Сообщение »

ГЛАВА 42
О высказывании Всевышнего Аллаха


«Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» Аль-Бакъара 2:22.
По поводу этого аята Ибн ‘Аббас сказал: «Равнение с Аллахом других является многобожием, которое более скрыто, чем муравей, ползущий по черному камню в кромешном мраке ночи. Таким ширком будет, если ты скажешь женщине: “Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью!” или “Если бы не эта собачка, то к нам залезли бы воры” или “Если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры”. Иногда один человек говорит другому: “Так пожелали Аллах и ты!” А иногда говорят: “Если бы не Аллах и такой-то…” Не связывай происходящие события с кем-либо, потому что во всех этих выражениях есть элементы многобожия». Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.

Подлинное единобожие достигается тогда, когда в сердце человека не остается никого, кроме Великого и Могучего Аллаха. Нет у Него ни сотоварищей, ни равных, и поэтому запрещается даже клясться кем-либо, помимо Аллаха, или говорить: «Так пожелали Аллах и такой-то!» Эти и другие подобные выражения запрещены, потому что мусульманину полагается связывать происходящие события с Аллахом. Существует две формы дозволенных высказываний такого рода. Будет лучше всего, если человек скажет: «Если бы не Аллах, то этого бы не произошло». Но ему также разрешается сказать: «Этого бы не произошло, если бы не Аллах, а затем такой-то». Это высказывание не противоречит единобожию, потому что в нем подчеркивается, что участие творений стоит на ступень ниже той милости, которую человеку оказывает Аллах, однако оно не является совершенным. Вот почему Ибн ‘Аббас сказал: «Не связывай происходящие события с кем-либо».
Что же касается запрещенных высказываний, то Ибн ‘Аббас сказал, что в каждом из них присутствуют элементы многобожия. Это относится, например, к словам: «Если бы не Аллах и такой-то…» Союз “и” связывает однородные члены предложения, но не подчеркивает разницу в степени их участия. Однако слово “затем” подчеркивает разницу в степени участия и указывает на последовательность событий во времени. Поэтому использование союза “и” в таких выражениях относится к проявлениям малого многобожия.


Передают, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поклявшийся не Аллахом впал в неверие или приобщил сотоварищей к Аллаху». Этот хадис передал ат-Тирмизи и назвал его хорошим, а аль-Хаким сказал, что он является достоверным.[104]

Клятва – это подтверждение правдивости собственных слов посредством упоминания того, кто почитается теми, кто участвует в разговоре. В арабском языке при произнесении клятв упоминаются частицы “уау”, “ба” или “та”. Мусульмане обязаны подтверждать правдивость своих слов только клятвами именем Аллаха, потому что только Великий и Могучий Аллах заслуживает подлинного почитания и возвеличивания. Если же человек клянется кем-либо, помимо Аллаха, то он впадает в неверие или многобожие. Почему же? Потому что своим поступком он возвеличивает творение так, как надлежит возвеличивать одного Аллаха. Клятва не именем Аллаха относится к проявлениям малого неверия и малого многобожия, но может привести к великому многобожию, если человек станет возвеличивать творение так, как надлежит возвеличивать Аллаха, поклоняясь ему.
Клятва не именем Аллаха является проявлением многобожия, даже если человек всего лишь произносит ее устами, не скрепляя ее в душе. Это относится к людям, которые часто клянутся Пророком, Каабой, честью, святыми угодниками и т.п. Они повторяют эти слова, не вкладывая в них их истинного смысла, и их клятвы можно рассматривать как празднословие, однако они все равно относятся к проявлению многобожия, потому что подразумевают возвеличие творений наряду с Великим и Могучим Аллахом.


Ибн Мас’уд сказал: «Я бы предпочел ложно поклясться Аллахом, чем правдиво поклясться не Аллахом».

Это объясняется тем, что клятвы не именем Аллаха являются тяжким грехом и проявлением многобожия. Лживая клятва также является тяжким грехом, однако малое многобожие опаснее остальных тяжких грехов. Поэтому Ибн Мас’уд предпочел бы солгать, оставаясь приверженцем единобожия, нежели сказать правду, приобщив сотоварищей к Аллаху. Вознаграждение за единобожие больше, чем наказание за ложь, и наказание за приобщение сотоварищей к Аллаху ужаснее наказания за ложь.

Передают, что Хузейфа рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не говорите: “Так было угодно Аллаху и такому-то!” Вам следует говорить: “Так было угодно Аллаху, а затем такому-то!”» Этот хадис передал Абу Дауд с достоверной цепочкой рассказчиков.[105]

Этот запрет Пророка, мир ему и благословение Аллаха, носит категорический характер, потому что человек, ставя желание творения в один ряд с желанием Аллаха, совершает малое многобожие. Что же касается слова “затем”, то оно указывает на то, что желание раба зависит от желания Великого и Могучего Аллаха. Всевышний сказал: «Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» Ат-Такуир 81:29.

Передают, что Ибрахим ан-Нахаи считал недопустимым говорить: «Прибегаю к защите Аллаха и твоей защите», – а разрешал говорить: «Прибегаю к защите Аллаха, а затем прошу защиты у тебя». Он также разрешал говорить: «Если бы не Аллах, а затем такой-то...», – но не разрешал говорить: «Если бы не Аллах и такой-то...»

Использование союза “и” означает, что человек одновременно прибегает к защите Аллаха и защите Его творения. Прибегание к защите имеет видимую и скрытую сторону. Последняя заключается в том, что человек со страхом и надеждой ищет защиты и покровительства того, к кому он обращается за помощью всей душой. Безусловно, таким образом подобает прибегать только к защите Аллаха.
Следует отметить, что ранние мусульмане, как правило, не разрешали или порицали деяния, которые категорически запрещены. В некоторых сообщениях эти слова не означают категорический запрет, однако это относится только к тем случаям, по поводу которых нет ясных священных текстов.


РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Смысл аята из суры “Аль-Бакъара” о равнении с Аллахом других.
2. Сподвижники считали, что этот аят, ниспосланный по поводу великого многобожия, распространяется и на малое многобожие.
3. Клятва не Аллахом является проявлением многобожия.
4. Правдивая клятва не Аллахом является большим грехом, чем лживая клятва Аллахом.
5. Разница между союзом “и” и наречием “затем” в речи.
________________________
[104]Ахмад 2/69, 87 и 125, ат-Тирмизи (1535).
[105]Ахмад 5/384, Абу Дауд (4980).
Аватар пользователя
Саляфит
 
Сообщений: 1394
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 20:45

Сообщение »

ГЛАВА 43
О том, кого не удовлетворяет клятва Аллахом


Передают, что Ибн ‘Умар рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не клянитесь своими отцами! Кто же поклялся Аллахом, тот должен сказать правду, а тот, кому поклялись Аллахом, должен удовлетвориться. Если же это его не удовлетворяет, то он не имеет отношения к Аллаху». Этот хадис передал Ибн Маджа с хорошей цепочкой рассказчиков.[106]

Этот хадис распространяется на все клятвы Аллахом, будь то клятвы в присутствии кадыя или при других обстоятельствах, потому что удовлетворяться клятвой необходимо ради того, чьим именем клянутся. Именно почтение к Великому и Могучему Аллаху заставляет раба верить тому, кто клянется именем Аллаха, даже если он является лжецом. Безусловно, в этом случае человек может не опираться на его слова, однако ради уважения к Великому и Могучему Аллаху, он не должен показывать того, что он не верит ему. Тем самым он подтвердит свою приверженность единобожию и выкажет почтение Аллаху, а лживая клятва именем Аллаха не навредит никому, кроме самого лжеца. Если же человек не довольствуется клятвой именем Аллаха, то он не имеет отношения к Аллаху. Это значит, что он совершает тяжкий грех.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Запрещение клясться отцами.
2. Повеление удовлетворяться клятвой Аллахом.
3. Суровая угроза тому, кто не удовлетворяется ею.
________________
[106]Ибн Маджа (2101).
Аватар пользователя
Саляфит
 
Сообщений: 1394
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 20:45

Сообщение »

ГЛАВА 44
О выражении “Если пожелает Аллах и ты”


Это выражение содержит элементы многобожия, потому что в нем желание Аллаха и желание творения ставятся в один ряд. Произнося его, человек совершает малое многобожие.

Кутейла рассказывал: «Однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел один иудей и сказал: “Вы приобщаете сотоварищей к Аллаху, когда говорите: “Так пожелали Аллах и ты!” и когда говорите: “Клянусь Каабой!” Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел, чтобы при принесении клятв, люди говорили: “Клянусь Господом Каабы!” и чтобы они говорили: “Так пожелал Аллах, а затем ты”». Этот хадис передал ан-Насаи и назвал его достоверным. [107]

Из этого хадиса следует, что заблудший человек иногда может осознавать истину. И если он говорит правильные слова, то мусульмане обязаны соглашаться с ним, потому что они должны принимать истину от любого человека, кем бы он ни был, даже если он окажется иудеем или христианином.

Он же передал хадис Ибн ‘Аббаса: «Один человек сказал Пророку: “Так пожелали Аллах и ты”. Тогда он сказал: “Ты что, равняешь меня с Аллахом? Если пожелает один Аллах”».[108]
Ибн Маджа передал следующий хадис Туфейла, брата ‘‘Аиши по матери: «Однажды во сне я увидел, что подошел к группе иудеев и сказал: “Воистину, вы были бы праведным народом, если бы не говорили, что Узейр – сын Аллаха”. Они ответили: “И вы были бы праведным народом, если бы не говорили: “Так пожелали Аллах и Мухаммад”. Затем я подошел к группе христиан и сказал им: “Воистину, вы были бы праведным народом, если бы не говорили, что Мессия – сын Аллаха”. Они сказали: “И вы были бы праведным народом, если бы не говорили: “Так пожелали Аллах и Мухаммад”. Проснувшись утром, я рассказал об этом некоторым людям, а затем пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и также рассказал ему о своем сне. Он спросил: “Ты рассказал кому-нибудь об этом?” Я ответил: “Да”. Тогда он воздал хвалу Аллаху, восславил Его, а затем сказал: “Итак, Туфейль видел сон, о котором рассказал некоторым из вас. Вы употребляли выражение, которое в силу некоторых обстоятельств я не мог запретить вам ранее. Так вот, не говорите более: “Так пожелали Аллах и Мухаммад”, – а говорите: “Так пожелал один Аллах”».[109]

Из этого хадиса видно, что заблудший человек или приверженец неправильного вероисповедания иногда может найти ошибку в словах приверженца истины, даже несмотря на то, что многие из его воззрений также являются ошибочными. И если он докажет ему правдивость своих слов, то приверженец истины обязан принять их и не отвергать истину только из-за того, что ее открыл ему заблуждающийся человек.
Вопросы, которые подняты в этом хадисе, относятся к проявлениям малого многобожия, о чем свидетельствуют слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Вы употребляли выражение, которое в силу некоторых обстоятельств я не мог запретить вам ранее». Многобожие в словах искоренялось постепенно, а великое многобожие Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, изобличил и запретил сразу в самом начале своей миссии. С изобличением великого многобожия нельзя медлить, а с некоторыми из проявлений многобожия на словах можно повременить, если этого требуют обстоятельства, для того, что-бы со временем можно было добиться еще больших результатов. Это определяется методами призыва и необходимостью постепенно перехода от более важных вопросов к менее важным. Что же касается великого многобожия, то его существование не может принести людям никакой пользы.


РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Знание иудеев о малом многобожии.
2. Понимание человеком подобных вопросов, если у него есть желание.
3. Высказывание Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Ты что, приравниваешь меня к Аллаху?» Чего же тогда заслуживает человек, который написал следующие строки: «О благороднейший из людей! Не у кого мне искать спасения, кроме как у тебя...»
4. Подобные выражения не являются проявлениями великого многобожия, поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «...в силу некоторых обстоятельств я не мог...»
5. Праведное сновидение является одной из форм божественного откровения.
6. Оно служило основанием для некоторых законоположений.
____________________
[107]Ахмад 6/371 и 372, ан-Насаи 7/6.
[108]Ахмад 1/214, 283, 347.
[109]Ахмад 5/72, Ибн Маджа (2118), ад-Дарими 2/295.
Аватар пользователя
Саляфит
 
Сообщений: 1394
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 20:45

Сообщение »

ГЛАВА 45
Ругающий время обижает Аллаха


Ругать время запрещается, и мусульманин обязан избавиться от таких слов, потому что употребление их подрывает совершенство его единобожия. Невежественные люди часто поступают таким образом. Стоит произойти событию, которое им неприятно, как они начинают ругать время, связывать с ним неудачи и проклинать этот день, месяц или год. Несомненно, эта брань не может быть обращена просто ко времени, потому что время ничего не творит. События всего лишь происходят во времени, а распоряжается ими и предопределяет их Великий и Могучий Аллах. Поэтому ругающий время фактически обижает Великого и Могучего Аллаха. Эта хула бывает разной степени тяжести, а ее самой тяжкой формой является проклинание времени. Следует знать, что человек не ругает время, если он называет год тяжелым, день – черным, а месяц – неудачным, потому что эти эпитеты связаны с конкретными обстоятельствами. Эти слова означают, что день оказался неудачным для конкретного человека или доставил много неприятностей конкретному человеку. Следовательно, характеризуя промежуток времени таким эпитетом, человек фактически характеризует произошедшие в течение его события и свое положение. Он не характеризует непосредственно время, расхваливая или понося его.

Всевышний Аллах сказал: «Они сказали: “Есть только наша мирская жизнь. Мы умираем и рождаемся, и нас не губит ничего, кроме времени”. У них нет об этом никакого знания. Они лишь делают предположения» Аль-Джасийа 45:24.

Связывание событий со временем является качеством, присущим многобожникам – противникам единобожия. Из этого следует, что единобожники связывают происходящие события с волей Великого и Могучего Аллаха.

В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится хадис Абу Хурайры о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Всевышний Аллах изрек: “Меня обижает сын Адама, хулящий время. Я есть время: Я чередую ночь и день!”»[110]
В другой версии говорится: «Не ругайте время, ибо, истинно, Аллах есть время».[111]

Это не означает, что время является одним из имен Аллаха. Это выражение является смысловым продолжением того, что было сказано до него. Человек ругает время, хотя время не властно над происходящими событиями и ничего не творит. Ругая время, человек ругает Великого и Могучего Аллаха, потому что Аллах творит во времени, что пожелает, руководствуясь своей божественной мудростью. Он чередует день и ночь, из которых состоит время. Ни день, ни ночь не влияют на события, и, если человек ругает их, он фактически ругает Того, Кто их чередует.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Запрет ругать время.
2. Именование подобного действия нанесением обиды Аллаху.
3. Размышление по поводу слов «...ибо, истинно, Аллах есть время».
4. Ругающий время является хулителем Аллаха, даже если он не преследует такой цели в своем сердце.
______________
[110]Аль-Бухари 8/441 и 13/389, Муслим (2246).
[111]Муслим (2246), Ахмад 2/395, 491, 496 и 499.
Аватар пользователя
Саляфит
 
Сообщений: 1394
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 20:45

Сообщение »

ГЛАВА 46
О титулах “судья всех судей” и тому подобных


Шейх, да смилостивится над ним Аллах, обратил внимание на то, что запрещается называть человека именами и эпитетами, которые относятся к Великому и Могучему Аллаху. Единобожие требует называть ими одного Аллаха и не нарекать ими никого, кроме Него.

В “ас-Сахихах” аль-Бухари и Муслима проводится хадис Абу Хурайры, который слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самым низким перед Аллахом является человек, именуемый Царем всех царей, ибо нет Царя, кроме Аллаха».[112]
Суфьян ибн Уйейна сказал: «Это то же, что и шахиншах».
В другой версии говорится: «В День воскресения этот человек вызовет самый сильный гнев Аллаха и будет самый скверным человеком».

Это означает, что все царство и вся власть принадлежат одному Аллаху. Человека нельзя нарекать Царем всех царей, потому что это имя присуще только Аллаху. Никто не владеет царством, кроме Аллаха, и это царство очень велико. Человека можно назвать владельцем конкретной вещи, однако он не может быть владельцем всего сущего. То же самое относится к власти, поскольку человек может царствовать в одной стране, но не может быть царем всего сущего. Человека можно назвать владельцем, если он обладает собственностью, или царем, если он правит государством, в том смысле, что его воля в нем исполняется. В этом случае его власть необходимо конкретизировать какой-либо одной страной, называя его царем этой страны и т.п. Однако царем всех царей в широком смысле является только Великий и Могучий Аллах. Единобожие обязывает нас не нарекать этим именем никого, кроме Него, и не соглашаться с теми, кто поступает иначе. И даже если мусульманин читает об этом в какой-либо книге, он не должен пересказывать эти слова так, как они написаны.
Человек, которого нарекают таким именем, в День воскресения вызовет самый сильный гнев Аллаха и окажется самым скверным человеком, потому что он равнял себя с Великим и Могучим Аллахом, нарекая себя Его именем.


РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Запрещение титула “Царь всех царей”.
2. Все выражения, имеющие такой же смысл, также запрещены, как на то указал Суфьян.
3. Понимание того, что это и ему подобные выражения запретны, даже если человек не преследует такой цели в своем сердце.
4. Понимание того, что человек должен отказаться от этого ради уважения к Пречистому Аллаху.
____________________
[112]Аль-Бухари 10/486, Муслим (2143), Абу Дауд (4961), ат-Тирмизи (2139).
Аватар пользователя
Саляфит
 
Сообщений: 1394
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 20:45

Сообщение »

ГЛАВА 47
О необходимости уважения имен Всевышнего Аллаха и смене имени ради этого


В этой главе обращается внимание на этикет, который приверженец единобожия обязан соблюдать при обращении к Великому и Могучему Аллаху в мыслях и на словах. В некоторых случаях соблюдение этого этикета и уважения является желательным, а в некоторых случаях – обязательным. Уважать имена и качества Аллаха необходимо также для того, чтобы ими не нарекался и не характеризовался никто, кроме Него.

Абу Шурейх рассказывал, что ему дали прозвище Абу аль-Хакам (“наилучший судья”; букв. “отец судьи”), и однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Воистину, только Аллах является Судьей, и только Ему принадлежит вся власть». Абу Шурейх сказал: «Когда среди моих соплеменников возникает конфликт, они приходят ко мне, и я вершу суд между ними так, что обе стороны остаются довольны». Он сказал: «Это прекрасно! А есть ли у тебя сыновья?» Тот ответил: «Шурейх, Муслим и ‘Абдуллах». Он спросил: «А кто из них старший?» Он ответил: «Шурейх». Он сказал: «Тогда ты – Абу Шурейх (“отец Шурейха”)».[113] Этот хадис передали Абу Да-уд и другие.

Арабское слово “хакам”, означающее “судья”, принадлежит к именам Великого и Могучего Аллаха, который не родил и не был рожден. Поэтому прозвище “абу аль-хакам”, означающее “отец судьи”, является неподобающим. С другой стороны, оно означает “наилучший судья”, т.е. судья, достигший совершенства в разрешении споров между препирающимися сторонами. Называть таким образом можно того, кто обладает действительной законодательной властью, а им является только Великий и Могучий Аллах. Человек может быть судьей во второстепенном понимании этого слова. Вот почему Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не одобрил это прозвище и сказал: «Воистину, только Аллах является Судьей, и только Ему принадлежит вся власть». Это значит, что вся законодательная власть принадлежит одному Аллаху, и поэтому арабское слово “хакам”, подчеркивающее обладание всеми качествами судьи в полной мере, может относиться только к Великому и Могучему Аллаху. Тогда мужчина объяснил Пророку, мир ему и благословение Аллаха, почему люди называли его таким образом, и сказал: Когда среди моих соплеменников возникает конфликт, они приходят ко мне, и я вершу суд между ними так, что обе стороны остаются довольны». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это прекрасно!» Мирное разрешение споров между препирающимися сторонами прекрасно, но разрешал ли этот человек споры на основании шариата? Или же он опирался на свое собственное мнение? Конечно же, он опирался на свое собственное мнение, и мы говорим, что из уважения к Аллаху человека нельзя называть судьей, если он не судит людей по законам Великого и Могучего Аллаха. Если же он поступает таким образом, то его можно называть таким образом в широком смысле этого слова. В этом нет ничего плохого, потому что Аллах назвал судьями тех, кто судит по мусульманскому шариату.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Необходимость уважительного отношения к именам и качествам Аллаха и запрещенность присвоения их людям, даже если в этом нет специального умысла.
2. Смена имени ради этого.
3. Выбор имени старшего сына для прозвища.
____________________
[113]Абу Дауд (4955), ан-Насаи 8/226.
Аватар пользователя
Саляфит
 
Сообщений: 1394
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 20:45

Сообщение »

ГЛАВА 48
О подшучивании над тем, в чем упоминается имя Аллаха, над Кораном или над Посланником Аллаха


Единобожие требует от человека покорности Аллаху, повиновения Ему словом и делом и почтительного отношения к Нему, и поэтому насмешки над поминанием Аллаха, Кораном или Посланником, мир ему и благословение Аллаха, несовместимо с подлинным единобожием. Они являются противоположностью почтительного отношения к Аллаху, разрушают единобожие и являются величайшим неверием, но при определенном условии, т.е. если человек глумится или насмехается над Аллахом, Его Посланником или Кораном. Это правило не всегда распространяется на тех, кто глумится над религией, потому что этот вопрос нуждается в дополнительном разъяснении. Если человек насмехается над Исламом, то он совершает неверие. Если же он ругает религию, проклинает ее или насмехается над ней, но не имеет в виду мусульманскую веру, то его поступок не относится к насмешкам над Аллахом, Его Посланником и Кораном.

Всевышний Аллах сказал: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: “Мы только болтали и забавлялись”. Скажи: “Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали» Ат-Тауба 9:65-66.

В этом аяте говорится о тех, кто насмехается над Аллахом, Его Посланником и знамениями Аллаха. Под этими знамениями подразумеваются коранические аяты. И если человек насмехается над ними, то он является неверующим, и оправдание его поступка тем, что он хотел лишь позабавиться и пошутить, совершенно бесполезны. Такой человек является самым настоящим неверующим. Этот аят был ниспослан по поводу лицемеров. Что же касается истинных приверженцев единобожия, то они никогда не позволят себе насмехаться над такими вещами.

Ибн ‘Умар, Мухаммад ибн Кааб, Зейд ибн Аслам и Катада рассказывали: «Во время похода в Табук один человек сказал: “Не видывали мы более прожорливых, более лживых и более трусливых в бою, чем эти наши чтецы Корана”. Он имел в виду Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников, читающих Коран. Ауф ибн Малик возразил ему: “Ты не только лжец, но и лицемер! Я обязательно сообщу об этом Посланнику Аллаха!”. После этого Ауф отправился к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, чтобы обо всем ему рассказать. Однако придя, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его. Когда тот человек прибыл к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чтобы извиниться, он уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал: “О Посланник Аллаха, мы просто болтали и беседовали в пути, чтобы скрасить его тяготы”. Ибн ‘Умар рассказывал: “Он выглядел привязанным к подпруге верблюдицы Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а его ноги ударялись о камни, и он повторял: “Мы просто болтали и забавлялись...” Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему только: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?» Он не обращал на него внимания и ничего не добавил к сказанному». [114]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Очень важный вопрос о том, что любой, позволяющий себе подобные шутки, является неверующим.
2. Таково толкование аята в отношении совершившего это, кем бы он ни был.
3. Разница между сплетней и благожелательностью по отношению к Аллаху и Его Посланнику, мир ему и благословение Аллаха.
4. Разница между милосердием, которое угодно Аллаху, и суровостью по отношению к врагам Аллаха.
5. Вопрос о том, что не каждое извинение должно приниматься.
_______________________
[114]Ар-Рифаи 2/350.
Аватар пользователя
Саляфит
 
Сообщений: 1394
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 20:45

Сообщение »

ГЛАВА 49
О высказывании Всевышнего Аллаха


«Если Мы дадим ему вкусить милость от Нас после того, как его коснется несчастье, то он непременно скажет: “Вот это – для меня, и я не думаю, что настанет Час. Если же я буду возвращен к моему Господу, то у Него для меня обязательно будет уготовано наилучшее”. Мы непременно поведаем неверующим о том, что они совершили, и дадим им вкусить жестокие мучения» Фуссылат 41:50.
Муджахид сказал, что это откровение ниспослано о тех, кто говорит: «Я заработал это собственным трудом, и я достоин этого».
Ибн ‘Аббас сказал, что имеется в виду, что он сам обеспечил себе это.

В этом аяте речь идет о человеке, который заявляет, что он сам заслужил то богатство, которым он обладает. Он не считает, что Великий и Могучий Аллах оказал ему милость, потому что полагает, что он достоин всех этих благ. Качества, упомянутые в этом аяте, относятся к двух категориям людей. Одни из них связывают все свои достижения с собственными усилиями и вообще не признают милости Аллаха. Другие же считают, что Аллах одарил его этими милостями, потому что он достоин этого, и потому что Аллах был обязан поступить таким образом. Именно так полагают некоторые обольщенные люди. Деяния раба являются причиной обретения им мирских благ. Иногда эти причины не приносят никаких результатов, а иногда они способствуют обретению мирских благ, но это происходит с дозволения Великого и Могучего Аллаха. Следовательно, они являются милостью Аллаха, которой Он одаряет, кого пожелает.

Всевышний также сказал: «Он сказал: “Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю”» Аль-Касас 28:78.
Катада сказал, что эти слова означают “благодаря моему знанию о том, как можно заработать”.
Некоторые другие толкователи считали, что они означают “благодаря тому, что Аллах знает меня как человека, достойного Его”. По смыслу это идентично высказыванию Муджахида: «Это было даровано мне в знак почета».

Таким образом поступают многие из тех, кого обогатил Аллах. Одни из них считают, что они самостоятельно приобретают мирские блага, и говорят, что им известно, как можно заработать деньги. А когда их назначают на высокий пост, они говорят, что это произошло благодаря их усилиям.

Абу Хурайра рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Ал-лаха, сказал: «Некогда жили трое из сынов Исраила: прокаженный, плешивый и слепой. Желая подвергнуть их испытанию, Аллах послал к ним ангела. Придя к прокаженному, ангел спросил его: “Чего бы тебе хотелось больше всего?” Прокаженный ответил: “Чистой, приятного цвета кожи, и чтобы исчезло то, из-за чего люди питают ко мне отвращение”. Ангел прикоснулся к его телу, и его кожа очистилась, став чистой и приятного цвета. После этого ангел спросил его: “А какое имущество тебе хотелось бы иметь?” Он ответил: “Верблюдов или коров”. И была дарована ему жеребая верблюдица, и ангел сказал: “Да будет тебе в ней благословение Аллаха”.
Затем он пришел к плешивому и спросил его: “Чего бы тебе хотелось больше всего?” Плешивый ответил: “Красивых волос, и чтобы исчезло то, из-за чего люди питают ко мне отвращение”. Ангел прикоснулся к его голове, и исчезла его болезнь, и были дарованы ему прекрасные волосы. Затем он спросил его: “А какое имущество тебе хотелось бы иметь?” Он ответил: “Коров или верблюдов”. И была дарована ему стельная корова, и ангел сказал: “Да будет тебе в ней благословение Аллаха”.
Затем он пришел к слепому и спросил его: “А тебе чего хочется больше всего?” Слепой ответил: “Чтобы Аллах вернул мне зрение, и чтобы я мог видеть людей”. Ангел прикоснулся к нему, и Аллах вернул ему зрение. Затем ангел спросил его: “А какое имущество тебе хотелось бы иметь?” Он ответил: “Овец”. И была дарована ему покрытая овца. Затем животные расплодились, и у одного появилось стадо верблюдов, у другого – стадо коров, а у третьего – отара овец.
Затем ангел в образе прокаженного явился к первому из них и сказал: “Я – бедный путник, в пути у меня кончились припасы, и не на кого мне сегодня уповать, кроме Аллаха, а затем тебя. Именем Того, Кто даровал тебе приятную внешность и чистую кожу, а также это имущество, умоляю тебя дать мне одного верблюда, чтобы я смог продолжить свой путь”. Он ответил: “Наших обязанностей много!” Тогда ангел сказал ему: “Я, кажется, узнал тебя! Разве не ты был прокаженным и презираемым всеми бедняком, а затем Великий и Могучий Аллах даровал тебе это богатство?” Он ответил: “Нет, я унаследовал это по праву старшинства”. Ангел сказал: “Да вернет тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжешь!”
Затем он явился ко второму в образе плешивого и сказал ему то же, что говорил первому, но он ответил также, как и предыдущий. Ангел сказал ему: “Да вернет тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжешь!”
Затем ангел явился к третьему в образе слепого и сказал: “Я – бедный путник, в пути у меня кончились припасы, и не на кого мне сегодня уповать, кроме Аллаха, а затем тебя. Именем Того, Кто вернул тебе зрение, прошу тебя дать мне в дорогу одну овцу, чтобы я смог продолжить свой путь”. Он ответил: “Я был слепым, но Аллах вернул мне зрение. Поэтому бери себе, что хочешь, и оставь, что хочешь. Клянусь Аллахом, я не собираюсь мешать тебе взять то, что угодно Аллаху”. Тогда ангел сказал ему: “Оставь себе свое богатство, ибо послано было вам испытание. Аллах остался доволен тобой и разгневался на двух твоих товарищей”».
[115]

Совершенно очевидно, что этот хадис имеет отношение к данной главе. Аллах одарил этих троих здоровьем и богатством по Своей милости. Двое из них решили, что все эти блага они приобрели благодаря самим себе, и только третий помнил о том, что ими наделил его Аллах. За это Всевышний одарил его великим благом и продлил его благоденствие, а двух его товарищей постигло суровое наказание. Аллах одаряет рабов благами, после чего оставляет их одним и отнимает их у других. Для того, чтобы сохранить у себя эти мирские блага, человек обязан возвеличивать своего Господа и знать, что милость – в Руках Аллаха, и что Аллах ничем не обязан своим рабам. Напротив, Аллах является нашим Господом, Который заслуживает поклонения, благодарности и почитания Своих рабов. Он заслуживает, чтобы они помнили о Нем и связывали все свои успехи только с Ним.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Смысл аятов.
2. Смысл слов «...то он непременно скажет: “Вот это – для меня”».
3. Смысл слов «Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю».
4. Поразительный рассказ, содержащий много поучительных уроков.
_______________________
[115]Аль-Бухари 2/364 и 365, Муслим (2964).
Аватар пользователя
Саляфит
 
Сообщений: 1394
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 20:45

Сообщение »

ГЛАВА 50
О высказывании Всевышнего Аллаха


«Когда же Он даровал им обоим праведного ребенка, они стали приобщать к Нему сотоварищей в том, чем Он одарил их» Аль-А’раф 7:190.
Ибн Хазм сказал: «Они были единодушны в том, что любое имя, смысл которого содержит преклонение перед кем-либо, кроме Аллаха, как, например, ‘Абд ‘Умар (“раб ‘Умара”), ‘Абд аль-Кааба (“раб Каабы”) и т.п., является запрещенным. Исключением является имя ‘Абд аль-Мутталиб». См. «Маратиб аль-Иджма‘», стр. 154.

Опираясь на собственные сведения, Ибн Хазм сообщил, что мусульманские богословы единодушны в том, что называть человека рабом кого-либо, кроме Аллаха, запрещается. Более того, это было запрещено в законодательствах всех Божьих пророков, потому что подобное действие подразумевает приписывание милостей творениям вместо Аллаха. Оно также является неуважением к Аллаху, который является Единственным Господом Богом. Кроме того, оно является неправильным по смыслу и значению. Исключением из всего сказанного является имя ‘Абд аль-Мутталиб. Это значит, что богословы не были единодушны по поводу запрета на это имя. Некоторые богословы считали, что нарекать человека таким именем нежелательно, но не запрещено, однако это мнение является недостоверным, а приведенные в его пользу доводы являются неубедительными. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, действительно сказал: «Я – пророк, и это – не ложь. Я – потомок ‘Абд аль-Мутталиба». Однако эти слова являются всего лишь повествованием и не содержат непосредственного указания на то, что творение, о котором идет речь, является рабом кого-либо, помимо его Создателя. Они являются повествованием, и, как известно, повествования о случившемся прежде имеют более широкий смысл, нежели совершение какого-либо действия.
Что же касается сообщений о том, что некоторые сподвижники давали людям имя ‘Абд аль-Мутталиб, то в наиболее точных преданиях отмечается, что людей, которые известны под именем ‘Абд аль-Мутталиб, в действительности звали просто аль-Мутталиб. Лишь в некоторых сообщениях их называют по имени ‘Абд аль-Мутталиб, потому что оно получило большую известность, чем имя аль-Мутталиб. Именно это стало причиной возникновения такой ошибки.


Комментируя приведенный выше аят, Ибн ‘Аббас сказал: «Адам овладел ею, и она забеременела от него. Тогда пришел к ним Иблис и сказал: “Я – ваш товарищ, который вывел вас из рая. Повинуйтесь же мне, а не то я сделаю вашего ребенка рогатым, и он разорвет тебе живот. Я непременно сделаю это! Я непременно сделаю это!” Он продолжал их запугивать, требуя, чтобы они нарекли его ‘Абд аль-Харисом. Однако они отказались повиноваться ему, и ребенок родился мертвым. Затем она забеременела во второй раз, и Иблис опять пришел к ним и сказал то же самое. И в этот раз они отказались, и ребенок опять родился мертвым. Она забеременила в третий раз, и опять пришел Иблис и напомнил им о случившемся дважды. На этот раз любовь к ребенку овладела ими, и они назвали его ‘Абд аль-Харисом. Поэтому было сказано: «…они стали приобщать к Нему сотоварищей в том, чем Он одарил их». Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.
Он же передал с достоверной цепочкой рассказчиков следующие слова Катады: «Эти сотоварищи были приобщены к Нему в повиновении, но не в поклонении».
Он же передал с достоверной цепочкой рассказчиков слова Муджахида по поводу высказывания Всевышнего «Если Ты даруешь нам праведного ребенка, то мы непременно будем в числе благодарных» Аль-А’раф 7:189. Он сказал: «Они боялись, что он не будет человеком». Об этом же упоминали аль-Хасан аль-Басри, Саид ибн Джубейр и другие.

Большинство ранних мусульманских богословов считало, что в этой истории говорится об Адаме и Хавве. С этим мнением также согласился шейх, да смилостивится над ним Аллах. Господь даровал им праведного ребенка. Здесь имеется в виду, что ребенок родился здоровым и должен был принести пользу родителям. Они же приобщили к своему Великому и Могучему Господу сотоварищей, когда покорились воле сатаны и дали ребенку имя ‘Абд аль-Харис, хотя аль-Харис – это один из эпитетов Иблиса. Это не было первым случаем в их жизни, поскольку до этого они однажды уже ослушались Аллаха. В хадисе по этому поводу сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Он обманул их дважды». Все это было хорошо известно ранним мусульманам. Они приобщили сотоварищей к Аллаху в том смысле, что стали повиноваться сатане наряду с Ним. Известно, что любой ослушник повинуется сатане, и какой бы грех ни совершил человек, он в большей или меньшей степени приобщает к Аллаху сотоварищей в повиновении. Это совершенно не умаляет достоинств Адама и Хаввы и не означает, что они совершали многобожие. Совершив этот поступок, они покорились творению вместо Аллаха, и даже пророки могли совершать мелкие прегрешения, что хорошо известно тем, кто обладает религиозным знанием. Однако они не повторяли эти прегрешения, а стремились поскорее раскаяться перед Аллахом, и поэтому праведные деяния и обряды поклонения, совершенные после ослушания, поднимали их на еще более высокую ступень, чем та, на которой они находились прежде. Все это известно мусульманским богословам. Следовательно, под приобщением сотоварищей здесь подразумевается повиновение творениям вместо Аллаха, а не малое многобожие. Упаси нас Аллах от других мыслей!

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Запрет на все имена, смысл которых содержит преклонение перед кем-либо, кроме Аллаха.
2. Смысл аята.
3. Такие имена являются проявлением многобожия, даже если оно проявляется только на словах, а не в реальности.
4. Дарование Аллахом человеку здоровой девочки также является Его милостью.
5. Ранние мусульмане подчеркивали разницу между приобщением сотоварищей к Аллаху в повиновении и приобщением сотоварищей к Аллаху в поклонении.
Аватар пользователя
Саляфит
 
Сообщений: 1394
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 20:45

Сообщение »

ГЛАВА 51
О высказывании Всевышнего Аллаха


«У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые отрицают Его имена. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали» Аль-А’раф 7:180.

Арабский предлог “лам” показывает, что Великому и Могучему Аллаху подобают только самые прекрасные и совершенные имена. Аллах заслуживает именоваться ими, и рабы обязаны взывать к Нему посредством этих имен. Это – обязательное предписание религии. Толкователи отмечали, что под мольбой и зовом здесь подразумеваются восхваление и поклонение, и поэтому мы поклоняемся Аллаху, пытаясь приблизиться к Нему посредством Его прекрасных имен и тех возвышенных качеств, на которые они указывают. Согласно другому толкованию, под мольбой и зовом здесь подразумеваются просьбы и молитвы. Это значит, что если мы хотим обратиться к Аллаху с просьбой, то нам следует просить Его, упоминая прекрасные имена, соответствующие роду нашей просьбы. Оба упомянутых толкования являются правильными. Что же касается предлога “ба” в повелении взывать к Аллаху посредством Его прекрасных имен, то он означает, что они помогают человеку приблизиться к его Господу. Затем Аллах повелел мусульманам избегать тех, кто отрицает имена Великого и Могучего Аллаха. Под отрицанием здесь подразумевается уклонение от их истинного смысла и толкование их неподобающим образом. Безусловно, такое отрицание может быть большей или меньшей степени тяжести.

Ибн Абу Хатим передал слова Ибн ‘Аббаса: «Отрицают имена Аллаха те, кто придает Ему сотоварищей».
Ибн ‘Аббас также сказал: «Имя аль-Лат произошло от слова “аль-илах” (“божество”), а имя аль-Узза – от слова “аль-Азиз” (“могущественный”)».
Аль-А’маш сказал: «Они приписывают к именам Аллаха то, что к ним не относится».

Одной из форм отрицания имен и качеств Аллаха является нарекание рабов именами Аллаха. Язычники, например, нарекли своих идолов именами аль-Лат, которое произошло от слова “божество”, и аль-Узза, которое является производным от слова “могущественный”. К отрицанию имен Аллаха относятся заявления о том, что у Бога есть сын. Известно, что именно так поступают христиане. К отрицанию имен Аллаха также относится полное отрицание некоторых из них. Таким образом поступают крайние джахмиты, которые не признают ни имен, ни качеств Аллаха. Они верят лишь в то, что Аллах существует. К отрицанию божественных имен также относится искажение их истинного смысла, который подтверждается священными текстами. Примером этого является рационалистическое толкование некоторых имен и качеств Аллаха, которое отрицает их очевидный смысл и приписывает им иное, неприемлемое значение. Ранние мусульмане верили во все имена и качества Аллаха, избегая любых рационалистических толкований, и не понимали их в переносном смысле, отличаясь тем самым от мутазилитов, ашаритов, матуридитов и других течений. Мы перечислили лишь несколько форм отрицания имен Аллаха. Из всего сказанного ясно, что некоторые формы этого отрицания являются неверием, а некоторые – ересью. Самые легкие формы отрицания божественных имен и качеств являются ересью, которая не достигает степени абсолютного неверия. Поскольку эта глава связана с именами и качествами Аллаха, в ней можно рассмотреть множество вопросов, но все они подробно обсуждаются в соответствующих богословских трудах.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Утверждение наличия имен у Аллаха.
2. Утверждение того, что Его имена прекрасны.
3. Повеление взывать к Аллаху ими.
4. Повеление покидать невежественных людей, которые отрицают имена Аллаха.
5. Разъяснение понятия “отрицание” в отношении имен Аллаха.
6. Угроза тем, кто отрицает имена Аллаха.
Аватар пользователя
Саляфит
 
Сообщений: 1394
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 20:45

Сообщение »

ГЛАВА 52
О недопустимости выражения “мир Аллаху”


Это выражение является несовместимо с подлинной убежденностью в единобожии, и если человек исповедует подлинное единобожие, то он обязан избегать его, потому что Аллах абсолютно не нуждается в Своих, тогда как рабы всем своим существом нуждаются в своем Создателе. Всевышний сказал: «О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах – Богатый, Достохвальный» Фатыр 35:15.Это означает, что именно творения нуждаются в мире и благополучии.

В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится следующий хадис Ибн Мас’уда: «Совершая намаз вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, мы говорили: “Мир Аллаху от Его рабов, мир такому-то и такому-то...” Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал нам: “Не говорите: “Мир Аллаху!” Воистину, Аллах Сам является Источником мира”».[116]

Сподвижники говорили эти слова, полагая, что они могут быть приветствием. Однако любое приветствие в мусульманском шариате определяется его смыслом. Желая Аллаху мира, они хотели поприветствовать Его, и хотя их намерения были хорошими, смысл их слов был неправильным. Слова “мир Аллаху” означают пожелание того, чтобы Аллах обрел благополучие благодаря Своим рабам. Вне всякого сомнения, эти слова лживы и являются неуважением к господствующему положению Аллаха, а также к Его именам и качествам. Поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил сподвижникам говорить такие слова, и этот запрет носит категорический характер.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Смысл слова “мир”.
2. Указание на то, что оно является приветствием.
3. Это приветствие неприменимо по отношению к Аллаху.
4. Указание на причину этого.
5. Обучение им своих сподвижников тому, как подобает приветствовать Аллаха.
_______________________
[116]Аль-Бухари 2/266, Муслим (402) и (58), Абу Дауд (968), Ибн Маджа (899) и ан-Насаи 2/240.
Аватар пользователя
Саляфит
 
Сообщений: 1394
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 20:45

Сообщение »

ГЛАВА 53
О выражении “О Аллах, прости меня, если это угодно Тебе!”


Эти слова означают, что человек не нуждается в прощении. Он словно не желает унижаться перед Аллахом и словно не нуждается в Его милости. Таким образом, ведут себя высокомерные гордецы и люди, которые просто отворачиваются от Аллаха. По этой причине эти слова несовместимы с совершенным единобожием и противоречат почтительному отношению к господствующему положению Великого и Могучего Аллаха. Раб обязан подчеркивать свою нужду и зависимость от Господа и то, что он остро нуждается в прощении, милости, снисходительности, щедрости и великодушии Аллаха. Вот почему шейх упомянул в этой главе следующий хадис.

В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится хадис Абу Хурайры о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть ни один из вас не говорит: “О Аллах, прости меня, если это угодно Тебе!” или “О Аллах, помилуй меня, если это угодно Тебе!” Необходимо решительно просить желаемое, ибо ничто не может принудить Аллаха к чему-либо». [117]
В версии Муслима говорится: «Сильно желайте то, что вы просите, поскольку Аллах не считает Свои дары великими».

Человек должен просить Аллаха настойчиво, подчеркивая свою нужду и унижаясь перед своим Господом. Он не должен обращаться с просьбами так, словно он не нуждается в милости Аллаха, и не должен проявлять высокомерия. Никто не способен принудить Аллаха к чему-либо, поскольку Он богат, самодостаточен, могущественен, властен и всемогущ. Все это является следствием совершенства божественных имен и качеств.
Здесь уместно коснуться слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Это будет для тебя очищением, если так будет угодно Аллаху!» Эти слова являются не молитвой, а повествованием. Они означают, что болезнь очистит человека, если так будет угодно Аллаху. Следовательно, они принципиально отличаются от молитвы и мольбы.


РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Запрещение исключающих условий при взывании к Аллаху.
2. Разъяснение причины этого запрета.
3. Высказывание «Необходимо решительно просить желаемое...»
4. Указание на необходимость усиливать пожелание молящегося.
5. Разъяснение причины этого.
_______________________
[117]Аль-Бухари 11/118, Муслим (2679).
Аватар пользователя
Саляфит
 
Сообщений: 1394
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 20:45

Сообщение »

ГЛАВА 54
О запрещенности выражений “мой раб” или “моя рабыня”


Причина этого запрета заключается в том, что люди являются самыми настоящими рабами Великого и Могучего Аллаха. Одни из них являются рабами по доброй воле, другие – вопреки своей воле. Аллах же является их Господом и вершит их судьбами. Если же человек называет своих невольников рабами и рабынями, то он посягает на право Аллаха и проявляет неуважение к Нему и Его господствующему положению. Его слова противоречат тому, что все творения являются рабами Великого и Могучего Аллаха, и поэтому одни богословы не разрешали использовать эти слова в таком значении, а другие считали это нежелательным.

В “ас-Сахихах” аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть никто из вас не говорит: “Накорми своего господа! Помоги умыться своему господу!” Следует говорить: “Мой господин, мой государь”. И пусть никто из вас не говорит: “Мой раб, моя рабыня”. Следует говорить: “Мой юноша, моя девочка, мой мальчик”». [118]

Мусульманские богословы разошлись во мнениях относительно сути запрета, упомянутого в этом хадисе. Одни считали этот запрет категорическим, а другие считали, что поступать так нежелательно, потому что обсуждаемый вопрос касается этикета в обращении. Согласно наиболее достоверному мнению, называть людей рабом, рабыней или господом нельзя. Если же эти слова упоминаются в сочетании с неодушевленными предметами, то в этом нет ничего плохого, потому что эти предметы не могут быть рабами. Зато слово “господин” (араб. “сейид”) разрешается использовать в сочетании с людьми, несмотря на то, что Великий и Могучий Аллах является Господином в самом широком смысле этого слова. Человек может быть чьим-то господином, хотя господство в самой совершенной форме над всеми творениями присуще только Аллаху. Опираясь на этот хадис, некоторые богословы также разрешали называть людей словом “государь” (араб. “мауля”). Тем не менее, другие богословы считали это нежелательным. Согласно наиболее достоверному мнению, к людям можно обращаться словами “мой господин” и “мой государь”. Эти качества могут быть присущи людям, и эти выражения отличаются от слов “мой господь”, “мой раб” и “моя рабыня”.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Запрещение выражений “мой раб” и “моя рабыня”.
2. Слуга не должен обращаться к своему хозяину со словами “мой господь”, а хозяину не следует говорить своему слуге “накорми своего господа”.
3. Хозяину следует обращаться к слуге со словами “мой юноша”, “моя девочка” или “мой мальчик”.
4. Слуге же следует обращаться к своему хозяину со словами “мой господин“ или “мой государь”.
5. Цель этого заключается в соблюдении единобожия даже в речи.
_______________________
[118]Ахмад 2/316, аль-Бухари 5/129-131, Муслим (2249) и (15).
Аватар пользователя
Саляфит
 
Сообщений: 1394
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 20:45

Сообщение »

ГЛАВА 55
О том, что нельзя отказывать просящему именем Аллаха


Если человек обращается к другим с просьбой и просит удовлетворить ее именем Аллаха, то ему нельзя отказывать из уважения к Великому и Могучему Аллаху. Шейхуль-ислам Ибн Теймийя и многие другие богословы считали, что отказывать человеку, который обращается к определенному человеку с конкретной просьбой, категорически запрещено. Это значит, что если просящий обращается непосредственно к тебе и просит помочь ему ради Аллаха, и если ты способен удовлетворить его просьбу, то ты обязан помочь ему. Если человек не обращается с этой просьбой непосредственно к тебе, а обращается сразу к нескольким людям, то помочь ему желательно. Если же просящий является лжецом и не нуждается в помощи, то ему можно отказать.

Ибн ‘Умар рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-то попросил у вас что-либо именем Аллаха, то дайте ему; если кто-то попросил вас о помощи именем Аллаха, то помогите ему; если кто-то позвал вас, то ответьте ему; если кто-то сделал вам добро, то отблагодарите его, а если вы не найдете, чем отблагодарить, то помолитесь за него, пока не посчитаете, что вы уже отблагодарили его». Этот хадис передали Абу Дауд и ан-Насаи с достоверной цепочкой рассказчиков. [119]

Если человек просит о помощи и покровительстве именем Аллаха, то ему следует оказать покровительство, потому что он прибег к имени Того, Кто больше всего заслуживает, чтобы Его именем просили защиты и покровительства. Если один человек приглашает другого, то следует ответить на это приглашение. Большинство богословов считало, что это относится только к приглашению на свадьбу. Что же касается приглашений по другим случаям, то отвечать на них является желательным. Если же человеку сделали добро, то он должен ответить на него таким же добром. Это предписано для того, чтобы раб мог очистить свое сердце, и тогда, вспоминая об оказанной ему услуге, он не будет испытывать унижение или смирение перед другим творением. Но если он не может ответить своему благодетелю равноценным добром, то он должен молиться за него до тех пор, пока не решит, что он уже отблагодарил его. Взойти на такую высокую ступень могут только искренние верующие, подлинно убежденные в единобожии, и мы просим Аллах сделать нас одними из них.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Необходимость оказания помощи тому, кто попросил ее именем Аллаха.
2. Необходимость удовлетворения просьбы просящего именем Аллаха.
3. Необходимость ответа на зов того, кто зовет вас.
4. Необходимость выражения благодарности тому, кто сделал вам добро.
5. Если это невозможно, то необходимо помолиться за него.
6. Мудрость слов «…пока не посчитаете, что вы уже отблагодарили его».
_______________________
[119]Ахмад 2/68, 99, Абу Дауд (1672), ан-Насаи 5/82, Ибн Хиббан (2071), аль-Хаким 1/4126.
Аватар пользователя
Саляфит
 
Сообщений: 1394
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 20:45

Сообщение »

ГЛАВА 56
Ликом Аллаха можно испрашивать только Рай


Джабир ибн ‘Абдуллах рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ликом Аллаха можно испрашивать только Рай». Этот хадис передал Абу Дауд .[120]

Испрашивать Ликом Аллаха следует только Рай ради уважения к Великому и Могучему Аллаху, Его именам и качествам, и текст хадиса подразумевает серьезный запрет. Лик Аллаха – одно из качеств Пречистого Аллаха, оно связано с Его божественной сущностью и подобает Его величию. Мы знаем основной смысл этого качества, однако его полный смысл и качественные характеристики известны только Тому, кто обладает им. Но мы верим в него, не уподобляя его качествам творений и не лишая его основного смысла, ведь сказал же Великий и Могучий Аллах: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» Аш-Шура 42:11.
Ликом Аллаха можно просить Рай, потому что это – самая заветная цель. Нельзя молить Аллаха о ничтожных вещах, пытаться приблизиться к Нему посредством Него Самого, Его Лика, Его других качеств или прекрасных имен. Поступая так, нужно просить только самое главное – Рай или нечто связанное с ним, чтобы просьба соответствовала способу приближения к Аллаху. Одним словом, смысл этой главы в почитании качеств Великого и Могучего Аллаха.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Запрет испрашивать Ликом Аллаха что-либо, кроме наивысшей цели.
2. Вера в наличие Лика у Аллаха.
_______________________
[120]Абу Дауд (1671).
Аватар пользователя
Саляфит
 
Сообщений: 1394
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 20:45

Пред.След.

Вернуться в Единобожие (таухид)

cron