Что такое "исраф" и каковы его границы?

Сообщение »

Ассаляму алейкум уа рахмату Ллахи уа баракятух!
Разъясните пожалуйста тему Исрафа. Какое определение этого понятия и каковы его границы. К примеру: сколько должно быть одежды? дозволено ли, если ты есть не хочешь, съесть мороженное? есть ли лимит на украшения, при условии, что женщины платит с них закят? Джазакуму-Ллаху хайран.
Umm Ahmad
 
Сообщений: 8
Зарегистрирован: 12 авг 2008, 14:24

Определение исрафа

Сообщение »

Umm Ahmad писал(а):Ассаляму алейкум уа рахмату Ллахи уа баракятух!
Разъясните пожалуйста тему Исрафа. Какое определение этого понятия и каковы его границы. К примеру: сколько должно быть одежды? дозволено ли, если ты есть не хочешь, съесть мороженное? есть ли лимит на украшения, при условии, что женщины платит с них закят? Джазака Ллаху хайран.


Ассаляму алейки сестра.

Вообще в Шариате используется два слова касающиеся расточительства – исраф и табзир. Обычно считается что они имеют одно значение и включают в себя слова, дела и т.д.
Некоторые ученые разделяют эти понятия и говорят:
Табзир – незнание – на что тратить
Исраф – незнание – сколько тратить
Ибн Абидин, рахимахуЛлах, сказал:
"Исраф это трата чего-либо на то что нужно больше чем необходимо, а Табзир это трата на то что не нужно"
В Куране и Сунне есть предостережения от обоих видов расточительства.
Аллах сказал:
Раздавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители – братья дьяволов, а ведь сатана неблагодарен своему Господу. (Аль-Исра, 26-27) Здесь говорится О Табзире.
О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных. (Преграды, 31) Здесь говорится об Исрафе.
Имам аль-Бухари, рахимахуЛлах, сказал в своем Сахихе:
Глава. Слова Аллаха Всевышнего: "Скажи: Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам" (Преграды, 32) И сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Ешьте, пейте, одевайтесь и делайте садака избегая исрафа и высокомерия" и сказал ибн Аббас: "Ешь сколько хочешь, одевайся сколько хочешь пока к тебе не подступят две (черты) – исраф и высокомерие"

Я думаю, если внимательно смотреть на определения, то можно найти ответы на твои вопросы. А насчет границ исрафа ученые говорят, что это зависит от состояния человека.
ДжазакиЛляху хайра.
Burhan
 
Сообщений: 87
Зарегистрирован: 10 авг 2008, 08:42

Сообщение »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух

Хотел бы для пользы дополнить кое-что по теме исрафа и его границах:

Ученые много разногласили в отношении границ "исрафа".
Кто-то из них считал, что это любая трата денег свыше того, в чем ты нуждаешься. Имам ат-Тыби сказал: “То, на что тратится имущество, может быть обязательным, как расходы на семью, выплата закята и т.п. В этом не может быть пустой траты денег. То же самое касается и желательных вещей. А может расходоваться и на дозволенное, и нет неясностей, кроме как в этом разделе. Поистине, некоторые люди считают многие вещи дозволенными, но при исследовании их, все не так. К этому можно отнести построение высокого дома и его украшение, исраф в расходовании на семью, чрезмерность в ношении хорошей одежды, употребление наилучшей и вкусной еды. Тебе должно быть известно, что черствость сердца и грубость является следствием ношения тонкой одежды и употребление лучшей еды”. См. “Миркъат аль-мафатих” 7/308.

Кто-то считал, что исраф – это трата на то, что не имеет никакой пользы ни для религии, ни для мирского. Хафиз Ибн Хаджар передал, что имам ас-Субки сказал: “Границы в вопросе «пустой траты денег» заключаются в том, чтобы трата не была ни на что религиозное или мирское. Если причина траты не является что-либо из этого, тогда это однозначно запрещено”. См. “Фатхуль-Бари” 10/408.

Кто-то считал, что исраф – это когда ты расходуешь имущество на запретное. Когда Са’ид ибн Джубайра спросили: «Что такое “пустая трата денег”?», он ответил: “Это когда Аллах даровал тебе удел, а ты тратишь его на то, что запретил тебе Аллах!” См. “аль-Истизкар” 1/322.

Кто-то считал, что границы исрафа определяются обычаем той или иной местности. Имам аз-Зуръкани сказал: “Къады ‘Ийяд передал от ученых порицание того, что превышает обычай принятый среди людей”. См. “Шарх аль-Мууатта” 4/431.

Кто-то считал, что исраф разнится в отношении конкретного лица и общества, и то, что в отношении одних может быть исрафом, не является таковым в отношении других, если сама вещь не из запретных. Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Некоторые обладатели знания говорят, что расточительство (исраф) является относительной вещью. Они так же говорят про это в вопросе покупки благовоний, что нет в этом исрафа, за сколько бы человек не купил их. И говорят, что об этом упоминается от пророка (мир ему и благословение Аллаха)».
Шейх Ибн ‘Усаймин ответил: “Что касается исрафа в поклонении, то это не является относительной вещью, поскольку Шариат установил границы в вопросах поклонения. Например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал омовение и мыл части тела по одному, два и три раза, и сказал: «А кто сделает свыше этого, тот поступил плохо, несправедливо и перешел границы».
Что же касается исрафа в бытовых вопросах, то это вещь относительная. Может быть, что эта вещь будет исраф для определенной группы людей и не быть таковой для другой, может быть исраф для жителей одной станы и не быть для жителей другой. Это вещь относительная, и это известно исходя из правила: «Исраф – это переход границ».
А что касается благовоний, то нет сомнения в том, что если человек из числа богатых людей и купил дорогое благовоние, то он не является тем, кто проявил расточительность. Особенно, если это хорошее благовоние, как это известно, запах которого сохраняется на долгий период, что делает его еще лучше. А если речь идет о человеке из средней семьи или бедных, то покупка подобного благовония в отношении такого является расточительством
”. Сл. “Ликъаат Баб аль-мафтух” № 8, вопрос: 24.
У шейха Ибн ‘Усаймина также есть и другие подобные по смыслу слова в «Ликъа аш-шахри» № 37, и все они указывают на то, что если человек потратил много денег на что-то дозволенное, и сам он из числа имеющих достаток, а не нуждающихся и не брал для этого в долг, если не делает это ради показухи, и т.п., и не делает это без малейшей нужды очень часто, тогда он не попадает в число расточителей.

Но, при всем этом конечно же не следует нам забывать и о таком важном и желательном положении религии, как аскетизм.
Аллаху а’лям.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55


Вернуться в Этикет и нравственность (адаб)

cron