Поездки с целью посещения могил и святых мест

Сообщение »

Ассалям алейкум уарахматуЛлах
Братья, большая просьба раскрыть данный вопрос подробнее. Дело в том, что мы с одним братом, который посещает этот форум спорили в личной переписке на тему посещения могил праведников, а также и святые места. Он доказывает что в этом нет проблем и приводит в качестве довода слова некоторых имамов. Не придя к одному мнению я сказал ему, что хочу открыть ветку об этом на общем форуме, чтобы посмотреть и другие доводы.

Вот что он приводит в качестве доводов:


Вот слова имама Навави "«Ученые разошлись в вопросе поездки и подготовки для этого верховых животных для других мест кроме трех мечетей, как отправление к могилам праведников, священных и подобных мест.
Сказал Шейх Абу Мухаммад Аль Джувейни из наших последователей (т.е. шафиитов): Это харам/запретное. И это мнение, на которое указал Кади Ийад, на его выбор.
Но достоверное мнение среди наших последователей (шафиитов), мнение Имамуль Харамейна (Абуль Маали Аль Джувейни) и мухаккиков: Это не является харамом, и не (является) макрухом/нежелательным.
Они сказали: В хадисе имеется в виду, что полное достоинство свойственно только поездке к этим трем мечетям»."

Вот Имама Бин Кудамы: "«Если человек отправится в путешествие для зиярата могил (праведников) и святых мест
То сказал Ибн Акъиль (из ханбалитов): Ему не дозволено воспользоваться льготами[1]. Так как запрещено путешествие для зиярата могил. Сказал Пророк, салля Ллаху аляйхи ва саллям:
«Не нужно отправляться в путь, кроме как к трём мечетям». Этот хадис муттафакъун аляйх.
Но правильное мнение таково, что дозволено путешествовать (для зиярата), и дозволено сокращение намазов в этом путешествии (так как путешествие к могилам и святым местам является дозволенным, то и сокращение намаза дозволено в таком сафаре).
Пророк, салля Ллаху аляйхи ва саллям, ходил к мечети Къуба пешком и верхом, посещал могилы и сказал:
«Посещайте могилы, чтобы они вам напоминали Ахират».
А на счет слов Пророка, салля Ллаху аляйхи ва саллям: «Не нужно отправляться в путь, кроме как к трём мечетям», то оно понимается в том смысле, что в других мечетях нет того достоинства которое есть в этих трех. Но из этого хадиса не выходит, что путешествие к другим местам (как мечети и могилы праведников) является недозволенным»."

Аль-Кирмани (717-786 х/1317-1384 м) сказал: В этом вопросе (отправления в путь) произошло много разногласий в нашем веке в городах Шама. С обеих сторон были составлены книги.
Я (аль-Аскалани) говорю: он указывает на то, что опроверг шейх Такиюддин ас-Субки и другие, шейха Такиюддина ибн Таймийю, и чем поддержал аль-Хафиз Шамсуддин ибн Абдуль-Хади и другие Ибн Таймийю. Это известно в наших городах. Говоря вкратце, они сказали, что Ибн Таймийя запрещал отправляться в путь для посещения могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и мы отрицаем один из видов этого. Разъяснений на эту тему с обеих сторон много. Это одно из самых отвратительных мнений переданных от Ибн Таймийи.
К тем доказательствам, что использовали для отрицания иджмы о дозволенности посещения могилы относятся слова имама Малика, который сказал что не желательно говорить: «Я посетил могилу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». Но, воистину, мухаккики (ученые исследователи) из числа учеников имама ответили на это тем, что он считал не желательным само выражение, выражая адаб, а не суть самого зиярата. Воистину зиярат - это одно из самых лучших деяний и самых великих средств приближения к Всевышнему Аллаху. Законность этого подтверждено иджмой бесспорно. Всевышний Аллах наставляет на правильный путь.
[Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Фатхуль Бари фи шарх Сахих аль-Бухари», 3/53]"

что касается имама Малика, то имам Ибн Хаджар пишет же: "К тем доказательствам, что использовали для отрицания иджмы о дозволенности посещения могилы относятся слова имама Малика, который сказал что не желательно говорить: «Я посетил могилу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».
Ну это явно не указывает на запрет, имам Ибн Таймия, при всем к нему уважении, во многих вопросах противоречил иджме как говорил имам Иракъи: "Его иджтихад довел его к нарушению иджма’ во многих вопросах. Говорят, что их число доходит до шестидесяти вопросов."
Hamza
 
Сообщений: 381
Зарегистрирован: 03 авг 2008, 18:53

Сообщение »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух братья

В доводах того брата смешаны два разных вопроса.
Сначала он приводит слова имамов про вопрос посещения могил и святых мест в общем, и при этом эти имамы сами упоминают о разногласиях в дозволенности этого.
А затем он уже смешивает этот вопрос непосредственно с вопросом поездки именно к могиле пророка (мир ему и благословение Аллаха), на единогласное мнение в дозволенности чего и указывали некоторые поздние имамы.
Но даже во втором вопросе про "поездки только для посещения могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха)" были известные разногласия, тогда как про первый вопрос о посещении могил и святых мест тем более разногласие известное было, о чем передавали даже имамы, на которых он сослался, как ан-Науауи и Ибн Къудама.
Например, относительно вопроса поездки ради посещения могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха), имам аш-Шаукани сказал: “Это вопрос, из числа таких, относительно которых затянулось препирательство, было известно его происхождение и были испытаны люди посредством этого”. См. “ад-Дурар ан-надыд фи ихляс калима ат-таухид” 135.
Что касается посещения могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха) без поездки в путь, т.е. для тех, кто уже и так в Медине или приехал по работе или ради посещения его мечети, то нет среди ученых разногласия относительно дозволенности этого. И в отличии от распространенного мнения, приписанного шейхуль-Исламу Ибн Таймии, он этого не запрещал! См. "Маджму'уль-фатауа" 27/30, "Радд 'аля аль-Ахнаи" 112-113.

Итак, тут поднимаются два вопроса:
1. Поездка лишь с целью посетить могилу пророка (мир ему и благословение Аллаха).
2. Поездки для посещения могил и различных святых мест.

Тут необходимо сделать небольшое введение в качестве напоминания всем нам:
В любом спорном вопросе слова ученых сами по себе не могут быть доводом в религии Аллаха!
Более того, если есть спор и разногласие относительно конкретного вопроса, то необходимо следовать велению Аллаха, сказавшему: «Если вы станете препираться о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу» (ан-Ниса 4: 59).
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Если бы в Книге Аллаха и в Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) не было бы разъяснения любого разногласия, то Аллах не повелел бы обратиться при разногласиях к Корану и Сунне!” См. “И’лямуль-муакъи’ин” 1/49.

Еще одно напоминание:
Не все, что именуют как иджма’ (единогласное мнение), является таковым на самом деле! Очень часто люди заявляют про иджма’ тогда, когда именно их мазхаб сошелся в том или ином вопросе.
Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Некоторые заявляли об иджам’е по причине отсутствия знания о наличии разногласия, а мы уже приводили о разногласии в этом вопросе, что указывает на вымышленность иджма’а. И даже если бы вы не знали о разногласии в этом, это не является для вас поводом для утверждения иджма’а, который является доводом, лишает оправдания, и которому запрещено противоречить! Поистине, иджма’, который обязывает таким – это категоричный и известный иджма’!” См. “Задуль-ма’ад” 4/45.
Шейх Сиддыкъ Хасан Хан говорил: “Некоторые из приверженцев определенных мазхабов полагают, что то, в чем единогласны сторонники их мазхаба, является иджма’. Это является великим нечестием”. См. “ас-Сираджуль-уахадж” 1/3.
Поэтому имам Ахмад про иджма’ подобного рода говорил: “Кто заявляет на иджма’, тот лжец!” См. “аль-Масаиль” 338-339, “аль-‘Удда” 4/1059, “И’лямуль-мууаккъи’ин” 1/24.
Более того, может быть зачастую иджма’ совершено в обратном, как говорил шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Среди сторонников каляма (сторонников логики) есть обычай заявлять о единогласном мнении, которое не является таковым! Наоборот, в том вопросе, о котором они говорят иджма’ может быть известное разногласие, а может быть и вообще в этом вопросе иджма’ саляфов как раз в обратном!” См. “ан-Нубууат” 1/479.

Теперь, следуя велению Аллаха: «Если вы станете препираться о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику» мы смотрим в Коран и Сунну: Есть ли там хоть одно указание на желательность посещения какой-либо могилы или святого места? Ведь вопрос посещения подобных мест относя тем более это к желательности - не просто бытовой вопрос, а связанный с поклонением. Ведь шариат узаконил посещение могил для того, чтобы они служили напоминанием о смерти.
А что касается слов хафиза Ибн Хаджара, который передал тот брат: "Воистину зиярат - это одно из самых лучших деяний и самых великих средств приближения к Всевышнему Аллаху", то это высказывание нуждается в шариатском доводе! Более того, читатель с дозволения Аллаха ниже увидит, что это мнение ошибочно и что достоверные доводы говорят об обратном. Если бы посещение могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха) было бы самым великим средством приближения к Аллаху, то разве сподвижники не устремились бык этому быстрее всех?!

Что касается поездки в путь специально для посещения могил, то на желательность этого нет ни одного довода ни в Коране, ни в Сунне, ни даже в словах кого-либо из сподвижников, а все хадисы о желательности и достоинствах посещения могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются просто напросто слабыми и даже ложными!
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Все хадисы, приводимые относительно посещения могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются слабыми, по единогласному мнению ученых-мухаддисов. Более того, эти хадисы ложные и не приводит их ни один из авторов известных сборников хадисов, и никто из имамов не использовал эти хадисы в качестве довода”. См. “ар-Радд ‘аля аль-Ахнаи” 189.
Тоже самое говорил и хафиз Ибн ‘Абдуль-Хади в "ас-Сарим аль-мунки".

Основной довод данной темы:
Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не запрягаются животные в путь, кроме как к трем мечетям: Заповедная мечеть (в Мекке), мечеть посланника (в Медине) и мечеть аль-Акъса». аль-Бухари 1189, Муслим 1397.
Этот хадис из категории мутауатир.
Данный хадис саляфы и те, кто был после них использовали в качестве довода на то, что нельзя отправляться в путь ради посещения каких-либо иных мест, будь то могилы или различные святые места.
Более поздние ученые разногласили относительно понимания этого хадиса, и пытались истолковать его по разному, как это делал например ас-Субки и др.
А что касается слов Ибн Къудамы или ан-Науауи, что речь в хадисе идет о том, что "полное достоинство свойственно только поездке к этим трем мечетям", или что "в других мечетях нет того достоинства, которое есть в этих трех", то это их понимание, и оно противоречит тому, как понимали буквально эти хадисы сподвижники!
Приведем пример:
Абу Басра аль-Гъифари рассказывал, что однажды он встретил Абу Хурайру, который возвращался с пути, и спросил его: "Откуда ты едешь?" Абу Хурайра ответил: "Еду с Синайской горы. Я ездил к ней, чтобы совершить в этом месте молитву". Тогда Абу Басра сказал: "Если бы я застал тебя до того, как ты выехал в путь, то помешал бы тебе отправиться туда. Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не снаряжаются животные в путь, кроме как к трем мечетям: Заповедная мечеть, моя мечеть и мечеть аль-Акъса». Малик 1/108, Ахмад 6/7, Ибн Хиббан 2772. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. «аль-Исаба» 1/320, «Ахкамуль-джанаиз» 287.
Обратите внимание братья на то, как сподвижники порицали посещение того места, которое Аллаха в Коране называет священным и благословенным местом! См. "Та ха", аят 12 и сура "аль-Къасас", аят 16.
И Абу Хурайра не возразил Абу Басре на это порицание.
Также Къаз’а рассказывал: "Однажды, я собрался поехать на гору Тур, и посоветовался об этом с Ибн ‘Умаром, на что он мне сказал: "Разве ты не знаешь, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не снаряжаются животные, кроме как к трем мечетям: Заповедная мечеть, мечеть пророка и мечеть аль-Акса». Поэтому не езжай туда!" ат-Табарани в «аль-Кабир» № 13283. Иснад достоверный.
Нафи’ рассказывал: "Когда до ‘Умара ибн аль-Хаттаба дошло, что люди посещают дерево, под которым давали присягу "довольства" (во время Худайбийского перемирия), он повелел его срубить". Ибн Аби Шейба 2/73, Ибн Са'д в "ат-Табакат" 2/100, аль-Факихи в "Ахбару Макка" 5/77. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 7/448.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Из числа благодеяний ‘Умара (да будет доволен им Аллах) то, что когда он увидел, как люди устремлялись к дереву, под которым была дана присяга довольства, он повелел его срубить”. См. “аль-Къауль аль-муфид” 121.
Разве после этого мусульманин, желающий истину, будет опираться на мнение некоторых поздних имамов в дозволенности, не говоря уже о желательности, того, чтобы посещать различные святые места?! Ведь целью должно быть не просто доказать наличие в том или ином вопросе разногласия, а понять правильное мнение и истину, чтобы следовать ей!
Имам Ибн аль-Асир в отношении обсуждаемого хадиса сказал: “Смысл хадиса: Не желать ехать в какое-либо место с намерением поклонения или приближения к Аллаху Всевышнему, кроме этих трех мест по причине их величия и почета”. См. “Джами’ аль-усуль” 9/283.
А если кто-то скажет, что он посещает и отправляется в путь на различные святые места или же в действительности не святые, но святые по его суждению, то он лжет сам себе! Неужели кто-то будет специально ехать скажем на Синайскую гору или посещать различные могилы праведников, будучи убежденным в том, что он просто турист, приехавший там отдохнуть?!

А что касается путешествия с целью посещения могил пророков или праведников, то обсуждаемый хадис: «Не запрягаются животные в путь, кроме как к трем мечетям: Заповедная мечеть (в Мекке), мечеть посланника (в Медине) и мечеть аль-Акъса» касается и этого.
Более того, на это также указывает другой прямой хадис:
От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не превращайте свои дома в могилы (т.е. не совершая в них молитвы, не поминая в них Аллаха, не читая Коран и т.п.). И не превращайте мою могилу в место собрания! Обращайтесь за меня с мольбой, поистине, ваши мольбы будут до меня доходить, где бы вы ни были!» Ахмад 2/367, Абу Дауд 2042. Имам ан-Науауи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, хафиз Ибн Хаджар, хафиз ас-Сахауи, имам Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб, хафиз Ибн Ахмад аль-Хаками, шейх аль-Альбани, шейх Ибн Баз и др. подтвердили достоверность этого хадиса. См. «аль-Хуляса» 1/440, «аль-Икътида» 2/169, «Футухат ар-раббания» 3/314, «Сахих аль-джами’» 7226.
Разве это веление самого посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не является ясным и общим доводом, указывающим на запрет избрания его могилы для места сбора и посещения?! И если это касается его могилы, то что говорить о могилах кого-либо другого?! Шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал: “И если не дозволено это собрание возле могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха), а это лучшая могила на земле, то что сказать можно про другие могилы праведников?!” См. “ас-Сирадж аль-уаххадж” 5/113.
И вновь смотрим на понимание саляфов этого веления:
Сообщается от ‘Али ибн аль-Хасана, что однажды он увидел человека, который приходил к могиле пророка (мир ему и благословение Аллаха) и заходил туда через отверстие, и взывал там. Он запретил ему это и сказал: “Не сообщить ли тебе хадис, который я слышал со слов своего отца, а он со слов деда, слышавшего от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)? Он говорил: «Не превращайте мою могилу в место собрания! И не превращайте свои дома в могилы. Обращайтесь за меня с мольбой, поистине, ваши мольбы будут до меня доходить, где бы вы ни были!» Ибн Аби Шайба 2/358, Абу Я’ля 469, Ибн Аби Асым в “Фадль ас-саля ‘аля ан-наби” 26.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Хади сказал: “Иснад этого хадиса хороший, и он имеет множество других версий, которые делают его достоверным”. См. “ас-Сарим аль-мунки” 414.
Достоверность этого хадиса подтвердили также шейх Сулейман ибн ‘Абдуллах ибн аш-Шейх, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и др. См. “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” 1/628, “Тахкыкъ Фатхуль-Маджид” 285.
Также сообщается, что когда Хасан ибн аль-Хасан ибн ‘Али заметил одного человека, который все время старался обращаться с мольбами возле могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал ему: "О такой-то! Почему я все время вижу тебя у могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха)?" Тот ответил: "Я желаю поприветствовать пророка (мир ему и благословение Аллаха)". Тогда Хасан сказал ему: "Поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не превращайте мою могилу в место для собраний, но призывайте на меня благословения, поистине, ваши благословения дойдут до меня где бы вы ни были!» Поэтому ты и тот, кто в Андалусии в этом отношении равны!" ‘Абдур-Раззакъ 6726, Ибн Аби Шейба 2/375.
Если бы посещение могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха) было бы из числа величайших приближений к Аллаху, то разве он сам советовал бы своей умме делать за него саляуат в любом месте? И разве саляфы из членов его семьи говорили бы, что нет разницы где приветствовать его и обращаться за него с мольбой, возле его могилы или в Андалусии?!

Имам Малик порицал и говорил: “Люди говорят: «Мы посещали могилу пророка (мир ему и благословение Аллаха)!»” Ибн аль-Къасим сказал: “Малик порицал это сильно, чтобы люди говорили: «Поистине, пророка (мир ему и благословение Аллаха) навестили»”. См. “аль-Мудаууана” 2/370.
И неизвестно, чтобы кто-то из тех, кто жил во времена имама Малика говорил иначе.
Имам Ибн Батта сказал: “Из числа нововведений – это делать какие-либо построения на могиле и отправлять в путь, чтобы их посетить!” См. “аль-Ибана ас-сугъра” 92.
Что касается довода тех, кто считает желательным и дозволенным отправляться для посещения могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха), а это следующий асар:
‘Убайдуллах ибн ‘Умар со слов Нафи’а рассказывал, что когда Ибн ‘Умар вернулся из путешествия, он пришел на могилу пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Мир тебе, о посланник Аллаха! Мир тебе, о Абу Бакр! Мир тебе, о мой отец!” А затем ушел. И ‘Убайдуллах сказал: “Мы не знаем никого из сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), который бы делал это, кроме Ибн ‘Умара”. ‘Абдур-Раззакъ 3/576, аль-Байхакъи 5/245. Иснад достоверный.
В этом асаре нет довода на то, что дозволено и тем более желательно отправляться в путь ТОЛЬКО для посещения могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Ведь Ибн ‘Умар никуда не отправлялся, а наоборот вернулся из пути. Более того, если посещение его могилы было делом похвальным и желательным, то почему другие сподвижники, проживавшие в Медине или приезжавшие туда по делам не делали того же, как это говорит ‘Убайдуллах ибн ‘Умар?!
Максимум на что указывает этот асар и поступок Ибн ‘Умара, так это дозволенность навещения могилы пророка тому, кто пребывает в Медине.
Тут весьма уместно привести ответ имама Малика, которого когда спросили: «Ведь жители Медины подходят к могиле пророка (мир ему и благословение Аллаха) по несколько раз в день, в то время как они не из тех, кто вернулся с пути или собирается в путь? Особенно часто это происходит в пятницу, когда люди встают у его могилы по одному или по два раза в день, приветствуют пророка (мир ему и благословение Аллаха), после чего долго обращаясь с мольбой к Аллаху». Имам Малик ответил: "Я не слышал о дозволенности этого ни от кого из прежних ученых этого города (Медины), поэтому оставление этого лучше! Не исправятся последние из этой общины, кроме как тем же, чем исправились ее первые! До меня не дошло от сподвижников того, чтобы они делали подобное, и это является нежелательным, кроме как тем, кто прибыл с пути или собирается в дорогу". См. "аш-Шифа" 2/88.
Субхана-Ллах, если такая крайность и чрезмерность в посещении могилы пророка порицалась Маликом даже для тех, кто жил в Медине, то что сказать о тех, кто оправляется в путь для этого?!
Шейх Сулейман ибн ‘Абдуллах ибн аш-Шейх говорил: “Об этом вопросе говорил шейхуль-Ислам, я имею в виду про выход в путь с целью посещения могил пророков и праведников и их машхады. Он передал в отношении дозволенности и запрета этого разногласия ученых. Из числа дозволявших были: Абу Хамид аль-Гъазали и Абу Мухаммад аль-Макъдиси. А из числа запрещавших: Ибн Батта, Ибн ‘Акыль, Абу Мухаммад аль-Джууайни, Къады ‘Ийяд, и это мнение большинства ученых. И на это указывал имам Малик, и никто из имамов в этом вопросе ему (Малику) не противоречил, и это правильное мнение! Некоторые его современники (шейхуль-Ислама) поднялись против него, как ас-Субки и ему подобные и приписали ему полное порицание посещения могил. Но на самом деле шейхуль-Ислам не порицал этого, если для этого люди не оправляли в путь, как это было мнением большинства ученых, или если не совершались зияраты на могилы с целью взывать к умершим и просить их о помощи”. См. “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” 1/636.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал: “Что касается пути не ради посещения могил, то это установлено достоверными доказательствами и происходило во время пророка, что он одобрял, поэтому нет смысла это запрещать. Другое дело – поездка с целью посещения могил. Такого не делал никто во время пророка, и никто из сподвижников это не одобрял, и нет никакого указания даже в одном хадисе на такой поступок или желание! Пророк не узаконил этого ни для кого в своей умме ни словом, ни делом! Пророк посещал кладбище Бакы’ и другие могилы, не отправляясь для этого в путь для их могил. Поэтому его Сунна, в которой нет ничего неясного, указывает на то, что дозволено посещать могилы без путешествия к ним, чтобы они служили напоминанием о смерти!” См. “ас-Сирадж аль-уаххадж” 5/113.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Хади сказал: “Заявили некоторые, что это мнение (дозволенность) является мнением четырех имамов и большинства их сторонников, или же большинства ученых. Это ложь, без каких либо сомнений! Также это относится и к тому, кто заявляет, что это говорил известный ученый из числа имамов-муджтахидов. Если было бы сказано, что это мнение (о дозволенности) – мнение некоторых поздних людей, то еще можно было бы поверить. И это еще после уточнение переданного, что это противоречит иджма’у саляфов и противоречит хадисам пророка (мир ему и благословение Аллаха). И достаточно того, чтобы знать, что это мнение порочное то, что оно является нововведением в Исламе, которое противоречит Сунне и джама’ату, тому, что узаконил посланник (мир ему и благословение Аллаха) и на чем были единогалсны саляфы уммы и ее имамы!” См. “ас-Сарим аль-мунки” 167.
Ханафитский имам аль-Баркъауи сказал: “Что касается отправления в путь к местам захоронений, испытывая при этом тяготы пути, совершая при этом большой грех, то большинство ученых сказали, что отправление в путь для посещения могил пророков и праведников является нововведением. Подобное не совершали ни сподвижники, ни их последователи. Также этого не приказывал посланник Господа миров, да благословит его Аллах и приветствует, так же как это не считал желательным никто из имамов мусульман. Поэтому тот, кто будет иметь убеждение, что данные поездки являются подчинением Аллаху и благим деянием, тот противоречит единогласному мнению мусульман. Тот же, кто имея это убеждение, еще и отправится в путь к этим могилам, то совершит запретное по единогласному мнению всех мусульман!” См. “Зиярат аль-къубур” 18.
Таким образом, если сказать про иджма' в обратном вопросе, что отправляться в путь для посещения могил или святых мест, не считая трех мечетей запрещено, то это ближе к истине!
Да и как может быть иначе?! Ведь на это указывают достоверные хадисы, понимая сахабов и саляфов, и нет этому ничего, что можно было бы противопоставить, кроме слов некоторых поздних имамов.

Если же человек посещает могилы родных, друзей или могилы в общем в своем городе, деревне и т.п., с целью вспомнить о смерти, то нет в этом ничего плохого и даже наоборот, это желательно и похвально! Со слов Ибн Мас'уда сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Я раньше запрещал вам посещать могилы, а теперь посещайте их, ибо они удерживают от наслаждений жизни ближней и напоминают о жизни будущей". Муслим 2/672.
Также если человек скажем поехал по делам в Медину, или поехал на Хадж или Умру, и посетил мечеть пророка (мир ему и благословение Аллаха), то нет ничего порицаемого в том, чтобы он посетил и могилу пророка (мир ему и благословение Аллаха) и поприветствовал его и двух его сподвижников: Абу Бакра и Умара. Шейх Ибн Баз сказал: “После смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха) нельзя приходить к нему, чтобы он просил прощения для людей. Однако можно прийти, чтобы поприветствовать его тем, кто пребывает в Медине или прибыл туда из другого места, желая совершить молитву в его мечети, почитать Коран и т.п. Когда он приходит в мечеть, то приветствует пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников (Абу Бакра и Умара). Однако человек не снаряжается в путь только для того, чтобы посетить могилу пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Наоборот, отправляется для посещения его мечети, а навещение могилы будет как следствие этого”. Сл. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб”.

Не следует забывать опасность посещения могил, ведь первое проявление многобожия было как раз из-за этого!
Всевышний Аллах о народе пророка Нуха (мир ему) сказал: «Они сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Уадда, Сууа’а, Ягъуса, Я’укъа и Насра”. Они уже ввели в заблуждение многих. Не приумножай же несправедливым ничего, кроме заблуждения!» (Нух 71: 23-24).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Основой появления многобожия среди сынов Адама было возвеличивание праведников. Когда в каком-либо народе умирали праведники, люди превращали их могилы в идолы с их изображением, затем начинали им поклоняться. Так появилось первое многобожие среди сынов Адама в народе Нуха. Они говорили: «Не отрекайтесь от ваших богов: Уадда, Сууа’а, Ягъуса, Я’укъа и Насра». Это были имена праведников народа Нуха. Когда они умерли, их народ превратил их могилы в идолы с их изображениями. Когда же Аллах потопил обитателей земли, эти идолы исчезли, но затем идолы вновь появились но уже среди арабов”. См. “Маджму’уль-фатауа” 14/363.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Умм Хабиба и Умм Салама как-то рассказывали о церкви, которую они видели в Эфиопии, расписанную различными изображениями. Они рассказали об этом пророку (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал им: «Поистине, когда какой-нибудь праведный человек из них умирает, они строят у его могилы храм для поклонения, расписывая его подобными изображениями. В День воскрешения такие люди окажутся наихудшими созданиями пред Аллахом!» аль-Бухари 427, Муслим 528.
В другом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они превращали могилы своих пророков в мечети!» аль-Бухари 1330, Муслим 529.
Ведь именно из-за преграждения всех путей, ведущих к любому многобожию посланник Аллаха запрещал избирать свою могилу местом посещения и сбора, а также и запрещал в начале посещать могилы в общем. Шейх Ибн аль-Къайим говорил: "Изначально запрет был установлен для того, чтобы закрыть двери к язычеству и защитить основы единобожия, а также для того, чтобы удалить из сердец людей привязанность к умершим, возвеличиванию могил и поклонение им. Когда же единобожие крепко утвердилось в сердцах сподвижников, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разрешил мужчинам посещать могилы в строго установленных рамках шариата. Это для того, чтобы их вера увеличилась, и чтобы они вспоминали следующую жизнь. Таким образом, запрет на посещение могил был установлен для пользы, также, как разрешение на их посещение пришло для пользы". См. "Игъасату-лляхфан" 1/200.

Это то, что мне удалось по милости Аллаха собрать по данной теме.
Если у кого есть, чем дополнить, то добро пожаловать)
Что касается сторонников обратного мнения, то просьба не приводить понимание десяток поздних имамов о желательности поездки для посещения могил и святых мест, которые не подкреплены достоверными доказательствами.


А что касается слов брата:
Ну это явно не указывает на запрет, имам Ибн Таймия, при всем к нему уважении, во многих вопросах противоречил иджме как говорил имам Иракъи: "Его иджтихад довел его к нарушению иджма’ во многих вопросах. Говорят, что их число доходит до шестидесяти вопросов."

А при чем тут Ибн Таймия? Сколько слов имамов было приведено, которые запрещали это и до него?
И хотелось бы, чтобы этот брат привел хоть одно мнение из 60 упомянутых, где шейхуль-Ислам Ибн Таймия пошел в противоречие иджма'у, в котором у него не было бы саляфа.
А еще к сведению этого брата, вот кто на самом деле пошел в противоречие иджма'у саляфов и ахлю-Сунна уаль-джама'а, так это сказавший подобное сам Уалиюддин аль-'Иракъи, который был аш'аритом в 'акыде!
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re: Поездки с целью посещения могил и святых мест

Сообщение »

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

جزاك الله خيرا A'mash за разбор.

Таким образом, если сказать про иджма' в обратном вопросе, что отправляться в путь для посещения могил или святых мест, не считая трех мечетей запрещено, то это ближе к истине

Странно очень, что большие имамы говорят об иджма или джумхуре. Ты сам как объяснишь что такие имамы пишут об иджме? Это их невежество получается?

И хотелось бы, чтобы этот брат привел хоть одно мнение из 60 упомянутых, где шейхуль-Ислам Ибн Таймия пошел в противоречие иджма'у, в котором у него не было бы саляфа

Это у имама Иракъи надо спросит.
اساري والشافعية
 
Сообщений: 26
Зарегистрирован: 23 ноя 2011, 16:53

Сообщение »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Уа джазак брат!

اساري والشافعية писал(а):Странно очень, что большие имамы говорят об иджма или джумхуре. Ты сам как объяснишь что такие имамы пишут об иджме? Это их невежество получается?

Ну часто ахы ведь такое бывает. Конечно их "невежеством" это называть нам нельзя. Просто ошибкой правильнее ин ша-Аллах. А имамы сами конечно говорили жестко, ты наверное видел, Ибн Хаджар говорит, что это мнение одно из самых отвратительных от шейхуль-Ислама, а хафиз Ибн Абдуль-Хади говорит, что ни один достойный имам-муджтахид такого не говорил, и что это мнение о дозволенности - нововведение, и т.п.
С кем истина и кто прав в этом и любом ином вопросе решает довод брат мой.

اساري والشافعية писал(а):Это у имама Иракъи надо спросит.

Я пытался, искал его слова, думал может он сам упоминает, ничего не нашел) И кстати эти слова его про шейхуль-Ислама встречал только на всяких суфистко-аш'аристких сайтах и прочих ненавистников шейхуль-Ислама.
Ну я спросил об этом по той причине, что может быть сам брат раз цитировал эти слова аль-Иракъи, тоже так полагает, поэтому и спросил, он ведь говорит:
имам Ибн Таймия, при всем к нему уважении, во многих вопросах противоречил иджме как говорил имам Иракъи...

Так с его слов понимается, но дай Аллах, чтобы это была просто передача слов, без убежденности в их правдивости.
Если такой имам Сунны так легко обвиняется в том, что пошел в противоречие 60 единогласным мнениям, а это весьма серьезное обвинение и не шутки, то что сказать про другие обвинения?!
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re:

Сообщение »

джазакалЛАХУ ХАЙРАН БРАТ A'mash.
жаль что пример и понимание сподвижников для суфиев не довод.
shishan
 
Сообщений: 20
Зарегистрирован: 10 июл 2012, 23:32

Re:

Сообщение »

ДЖАЗАКУМУ-ЛЛАХУ ХАЙРАН !!! ))
Hamza
 
Сообщений: 381
Зарегистрирован: 03 авг 2008, 18:53

Re:

Сообщение »

У имама ас Субки есть радд на имама Ибн Таймийу, можешь приведешь вкратце чем он опровергал Ибн Таймийу?

И прокоментируй довод имама Ибн Къудамы "Пророк, салля Ллаху аляйхи ва саллям, ходил к мечети Къуба пешком и верхом, посещал могилы"

Я пытался, искал его слова, думал может он сам упоминает, ничего не нашел)


Сам же имам Иракъи ниже пишет в продолжении этих слов: "Не было у имамов, за которыми следуют люди, противоречия в тех вопросах, в которых установилась иджма’ до них. Напротив, нет ни у одного из них слов (противоречащих иджма’), кроме как это было передачей мнения некоторых саляфов, как об этом ясно высказались имамы."
اساري والشافعية
 
Сообщений: 26
Зарегистрирован: 23 ноя 2011, 16:53

Re: Поездки с целью посещения могил и святых мест

Сообщение »

ассаляму'алайкум! Да обоготит вас Аллах Своей милостью брат А'маш.
Прошу братьев сделать статью из этой темы. И ссылку что бы скачать.)) да воздаст вам Аллах благом.
Ibn Alibi
 
Сообщений: 35
Зарегистрирован: 22 ноя 2011, 18:26

Re: Re:

Сообщение »

Ассаляму 'алейкум уа рахмату-Ллах.

Опровержение лжи в вопросах зийарата на шейх аль-Ислама

Хафиз Ибн Касир пишет: «В среду 10 зуль-каада, в ханбалитском (мадраса) преподавал Бурханудин Ахмад ибн Хилал аз-Зари Ханбали, заменяя Шейха Ибн Теймию, и посетили их Кадий Шафиитского мазхаба и группа Факихов, что трудно сказалось на многих из последователей Шейха ибн Теймии. Так как за день до этого приходил к Ибн Теймии, по поручению правителя с некоторыми вопросами Ибн Аль-Хутейри.
После всего этого, в четверг, пришёл Кадий Бадруддин и (ответственный) за Вакфы Насруддин (Машд) и спросили его, о теме про зиярат.
Шейх Ибн Теймия ответил им, написав на свитке, и подписал Шафиитский Кадий в Дамаске, что он принял этот ответ от Ибн Теймии написанный его рукой, а далее написал; что самое больное место, т.е. что якобы точка разногласия здесь, в том, что Ибн Теймия сделал зиярат (посещение) могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и могил других пророков мир им, грехом по абсолютно единогласному мнению всех Алимов (Иджма).
Ибн Касир (рахимахуЛлах) продолжает: Так посмотрите же сейчас на это изменение слов Ибн Теймии (со стороны того Шафиитского Кадия). Поистине его (Ибн Теймии) ответом на этот вопрос (о зиярате) не было запрещение посещения могил Пророков и праведников. В его ответе было упоминание двух мнений в теме:
1) "шаддуль рихаль" (седлание, т.е. подготовка и отправление в путешествие),
2) и поездка только ради посещения могилы.
Посещение могилы, без отправления в путешествие (дальний путь) только ради этого - это один момент, а посещение могилы отправляясь только ради этого в путешествие, другой момент.
И Шейх не запрещает посещение могил без того, чтоб только ради этого отправляться в далекий путь (шадду рихаль), а наоборот считает её желательной и Сунной, и его книги и жизненный путь свидетельствую об этом. Этот вид зиярата он не оспаривает, в фатве, и не сказал он что это грех, и не приводил никакого Иджма на запрет этого, и он (шейх Ибн Теймия) не является незнающим хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Посещайте могилы, поистине они напоминают вам о будущей жизни". А от Аллаха ничего не скроется из скрываемого: "А притеснители скоро узнают, какой поворот [судьбы] их ожидает". (Сура Шуара 227 аят).
См. "аль-Бидая уа Нихая" том 14 стр.143.

http://www.salaf-forum.com/viewtopic.php?f=83&t=387
tik
 
Сообщений: 399
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 05:16

Сообщение »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Уа джазакум братья!

اساري والشافعية писал(а):У имама ас Субки есть радд на имама Ибн Таймийу, можешь приведешь вкратце чем он опровергал Ибн Таймийу?

А зачем брат? Ничего нового и того, что можно было бы противопоставить упомянутым доводам и пониманию саляфов он не приводил. Более того, эту его работу сильно критиковали и опровергали ученые, а труд "ас-Сарим аль-мунки" хафиза Ибн Абдуль-Хади как раз полностью посвящен этой теме и опровержению данного "опровержения" имама ас-Субки.

اساري والشافعية писал(а):И прокоментируй довод имама Ибн Къудамы "Пророк, салля Ллаху аляйхи ва саллям, ходил к мечети Къуба пешком и верхом, посещал могилы"

А что тут комментировать?!
Желательность и достоинство посещения мечети Къуба известна от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал, что совершение двух ракаатов в ней приравнивается к совершению Умры. И эта мечеть в Медине вообще-то, а не за предела ее, а пророк (мир ему и благословение Аллаха) именно там и жил.
А те могилы, что он посещал, он для этого в путь не выезжал. Тут нет никакого довода на ОТПРАВЛЕНИЯ В ПУТЬ ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ МОГИЛ ИЛИ СВЯТЫХ МЕСТ!
Прочитай еще раз брат ответ выше, там приводились уже слова ученых об этом.

اساري والشافعية писал(а):Сам же имам Иракъи ниже пишет в продолжении этих слов: "Не было у имамов, за которыми следуют люди, противоречия в тех вопросах, в которых установилась иджма’ до них. Напротив, нет ни у одного из них слов (противоречащих иджма’), кроме как это было передачей мнения некоторых саляфов, как об этом ясно высказались имамы."

Я не понял брат этих слов.
В чем суть?
Брат, как я понял автор самых первых слов ты, и именно ты опираясь на имама аль-Иракъи заявил, что шейхуль-Ислам пошел в противоречие иджмау, то открой отдельную тему об этом и там ин ша-Аллах все обсудим и посмотрим, правдивы ли эти обвинения.
А эту тему давай оставим для вопроса путешествия с целью посещения могил и святых мест.
Я задал выше этот вопрос в надежде увидеть факт того, что шейхуль-Ислам действительно пошел в противоречие иджмау, но так и не увидел, кроме ссылки на слова имама, обвинившего его в этом.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re:

Сообщение »

ассаляму алейкум уа рахматуЛЛах.
اساري والشافع
Сам же имам Иракъи ниже пишет в продолжении этих слов: "Не было у имамов, за которыми следуют люди, противоречия в тех вопросах, в которых установилась иджма’ до них. Напротив, нет ни у одного из них слов (противоречащих иджма’), кроме как это было передачей мнения некоторых саляфов, как об этом ясно высказались имамы."

Брат, а почему ты не приводишь источники слов этих Ученых.? даже когда пытаешься что -то пояснить...
Хотелось бы просто прочесть по какой причине где, кому или когда высказывались ученые по данному вопросу. Так же, хотелось полностью посмотреть на чем (айаты, хадисы) они основывались. И прочесть их заключения по данному вопросу полностью, а не отрывками. БаракАллаху фик.
Приведи пожалуйста страницы и книги от куда ты все взял…
Аватар пользователя
антивирус северный
 
Сообщений: 575
Зарегистрирован: 02 дек 2010, 02:37

Re:

Сообщение »

A'mash писал(а):Я не понял брат этих слов.
В чем суть?
Брат, как я понял автор самых первых слов ты, и именно ты опираясь на имама аль-Иракъи заявил, что шейхуль-Ислам пошел в противоречие иджмау, то открой отдельную тему об этом и там ин ша-Аллах все обсудим и посмотрим, правдивы ли эти обвинения.
А эту тему давай оставим для вопроса путешествия с целью посещения могил и святых мест.
Я задал выше этот вопрос в надежде увидеть факт того, что шейхуль-Ислам действительно пошел в противоречие иджмау, но так и не увидел, кроме ссылки на слова имама, обвинившего его в этом.


А что там не понятного? Имам пишет что и у тех, кто противоречит иджме были те, кто высказывал подобное из числа саляфов.

Да мне самому интересно в чем он противоречил иджме )

антивирус северный писал(а):Брат, а почему ты не приводишь источники слов этих Ученых.? даже когда пытаешься что -то пояснить...Хотелось бы просто прочесть по какой причине где, кому или когда высказывались ученые по данному вопросу. Так же, хотелось полностью посмотреть на чем (айаты, хадисы) они основывались. И прочесть их заключения по данному вопросу полностью, а не отрывками. БаракАллаху фик.Приведи пожалуйста страницы и книги от куда ты все взял…


وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته

أما الشيخ تقي الدين ابن تيمية فهو إمام واسع العلم كثير الفضائل والمحاسن زاهد في الدنيا راغب في الآخرة على طريقة السلف الصالح ، لكنه كما قيل فيه : " علمه أكثر من عقله " فأداه اجتهاد إلى خرج الإجماع في مسائل كثيرة ، قيل أنها تبلغ ستين مسألة فأخذته الألسنة بسبب ذلك وتطرق إليه اللوم وامتحن بهذا السبب ومات مسجونا بسبب ذلك والمنتصر له يجعله كغيره من الأئمة في أنه لا تضره المخالفة في مسائل الفروع إذا كان ذلك عن اجتهاد ولكن المخالف له يقول : ليست مسائله كلها في الفروع بل كثير منها في الأصول وما كان منها في الفروع فما كان يسوغ له المخالفة فيها بعد انعقاد الإجماع عليها ولم يقع للأئمة المتبوعين مخالفة في مسائل انعقد الإجماع عليها قبلهم ، بل لم يقع لأحد منهم قول إلا وهو مسبوق به من بعض السلف كما صرح به غير واحد من الأئمة ، وما أبشع مسألتي ابن تيمية في الطلاق والزيارة وقد رد عليه فيهما الشيخ الإمام تقي الدين السبكي وأفرد رحمه الله تعالى ذلك التصنيف فأجاد وأحسن



«Что касается шейха Такъиюддина ибн Таймийи - он имам с обширными знаниями, с множеством достоинств и похвал, аскет в мирском, склонный к ахирату по пути праведных предшественников. Однако как сказали о нем: «Знаний у него было больше чем ума». Его иджтихад довел его к нарушению иджма’ во многих вопросах. Говорят, что их число доходит до шестидесяти вопросов. По этой причине люди стали его обсуждать и осуждать. Он был подвержен испытанию и умер в заключении.

Те, кто поддерживает его, считают, что он подобен другим имамам в том, что нет ему никакого вреда от его противоречия во второстепенных вопросах, если это является его иджтихадом. Однако те, кто не поддерживают его говорят, что эти вопросы не являются второстепенными, напротив, множество из них относятся к вопросам основ (религии). А что касается его противоречий во второстепенных вопросах, то не разрешается противоречить им, после того как в них установилась иджма’.

Не было у имамов, за которыми следуют люди, противоречия в тех вопросах, в которых установилась иджма’ до них. Напротив, нет ни у одного из них слов (противоречащих иджма’), кроме как это было передачей мнения некоторых саляфов, как об этом ясно высказались имамы.

Что касается двух самых мерзких вопросов от Ибн Таймийи - это развод и посещение могилы [Пророка], в этих вопросах его опроверг шейх, имам Такъиюддин ас-Субки, да смилуется над ним Всевышний Аллах, и составил отдельную книгу, в которой прекрасно ответил ему».
«Аль-Аджвибатуль Марзия аниль Асилятиль Маккия», 91-99
اساري والشافعية
 
Сообщений: 26
Зарегистрирован: 23 ноя 2011, 16:53

Re: Поездки с целью посещения могил и святых мест

Сообщение »

Ас-саляму аляйкум. Извините, что вмешиваюсь, немного непонятен один момент.
А что там не понятного? Имам пишет что и у тех, кто противоречит иджме были те, кто высказывал подобное из числа саляфов.

Не было у имамов, за которыми следуют люди, противоречия в тех вопросах, в которых установилась иджма’ до них. Напротив, нет ни у одного из них слов (противоречащих иджма’), кроме как это было передачей мнения некоторых саляфов, как об этом ясно высказались имамы.

Это как? Иджма - это, когда саляфы высказываются по одному вопросу единогалсно, либо же один из них говорит слово, которому другие не противоречат, что называется иджма сукути. Так? А если, допустим, 3 саляфа сказали так, а 1 наоборот, то какое же иджма получается при таком раскладе и что будет неправильного, если кто-то выберет мнение 1 саляфа, а не 3, если при этом на правильность его мнения указывают другие шариатские тексты? Противоречие иджме - это, когда кто-то говорит слово, которое никто из саляфов не говорил до него. Разве не так?!
Имам Ахмад про иджма’ различного рода говорил: “Это ложь! Откуда он знает, что в этом вопросе есть единогласие?! Однако пусть говорит: «Я не знаю в этом вопросе разногласий». Это лучше, чем говорить: «Единогласны все люди в этом вопросе»!” См. “аль-Масаиль” 338-339, “аль-‘Удда” 4/1059, “И’лямуль-мууаккъи’ин” 1/24.
А имам аш-Шафи’и на вопрос об иджма’е сказал: “Иджма’ – это то, когда ты скажешь: «Единогласны в этом люди», не найдешь никого, кто скажет тебе: «Нет в этом единогласного мнения!»” См. “Джумма’ аль-‘ильм” 7/257.
Аватар пользователя
Sulayman Abu Salih
 
Сообщений: 459
Зарегистрирован: 10 мар 2009, 23:19

Re: Поездки с целью посещения могил и святых мест

Сообщение »

Ас саляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатуху اساري والشافعية. Может я не прав брат, но мне кажется что эта информация со словами имамов приведенных тобой размещена на сайтах суфистов на подобии даруль фикр и аль-фатава. Элементарно как пример можно скопировать твои посты со словами имамов и вписать в поисковик как сразу выходит эта информация на всяких суфийских сайтах слово в слово, то ли ты размещаешь эту информацию на тех сайтах, то ли ты копируешь оттуда и приносишь это сюда. Иначе как? Прошу брат не загрязняй эту тему и в целом форум информацией с еретических сайтов, и сам не посещай их. Барака ллаху фика. И как насыха слова имама Аль-А’маша: “Саляфы задавали о человеке только три вопроса: где он ходит, к кому он заходит и кого из людей он любит”. Ибн Батта в “аль-Ибана” 2/452.
аль Бара'
 
Сообщений: 76
Зарегистрирован: 25 май 2010, 06:55
Откуда: محج قلعة


Вернуться в Различные темы, связанные с вероубеждением

cron