Намаз старых людей, у которых старческий маразм

Ответить
abu ayub
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 09:37
Откуда: Дагестан
Контактная информация:

Намаз старых людей, у которых старческий маразм

Сообщение abu ayub » 15 авг 2017, 14:26

Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух
Братья, кто знает, как обстоит дело со старыми людьми, которых постиг старческий маразм, как им быть с поклонением, а в частности с намазами? Обязателен ли он для них?
Или они становятся по положению, как маджнуны?
Барака Ллаху фикум.



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2865
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 16 авг 2017, 23:05

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух брат

Да, в состоянии, когда старые люди лишились рассудка из-за старческого маразма, то по положению они становятся, как слабоумные, на которых не возлагаются шариатские предписания, включая и самое основное предписание, а это - пятикратная молитва.
В известном хадисе, который передаётся со слов ‘Аиши, ‘Али ибн Аби Талиба, Саубана и других сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Перо поднято от троих: от ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; спящего, пока он не проснется; и сумасшедшего, пока к нему не вернется его разум». Ахмад 1/104, Абу Дауд 4398 и 4402, ан-Насаи 3432, Ибн Маджах 2041, ад-Дарими 2296, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхакъи 6/57, аль-Баззар 1540. Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ахмад, аль-Бухари, Ибн Хузайма, Ибн аль-Джаруд, Ибн Хиббан, Ибн аль-Мунзир, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Хазм, Абу Бакр ибн аль-‘Араби, Ибн Таймия, Ахмад Шакир, аль-Альбани.
В ещё одной версии этого хадиса, которая приводится в сборнике Абу Дауда, сам Абу Дауд говорит, после того, как вновь привёл этот хадис: “Также Ибн Джурайдж передал от аль-Къасима ибн Язида, который передал со слов ‘Али от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и добавил к хадису следующее: «и человека, которого постиг старческий маразм». Абу Дауд 4403.
В хадисе упоминается слово "аль-хариф", что означает: “Испорченный разум по причине старости”.
Касательно этой добавки есть разногласие, достоверна она или нет, но в любом случае, эта категория людей входит в разряд слабоумных, сумасшедших и т.п.
Шейх-мухаддис ‘Азым Абади в отношении этого хадиса процитировал следующие слова ас-Субки, сказавшего: “аль-Хариф – является добавкой к упомянутым трём вещам, и это правильно. И речь под этим идёт о старом человеке, который по причине старости лишился рассудка. Поистине, со старым человеком может произойти расстройство рассудка, которое будет ему мешать различать вещи, и тем самым он перестаёт быть тем, на кого возлагаются религиозные обязанности. Но это не называется сумасшествием (джунун), ибо джунун можно исцелить, а хариф нельзя. По этой причине в хадисе не сказано: «от человека, которого постиг старческий маразм, пока его разум не восстановится», ибо в основном от этого нет исцеления, кроме смерти. Но если такой человек приходит в себя в определённые периоды времени и его разум проясняется, в этот период он и будет обязан поклонением”. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 12/78.
То же самое говорили шейх Ибн Баз, шейх Ибн ‘Усаймин и др. учёные, что человек, лишившийся рассудка по причине старческого маразма не обязан ни постом, ни молитвой, и т.п. См. "Фатауа Нурун 'аля ад-дарб" № 88, "Ликъа аль-Баб аль-мафтух" № 222.
Таким образом, если человек лишился рассудка, неважно по какой причине: родился умственно неполноценным, старческий маразм, джин поразил, лишился рассудка в результате, скажем, аварии, будучи молодым, и т.п., так, что он перестал понимать правильное и неправильное, халяль и харам, не понимает сути того, что ему говорят, может появиться на людях обнажённым, и т.п. признаки слабоумия, то в любом из этих и иных случаев человек перестаёт быть тем, кто обязан какими-то религиозными обязанностями, и ему не записываются грехи.
А если человек из числа тех, кто в какой-то период пребывает во здравии рассудка, а в какой-то период нет, тогда он молится и поститься в тот период, когда его разум восстанавливается, и он не обязан возмещать что-либо в период, когда его рассудок проясняется.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.

Прошу Всевышнего Аллаха уберечь нас от старческого маразма и упокоить нас в здравом рассудке!



Ответить

Вернуться в «Условия и столпы молитвы»