Сообщение »

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ В ВОПРОСАХ ОБТИРАНИЯ
Мухаммад Насируддин аль-Альбани

Во Имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного !

А затем:

После того, как я закончил составлять примечания к этому полезному и благословенному посланию, я посчитал, что оно принесет еще большую пользу, если, вслед за его автором, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, будет освещен ряд тем, вызывающих наибольшее число вопросов и представляющих максимальные трудности для понимания людей. Вот пе-речень этих вопросов:
1. Обтирание сандалий (ан-на‘ляйн{82});
2. Обтирание дырявых хуффов или носков;
3. Нарушается ли малое омовение из-за снятия обтертых хуффов или носков?;
4. Когда начинается срок действия обтирания?;
5. Нарушается ли малое омовение с окончанием срока действия обтирания?
Полагаясь на помощь Аллаха, и уповая лишь на Него, я приступаю к разъяснению этих вопросов.

1.Обтирание сандалий

Что касается сандалий, то среди ученых из последних поколений мусульман широко рас-пространилось мнение о недозволенности их обтирания. При этом нам неизвестен ни один до-вод в пользу такого суждения, за исключением слов аль-Байхаки, приведенных в его «ас-Сунан» (1/288), где он пишет: «Основа (аль-асль) заключается в обязательности мытья ног, если только нет довода, достоверно установленного в Сунне, который конкретизировал бы (эту основу), либо единодушного мнения ученых (иджма’), относительно которого не существует разногласий. Однако, ни обтирание сандалий, ни обтирание носков не попадает ни в одну из этих двух категорий. А Аллаху это ведомо лучше».
Таковы слова аль-Байхаки. Совершенно очевидно, что в них, к сожалению, оставлены без внимания, упомянутые в послании шейха аль-Касими хадисы, в которых установлено обтира-ние носков и сандалий. Как уже было отмечено, иснады некоторых из этих хадисов являются достоверными. Вот почему после внимательного изучения вышеупомянутого высказывания аль-Байхаки ученый ханафитского мазхаба Ибн ат-Туркмани в своей книге «аль-Джаухар ан-Наки» (1/288) пишет: «Я в свою очередь скажу: это (высказывание) неверное. Ранее уже было отмечено, что ат-Тирмизи подтвердил достоверность хадисов об обтирании носков и сандалий. Он назвал хоро-шим как хадис Хузейля, который передается от аль-Мугиры, так и хадис ад-Даххака, который переда-ется от Абу Мусы. Ибн Хиббан назвал достоверным хадис от Ауса, в котором сообщается об обтира-нии сандалий, а Ибн Хузейма{83} назвал достоверным хадис Ибн Умара об обтирании сабтийских сандалий. Упомянутый аль-Байхаки хадис об обтирании сандалий, который приводится им от Зайда ибн аль-Хаббаба со слов ас-Саури (т.е. через цепочку передатчиков, восходящую к Ибн Аббасу, как гово-рилось ранее), является хорошим (джаййид). Ибн аль-Каттан назвал достоверным такой же хадис, пе-реданный от Ибн Умара».
Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: если человек узнал об этом, то ему даже нельзя колебаться в принятии данного шариатского дозволения, особенно после того, когда была установлена достоверность хадисов об обтирании носков и сандалий. Дело обстоит именно таким образом, ибо, как сказал шейх аль-Касими в своей книге: «Когда достоверность хадиса установлена, остается только одно: слушать и повиноваться». Это становится еще более актуальным после того, когда человек узнал, что так поступали сподвижники во главе с праведным халифом Али ибн Абу Талибом, да будет доволен им Аллах, о чем говорилось ра-нее. Более того, такого же мнения придерживались некоторые имамы из числа праведных предшественников, да будет доволен ими всеми Аллах. Ибн Хазм, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, в своем труде «аль-Мухалла» (2/103) пишет: «Если хуффы обрезаны ниже лодыжек,{84} то их дозволено обтирать. Таково мнение аль-Ауза’и. Передается, что он сказал: “Человек, находящийся в состоянии ихрама (мухрим), может обтирать хуффы, которые обрезаны ниже лоды-жек”… Другие же (ученые) сказали: “Можно обтирать лишь те хуффы, края которых выше лодыжек”».

2. Обтирание дырявых хуффов или носков

Что касается обтирания дырявых хуффов или носков, то мнения ученых по данному во-просу сильно разошлись. Большинство из них запрещает обтирать такие изделия. Простран-ные рассуждения на эту тему с указанием имеющихся среди ученых разногласий приводятся в книгах по фикху и в «аль-Мухалла». Другие же ученые считают обтирание дырявых хуффов и носков дозволенным. Мы также разделяем это мнение. Наш аргумент состоит в том, что осно-ва (всякой вещи) заключается в (ее) дозволенности (аль-асль аль-ибаха), если только нет шари-атского текста, запрещающего ее, и этот принцип как раз действует в отношении носков и хуффов. Мнение же тех, кто запрещает их обтирать, выдвигая в качестве условия отсутствие на носках и хуффах дырок, или предъявляя к ним какие-либо другие требования, опроверга-ется следующим высказыванием Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха: «Всякое условие, которого нет в Книге Аллаха, является недействительным». Этот хадис привели аль-Бухари и Муслим.
Также достоверно передается, что Суфьян ас-Саури сказал: «Обтирай их, пока они прилегают к твоей ноге. Разве хуффы мухаджиров и ансаров не были дырявыми, рваными и заштопанными?!» Это предание привели ‘Абдур-Раззакъ в «аль-Мусаннаф» (753), а также аль-Байхаки (1/283) через путь передачи от него.
Ибн Хазм в «аль-Мухалла» (2/100) пишет: «Если на хуффах или других изделиях, надеваемых на ноги, есть дыры – маленькие или большие, длинные или широкие– то обтирать их дозволено. При этом неважно, какой участок стопы виден: маленький по размеру или большой либо же тот и другой вместе. Главное – чтобы хоть какая-то часть хуффов прилегала к ногам. Таково мнение Суфьяна ас-Саури, Дауда, Абу Саура, Исхака ибн Рахавайха и Йазида ибн Харуна».
Далее Ибн Хазм приводит высказывания тех ученых, которые запрещают обтирать дыря-вые носки и хуффы, указывая при этом на их противоречивость и неоднородность, после чего опровергает их взгляды и разъясняет, что они не подкрепляются ни одним доводом, кроме личного мнения (райй). В заключение Ибн Хазм пишет: «Истиной же в данном вопросе является то шариатское законоположение (хукм), о котором сообщается в Сунне, поясняющей Коран: стопы, на которых не надето ничего, что было бы возможно обтереть, следует мыть, а то, что надето на стопы, можно обтирать. Именно об этом сказано в Сунне, «а Господь твой не забывчив»{85}. Приказывая обтирать хуффы и другие изделия, надеваемые на ноги, в том числе и носки, которые он обтирал сам, Посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, знал, что хуффы, носки и прочие вещи, носимые на ногах, бывают как с большими дырами, так и с малыми, или же вообще без дырок. Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, также знал, что эти изделия бывают красного, черного и белого цвета, новыми и поношенными, однако он не выделил какой-то один из их видов, исключив другой. И если шариатское законоположение (хукм), действующее в отношении этих изделий, было бы разным, то Всевышний Аллах непременно ниспослал бы соответствующее указание в Своем Откровении, а Посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, обязательно разъяснил бы это религиозное постановление. Да упасет нас Аллах от одной только мысли, что Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, мог допустить какое-то упущение! Следо-вательно, истина в том, что шариатское законоположение об обтирании (дырявых носков и хуффов) применимо к любым обстоятельствам. Тем более, что с точки зрения арабского языка, на котором обратился к нам Всевышний Аллах, слово «масх» (обтирание) несет в себе значение частичного, а не полного обтирания (какой-либо поверхности)».
Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в своей книге «аль-Ихтиярат» (стр. 13) пишет: «Разрешается обтирать портянки с любой из двух сторон. Об этом говорили Ибн Тамим и другие (ученые). Кроме того, разрешается обтирать дырявые хуффы до тех пор, пока к ним применимо это название, и в них возможно ходить. Таково первоначальное мнение аш-Шафи'и, и на нем остановили свой выбор Абу аль-Баракат и другие ученые».
Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. редактора) говорю: ар-Рафии в «Шарх аль-Ваджиз» (2/370) отнес это мнение к большинству ученых. Поддержав данную точку зрения, он аргументировал свою позицию тем, что запрет на обтирание (дырявых носков и хуффов) суживает врата облегчений, предоставляемых Шариатом, и, поэтому, человеку следует обтирать их. Ар-Рафии был прав, да будет милостив к нему Аллах.

3. Нарушается ли малое омовение из-за снятия обтертых хуффов или носков?
Также среди ученых существуют разногласия относительно следующего вопроса: наруша-ется ли малое омовение, если человек снял хуффы и подобные им изделия после того, как он совершил малое омовение и обтер их? На этот счет существуют три мнения:
Первое: малое омовение такого человека не нарушается, и от него ничего не требуется;
Второе: малое омовение такого человека не нарушается, но от него требуется лишь помыть ноги;
Третье: малое омовение такого человека нарушается, и он должен заново совершить его.
В пользу каждого из этих мнений высказалась определенная группа (ученых) из числа пра-ведных предшественников. Предания об этом привели Абдурраззак в сборнике «аль-Мусаннаф» (1/210/809-813), Ибн Абу Шейба (1/187-188) и аль-Байхаки (1/289-290).
Несомненно, наиболее правильным является первое из вышеупомянутых мнений, ибо оно согласуется с самой сутью обтирания, которое является дозволением и облегчением, дарован-ным Аллахом. Что же касается других мнений, то они противоречат этому шариатскому об-легчению, о чем сказал ар-Рафии в предыдущем разделе. Более того, оба этих мнения переве-шиваются следующим обстоятельством, даже двумя:
Первое: поступком праведного халифа Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах. Ранее было приведено сообщение, переданное через достоверный иснад, в котором рассказы-вается, что после того, как Али, да будет доволен им Аллах, нарушил состояние ритуальной чистоты, он совершил малое омовение и обтер свои сандалии, после чего снял их и прочитал намаз.
Второе: здравым смыслом, ведь если человек обтер голову, а затем сбрил волосы, от него же не требуется заново обтирать голову, не говоря уже о том, чтобы повторно совершать малое омовение.
Именно в пользу этого мнения сделал выбор шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа. В своем труде «аль-Ихтиярат» (стр. 15) он пишет: «Малое омовение человека, который обтер хуффы и чалму, не нарушается, если он снял их. Оно также не нарушается, если истек срок их обтирания. От человека не требуется обтирать голову или мыть стопы, (если он снял чалму либо хуффы/носки). Таково мне-ние (мазхаб) аль-Хасана аль-Басри. Согласно достоверному мнению ханбалитского мазхаба и высказы-ванию большинства ученых, это можно сравнить с удалением волос, которые были обтерты».
Этого мнения (мазхаб) придерживался и Ибн Хазм. Читателям следует ознакомиться с его рассуждениями на эту тему, а также с той дискуссией, которую он вел против своих оппонен-тов, ибо приведенные им доводы весьма ценны. См. «аль-Мухалла» (2/105-109).
Ибн Абу Шейба (1/187) и аль-Байхаки (1/289) передают, что когда одного из сподвижников Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, спросили о человеке, который обтер свои хуффы, а затем снял их, тот ответил: «Он должен помыть свои стопы». Однако в иснаде этого сообщения есть передатчик по имени Йазид ибн Абдуррахман ад-Даляни, о ко-тором аль-Хафиз (Ибн Хаджар) сказал: «Он правдив, но часто ошибался и прибегал к подтасовке хадисов (тадлис{86}). Аль-Байхаки приводит аналогичное сообщение от Абу Бакры. Все его передатчики заслуживают доверия, кроме Али ибн Мухаммада аль-Курши, которого я не знаю».
Затем аль-Байхаки привел от аль-Мугиры ибн Шу’бы следующий хадис в форме “марфу”: «Путник (мусафир) может обтирать хуффы в течение трех дней и ночей, а постоянно живу-щий в своей местности (мукым) – в течение одного дня и ночи, если только он не снимет их». После этого аль-Байхаки сказал: «Данное сообщение передается только со слов Умара ибн Рудайха, который не был сильным рассказчиком».
Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. редактора) говорю: (приведенное в сообщении аль-Мугиры) дополнение «если только он не снимет их» является противоречивым (мункар), по-скольку оно передается лишь со слов этого слабого рассказчика, и нет никакого другого хадиса (шáхид), который подтверждал бы данное дополнение.

4. Когда начинается срок действия обтирания?

По этому вопросу среди ученых существуют два известных мнения:
Первое: срок действия обтирания начинается с того момента, когда после надевания (нос-ков, хуффов или чалмы) малое омовение нарушается (впервые);
Второе: этот срок начинается с момента первого обтирания (носков, хуффов или чалмы), совершенного после нарушения малого омовения.
Первого мнения придерживались Абу Ханифа, аш-Шафи'и, Ахмад и последователи этих имамов. Однако это мнение основывается лишь на обычном умозаключении (райй), и нам не-известен ни один из их доводов, который был бы достоин упоминания. По этой причине не-которые последователи вышеупомянутых имамов поступили вопреки их мнению, о чем речь пойдет далее.
С другой стороны, я не знаю ни одного предшественника из числа сподвижников, который поступал бы вопреки второму мнению. Это объясняется тем, что они руководствовались дос-товерными хадисами и фетвой Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах.
Что касается Сунны, то в пользу второго мнения свидетельствуют достоверные хадисы, пе-реданные целой группой сподвижников, которые приведены в «ас-Сахихе» Муслима, в четырех сборниках «ас-Сунан», в сборниках «аль-Муснад» и в других книгах. В ряде хадисов пере-дается, что Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, велел совершать обти-рание. В некоторых хадисах говорится, что он, да пребудет над ним мир и благословение Ал-лаха, дозволил совершать обтирание. А в одном из хадисов сообщается, что для постоянно проживающего в своей местности (мукым) Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, установил обтирание в течение одного дня и одной ночи, а для путника (мусафир) – в течение трех дней и ночей.
Данные хадисы со всей очевидностью указывают на то, что срок обтирания (носков, хуф-фов или чалмы) начинается сразу же после (первого) обтирания. Они также опровергают пер-вое мнение, поскольку, если исходить из него, то, как установлено в науке о второстепенных вопросах фикха (фуру’), возникает следующая ситуация:
Человек совершает утренний намаз (фаджр) незадолго до восхода солнца, а затем нарушает свое омовение только на рассвете следующего дня, после чего совершает малое омовение и впервые обтирает (свои носки/хуффы), готовясь к утреннему намазу. Согласно сторонникам первого мнения, после этого человеку уже нельзя совершать обтирание! В таком случае разве можно утверждать, что такой человек совершал обтирание «в течение одного дня и одной но-чи»?! Если же исходить из второго мнения, являющегося правильным, то вышеупомянутый человек имеет право совершать обтирание вплоть до наступления рассвета третьего дня.
Однако приверженцы первого мнения говорят еще более удивительные вещи, чем те, ко-торые мы упомянули выше. Они утверждают буквально следующее: «Если у человека нару-шилось омовение, но он ни разу после этого не совершил обтирание в течение одних суток либо трех суток, будучи путником, то отведенный для обтирания срок проходит, и ему больше нельзя обтирать (свои носки, хуффы или чалму), пока он не снимет их, полностью не совершит малое омовение, а затем снова не наденет их».{87} Таким образом, эти люди, основываясь на собственном мнении (райй), противоречащем Сунне, вообще лишают человека возможности воспользоваться предоставленным ему шариатским облегчением! Поэтому имаму ан-Навави, который всегда старался, когда это было возможно, не вступать в противоречие со своим мазхабом, не оставалось ничего другого, как поступить вопреки ему, будучи не в силах противостоять мощи довода. Так, после упоминания о первом мнении он, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, пишет (1/478): «Аль-Аузаи и Абу Саур сказали: “Срок действия (обтира-ния) начинается с момента (первого) обтирания, совершенного после нарушения малого омовения (ха-дас)”. Об этом также сообщается со слов Ахмада и Дауда. Данное мнение является предпочтитель-ным, и оно имеет более сильные доводы. Ибн аль-Мунзир остановил свой выбор на этом мнении. При-мерно о том же самом рассказывается со слов Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. Аль-Маварди и аш-Шаши передали от аль-Хасана аль-Басри, что срок обтирания (носков, хуффов или чалмы) начинается с того момента, когда человек, совершив омовение, их надевает. Те (ученые), кото-рые говорят, что срок действия начинается с момента (первого) обтирания, используют в качестве свидетельства следующее высказывание Посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха: «Путник может совершать обтирание в течение трех дней». Как уже отмечалось ранее, хадисы об этом являются достоверными. В вышеприведенном хадисе ясно указывается на то, что че-ловек, находящийся в пути, совершает обтирание на протяжении трех дней. А это происходит толь-ко в том случае, когда срок отсчитывается с момента первого обтирания. Аш-Шафи'и, да будет до-волен им Аллах, сказал: “Если малое омовение нарушилось в месте проживания человека, а обтирать он начал, уже находясь в пути, то ему следует совершать обтирание до окончания того срока, который предоставлен путнику, ибо данное шариатское законоположение (хукм) будет связано с (началом срока) обтирания”. В качестве свидетельства в пользу своего мнения наши соратники (т.е. последователи шафиитского мазхаба – прим. редактора) ссылаются на одну из версий хадиса, которую рассказал аль-хафиз аль-Касим ибн Закариййа аль-Матрази со слов Сафвана: “…(обтирание) от одного малого осквернения (хадас{88}) до другого”. Однако это дополнение (к хадису) является одиноким (гариб) и неустановленным. Также для подтверждения своего мнения они прибегают к суждению по аналогии (кы-яс)...». {Конец цитаты из «аль-Маджму» (1/486) имама ан-Навави}.
Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. редактора) говорю: вышеупомянутое суждение по анало-гии (кыяса), даже если допустить, что оно само по себе являлось бы правильным, могло быть принято и использовано в качестве аргумента только при условии отсутствия противоречия между ним и Сунной. Однако, в данном случае суждение по аналогии противоречит Сунне и обращаться к нему нельзя. Поэтому (ученые) говорят: «Когда передано сообщение (асар), недейст-вительно рассуждение (назар). А когда пришел довод от Аллаха, тщетно умозаключение».
Как это суждение по аналогии может быть верным, когда оно также противоречит мнению праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба?! Насколько мне известно, люди, слепо подра-жающие взглядам ученых, заявляют о принятии достоверной Сунны, когда она расходится с мнением Умара, да будет доволен им Аллах, как, например, в вопросе, касающемся (одновре-менного) произнесения троекратной формулы развода. Однако на каком основании они не принимают мнение Умара, когда оно соответствует Сунне?!
Абдурраззак приводит в сборнике «аль-Мусаннаф» (1/209/807) следующее предание со слов Абу Усмана ан-Нахди: «Я пришел к Са’ду и Ибн Умару в то время, когда они начали спорить друг с другом в присутствии Умара (ибн аль-Хаттаба) по поводу (срока) обтирания хуффов. Тогда Умар сказал: “Их обтирают до наступления того же часа следующих суток”».
Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. редактора) говорю: цепочка передатчиков этого предания является достоверной и соответствует условиям, которые предъявляли к иснаду имамы аль-Бухари и Муслим. Вышеупомянутое предание ясно указывает на то, что срок обтирания хуф-фов начинается с того момента, когда оно было совершено впервые, и продолжается до того же часа следующих суток. На это же указывает очевидный смысл всех известных нам преданий о сроках обтирания, которые переданы от сподвижников и приведены Абдурраззаком и Ибн Абу Шейбой в своих сборниках «аль-Мусаннаф».
В качестве примера я упомяну сообщение, которое Ибн Абу Шейба привел в «аль-Мусаннафе» (1/180) со слов Амра ибн аль-Хариса: «Я совершал поездки в (различные) города вместе с Абдуллахом, и он обтирал хуффы в течение трех суток, не снимая их». Цепочка передатчиков этого предания является достоверной и соответствует условиям, которые предъявляли к иснаду имамы аль-Бухари и Муслим.
Таким образом, предания от наших праведных предшественников вместе с Сунной Про-рока Мухаммада, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, согласуются с тем, о чем мы сказали выше. Придерживайся же их, уважаемый читатель, и будешь, с дозволения Аллаха, идти по Истинному Пути!

5. Нарушается ли малое омовение с окончанием срока действия обтирания?

На сей счет среди ученых существует ряд мнений, два из которых наиболее известны в шафиитском мазхабе:
Первое: после окончания срока действия обтирания человек должен заново совершить ма-лое омовение;
Второе: по истечении этого срока человеку достаточно вымыть стопы;
Третье: от человека ничего не требуется. Его малое омовение продолжает оставаться дейст-вительным, и он может молиться, находясь в состоянии ритуальной чистоты, до тех пор, пока не нарушит его.
Обо всех этих мнениях упомянул имам ан-Навави, да будет милостив к нему Аллах,
Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. редактора) говорю: самым сильным является третье мне-ние. Именно в его пользу сделал выбор имам ан-Навави, снова поступив вопреки своему маз-хабу. В частности, он, да будет милостив к нему Аллах, пишет (1/527): «Этого мнения (мазхаб), как сообщает Ибн аль-Мунзир, придерживались аль-Хасан аль-Басри, Катада и Сулейман ибн Харб. На нем же остановил свой выбор сам Ибн аль-Мунзир. Это мнение является наиболее предпочтительным и сильным. Кроме того, наши соратники (т.е. последователи шафиитского мазхаба – прим. редактора) рассказывают, что его придерживался Дауд».
Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. редактора) говорю: аш-Ша’рани в своем труде «аль-Мизан» (1/150) сообщает, что таким же было мнение имама Малика, хотя ан-Навави передает, что имам Малик считал иначе. Поэтому данный вопрос нуждается в изучении.
Вслед за Ибн Хазмом этого мнения также придерживался шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа, как видно из его слов, приведенных в третьем разделе «Нарушается ли малое омовение из-за снятия обтертых хуффов или носков?»
Ибн Хазм, в свою очередь, упоминает в числе сторонников данной точки зрения Ибрахима ан-Наха’и и Ибн Абу Лейля, после чего пишет (2/94): «Это мнение является единственно пра-вильным и нельзя придерживаться иного мнения, поскольку ни в одном сообщении не упоминается о том, что ритуальная чистота (тахара) какого-либо органа тела или его части нарушается ввиду ис-течения срока обтирания. Поистине, Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, указал лишь на то, что человеку запрещено совершать обтирание более трех суток, если он путник,{89} и более одних суток, если он проживает в своей местности. Тот, кто придерживается другого мнения, внес в хадис то, чего в нем нет, и добавил к словам Посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благосло-вение Аллаха, то, чего он не говорил. Тому, кто делает это по ошибке, простительно. Однако делаю-щий это намеренно, после того, как ему были предъявлены соответствующие доводы, берет на себя один из великих грехов (каба’ир). Состояние ритуальной чистоты нарушается только по причине осквернения. Поэтому человек, правильно совершивший омовение и не нарушивший его в результате осквернения, находится в состоянии ритуальной чистоты. А тот, кто находится в состоянии риту-альной чистоты, может молиться до тех пор, пока не осквернится, либо пока не будет выявлен ясный шариатский текст, в котором содержится указание, что состояние ритуальной чистоты такого че-ловека нарушено, даже если он не осквернился. В рассматриваемом же нами случае человек не оскверня-ется ввиду истечения срока обтирания, и нет ни одного шариатского текста, в котором указывалось бы, что ритуальная чистота некоторых или всех органов его тела из-за этого нарушается. Следова-тельно, такой человек находится в состоянии ритуальной чистоты и может молиться до тех пор, пока не осквернится. Когда же он осквернится, ему следует снять хуффы или другие изделия, которые он надел на ноги, и совершить малое омовение, включая мытье стоп. После этого возобновляется от-счет другого срока обтирания. И так всегда. А помощь и успех дарует лишь Всевышний Аллах!»

Бейрут, 8 число месяца зуль-хиджжа 1370 г. хиджры
(10 сентября 1951г. – прим. редактора)
Мухаммад Насыруддин аль-Альбани
___________________________________________________
{82} Прим. редактора: еще раз обращаю внимание уважаемого читателя на то, что арабское слово «ан-на‘ляйн» означает не только сандалии, но и любой другой вид обуви. На это указал Ибн ал-Асир в своем труде «ан-Нихая фи Гариб аль-Хадис ва аль-Асар».
{83} «Сахих Ибн Хузейма», стр. 100, издательство «аль-Мактаб аль-Ислами».
{84} Прим. переводчика: хуффы, края которых не доходят до лодыжек, как раз и называются «ан-на‘ляйн» (сандалии, туфли).
{85} Сура "Марьям", аят 64.
{86} Прим. редактора: в качестве термина слово «тадлис» служит для обозначения утаивания недостатка иснада и его внешнего приукрашивания, что по сути своей является подтасовкой. Есть два вида подтасовки: подтасовка имен передатчиков, упоминающихся в иснаде, и подтасовка имен шейхов (стр. 62, Махмуд Таххан, «Пособие по терминологии хадисов», Москва, 2002).
{87} Ан-Навави приводит это мнение в «аль-Маджму» (1/486).
{88} Прим. переводчика: хадас – малое осквернение, в котором находится человек после выхода из со-стояния ритуальной чистоты.
{89} (Примечание автора) Однако, есть исключение для путника в случае трудностей, как проблемы со снятием носков или обуви во время холода и т.д. В таком случае дозволено обтирать носки или обувь в течение недели. Укба рассказывал, что когда он выехал из Шама в Медину, он надел хуфф в пятницу и приехал в Медину в пятницу. Когда же он зашел к Умару ибн аль-Хаттабу, Умар спросил его, когда он надел хуфф? Укба ответил, что в пятницу, и сказал, что он не снимал их всю неделю. Тогда Умар сказал: “Ты поступил в соответствии с Сунной”. Ибн Аби Шайба 1/185, Ибн аль-Мунзир 1/438. Имам ад-Даракъутни, ад-Дыя аль-Макъдиси, шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 2622.
Имам Ибн ат-Туркмани сказал: “Мазхаб мухаддисов состоит в том, что если кто-либо из сподвижников сказал на какую-либо вещь «Сунна», то это означает, что так постановил пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха”. См. “аль-Джаухару-ннакъий” 4/317.
Аватар пользователя
Abu 'Abdulla
 
Сообщений: 466
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 22:18

Сообщение »

ДОПОЛНЕНИЕ К КНИГЕ:
ФЕТВЫ О ТОМ, КАК СЛЕДУЕТ ОБТИРАТЬ ХУФФЫ И НОСКИ


Что касается того, как следует совершать обтирание хуффов и носков шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах, пишет: “Пальцы рук, смоченные водой, следует возложить на пальцы ног, а затем провести ими до голени. Правую ногу необходимо обтирать правой рукой, а левую ногу – левой рукой. Во время обтирания пальцы рук должны быть растопыренными, и проводить ими (по стопе) следует лишь один раз”. См. «аль-Мулаххас аль-Фикхий» (1/43).
Шейх Ибн Усаймин, да будет милостив к нему Аллах, сказал: “Обтирать следует верхнюю часть носков, проводя руками от пальцев ног к голени. Обтирание ног совершается обеими руками, т.е. правая рука обтирает правую ногу, а левая рука обтирает левую ногу, при чем это необходимо делать одновременно, подобно тому, как обтираются уши. Об этом свидетельст-вует явное значение Сунны, ибо аль-Мугира ибн Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, сказал: «…и он, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, обтер их». Он ведь не сказал: «…и он, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, начал (обтирать) с правой (ноги)». Нет, аль-Мугира сказал: «…и он, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, обтер их». Таким образом, явный смысл Сунны по данному вопросу заключается в этом (хадисе). Конечно же, если предположить, что человек не может использовать одну из своих рук, то ему следует сначала обтереть правую ногу, а затем левую. Однако то, что делают многие люди, обтирая обеими руками правую ногу, а затем обтирая обеими руками левую ногу, не имеет основы (в Сунне), насколько мне известно… И как бы ни совершалось обтирание верхней части носков, оно засчитывается, однако лучше это делать так, как мы сказали выше”. См. «Фатава аль-Мар’а аль-Муслима» (том 1, стр. 250)
Аватар пользователя
Abu 'Abdulla
 
Сообщений: 466
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 22:18

Re: Протирание носков (масх)

Сообщение »

Ассаламу `алейкум уа рахматуллахи уа баракатуху.
Здесь сказано просто "пальцами рук", а я где-то читал, что нужно именно тремя пальцами(указательный, средний, безымянный). Есть ли указания на это?

И второй вопрос: Я так понял обтирать нужно только переднюю часть стопы, а по бокам и сзади ненадо?

БаракаЛлаху фикум.
Гадель ибн Ислям
 
Сообщений: 218
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 21:52
Откуда: Татарстан, Набережные Челны

Re: Протирание носков (масх)

Сообщение »

Ас саламу алейкум! Джазакя Ллаху хайрон за то, что выставили эту книгу. Я узнала для себя много полезного. Но есть два вопроса:
1. У меня варикозная болезнь и врач прописал ношение специальных колготок, но их нужно одевать утром не вставая с постели и носить весь день. Как же мне тогда брать омовение?
2. Если делаешь масх по платку нужно ли отдельно протирать уши или нет?
Umm Alia
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 11 дек 2008, 17:11

Re: Протирание носков (масх)

Сообщение »

уа алейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатух
Гадель ибн Ислям писал(а):Я так понял обтирать нужно только переднюю часть стопы, а по бокам и сзади ненадо?
БаракаЛлаху фикум.

Да правильно, уа фика баракаЛлах.

Umm Alia писал(а):Ас саламу алейкум! Джазакя Ллаху хайрон за то, что выставили эту книгу. Я узнала для себя много полезного. Но есть два вопроса:
2. Если делаешь масх по платку нужно ли отдельно протирать уши или нет?

уа джазакиЛлаху хайра.

Шейх Машхур в шарх Муслим 190, 46: 27 разбирая этот вопрос, сказал примерно следующее:
"Наш шейх (аль-Албани), да проявит Аллах к нему Свою милость, был спрошен о протирании платка или ‘имамы (то что наматывают на голову, или то чем покрывают голову), является ли это достаточным, чтобы не протирать уши, так как они относятся к голове?
Он (шейх Албани) ответил следующим образом:
Аллаху это ведомо лучше, мое же мнение таково, что иногда протирание ‘имамы достаточно и не надо протирать уши, а иногда протирание ‘имамы недостаточно и надо протереть уши тоже.
Достаточно это в том случае, если ‘имама или платок покрывает голову вместе с ушами. И в этом случае уши относятся к голове (т.е. не надо их протирать)
Если же ‘имама или же платок не скрывают уши, то протирание ‘имамы или платка не снимает обязанности протирать уши тоже.
И от пророка, мир ему и благословение Аллаха, передается 3 вида, как он протирал голову:
1 - это протирал всю голову напрямую (т.е. без преград сам волосяной покров головы)
2 - это когда ‘имама или платок закрывают всю голову и тогда он протирал то, что на голове
3 - это когда часть волос прикрыта, а часть открыта спереди, и тогда, он протирал и волосы и ‘имаму. И на это же один в один похоже положение ушей в отношении головы"
Аватар пользователя
Abu 'Abdulla
 
Сообщений: 466
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 22:18

Re: Протирание носков (масх)

Сообщение »

Ассалям алейкум!
Братья, не могли бы вы разъяснить несколько моментов, которые я не совсем понял?
1. Допустим я совершил омовение, затем надел носки. Через какое-то время омовение мое испортилось ,я совершил его вновь и сделал обтирание носков. Далее, я эти носки снимаю, надеваю новые (в это время омовение мое не портилось) и после этого мое омовение портится, причем срок действия обтирания первых носков еще не закончился. Так вот, могу ли я делать масх уже на эти новые носки? Повторю, что новые носки я надел в состоянии омовения, но которое я совершил с обтиранием первых носков.
Из данной статьи я понял, что при снятии носков омовение не портится, т.е. я в ритуальной чистоте. Новые носки я тоже надеваю находясь в ритуальной чистоте, отсюда вроде как следует, что я могу обтирать уже новые носки, следовательно, срок действия обтирания уже начинается от обтирания новых носков?

2. Допустим я совершил омовение, затем надел носки. Через какое-то время омовение мое испортилось ,я совершил его вновь и сделал обтирание носков. Далее, я на эти носки надеваю другие (скажем шерстянные). После этого мое омовение портится. Могу ли я сделасть обтирание уже на шерстянные носки или нужно сначала их снять и сделать обтирание первых носков?
3. Допустим я совершил омовение, затем надел носки, поверх надел шерстянные. Через какое-то время омовение мое испортилось ,я совершил его вновь и сделал обтирание носков (шерстянных). Далее, я шерстянные носки снимаю, остаюсь в первых носках и мое омовение портится. Могу ли я сделать обтирание на оставшиеся на мне носки?
Абу Самира82
 
Сообщений: 26
Зарегистрирован: 28 окт 2008, 18:18

Re: Протирание носков (масх)

Сообщение »

Art писал(а):Ассалям алейкум!
Братья, не могли бы вы разъяснить несколько моментов, которые я не совсем понял?

Ва алейкум ас салам ва рахматуЛлах!
Брат может вот здесь найдешь ответы на некоторые вопросы:
Хотел бы сделать небольшое дополнение к тому, что привел брат Абу Зайнаб, да воздаст ему Аллах благом и увеличит его знание.
1. Если человек совершил омовение, после чего надел носки, то он может их спокойно протирать, даже если у него не было намерения при омовении делать в последствии масх.
2. Если он при совершении омовения помыв одну ногу, сразу же надел носок, а затем помыв вторую, надел другой, он не может совершать на них масх, поскольку надел носок еще тогда, когда не было у него омовения, а условием масха является надеть их на ноги после омовения, как пришло в хадисе когда кто-то из сахабов хотел снять носки пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал: "Оставь, я надел их на две чистые ноги".
3. Если же он затем снимет оба носка и наденет их заново, то тогда инша-Аллах нет проблем их протирать.
4. Если человек взял омовение и затем надел носки, а потом не протирал их ни разу и не нарушал омовение, то нет проблем снимать и менять носки, пока конечно же человек не испортит омовения ил не протрет эти носки.
5. Снятие носков омовение не нарушают, как это достоверно известно от Али, и не нужно мыть ноги после этого, так как нет на это указания.
6. Тому кто надел скажем две пары носков на одну ногу, будучи с омовением, затем протер верхний носок и снял после этого одну пару, разрешается и дальше продолжать притирать нижний носок, поскольку его действие расценивается как то, что он надел их на чистые ноги (то есть будучи с омовением). Если же он надел только одну пару носков, протер их, а затем надел поверх еще одну пару, он уже не может протирать поверх этих носков, поскольку это не считается, что он надел их на чистые ноги. Это передал шейх Абдуль-Азым аль-Бадауи в "аль-Уаджиз" 49 от шейха аль-Альбани.
7. Масх нарушают только три вещи:
а. Снятие носков, после их протирания.
б. Выход времени масха, для не путника - это сутки, а для путника три дня, а при необходимости семь дней, как это пришло в хадисе достоверном от Умара ибн аль-Хаттаба.
в. Потеря полного омовения (гъусль).
8. Масх можно делать на все, что надевается на ногу, будь это кожаные носки, или тонкие и прозрачные и т.д. Кто обуславливает масх какими-то определенными условиями, обязан предоставить далиль из Корана и Сунны!
Уа-Ллаху а'лям.
Если что-то упустил или в чем-то ошибся, прошу дополнить.

viewtopic.php?f=14&t=89&start=15
Даниял
 
Сообщений: 223
Зарегистрирован: 19 апр 2009, 10:16

Re: ПРОТИРАНИЕ НОСКОВ (масх)

Сообщение »

Ассаламу `алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
А можно поподробнее нащёт обтирания тонких и прозрачных носков? Есть конкретное указание? Выше приводится далиль, что Пророк салаЛлаху алейхи уа саллям обтёр свои носки и сандалии. И зделан вывод нащёт тонких насков, а где тут о толщине носков? Почему тогда Абу Ханифа рахимахуЛлах, наиболее близкий к табиинам на сколько я знаю, и большинство мазхабов придерживались того, что обтираются только толстые носки либо носки с кожанной подошвой либо хуффы?
БаракаЛлаху фикум, просто в нашей мечети придерживаются ханифитского мазхаба, и я не могу нормально далилем подкрепить свои действия. Говорят мне, что я выбрал мнение ибн Теймийи только потому что оно облегчено, удобнее - поэтому и выбрал (какбы за страстью пошёл).
Помогите разобраться бисмиЛлях.
БаракаЛлаху фикум.
Гадель ибн Ислям
 
Сообщений: 218
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 21:52
Откуда: Татарстан, Набережные Челны

Сообщение »

Уа алейкум салам уарахамату-Ллахи уабаракатух брат
Гадель ибн Ислям писал(а):А можно поподробнее нащёт обтирания тонких и прозрачных носков? Есть конкретное указание? Выше приводится далиль, что Пророк салаЛлаху алейхи уа саллям обтёр свои носки и сандалии. И зделан вывод нащёт тонких насков, а где тут о толщине носков?

Ответ на это ты поймешь ин ша-Аллах, прочитав определение понятия "носки" в главе выше: "4. Разъяснение того, что слово «аль-джаураб» (носки) имеет известное языковое и шариатское значение, от которого нельзя отклоняться".
И по этой причине все, что попадает под определение носков, дозволено протирать, не зависимо от того, какие они. Что касается на конкретизацию видов носков, то для этого необходим довод!
Почему тогда Абу Ханифа рахимахуЛлах, наиболее близкий к табиинам на сколько я знаю, и большинство мазхабов придерживались того, что обтираются только толстые носки либо носки с кожанной подошвой либо хуффы?

Ну ведь большинство (джумхур) ученых брат - это не иджма', и они могут ошибаться! У тебя ведь есть тексты о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) и сахабы протирали носки, и в этих текстах не идет речь о том, какими именно должны быть это носки. Следовательно тот, кто начнет выдвигать какие-либо условия для этого, обязан предоставить конкретизирующий довод. По этому брат само по себе мнение большинства ученых не является доводом в шариате! Тем более известно, что большинство сторонников этого мнения запрещали протирать любые носки (джаураб), а не только тонкие или прозрачные. А в противовес сторонникам этого мнения можно поставить поступки десятков сподвижников, протиравших джаураб. Прочитай брат мой главу: "5. Упоминание о том, что передано по поводу обтирания носков сподвижниками, да будет доволен ими всеми Аллах".
А более того, некоторые имамы передавали дозволенность протирания даже ТОНКИХ носков от некоторых сподвижников. Например, имам ан-Науауи говорил: "Наши сторонники (шафииты) передали от Умара и Али, да будет доволен ими Аллах, дозволенность притирания носков, даже если они являются тонкими. Также это мнение передается от Абу Юсуфа, Мухаммада, Исхакъа и Дауда". См. "аль-Маджму'" 1/527.
просто в нашей мечети придерживаются ханифитского мазхаба, и я не могу нормально далилем подкрепить свои действия. Говорят мне, что я выбрал мнение ибн Теймийи только потому что оно облегчено, удобнее - поэтому и выбрал (какбы за страстью пошёл).

Дорогой брат, в первую очередь следует выбирать то или иное мнение в зависимости от его сильной аргументации, а не от того: легкое ли это мнение или тяжелое! Во-вторых, мы должны приобретать знание в первую очередь для себя, как те, кто будет воплощать эти знания в жизнь, а не как простые передатчики этих знаний. Если например я для себя уточнил какой-либо вопрос, но не имею достаточных знаний чтобы обосновать это кому-то, то меня не должно это беспокоить и мешать мне воплощать данные знания в жизнь.
Просто многие братья в первую очередь что-то изучают для спора или пояснения говоря: "А какой довод на это, чтобы я знал если меня спросят?", тогда как правильнее говорить: "А какой довод на это, чтобы я знал для себя и успокоил свое сердце?"
Уа-Ллаху а'лям.
Уа фика барака-Ллах!
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re: ПРОТИРАНИЕ НОСКОВ (масх)

Сообщение »

ДжязакаЛлаху хайран.
Я сам то доволен приведёнными здесь далилями, и выбрал это мнение не потому что в нём облегчение, а потому что считаю смысл масха - в облегчении, а не в том что это хуффы или толстые носки. Просто напрягли меня насчёт моей безмазхабности, вот и хотел седце успокоить.
И прошу у Аллаха защиты для Его рабов от пристрастей мира ближнего и прошу прямого пути, амин.
БаракаЛлаху фикум.
Гадель ибн Ислям
 
Сообщений: 218
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 21:52
Откуда: Татарстан, Набережные Челны

Re:

Сообщение »

A'mash писал(а):Дорогой брат, в первую очередь следует выбирать то или иное мнение в зависимости от его сильной аргументации

A'mash писал(а):"А какой довод на это, чтобы я знал для себя и успокоил свое сердце?"

Дорогой брат, успокой пожалуйста мое сердце и объясни на сколько сильно аргументированно это мнение).
В теме "Комментарий книги "Рияд ас-салихин" шейха Ибн 'Усаймина" писалось:
Однако, у протирания обуви во время омовения есть свои условия:
Во-первых, человек должен одеть эту обувь (или носки), находясь в состоянии чистоты (омовения). Ведь, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал аль-Мугъире ибн Шу‘бе, когда тот хотел снять с него кожаные носки: “Оставь их, ибо я надел носки на чистые ноги”, после чего протёр их. Муслим, 274. И здесь нет разницы человек находится в состоянии омовения, помыв ноги, или же протерев их до этого. Например, кто-то совершит дома полноценное омовение, помыв во время него ноги, а затем оденет носки или обувь. Этот человек надел свою обувь (или носки) в состоянии омовения. Или же, например, кто-то одел носки и протер их, совершая омовение, а затем одел поверх них вторые носки. Совершая омовения в следующий раз, он может протереть эти вторые носки и не снимать их.

И правильно ли я понял, что это слова принадлежат шейху Ибн 'Усаймину?
tik
 
Сообщений: 399
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 05:16

Сообщение »

tik писал(а):
Однако, у протирания обуви во время омовения есть свои условия:
Во-первых, человек должен одеть эту обувь (или носки), находясь в состоянии чистоты (омовения). Ведь, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал аль-Мугъире ибн Шу‘бе, когда тот хотел снять с него кожаные носки: “Оставь их, ибо я надел носки на чистые ноги”, после чего протёр их. Муслим, 274. И здесь нет разницы человек находится в состоянии омовения, помыв ноги, или же протерев их до этого. Например, кто-то совершит дома полноценное омовение, помыв во время него ноги, а затем оденет носки или обувь. Этот человек надел свою обувь (или носки) в состоянии омовения. Или же, например, кто-то одел носки и протер их, совершая омовение, а затем одел поверх них вторые носки. Совершая омовения в следующий раз, он может протереть эти вторые носки и не снимать их.

И правильно ли я понял, что это слова принадлежат шейху Ибн 'Усаймину?


да, правильно: "Шарх риад ассалихин" кассета №3, сторона "Б" 17:20
после этого он, да проявит Аллах ему Свою милость, еще добавил: "... однако отсчет времени идет с момента протирания на первые ноговицы. То мнение, которое позволяет протирать вторые ноговицы, одетые поверх первых протертых ноговиц является более правильным"
Аватар пользователя
Abu 'Abdulla
 
Сообщений: 466
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 22:18

Re: ПРОТИРАНИЕ НОСКОВ (масх)

Сообщение »

Ас-Саляму аляйкум.
А аргументы?
Ведь в хадисе говорится: “Оставь их, ибо я надел носки на чистые ноги”. А то получается человек вторые носки надевает не на мытые ноги, а на протертые.
Муслим
 
Сообщений: 223
Зарегистрирован: 30 авг 2008, 08:22
Откуда: Казахстан

Сообщение »

Муслим писал(а):Ас-Саляму аляйкум.
А аргументы?
Ведь в хадисе говорится: “Оставь их, ибо я надел носки на чистые ноги”. А то получается человек вторые носки надевает не на мытые ноги, а на протертые.

Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Не получается ли что исходя из хадиса носки надо одевать не при омовении, а на чистые ноги? Так, получается, что главное, чтобы они были чистыми, то есть сами ноги. Так вот, если не имея омовения, помыли только ноги и одели носки, то затем можно при взятии омовения протирать носки, так как они были одеты на чистые ноги.
Однако есть понимание хадиса и из этого понимания что под "чистые" имеется в виду наличие омовения. Также из этого понимания то, как сказал шейх Ибн Усеймин: "И здесь нет разницы человек находится в состоянии омовения, помыв ноги, или же протерев их до этого"
Аватар пользователя
Abu 'Abdulla
 
Сообщений: 466
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 22:18

Re: ПРОТИРАНИЕ НОСКОВ (масх)

Сообщение »

Если под "надеть на чистые ноги" понимать только тахарат даже без мытья ног, то человек, делая масх на носки, ему ничего не препятствует снять протертые носки будучи в тахарате и снова одеть и продолжать протирать эти же носки. Но я не знаю кто из ученых дозволял протирать снятые и вновь надетые носки, которые до снятия уже были протерты. А шейх Усеймин (рахимахуЛлах) такое дозволяет? Если тоже не дозволяет, то на что опирается?
Муслим
 
Сообщений: 223
Зарегистрирован: 30 авг 2008, 08:22
Откуда: Казахстан

Пред.След.

Вернуться в Протирание носков и т.п. (масх)

cron