Определение слова "нафс"

Сообщение »

Ас-саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баркатух ! )) Разъясните ин ша Аллах определение слова "нафс" . ДжазакаЛлаху хайран ! )) БаракаЛлаху фикум ! ))
Аватар пользователя
[Абу Ханифа]
 
Сообщений: 271
Зарегистрирован: 20 дек 2010, 20:16

Re: Определение слова "нафс"

Сообщение »

Уа алейка ас-салям уа рахматуЛлахи уа баракатух.

Нафс, что в переводе с арабского означает — душа и имеющая разные проявления, в Коране базируются на нижеследующих аятах:

1. В суре "аль-Фаджр" Аллах говорит: «О душа, обретшая покой! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство!»
(Сура аль-Фаджр, аяты 27-28).

2. В другой же суре, Аллах описал душу, которая побуждает ко злу, сказав: «ведь душа человека повелевает зло» (Сура Йусуф, аят 53).

В отношение первого из приведённых аятов Хафиз Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, в своём "Тафсире" суры "аль-Фаджр" сказал:

“Аллах обратился к чистой и спокойной душе, которая пребывает в умиротворении и преисполнена истины:

﴿ يَاأَيَّتُهَا النَّفْسُ الْمُطْمَئِنَّةُ ارْجِعِي إِلَى رَبِّكِ ﴾


«О душа, обретшая покой! Вернись к Своему Господу..» - т.е. к Его приближению, награде и уготованному Его рабам в Раю,

﴿ رَاضِيَةً ﴾

«удовлетворенной» собой

﴿ مَرْضِيَّةً ﴾

«и снискавшей довольство!» - т.е. Аллахом и у Аллаха.

﴿ فَادْخُلِي فِي عِبَادِي ﴾

«Войди в круг Моих рабов!» - т.е. в их число.

﴿ وَادْخُلِي جَنَّتِي ﴾

«Войди в Мой Рай!»


Данные слова скажут ей в момент смерти и в День Воскресения. Так же как ангелы приносят благую весть верующему в момент его смерти и восстания из могилы, так и здесь. У толкователей Корана нет единого мнения относительно того, о ком был ниспослан этот аят. Некоторые из них утверждают, что он был ниспослан в честь Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах). Другие считают, что он посвящен Хамзе ибн аль-Мутталибу (да будет доволен им Аллах). По этому поводу ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщил: "Этот аят был ниспослан в присутствии Абу Бакра, который сказал: «О, Посланник Аллаха! Какие они красивые, эти слова!?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Это тебе точно будет сказано»". (Ибн Абу Хатим)

Аль-Хафиз ибн ‘Асакир передал со слов Умамы, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал одному человеку: «Скажи: «О, Аллах, я прошу Тебя об обретшей покое душе, верующей во встречу с Тобой, довольной Твоим воздаянием и удовлетворенной Твоим подаянием»”.

Также шейх 'Абдур-Рахман ас-Са‘ди, да смилуется над ним Аллах, в тафсире этого аята говорит: “О душа, которая обрела покой в поминании Аллаха и возлюбила Его! Вернись к Господу, который вскормил тебя своими благами. Ты будешь довольна своим Господом и той наградой, которой Он почтил тебя. Ты снискала Его благосклонность и заслужила право войти в Рай. С этими словами обращаются к душам верующих в День Воскресения и при их расставании с мирской жизнью”. См. "Тафсир ас-Са‘ди", с.680.

Что же касается другого проявления души, то шейх ас-Са‘ди сказал в своём "Тафсире" вышеприведённого аята из суры "Йусуф":

“Воистину, душа — это корабль сатаны и дверь, через которую он входит к человеку. И спастись от греховных повелений своей души удается только людям, над которыми смилостивился Господь. Их души обретают уверенность и покой, повинуются тем, кто призывает на прямой путь, и отказываются повиноваться тем, кто призывает к погибели. Но это является не заслугой человеческой души, а милостью и добродетелью Аллаха по отношению к Своему рабу. Воистину, Аллах прощает и милует того, кто осмеливается совершать грехи и ослушаться, если он приносит покаяние и возвращается на прямой путь. Божья милость к такому человеку проявляется в том, что Аллах принимает его покаяние и помогает ему совершать праведные деяния. Согласно наиболее достоверному мнению, эти слова принадлежали не Йусуфу, а жене визиря. Это совершенно очевидно из контекста коранического откровения, потому что во время обсуждаемого нами разговора Йусуф ещё находился в темнице”.

А имам Ибн аль-Къайим, да смилуется над ним Аллах, говорит: “…Душа сотворена или извечна?”
Затем он сказал: “Это вопрос в котором некоторые ученые ошиблись и многие группы из сынов Адама впали в заблуждение в этом, но Аллах наставил последователей Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, на истину. Посланники единогласны в том, что душа сотворена и её можно обучать и тренировать. Это основной принцип в религии Посланников, также как их убеждение в то, что вселенная создана, и тела будут воскрешены, и что Аллах Единственный Создатель и все кроме Него создано.

Затем он процитировал Хафиза Мухаммада ибн Наср аль-Маруази: "Нет разногласий между мусульманами в отношении того факта, что души (арвах) в Адаме и что его дети и Иса и другие сыны Адама созданы Аллахом, который создал их и придал им форму, затем Он упомянул их вместе с Собой, как Он упомянул все создания с Собой, и сказал: «Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (Сура аль-Джасийа, аят 13)"”. См. "ар-Рух", с.144.

Также Ибн аль-Къайим сказал: “Шайтан подбирается к человеку, находя в его душе лазейки. Сама же душа встаёт на сторону шайтана, потому что он даёт ей то, что она желает. Таким образом, шайтан, душа и страсть человека - три распорядителя, три приказчика - объединяются против него и используют органы его тела для удовлетворения своих желаний, а органы человеческого тела - это управляемый инструмент, который может только подчиняться. Таковы эти трое, и таково человеческое тело, которое повинуется им и делает то, что они велят.
Таково положение раба Аллаха. Но при этом, его Великий и Милосердный Господь по милости своей поддержал его другим воинством и дал ему подкрепление, которое сражается на его стороне против тех, которые хотят его погубить. Аллах послал ему Своего посланника, ниспослал ему Свое Писание и подкрепил его благородным ангелом, который противостоит его врагу - шайтану. Так, когда шайтан повелевает человеку сделать что-нибудь плохое, ангел велит ему повиноваться Аллаху и напоминает ему о том, что его ждет погибель, если он подчинится своему врагу. Иногда человек идет за ангелом, иногда - за шайтаном, и, в итоге, победителем выходит тот, кого поддерживает Великий и Могущий Аллах, и защищенным оказывается тот, кого защищает Всевышний Аллах. Наряду с душой, побуждающей человека к злу, Аллах даровал ему душу, сохраняющую его покой. Если побуждающая к злу душа велит человеку сделать что-то недоброе, сохраняющая покой душа запрещает ему это; если побуждающая к злу душа запрещает ему совершать что-то доброе, сохраняющая покой душа велит ему сделать это. Человек подчиняется то одной душе, то другой, и они обе имеют власть над ним. Бывает так, что одна душа полностью покоряется другой и навсегда теряет свою власть над человеком”.

См. "аль-Уабиль ас-Сайиб", с.21.
sultan
 
Сообщений: 494
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 15:49

Re:

Сообщение »

Уа 'аляйкум Ссалям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
Ибн аль-Каййим так же сказал: "Аллах, Свят Он, установил в человеке две души: душа повелевающая (зло) и душа спокойная, обе они враждебны друг другу, все, что будет легко одной тяжело другой, и все, чем наслаждается одна, испытывает от этого мучения другая. Нет вещи более тяжелой для повелевающей души, чем деяния ради лика Аллаха и
предпочтение Его довольства своим страстям, но нет для него ничего полезней этого, и нет ничего более тяжелого для спокойной души, чем деяния не ради Аллаха, и повиновение призывнику страстей.
Нет для души ничего вреднее этого, ангел у нее с правой стороны сердца, а шайтан с другой — левой стороны. Война идет продолжительная, непрекращающаяся, за исключением тех
случаев, когда завершится ее срок в мирской жизни. Вся ложь пребывает вместе с шайтаном и
повелевающей (душой), а вся истина пребывает вместе с ангелом и спокойной (душой). Война идет с переменным успехом, и победа будет с терпением, а кто будет терпеть, проявлять терпимость, охранять границы и бояться Аллаха, то ему будут принадлежать благоприятный исход в мирской жизни и в будущей."
См. "Ад-да'а уа дауа", стр. 208
Beretta_92
 
Сообщений: 23
Зарегистрирован: 29 фев 2012, 23:50


Вернуться в Терминология шариата

cron