Мухаддис, но не факих?!

Ответить
Аватара пользователя
Abu-Dawud
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 12 май 2011, 12:16

Мухаддис, но не факих?!

Сообщение Abu-Dawud » 17 мар 2012, 08:47

Ассаламу алейкум!
Часто я встречал такую фразу "он лишь мухаддис, а не факих", и не мог понять это неужели ученый по хадисам не знает фикха или менее сведущ в этой науке?
Недавно читая книгу "Ихтиярату-ль-фикхия лиль-Альбани", нашел хороший ответ. Отвечая на подобный вопрос, шейх аль-Альбаний сказал: "Обязательным является для факиха, чтобы он был мухаддисом и не является обязательным для мухаддиса быть факихом потому, что мухаддис соответственно и является факихом, разве сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) изучали фикх? И что это за фикх, который они изучали? Это тот фикх, который они брали от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) - они изучали хадис. А что касается тех факихов, которые изучают высказывания (мнения) ученых и их фикх, и не изучают хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который и является источником фикха, то они те, которым говорят: обязательно чтобы вы изучали науку хадиса, так как нам не представляется достоверный фикх без знания хадиса, достоверности его и слабости, и в то же время мы не можем представить мухаддиса, чтобы он не являлся факихом. Куръан и Сунна - это источник фикха всего фикха, а что касается сегодняшний обычный фикх, то это - фикх мнения ученых, а не фикх куръана и сунны. Да часть фикха существует на основе куръана и сунны, а часть – представляет собой мнения и исследования, однако, в большинстве из них (мнения и исследования) противоречит хадису потому, что они не осведомлены об этой науке должным образом».
Примерный перевод из этой книги, если я где-то ошибся пускай братья исправят.



Аватара пользователя
Djigit-Mukiz
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 13 окт 2011, 14:49

Re:

Сообщение Djigit-Mukiz » 17 мар 2012, 22:33

Алейкус ас-салям уа рахмату-Ллах!

Еще для пользы:
Некоторые мусульмане ошибочно полагают, что мухаддисы не знают ничего, кроме хадисов, и что для понимания смысла этих хадисов следует обращаться именно к факъихам. Это тоже одна из крайностей. Например, имам Ахмад сказал: “Знатоки хадисов – это лучшие из тех, кто говорит о знании”. См. “Шарафу асхабиль-хадис” 95.
Халиф Харун ар-Рашид говорил: “Когда я искал истину, я находил ее у мухаддисов”. См. “Шарафу асхабиль-хадис” 110.
Более того, имам Абу ‘Аруба аль-Харрани говорил: “Факъих, который не является знатоком хадисов – хромающий факъих”. См. “Шарафу асхабиль-хадис” 143.

Что же касается тех, кто обвиняет шейха аль-Альбани в том, что он был невежда в вопросах фикъха, то в свое время говорили то же самое даже об имаме Ахмаде. Сказал имам аз-Захаби: “Ибн ‘Акъыль говорил: «Одной из удивительных вещей, которые я слышал от этих невежественных юнцов, являются их слова: «Ахмад ибн Ханбаль не факъих, он - мухаддис». Эти их слова являются пиком невежества! Ведь у него есть такие произведения, которые он основал на хадисах пророка (мир ему и благословение Аллаха) таким образом, о котором большинство из них даже не знают, и вероятно, даже превзошел в этом их ученых!” Я (аз-Захаби) говорю: Я полагаю, что они считали Ахмада только лишь мухаддисом, даже более того возводят его в ранг мухаддисов нашего времени. Но клянусь Аллахом, что и в фикхе он достиг степени таких ученых, как аль-Лейс, Малик, аш-Шафи’и и Абу Йусуф, в аскетизме и богобоязненности – степени аль-Фудайля и Ибрахима ибн Адхама, а в памяти – степени Шу’бы, Яхьи аль-Къаттана и Ибн аль-Мадини. Однако, невежда не знает даже своего уровня, так откуда же ему будет известно об уровне других?!” См. “ас-Сияр” 11/321.

Вот такое небольшое пояснение хотелось добавить, надеюсь мы извлечем пользу из этого.



tik
Сообщения: 401
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 06:16

Re: Мухаддис, но не факих?!

Сообщение tik » 18 мар 2012, 02:07

Уалейкум ссалям уа рахмату-Ллаh.
Субхана-Ллаh, до чего же невежественны люди, пытающиеся принизить этими глупыми словами достоинство мухаддисов! В основном такое приходилось слышать только он фанатичных мукаллидов за мазхабами.

Уаки' ибн аль-Джаррах рассказывал: "Однажды меня встретил Абу Ханифа и сказал мне: "Если бы ты перестал записывать хадисы и стал изучать фикъх, разве это было бы не лучше для тебя?!" Я сказал ему: "А разве хадисы не включают в себя весь фикъх?!" Тогда он спросил: "Хорошо, а что ты скажешь о женщине, которая заявляет о своей беременности, а муж это отрицает?!" Я сказал ему: "Сообщил мне Уббад ибн Мансур, которому сказал Икрима, передавший со слов Ибн Аббаса, что пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал, что в таком случае призывают проклятие на друг друга!" (См."аль-Факъих уаль-мутафаккъих"2/161. Иснад достоверный.)

Имам аш-Шафи'и сказал: "Когда я видел человека из числа знатоков хадисов, я как будто видел самого пророка (мир ему и благословение Аллаха)". (См."Шарафу асхабиль-хадис" 110)

Имам Ибн аль-Мубарак говорил: "Тверже всего из людей на прямом пути стоят знатоки хадисов". (См."Шарафу асхабиль-хадис" 117)
Он также сказал: "Я нашел религию у знатоков хадисов, философию - у му'тазилитов, ложь у рафидитов, и искажение - у приверженцев своего мнения." (См."ас-Сауа'икъуль-мурсаля"2/359)

Суфьян ас-Саури сказал: "Ангелы являются хранителями небес, а знатоки хадисов являются хранителями земли". (См."Шарафу асхабиль-хадис"85)

Имам Ахмад сказал: "Знатоки хадисов - это лучшие из тех, кто говорит о знании". (См."Шарафу асхабиль-хадис"95)

Абу Бакр ибн 'Ийяш сказал: "Нет в этом мире людей лучше, чем знатоки хадисов". (См."Шарафу асхабиль-хадис"96)

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: "Те, кто порочит знатоков хадисов и отвергает их мазхаб, являются невеждами, еретиками и лицемерами, в чем нет никаких сомнений!" (См."Маджму'уль-фатауа"4/96)

И мне как-то прислал один наш брат слова Хатыба аль-Багдади, сказавшего: "Если бы человек, имеющий здравый рассудок, занялся бы науками, которые ему принесут пользу, и изучил бы Сунну посланника Господа Миров (мир ему и благословение Аллаха), то он нашел бы там все что ему необходимо, так как хадисы содержат знание основ единобожия, разъяснения Божьих обещаний и угроз, эпитеты Господа Миров, сведения о Рае и Аде, и о том, что уготовил Аллах для богобоязненных и для грешников, и что создал Аллах на земле и на небесах. В хадисах содержится о праведниках, и святых, назидания ораторов, высказывания правоведов, речи Посланника (мир ему и благословение Аллаха) и его чудеса. В них дается разъяснение Великого Корана и содержащихся в нем известий и мудрых изречений слов сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что они запомнили из норм Ислама.
Аллах сделал обладателей хадисов столпами шариата, разрушив их умами всю отвратительную ересь. Они являются доверенными лицами Аллаха среди Его созданий, посредниками Его слов. Их свет ярок, их достоинства очевидны. Все секты имеют свои пристрастия и авторитеты, кроме обладателей хадисов.
Коран - их оружие, Сунна - их аргумент, а Посланник (мир ему и благословение Аллаха) - их лидер.
К нему они себя относят, не обращая внимания на различные мнения. Тот, кто создает им проблемы, того Аллах унизит и оставит без помощи.
О Аллах! Сделай нас носителями хадисов, окажи нам благодеяния руководствоваться хадисами, пошли нам любовь к тем, кто их придерживается, и дай им победу!
Честь обладателям хадисов!
"

Амин!



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2848
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 20 авг 2017, 17:50

Хотел бы поделиться по теме прекрасными словами шейха ‘Абдуль-Карима аль-Худайра, сказавшего:
“На языке многих факъихов является распространённым следующее выражение: «Факъихи – это врачи, а мухаддисы – это аптекари», и смысл этого в том, что мухаддисы составляют лекарство, а врачи его применяют и лечат им больных. Нет сомнений, что в этом есть сходство. Ведь мухаддис выносит суждение о достоверности хадиса, собирая все его пути, изучая его иснад и текст, после чего факъих выносит на основании готового какое-то суждение. Лекарство готово, и факъих начинает им лечить больного. Т.е. согласно этому высказыванию выходит так, что мухаддисы подготавливают достоверные хадисы, передавая их факъихам, а факъихи начинают извлекать из них постановления.
Нет сомнения в том, что это касается лишь мухаддисов, которые разбираются только в хадисах. Т.е. речь о тех, кто занимается лишь передачей, без изучения смысла самих хадисов. Такие люди имеются в рядах мухаддисов, мухаддисы, которые не являются факъихами. Точно так же, как и среди факъихов, из них даже ещё больше людей, которые не являются мухаддисами. Они берут суждения мухаддисов касательно хадиса, а потом выводят постановления. И среди тех есть такие, и среди этих есть такие.
Однако, в рядах мухаддисов есть огромное количество истинных факъихов, как есть и факъихи мухаддисы, и они в одно и то же время являются и аптекарями и врачами. Кто из числа факъихов может сравниться с аль-Бухари в познании фикъха?! Он объединил обе вещи.
Если ты найдёшь оба этих качеств (знание хадиса и фикъха) в учёном, то держись за него коренными зубами. Но не так, чтобы он был лишь факъихом, не зная о хадисах ничего, как и лишь мухаддисом, неспособным извлекать постановления. Но если он объединит оба качества, то держись за него коренными зубами. Таковыми были многие мухаддисы.
Так кто сравнится с аль-Бухари в его фикъхе?! А Ахмад ибн Ханбаль считается кем? Факъихом и мухаддисом. Также и звезда Сунны – Малик. Также и аш-Шафи’и. Имамы – факъихи, имамы иджтихада, все они были мухаддисами. Среди них не было такого, кто ничего не знал о хадисах, как это было среди поздних поколений из числа факъихов. Точно так же, как и среди мухаддисов было редкостью, кто ничего не знал из фикъха, как это было среди некоторых передатчиков из поздних поколений. Да, начиная с шестого века были аптекари, у которых не было ничего из фикъха. Более того, большинство из них были подобны простолюдинам (‘аууам). У таковых была лишь передача, которую передавали от него требующие знания, который не был в состоянии что-то извлекать. Такое имело место. Но, является ли это (незнание фикъха) качеством мухаддисов?! Никогда! Это не является качеством сторонников хадиса.
А то, что какие-то правила, установленные мухаддисами, не соответствуют методам факъихов, не повредит этому правилу никогда.

Как и слова о том, что факъихи – это врачи, а мухаддисы – это аптекари, подобное касается кого? Только обычных мухаддисов, простых передатчиков, у которых нет изучения смысла хадисов. Да, они устанавливают достоверность хадиса, а затем мы начинаем извлекать положения.
Сейчас есть два противоположных ошибочных утверждения. Среди людей есть такой, кто говорит: «Обратись к хадисам и оставь фикъх». И среди людей есть такой, кто говорит: «Опирайся на достоверное от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и не обращай внимания на исследование путей хадиса, его иснад, его передачу, а извлекай сразу из него положения, избавив себя от этих трудностей».
Однако, что мешает тому, чтобы человек (обладатель знания) уделял внимание хадисам, их достоверности, проявлял иджтихад касательно их достоверности и затем извлекал положения из них? Нет сомнения в том, что таким образом у него будет полное представление (о вопросе). В противном случае доказательства будут для него противоречивыми по многим вопросам, если он будет только лишь факъихом. Или же для него будет затруднительным извлечение постановлений согласно методам сторонников фикъха, касательно которых была похвала, если он будет только лишь мухаддисом.
Является необходимым объединить обе вещи (знание хадиса и знание фикъха)”. Сл. “Танкых аль-анзар” № 2.



Ответить

Вернуться в «О величии и важности знания и ученых»