Как ПРАВИЛЬНО поприветствовать мусульманина?

Сообщение »

Ас Саламу Алейкум Уа РахматуЛлахи Уа Баракатуху. Братья и сестры интересует меня давно один вопрос. Как правильно давать салям мусульманину - Ас Саламу Алейкум или же Салам Алейкум? И в чем различие в этих словах? БаракАллаху Фикум.
Аватар пользователя
saqasimov
 
Сообщений: 99
Зарегистрирован: 25 июн 2010, 14:30
Откуда: Азербайджан

Как ПРАВИЛЬНО поприветствовать мусульманина?

Сообщение »

Ас-саляму'алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
musalman91 писал(а):Как правильно давать салям мусульманину - Ас Саламу Алейкум или же Салам Алейкум? И в чем различие в этих словах?

В принципе разницы как таковой нет )
И то и то означает мир вам. Просто в первом примере "ас-салям" стоит в определенном виде, и во втором случае "салям" нет. Но эта разница не существенная.
Главное понимать, что это приветствие - ду'а, и что мы, когда говорим так, то делаем ду'а, а именно просим у Аллаха Всевышнего мира и благополучия для другого.
Одно из имен Всевышнего Аллаха - ас-Салям.
Сказал ибну Касир в таяфсире:
"ас-Салям - т.е. защищенный (благополучный, сохраненный и далекий) от недостатков и изъянов, т.к. совершенны Его имена, качества, Его действия".
Сказал ибнуль-Кайим в "нунийи":
"Он - ас-Салям по истине сохраненный (благополучный, защищенный)
От подобия (и сравнения), от недостатков (и упущения)"


Это так для напоминания.
И все же приветствие в Исламе имеет большое значение. И как это делать и в какой форме научили нас посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и после него его сахабы, да будет доволен ими Аллах.
Пришло в хадисе у имама Муслима, история о том, как абу Зарр встретился с посланником Аллаха. Я приведу лишь часть из неё, в кот. как раз упоминается приветствие Ислама.

"Пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, затем он поцеловал камень (черный) и сделал тауаф вокруг дома (Каабы), он и его спутник (абу Бакр) и они стали совершать молитву. Затем, когда они завершили молитву, сказал абу Зарр: "Я был первый, кто поприветствовал его приветствием Ислама". Он сказал: "Я сказал: ас-саляму 'алейка (мир тебе) о посланник Аллаха !", и он ответил мне: "И тебе, и милость Аллаха !" ..."

Так же имам ан-Науауи посветил целую главу в "Риядус-салихиин", № 131, назвав ее: "Достоинство приветствия и обязательность ответа (на него)".
Далее он приводит, рахимахуЛлах:
Сказал Всевышний Аллах:

يَا أيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لاَ تَدْخُلُوا بُيُوتاً غَيْرَ بُيُوتِكُمْ حَتَّى تَسْتَأْنِسُوا وَتُسَلِّمُوا عَلَى أهْلِهَا

О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей

(сура ан-Нур, 27)
Так же Всевышний говорит:

فَإذَا دَخَلْتُمْ بُيُوتاً فَسَلِّمُوا عَلَى أنْفُسِكُمْ تَحِيَّةً مِنْ عِنْدِ اللهِ مُبَارَكَةً طَيِّبَةً

Когда вы входите в дома, то приветствуйте себя (друг друга) приветствием от Аллаха, благословенным, благим (хорошим)

(сура ан-Нур, 61)
Так же говорит Аллах:

وَإِذَا حُيِّيتُمْ بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّوا بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا

Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым

(сура ан-Ниса, 86)
Так же говорит Аллах:

هلْ أَتَاكَ حَدِيثُ ضَيْفِ إبْرَاهِيمَ الْمُكرَمِينَ إِذْ دَخَلُوا عَلَيْهِ فَقَالُوا سَلاَماً قَالَ سَلاَمٌ
Дошел ли до тебя рассказ о почтенных гостях Ибрахима ?
Вот они вошли к нему и сказали: "Мир тебе!" (салям) Он сказал: "И вам мир..." (салям)

(сура аз-Зарийят, 24-25)
Передается от 'абдуЛлах ибну 'Амра ибнуль-'Ас, да будет доволен им Аллах, о том, что один человек спросил у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Что в Исламе благого (т.е. какое дело есть, кот. принесет больше пользы) ?" На что посланника Аллаха ответил:

"Приготовление еды (для кормление) и приветствие (сказать ас-салям) тому, кого знаешь и не знаешь"
(приводят имам Бухарий 12, и имам Муслим, 39)

Так же то, что передает абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, кот. сказал:

"Когда сотворил Аллах Адама, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Иди и приветствуй тех - группу ангелов, кот. сидели (там), - и слушай что ответят они тебе на приветствие, и поистине, это будет твоим приветствием и приветствием твоих потомков.
И он сказал: ас-саляму'алейкум (мир вам), а они отетили ему: ас-саляму'алейкум уа рахматуЛлах (мир вам и милость Аллаха). И они добавили ему: уа рахматуЛлах".

(приводят хадис имам Бухарий, 3326, 6227, и имам Муслим, 2841)
И так далее до конца главы.

Советую прочитать эту главу, седлать для себя выводы, и приветствовать друг друга, делая ду'А, и распространяя добро, и благополучие.
Уа Ллаху а'Лям.
Нуждающийся в руководстве
 
Сообщений: 1436
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 22:09

Re: Как ПРАВИЛЬНО поприветствовать мусульманина?

Сообщение »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!
В лекции слушал, что "Ас-Саляму алейкум" - это дуъа, чтобы Аллах очистил человека, даровал ему спокойствие и безопасность, а "Саляму алейкум" означает обещание того, что сам человек гарантирует другому безопасность и что арабы до Ислама так говорили, когда впускали кого-то к себе в дом. И еще читал хадис о том, что Пророк, салляЛлаху алейхи уа саллям, совершая вудуъ ответил на салям сахаба только после того, как завершил вудуъ и пояснил, что не хотел называть Имя Аллаха в состоянии осквернения. Указывает ли это на то, что "Саляму алейкум" не приветствие, узаконенное в Исламе? И указывает ли это, что "Ас-Саляму алейкум" имеет больше достоинств перед формой "Саляму алейкум"?
БаракяЛлаху фикум!
Аватар пользователя
***
 
Сообщений: 573
Зарегистрирован: 24 окт 2008, 12:40

Re: Как ПРАВИЛЬНО поприветствовать мусульманина?

Сообщение »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Кстати? еще вспомнил аяты, в которых приводится салям ангелов, в котором слово "салям" употреблено без артикля "аль", как например аят 24 суры 13 "ар-Раад":
سَلَامٌ عَلَيْكُمْ بِمَا صَبَرْتُمْ ۚ فَنِعْمَ عُقْبَى الدَّارِ
Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!
Аватар пользователя
***
 
Сообщений: 573
Зарегистрирован: 24 окт 2008, 12:40

Re: Как ПРАВИЛЬНО поприветствовать мусульманина?

Сообщение »

Уа алейкум салям уа рахматуЛлахи уа баракатух!

*** писал(а):Кстати? еще вспомнил аяты, в которых приводится салям ангелов, в котором слово "салям" употреблено без артикля "аль", как например аят 24 суры 13 "ар-Раад":
سَلَامٌ عَلَيْكُمْ بِمَا صَبَرْتُمْ ۚ فَنِعْمَ عُقْبَى الدَّارِ
Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!


Да, действительно, не в одном месте в Къуране, Аллах упоминает такое приветствие ангелов):

وَسِيقَ الَّذِينَ اتَّقَوْا رَبَّهُمْ إِلَى الْجَنَّةِ زُمَرًا حَتَّى إِذَا جَاءُوهَا وَفُتِحَتْ أَبْوَابُهَا وَقَالَ لَهُمْ خَزَنَتُهَا سَلامٌ عَلَيْكُمْ طِبْتُمْ فَادْخُلُوهَا خَالِدِينَ
"А тех, которые боялись своего Господа, толпами проводят в Рай. Когда они приблизятся, и его врата распахнутся, его стражи скажут им: «Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!" (аз-Зумар, 73)

الَّذِينَ تَتَوَفَّاهُمُ الْمَلائِكَةُ طَيِّبِينَ يَقُولُونَ سَلامٌ عَلَيْكُمُ ادْخُلُوا الْجَنَّةَ بِمَا كُنْتُمْ تَعْمَلُونَ
"....Так Аллах воздает богобоязненным, которых ангелы упокоивают праведниками. Они говорят: «Мир вам! Войдите в Рай благодаря тому, что вы совершали". (ан-Нахль, 31-32)

...и не только ангелов:

وَإِذَا سَمِعُوا اللَّغْوَ أَعْرَضُوا عَنْهُ وَقَالُوا لَنَا أَعْمَالُنَا وَلَكُمْ أَعْمَالُكُمْ سَلامٌ عَلَيْكُمْ لا نَبْتَغِي الْجَاهِلِينَ
"Те, кому Мы прежде даровали Писание, уверовали в него (Коран). Когда им читают его, они говорят: «Мы уверовали в него! Это – истина от нашего Господа. Мы и прежде были мусульманами». Они получат свою награду в двойном размере за то, что были терпеливы. Они отвращают зло добром и расходуют из того, чем Мы наделили их. А услышав праздные речи, они отворачиваются от них и говорят: «Нам достанутся наши деяния, а вам – ваши. Мир вам! Мы не желаем следовать путем невежд". (аль-Къасас, 55)

...ну и наконец):

وَإِذَا جَاءَكَ الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِآيَاتِنَا فَقُلْ سَلامٌ عَلَيْكُمْ كَتَبَ رَبُّكُمْ عَلَى نَفْسِهِ الرَّحْمَةَ أَنَّهُ مَنْ عَمِلَ مِنْكُمْ سُوءًا بِجَهَالَةٍ ثُمَّ تَابَ مِنْ بَعْدِهِ وَأَصْلَحَ فَأَنَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ
"Когда к тебе приходят те, которые уверовали в Наши знамения, говори им: «Мир вам! Ваш Господь предписал себе быть Милосердным, и если кто из вас сотворит зло по своему невежеству, а затем раскается и станет совершать праведные деяния, то ведь Он – Прощающий, Милосердный". (аль-Ан'ам, 54)
Аватар пользователя
al-Mubid
 
Сообщений: 372
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 04:34

Re: Как ПРАВИЛЬНО поприветствовать мусульманина?

Сообщение »

*** писал(а): Указывает ли это на то, что "Саляму алейкум" не приветствие, узаконенное в Исламе?
БаракяЛлаху фикум!


Нет, не указывает). Такая форма приветствия также узаконена Шариатом.

Ибн Хиббан приводит в своем "Сахихе"/493 со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, следующее:
"Однажды, один человек, проходя мимо пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который тогда находился в общем собрании, сказал: "سلامٌ عليكم" - Мир вам! На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Десять праведных деяний!"
Затем прошел другой человек и сказал: " سلامٌ عليكم ورحمة الله" - Мир вам и милость Аллаха! На что он сказал: "Двадцать праведных деяний!"
Затем прошел другой человек и сказал: " سلامٌ عليكم ورحمة الله وبركاته" - Мир вам и милость Аллаха и Его благодати! На что он сказал: "Тридцать праведных деяний!
После чего один человек встал и покинул собрание, не пожелав всем саляма. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Что же может быть более быстрым чем то, что забыл ваш товарищ? Если кто-либо из вас придет к собранию то пусть поприветствует присутствующих салямом, и если у него есть нужда то пусть присоединится к ним, а если решит покинуть его то пусть попрощается салямом. Ибо прощальный салям не менее обязателен нежели первый, которым приветствуют".

Шейх аль-Альбани, рахимахуЛлах, назвал хадис достоверным в "Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб"/№2712.
Аватар пользователя
al-Mubid
 
Сообщений: 372
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 04:34

Re: Как ПРАВИЛЬНО поприветствовать мусульманина?

Сообщение »

*** писал(а): И указывает ли это, что "Ас-Саляму алейкум" имеет больше достоинств перед формой "Саляму алейкум"?
БаракяЛлаху фикум!


Относительно предпочтительности одной из этих форм саляма или же их равнозначности среди ученых не было единого мнения.
Так имам аль-Мардауи, рахимахуЛлах, говорил:
"Если человек дает салям живому, то более правильным в нашем мазхабе считается мнение о том, что он свободен в своем выборе, если хочет то дает салям с определительным артиклем "аль", если хочет - без него". Также после этих своих слов он привел риваят от имама Ахмада, что он считал, что салам с "аль" предпочтительнее чем салям в неопределённой форме. А также мнение Ибн 'Акъиля который в отличии от имам Ахмада считал наоборот. См. "Аль-Инсаф" 2/563.

Аллаху А'лям!
Аватар пользователя
al-Mubid
 
Сообщений: 372
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 04:34

Re: Как ПРАВИЛЬНО поприветствовать мусульманина?

Сообщение »

Джазакя-Ллаху хайран кясиран ахи!
Аватар пользователя
***
 
Сообщений: 573
Зарегистрирован: 24 окт 2008, 12:40

Re: Как ПРАВИЛЬНО поприветствовать мусульманина?

Сообщение »

уа анта фа джазакаЛлаху хъайран!
Аватар пользователя
al-Mubid
 
Сообщений: 372
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 04:34

Re: Как ПРАВИЛЬНО поприветствовать мусульманина?

Сообщение »

لَمَّا خَلَقَ اللهُ آدَمَ - صلى الله عليه وسلم - ، قَالَ : اذْهَبْ فَسَلِّمْ عَلَى أُولئِكَ - نَفَرٍ مِنَ المَلاَئِكَةِ جُلُوس - فَاسْتَمِعْ مَا يُحَيُّونَكَ ؛ فَإنَّهَا تَحِيَّتُكَ وَتَحِيَّةُ ذُرِّيتِكَ . فَقَالَ : السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ ، فقالوا : السَّلاَمُ عَلَيْكَ وَرَحْمَةُ اللهِ ، فَزَادُوهُ : وَرَحْمَةُ اللهِ متفقٌ عَلَيْهِ



Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Когда Аллах Всевышний создал Адама (мир ему и благословение Аллаха) Он сказал ему: “Иди и приветствуй их”, - имея в виду нескольких ангелов - “и послушай, как они поприветствуют тебя, и отныне это будет приветствием для тебя и твоих потомков.” И он сказал им: “Мир вам!” /Ас-саляму ‘аляй-кум!/, - они же в ответ ему сказали: “Мир тебе и милость Аллаха!” /Ас-саляму ‘аляй-кя ва рахмату-Ллахи!/, - добавив к его приветствию слова“ … и милость Аллаха!” (аль-Бухари 3326, 6227, Муслим 2841)
Аватар пользователя
Abu 'Abdulla
 
Сообщений: 466
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 22:18

Re: Как ПРАВИЛЬНО поприветствовать мусульманина?

Сообщение »

Ассаляму алейкум.

Если давать салям без "аль" (سلامٌ عليكم), то получается же салямУН алейкум. Или не обязательно говорить "салямун", можно и "салям(у)"??
Аватар пользователя
Muhammad Shishani
 
Сообщений: 530
Зарегистрирован: 24 авг 2008, 02:36

Как ПРАВИЛЬНО поприветствовать мусульманина?

Сообщение »

Ас саляму алейкум уа рахматуЛЛахи уа баракатуху!
В соседней ветке заметил как один брат написал вот такое приветствие:
уа алейкуму ссалям уа рахматуЛлахи уа баракатуХу уа магфиратуХу.

Эта добавка имеет место в сунне? ДжазакаЛЛаху хайран)
Аватар пользователя
Саляфит
 
Сообщений: 1392
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 20:45

Re: Как ПРАВИЛЬНО поприветствовать мусульманина?

Сообщение »

В соседней ветке заметил как брат АнтиВирус написал вот такое приветствие:
уа алейкуму ссалям уа рахматуЛлахи уа баракатуХу уа магфиратуХу.
Эта добавка имеет место в сунне? ДжазакаЛЛаху хайран)
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатуХу
Так же говорит Аллах:
وَإِذَا حُيِّيتُمْ بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّوا بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا
Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым
(сура ан-Ниса, 86)

Руководствуясь этим айатом ,где на первое место Аллах ставит лучшее приветствие,ответ мой был с добавкой "уа магфиратуХу",т.е. салям-дуа не бывает лишней,тем более Аллах нас учит.А эта добавка и другие есть в "Крепости мусульманина"(было 7 лет назад,во всяком случае).Аллаху Аълям.
А вот,начинать, обсуждать брата за глаза(называя его "ник"),когда есть возможность на прямую спросить.Это по сунне???Если да,то приведите далиль?Советую пока не поздно,выучить 11-13 айаты суры Худжират,больше пользы будет.ин ша Аллах.БаракАллаху фик(надеюсь ,это по сунне?)
антивирус
 
Сообщений: 48
Зарегистрирован: 09 июл 2010, 01:24

Re: Как ПРАВИЛЬНО поприветствовать мусульманина?

Сообщение »

Уа алейкум ас-саляму уа рахматуЛлахи уа баракатух!

Саляфит писал(а):В соседней ветке заметил как один брат написал вот такое приветствие:
уа алейкуму ссалям уа рахматуЛлахи уа баракатуХу уа магфиратуХу.

Эта добавка имеет место в сунне? ДжазакаЛЛаху хайран)


Нет ничего достоверного в Сунне о добавках к саляму, типа "уа магъфиратуху" "уа ридъуануху" и т.д.
Как это прекрасно разъяснили Имам Ибн аль-Къайим, и шейх аль-Альбани, рахимахумаЛлах. См. "Зад аль-Ми'ад" 2/381 и "Да'иф Аби Дауд"/ 5196.

антивирус писал(а): А вот,начинать, обсуждать брата за глаза(называя его "ник"),когда есть возможность на прямую спросить.Это по сунне???Если да,то приведите далиль? Советую пока не поздно,выучить 11-13 айаты суры Худжират,больше пользы будет.ин ша Аллах.БаракАллаху фик(надеюсь ,это по сунне?)


Да, брат, именно в данной ситуации и схожих с нией, это по Сунне.)
Так имам ан-Науауи, рахимахуЛлах, в "Рияд ас-салихин" перечисляя дозволенные виды гъийбы писал следующее:
"...обращение с просьбой о вынесении решения по какому-либо религиозно-правовому вопросу фетва, когда человек может сказать муфтию такие слова: «Меня обидел в том-то мой отец или: ...мой брат; или: ...мой супруг, но имеет ли он право на это? И как мне избавиться от этого, добиться того, что положено мне по праву, и защититься от притеснений?», — или нечто подобное. Это разрешается в силу необходимости, однако надёжнее и лучше будет сказать: «Что ты скажешь о человеке или: ...муже, который поступает так-то?» Благодаря этому можно добиться своей цели, никого не называя по имени, но вместе с тем разрешается и назвать обидчика, к чему, если пожелает Аллах Всевышний, мы ещё вернёмся, приведя хадис, переданный Хинд".

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
Однажды Хинд, жена Абу Суфйана, сказала Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: «Поистине, Абу Суфйан — человек скупой, и он не даёт мне того, чего хватило бы мне и моему ребёнку, если я сама не беру у него без его ведома», — на что он сказал: "Бери достаточно для себя и для твоего ребёнка согласно обычаю". (Аль-Бухари; Муслим).

Однако, можно избежать непонимания, просто не упоминая имени или же ника, как правильно подметил Антивирус. Учти на будущее, брат Саляфит.)

Саляфит писал(а): ДжазакаЛЛаху хайран)


Уа анта фа джазакаЛлаху хайран.
Аватар пользователя
al-Mubid
 
Сообщений: 372
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 04:34

Сообщение »

Салам алейкум
Хотел для пользы еще добавить на счет вида салама:
Как правильно давать салям мусульманину - Ас Саламу Алейкум или же Салам Алейкум? И в чем различие в этих словах? БаракАллаху Фикум.

Вероятно речь идет еще о произнесении этого приветствия и его написании на русском языке, ведь многие русскоязычные мусульмане произносят слово "салам" через твердую букву "лям", а не мягкую.
Мне брат один хороший как-то выразил тут порицание на счет того, что я пишу "Салам" )
Ин ша-Аллах буду писать так, как ближе звучит на арабском "ассалям алейкум")

Саляфит писал(а):В соседней ветке заметил как один брат написал вот такое приветствие:
уа алейкуму ссалям уа рахматуЛлахи уа баракатуХу уа магфиратуХу.

Эта добавка имеет место в сунне? ДжазакаЛЛаху хайран)

антивирус писал(а): А вот,начинать, обсуждать брата за глаза(называя его "ник"),когда есть возможность на прямую спросить.Это по сунне???Если да,то приведите далиль? Советую пока не поздно,выучить 11-13 айаты суры Худжират,больше пользы будет.ин ша Аллах.БаракАллаху фик(надеюсь ,это по сунне?)

Дорогой брат, это не является гъибой, так как тебя ведь никто не знает тут как Антивируса, и это ведь не твое имя, по которому могли бы понять о ком речь)

А что касается слов брата Джалиля:
Джалиль Абу Рамазан писал(а):Да, брат, именно в данной ситуации и схожих с ней, это по Сунне.)
Так имам ан-Науауи, рахимахуЛлах, в "Рияд ас-салихин" перечисляя дозволенные виды гъийбы писал следующее:
"...обращение с просьбой о вынесении решения по какому-либо религиозно-правовому вопросу фетва, когда человек может сказать муфтию такие слова: «Меня обидел в том-то мой отец или: ...мой брат; или: ...мой супруг, но имеет ли он право на это? И как мне избавиться от этого, добиться того, что положено мне по праву, и защититься от притеснений?», — или нечто подобное. Это разрешается в силу необходимости, однако надёжнее и лучше будет сказать: «Что ты скажешь о человеке или: ...муже, который поступает так-то?» Благодаря этому можно добиться своей цели, никого не называя по имени, но вместе с тем разрешается и назвать обидчика, к чему, если пожелает Аллах Всевышний, мы ещё вернёмся, приведя хадис, переданный Хинд".

Он приводит этот вид гъиба: "обращение с просьбой о вынесении фетвы по какому-либо религиозно вопросу, когда человек может сказать муфтию" в качестве дозволенности спросить обладающих знанием о том, что сделал тот или тот, чтобы узнать правомочность такого, но ни в коем случае он не имеет ввиду то, что тут на форуме есть муфтии и раздаются фатауа)

А на счет салама с добавкой «уа магъфиратух», то не так все просто братья) По этому вопросу было и есть известное и большое разногласие, можно ли добавлять что-либо к саламу после слов «уа баракатух».
В толковании к аяту: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым», имам аль-Къуртуби сказал: "Отвечать наилучшим - это сказать "уа алейка-ссалям уарахмату-Ллах" тому, кто сказал тебе "Саляму алейк". А если тебе скажут: "Саляму алейка уарахмату-Ллах", то ответить с добавкой "уа баракатух", и это конец (салама) и нет у него больше увеличения. Сказал Всевышний Аллах, обращаясь к благословенной семье (пророка Ибрахима): «Да пребудут над вами милость Аллаха (рахмату-Ллах) и благословение (уа баракатух), о обитатели дома!» (Худ 11: 73).
И многие саляфы и имамы порицали добавление чего-либо в саламе к словам «уа баракатух».
Передается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: "Салам закончился на словах "уа баракатух"!" аль-Байхакъи в "Шу’аб аль-иман". Хафиз Ибн Хаджар назвал всех передатчиков этого сообщения надежными. См. "Фатхуль-Бари" 6/11.
Также сообщается, что однажды один человек сказал Ибн ‘Умару: "Ассаляму алейка уа рахмату-Ллахи, уа баракатух, уаль-гъадият, уа-рраихат". Тогда Ибн ‘Умар сказал ему: "И тебе тысяча!", выражая как бы этому порицание. Малик 3/133. Данный иснад прерванный, как сказал шейх аль-Альбани, однако от Ибн ‘Умара передаются подобные сообщения и через другие иснады.
Также сообщается, что один человек сказал Ибн ‘Аббасу: "Ассаляму алейка уа рахмату-Ллахи, уа баракатух, уа магъфиратух, уа ридуанух" и еще что-то добавил, на что Ибн ‘Аббас сказал: "Что это за салам?!" И разгневался так, что его лицо покраснело, а затем сказал: "Поистине, Аллах установил для салама границы, и запретил то, что свыше этого!" после чего прочитал аят: «Да пребудут над вами милость Аллаха (рахмату-Ллах) и благословение (уа баракатух), о обитатели дома!» аль-Байхакъи в "Шуаб аль-иман" 6/455. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным
Однако, некоторые имамы дозволяли добавлять к словам «уа баракатух», опираясь на аят и различные хадисы в данной главе. Как привел брат Джалиль выше, шейх Ибн аль-Къайим считал, что все эти хадисы слабые, а на счет шейха аль-Альбани, то тут очень спорный вопрос)
Так, в «ас-Сильсиля ас-сахиха» № 1449 шейх аль-Альбани приводил хадис от Зайд ибн Аркъама, который рассказывал: “Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) приветствовал нас, мы отвечали: «Уа алейка-ссалям, уа рахмату-Ллахи уа баракатуху, уа магъфиратух»”. аль-Бухари в «ат-Тарих» 1/330.
Шейх аль-Альбани там же говорит, что иснад хадиса хороший и все передатчики надежные.
Но потом было много разговоров о том, что шейх аль-Альбани отказался от того, что данный хадис достоверный и т.п. В “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 842, 1:07 можно послушать, что шейх аль-Альбани считает хадис с добавкой «уа магъфиратух» слабым, но усиливает подобные хадисы аятом Корана: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым».
Также от него передали об этом, что он отказался от достоверности этой версии хадиса, но остался на дозволенности добавления к саламу свыше слов «уа баракатух» - шейх Машхур, шейх ‘Али аль-Халяби и Абу Исхакъ аль-Хууайни.
А шейх ‘Абду-Ссалям ибн Барджис в своей книге «Ахкаму-ссалям», разъясняя то, что добавлять сверх слов «уа баракатух» нельзя, в сноске писал: “У уважаемого шейха и имама Мухаммада Насыруддина аль-Альбани – да хранит его Аллах – есть слова относительно достоверности этого хадиса в третьем томе «ас-Сильсиля ас-сахиха», основанное на том, что передатчик Мухаммад – это Абу Са’ид аль-Ансари. Это не было сделано на убежденности шейха, но было решено так по косвенным причинам. Однако явно то, что этот Мухаммад – это Ибн Хумайд, как об этом говорил аль-Байхакъи, так как его версия этого хадиса и версия аль-Бухари в «ат-Тарих» является одной”.
Но даже если это и так на самом деле, и шейх аль-Альбани отказался от того, что данный хадис является достоверным, он считал их достоверными в совокупности, и усиливал это мнение исходя из мнения некоторых саляфов, которые опирались на аят: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым».
Кстати, разбирая этот же вопрос, про добавления к словам «уа баракатух» чего-либо, и приведя подобные упомянутому хадису, хафиз Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» 11/7 писал: “И эти слабые хадисы усиливают друг друга и указывают на правомочность добавления сверх слов «уа баракатух»”.
Сообщается, что когда сподвижник Зайд ибн Сабит писал письмо халифу Му’ауие, в заключении он говорил: “И саляму алейка, о амир-правоверных, уа рахмату-Ллахи уа баракатуху, уа магъфиратух!” аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 1131. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.
Также шейх аль-Альбани в «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 11/724 приводит сообщение от Ибн ‘Умара, что когда его приветствовали, он отвечал на салам и добавлял, и говорил: “Ассаляму алейкум, уа рахмату-Ллахи уа баракатух, уа тайбу саляуатих”. См. «аль-Адаб аль-Муфрад» 1016.
Более того, для пользы еще хотел упомянуть, что недавно наткнулся на опровержение брата Абу Сухайба аль-Миншауи – ученика шейха Басима аль-Джауабры, тем, кто считал, что шейх аль-Альбани отказался от достоверности упоминавшегося хадиса, в котором говорится о добавке «уа магъфиратух». Он опирается на слова шейха аль-Альбани, которые он говорит в «ас-Сильсиля ад-да’ифа» под хадисом № 5433.
Там шейх аль-Альбани упоминает рассматриваемый хадис из «ас-Сильсиля ас-сахиха» № 1449 и говорит в процессе его обсуждения, что тот передатчик Мухаммад – это не Ибн Хумайд: “Этот хадис не из его передачи, наоборот, это от Мухаммада ибн Са’ида ибн аль-Асбахани, как я об этом упоминал там (в «ас-Сильсиля ас-сахиха»), в отличии от того, что написал мне один из уважаемых ищущих знание, утверждая, что это Мухаммад ибн Хумайд, без какого-либо довода”.
После этого брат Абу Сухайб сказал, что это последние слова шейха аль-Альбани об этом хадисе, поскольку он написал сборник «ас-Сильсиля ад-да’ифа» после сборника «ас-Сильсиля ас-сахиха», и что нет никаких указаний от шейха, что он отказался от достоверности данного хадиса.
Но даже если этот хадис и слабый, то как сказал Ибн Хаджар (11/7) они усиливают друг друга, плюс к этому следует добавлять и слова сподвижников, приветствовавших так, как например Зайд ибн Сабит.
Также и имам аш-Шаукани в толковании аята: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым» писал, что нет проблем добавлять к саламу такие слова, как «уа мардатух, уа тахиятух» и т.п. См. “Фатхуль-Къадир” 1/493.
И еще, что касается добавления чего-либо к словам «уа баракатух» в саламе, то шейх аль-Альбани говорил, что не следует начинать приветствие превышая слова «уа баракатух», тогда как отвечать свыше этого нет проблем. И он говорил, что порицание превышать слова «уа баракатух» в сообщениях Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара касалось именно тех, кто начинал салам таким способом, а не отвечал.
Однако, все же следует отметить, что большинство ранних имамов запрещали добавлять что-либо к словам «уа баракатух», будь это началом приветствия или ответом. И это запрещали большинство ханафитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов. Более того, среди них были те, кто считал добавления чего-либо к словам «уа баракатух» нововведением, поскольку считали, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не добавлял никогда к этим словам ничего, и что если открыть в саламе дверь того, что можно добавлять опираясь на обобщенный аят любые фразы, то это приведет в последствии и к открытию дверей в нововведении в любых словах поминания Аллаха, узаконенных в Сунне! Имам-маликит Абуль-Хасан аль-‘Адауи, упомянув асар от Ибн ‘Аббаса, что приводился выше, сказал: “И на этом были ограничены деяния наших саляфов и халяфов, и добавление чего-либо к саламу является крайностью и нововведением!” См. “Кифая ат-талиб” 2/436.
Лично я братья сам еще не определился в этом вопросе, уж много сомнений в голове на этот счет)
Хадис Зайд ибн Аркъама: “Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) приветствовал нас, мы отвечали: «Уа алейка-ссалям, уа рахмату-Ллахи уа баракатуху, уа магъфиратух»”, то уж больно запутан его иснад, тем более многие имамы сказали о его слабости, в частности Ибн аль-Къайим и Ибн Хаджар, да и от аль-Альбани не однозначно передается постановление в отношении него.
Аасар от Ибн ‘Умара, что он отвечал на салам с добавкой, сам же шейх аль-Альбани назвал слабым в «Да’иф аль-адаб аль-муфрад» 1016.
А на асар от Зайд ибн Сабита, который говорил в письме к Му’ауие: “Саляму алейка, о амир-правоверных, уа рахмату-Ллахи уа баракатуху, уа магъфиратух” сторонники недозволенности говорят, что он достоверный, однако эти слова понимаются, как ду’а за халифа мусульман, а не как продолжение салама.
Но кто братья будет опираться на обсуждаемый хадис: “Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) приветствовал нас, мы отвечали: «Уа алейка-ссалям, уа рахмату-Ллахи уа баракатуху, уа магъфиратух»”, то наверное все же лучше не увеличивать свыше слов: «уа магъфиратух» и не начинать с них, а только отвечать так.

Уа-Ллаху а’лям.

Если кому есть что добавить по этому вопросу, то делитесь братья)
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2767
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

След.

Вернуться в Этикет и нравственность (адаб)

cron