О дополнительных намазах до и после пятничной (джуму'а)

Сообщение »

Ассаляму алейкум!

На одном из интернет-сайтов прочитал следующее: Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны.
Некоторые говорят, что нет дополнительных молитв до пятничной молитвы, но есть после нее: или четыре рак'ата в мечети, либо два рак'ата дома. Так кто же всетаки прав?
Аватар пользователя
ФАРУК
 
Сообщений: 2249
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 21:44
Откуда: http://hadis.info/

Сообщение »

О дополнительных молитвах до и после пятничной (джуму'а) молитвы

Основой в религии Всевышнего Аллаха является то, что совершение любого поклонения, на которое не указали Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) является запретным. Что же касается бытовых вопросов и всего мирского, то основой этого Всевышний Аллах сделал дозволенность, и все мирское остается таковым до тех пор, пока не появится то, что будет указывать на его запретность.
Что же касается утверждающих о существовании в Сунне конкретных количеств рак'атов до пятничной молитвы, то они обязаны предоставить на это довод либо словами, либо поступком посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!
Передается множественными путями о том, что в пятничный день, пророк (мир ему и благословение Аллаха) выходил из своего дома, поднимался на минбар, а затем муаззин начинал произносить азан. После завершения слов азана пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднимался для произнесения хутбы (проповеди). И не сообщается о том, что он совершал какую-либо Сунну до хутбы. Об этом говорится в таких книгах, как «Фатхуль-Бари» 2/426, «Найлюль-аутар» 3/312, “Мисбаху зуджаджа” 1/377 и др.
Большинство ученых говорили, что нет никакой определенной Сунны узаконенной пророком (мир ему и благословение Аллаха) до пятничной молитвы. И это было мнением имамов Малика, аш-Шафи’и и большинства шафиитов, а также это распространенное мнение ханбалитов, и большинства имамов. И этому мнению отдавали предпочтение шейхуль-ислам Ибн Таймия и его ученик Ибн аль-Къайим, а также шейх аль-Альбани и ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) во главе с шейхом Ибн Базом. См. «аль-Инсаф» 2/406, «Задуль-ма'ад» 1/432, «аль-Аджуиба аль-муфида».
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Большинство ученых были единогласны в том, до пятничной молитвы нет никакой определенной Сунны с определенным количеством. Дело в том, что подобное может быть утверждено либо словами пророка (мир ему и благословение Аллаха), либо его поступком, а он ничего в этом случае не установил ни словами, ни поступком!” См. “Маджму’ату-ррасаиль аль-кубра” 1/136.
Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Не передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он совершал что-либо до джуму’а. Он выходил на пятничную молитву, после чего произносился азан и он начинал читать хутбу (проповедь)”. См. “Фатхуль-Бари” 2/341.
Имам Абу Шама, учитель имама ан-Науауи, в своей известной книге «аль-Ба’ис ‘аля инка-риль-бида’ уаль-хауадис» писал: “Если кто-то скажет: «Может пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву до джуму’а у себя дома, а затем выходил», то я отвечу: Если бы такое имело место, то об этом передали бы его жены, как они передали о других добровольных молитвах, которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал у себя дома и днем и ночью! И по причине того, что на эту тему ничего достоверного не передается, основа состоит в отсутствии такой Сунны, и это указывает на то, что подобное не узаконено!”
Шейх Ибн аль-Каййим сказал: “После того как Биляль завершал слова азана, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сразу же вставал для произнесения проповеди. И никто не совершал молитв из двух рак’атов. И азан произносился единожды. А это указывает на то, что и джуму’а подобна праздничной молитве. И нет до них никакой Сунны. И это является воззрением ученых, и Сунна это подтверждает, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) выйдя из дома сразу же направлялся к минбару и после того как он поднимался на него, Биляль начинал произносить слова азана. И после слов азана пророк (мир ему и благословение Аллаха) тот час же начинал произносить хутбу”. См. “Задуль-ма’ад” 2/128.
Что касается некоторых хадисов, в которых говорится о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал до джуму’а 4 или 2 рак’ата, то все они являются либо слабыми, либо выдуманными. Среди этих хадисов сообщение, которое приводит Ибн Маджах 1/347 от Ибн ‘Аббаса, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал четыре рак’ата дополнительной молитвы до пятничной, и не разделял их (салямом). Однако этот хадис недостоверен. Иснад этого хадиса переполнен слабыми передатчиками. Имам ан-Науауи сказал: «Это ложный хадис, в котором четыре слабых передатчика, а Мубашир ибн Убайд передатчик ложных хадисов!» См. «Хулясатуль-ахкам» 2/812.
Также сказал и имам аз-Зайля’и: «Мубашшир ибн Убайд передатчик ложных хадисов, а Хаджадж и Атыйя слабые рассказчики!» См. «Насбу-ррайя» 2/206.
Также о слабости этого хадиса высказались и хафиз Ибн Хаджар, и шейх Ибн аль-Къайим, и хафиз аль-Бусайри, и шейх аль-Альбани. См. «ат-Тальхис» 6/626, «Задуль-маад» 1/170, «ас-Сильсиля ад-даифа» 1001.
Есть также сообщение от ‘Аиши, которая якобы говорила, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал два дополнительных рак’ата до пятничной молитвы у себя дома. Однако этот хадис является ложным. В цепи передатчиков этого хадиса Исхакъ аль-Асуари аль-Басри, который являлся лжецом. Имам Ибн Ма’ин говорил о нем: «Он лжец, выдумывающий хадисы». См. «Аджуиба ан-нафи’а» 28.
Также имам аль-Баззар передал от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал до пятничной молитвы два рак’ат, а после четыре. Подобное передается и со слов Ибн Мас’уда, что приводит ат-Табарани. Но иснад обоих этих сообщений является слабым, о чем сообщил хафиз Ибн Хаджар. См. «Фатхуль-Бари» 2/426.
Однако некоторые мусульмане, не до конца поняв этот вопрос, стали порицать совершение любой добровольной молитвы до джуму’а. На самом же деле как это было указано, нет конкретной узаконенной молитвы от пророка (мир ему и благословение Аллаха), с конкретным числом рак’атов до джуму'а, как например это обстоит скажем с 2 рак’атами до утренней молитвы и остальными намазами, узаконенными пророком (мир ему и благословение Аллаха). Но если человек пришел пораньше на пятничную молитву, то он может совершить сколько хочет добровольных (татау’) молитв, пока не выйдет имам. Доказательством этому является следующий хадис: «Тот, кто искупался, а затем отправился на пятничную молитву и молился столько, сколько пожелал, а затем молчал, пока не закончится хутба и совершил с имамом намаз, тому простятся его грехи, совершенные между двух пятниц и еще трех дней!» Муслим 857.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится так тщательно, как только сможет, смажет волосы или умастится благовониями, которые найдутся у него дома, после чего отправится на джуму’а, и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько было угодно Аллаху, а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся грехи, совершенные им между этой и предыдущей пятницей». Муслим 883.
Именно так поступали сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые совершали добровольные намазы до пятничной молитвы. Са’ляба ибн Абу Малик рассказывал: “Во времена ‘Умара ибн аль-Хаттаба, мы совершали молит-вы в пятницу, до того времени пока не выходил ‘Умар (для хутбы). Когда же ‘Умар выходил и садился на минбар, музаззин начинал произносить азан. Мы же садились и разговаривали, а когда муаззин заканчивал произносить азан, ‘Умар вставал и начинал произносить проповедь, а мы замолкали, и никто из нас не произносил ни слова”. Малик 1/103, аш-Шафи’и 1/139. Достоверность подтвердил имам ан-Науауи. См. «аль-Маджму’» 4/550.
Также из числа сомнений в вопросе конкретной добровольной молитвы до джуму'а, это поступок Ибн Мас’уда, который совершал 4 рак’ата до джуму’а. Прекрасно ответил на это имам Абу Шама, который сказал: “Молитва в 4 рак’ата, которую совершал Ибн Мас’уд до джуму’а была добровольной, которую можно совершать пока не выйдет имам. И с чего вы взяли, что он совершал эту молитву, как пятничную Сунну?! Тем более от сподвижников передается совершение большего количества рак’атов до джуму’а. Абу Бакр Ибн аль-Мунзир передал, что Ибн Умар совершал 12 рак’атов до джуму’а, а Ибн ‘Аббас 8. Это является доказательством на то, что эти молитвы были из раздела добровольных (татау’), которые они желали совершать сами, а не опираясь на пророка (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому и число рак’атов совершаемых до джуму’а, передаваемое от сподвижников отличается, поскольку двери добровольных молитв (не связанных ни с чем) открыты!” См. “аль-Ба’ис ‘аля инкариль-бида’ уаль-хауадис” 1/97.
Это то, что можно вкратце сказать о Сунне до пятничной молитвы.
На основании изложенного следует отметить, что до пятничной молитвы нет никакой определенной узаконенной молитвы пророком (мир ему и благословение Аллаха), ни в 2, ни в 4 ни в большее количество рак’атов. Однако есть добровольные молитвы, которые человек может совершать сколько хочет, пока не выйдет имам для хутбы. И нет сомнений в том, что это мнение является самым сильным и аргументированным.
Что же касается добровольных молитв после пятничной (джуму'а), то существует молитва как в 2, так и в 4 рак'ата, узаконенные словами и поступком самого пророка (мир ему и благословение Аллаха). Посланник Аллаха говорил: «Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после нее и дополнительную молитву в 4 рак’ата». Муслим 881.
Ибн ‘Умар рассказывал, что он совершал вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) 2 рак’ата после пятничной молитвы. аль-Бухари 937, 1165, Муслим 729.
А в другой версии сообщается, что эти 2 рак'ата после джуму'а пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал у себя дома. Муслим 882.
Некоторые люди считают, что если человек будет совершать сунну после пятничной молитвы в мечети, то лучше сделать в ней 4 раката, а если у себя дома, то 2 раката. При этом они опираются на слова Ибн аль-Къайима, сказавшего: "Наш шейх Ибн Таймия говорил, что если совершать пятничную Сунну в мечети, то следует совершить 4 рак'ата, а если дома, то 2".
На самом деле на такое разделения нет указания в Сунне, а на "желательность" какого-либо действия в поклонении необходим далиль! Имам аш-Шаукани говорил: “Желательность – это законоположение шариата, на которое также должно быть доказательство”. См. “Сайлюль-джарар” 4/70.
Шейх аль-Альбани о словах Ибн аль-Къайма сказал: "На такое разделение я не знаю никакого основания в Сунне! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после нее и дополнительную молитву в 4 рак’ата». Муслим 881. И нет в этом хадисе указание на совершения этой молитвы именно в мечети! Наоборот известный достоверный хадис гласит: "Наилучший намаз человека после обязательного - это намаз совершенный у него дома!" И если человек совершит после джуму'а 4 или 2 рак'ата в мечети, то это дозволено, а если он сделает это дома, следуя этому хадису, то это лучше!" См. "Тамамуль-минна" 341-342.

И в завершении, я воздаю хвалу Аллаху - Господу миров!
Аватар пользователя
abu jafar
 
Сообщений: 125
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 23:08

Re: Дополнительные молитвы в пятницу

Сообщение »

Джазакумуллаху хайран!
Аватар пользователя
ФАРУК
 
Сообщений: 2249
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 21:44
Откуда: http://hadis.info/

Дополнительные молитвы в пятницу

Сообщение »

Ас-саляму'алейкум уа рахматуЛлах.
Брат абу Джа'фар хороший ответ дал, пусть Аллах вознаградит его.
Я просто хотел немного дополнить его ответ и привести слова уляма наших дней:

1. В сунан ат-Тирмизи, под номером 523, приводиться хадис от абу Хурайры, кот. сказал, что посланник Аллаха, صلى الله عليه و سلم, сказал:
من كان منكم مصليا بعد الجمعة فليصل أربعا

«Тот, кто совершает из вас молитву после джум’а, то пусть совершает четыре ракаата».

Абу ‘Иса назвал его хасан и сахих, так же шейх Альбаний сказал об этом хадисе сахих.
Далее приводится, что ибну Мас’уд совершал до и после молитвы джум’а четыре ракаата !
Шейх ‘абдульМухсин аль’Аббад, комментируя этот хадис, сказал:
«Ибну Мас’уд делал это сравнивая с молитвой зухр. Т.к. до молитвы джум’а нет установленной сунны. Это делал ибну Мас’уд. Известно, что сахабы, когда заходили в мечеть, молились сколько хотели. Это известно. Однако ибн Мас'уд когда пришёл в мечеть прочитал 4 ракаата до и 4 ракаата после молитвы джум'а, сравнивая её с зухр молитвой».

2. نور على الدرب - запись № 324 (б), (27:57)
Вопрос шейху Усеймину:
«Что вы скажете о том, кто говорит, что у молитвы в день джум’а 20 ракаатов сунны молитв? Из них 2 ракаата после омовения, затем 2 ракаата при входе в мечеть (ат-тахийят), затем 4 ракаата перед молитвой джум’а, затем 4 ракаата после неё и 4 ракаата сунны для этого времени ???

Ответ:
«У всего этого нет основы !!! Однако каждая из этих молитв по отдельности – это установлено !!!
Для омовения есть сунна, после вхождения в мечеть так же есть сунна, молитва после джум’а тоже сунна, т.к. пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал:

من كان منكم مصليا بعد الجمعة فليصل أربعا

«Тот, кто совершает из вас молитву после джум’а, то пусть совершает четыре ракаата»

(Хадис сахих приводит его ат-Тирмизи, № 523, шейх Альбаний подтвердил его достоверность)
Это то, что мы знаем !!!
Однако молитва до джум’а – здесь нет конкретики, сколько хочет муслим столько и молится, до тех пор пока не наступит время джум’а !!!
Если хочет может молиться 50 ракаатов или больше или меньше, нет проблем»
(конец ответа шейха).

3. سلسلة الهدى و النور - запись № 54, (21:50)
Вопрос шейху Альбаний:
«Какое положение первого азана в день джум’а и сунны молитв до молитвы джум’а ???

Ответ шейха:
«Нет до молитвы джум’а сунны ! И то что делают сегодня люди – это противоречие сунне ! Т.к. сунна – это когда заходишь в мечеть читать два ракаата прежде чем сесть, т.е. тахийят уль-масжид, и если хочет может добавить, как мы уже говорили об этом, сколько пожелает, до момента когда имам взайдет на мимбар.
А что касается того, чтобы зайти в мечеть, прочитать тахийят, затем после того как дадут азан первый, встать и начать молится – это «порицаемая сунна» (т.е. действие) !!!
Не было такого ни в период правления пророка, صلى الله عليه و سلم, ни в период правления праведных халифов.
И был так же у них только один азан в мечети пророка и других мечетях…
Пришёл хадис в сахих аль-Бухари (№ 870), с иснадом сахих, от Сааиб ибну Йазид, он сказал:
حدثنا آدم قال حدثنا ابن أبي ذئب عن الزهري عن السائب بن يزيد قال:
كان النداء يوم الجمعة أوله إذا جلس الإمام على المنبر على عهد النبي صلى الله عليه و سلم وأبي بكر وعمر رضي الله عنهما فلما كان عثمان رضي الله عنه وكثر الناس زاد النداء الثالث على الزوراء

«Призыв (азан) в день джум’а был один раз, после того как имам сядет на мимбар, так было при пророке, صلى الله عليه و سلم, и абу Бакре и Умаре, رضي الله عنهما, однако при Усмане, رضي الله عنه, народу стало много и добавился азан третий в Заура»

(третий !? это потому что первый азан и икама считались двумя азанами)
Место Заура – это вне Медины. Это место было для торговцев, они там собирались в день джум’а. И этот азан давался вне мечети, в месте Заура. Т.к. это было время, в кот. распространился Ислам и было много людей
И не был этот азан разделяющим, чтобы люди могли прочитать два или четыре ракаата, нет !
Однако когда же появилась эта бид’а ???
Это произошло во время Хишам ибн ‘абдульМалика, он был халифа и он внедрил этот азан в мечеть. И люди из-зи своего невежества думают, что этот азан есть азан Усмана !
Нет, Усман сделал азан для места Заура….
И уаджиб для мусульман вернуться на Сунну посланника Аллаха, صلى الله عليه و سلم.
И как говорят уляма: «Всё благо в следование саляфам, а все зло в следование халяфам (противоречащим)».
И Сунной пророка является только один азан и муаззин дает его когда хатыб поднимается на мимбар ! И кроме этого нет азана !
Мусульманин приходит в мечеть с утра, молиться, читает Куран, делает салават на пророка и т.д., а как только дают азан, то нет для него никакой молитвы вообще (мутлакан) !!! ….


В сахих хадисе, кот. приводят имам аль-Бухари и Муслим:
بين كل اذنين الصلاة لمن شاء

«Между каждыми двумя азанами молитва, для того кто пожелает»

И пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал для того, кто пожелает, т.е. сделал эту молитву молитвой добровольной – нафиль.
Так же и для молитвы магриб, там, как пришло в сахих хадисе:

صلوا قبل المغرب ركعتين! صلوا قبل المغرب ركعتين! صلوا قبل المغرب ركعتين لمن شاء!

«Совершайте два ракаата перед магрибом, совершайте два ракаата перед магрибом, совершайте два ракаата перед Магрибом если пожелаете»

И в каждой молитве из пяти молитв дозволены эти два ракаата.
Я упомянул это, т.к. некоторые отрицают эту сунну перед молитвой магриб…»
(из ответа шейха)
Нуждающийся в руководстве
 
Сообщений: 1436
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 22:09

Re: Дополнительные молитвы в пятницу

Сообщение »

Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух.В нашем городе мы рассказали людям,что 4 ракаата до джума это бидаа,я имею ввиду так называемую Сунну,а не нафиль намазы.Но наш муфтий из какойто ханафитской книги(из какой именно я не знаю,он нам не показал,а просто скопировал с неё лист) показал хадис,который приводит ат-Тирмизи:Абдуллах ибн Масуд рассказывает:"Посланник Аллаха(с.а.в.) читал четыре ракаата перед джума намазом и четыре после него(Тирмизи т.1,стр. 29).Этот хадис он тычет всем сомневающимся,а нас выставляет неправыми.Прошу знающих братьев прокомментировать данный хадис.ДжазакаЛлаху хайран
АбуРамазан
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 29 июн 2009, 00:30

Re: Дополнительные молитвы в пятницу

Сообщение »

Салам алейкум ва рахматуЛлах.
Можно ли совершать эти добровольные молитвы,когда солнце находится в зените
“Во времена ‘Умара ибн аль-Хаттаба, мы совершали молит-вы в пятницу, до того времени пока не выходил ‘Умар (для хутбы). Когда же ‘Умар выходил и садился на минбар, музаззин начинал произносить азан. Мы же садились и разговаривали, а когда муаззин заканчивал произносить азан, ‘Умар вставал и начинал произносить проповедь, а мы замолкали, и никто из нас не произносил ни слова”. Малик 1/103, аш-Шафи’и 1/139. Достоверность подтвердил имам ан-Науауи. См. «аль-Маджму’» 4/550.
ведь согласно этому преданию молитвы совершались вплоть до азана?
БаракаЛлаху фик.
samiri
 
Сообщений: 54
Зарегистрирован: 21 июн 2009, 12:59

Re: Дополнительные молитвы в пятницу

Сообщение »

Ассаламу `алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Присоединяюсь к вопросу samiri.
И ещё, когда начали произносить азан, эту молитву надо просто прервать или завершить нормально с таслимом? И на какой азан мне реагировать, если у нас их произноят 2.
У нас делают так: муаззин произносит первый азан - все совершают 4 рака`ата, затем ещё один азан и сразу начинается хутба.
БаракаЛлаху фикум.
Гадель ибн Ислям
 
Сообщений: 218
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 21:52
Откуда: Татарстан, Набережные Челны

Re: Дополнительные молитвы в пятницу

Сообщение »

Скажите хоть "да, можно" или "нет, нельзя" =)
БаракаЛлаху фикум.
Гадель ибн Ислям
 
Сообщений: 218
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 21:52
Откуда: Татарстан, Набережные Челны

Re: О дополнительных намазах до и после пятничной (джуму'а)

Сообщение »

Ассаляму 'алайкум. Если во время джуму'а 3 азана. и после первого, которого вообще быть не должно, я с намерением на нафиль после азана читаю 2 рака'ата молитвы. То что после азана можно совершить нафиль вопроса нет, вопрос в том действителен ли этот азан, т.е. так то этого азана и не должно быть. А если ничего страшного в том что после азана 2 ракагата нафиль, то получается после любого азана можно эти 2 раканата, даже если азан ни к месту? Да будет вами доволен Аллах!
Аватар пользователя
Abu Isma'il
 
Сообщений: 20
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 21:31

О дополнительных намазах до и после пятничной (джуму'а)

Сообщение »

Уа'алейкум ас-салям уа рахмату Ллахи уа баракатуху.
Гадель ибн Ислям писал(а):И ещё, когда начали произносить азан, эту молитву надо просто прервать или завершить нормально с таслимом?

Брат, ученые разногласили в хукме азана, уаджиб он или мустахаб.
Более обоснование мнение что он мустахаб и есть асары от сахабов, где они говорили во время азана и не повторяли его.
Доводы упоминались мною тут:
viewtopic.php?f=6&t=2456#p16349
Однако для того кто повторяет азан великая награда, как передается в хадисе от абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"Кто скажет то же что говорит он (муаззин) зайдет в Рай"
(приводит ан-Насаи, 109, аль-Хаким и другие. Хадис достоверный)
Гадель ибн Ислям писал(а):И на какой азан мне реагировать, если у нас их произноят 2.

Первый азан - азан бид'ий.
abu zeinab писал(а):Однако когда же появилась эта бид’а ???
Это произошло во время Хишам ибн ‘абдульМалика, он был халифа и он внедрил этот азан в мечеть. И люди из-зи своего невежества думают, что этот азан есть азан Усмана !
Нет, Усман сделал азан для места Заура….
И уаджиб для мусульман вернуться на Сунну посланника Аллаха, صلى الله عليه و سلم.
И как говорят уляма: «Всё благо в следование саляфам, а все зло в следование халяфам (противоречащим)».

Поэтому нужно повторять тот азан, кот. соответствует Сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Гадель ибн Ислям писал(а):У нас делают так: муаззин произносит первый азан - все совершают 4 рака`ата, затем ещё один азан и сразу начинается хутба.

Они считают что это суннат-намазлары, нужно им объяснить что такой сунны нет.
Сходите пока возьмите тахарат, чтобы не разжигать фитну, если такова имеется. Или приходите к этому азану, чтобы после него прочитать тахийятуль-масджид и т.д. Или совершать нафиль, о котором пойдет речь ниже.

samiri писал(а):ведь согласно этому преданию молитвы совершались вплоть до азана?

Да.
Так как есть мнение что в джумга нет запретных времен для молитвы (аукат аль-манхий или аль-караха)
В частности время зауаля (зенита).
Да и в вопросе того что это время запретно было разногласие между уляма, как и в вопросе молитвы после 'асра.
В отношение 3-х времен запретных уляма единогласны:
1 - восход солнца
2 - закат
3 - между молитвой фаджр пока не взойдет солнце
Имам Малик, рахимаху Ллах, и сторонники его добавляли к этому время после 'асра.
Имам Шафи'и, рахимаху Ллах, говорил о 5-и временах, добавляя зауаль (зенит), однако разрешал молитву в это время в день джум'а.
(см. "бидаятуль-муджтахид", 1/199)
Так же говорили и ханбалиты, однако от имама Ахмада, рахимуха Ллах, передается мнение о 3-х временах.

Однако более правильно что времен запретных пять.
Так как на них есть указание в шариате.
Хадис, кот. приводит имам Муслим:

ثلاث ساعات نهانا رسول الله صلى الله عليه وسلم أن نصلي فيهن، أو أن نقبر فيّهن موتانا: حين تطلع الشمس بازغة حتى ترتفع، وحين يقوم قائم الظهيرة حتى تميل الشمس، وحين تضيّف الشمس للغروب حتى تغرب


"Три времени, в которые запретил нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершать молитву, и также хоронить наших умерших: когда восходит солнце, до тех пор пока не поднимется, когда наступает полдень, до тех пор пока не перейдет его (зенит), когда склонится солнце к закату, пока не закатится".

В нем 3 времени:
1 - восход
2 - зенит
3 - закат
Так же хадис от абу Са'ийда аль-Худрий, да будет доволен им Аллах, где посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

لا صلاة بعد صلاة العصر حتى تغرب الشمس، ولا صلاة بعد صلاة الصبح حتى تطلع الشمس


"Нет молитвы после молитвы 'аср до тех пор, пока не закатится солнце, и нет молитвы после молитвы фаджр пока не поднимется солнце".

(передают имам Бухари и Муслим)
В нем еще 2 времени:
4 - после 'асре до магриба
5 - после фаждра до восхода

Объединяет все эти времена хадис следующий:
Передается что 'Амр ибну 'Абаса спросил у пророка:

يا نبي الله أخبرني عن الصلاة، فقال: "(صلّ صلاة الصبح، ثم أقصر عن الصلاة حتى تطلع الشمس وترتفع، فإنها تطلع بين قرني شيطان، وحينئذ يسجد لها الكفار، ثم صلّ، فإن الصلاة مشهودة محضورة، حتى يستقل الظل بالرمح، ثم أقصر عن الصلاة، فإنه حينئذ تسجر جهنم، فإذا أقبل الفيء، فصلّ، فإن الصلاة مشهودة محضورة، حتى تصلي العصر، ثم أقصر عن الصلاة حتى تغرب، فإنها تغرب بين قرني شيطان، وحينئذ يسجد لها الكفار


"О пророк Аллаха расскажи мне о молитве ?" Он ответил: "Соверши молитву фаджр, затем удержись от молитвы пока не выйдет солнце и не поднимется, ибо поистине оно поднимается между рогами шайтана, и совершают ему сажда неверные. Затем молись, ибо поистине эта молитва со свидетелями присутствующими, до тех пор пока солнце не взойдет на высоту копья (в зенит), затем удержись от молитвы, ибо поистине в это время разжигается Джаханнам, а когда она примет свою тень (пройдет ее) то совершай молитву, ибо поистине эта молитва со свидетелями присутствующими, пока не совершишь молитву 'аср. Затем удержись от молитвы до тех пор, пока не закатиться солнце, ибо поистине оно закатывается между рог шайтана, т.к. в это время совершают ему сажда неверные".

(приводят его имам Ахмад и имам Муслим)

Слова саляфов об этом:
Мухаммад ибну Сийрин, рахимаху Ллах, считал запретной молитву в двух временах: восходи и закат, и считал порицаемой в трех временах: после фаджра, после 'асра, и в зените.
Имам Ахмад и абу Ханифа, ибнуль-Мубарак, Мухаммад ибну аль-Хасан, Хасан ибну аль-Хай считали запретным молитву в зауале (зените) опирались в своем мнение на хадис 'Амра ибну 'Абаса, кот. приводил я выше.
Так же считали аль-Лейс и ас-Саурий, рахимахума Ллах, говоря о порицаемости совершение науафиль в 5-ти временах
Имам абу Ханифа был более жесток в своем мнение и считал не дозволенным в запретные времена совершение упущенных молитв фард, суннатов, джаназа.
Имам Малик же считал что дозволено совершать молитву в это время (зауаль), а так же хоронить покойных после 'асра пока не пожелтеет (покраснеет) солнце, так же после молитвы фаджр, как сообщил об этом ибну 'абдуль-Барр в "аль-истизкар".
Имам аш-Шафии, рахимаху Ллах, считал дозволенным совершение джаназа во все запретные времена, т.к. эти времена для нафиль. Так же считал дозволенным совершать упущенные молитвы и сунан - рауатиб, согласно хадисам Кайса о 2-х ракаатах фаджра, и умму Саламы в отношение упущенной молитвы пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а так же хадис о совершение 2-х ракаатов суннны-ратиб зухр намаза, после 'асра, когда отвлекло его, да благословит его Аллах и приветствует, встреча с делегацией.
(передается там же в "аль-истизкар", так же в "махалля" у ибну Хазма)
Так же имам Шафи'ий разделял между обычными днями и джум'а, и Мекки.
Довод этому следующие 2 хадиса:

1 -

لاَ صَلاَةَ بَعْدَ الْعَصْرِ حَتَّى تَغْرُبَ الشَّمْسُ وَلاَ بَعْدَ الْفَجْرِ حَتَّى تَطْلُعُ الشَّمْسُ إِلاَّ بِمَكَّةَ إِلاَّ بِمَكَّةَ

"Нет молитвы после 'асра пока не закатится солнце, и после фаджра пока не взойдет солнце, кроме как в Мекке, кроме как в Мекке, кроме как в Мекке".
(хадис сахих, приводят его имам Ахмад, Бейхакый, ат-Табараний, ад-Даракутний, абу Ну'айм в "хилья", ибну Хузейма, достоверность его подтвердил аль-Хайсами и шейх Альбаний в "сахиха", 3412)
2 -

يَوْمُ الْجُمُعَةِ صَلاةٌ كُلُّهُ


"День джум'а - полностью молитва".
Однако как хадис он не имеет основы, это слова таби'инов как аль-Хасан, Тауус и Макхуль, о чем сказал имам Бейхакый, ибну Хазм в "махалля", ибну аби Шейба в "мусаннаф", так же 'абдуРразак, ибну Раджаб в "фатх".

Итак, что касается джум'а и запретных времен в этот день (подробнее):
Хадис, кот. приводит абу Дауд, 1083, аль-Бейхакый и др., от абу Катады:

عن النبي صلى الله عليه وسلم؛ أنه كره الصلاة نصف النهار إلا يوم الجمعة، وقال: "إن جهنم تسجر إلا يوم الجمعة"


"От пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он запрещал молиться в середине дня кроме как в джум'а и сказал: "Поистине джаханнам разжигается кроме джум'а".

Этот хадис да'ыйф, в нем сразу несколько проблем, обрыв, слабый передатчик в иснаде.
Сказал ибну Хаджар в объяснение к этому хадису:

"Однако что касается молитвы в середине дня, то об этом сказал ибнуль-Кайим в "заадуль-ма'ад", 1/380: "Разногласили ученые в запретности молитвы в середине дня, и от них передается три мнения: первое - что нет в этом запретности вообще, и это мазхаб имама Малика; второе - что это время запретно в джум'а и другие дни, это мнение абу Ханифы, и известно из мнения мазхаба имама Ахмада; третье - что оно запретно, кроме дня джум'а, это мнение мазхаба имама Шафии". Я говорю, что мазхаб аш-Шафии прямее других мазхабов, т.к. есть у него в подтверждение достоверные хадисы".
(см. "булугуль-марам")
Конечно это не только у шафиитов есть, однако в этом вопросе их мнение более сильно, и имеет доводы.
(скорее всего это имел в виду имам ибну Хаджар, рахимуху Ллах)

Сказал Хафиз ибну Раджаб в "фатхуль-Барий":

"Говорят: "Поистине день джум'а - полностью молитва, не разжигается в этот день Огонь". И сахабы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стремились к совершению молитвы в этот день, хотя известно что не дозволено совершать молитву когда солнце идет к зениту до наступление зухра - это Сунна, и люди не переставали придерживаться ее в Медине и Хиджазе. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сахабы были на этом.
Явно видно из приведенного риуаята, что зенит под ним подразумевается азан и хутба в частности. Явно что дозволено совершать молитву во время зенита в джум'а в частности (только в джум'а)".

Так же ибну Раджаб передает от абу Талиба, от Исхака и Ахмада, что ибну Мас'уд, да будет доволен им Аллах, совершал молитву во время зенита.

Доводом на дозволенность является следующий хадис:

لا يغتسل رجل يوم الجمعة ويتطهر ما استطاع من طهر ويدهن من دهن أو يمس من طيب بيته ثم يخرج فلا يفرق بين اثنين ثم يصلي ما كتب له ثم ينصت إذا تكلم الإمام إلا غفر له ما بينه وبين الجمعة الأخرى


"Кто бы не совершил гусль в день джум'а, очистился как смог, умастился запахом или миском в своем доме (или умастила его жена), затем вышел не нарушая между двумя (не проходя между ними), затем молился сколько предписано ему, затем замолчал когда начал говорить имам, то будет прощено ему то что между этим джум'а и предшествующим".

(хадис приводят имам Ахмад, имам Бухарий, ан-Насаи, ад-Даримий и др.)
Этот хадис указывает на то, что вошедший в мечеть, может совершать молитву пока не выйдет имам, в какой время это не было бы.
Это ясный довод, и это касается особенностей дня джум'а, как об это говорил ибнуль-Кайим в "заадуль-ма'аад", 1/143:

"И это призыв его (пророка, да благословит его Аллах и приветствует) к молитве сколько предписано, и не запрещал он совершения ее, кроме как в то время когда выйдет имам, а это в середине дня.."
Затем ибнуль-Кайим привел то, что я привел выше:
Сказал ибну Хаджар в объяснение к этому хадису:
"Однако что касается молитвы в середине дня, то об этом сказал ибнуль-Кайим в "заадуль-ма'ад", 1/380: "Разногласили ученые...

Шейх Альбани, рахимуха Ллах, писал далее после слов ибнуль-Кайима:
"Это мазхаб аш-Шафи'и, и это есть истина, которую выбрали большинство ханафитов и других, это так же мнение имама абу Юсуфа, рахимаху Ллах, а он тот, кто базирующийся на мазхабе удостоверяющий его (т.е. следует мазхабу но берет из него только мнение сахих)... И на этом были сахабы (поступали так), да будет доволен ими Аллаху, и передает ибну Са'ийд в "табакат", 8/360, с достоверным иснадом по условиям имама Муслима, от Сафии, кот. сказала:

رأيت صفية بنت حيي ( وهي من أزواج النبي صلى الله عليه وسلم ماتت في ولاية معاوية ) صلت أربعا قبل خروج الإمام وصلت الجمعة مع الإمام ركعتين


"Я видела как София бинту Хай (она из жен пророка, да благословит его Аллах и приветствует, кот. умерла в первое время правления Му'ауии) молилась 4-ре (ракаата) перед тем как имам выходил, и затем молилась 2 ракаата джум'а с имамом".

Так же в "заадуль-ма'ад", сказал ибну Мунзир: "Бало передано нам что ибну Умар совершал до джум'А 12-ть ракаатов, и от ибну Аббаса, что он совершал 8 ракаатов, и это указывает на то, что это было у них из молитв добровольных, и есть разногласие в числе этих молитв, как сказал ат-Тирмизтй в "джами' ": "Передается от ибну Мас'уда что он молился до джум'а 4 ракаата и после 4 ракаата, и этому отдали предпочтение ибнуль-Мубарак и ас-Саурий"...
(см. "аль-аджуибату а-нафи'а", стр. 59-61)
Книгу можно скачать тут: الأجوبة النافعة.rar

Все это есть ясный довод на то, что в джум'а нет запретного времени до молитвы, до того как имам выйдет на мимбар.
Хадисы, аяты, слова ученых - это сильный мазхаб в этом вопросе.
Уа Ллаху а'Лям.


Abu Isma'il писал(а):Если во время джуму'а 3 азана.

Ну это уже перебор ! ))
Abu Isma'il писал(а):я с намерением на нафиль после азана читаю 2 рака'ата молитвы.

Как стало нам известно, из вышеприведенного, что науафиль читать дозволено, это Сунна и на этом были саляфы, и дозволено читать пока не выйдет имам, однако не привязывать это к джум'а, т.к. у нее нет рауатиб до.
Барака Ллаху фикум.
Нуждающийся в руководстве
 
Сообщений: 1436
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 22:09

Re: О дополнительных намазах до и после пятничной (джуму'а)

Сообщение »

ассалямуалейкум уа рахмету Ллахи уа баракетух джазакалаху хайр брат за разъяснение,т.е. читать до джума с ниятом нафиль?
Irek
 
Сообщений: 70
Зарегистрирован: 20 янв 2009, 01:17

Re: О дополнительных намазах до и после пятничной (джуму'а)

Сообщение »

Да вознаградит вас Аллах за ваше старание. Спасибо вам брат за ваш труд. Все предельно ясно, за исключением некоторых моментов, из за которых я выше задавал вопрос. А это действительность азана?(если конечно такое есть)
abu zeinab писал(а):Ну это уже перебор ! ))

Я имел ввиду 2 азана и икома как 3 азан.)
Если азан первый(которого не должно быть) бид'ий, можно ли после него ду'а за пророка(солляллаху 'алайхи уа салляма), и намаз с намерением после азана?
Аватар пользователя
Abu Isma'il
 
Сообщений: 20
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 21:31

О дополнительных намазах до и после пятничной (джуму'а)

Сообщение »

Уа'алейкум ас-салям уа рахмату Ллахи уа баракатуху.
Irek писал(а):т.е. читать до джума с ниятом нафиль?

Да.
Abu Isma'il писал(а):Если азан первый(которого не должно быть) бид'ий, можно ли после него ду'а за пророка(солляллаху 'алайхи уа салляма), и намаз с намерением после азана?

Ну так выходит, хотя некоторые ученые не считали его новшеством, как шейх ибн Баз, рахимхуЛлх.
Однако он таки является, т.к. нет на него довода.
Шейх ибн Баз, рахимаху Ллах, отвечал так, что этот азан внедрил Усман, а он халифа рашид, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал нам следовать его Сунне и Сунне хуляфа ар-рашидиин.
Однако он не сказал про азан в мечети или на рынке, а известно из нашей темы, что азан первый Усман, радыя Ллаху 'анху, приказал давать именно на рынке.
Уа Ллаху а'Лям.
Нуждающийся в руководстве
 
Сообщений: 1436
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 22:09


Вернуться в Пятничная молитва (джуму'а)

cron