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Изображение – это голова, и если удалить голову, то нет изображения». аль-Байхакъи 7/270, аль-Исма’или в “аль-Му’джам” 2/662. Хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 1921.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2767
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re:

Сообщение »

Нашла по Милости Аллаха. Полезную информацию по этому вопросу сестра можно найти здесь:
viewtopic.php?f=10&t=2093
ummAbdurRahim
 
Сообщений: 20
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 19:28

Сообщение »

Уа ийяк!
Гадель писал(а):А голова тут идёт обобщённо или главное лик?

Голова тоже должна быть с ликом)
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Если у изображения есть части тела, как голова и шея, но нет глаз и носа, то нет в этом проблем”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” том 2, вопрос № 330.
Также шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Если изображение не является ясным, например, нет у него глаз, носа, рта или пальцев, то это не является полноценным изображением”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” том 2, вопрос № 331.
Уа-Ллаху а'лям.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2767
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re: ФЕТВЫ О ПОЛОЖЕНИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Сообщение »

Ассаляму ъаляйкум! вот в фатве шейха аль Усаймина вышеупомянутом такой пункт:

3- Те, которые повешены ради украшения. Они - также харам в соответствии с хадисом Айши, которая рассказала: "Посланник Аллаха (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) возвратился из поездки, и я повесила узорчатый занавес на дверь в мою комнату, на котором были изображения. Когда Посланник Аллаха (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) увидел это, он порвал его и сказал: "Наиболее строго наказанными из людей в День Воскрешения будут те, кто пробовал подражать созданию Аллаха."" Она сказала: "Поэтому я сделала из этого одну или две подушки." Рассказано аль-Бухари, № 5610; Муслимом, № 2107.
Как это понять? в хадисе ведь сказано, что Айша (да будет доволен ей Аллах) повесила узорчатый занавес, там было изображение живых существ? а я еще читал хадис про то, что когда она тоже занавеску повесила, что пророка (салляллаху ъалейхи уа саллям) она отвлекала во время молитвы...это один и тот же хадис?
И как понимать, что если на полу где-то изображения, то это дозволенно? это же в любом случае изображение живых существ.
abu_ameena
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 06:49

Re: ФЕТВЫ О ПОЛОЖЕНИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Сообщение »

Ас-Саляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракятуху! Скажите пожалуйста можно ли собирать пазлы на которых изображены живые существа? Моя доченька очень любит собирать пазлы. Птиц, животных и так далее. Но тут папа наш задался вопросом не считается ли, что собирая например птицу она создает изображение живого существа? Конечно пазлы уже нарисованы, а она их просто складывает.. но все же я хотела бы уточнить дозволено ли собирать пазлы с изображением живых существ? Спасибо. Джазака Ллаху хайран.
Аватар пользователя
Musulmanka_1985
 
Сообщений: 29
Зарегистрирован: 29 июл 2009, 08:44
Откуда: Москва


Вернуться в Этикет и нравственность (адаб)

cron