Re: Таяммум

Сообщение »

Уаалейкум салям уа рахмату-Ллахи уа баракатуху
Говорит шейх аль-Фаузан, что после тайаммума следует говорить те зикры, которые мы говорим после обычного омовения. Так как тайаммум заменяет омовение и берёт его хукм. Тайммум и уду - оба они являются очищением.
https://m.youtube.com/watch?v=IVva_5-N_-8
Аватар пользователя
abu__maryam
 
Сообщений: 386
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 22:06

Re: Таяммум

Сообщение »

Ассаляму 'аляйкум уа рахмату-Ллах.
Помогите разобраться, че-то я запутался.
abu__maryam писал(а):Говорит шейх аль-Фаузан, что после тайаммума следует говорить те зикры, которые мы говорим после обычного омовения. Так как тайаммум заменяет омовение и берёт его хукм. Тайммум и уду - оба они являются очищением.

Брат, а есть инфо на что опирается шейх? И раз он сравнивает тайммум и уду, считает ли он, что перед тайммум, так же следует говорить то, что говорят перед омовением?
Просто в другой ветке читал: Что же касается произнесения слов «бисми-Ллях» в начале очищения землей, то нет на это никакого указания. См. «Ахкам ат-Тахара» 12/359-366, ад-Дыбьяна.
И теперь не могу понять более правильне мнение, нужно ли говорить что-то если нет прямого довода, или можно провести аналогию и говорить все то же, что говорится при омовении, как в начале, так и в конце?
Барака-Ллаху фикум.
tik
 
Сообщений: 399
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 05:16

Re: Таяммум

Сообщение »

Уаалейкум салям уа рахматуллах уа баракатуху
Брат, а есть инфо на что опирается шейх

На къыяс.
И раз он сравнивает тайммум и уду, считает ли он, что перед тайммум, так же следует говорить то, что говорят перед омовением?

Да. Вот тут:
https://m.youtube.com/watch?v=_bR0r34gzw0
И теперь не могу понять более правильне мнение, нужно ли говорить что-то если нет прямого довода, или можно провести аналогию и говорить все то же, что говорится при омовении, как в начале, так и в конце?
Барака-Ллаху фикум

Бери то мнение, которое считаешь более правильным)
Аватар пользователя
abu__maryam
 
Сообщений: 386
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 22:06

Re: Таяммум

Сообщение »

abu__maryam писал(а):Бери то мнение, которое считаешь более правильным)
Джазака-Ллаху хъэйран брат, моё сердце склоняется к тому, что это тот самый случай, когда кыяс приемлем, и выдержаны для этого все условия, а именно нет прямого текста и это схожий вид поклонения. Уа-Ллаху а'лям.
Кстати для пользы хотел добавить тему о кыясе: Об отрицающем кыяс (аналогию)
tik
 
Сообщений: 399
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 05:16

Re: Таяммум

Сообщение »

Некоторые положения связанные с очищением землей (таяммум)

Изображение

О том, что дозволено очиститься чистой землей при отсутствии воды или в случае, когда человек опасается заболеть или усугубить болезнь или умереть от использования воды при большом или малом омовении

Всевышний Аллах сказал:

"Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки"
Сура "аль-Маида", 5:6

Джабир ибн 'Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Однажды один человек во время нашего похода ударился о камень и разбил себе голову, затем у него во сне произошла поллюция, и он спросил своих спутников: "Могу ли я совершить очищение песком (таяммум)?". Они сказали: "Мы не находим для тебя исключений, поскольку ты сможешь искупаться водой". Затем он искупался и умер. А когда мы вернулись к Пророку и рассказали ему об этом, он сказал: "Они убили его, да погубит их Аллах! Неужели они не могли спросить то, чего не знали! Ведь поистине, лекарством от незнания является вопрос!"". Абу Дауд, 336; ад-Даракъутни, 1/69. Имам Ибн ас-Саккан и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
'Амр ибн аль-'Ас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Однажды во время похода Зат ас-Салясиль в холодную ночь у меня произошла поллюция. Я переживал, что если я искупаюсь, то погибну. Поэтому я совершил таяммум и сделал молитву со своими спутниками. Затем они рассказали об этом посланнику Аллаха , и он мне сказал: "О 'Амр, ты совершил молитву со своими спутниками, будучи оскверненным?". Тогда я рассказал ему о том, что произошло, и добавил: "Поистине, я слышал слова Аллаха:

"И не убивайте самих себя. Поистине, Аллах к вам Милосерден!"
Сура "ан-Ниса", 4:29

А посланник Аллаха засмеялся и ничего не сказал". Абу Дауд, 334; ад-Даракъутни, 693; аль-Байхакъи, 1110. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.
Таким образом, тот, кто не может найти воду для совершения омовения, или кому её использование может принести вред, как, например, использование воды больным может осложнить его болезнь, либо оттянуть исцеление и т.п., или же если вода очень холодная, а нагреть ее нет возможности, то по единогласному мнению, ему разрешается очиститься чистой землей, о чем передали имам ан-Науауи и аш-Шаукани. См. "аль-Маджму'", 2/300; "Найль аль-аутар", 1/301.
Однако факъих нашего столетия – шейх Ибн 'Усаймин сделал важное замечание о том, что существует разница между неудобством и нанесением вреда здоровью из-за использования холодной воды, ибо простое неудобство от использования холодной воды не может быть законным основанием для очищения землей. См. "Маджму' фатауа Ибн 'Усаймин", 7/241.

Какой землей можно совершать таяммум?

Всевышний Аллах сказал:

"... и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле (са'ид) и оботрите ею ваши лица и руки"
Сура "аль-Маида", 5:6

Ученые разошлись относительно того, какой землей можно совершать таяммум. Однако использованное в аяте слово "са'ид", служит для обозначения любого вида почвы и поэтому для очищения можно использовать чистую землю и любой чистый грунт, независимо от того, есть на нем песок или нет. См. "аль-Мисбах аль-мунир", 340; "Тафсир ат-Табари", 15/196.
Шейха Ибн 'Усаймина спросили, о больном человеке, который не может найти землю, может ли он для очищения использовать стену, а также домашнюю мебель?
Шейх ответил: "Если стена построена из земли, будь это камень или глина, разрешено использовать ее для очищения. И если это стена покрыта деревом или краской, и на ней есть пыль, то ее также можно использовать для очищения, и в этом нет проблем. Это будет подобно тому, кто очищается землей, так как пыль является частью земли. А если на ней нет пыли, то она не является землей и нельзя использовать ее для очищения. А относительно мебели мы говорим: если на ней есть пыль, то используется для очищения, в противном случае нельзя, потому что она не является землей". См. "Фатауа ат-тахара", стр. 240.
Такого же мнения были ученые ханафитского толка. См. "Бадаи' ас-санаи'", 1/53.

Как правильно очищаться землей?

Обтирать землей следует только лицо и кисти рук до запястий, о чем свидетельствуют Коран и Сунна.
Всевышний Аллах сказал:

"... направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки"
Сура "аль-Маида", 5:6

В этом аяте Аллах, упомянув руки, не сделал каких-либо дополнительных разъяснений, как это сделано при описании порядка совершения омовения: "умойте ваши лица и ваши руки до локтей", а при упоминании о руках без дополнительных разъяснений имеются в виду только кисти рук, доказательством этому служат слова Всевышнего:

"Вору и воровке отсекайте руки"
Сура "аль-Маида", 5:38

И все ученые единогласны во мнении о том, что отсекать руку за воровство следует именно до запястья.
Итак, это священное откровение свидетельствует о том, что обтирать руки следует до запястий, и если бы была необходимость обтирать руки выше запястий, то Аллах разъяснил бы это.
Также доказательством этому служат достоверные хадисы, в которых подробно описывается форма очищения землей.
Са'ид ибн 'Абдур-Рахман ибн Абза передал со слов своего отца: "Как-то раз к 'Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах) явился какой-то человек, который сказал: "Поистине, я осквернился и не могу найти воды (для очищения)". Услышав это, 'Аммар ибн Ясир сказал 'Умару ибн аль-Хаттабу: "Помнишь ли ты, как однажды, когда оба мы были в пути, ты не молился (из-за отсутствия воды), а я катался по песку, после чего совершал молитву? И я рассказал об этом Пророку который сказал: "Поистине, тебе достаточно было бы сделать так", а потом Пророк легко ударил ладонями о землю, подул на них и протер себе лицо и кисти рук". аль-Бухари, 338.
В версии хадиса Муслима сказано: "Однажды Пророк отправил меня с неким поручением. Во сне у меня произошло семяизвержение. Я не нашел воду и начал валяться в песке, как это делают животные. Вернувшись к Пророку , я рассказал ему об этом, и он сказал: "Достаточно было сделать руками вот так". Он один раз ударил ладонями о землю, затем потер левую ладонь о правую, после чего обтер тыльную сторону кистей и лицо". Муслим, 368.
Эти хадисы однозначно свидетельствуют о том, что при очищении землей следует всего один раз прикоснуться ладонями к земле, протереть ими лицо, а также тыльную и ладонную части кистей. Что же касается обтирания рук до локтей или до подмышек, то все предания на эту тему слабые. См. "Фатх аль-Бари", 1/530.
Также в этих хадисах указание на то, что прикасаться к земле для совершения таяммума следует всего один раз, после чего протереть и лицо и кисти рук.
А что касается хадиса: "Таяммум совершается двумя ударами о землю – один для лица и другой для рук до локтей (аль-Хаким, 1/179; аль-Байхакъи, 1/207) - то этот хадис является слабым.
И нет ни одного достоверного хадиса, указывающего на то, что прикасаться к земле следует больше, чем один раз. См. "Сахих фикъху-Сунна", 1/203.
Что же касается произнесения слов "бисми-Ллях" в начале очищения землей, то нет на это никакого указания. См. "Ахкам ат-Тахара", 12/359-366, ад-Дыбьяна.

Что следует протирать первым при совершении таяммума – лицо или кисти рук?

Ученые разногласили относительно этого вопроса. Некоторые считали, что обязательным является соблюдение последовательности, начиная протирание с лица, а затем - руки. Это мнение шафиитов и ханбалитов. См. "Мугъни аль-мухтадж", 1/99; "аль-Инсаф", 1/287.
При этом сторонники этого мнения опирались на то, что во всех хадисах о совершении таяммума Пророком упоминается протирание сначала лица, а затем рук. А что касается версии Муслима, в которой говорится, что Пророк сначала протер кисти рук, а затем лицо, то это является ошибкой передатчика. Имам Ахмад сказал: "Версия Абу Му'ауии, переданная от аль-А'маша, что сначала Пророк протер кисти рук, а затем лицо, является ошибкой". Ибн Раджаб в "Фатхуль-Бари", 2/292.
Другое мнение состоит в том, что последовательность не является обязательной при таяммуме, и нет разницы, с чего начинать протирание, с лица или рук. Это мнение ханафитов, маликитов и одно из мнений ханбалитов. См. "аль-Мабсут", 1/121; "Мауахиб аль-джалиль", 1/356; "Хуляса аль-фикъхия", 42.
Что же касается мнения о том, что сначала следует протирать кисти рук, а затем лицо, то оно передается от аль-А'маша. См. "аль-Мухалля", 1/379.
Приведя мнения всех сторон, шейх ад-Дыбьян выбрал то, что последовательность в таяммуме не является обязательной, так как на обязательность этого нет довода. А в основе вещь не является обязательной, кроме как при наличии указания на это. См. "Ахкам ат-Тахара", 12/356.
Однако все же лучше начинать протирание с лица, так как подобным образом человек избегает сомнительного, выходит из разногласий и не противоречит текстам аята и хадисов. А Аллах ведает обо всем лучше!

О близости с женой при отсутствии воды

Если человек в состоянии ритуального очищения, может ли он вступить в половую связь с женой, и нарушить его, зная, что не сможет очиститься полноценно водой? К примеру, человек не может искупаться из-за сильного холода, но омовение совершить может, или же недостаточно воды, чтобы искупаться, а для омовения ее достаточно. Должен ли он в подобной ситуации заботиться о сохранении ритуальной чистоты и не вступать в близость с женой?
Ученые расходятся во мнениях по этому вопросу.
Группа ученых считала, что в подобной ситуации нежелательным вступать в близость с женой, если только нет опасности, что воздержание может навредить ему. Это мнение маликитской правовой школы и одно из мнений Ахмада. См. "аль-Мунтака", 1/109; "Хашия ад-Дасуки", 1/161; "аль-Хараши", 1/198; "аль-Мугъни", 1/171.
Эти ученые сказали, что если нет сильной нужды, то половая близость нежелательна, так как этим нарушится ритуальная чистота, достигнутая с использованием воды, и заменяется очищением землей, и человек лишится ритуальной чистоты, достигнутой с использованием воды, имея возможность сохранить ее.
Другая группа ученых высказала мнение о запрете, среди которых был имам аз-Зухри. Ибн Уахб передал от Юнуса, что Ибн Шихаб аз-Зухри сказал: "Мужчина не должен вступать в близость с женой в пустыне, если не знает, что у него есть вода (для очищения)". См. "аль-Мудаууана", 1/31.
Они основывались на том, что человеку запрещается выливать воду, которая у него есть, и лишать себя возможности очиститься водой, а затем очищаться землей. Если же он поступит так, то станет одним из неповинующихся. И подобно этому то, когда человек находится в состоянии ритуальной чистоты, достигнутой с использованием воды, и он намеренно нарушает ее выпуском газа, или исправлением малой или большой нужды (случаи, когда это совершается вынужденно, не считаются). В этом случае также не дозволяется намеренно нарушать ритуальную чистоту, достигнутую с использованием воды, так как нельзя прибегать к очищению песком имея возможность сохранить ритуальную чистоту, достигнутую с использованием воды, если только воздержание не навредит ему.
Некоторые ученые сказали: "Если мужчина не вступал в половую связь с женой четыре ночи, то он может сделать это, а если три дня или меньше этого, то пусть не сближается с ней". Таким было мнение 'Ата и аль-Ауза'и. См. "аль-Мугъни", 1/171.
Однако эти разделения не опираются на какой-либо довод из Корана и Сунны.
Другие ученые сказали, что в подобных ситуациях нет проблем вступать в половой акт с женой, и это суждение ханафитской, шафиитской и ханбалитской правовых школ, и этому мнению отдал предпочтение имам Ибн Хазм. См. "Шарх аль-'Умда", 1/379; "аль-Мугъни", 1/171; "Инсаф", 1/263; "Кашшаф аль-Кина'", 1/161; "аль-Мабсут", 1/117; "аль-Бахр ар-Раик", 1/147.
В книге "аль-Фатауа аль-Хиндия" сказано: "Путник может иметь сношение с женой, даже если знает, что он не найдет воды (для очищения)". См. "аль-Фатауа аль-Хиндия", 1/31.
Имам аш-Шафи'и сказал: "Путник и пасущий верблюдов далеко от дома, не имеющие воды, могут сближаться с женами. Если мужчина и женщина помоют свои половые органы, затем очистятся землей, то это очистит их от осквернения, и они могут продолжать так очищаться до тех пор, пока не найдут воду, а как найдут воду, они обязаны совершить большое омовение". См. "аль-Умм", 1/61.
Имам ан-Науауи сказал: "Наши сторонники единогласны относительно дозволенности сношения с женой (тем, кто не имеет воды) и не видят в этом порицания. Они сказали: "Если он может, то пусть помоет свой половой орган и очистится землей, затем совершит молитву. Молитва, совершенная им, будет действительной и он не обязан возмещать ее"". См. "аль-Маджму'", 2/241.
Это мнение передается от Ибн 'Аббаса, Джабира ибн Зайда, аль-Хасана аль-Басри, Са'ида ибн Мусайиба, Катады, Суфьян ас-Саури, и это мнение шейхуль-Ислам Ибн Таймия посчитал наиболее верным. См. "аль-Мусаннаф", 1038, 1041, 1046; Ибн Абу Шайба, "аль-Мухалля", 1/365; "Тасхих аль-Фуру'", 1/209.
Доводы их следующие:
Слова Всевышнего Аллаха:

"Если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки"
Сура "аль-Маида", 5:6

Это священное откровение ясно свидетельствует о дозволенности полового акта при отсутствии воды.
Дозволенность принимается за основу в том, что касается полового акта с женой и наложницей, и не дозволено запрещать это или делать какие-либо исключения, кроме как на основании доказательств. А исключением являются только следующие случаи: когда у женщины менструация, когда человек находится в состоянии ихрама, и в случае объявления своей жены запретным для себя, пока не искупит сказанное им 1.

1. Всевышний Аллах сказал:

"Те из вас, которые объявляют своих жен запретными для себя, говорят слова предосудительные и лживые. Их жены – не матери им, ведь их матерями являются только женщины, которые их родили. Воистину, Аллах – Снисходительный, Прощающий. Те, которые объявляют своих жен запретными для себя, а потом отрекаются от сказанного, должны освободить одного раба прежде, чем они прикоснутся друг к другу. Этим вас увещевают, и Аллах ведает о том, что вы совершаете. Если кто-либо не сможет сделать этого, то он должен поститься в течение двух месяцев без перерыва прежде, чем они прикоснутся друг к другу. А кто не способен на это, тому надлежит накормить шестьдесят бедняков"
Сура "аль-Муджадаля", 58:2-4

Ибн ‘Аббас в отношении аята: "Те, которые объявляют своих жен запретными для себя, а потом отрекаются от сказанного", сказал: "Это когда он говорит ей: "Ты для меня как спина моей матери", после чего она становится запретной для него до тех пор, пока он не искупит сказанное". См. "Тафсир аль-Къуртуби", 17/281.
В толковании слов Всевышнего: "... прежде, чем они прикоснутся друг к другу", имам аль-Къуртуби сказал: "То есть, вступать в половой акт с женой. Не дозволяется половой акт тому, кто объявил свою жену запретной, пока не искупит сказанное, а если он совокупиться с ней, то ослушается Всевышнего и совершит грех". См. "Тафсир аль-Къуртуби", 17/283.
Итак, муж обязан избегать половой связи с женой, которую отверг, пока не искупит сказанное им, освободив одного верующего раба или одну верующую рабыню. А если же не сможет освободить раба, из-за того, что у него нет рабов либо нет денег на то, чтобы их приобрести, то ему надлежит соблюдать пост два месяца без перерыва. А если не может соблюдать пост, то надлежит ему накормить шестьдесят бедняков.

Однажды Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) пришел к Пророку , находясь в состоянии полового осквернения 2, Пророк попросил принести воды для него, после чего Абу Зарр скрылся и искупался. Затем Пророк сказал ему: "Поистине, чистая земля является омовением для мусульманина, даже если он не сможет найти воду в течение десяти лет. А когда он найдет воду, то пусть даст ей прикоснуться к его коже, ибо в этом благо". ат-Тирмизи, 124. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам Ибн Хиббан, имам ад-Даракъутни, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. "Фатхуль-Бари", 1/283; "Ируа аль-гъалиль", 153.

2. В других версиях этого хадиса сообщается, что Абу Зарр по велению Пророка поселился в пустыне, и жил в местечке Рабаза. Случалось, что у него не было воды на протяжении нескольких дней. В один из таких случаев он вернулся в Медину, и когда пришел к Посланнику Аллаха . Пророк поприветствовал Абу Зарра, но он не ответил на его приветствие. Пророк повторил слова приветствия несколько раз, и тогда Абу Зарр ответил, что находится в состоянии полового осквернения.
Также в одной из версии, передается, что он сообщил Пророку , что из-за отсутствия воды бывало не совершал молитву пять - шесть дней, на что Пророк ответил: "Поистине, чистая земля – омовение для мусульманина". См. "ат-Тальхыс", №210; "аль-Мустадрак", №627.

В этом хадисе содержится сразу несколько указаний в пользу обсуждаемого вопроса:
- первым указанием является то, что чистая земля является омовением для мусульманина, в другой версии говорится: "очищением для мусульманина". Данное положение распространяется на очищение, как от малого осквернения, так и большого, поскольку эти слова имеют общий смысл. И раз очищение песком замещает омовение, то значит, такое очищение является полноценным.
- вторым указанием является то, что Посланник Аллаха не спросил Абу Зарра, о том, как он осквернился, был ли половой акт, или же была поллюция. Это указывает на то, что на оба случая распространяются действия одних и тех же установлений, и независимо от того, каким образом осквернился человек, ему дозволено очиститься песком. Если бы было иначе, то Пророк непременно спросил бы его, чтобы узнать каким образом он осквернился, и запретил бы нарушать ритуальную чистоту половым актом, и указал бы, что можно очищаться песком в случае, если половое осквернение произошло по причине поллюции.

Муджахид рассказывал: "Однажды мы вместе с Ибн 'Аббасом (да будет доволен им Аллах) были в пути, и с ним была его невольница. Он отстал от нас и сблизился с ней, а затем догнал нас и спросил: "Есть у вас с собой вода?". Мы ответили: "Нет". И тогда он сказал: "Я это знал", и очистился землей". См. "аль-Мусаннаф", №1046. Это сообщение является хорошим в силу существования других. См. "Ахкам ат-Тахара", 12/94-95.
После приведения доводов всех сторон становится ясным, что мнение о дозволенности очень сильное, а мнения тех, кто говорит о запрете или нежелательности не подтверждаются шариатскими доводами. А так как в основе обсуждаемого вопроса лежит дозволенность, то пока не будет предоставлен прямой довод на запрет или исключение, основа остается неизменной.

Можно ли после близости заменить полное омовение очищением землей (таяммум) по причине холода?

Спросили шейхуль-Ислама Ибн Таймию относительно женщины, которая далеко от бани (ванной) и лишившись полного омовения, она опасается искупаться в доме по причине холода: "Может ли она очиститься землей и совершить молитву? И если ее муж возжелает близости с ней, но опасается холода для себя и нее, то можно ли им совершить таяммум, или при возможности следует искупаться? А может в таком случае им следует оставить половой акт?".
Шейхуль-Ислам ответил: "Тот, кто осквернился по причине поллюции или полового акта, обязан совершить полное омовение, а затем молитву. Если же он не способен совершить полное омовение по причине отсутствия воды или же по причине нанесения вреда в случае использования воды, как например больной, чья болезнь может усугубиться, или при холодном ветре есть опасение заболеть головной болью, простудой или насморком, то ему следует совершить таяммум и затем молиться. И нет разницы в этом между мужчиной и женщиной. И нельзя оттягивать совершение молитвы из установленного для нее времени. И женщина не должна препятствовать мужу в близости, он вступает с ней в близость, и если она в состоянии искупаться, то купается, а если нет, то совершает таяммум. И то же самое касается и мужа". См. "Маджму'уль-фатауа", 21/443.
Однако, если есть возможность подогреть холодную воду, нельзя прибегать к очищению землей, поскольку это является исключением, к которому прибегать можно только при необходимости, как отсутствие воды или трудность! ИСТОЧНИК
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3434
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

Re: Таяммум

Сообщение »


ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Изображение

- Если время молитвы еще не закончилось, надо ли повторить молитву, или достаточно той молитвы, которая совершена с таяммумом?
- О протирании носков (масх) при таяммуме
- Можно ли совершить таяммум при наличии воды, если человек опасается упустить совершение джама'атом обязательной молитвы, праздничной молитвы или молитвы-джаназа?
- О таяммуме умершему человеку

Изображение

Если время молитвы еще не закончилось, надо ли повторить молитву, или достаточно той молитвы, которая совершена с таяммумом?

Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри сказал: "Двое мужчин отправились в путь, а когда наступило время молитвы, у них не оказалось с собой воды, и они совершили таяммум с чистым песком и помолились, а затем нашли воду до того, как вышло время молитвы. Один из них повторил молитву и омовение, а другой не стал делать этого. Затем они пришли к Посланнику Аллаха и рассказали ему об этом, и тому, кто не повторил (молитву), он сказал: "Ты поступил в соответствии с моей Сунной и твоей молитвы было достаточно для тебя". А тому, кто совершил омовение и повторил (молитву) он сказал: "Ты получишь двойное вознаграждение"". ан-Насаи, 1/213; ад-Дарими, 744; ад-Даракъутни, 742; аль-Хаким, 1/178; аль-Байхакъи, 1/231. Шейх аль-Альбани сказал: "Достоверный хадис". См. "Мишкат аль-масабих", 533.
Шейх 'Ауайш, поясняя этот хадис, сказал: "Это указывает на то, что не нужно повторять (молитву) согласно словам Посланника Аллаха , когда он сказал тому, кто не повторил (её): "Ты совершил в соответствии с Сунной и молитва твоя принята". Из этого понимается, что второй совершил (молитву) не в соответствии с Сунной. Что же касается двух наград, то это за молитву и за иджтихад. И после того, как мы узнали достоверную Сунну в этом вопросе, не дозволено противоречить ей следуя хадису: "Не совершайте (одну и ту же) молитву два раза в день" ("аль-Мишкат", 1157; "Сахих сунан", 540)". См. "Маусу'ату аль-фикъхыйа аль-муйассара" шейха 'Ауайши, стр. 247-248.
Тут важно отметить один нюанс, о котором сказал шейх Ибн 'Усаймин, да помилует его Аллах: "Человек может получить награду за хорошие намерения. На это указал шейхуль Ислям ибн Теймия в книге "Икътида ас-сырат аль-Мустакъим". Человек может получить награду за своё намерение, но не получить награду за совершенное им деяние. Его деяние может быть неправедным и непринятым, не вызывающим довольство перед Всевышним Аллахом, однако, за хорошие намерения и ввиду его невежества (что совершаемое им деяние является неугодным перед Аллахом) ему полагается награда. Поэтому, Посланник Аллаха сказал человеку, который совершил молитву (очистившись песком ("таяммум")), а когда нашёл воду, то взял омовение и заново совершил свою молитву: "Ты получишь двойное вознаграждение". Это по причине его благого намерения, так как его деяние в основе является праведным. Однако, если кто-то возжелает совершить одно деяние два раза, при этом зная, что это деяние не является узаконенным - ему не полагается награда, так как его деяние неузаконенное и противоречит Сунне, и так как Посланник Аллаха сказал тому, кто не совершил молитву заново: "Ты поступил в соответствии с Сунной"". См. "Маджму' фатауа уа расаиль Ибн 'Усаймин", (9/380).

О протирании носков (масх) при таяммуме

Сказал шейх Ибн 'Усаймин, да помилует его Аллах: "Если человек очистился землей (таяммум), ему не дозволено затем во время омовения протирать носки. Например, человек находится в пути и у него нет воды, поэтому ему пришлось очиститься землей (таяммум). Очистившись, он надел на ноги носки, а вскоре нашел воду и решил совершить полноценное омовение ('уду). В такой ситуации человек обязан снять носки и помыть свои ноги во время омовения". См. "Шарх рияд ас-салихин", №19.

Можно ли совершить таяммум при наличии воды, если человек опасается упустить совершение джама'атом обязательной молитвы, праздничной молитвы или молитвы-джаназа?

Ученые разошлись относительно этого вопроса, но такие имамы, как Раби'а, Ибрахим ан-Наха'и, Хасан аль-Басри, аль-Ляйс ибн Са'д, а также ханафиты считали, что в случае опасения упустить совершение молитвы-джаназа дозволено взять таяммум, даже если имеется вода. Также это передается от Ибн 'Аббаса и Ибн 'Умара, однако сообщения от них не являются достоверными, что разъяснил имам аль-Байхакъи. См. "ас-Сунан аль-кубра", 1/231; "аль-Ма'рифа", 1/194.
Правильным является мнение второй группы ученых, что при наличии воды не дозволено совершать таяммум ни в случае опасения выхода времени обязательной молитвы, ни для совершения праздничной молитвы (аль-'Ид), или же молитвы-джаназа. На такой поступок необходим довод из Корана и Сунны, а его нет! Шариат сделал таяммум исключением только при отсутствии воды, как говорит Всевышний Аллах:

"А если вы не нашли воды, то совершите очищение чистой землей, оботрите ею ваши лица и руки"
Сура "аль-Маида", 5:6

... а также при опасении заболеть, усугубить болезнь или же умереть. 'Амр ибн аль-'Ас рассказывал: "Однажды во время похода Зат ас-Салясиль в холодную ночь у меня произошла поллюция. Я переживал, что если я искупаюсь, то погибну. Поэтому я совершил таяммум и сделал молитву со своими спутниками. Затем они рассказали об этом Посланнику Аллаха , и он мне сказал: "О 'Амр, ты совершил молитву со своими спутниками, будучи оскверненным?!". Тогда я рассказал ему о том, что произошло, и сказал: "Поистине, я слышал слова Аллаха:

"И не убивайте самих себя. Поистине, Аллах к вам Милосерден!"
Сура "ан-Ниса", 4:29

... а Посланник Аллаха засмеялся и ничего не сказал". Абу Дауд, 334. Хадис достоверный.
Имам Ибн аль-Мунзир, приведя мнения обоих сторон, сказал: "Я выбираю второе мнение (что не дозволено совершать таяммум при наличии воды для молитвы джаназа)!". См. "аль-Аусат", 2/72.
Это является самым правильным мнением по многим причинам, среди которых:
- никаких указаний в Шариате на дозволенность такого поступка нет;
- нет в этом нужды, так как молитва-джаназа не упускается, поскольку человек может совершить её и над могилой умершего после захоронения. Имам ан-Науауи говорил: "Молитва-джаназа не упускается, ибо её можно совершить над могилой в течение трех дней по единогласному мнению (иджма'), а по нашему мнению дозволено и после трех дней!". См. "аль-Маджму'", 2/281.
Имам аш-Шаукани говорил: "Что касается того, что говорят: "Если очищение водой приведет к выходу времени молитвы, а при использовании таяммума молитву можно застать, и что это является причиной для использования таяммума", то на это утверждение нет доказательств! Наоборот, обязательным является использование воды!". См. "ад-Дураруль-мудыя", 1/86.
Шейх аль-Альбани, делая опровержение относительно этого вопроса Саид Сабикъу, сказал: "Правильным является обратное, поскольку в Шариате установлено использование таяммума только при отсутствии воды, как говорится об этом в Коране. А Сунна указала на дозволенность использования таяммума при болезни или сильном холоде, как упоминал об этом сам автор (Саид Сабикъ). А где доказательство на дозволенность использования таяммума при возможности совершения омовения водой?! Если кто-то скажет: "Опасение упустить выход времени молитвы", то этого недостаточно. Тот, кто опасается упустить время молитвы, находится в одном из двух положений, и третьего нет. Либо он затянул молитву по собственной халатности и лени, либо по причине, не зависящей от него, как сон или забывчивость! В последнем случае время молитвы начинается с того момента, как он проснулся или вспомнил о ней, как сказал Пророк : "Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней". В таком случае Законодатель установил для этого человека, имеющего оправдание, определенное время. Он совершает молитву так, как ему велено и совершает водой либо малое, либо большое омовение, и не должен опасаться выхода времени молитвы. Поэтому ему не дозволено использовать таяммум! А что касается первого положения (когда человек затянул время молитвы по своей вине), то и в таком состоянии обязательным является использование воды, а не таяммума. Он должен использовать воду, и если он застанет время молитвы, то хорошо, а если нет, то пусть винит только себя, так как он сам является причиной такого результата!". См. "Тамамуль-минна", 132-133.

О таяммуме умершему человеку

Если нет воды, то покойному следует сделать таяммум (ударив один раз о землю руками, протереть ему лицо и кисти рук). См. "аль-Уиджаза фи туджаххиз аль-джаназа", 59-66.
Имам Малик сказал: "Ученые говорили, что если умерла женщина, и нет женщин, которые омыли бы ее, или нет ее близких родственников, то ей должны сделать таяммум". См. "аль-Мууатта", 1/195.
Так же обстоит дело и с мужчиной, и на это указывает хадис мурсаль (прерванный), в котором сообщается, что Пророк сказал: "Если умер мужчина среди женщин или женщина среди мужчин, то им следует сделать таяммум и похоронить, и они подобны по положению тем, кто не смог найти воды". Ибн Аби Шайба, 3/413.
Этот хадис слабый, но его усиливает также хадис, который передал Синан ибн Гъарфа, который был сподвижником, что когда Пророка спросили о женщине, скончавшейся среди мужчин - не махрамов для неё, он ответил: "Ей совершают таяммум и не купают. Также поступают и с мужчиной". аль-Байхакъи, 3/398.
Также следует сделать таяммум тому, кого невозможно искупать, например сгоревшему. См. "аль-Уиджаза фи туджаххиз аль-джаназа", 59-66.

SALAF-FORUM.COM
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3434
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

Пред.

Вернуться в Очищение землей (таяммум)

cron