Отличия пятничной молитвы от обеденной

Сообщение »

بسم الله الرحمن الرحيم

بسم الله والحمد لله والصلاة والسلام على رسول الله وعلى آله وصحبه أجمعين، أما بعد



الفروق بين صلاة الجمعة والظهر


Отличия пятничной молитвы от обеденной

محمد بن صالح العثيمين


Мухаммада Ибн Салиха аль-Усаймина




1) Пятничная молитва не совершается если нет кворума (джамъ), количество которых отличается у разных ученых. Обеденная молитва совершается – индивидуально или коллективно (вне зависимости от количества людей).

2) Пятничная молитва не совершается кроме как в городах и селах. Обеденная молитва совершается в любом месте.

3) Пятничная молитва не совершается путниками. Если даже путники прибыли в город где совершается пятничная молитва, им нет необходимости совершать ее там. Обеденная молитва совершается как в путешествии так и дома.

4) Пятничная молитва не совершается кроме как в одной мечети населенного пункта, если нет необходимости в увеличении количества джума-мечетей. Обеденная молитва совершается в любых мечетях.

5) Пятничная молитва не восполняется если прошло время ее совершения. Ибо одним из условий пятничной молитвы является установленное для нее время. Вместо этого совершается обеденная молитва. Обеденная молитва восполняется если была пропущена по уважительной причине.

6) Пятничная молитва не обязательна для женщин ибо она является специальной молитвой для мужчин. Обеденная молитва обязательна как для мужчин так и для женщин.

7) Пятничная молитва не обязательна для рабов, кроме определенных обстоятельств и пояснений. Обеденная молитва обязательна как для свободных так и для подневольных.

8) Пятничная молитва обязательна даже для того кто не может присутствовать в ней кроме как на носилках. Обеденная молитва коллективно не обязательна для того кто не может присутствовать в ней кроме как на носилках.

9) Пятничная молитва имеет определенные деяния соблюдаемые до ее совершения – полное купание (гусль), умащение благовониями, облачение в самую красивую одежду и т.д. Обеденная молитва не имеет таких особенностей.

10) В пятничной молитве если был пропущен один ракат, то при присоединении к молитве совершается четырех ракатный обеденный намаз а не джума. В обеденной молитве если пропущен ракат, то при присоединении полностью следуешь за имамом совершив четыре раката, если нет права на сокращение (для путника).

11) Пятничную молитву можно совершить до пересечения солнца зенита (заваль), согласно мнению многих ученых. Обеденную молитву нельзя совершить так, согласно единогласному мнению.

12) В пятничной молитве Сунной является чтение “Фатихи” громко. В обеденной молитве Сунной является чтение “Фатихи” тихо.

13) В пятничной молитве Сунной является чтение конкретных сур – либо суру “Высочайщий” (первый ракат) и “Покрывающее” (второй ракат), либо суру “Пятничный день” (первый ракат) и “Лицемеры” (второй ракат). В обеденной молитве нет такой конкретики.

14) О пятничной молитве в Сунне говорится что за ее совершение есть награда, а за оставление – наказание. Но такого нет в Сунне об обеденной молитве.

15) В пятничной молитве не существует дополнительных ратибат намазов перед ней. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел тому кто совершил пятничную молитву совершать ратибат в четыре раката. В обеденной молитве есть ратибаты до нее и после.

16) Пятничной молитве предшествует две проповеди (хутбы). В обеденной молитве нет проповеди (хутбы).

17) После второго призыва на пятничную молитву тех кто обязан ее совершать – их договора на покупки и продажи считаются не действительными. Договора на покупки и продажи считаются действительными после призыва тех кто должен совершить обеденную молитву.

18) Пятничная молитва если была пропущена в мечети не повторяется в ней или другой мечети. Обеденная молитва если была пропущена в мечети, может повторяться в ней или в другой мечети.

19) Условием действительности пятничной молитвы является разрешение имама – как сказали некоторые ученые. Для обеденной молитвы такого разрешения не требуется.

20) Пятничная молитва по своей награде имеет несколько уровней в зависимости от прихода к ней, когда ангелы сидя у ворот мечети записывают каждого прибывающего. Про обеденную молитву такого не сказано в Сунне.

21) Пятничная молитва не откладывается на позднее время если будет сильная жара. Для обеденной молитвы Сунной является откладывание (ибрад) на позднее время если будет сильная жара.

22) Пятничная молитва не совмещается с послеобеденной (аср) в случаях когда такое совмещение дозволено. Обеденную молитву можно совместить с послеобеденной (аср) если есть уважительные на то причины.

Некоторые ученые подобные отличия привели более тридцати, но они не так однозначны как выше приведенные отличия.


См. "Фатауа Нурун аля ад-дарб" № 5.

Асад аль-Кудали


1 ـ صلاة الجمعة لا تنعقد إلا بجمع على خلاف بين العلماء في عدده .

وصلاة الظهر تصح من الواحد والجماعة .


2 ـ صلاة الجمعة لا تقام إلا في القرى والأمصار .

وصلاة الظهر في كل مكان .


3 ـ صلاة الجمعة لا تقام في الأسفار فلو مر جماعة مسافرون ببلد قد صلوا الجمعة لم يكن لهؤلاء الجماعة أن يقيموها .

وصلاة الظهر تقام في السفر والحضر .


4 ـ صلاة الجمعة لا تقام إلا في مسجد واحد في البلد إلا لحاجة .

وصلاة الظهر تقام في كل مسجد .


5 ـ صلاة الجمعة لا تقضى إذا فات وقتها ، وإنما تصلى ظهرا ؛ لأن من شرطها الوقت .

وصلاة الظهر تقضى إذا فات وقتها لعذر .


6 ـ صلاة الجمعة لا تلزم النساء ، بل هي من خصائص الرجال .

وصلاة الظهر تلزم الرجال والنساء .


7 ـ صلاة الجمعة لا تلزم الأرقاء ، على خلاف في ذلك وتفصيل .

وصلاة الظهر تلزم الأحرار والعبيد .


8 ـ صلاة الجمعة تلزم من لم يستطع الوصول إليها إلا راكبا .

وصلاة الظهر لا تلزم من لا يستطيع الوصول إليها إلا راكبا .


9 ـ صلاة الجمعة لها شعائر قبلها كالغسل ، والطيب ، ولبس أحسن الثياب ونحو ذلك .

وصلاة الظهر ليست كذلك .


10 ـ صلاة الجمعة إذا فاتت الواحد قضاها ظهرا لا جمعة .

وصلاة الظهر إذا فاتت الواحد قضاها كما صلاها الإمام إلا من له القصر .


11 ـ صلاة الجمعة يمكن فعلها قبل الزوال على قول كثير من العلماء .

وصلاة الظهر لا يجوز فعلها قبل الزوال بالاتفاق .


12 ـ صلاة الجمعة تسن القراءة فيها جهرا .

وصلاة الظهر تسن القراءة فيها سرّا .


13 ـ صلاة الجمعة تسن القراءة فيها بسورة معينة ، إما " سبح والغاشية" ، وإما " الجمعة والمنافقون " .

وصلاة الظهر ليس لها سور معينة .


14 ـ صلاة الجمعة ورد في فعلها من الثواب ، وفي تركها من العقاب ما هو معلوم .

وصلاة الظهر لم يرد فيها مثل ذلك .


15 ـ صلاة الجمعة ليس لها راتبة قبلها ، وقد أمر النبي صلى الله عليه وسلم من صلاها أن يصلي بعدها أربعا .

وصلاة الظهر لها راتبة قبلها ، ولم يأت الأمر بصلاة بعدها ، لكن لها راتبة بعدها .


16 ـ صلاة الجمعة تسبقها خطبتان .

وصلاة الظهر ليس لها خطبة .


17 ـ صلاة الجمعة لا يصح البيع والشراء بعد ندائها الثاني ممن تلزمه .

وصلاة الظهر يصح البيع والشراء بعد ندائها ممن تلزمه .


18 ـ صلاة الجمعة إذا فاتت في مسجد لا تعاد فيه ولا في غيره .

وصلاة الظهر إذا فاتت في مسجد أعيدت فيه وفي غيره .


19 ـ صلاة الجمعة يشترط لصحتها إذن الإمام على قول بعض أهل العلم .

وصلاة الظهر لا يشترط لها ذلك بالاتفاق .


20 ـ صلاة الجمعة رتب في السبق إليها ثواب خاص مختلف باختلاف السبق ، والملائكة على أبواب المسجد يكتبون الأول فالأول .

وصلاة الظهر لم يرد فيها مثل ذلك .


21 ـ صلاة الجمعة لا إبراد فيها في شدة الحر .

وصلاة الظهر يسن فيها الإبراد في شدة الحر .


22 ـ صلاة الجمعة لا يصح جمع العصر إليها في الحال التي يجوز فيها جمع العصر إلى الظهر .

وصلاة الظهر يصح جمع العصر إليها حال وجود العذر المبيح .

هذا وقد عدها بعضهم إلى أكثر من ثلاثين حكما ، لكن بعضها أي الزائد عما ذكرنا فيه نظر ، أو داخل في بعض ما ذكرناه .


كتبه محمد الصالح العثيمين وتم ذلك في 15/6/1419 .

اساري والشافعية
 
Сообщений: 26
Зарегистрирован: 23 ноя 2011, 16:53

Re: Отличия пятничной молитвы от обеденной

Сообщение »

Ассалямуаалейкум, статья переведена не очень корректно. Особенно 10 пункт, перевод совсем другой. Знающие братья перепроверьте ин ша Аллах.
Daulet
 
Сообщений: 19
Зарегистрирован: 06 янв 2009, 11:20
Откуда: Казахстан

Re: Отличия пятничной молитвы от обеденной

Сообщение »

Ассаляму 'алейкум уа рахмату-Ллах.
Хотел бы присоединиться к просьбе брата Daulet, так как в другой теме, брат abu abdul-aziz писал:
abu abdul-aziz писал(а):Это как в случае с пятничной молитвой, тот кто застал меньше рака'ата, тот должен доделать 4 обеденной, а кто застал имама в поясном поклоне до выпрямления во втором рака'ате, то он доделывает еще один, и его молитва джуму'а засчитывается, о чем говорил Ибн Мас'уд.
(источник)
tik
 
Сообщений: 399
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 05:16

Re: Отличия пятничной молитвы от обеденной

Сообщение »

ас-Саляму 'аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.

А вот и слова ‘Абдуллаха ибн Мас’уда: “Кто застал один ракаат молитвы джумуа, пусть добавит к нему еще один, а кто не застал руку’ (второго раката), пусть тогда совершает четыре (зухра)”. Ибн Аби Шейба 1/126, ат-Табарани в “аль-Кабир” 2/38. Хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.

Поэтому тоже присоединяюсь к просьбе братьев по уточнению перевода. )

барака-Ллаху фикум.
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3439
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

Re: Отличия пятничной молитвы от обеденной

Сообщение »

ас-Саляму 'аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.

اساري والشافعية писал(а):10) В пятничной молитве если был пропущен один ракат, то при присоединении к молитве совершается четырех ракатный обеденный намаз а не джума. В обеденной молитве если пропущен ракат, то при присоединении полностью следуешь за имамом совершив четыре раката, если нет права на сокращение (для путника).
Daulet писал(а):статья переведена не очень корректно. Особенно 10 пункт, перевод совсем другой. Знающие братья перепроверьте ин ша Аллах.

Тоже присоединяюсь к просьбе брата Daulet.

tik писал(а):Это как в случае с пятничной молитвой, тот кто застал меньше рака'ата, тот должен доделать 4 обеденной, а кто застал имама в поясном поклоне до выпрямления во втором рака'ате, то он доделывает еще один, и его молитва джуму'а засчитывается, о чем говорил Ибн Мас'уд. (источник)

Вот эти слова и понимание саляфа - говорит известный сподвижник ‘Абдуллах ибн Мас’уд: “Кто застал один ракаат молитвы джумуа, пусть добавит к нему еще один, а кто не застал руку’ (второго раката), пусть тогда совершает четыре (зухра)”. Ибн Аби Шейба 1/126, ат-Табарани в “аль-Кабир” 2/38. Хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
Это понимание сподвижника ясное и прямое на то, что не совершившему или не успевшему на джуму'а необходимо делать зухр. И неизвестно, чтобы ему противоречили в этом другие сподвижники. ИСТОЧНИК

барака-Ллаху фикум.
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3439
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

Re: Отличия пятничной молитвы от обеденной

Сообщение »

там в 10 пункте, где вопросы возникли, там (الواحد) не имеется в виду ракаат, так как ракаат (ركعة) женского рода, а имеется в виду один человек, то есть "не джамаат", что также понятно из первого пункта где "один" приводится в противовес "дамаату", поэтому все непонятки.
то есть если человек полностью пропустил Джумъа и не смог сделать его с джамаатом, то делает сам Зухр (4 ракаата)
а если он пропустил с Джамаатом Зухр, то сам делает тоже Зухр (4 ракаата), кроме как является путником, тогда делает 2 ракаата.
И еще, ведь если за имамом опоздал путник на один ракаат, то восполняет его после саляма имама, а не останавливается на 2-х ракаатах. То есть, путник за имамом делает столько же сколько и имам, не сокращая, если имам не сокращает.
в общем там чуток с переводом ошиблись.
Аватар пользователя
Abu 'Abdulla
 
Сообщений: 466
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 22:18


Вернуться в Пятничная молитва (джуму'а)

cron