Категории людей в понимании атрибутов Аллаха

Сообщение »

Большая просьба, указать на замеченные вами ошибки, неточности перевода или же на более правильный перевод, лучше передающий смысл оригинала.

بسم الله الرحمان الرحيم

Вступление книги «Шарх ‘акъида ас-Саффариния»
Шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина
да будет милостив к нему Аллах


Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословения нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.
А затем:
Автор стихов (Шейх Мухаммад ибн Ахмад ибн Салим ибн Сулейман ас-Сафариний 1114 - 1188г.Х.), да проявит к нему Аллах Свою милость, приводит в них вероубеждение праведных предшественников, да будет милостив к ним Аллах. Однако в них есть некоторые ошибки, разъяснение которых с дозволения Аллаха придет в своем месте.
Знай же что Единобожие (Таŷхид) делится на три вида:
- единобожие в отношении господства,
- единобожие в поклонении,
- единобожие в отношении имен и качеств Аллаха.
Что касается (признания) единобожия в отношении господства Аллаха и в отношении (необходимости) поклонения только Ему, то в этом мусульмане не разногласят. Все мусульмане единогласны в признании этих двух видов единобожия, а именно, в необходимости единить Аллаха в Его Господстве и единить Аллаха в поклонении Ему.
Однако в том, что касается имен и качеств Аллаха, то в этом вопросе пошло разногласие среди тех, кто причисляет себя к Исламу. Это разногласие в отношении имен и качеств Аллаха можно разделить на шесть категорий в методе толкования и понимания священных текстов.

Первая категория.
Это те, которые понимают священные тексты (Корана и Сунны) относительно имен и качеств Аллаха в соответствии с тем, на что указывает их внешний смысл, и тем, что эти имена и качества присущи Аллаху подобающим Его величию образом, после чего оставляют и отстраняются от всего, помимо этого. И это путь праведных предшественников (саляфов) и тех, кто последовал за ними.
В отношении аята (الرحمن على العرش استوى) «Милостивый вознесся на Трон» (20: 5) они говорят, что внешний смысл аята указывает на то, что Аллах вознесся на Трон, то есть вознесся над ним. И мы верим в то, что Аллах вознесся на Трон и не размышляем о том, что за этим. Мы не спрашиваем: «Где был Аллах до того, как сотворил Трон?» Мы также не говорим: «Вознесение Аллаха над Троном такое, при котором есть соприкосновение или без соприкосновения?» Также не говорим: «Вознесся на Троне, потому как нуждался в нем», - однако мы обязаны говорить, что Аллах не нуждается в троне. И есть разница, великая разница между этими двумя выражениями.
Мы утверждаем, что вознесение Аллаха на Троне, не по причине Его нужды в нем, как это происходит с человеком, например, когда он находится на кровати или когда взбирается на верховое животное, то он нуждается в них. Поэтому если убрать из под человека кровать, то он упадет вниз. Что же касается Господа, Свят Он и Велик, то Он вознесся на Трон для проявления Своего Величия, Свят Он и Велик, и проявления полноты власти, и совсем не потому, что Он нуждается в Троне. Однако само появление и существование Трона и всех других творений нуждается в Аллахе. Поэтому невозможно чтобы кто-то сказал, что вознесение Аллаха на Трон является следствием Его нужды в нем.
Мы также не говорим, что следствием вознесения Аллаха на Трон должно быть то, что у Аллаха есть тело или же наоборот, что у Него нет тела, так как наличие или отсутствие такого атрибута, как тело, не пришло ни в Коране, ни в Сунне. Однако в применении самого слова «тело» в отношении Аллаха, мы не утверждаем законность его применения, как и не отрицаем его, и не рассуждаем о том, есть ли такой атрибут у Аллаха как «тело» или нет.
Однако что касается смысла, то нужно уточнить, что именно подразумевает задающий вопрос, спрашивая о «теле». Имеет ли он в виду, что это то, что существует само по себе, описанное какими-то качествами, подобающими ему, творящий по своему желанию, сдерживающий и наделяющий? И если спрашивающий имеет в виду это под «телом», то сам вкладываемый смысл правилен, так как Аллах существует сам по себе, делает что пожелает, описан качествами подобающими Его величию, Он сдерживает, от кого пожелает и наделяет, кого пожелает, держит небеса правой Рукой и сотрясает их.
Если же под телом понимается что, одни части чего нуждаются в других ее частях, и не становится это полноценным, кроме как при наличии всех ее частей, то такое описание запрещено по отношению к Аллаху. Так как этот смысл подразумевает возникновение, становление, а это невозможно по отношению к Аллаху, Свят Он и Велик.
Важно то, что среди мусульман есть те, кто понимает священные тексты Корана и Сунны в соответствии с их внешним смыслом, приписывая Аллаху подобающие Ему качества, но без попыток представить что-то из них. Это и есть саляфы, и путь саляфов с этой стороны самый безопасный, самый разумный и самый мудрый.
Самый безопасный, потому что не выходит за рамки священных текстов представляя или описывая что-то (из качеств и атрибутов Аллаха).
Самый разумный, потому что он берет вероубеждение из Книги Аллаха и Сунны Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
Самый мудрый, потому что он следует путем, которым обязаны следовать, а это путь понимания священных текстов в соответствии с их внешним смыслом.
Кто же эти саляфы? Это сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и те, кто последовал за ними; это также и имамы мусульман, как имам Ахмад ибн Ханбал, имам Малик, имам Шафи‘и, имам Абу Ханифа, Суфьян ас-Саури, аль-Ауза’и и другие ученые.
Может ли существовать саляфия в настоящее время? Да, может, и мы говорим, что это саляфия в вероубеждении даже если не может быть саляфией во времени, так как они (саляфы) опередили нас во времени. Саляфия же нашего времени проявляется на деле — это саляфия в вероубеждении и в делах, и также по отношению к тем, кто придет после них из будущих поколений, они являются саляфами (праведными предшественниками). Как об этом сказал посланник Аллаха, мир ему и милость Аллаха, когда посетил могилы: «Вы наши предшественники, мы же те, кто последует за вами по вашим следам» (привел ат-Тирмизи 1053 и классифицировав его «хасан-гариб»).

Вторая категория.
Это те, кто понимают священные тексты (Корана и Сунны) в соответствии с их внешним смыслом и описывают Аллаха точно такими же качествами, как и качества творений. Они говорят, что у Аллаха руки такие же, как наши руки, лицо — как наши лица. Они являются уподобляющиими (мумассиля) и нет сомнения в том, что они заблудшие и они не отдают должное Аллаху. Ведь если бы они отдавали должное Аллаху, то не уподобляли Его качества качествам творений. Однако они противоречат сами себе, так как в отношении сущности Аллаха говорят, что божественная сущность не похожа сущности творений, тогда как общеизвестно, что описание чего-либо является ответвлением от его сущности. И если сущность Аллаха не похожа на сущности творений, то и качества Аллаха не должны быть похожими на качества творений, так как качество каждой сущности соответствует ей.
Видели ли вы ногу верблюда и ногу муравья? Разве они похожи? Конечно же, нет, между ними огромная разница. Если кто-то скажет: «у меня есть нога верблюда», а другой скажет: «у меня есть нога муравья», то разве кто-нибудь может понять, что находящееся у первого такое же, как и то, что находится у второго? Нет, никто и никогда так не поймет, так как сущность верблюда отличается от сущности муравья. Отсюда мы понимаем, что качества верблюда отличаются от качеств муравья.
Так же и сила слона по сравнению с силой муравья, обе они называются силой, но разве же они одинаковы? А ведь и то и другое названы «силой»! Конечно же нет, эти силы неодинаковы, так как сила муравья незначительна, тогда как сила, которая у слона огромна и его можно загружать тяжелым грузом.
И если Аллах, Свят Он и Велик, говорит про себя: «Обе Его руки распростерты» (аль-Маида 64), или же говорит: «То что Я создал Своими двумя руками» (Сад 75), разве может разумный человек представлять, что Рука Аллаха такая же как и рука сотворенного? Нет, конечно же, не может.
И как же можно себе такое представить, когда Аллах, Свят Он и Велик, говорит: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Рукой» (аз-Зумар, 67). Также говорит: «В тот день Мы свернем небо, как сворачивают свитки для книг» (Пророки, 104).
Писатель с легкостью может свернуть то, что написал, однако смогут ли все люди свернуть хотя бы одно небо? Ни за что не смогут.
Итак, эти уподобляющие являются заблудшими, которые не отдают должное Аллаху. Являются ли они неверными? Да, они являются неверными. Так как Аллах говорит: «Нет ничего подобного Ему» (аш-Шура, 11), а кто-то говорит: «Есть нечто подобное Ему», отрицание же слов Аллаха – это неверие. И поэтому сказал Нуайм ибн Хаммад аль-Хуза'и, да проявит Аллах к нему свою милость, который являлся учителем имама аль-Бухари: «Тот, кто уподобил Аллаха Его творениям, стал неверным. И тот, кто отрицает от Аллаха то, чем Он описал Себя, то тот тоже стал неверным. И нет уподобления в том, чем описал Себя Аллах и чем описал Его посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха» (Маджму‘ фатауа 110/5). И поэтому уподобляющие являются заблудшими, а также являются неверными.
Из этой же области то, что распространено в мультфильмах, где Аллаха уподобляют грозному старику с тревожным видом с длинной бородой, огромного, над облаками, повелевающего ветрами и делающего все, что захочет. И я призываю в свидетели Аллаха, говоря, что в действительности это не что иное, как распространение явного неверия. Потому как, если ребенок увидит это однажды, то это западет в его душу и не покинет ее до самой смерти, кроме как если Аллах пожелает иначе. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Все дети рождаются на естестве. Затем родители обращают его в иудейство или в христианство или огнепоклонство» (аль-Бухари 1358, Муслим 2658).
И поэтому я утверждаю, что те, кто показывает эти вещи детям мусульман, будут держать тяжелый расчет в Судный День, так как они – хотят они того или нет – вводят людей в явное заблуждение.
И на нас всех лежит обязанность предостерегать домочадцев от подобных мультфильмов, чтобы не впасть в это явное зло, которое больше и страшнее, чем зло музыки и песен, так как человек начинает представлять Аллаха, Свят Он и Велик, в таком безобразном виде. И несомненно, что это является величайшим злом, да убережет нас Аллах от этого.
Посмотрите на врагов Аллаха, как они хотят унизить величие Господа посредством вещей, которые проникают в людей подобно огню, проникающему в уголь, и не замечают этого, и распространяется в теле подобно яду, тогда как отравленный не чувствует этого.
Мы, как мусульмане, должны быть бдительными и обязаны предостерегать от этого, особенно в этих наших странах, так как наши страны подвергаются идеологической атаке как со стороны вероубеждения, так и со стороны нравов и со стороны дел, со всех сторон.
И ты не думай, что война бывает только когда враг приходит к тебе со своими полчищами, танками и ракетами, чтобы уничтожить дома и людей. Однако война – это война непонятная и проблематичная, это та, про которую люди даже не догадываются. Человек так устроен, что привыкает, адаптируется ко всему. Когда он слышит что-то (плохое) в первый раз, шарахается, отстраняется от этого, однако через некоторое время свыкается с этим, привыкает к этому, и относится к этому уже как к обычным вещам. И даже болезни, которые в теле человека, когда болезнь только начинается и начинает распространяться, организм сопротивляется, не принимает ее, повышается температура, однако впоследствии перестаёт реагировать и противостоять ей.
И как бы там ни было, я хочу от требующего знания, чтобы он выполнял то, что возложено на него из обязанностей, чтобы нес ответственность и предостерегал людей от подобных фильмов. И надо продолжать предостерегать людей до тех пор, пока будут продолжаться эти вещи, и нет сомнения для верующего в Аллаха, что подобные представления для детей ведут их к неверию во Всевышнего Аллаха и являются оскорблением Аллаха, Свят Он и Велик.
И на нас, на жителях Аравийского полуострова, лежит ответственность, которой нет на других людях. Ведь именно отсюда распространился Ислам и сюда же он вернется, на этот полуостров. Посланник всего человечества, да прибудут над ним мир и благословения Аллаха, сказал: «Выведите многобожников из Арабского полуострова» (аль-Бухари 2888, Муслим 1637). Он также сказал: «Вы непременно должны вывести иудеев и христиан из Арабского полуострова, пока не останутся одни только мусульмане» (Муслим 1767). Он также сказал: «Выведите из Арабского полуострова иудеев и христиан» (аль-Бухари 3053)
И если посланник Аллаха (благословения и мир ему от Аллаха) повелел выдворить их тела, то поистине, в первую очередь он приказывает выдворить их убеждения, которые они распространяют среди людей, чтобы заблудить рабов Аллаха.
И представьте себе то, что посланник Аллаха (благословения и мир ему от Аллаха) сейчас перед нами на кровати, больной и будучи при смерти говорит: «Выведите многобожников из Арабского полуострова» Почему? Неужели только из-за того что у них тела, подобные нашим телам? Конечно же нет! А потому, что они распространяют свое многобожие и свое зло среди нас.
Этот полуостров имеет особое положение и у него особое высокое предназначение со стороны Шариата в защите религии Ислам. И я возлагаю на ваши плечи эту ответственность, чтобы вы неимоверным старанием и стремлением предостерегали от этих вот фильмов.
Эти слова очень важны, даже если и не относятся к нашей теме, однако послужили причиной того, что мы отклонились от вопроса уподобления. Итак, тот, кто уподобил Аллаха чему-то, тот является неверным.
И как бы там ни было, между этими двумя категориями общее то, что они обе сошлись на том, что тексты Корана и Сунны необходимо понимать в соответствии с их внешним смыслом. Разница же у них в том, что саляфы (праведные предшественники) понимают эти тексты так как подобает величию Аллаха, Свят Он и Велик, тогда как другие толкуют их, уподобляя Аллаха Его творениям. И это великая разница!

Третья категория.
Это те, которые толкуют священные тексты Корана и Сунны не в соответствии с их внешним смыслом, а в соответствии с придуманными ими смыслами. Это те, которые претендуют на знание и мудрость, говоря, что путь праведных предшественников заключался в том, что они просто читали священные тексты, не понимая их смысла. Что же касается нас, говорят они, то мы обладатели знаний и мудрости. Поэтому они утверждают, что путь последующих поколений является более продвинутым как со стороны знаний, так и со стороны мудрости. Мы уже разъясняли в книге «Тальхысуль хамавия» лживость данного заявления.
Данная категория людей исказила внешний смысл священных текстов Корана и Сунны и разъяснила их с помощью своего разума. Они сказали, что аят «Милостивый вознесся на Троне» означает, что Аллах захватил Трон. Сказали также, что выражение в Коране «Рука Аллаха» означает силу или же блага Аллаха; сказали также, что «Лик Аллаха» в Коране – это награда; «Любовь Аллаха» – это вознаграждение; «Гнев Аллаха» – это месть и наказание. И так образом, опираясь на свой разум, они исказили смысл текстов, постановив, что внешний смысл текстов Корана и Сунны в отношении качеств и атрибутов Аллаха запрещено применять по отношению к Аллаху. После чего они сказали: «И если это запрещено, то ведь у нас есть разум, с помощью которого мы можем увести смысл (от явного, ясного, что понимается)»
Мы с легкостью опровергнем их, ведь если дело обстоит таким образом, как вы утверждаете, почему же Аллах говорит о Себе выражениями, подразумевающими не тот смысл, который Он хотел донести, и оставил это дело на наш разум?
Истина же заключается в том, что это даже не разум, а страсти, которые разняться от человека к человеку, когда один говорит «Это обязательно», другой же утверждает «Нет, это запрещено в отношении Аллаха», а третий заявляет «Это дозволено»
Так почему же Аллах говорит о Своих качествах словами, значение которых не соответствуют их смыслу?!
Разве это не является введением в заблуждение и разве это не будет противоречием разъяснению, о котором Всевышний Аллах сказал: «Аллах разъясняет вам это, чтобы вы не впали в заблуждение» (ан-Ниса, 4: 176), а также сказал: «Аллах желает разъяснить вам» (ан-Ниса, 4: 26)?
Так почему же Он оставил на наше усмотрение эту область (связанную с качествами и атрибутами Аллаха) и предоставил нам все права, связав истину с нашим разумом, что в действительности даже не является разумом, а является лишь иллюзиями людей и их предположениями?!
Они сказали, что это было сделано для того, чтобы увеличить нашу награду, посредством того, что мы будем менять смысл священных текстов на другие значения. И это потому, сказали они, что если ты возьмешь текст таким, каким образом он понимается, то ты себя ничем не утруждаешь. Однако если ты изменишь его внешнее значение на другое, то ты вынужден привести довод с арабского языка на такое изменение и это все нуждается в большом усердии, пока не отыщешь и не достигнешь того значения, которое имелось в виду. И поэтому цель этого введения в заблуждение в отношении самых великих знаний заключается не в чем ином, как в том, чтобы дать возможность заработать как можно больше награды.
О Аллах, Свят Ты и Велик! Неужели Аллах исказил самую главную основу религии, а это знания о Нем Самом, только для того, чтобы увеличить нашу награду?! Да и потом, усталость тех, кто усердствует без необходимости, не будет вознаграждена.
К примеру, если человек скажет: «Люди в наше время отправляются в Хадж на самолетах и на машинах, я же отправлюсь в Хадж на хромом осле. Буду временами ехать на нем, а временами идти пешком до тех пор, пока не достигну Мекки, потому что в этом огромная трудность и соответственно за это полагается великая награда» Разве будет человек вознагражден за это? Ответ: Нет, и это не дозволено, так как эта трудность стала следствием его собственного выбора.
И по этой причине посланник Аллаха (благословения и мир ему от Аллаха) приказал укрыться в тени и запретил мучить самого себя одному человеку, который дал обет стоять под солнцем.
(шейх имеет в виду хадис, передаваемый от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносивший проповедь, неожиданно увидел стоящего человека и спросил о нём. (Люди) сказали: “(Это) Абу Исраиль, который дал обет (в этот день) стоять и не садиться, не укрываться в тени, не разговаривать и поститься”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Прикажите ему, чтобы он разговаривал, укрывался в тени и садился, а пост свой пусть доведёт до конца”» (аль-Бухари 6704))
А Аллах, Свят Он и Велик, говорит: «Зачем Аллаху подвергать вас мучениям, если вы будете благодарны и уверуете? Аллах – Признательный, Знающий» (ан-Ниса, 4: 147)
Итак, мы видим, что они являются ошибающимися, заблудшими, заблуждение которых состоит из двух составляющих, из двух отдельных заблуждений, и каждое из этих заблуждений включает в себя то, что они говорят об Аллахе без знания.
Первое. Их слова о том, что Аллах не имеет в виду то-то и то-то – есть утверждение об Аллахе без знания. Как же Он не имеет в виду это, если это явный внешний смысл Его слов?!
Второе. А их слова о том, что Аллах имеет в виду то-то и то-то, также относятся к утверждениям об Аллахе без знания. И если отрицается внешний смысл, то ничего другого не остается, как только то, что противоречит внешнему смыслу, а оно будет одинаково приемлемым для многих других таких же предположений. И почему мы должны считать, что имеется в виду именно этот смысл, а не другой? Почему мы должны избрать именно это определенное толкование в числе многих других таких возможных толкований?

Четвертая категория.
Эти сказали: «Будем опустошать и обессмысливать, значение того, что произносим. Не будем утверждать, что имеется в виду то-то и то-то. Будем читать Коран и хадисы так же, как мы читали бы на языке, который не понимаем. Подобно тому, как мы арабы читаем на английском, но не понимаем его. Или же подобно тому, что мы подобны невежественному народу, который ничего не понимает из Корана, кроме одного лишь чтения»
Они утверждают, что смысл всех текстов Корна и Сунны, в которых упоминаются качества и атрибуты Аллаха, непостижим. И когда мы обращаемся к таким людям и говорим:
- Что же вы скажете на слова Аллаха в Коране: «Милостивый вознесся на Троне»? (Таха 5)
- Они отвечают: Аллах знает
- А что вы скажите о словах Аллаха: «Нет же, обе Его Руки щедры»? (аль-Маида 64)
- Они отвечают: Аллах знает
- А что же вы скажете насчет слов: «И останется Лик Господа твоего»? (ар-Рахман 27)
- Они отвечают: Аллах знает
- Ответом на все является «Аллах знает»? Да, Аллах знает все, однако Он – Свят Он и Велик – ниспослал нам Писание, в котором сказал: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (Сад, 38: 29)
А также сказал: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (ан-Нахль, 16: 89)
И какая же для нас польза в Коране, смысл которого мы не будем понимать? Можем ли мы в таком случае исполнить приказы Аллаха? Можем ли мы возвеличивать Аллаха? Можем ли мы отрицать от Него приписываемые Ему недостатки, тогда как не будем понимать, что Он нам сказал? Каков же ответ на все это? Ответом будет: Нет, не можем.
Если же они скажут, что аяты и хадисы касающиеся законоположений понятны, так как люди знают, что значит молитва, пост и паломничество. Так почему же они не относят аяты, упоминающие о качествах Аллаха тоже к понятным, ведь они более величественны? Они ответят, что аяты извещающие нас о качествах и атрибутах Аллаха связаны с сущностью Создателя, свят Он и велик, а аяты законоположений связаны с делами созданий. Так почему же они не говорят, что первое более достойно того, чтобы быть понятным?
Эту категорию людей приверженцы Сунны называют «аль-муфаŷида» (опустошающие, обессмысливающие)
Разве вы не встречали слова некоторых (заблудших) ученых, что ат-тафŷид (обессмысливание) это и есть путь саляфов? Они (эти заблудшие ученые) говорят, что приверженцы Сунны (ахли-сунна) делятся на два: аль-муаŷиля (истолковывающие) и аль-муфаŷида (опустошающие).
Однако шейхуль-Ислям ибн Теймия сказал: "Слова приверженцев обессмысливания (ат-Тафŷид) одни из самых скверных слов из всех приверженцев нововведений и безбожников". После чего привел сильные доводы на это в книге «Дар-у та‘аруд аль-‘акъли уа ан-накъл». И после упоминания доводов сказал, что эту дверь отрыли философы, что стало причиной того, что появлялась секта (ахлу-ттахйиль), которые стали отвергать существование Рая и Ада. Они сказали: «Если вы не знаете смысл этих качеств, то мы знаем. Вы же не можете разобраться в качествах Аллаха, так мы подскажем вам. Господь, нет ему основы, однако это просто слова, устрашение от гениальных людей, придумавших Его, чтобы подчинить себе людей» Как же был прав шейхуль-Ислям, да проявит к нему Аллах свою милость.
Ведь как мог Аллах ниспослать нам Книгу и послать посланника, мир ему и благословения Аллаха, который рассказал нам о том, что относится к сущности Господа и Его качествам, а они (обессмысливающие) утверждают, что все это не имеет никакого значения и не дозволено говорить о смысле?!
Это самое большое, что может быть из заблуждений и неверия. В этом содержится умаление и упрек в адрес Корана, что не понимает и не знает никто, кроме того, кто размышлял над этими их заблудшими и лживыми словами.

Пятая категория.
Они сказали: «Мы не должны обсуждать все это, мы обязаны молчать. Ведь возможно, что имелся в виду внешний смысл текстов и Аллах обладает качествами подобающими Его Величию, так же как и возможно, что имелся в виду внешний смысл текстов, когда Его качества подобны качествам творений. Также возможно, что имелся в виду смысл отличный от внешнего смысла, как и возможно то, что не имеется в виду ничего. Все это приемлемо и допустимо. И так как все это в равной степени допустим, мы обязаны удержаться от любых утверждений».
И разница между этими заблудшими и между аль-муфаŷида (обессмысливающими) в том, что последние говорят: «Мы ни за что не скажем, что имелось в виду что-то определенное», а эти говорят «Допустимо и это, и то, и третье, и четвертое, поэтому мы удержимся от выделения чего-то определенного, так как все перечисленное допустимо. И если одинаково допустимы все эти варианты, то неправильным будет конкретизация и утверждение чего то определенного.

Шестая категория.
Это те, кто отказался от всего вышеперечисленного и сказал: «Ничего не будем говорить относительно качеств Аллаха. Мы читаем Коран и приближаемся Аллаху самим чтением и не придаем абсолютно никакого смысла текстам, в которых упоминаются качества Аллаха»
Они не поддерживают убеждений ни одной из вышеприведенных пяти групп. Они молчат и отказывают как от любого рода убеждений в отношении этих текстов, так удерживаются и в отношении слов.
Эти тоже не на истине и попали в заблуждение. Ведь Коран – это разъяснение всякой вещи. И под Кораном подразумевается как само произношение (ляфз), так и смысл, на который указывает это произношение (ляфз), и кто не имеет этих убеждений, тот впал в заблуждение. Коран был ниспослан как произношением (ляфз), так и смыслом. Однако мы должны проявлять уважение к Аллаху и не переходить за границы Корна и хадисов в описании Аллаха. Ведь даже если кто-либо захочет описать отсутствующего человека, то он не имеет право говорить о его качествах, тогда как он не будет знать о нем, не будет обладать знанием об этом человеке. Так как же может кто-то говорить о качествах Создателя или же судить об этих великих качествах своим разумом, которым он никогда не сможет постичь их?!
И самое главное для нас – это понять смысл, что же касается сути и описания, то это невозможно постичь. И по этой причине человеку запрещено представлять качества Аллаха. Поэтому не дозволено представлять, например, Руку Аллаха, какая она. Однажды спросил меня некто: «Что вы скажите в отношении Пальцев Аллаха, сколько их?» Я прибегаю за защитой к Аллаху от подобных вопросов. Я сказал ему: «Разве кто-либо спрашивал подобное? О брат мой, побойся своего Господа. Разве кто-либо возложил на тебя это? Достоверно утверждено, что у Аллаха есть Пальцы, как об этом сообщил посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха. Что же касается их количества, то непозволительно говорить об этом. И клянусь Аллахом, ты не более стремишься узнать об Аллахе, чем сподвижники, да будет доволен ими Аллах, а сподвижники, когда посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Поистине Аллах возложит небеса на палец и земли на палец…» (и до конца хадиса. См аль-Бухари 4811, Муслим 2786). Они (сподвижники) не сказали: «О посланник Аллаха, количество пальцев у Аллаха больше чем эти?» И это потому, что они были более воспитаны, и более возвеличивали Аллаха, чем те, кто пришел после них. И если ты был правдив в поклонении Аллаху, то не переходи границы того, о чем поведал тебе твой Господь в отношении Себя, подобно тому, как ты не переходишь границы того, чем обязал Аллах Своих рабов. И если ты надумаешь помолиться обеденную молитву аз-Зухр в пять ракаатов, тебе скажут все люди, что это является ошибкой. Поэтому не переходи границы в том, что рассказал о Себе Аллах или же рассказал о Нем тебе Его посланник, мир ему и благословения Аллаха.
И если ты будешь придерживаться этого, то клянусь Аллахом, убережешься от многого, убережешься от тех сомнений, которыми осыпает шайтан твое сердце, убережешься от сомнений, которые приводят тебе другие. Когда было сказано имаму Малику: «О Абу ‘АбдуЛлах, «Милостивый вознесся на Трон», - каким образом Он вознесся? Имам Малик опустил голову и его пробил пот от волнения и негодования, охватившего его по причине этого из ряда вон выходящего вопроса. После чего он поднял голову и сказал: «(Слово) Вознесение (аль-истиŷа) не является чем-то неизвестным, а описание этого Вознесения непостижимо. Верить в это (вознесение) является обязательным, а спрашивать о его описании является нововведением»
Посмотри какими были слова наших праведных предшественников, да проявит Аллах к ним Свою милость. Каково было их решение в отношении каждого, кто спрашивает о том, о чем не спрашивали праведные предшественники, а в частности сподвижники, да будет доволен ими Аллах, то такого человека они считали нововведенцем.
И подобны этому слова некоторых: «Поистине достоверно утверждено, что Аллах спускается на нижнее небо каждую последнюю треть ночи, а мы видим, что этот промежуток времени поочередно проходит по всей земле, в виду чего получается, что Аллах снисходит все время», - я прибегаю к Аллаху за защитой от подобных мыслей. Кто прежде говорил подобное?! Остановись, о брат мой, там, где заканчиваются священные тексты и подчини себя им, возьми убеждения, что нет ничего подобного Аллаху, после чего прими эти тексты. И если наступил рассвет у нас здесь в Королевстве, в то время как в Марокко последняя треть ночи, то снисхождение в отношении нас завершилось, тогда как в отношении тех, кто еще находится в последней трети ночи, нисхождение присутствует. Или когда у нас последняя треть ночи, а для жителей востока наступил рассвет, то по отношению к ним снисхождение завершилось, а в отношении нас началось. И нет здесь ничего ненормального, брат мой, и ты не обязан всеми этими вычислениями. И клянусь Аллахом, если бы в этом было хоть какое-то благо, то сподвижники, да будет доволен ими Аллах, опередили бы нас в этом, ведь они более нас стремились ко всему благому.
Но если кто-то спросит: «Возможно в их сердцах не было этого представления, так как они в их время не могли знать о шарообразности земли так точно и подробно, и не знали, к примеру, что солнце закатывается для жителей Медины раньше, чем оно закатывается для жителей Марокко и по этой причине они не спрашивали об этом»
На это мы ответим: Если бы это относилось к шариату Аллаха, то Аллах непременно сделал бы так, чтобы кто-нибудь спросил об этом, дабы это разъяснилось. И поэтому, когда посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, рассказал о том, что во время ад-Даджаля будет день подобный году и день подобный месяцу и день подобный неделе, Аллах сделал так, что заговорили сподвижники и спросили: «Тот день, который будет подобен году, достаточно ли нам совершить молитвы одного дня?» Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Нет. Вы должны рассчитать» (Муслим 2937) И не смей думать, что есть нечто, что возложено на нас в нашей религии, чтобы об этом забылось и не упоминалось. И если о чем-то важном не сообщил посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, изначально, то Аллах сделает так, что кто-то обязательно спросит об этом, так как Аллах сказал: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и довел до совершенства Свою Милость к вам, и удовлетворился для вас Исламом, как религией» (5: 3)
И когда разделились все, кто относит себя к Исламу на все эти категории, люди стали писать книги, основанные на спорах, опровержениях и разногласиях. Этим книгам нет конца. И если ты начнешь читать их, а в особенности книги искажающих смысл текстов, которые именуют себя истолковывающими, будешь удивлен их выводам, разъяснениям и спорам в том вопросе, который невозможно постичь, который касается качеств Аллаха, свят Он и Велик. И приемлемым они считают то, что вытекает из их представления, а не то, на что указывает Коран и Сунна, по причине чего, скитаясь наобум, заблудились они явным заблуждением и не постигли из истинных знаний ничего.
Приверженцы Сунны, которые последовали путем праведных предшественников, составили множество книг по вероубеждению в кратком изложении и подробном. К тому, что они составили относятся и эти вот стихи, которые написал ас-Саффариний, да проявит Аллах Свою милость в отношении мазхаба ахли-Сунна уаль-Джамаа. Вместе с тем, есть в данных стихах некоторые моменты, которые нуждаются в разъяснении, которые мы поясним в своем месте, если на то будет воля Аллаха.
Аватар пользователя
Abu 'Abdulla
 
Сообщений: 466
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 22:18

Вернуться в Об именах и качествах Аллаха (асма уа сыфат)

cron