Касательно такфира аль-Хаджаджа ибн Йусуфа

Сообщение »

Ассаляму 'аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
Недавно наткнулся на слова (в частности слова Ибну 'Абдуль-Барра и Ибну Хаджара аль-'Аскаляни) о том, что некоторые саляфы считали неверующим аль-Хаджаджа ибн Йусуфа. Достоверно ли это от них? Передаётся ли подобное от кого-либо из сподвижников?
Джазакуму-Ллаху хайран!
Аватар пользователя
ابن مراد الداغستاني
 
Сообщений: 523
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

Re: Такфир Хаджаджу ибн Йусуфу

Сообщение »

Был спрошен шейх Ибн Баз: «Является ли аль-Хаджадж ибн Юсуф неверующим или притеснителем?»

Ответ: «Ослушавшийся (грешник) притеснитель, но не неверующий».

http://binbaz.org.sa/mat/4177
Just muslim
 
Сообщений: 76
Зарегистрирован: 12 фев 2015, 22:10

Re: Такфир Хаджаджу ибн Йусуфу

Сообщение »


уа'аляйкум ас-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.

Кое-что с различных веток форума:

Сообщение Сабита аль-Бунани, который рассказывал: “Однажды мы с Анасом ибн Маликом были на молитве, которую проводил аль-Хаджадж. И аль-Хаджадж так затянул время молитвы, что Анас встал, чтобы сделать замечание, однако его друзья запретили ему это, опасаясь за него. Тогда Анас вышел и сел верхом, говоря: “Клянусь Аллахом, я ничего не узнаю из того, что было во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), кроме свидетельства «Ля иляха илля-Ллах»!”. Один человек сказал ему: “А намаз, о Абу Хамза?!”. Он ответил: “Вы сделали обеденную (зухр) молитву перед вечерней (магъриб)! Разве такой была молитва пророка (мир ему и благословение Аллаха)?!”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат”. См. “Фатхуль-Бари” Ибн Хаджара 2/18.
Тут упоминается, что Хаджадж выпустил чуть ли не два уакъта намаза, однако Анас не посчитал его за это кафиром! ИСТОЧНИК

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Говорили, что аль-Хаджадж был первым, кто начал выпускать полное время молитвы, и он совершал обеденную и послеобеденную молитву во время захода солнца. Бывало, что он совершал и пятничную молитву во время захода солнца и люди также упускали время послеобеденной (‘аср) молитвы”. См. “Фатхуль-Бари” 4/229.
Имам аз-Зухри рассказывал: “Как-то раз, зайдя к Анасу ибн Малику (да будет доволен им Аллах), когда он был в Дамаске, я застал его плачущим. Я спросил его: “Почему ты плачешь?”. Он сказал: «Не узнаю я ничего из того что знал, кроме этой молитвы, да и эта молитва пренебрегается!»”. аль-Бухари 530.
Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Анас сказал так после того, как узнал, что аль-Хадджадж, аль-Уалид ибн Абдуль-Малик и другие, пропускали установленное для молитвы время. И сообщения об этом известны”. См. «‘Умдатуль-Къари» 5/24.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Аль-Мухалляб говорил: “Смысл слов «пренебрежения» в оттягивании молитвы от ее желательного времени, а не в пропуске ее времени вообще”. И за ним в этом последовала группа ученых. Однако, несмотря на то, что такое понимание не соответствует названию главы (аль-Бухари), это также противоречит действительности! Достоверно известно, что аль-Хаджадж, его амир Уалид и другие выпускали молитву с установленного для нее времени. И сообщения относительно этого известны. Из их числа то, что приводит ‘Абдур-Раззакъ от ‘Ата, что однажды Уалид затянул пятничную молитву до вечера. Также что приводит шейх имама аль-Бухари – Абу Ну’айм в «Китаб ас-саля» от Абу Бакра ибн ‘Утбы, сказавшего: «Я совершал молитву рядом с Абу Джухайфой, когда аль-Хаджадж затянул молитву до вечера». Также передается и от Ибн ‘Умара, что он молился с аль-Хаджаджем, а когда тот стал оттягивать время молитвы, то перестал совершать молитву с ним”. См. “Фатхуль-Бари” 2/18.
Теперь смотрим, что мы имеем. У нас есть хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что пропуск времени молитвы не делает человека кафиром. Есть сообщения о том, что некоторые правители, которых застали сахабы, выпускали сознательно установленное время для молитв, и из числа тех сподвижников, которые это застали и были свидетелями такого случая, как сознательный выпуск времени молитвы, это: Ибн ‘Умар, Абу Джухайфа и Анас. И вот вам факт того, что эти сподвижники не делали такфир ни аль-Хаджаджу, ни аль-Уалиду за выпуск времени отведенного для молитвы! ИСТОЧНИК

Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя, да смилуется над ним Аллах, писал: «Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, совершали молитву позади тех, кого они знали как грешников, к примеру АбдуЛлах ибн Масуд и другие сподвижники молились позади Валида ибн Акъаба ибн Абу Муиъта, который пил вино и однажды даже помолился утреннюю молитву 4 ракаата! АбдуЛлах ибн Умар и другие сподвижники совершали молитву позади Хаджаджа ибн Юсуфа, другие сподвижники и табиины, молились позади Ибн Абу Убейда, которого даже обвиняли в отклонениях (от правильных вероубеждений) и в призыве к заблуждениям». См. «Маджмуат ар-расаиль уа аль-масаиль» 5/199. ИСТОЧНИК

Аз-Зубайр ибн ‘Ади рассказывал: “В свое время мы пришли к Анасу ибн Малику, да будет доволен им Аллах, и пожаловались ему на произвол аль-Хаджаджа, на что он сказал: «Терпите, ибо какое бы время ни пришло, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещё хуже, и так будет продолжаться) до тех пор, пока вы не встретите Господа вашего». Эти слова я слышал от вашего пророка (мир ему и благословение Аллаха)!”. аль-Бухари 7068. ИСТОЧНИК

Имам Ибн Хазм говорил: “Мы не знаем никого из числа сподвижников, кто запрещал бы совершать намаз за Мухтаром, ‘Убайдуллах ибн Зайдом и Хаджаджем. И это несмотря на то, что эти трое были самыми нечестивыми из всех нечестивых!”. См. “аль-Мухалля” 4/214. ИСТОЧНИК

‘Аун ас-Сахми рассказывал: “Однажды, когда я пришел к Абу Умаме, он сказал мне: «Не ругай Хаджаджа, ибо поистине, он твой амир, хоть мне он не амир»”. аль-Бухари в “ат-Тарих аль-кабир” 7/18.
То есть, Абу Умама был в то время в Шаме, а Хаджадж был правителем в Ираке. И в этом сообщении также ясное указание на то, что запрещено ругать не только своих правителей, но правителей мусульман в общем!
Абу Хамза ад-Даб’и рассказывал: “Когда до меня дошло, что Хаджадж попал в Каабу огнем (во время сражения с Ибн аз-Зубайиром), я вышел к Ибн ‘Аббасу, и когда стал ругать при нем Хаджаджа, Ибн ‘Аббас сказал: «Не становись помощником для шайтана!»”. аль-Бухари в “ат-Тарих аль-кабир” 8/104. ИСТОЧНИК

Абу ‘Ауф рассказывал: “Однажды я пришел к Ибн Сирину. Я хотел плохо высказаться об аль-Хаджадже (ибн Йусуфе). Но Ибн Сирин сказал: "Не сомневайся в том, что Аллах справедлив в своем решении. Он отнимет у аль-Хаджаджа то, что причитается другому, и возьмет у других то, что причитается аль-Хаджаджу. Когда ты предстанешь перед Всевышним Аллахом, твой самый маленький грех будет для тебя тяжелее, чем самый тяжкий грех аль-Хаджаджа"”. Абу Ну‘айм в "Хильят аль-Аулия", 2/263. ИСТОЧНИК

Когда шейха Ибн База спросили о мнении шейха Мухаммада ибн Ибрахима, что замена шариата на каноны является большим неверием, он сказал: “Да простит его Аллах, он считал, что замена на каноны указывает на то, что человек довольствуется этим и считает подобное дозволенным. Это то, на что указывает его послание (Тахкимуль-къауанин), да смилуется над ним Аллах. Однако я в этом вопросе остановился, поскольку этого недостаточно, чтобы понять, что правитель считает подобное дозволенным. Тот, кто судит не на основании ниспосланного Аллахом или повелевает это, не становится неверным по этой причине, пока не сочтет подобное дозволенным. Это подобно тому, кто выносит несправедливое решения по определенному человеку и повелевает его убить, он не становится неверным, пока не сочтет подобное дозволенным! Ведь Хаджадж ибн Юсуф не стал неверным по этой причине, несмотря на всех тех, кого он убил, поскольку в этом вопросе есть неясность (шубха). Так же обстоит и с Маруаном, Му‘ауией и другими правителями. Они не стали неверными, поскольку не считали свое деяние дозволенным. А неправомерное убийство хуже, чем прелюбодеяние или ростовщичество!”. Сл. кассету “ад-Дам‘а аль-Базия”. ИСТОЧНИК

уа иййяк.
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3439
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

Re: Такфир Хаджаджу ибн Йусуфу

Сообщение »

Нашёл такое:

Передал имам аль-Лялякаи в разделе:
"Порицание мурджиитов и их слов", со своим иснадом до аль-Аджляха, одного из мухаддисов саляфов: "Я сказал аш-Ша'би: "Некоторые люди заявляют, что аль Хаджадж [Ибн Юсуф] - верующий!" Он ответил: "Они правы! Он верующий в тагута и джибта, и неверующий во Всевышнего Аллаха!"
См. "Шарх усуль аль-и'тикод", 1823.

Пришло в книге имама Абдуллаха Ибн Ахмада Ибн Ханбаля "Аль-иляль", от Аля Ибн аль-Мугиры: "Я обрадовал аль-Хасана аль-Басри о смерти аль-Хаджаджа, и он сделал суджуд"
См. "Аль-Иляль", 6099.
Just muslim
 
Сообщений: 76
Зарегистрирован: 12 фев 2015, 22:10

Сообщение »

Уа алейкум салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух братья

Да, некоторые имамы передавали, что некоторые саляфы делали такфир аль-Хаджаджу, как это передавали Ибн Абдуль-Барр, Ибн Хаджар в "ат-Тахзиб" и другие имамы в частности от Муджахида, Ибрахима ан-Наха'и, Тауса, аш-Ша'би.

Сказал выдающийся ученый нашего времени – ‘Абду-р-Рахман аль-Му’аллими: “Простолюд из Шама впадал в крайности касательно халифов Бану Умайя. Они заявляли, что халиф не будет спрошен Аллахом и не будет наказан, и что повиновение ему обязательно для людей, даже если он повелит запрещённое Всевышним Аллахом. В биографии аль-Хаджаджа в книге «Тахзиб аль-камаль» у аль-Миззи сказано, что он заявлял, что повиновение халифу обязательно для всех людей во всем, и препирался касательно этого. Аллах знает лучше, но я думаю, за это и сделали ему такфир некоторые саляфы”. См. “Китаб аль-‘ибада” 335.

Однако сообщения, которые передают от некоторых саляфов касательно такфира аль-Хаджаджа нуждаются в уточнении их достоверности со стороны иснада и правильности понимания их слов.
Почему? Потому что, во-первых, многие сообщения от историков касательно этих события связанных с аль-Хаждаджем либо преувеличены, как сообщения, что он убил 120000 мусульман; либо вообще недостоверны. Во-вторых, это нуждается в уточнении по той причине, что нам достоверно известно, что Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) не делали такфир аль-Хаджаджу и совершали молитву позади него.

Что касается правильности понимания высказывания саляфов, даже если все сообщения от них об этом достоверны, то вот пример почему это очень важно:
Сообщается, что Таус сказал: "Я удивляюсь братьям нашим из Ирака, которые называют аль-Хаджаджа верующим". Ибн Аби Шейба в "аль-Иман" 95. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность этого асара.
Однако в данном случае не понимается, что Таус сделал такфир аль-Хаджаджу, потому что его удивляли люди, считавшие аль-Хаджаджа муъмином, т.е. правоверным, имеется ввиду высшая степень имана, а не мусульманином как таковым. И именно такое пояснение делал имам аз-Захаби этим словам, сказав: "Он этим самым имел ввиду мурджиитов из их числа (Ирака), которые говорили: "Он (аль-Хаджадж) является муъмином с полноценным иманом", несмотря на его произвол, пролитие крови и ругани сподвижников". См. "ас-Сияр" 5/44.

Или слова Ибрахима ан-Наха'и, который, когда упомянули о аль-Хаджадже прочитал аят: "Проклятие Аллаха на несправедливых!" (Худ, 18). Ибн Аби Шейба в "аль-Иман" 96. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность этого асара.
С этих слов также не следует такфир.

Также и процитированный братом выше асар от аль-Хасана аль-Басри:
Сообщается от Аля Ибн аль-Мугиры: "Я обрадовал аль-Хасана аль-Басри о смерти аль-Хаджаджа, и он сделал суджуд".
Даже если этот асар и достоверный, из него не следует такфир аль-Хаджаджу, потому что любой мусульманин может сделать суджуд шукр в благодарность Аллаху за избавление мусульман от зла тирана и т.п. К примеру, Тарикъ ибн Зияд рассказывал, что когда они перебили хариджитов, Али ибн Аби Талиб и те, кто был с ним совершили земной поклон. Ахмад 848. Шейх Ахмад Шакир подтвердил достоверность.
Однако это не означало, что Али считал этих хариджитов кафирами.

Что касается асара от аш-Ша'би про аль-Хаджаджа: "Он верующий в тагута и джибта, и неверующий во Всевышнего Аллаха!" , то он достоверный. Его приводит Ибн Аби Шейба в "аль-Иман" 97. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность этого асара.
Однако имам аз-Захаби в "ас-Сияр" 4/304-306 привел историю от аш-Ша'би которая указывает на то, что он после такфира и выхода против аль-Хаджаджа скрывался долго, потом предстал перед ним, сделал тауба и аль-Хаджаджа простил его.

В любом случае, как говорили имамы Сунны, аль-Хаджадж ибн Юсуф был тираном, нечестивцем, хариджитом и насыбитом, и как сказали Ибн Касир и аз-Захаби, если у него и были благие дела, то они утонули в его кровопролитии. Джа’фар ибн Буркъан рассказывал: “Однажды я спросил Маймуна ибн Михрана о молитве позади того, кого называют хариджитом, и он ответил: «Ты совершаешь молитву не ради него, а ради Аллаха! Мы совершали молитву позади аль-Хаджаджа, а он был харурит–азракъит». Тогда я посмотрел на него (удивлённо), и он сказал: «Ты знаешь, кто такой харурит–азракъит?! Это тот, кому, если ты пойдёшь в противоречие, назовёт тебя кафиром и посчитает дозволенным твою кровь. И именно таким был аль-Хаджадж»”. Са’ид ибн Мансур. См. “Фатхуль-Бари” 6/187, Ибн Раджаба.

И если бы аль-Хаджадж не совершил зла помимо выхода против благочестивого халифа и его убийства, правившего девять лет - ‘Абдуллаха ибн аз-Зубайра, то достаточно для него в этом зла и вреда.
Абу Науфаль рассказывал: “Я видел (распятого) ‘Абдуллаха ибн аз-Зубайра на дороге, ведущей в Медину. Мимо него проходили курайшиты и другие люди, а когда проходил ‘Абдуллах ибн ‘Умар он остановился рядом с ним и трижды сказал: «Мир тебе, Абу Хубайб. Клянусь Аллахом, я ведь запрещал тебе делать это (ввязываться в эту смуту)!» После чего сказал: «Клянусь Аллахом, я знал тебя всегда соблюдающим пост, молившимся по ночам и поддерживающим родственные связи. Клянусь Аллахом, в группе, к которой ты принадлежишь, и худшие относятся к лучшим!» Сказав это, ‘Абдуллах ибн ‘Умар ушёл. Затем до аль-Хаджаджа дошло известие о том, что Ибн ‘Умар останавливался (возле Ибн аз-Зубайра), и о том, что он говорил. Тогда он послал людей, и те сняли (тело Ибн аз-Зубайра) со ствола дерева (на котором он был распят), и бросили его на могиле иудеев. Затем (аль-Хаджадж) послал за матерью (Ибн аз-Зубайра) Асмой бинт Абу Бакр, но она отказалась явиться к нему. Тогда он снова послал за ней своих людей, велев передать ей следующее: «Ты непременно явишься ко мне, а иначе я пошлю к тебе того, кто притащит тебя за косы!» Однако она вновь отказалась и сказала: «Клянусь Аллахом, я не пойду к тебе, пока ты не пошлёшь ко мне того, кто будет тащить меня за косы!» Тогда аль-Хаджадж велел: «Подайте мне мои сандалии», а потом взял их и быстро пошёл к ней. Войдя к ней, он сказал: «Что ты скажешь о том, как я поступил с врагом Аллаха?» Она сказала: «Я скажу, что ты испортил его мирскую жизнь, а он испортил тебе жизнь твою в мире ином! До меня дошло, что обращаясь к нему, ты говорил: «О сын обладательницы двух поясов (Зат ан-Нитакъейн)». Клянусь Аллахом, я и есть «обладательница двух поясов»! Одним из них я поднимала еду посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и Абу Бакра, чтобы уберечь её от зверей (когда они совершали хиджру), другим же является пояс, без которого женщина обойтись не может. Что же касается Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он сказал нам: «Поистине, появятся в племени Сакыф один лжец и один палач». Что касается лжеца, то мы его видели (аль-Мухтар ас-Сакъафи), что же касается палача, то я думаю, что это ты и никто иной!» После чего он покинул её и больше не возвращался к ней”. Муслим 2545.
Имам ан-Науауи в комментарии к этому хадису сказал: “В этом хадисе указание на достоинство Ибн ‘Умара, который сказал слова истины перед людьми, не обращая внимания на мнение аль-Хаджаджа. Ведь он знал, что его слова про Ибн аз-Зубайра и его похвала за него дойдёт до аль-Хаджаджа. Но это не помешало ему сказать истину и засвидетельствовать про Ибн аз-Зубайра тем благом, о котором ему было известно. И тем самым он отверг ту ложь, которую распространял про него аль-Хаджадж, называя его врагом Аллаха, тираном и т.п. Ибн Умар пожелал обелить Ибн аз-Забайра от того, что приписал ему аль-Хаджадж, и дал людям знать о его благодеяниях, что это все противоположно тому, что заявлял о нём аль-Хаджадж. Мазхаб сторонников истины состоит в том, что Ибн аз-Зубайр был притеснённым, а аль-Хаджадж и его сторонники были выступившими против него”. См. “Шарх Муслим” стр. 1529.

В любом случае братья, не думаю я, что вопрос о том, кафир был аль-Хаджадж или муслим из числа того раздела знания, которое имеет какую-то пользу для нашей религии. Будь это так важно и принципиально, то имамы разъяснили бы в своих многочисленных трудах о акыде, какую позицию должен занимать муслим в отношении него. Да и что его обсуждать, он уже умер и предстал перед Аллахом, а наш Посланник (мир ему и благословение Аллаха) запретил обсуждать умерших, и тем более ругать их. Когда Мухаммад ибн Сирин услышал, как один из сидевших с ним в собрании стал ругать аль-Хаджаджа после его смерти, он повернулся к нему разгневанным и сказал: “О сын моего брата, аль-Хаджадж уже предстал перед своим Господом! А когда ты предстанешь перед Аллахом, то обнаружишь, что самый презренный и незначительный грех, который ты совершил в мире этом, для тебя будет хуже, чем самый великий грех, совершенный аль-Хаджаджем. У каждого из вас в тот День будут свои заботы. И знай, о сын моего брата, что Всевышний Аллах спросит с аль-Хаджаджа за тех, с кем он обошёлся несправедливо, как и спросит с тех, кто обошёлся несправедливо с ним. Не увлекай же себя после сегодняшнего дня руганью кого-либо!” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 2/270, Ибн ‘Асакир “Тарих Димашкъ” 12/161.

Прошу у Аллаха полезного знания для нас, прямого руководства и благого конца!
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55


Вернуться в Различные темы, связанные с вероубеждением

cron