ПЯТНИЧНАЯ МОЛИТВА

Сообщение »

БисмиЛляхи ар-Рахмани ар-Рахим

ПЯТНИЧНАЯ МОЛИТВА
(саляту-ль-джум’а)


ПОЛОЖЕНИЕ ПЯТНИЧНОЙ МОЛИТВЫ
От Тарикъа ибн Шихаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершение совместной пятничной молитвы, является обязанностью для каждого мусульманина, за исключением четверых: раба, женщины, ребенка и больного». Абу Дауд 1067, аль-Хаким 1/321. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Науауи, хафиз Ибн Раджаб, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани. См. «аль-Маджму’» 4/483, “Фатхуль-Бари” 5/327, “Иршад аль-факъих” 1/190, «Сахих аль-джами’» 3111.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что пятничная молитва не обязательна для женщин, и что они совершают ее как обеденную молитву в 4 рак'ата”. См. «аль-Иджма’» 26.
Он также сказал: “Единогласны ученые в том, что женщина не обязана совершать пятничную молитву, но если она совершит ее с мужчинами, то с нее сошла обеденная 4 рак’атная молитва”. См. “аль-Аусат” 4/16.

ПЯТНИЧНАЯ ХУТБА (ПРОПОВЕДЬ) И ПОЛОЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ
Что относится к хутбе и можно ли говорить во время, когда имам произносит хутбу?
К хутбе относится то, что произноситься непосредственно до пятничной молитвы, по завершении которой сразу же начинается джумуа-намаз. Это и есть хутба, во время которой разговаривать запрещено и разговор во время которой становится причиной потери награды.
Абу ад-Дарда рассказывал: «Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха), сидя на минбаре читал людям хутбу (проповедь) и прочитал один аят. Рядом со мной сидел Убай ибн Ка’б и я сказал ему: “О Убай, когда был ниспослан этот аят?” Однако он не ответил мне. Затем я снова спросил его, и он снова не ответил мне. Когда же посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) закончил хутбу, Убай сказал мне: “Нет тебе ничего от твоей пятничной молитвы!” Затем я подошел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сообщил ему об этом, а он сказал: «Убай прав! Если ты услышишь, что имам твой говорит, то молчи, пока он не закончит!» Ахмад 5/274, Ибн Маджах 1111, ат-Таялиси 2365. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, аль-Бусайри, имам ас-Синди, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут. См. “ат-Таргъиб” 1/257, “Тамамуль-минна” 338.
Хусайн ибн Абдуррахман рассказывал: "Когда Уммара ибн Руайба увидел, как Бишр ибн Маруан во время хутбы поднял руки, делая дуа, он сказал: "Да обезобразит Аллах его обе руки! Поистине, я видел что пророк, не делал больше этого", и он поднял указательный палец". Муслим 874.
А что касается простых уроков или каких-либо наставлений до пятничного намаза, то это не относится к самой пятничной хутбе, во время которой заговаривать харам. Просто хутба является в пятницу частью молитвы.

Можно ли проводить уроки и увещевания на пятничной хутбы?
Кстати на счет уроков и увещеваний до джумуа, то лучше этого не делать. Сообщается от ‘Абдулллаха ибн ‘Амра, который передал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал собираться в кружки до пятничной молитвы в пятницу». Абу Дауд 1079, ат-Тирмизи 322, ан-Насаи 714, Ибн Маджах 749. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Ученые разошлись относительно смысла запрета в данном хадисе. Имам аль-Багъауи сказал: «В этом хадисе содержится порицание кружков и собраний в пятницу перед молитвой с целью увещеваний и донесения знаний. Наоборот, следует быть занятым поминанием Аллаха и намазами, и молчанием во время хутбы. Что касается собраний после молитвы, будь-то в мечети или нет, то нет в этом проблем». См. «Шарху-Ссунна» 3/347.
Имам аль-Хаттаби сказал: «Поистине, порицается создавать кружки с целью увещевания или донесения знания перед пятничной молитвой». См. «Ма’алиму-Ссунан» 1/247.
Что касается таких ученых, как шейх аль-Альбани и шейх Ибн ‘Усаймин, то они вообще отнесли к нововведению (бид‘а) собрания перед пятничной молитвой, даже если это делается с целью обучения. См. «аль-Люм’а фи хукмиль-иджтима’ ли-ддарс къабля салятиль-джуму’а».
Другие же ученые считали, что запрет связан с тем, что люди, собирающиеся в кружки для разговоров или уроков и т.п. будут мешать присутствующим, которые в соответствии с Сунной пришли пораньше, и желают читать Коран, поминать Аллаха, или совершать добровольные намазы.
Ученые Постоянного комитета (аль-Ляджднату-ддаима) относительно этого вопроса говорили, что не следует заниматься увещеванием или давать какие-либо уроки в пятницу до пятничной молитвы, как на это указывает упомянутый хадис. И они говорили, что подобного не делал ни посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни праведные халифы после него. Однако если есть нужда в увещевании или же разъяснении какого-либо важного вопроса для мусульман, то в этом нет ничего страшного, если только не придавать этому постоянный характер. См. «Фатауа аль-Ляджна» № 2761.

Можно ли произносить хутбу не на арабском языке?
Известно, что целью хутбы является увещевание мусульман относительно их религии, и именно для этого она была узаконена. И многие имамы говорили, что даже восхваление Аллаха, дуа за Его пророка (мир ему и благословение Аллаха) и чтение Корана во время хутбы не является ее условием, однако все это лишь совершенствует хутбу, ибо какое увещевание может быть без цитирования аятов Корана! См. подробно "ар-Раудату-ннадия" 137.
Однако среди ученых были такие, кто считал произнесение хутбы на арабском языке условием самой хутбы, даже если присутствующие не понимают этого языка. См. «аль-Кашаф аль-къана'» 2/34.
Но более правильным мнением является то, что произнесение хутбы на арабском языке является желательным, а не обязательным и если присутствующие не понимают этого языка, то следует ее произносить на языке, понятном для них. Ведь цель хутбы - это увещевание! Это мнение было мнением имама Абу Ханифы и некоторых шафиитов. См. "Радд аль-мухтар" 1/513.
А ученые Постоянного комитета говорили, что не является условием произнесение хутбы на арабском языке, однако если имам будет произносить ее на арабском языке, а затем переводить на язык его народа, то это лучше и совершенней в следовании Сунне. См. "Фатауа аль-Ляджна" 8/253.
Шейх Ибн Усаймин сказал: “Является ли условием пятничной проповеди ее произнесение на арабском языке? Ответ: Если хутба читается среди арабов, то необходимо чтобы она была на арабском языке. Если же хутба дается не среди арабов, то некоторые ученые сказали, что следует произносить хутбу сначала на арабском языке, а затем переводить ее на язык этого народа. Другие же ученые сказали, что не является условием хутбы ее произнесение на арабском языке, более того, обязательным является произносить хутбу на языке народа, которому читается хутба. И это мнение является правильным, как говорил Аллах: «Мы отправляли посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они давали им разъяснения» (Ибрахим 14: 4). Нельзя допускать того, чтобы люди отстранялись от увещеваний, по причине не понимания слов имама!” См. «Шарх аль-мумти’» 5/78.

Как читается хутба?
На арабском прочитать: http://i081.radikal.ru/1001/23/83f23ce52444.jpg

Транскрипция: «Инна-ль-хамду лиЛляхи нахмадуху уа наста’инуху уа настагъфируху уа на’узу биЛляхи мин шурури анфусина уа мин саййиати а’малина ман йахдихи Лляху фаля мудылля ляху уа манн юдлиль фаля хадийа ляху. Уа ашхаду алля иляха илля Ллаху уа хдаху ля шарика ляху уа ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху уа расулюху, салляЛлаху алейхи уа ‘аля алихи уа саллям.
«Йа аййуха ллязина Аману ттакъу Ллаха хаккъи тукъатихи уа ля тамутунни илля уа антум муслимун» (Али ‘Имран, 102).
«Йа аййуха ннасу ттакъу раббакуму ллязи хъалякъакум мин нафси ууа хидати ууа хъалякъа минха зауджаха уа басса минхума риджалан кясира ууа нисааа. Уа ттакъу Ллаха ллязи тасааа-алюна бихи уа ль-архама. Инна Ллаха кяна ‘алейкум ракъиба» (Ан-Ниса, 1).
«Йа аййуха ллязина аману ттакъу Ллаха уа къулю къаулян садида ййуслихлякум а’малякум уа йагъфирлякум зунубакум уа ма ййуты’ Лляха уа расуляху факъад фаза фаузан ‘азыма» (Аль-Ахзаб, 70, 71).
Амма ба’д:
Фа инна аслякъа ль-хадиси китабуЛлахи уа хъайра ль-хадйи хадйу Мухаммадин, салляЛлаху алейхи уа саллям, уа шарра ль-умури мухдасатуха уа куля мухдасатин бид’атун уа кулла бид’атин дъалялятун уа куля дъалялятин фи ннар».


Перевод: "Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью и не умирайте, кроме как будучи мусульманами!» (Али ‘Имран 3: 102).
«О люди! Бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него же пару ему и расселил множество мужчин и женщин произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг у друга, и бойтесь (разрывать) родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами!» (ан-Ниса 4: 1).
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите благие слова! Исправит Он для вас дела ваши и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот достиг великого успеха!» (аль-Ахзаб 33: 70-71).
А затем:
Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада. Худшие же деяния – это нововведения, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне".

Скачать и прослушать: http://www.4shared.com/file/141362726/9 ... Hutba.html

В хадисах, в которых упоминается о том, что пророк разделял пятничную хутбу на две части не сообщается что он что-либо произносил во время этого сидения. Ибн 'Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда произносил хутбу стоя, затем садился, а затем снова вставал, как ныне делаете это вы». аль-Бухари 920.

ПРОИЗНОШЕНИЕ ДВУХ АЗАНОВ ВО ВРЕМЯ ПЯТНИЧНОЙ МОЛИТВЫ
Ас-Са'иб бин Йазид рассказывал: «При жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также при Абу Бакре и 'Умаре, да будет доволен ими Аллах, азан произносился тогда, когда имам усаживался на минбаре, когда же халифом стал 'Усман, да будет доволен им Аллах, и количество людей увеличилось, он добавил третий призыв, который произносили в аз-Зауре». аль-Бухари 912.
Вот далиль на это. В хадисе под 3 азанами имеется ввиду 2 азана + 1 икъама, поскольку в хадисах иногда под словом «азан» подразумевается и «икъама», как например, в хадисе: «Между каждыми двумя азанами молитва». аль-Бухари и Муслим, т.е. между азаном и икъама следует совершать молитву в два рак’ата.
Во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакра и Умара на джуму’а делали только один азан – перед выходом имама. А во времена правления Усмана стали делать еще один – за некоторое время до выступления имама. Причиной этого было большое количество новых людей, которых нужно было заблаговременно оповестить о наступлении джуму’а.
Однако, если нам известна причина данного поступка Усмана, следует ли придерживаться этого и в наши дни?! Конечно же лучше ограничиться одним азаном.
Во-первых, только один азан делали те, кто был лучше, чем Усман, а это пророк (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и Умар.
Во-вторых, азан, который повелел произносить Усман, делался не в мечети, как в наши дни, а на рынке. Так что тех, кто заявляет о своем следовании «Сунне Усмана», можно попросить выходить из мечетей на рынки и делать там азан, дабы они во всем следовали его Сунне. Таким образом, если не делать азан на рынке, как это было во время Усмана, а в мечети, то тогда рождается вопрос: для чего вообще нужен дополнительный азан и в соответствии с чьей Сунной он совершается?
В-третьих, цель, которую преследовал Усман – оповещение людей, находившихся вдалеке от мечети и не слышавших призыва на хутбу. Но в наше время эта цель достигается, если произносить азан через микрофоны и громкоговорители. А также почти у всех людей есть часы, и они могут без никаких проблем заблаговременно остановить работу и приготовиться к пятничной молитве.
В-четвертых, среди сподвижников были те, кто не был согласен с таким поступком Усмана, а это Ибн Умар, который говорил: "Первый азан - это бид'а". Ибн Аби Шайба 2/48. иснад достоверный.
А слова действие сподвижника является доводом только в том случае, когда не известно, чтобы кто-либо ему противоречил в его мнении!
А если кто-либо скажет: "А как же хадис о велении следовать Сунне праведных халифов?!" Ответ таков: «сунна праведных халифов» не означает, что любые деяния четырех халифов также являются Сунной, которой необходимо следовать. На самом же деле пророк (мир ему и благословение Аллаха) имеет в виду, что необходимо понимать религию так, как понимали ее его сподвижники во главе праведных халифов, ибо они лучше всех знали его Сунну и понимали ее, как сказал это имам аль-Къари. См. “Миркъатуль-мафатих” 1/199.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Что касается Сунны праведных халифов, то под этим подразумевается лишь то, что они совершали из Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Ничто не может быть в религии обязательным, кроме того, что сделал обязательным пророк (мир ему и благословение Аллаха); запретным, кроме того, что он запретил; желательным, кроме того, что он сделал желательным; порицаемым, кроме того, что он сделал порицаемым и дозволенным, кроме того, что он сделал дозволенным!” См. “Маджму’уль-фатауа” 1/282.
Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Под Сунной праведных халифов имеется в виду только то, что соответствует Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Тухфатуль-ахъуази” 3/50.
Таким образом, азан Усмана был уместен в его времена, но затем необходимость в нем исчезла, и поэтому, следует возвращаться к тому, что было во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) – одному азану, чего придерживается шафиитский мазхаб, а также некоторые ханбалитские имамы, и этому мнению отдал предпочтение шейх аль-Альбани и другие ученые.
Но если все же кто-то будет придерживаться этого мнения, то не следует делать этот вопрос причиной смуты и ссор, ведь несмотря на несогласие Ибн Умара и решением Усмана неизвестно, чтобы Ибн Умар превратил этот вопрос в предмет вражды.

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МОЛИТВАХ ДО И ПОСЛЕ ПЯТНИЧНОЙ (ДЖУМУ'А) МОЛИТВЫ
Основой в религии Всевышнего Аллаха является то, что совершение любого поклонения, на которое не указали Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) является запретным. Что же касается бытовых вопросов и всего мирского, то основой этого Всевышний Аллах сделал дозволенность, и все мирское остается таковым до тех пор, пока не появится то, что будет указывать на его запретность.
Что же касается утверждающих о существовании в Сунне конкретных количеств рак'атов до пятничной молитвы, то они обязаны предоставить на это довод либо словами, либо поступком посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!
Передается множественными путями о том, что в пятничный день, пророк (мир ему и благословение Аллаха) выходил из своего дома, поднимался на минбар, а затем муаззин начинал произносить азан. После завершения слов азана пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднимался для произнесения хутбы (проповеди). И не сообщается о том, что он совершал какую-либо Сунну до хутбы. Об этом говорится в таких книгах, как «Фатхуль-Бари» 2/426, «Найлюль-аутар» 3/312, “Мисбаху зуджаджа” 1/377 и др.
Большинство ученых говорили, что нет никакой определенной Сунны узаконенной пророком (мир ему и благословение Аллаха) до пятничной молитвы. И это было мнением имамов Малика, аш-Шафи’и и большинства шафиитов, а также это распространенное мнение ханбалитов, и большинства имамов. И этому мнению отдавали предпочтение шейхуль-ислам Ибн Таймия и его ученик Ибн аль-Къайим, а также шейх аль-Альбани и ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) во главе с шейхом Ибн Базом. См. «аль-Инсаф» 2/406, «Задуль-ма'ад» 1/432, «аль-Аджуиба аль-муфида».
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Большинство ученых были единогласны в том, до пятничной молитвы нет никакой определенной Сунны с определенным количеством. Дело в том, что подобное может быть утверждено либо словами пророка (мир ему и благословение Аллаха), либо его поступком, а он ничего в этом случае не установил ни словами, ни поступком!” См. “Маджму’ату-ррасаиль аль-кубра” 1/136.
Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Не передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он совершал что-либо до джуму’а. Он выходил на пятничную молитву, после чего произносился азан и он начинал читать хутбу (проповедь)”. См. “Фатхуль-Бари” 2/341.
Имам Абу Шама, учитель имама ан-Науауи, в своей известной книге «аль-Ба’ис ‘аля инка-риль-бида’ уаль-хауадис» писал: “Если кто-то скажет: «Может пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву до джуму’а у себя дома, а затем выходил», то я отвечу: Если бы такое имело место, то об этом передали бы его жены, как они передали о других добровольных молитвах, которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал у себя дома и днем и ночью! И по причине того, что на эту тему ничего достоверного не передается, основа состоит в отсутствии такой Сунны, и это указывает на то, что подобное не узаконено!”
Шейх Ибн аль-Каййим сказал: “После того как Биляль завершал слова азана, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сразу же вставал для произнесения проповеди. И никто не совершал молитв из двух рак’атов. И азан произносился единожды. А это указывает на то, что и джуму’а подобна праздничной молитве. И нет до них никакой Сунны. И это является воззрением ученых, и Сунна это подтверждает, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) выйдя из дома сразу же направлялся к минбару и после того как он поднимался на него, Биляль начинал произносить слова азана. И после слов азана пророк (мир ему и благословение Аллаха) тот час же начинал произносить хутбу”. См. “За-дуль-ма’ад” 2/128.
Что касается некоторых хадисов, в которых говорится о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал до джуму’а 4 или 2 рак’ата, то все они являются либо слабыми, либо выдуманными. Среди этих хадисов сообщение, которое приводит Ибн Маджах 1/347 от Ибн ‘Аббаса, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал четыре рак’ата дополнительной молитвы до пятничной, и не разделял их (салямом). Однако этот хадис недостоверен. Иснад этого хадиса переполнен слабыми передатчиками. Имам ан-Науауи сказал: «Это ложный хадис, в котором четыре слабых передатчика, а Мубашир ибн Убайд передатчик ложных хадисов!» См. «Ху-лясатуль-ахкам» 2/812.
Также сказал и имам аз-Зайля’и: «Мубашшир ибн Убайд передатчик ложных хадисов, а Хаджадж и Атыйя слабые рассказчики!» См. «Насбу-ррайя» 2/206.
Также о слабости этого хадиса высказались и хафиз Ибн Хаджар, и шейх Ибн аль-Къайим, и хафиз аль-Бусайри, и шейх аль-Альбани. См. «ат-Тальхис» 6/626, «Задуль-маад» 1/170, «ас-Сильсиля ад-даифа» 1001.
Есть также сообщение от ‘Аиши, которая якобы говорила, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал два дополнительных рак’ата до пятничной молитвы у себя дома. Однако этот хадис является ложным. В цепи передатчиков этого хадиса Исхакъ аль-Асуари аль-Басри, который являлся лжецом. Имам Ибн Ма’ин говорил о нем: «Он лжец, выдумывающий хадисы». См. «Аджуиба ан-нафи’а» 28.
Также имам аль-Баззар передал от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал до пятничной молитвы два рак’ат, а после четыре. Подобное передается и со слов Ибн Мас’уда, что приводит ат-Табарани. Но иснад обоих этих сообщений является слабым, о чем сообщил хафиз Ибн Хаджар. См. «Фатхуль-Бари» 2/426.
Однако некоторые мусульмане, не до конца поняв этот вопрос, стали порицать совершение любой добровольной молитвы до джуму’а. На самом же деле как это было указано, нет конкретной узаконенной молитвы от пророка (мир ему и благословение Аллаха), с конкретным числом рак’атов до джуму'а, как например это обстоит скажем с 2 рак’атами до утренней молитвы и остальными намазами, узаконенными пророком (мир ему и благословение Аллаха). Но если человек пришел пораньше на пятничную молитву, то он может совершить сколько хочет добровольных (татау’) молитв, пока не выйдет имам. Доказательством этому является следующий хадис: «Тот, кто искупался, а затем отправился на пятничную молитву и молился столько, сколько пожелал, а затем молчал, пока не закончится хутба и совершил с имамом намаз, тому простятся его грехи, совершенные между двух пятниц и еще трех дней!» Муслим 857.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится так тщательно, как только сможет, смажет волосы или умастится благовониями, которые найдутся у него дома, после чего отправится на джуму’а, и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько было угодно Аллаху, а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся грехи, совершенные им между этой и предыдущей пятницей». Муслим 883.
Именно так поступали сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые совершали добровольные намазы до пятничной молитвы. Са’ляба ибн Абу Малик рассказывал: “Во времена ‘Умара ибн аль-Хаттаба, мы совершали молит-вы в пятницу, до того времени пока не выходил ‘Умар (для хутбы). Когда же ‘Умар выходил и садился на минбар, музаззин начинал произносить азан. Мы же садились и разговаривали, а когда муаззин заканчивал произносить азан, ‘Умар вставал и начинал произносить проповедь, а мы замолкали, и никто из нас не произносил ни слова”. Малик 1/103, аш-Шафи’и 1/139. Достоверность подтвердил имам ан-Науауи. См. «аль-Маджму’» 4/550.
Также из числа сомнений в вопросе конкретной добровольной молитвы до джуму'а, это поступок Ибн Мас’уда, который совершал 4 рак’ата до джуму’а. Прекрасно ответил на это имам Абу Шама, который сказал: “Молитва в 4 рак’ата, которую совершал Ибн Мас’уд до джуму’а была добровольной, которую можно совершать пока не выйдет имам. И с чего вы взяли, что он совершал эту молитву, как пятничную Сунну?! Тем более от сподвижников передается совершение большего количества рак’атов до джуму’а. Абу Бакр Ибн аль-Мунзир передал, что Ибн Умар совершал 12 рак’атов до джуму’а, а Ибн ‘Аббас 8. Это является доказательством на то, что эти молитвы были из раздела добровольных (татау’), которые они желали совершать сами, а не опираясь на пророка (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому и число рак’атов совершаемых до джуму’а, передаваемое от сподвижников отличается, поскольку двери добровольных молитв (не связанных ни с чем) открыты!” См. “аль-Ба’ис ‘аля инкариль-бида’ уаль-хауадис” 1/97.
Это то, что можно вкратце сказать о Сунне до пятничной молитвы.
На основании изложенного следует отметить, что до пятничной молитвы нет никакой определенной узаконенной молитвы пророком (мир ему и благословение Аллаха), ни в 2, ни в 4 ни в большее количество рак’атов. Однако есть добровольные молитвы, которые человек может совершать сколько хочет, пока не выйдет имам для хутбы. И нет сомнений в том, что это мнение является самым сильным и аргументированным.
Что же касается добровольных молитв после пятничной (джуму'а), то существует молитва как в 2, так и в 4 рак'ата, узаконенные словами и поступком самого пророка (мир ему и благословение Аллаха). Посланник Аллаха говорил: «Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после нее и дополнительную молитву в 4 рак’ата». Муслим 881.
Ибн ‘Умар рассказывал, что он совершал вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) 2 рак’ата после пятничной молитвы. аль-Бухари 937, 1165, Муслим 729.
А в другой версии сообщается, что эти 2 рак'ата после джуму'а пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал у себя дома. Муслим 882.
Некоторые люди считают, что если человек будет совершать сунну после пятничной молитвы в мечети, то лучше сделать в ней 4 раката, а если у себя дома, то 2 раката. При этом они опираются на слова Ибн аль-Къайима, сказавшего: "Наш шейх Ибн Таймия говорил, что если совершать пятничную Сунну в мечети, то следует совершить 4 рак'ата, а если дома, то 2".
На самом деле на такое разделения нет указания в Сунне, а на "желательность" какого-либо действия в поклонении необходим далиль! Имам аш-Шаукани говорил: “Желательность – это законоположение шариата, на которое также должно быть доказательство”. См. “Сайлюль-джарар” 4/70.
Шейх аль-Альбани о словах Ибн аль-Къайма сказал: "На такое разделение я не знаю никакого основания в Сунне! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после нее и дополнительную молитву в 4 рак’ата». Муслим 881. И нет в этом хадисе указание на совершения этой молитвы именно в мечети! Наоборот известный достоверный хадис гласит: "Наилучший намаз человека после обязательного - это намаз совершенный у него дома!" И если человек совершит после джуму'а 4 или 2 рак'ата в мечети, то это дозволено, а если он сделает это дома, следуя этому хадису, то это лучше!" См. "Тамамуль-минна" 341-342.

Дополнительно: http://salaf-forum.com/viewtopic.p ... =149#p7531

СОВЕРШЕНИЕ ПОЛУДЕННОЙ МОЛИТВЫ (ЗУХР) ПОСЛЕ ПЯТНИЧНОЙ (ДЖУМУ'А)
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Единогласны ученые в том, что женщина не обязана совершать пятничную молитву, но если она совершит ее с мужчинами, то с нее спадает обеденная (зухр) четырех рак’атная молитва”. См. “аль-Аусат” 4/16.
Если бы пятничная молитвы не заменяла обеденную, то с женщины не спадала бы обеденная (зухр) молитва! И как мы видим в этом вопросе есть иджма' (единогласное мнение).
Шейх Ибн Баз говорил: "Совершение обеденной (зухр) молитвы после пятничной, является нововведением (бид'а), заблуждением и внедрением в шариат того, что он не узаконил! Обязательным является оставление этого деяния и предостережения от этого людей, и следует ограничиться пятничной молитвой, как это установил посланник Аллаха, его сподвижники и их последователи!" См. "Маджму'у фатауа уа макъалят" 12/363.

О ПРОПУСКЕ ПЯТНИЧНОЙ МОЛИТВЫ ИЗ-ЗА РАБОТЫ
Когда шейха Мухаммада Са'ида Расляна спросили по поводу вопроса о пропуске пятничной молитвы из-за работы, шейх сказал, что если ты не живешь там в Европе, а просто находишься там, т.е. как путник (мусафир), то тогда ты можешь отработать свой долг и не ходить на джуму'а, поскольку мусафир не обязан делать джуму'а.
Если же ты там проживаешь, т.е. ты мукъим, а не мусафир, то тогда в первую очередь ты должен стремится всеми силами найти работу, с которой бы тебя отпускали в пятничный день на джуму'а. Если этого не получается после того, как ты предпринял все попытки, то тогда попробуй найти того, кто тебя сможет заменить хотя бы на этот час - два, на время совершения молитвы джуму'а.
Если и этого не получается, то он сказал, что каждый человек лучше знает свое положение, и если ты видишь, что нет другого выхода, а от тебя требуют возврата долга и не дают никакой отсрочки и никаких поблажек, то только тогда ты можешь пропускать джуму'а.
http://salaf-forum.com/viewtopic.php?f=6&t=444

О СОВЕРШЕНИИ ПЯТНИЧНОЙ МОЛИТВЫ НА ЗЕМЛЕ НЕВЕРНЫХ
Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелели совершать мусульманам пятничную молитву и не сделали этих условий для ее исполнения.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, то поспешите к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (аль-Джуму’а 62: 9).
Сообщается от Абу Хурайры и Ибн ‘Умара, что они слышали, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), стоя на своем деревянном минбаре, сказал: «Клянусь Аллахом, либо люди перестанут пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся из числа рассеянных (отвлеченных)». Муслим 2/136.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто оставит три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» ат-Табарани. Хадис хороший. См. «Сахих ат-таргъиб» 728.
Имам Ибн аль-Мунзир, хафиз Абу Бакр ибн аль-‘Араби и имам Ибн Къудама сказали: "Совершение пятничной молитвы является обязательным по единогласному мнению (аль-иджма’)!" См. «аль-Иджма’» 8, «Аридатуль-ахуази» 1/483, «аль-Мугъни» 2/295.
Однако впоследствии во многих книгах по мазхабам появились такие условия в этой молитве, которых не было во времена саляфов, как наличие амируль-муминин, даруль-ислям, масджидуль-джами' (соборная мечеть) и т.д.
Конечно это все прекрасно, однако даже при отсутствии всего этого обязанность джумуа не снимается с человека.
Шейх Сыддикъ Хасан Хан, говоря о вопросе условия для джумуа, как наличие правителя мусульман, сказал: "Нет у этих слов никакой опоры на знание. Нет ни в Книге Аллаха Всевышнего, ни в Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха) даже одной буквы, указывающей на это условие!" См. «ар-Раудату-ннадия» 1/135.
Спросили ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима): «Есть молодые ребята, ко-торые не совершают пятничной молитвы, а совершают вместо нее обеденную молитву в 4 рак’ата, по причине того, что нет условия пятничной молитвы, а это всеобщий правитель мусульман (халифа)». Они ответили: "Эти люди допустили ошибку, оставив пятничную молитву! Наличие халифы или же его разрешение не является у ахлю-Сунна уаль-джама’а условием обязательности пятничной молитвы или же ее принятия". См. «Фатауа аль-Ляджна» 8/187.
Также спросили ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима): «Является ли совершение пятничной молитвы обязательным в стране неверных?» Они ответили: "Всевышний Аллах вменил в обязанность мусульманам, проживающим в городе или деревне, совершение пятничной молитвы. И нет в шариате никакого достоверного довода на то, что совершение пятничной молитвы обязательно только в исламской стране, а не в стране неверных. Для всех мусульман, проживающих в странах неверных, обязательным является совершение пятничной молитвы, если есть условия для ее совершения!" См. «Фатауа аль-Ляджна» 8/186.
Тоже самое относится и к такому условию, как обязательность совершения джумуа в соборных мечетях. Хафиз Ибн Хаджар писал: «Не было в Медине места, в котором бы совершалась пятничная молитва, кроме мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха), и по этой причине имам аш-Шафи’и сказал: «Не следует совершать в одном городе несколько пятничных молитв, кроме одной, даже если город большой. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и халифы после него совершали только одну пятничную молитву». См. «ат-Тальхис» 132.
Такова основа, однако, в случае необходимости, или при отсутствии соборной мечети или вообще мечети, обязательность пятничной молитвы не снимается. Что касается того, что пятничная молитва совершается только в соборной мечети, что сказано в некоторых книгах по фикъху, то нет этому достоверной основы, а хадис: «Нет пятничной молитвы, кроме как в соборной мечети», является ложным. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 917.
Более правильно то, что эти слова передаются от ‘Али ибн Абу Талиба, а не от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Но даже как слова ‘Али, это сообщение является слабым. Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Сообщение от ‘Али, что нет джуму’а кроме как в соборной мечети, имам Ахмад назвал слабым». См. «ат-Тальхис» 132.
Имам ан-Науауи также сказал: «Это сообщение очень слабое!» См. «аль-Маджму’» 4/488.
Достоверным является то мнение, что пятничная молитва совершается в любом месте, в кото-ром находятся мусульмане. Ибн ‘Аббас рассказывал: «Поистине, первая джуму’а в Исламе, которая была совершена после джуму’а в мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине, была джуму’а, совершенная в одной из деревень Бахрейна в племени ‘Абдуль-Къайс». аль-Бухари 2/316.
От Абу Хурайры сообщается, что однажды они написали ‘Умару ибн аль-Хаттабу, спрашивая его о том, где им совершать пятничную молитву, и он написал им: «Совершайте пятничную молитву, где бы вы ни были!» Ибн Абу Шайба 1/204. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Также сообщается что Ибн ‘Умар видел жителей деревни между Меккой и Мединой, которые совершали джуму’а, и он не порицал их за это. ‘Абдур-Раззакъю Иснад достоверный. См. «Фатхуль-Бари» 2/316.
Также имам Малик сказал: «Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха), жившие в деревнях между Меккой и Мединой, совершали пятничные молитвы». Ибн Абу Шайба 1/205.
Имам аш-Шаукани о таком условии для пятничной молитвы, как соборная мечеть, сказал: «На это условие нет никакого доказательства!» Он также сказал: «И если в каком-либо месте нет мусульман, кроме двух, то один из них читает проповедь (хутбу), а другой слушает, затем они вдвоем совершают пятничную молитву!» См. «Сайлюль-джарар» 1/298.
Шейх аль-Альбани рассказывал: «Когда я был в Британии во время Рамадана в 1396 году по хиджре, меня обрадовало то, как мусульмане Лондона совершают пятничные и ‘Иид намазы. Некоторые из них совершают джуму’а в домах, которые они купили или же сняли в аренду, которые они превратили в молебны (мусалля). Они совершают в них пятикратные и пятничные молитвы. И я сказал себе: “Как прекрасно поступают эти люди, которые оберегают эти великие обряды поклонения в этой стране неверных!”» См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 2/318.
Однако, как уже было сказано, это является исключением, и непозволительно совершать пятничную молитву в каком-либо месте, если в этой местности есть мечеть, в которой мусульмане совершают пятничную молитву!
Аватар пользователя
***
 
Сообщений: 572
Зарегистрирован: 24 окт 2008, 12:40

Re: ПЯТНИЧНАЯ МОЛИТВА

Сообщение »

Ассаляму 'алейкум уа рахмату-Ллах.
Увидел новый для себя хадис за пятницу, решил добавить для пользы:
«Если в пятницу кого-то из вас одолеет дремота в то время, когда он находится в мечети, пусть пересядет со своего места на другое». Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас- сагъир» 809, «Мишкат аль-масабих» 1394. Шейх аль-Албани в «Сильсиля ас- сахиха» (1/760) сказал: Этот хадис передали Абу Дауд 1119, ат- Тирмизи 526, Ибн Хузайма 1716, Ибн Хиббан 2792, аль- Хаким 1/291, аль- Байхакъи 3/237, Ахмад 2/22, 32, Абу Ну’айм в «Ахбару Асбахан» 2/186 от Ибн ‘Умара, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил …» и он передал этот хадис.
tik
 
Сообщений: 399
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 05:16

ПЯТНИЧНАЯ МОЛИТВА

Сообщение »

tik писал(а):Ассаляму 'алейкум уа рахмату-Ллах.


وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته
Барака-Ллаху фика ахи! Вот тоже для пользы хадис.

Со слов Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах в День воскрешения соберет дни, придав им образ. И Он явит пятничный день ярким и светящимся для тех, кто был его приверженцем (соблюдавшим установления пятничного дня). Люди соберутся вокруг него, подобно тому, как собираются вокруг невесты, которую ведут к ее возлюбленному. Он будет освещать их, а они будут передвигаться, находясь в его свете. Цвет их будет подобен белому снегу, от них будет исходить приятный запах, словно мускус, и они будут переходить горы из камфора, а на них будут взирать люди и джинны, не моргая глазами от удивления, пока те не войдут в Рай. И не присоединится к ним никто, кроме муаззинов, которые (произносили азан), надеясь на награду (от Аллаха)». Ибн Хузайма 1635, аль-Хаким 1/277, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 3041. Имам аль-Къуртуби, хафиз аль-Мунзири, хафиз ад-Думьяты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “ат-Тазкира” 1/500, “Матджуру-ррабих” 418, “Сахих ат-таргъиб” 698.
Аватар пользователя
Саляфит
 
Сообщений: 1394
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 20:45

Re:

Сообщение »

Саляфит писал(а):Барака-Ллаху фика ахи!
Вот тоже для пользы хадис.

Уа фика барака-Ллах), ма ша-Аллах какой хадис, да сделает нас Аллах из числа тех, кто будет приверженцем дня пятницы, кого он будет освещать в Судный день. Амин.
Йаумуль джум'а, субхана-Ллах, это великий день, хвала Аллаху который сделал его праздником именно дня нашей общины! Братья, любите этот день, отдавайте ему должное, стараясь провести его наилучшим образом по Сунне. Те кто знает меня лично поймут как я завидую тем, кто имеет возможность сходить на пятничную молитву! Не упускайте эту возможнось.
Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Лучшим из дней, когда восходит солнце, является пятница. В этот день был сотворен Адам, в этот день он попал в рай, и в этот день он был изгнан оттуда. Судный день также наступит в пятницу» (Этот хадис передали Муслим, Ахмад и ат-Тирмизи).
tik
 
Сообщений: 399
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 05:16

Re: ПЯТНИЧНАЯ МОЛИТВА

Сообщение »

Ас саляму 'алейкум ва рахматуЛлах! а что делать тем, кто во время работы находится на дежурстве? пожарный, скорая помощь, или дежурный на обеспечении электроэнергией, отоплением, т.е уход из дежурства может повлечь опасность?
Abu Марьям
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 12 сен 2014, 09:03
Откуда: Tatarstan

Re: ПЯТНИЧНАЯ МОЛИТВА

Сообщение »

уа алейкум ассалям уа рахмату-Ллахи уа баракатуху.
а что делать тем, кто во время работы находится на дежурстве? пожарный, скорая помощь, или дежурный на обеспечении электроэнергией, отоплением, т.е уход из дежурства может повлечь опасность?


Говорит аль-Ляджна ад-Даима:
"Основа, состоит в том, что пятничная молитва является обязанностью каждого мусульманина. Потому что Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали». Так же, приводится в сборниках имама Муслима и Ахмада, от Ибн Мас`уда (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о тех людях, которые не приходят на пятничные молитвы: «Хотел приказать человеку, что бы он совершил молитву с людьми, а самому сжечь дома тех, кто сидя в своих домах, не присутствуют на пятничных молитвах.». Так же, передал имам Муслим хадис от Абу Хурейры и ибн `Умара (да будет доволен им Аллах), что они слышали как посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Либо люди перестанут пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся из числа беспечных» и единогласное мнение всех учёных говорит о том, что пятничная молитва является долгом каждого мусульманина.
Однако, если имеется шариатское оправдание у того, кто в основе обязан посещать пятничную молитву, как тот, на кого возложена прямая ответственность в том, что связано с безопасностью в обществе и сохранении её благ, и требуется от него не покидать работу во время пятничной молитвы, как положение полицейских, гаишников, управляющих за телефонными и без проводными сетями и им подобных, на которых выпало дежурство во время последнего призыва к пятничной молитве или во время призыва на коллективную молитву, то такие люди и им подобные, будут оправданы, если пропустят пятничную или коллективную молитву исходя из общих слов Всевышнего Аллаха: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей», так же из слов посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «То, что я запретил вам, то сторонитесь этого, если же приказал вам что-либо, то выполняйте это по мере возможности». Потому что они, имеют не меньше оправдания, чем те, кто боятся за себя или своё имущество и т. д, о которых сказали учёные, что они оправданы, если оставят пятничную или коллективную молитву, если имеется причина (оправдание) для пропуска. Однако, с них не спадывает обязательность обеденной молитвы «Зухр», они должны совершить её в своё время и если будет возможность совершить её коллективом, то они должны будут это сделать, так же как и остальные пять обязательств.
И только от Аллаха вся помощь, и да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семейство и всех сподвижников.
"
-Ибн Баз
-`Абдур-Раззакъ `Афифи
-`Абду-Ллах аль-Гъудаян
-`Абду-Ллах ибн Къу`уд.

http://www.alifta.net/fatawa/fatawaDeta ... guagename=
Это фатуа Ляджны было отправлено шейху Салиму ат-Тауилю и он был спрошен, входит ли под:
в том, что связано с безопасностью в обществе и сохранении её благ

пожарник, скорая помощь, дежурный на обеспечении электроэнергией, отоплением и на него выпало дежурство? И шейх ответил что да он входит под это.

Потом, надо узнать, тот кто находится на подобных работах и живёт в странах СНГ, где мечетей на так и много, слышит ли он азан (чистым голосом без микрофона)?
Если ближайшая мечеть от его работы находится далеко, что он не слышит азана, то Джум`а для него не является уаджибом (обязательной). Сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Пятничная молитва обязательна для того, кто слышит азан». Абу Дауд 1056, аль-Албани назвал хадис хорошим. См. аль-Ируа 3/48 и Сахих аль-Джами` 3/84.
И как сказал шейх аль-Албани, что понимается с этого хадиса, что тот, кто не слышал азана, то пятничная молитва не является для него обязательной. Спросил шейха один из присутствующих: "А если я не слышу азана, но у меня есть машина и я могу добраться до мечети"? Ответил шейх: "Не является джума обязательной если ты не слышишь азана, даже если у тебя машина."
http://islamancient.com/play.php?catsmktba=211399

Так же говорит шейх ибн Баз, что если не слышишь азана, то джума не является уаджибом:
http://www.youtube.com/watch?v=TtrGxg-F7NI
Аватар пользователя
abu__maryam
 
Сообщений: 386
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 22:06

Re: ПЯТНИЧНАЯ МОЛИТВА

Сообщение »

ДжазакумуЛлаху хайра!

Sent from my P71qg using Salaf Forum mobile app
Аватар пользователя
Abu Maryam
 
Сообщений: 128
Зарегистрирован: 04 сен 2008, 07:57
Откуда: Ульяновск

Re: ПЯТНИЧНАЯ МОЛИТВА

Сообщение »

Ассаляму алейкум уа рахмату Ллахи уа баракатуху. Ахи небольшое замечание к этим словам:
Потом, надо узнать, тот кто находится на подобных работах и живёт в странах СНГ, где мечетей на так и много, слышит ли он азан (чистым голосом без микрофона)?
Если ближайшая мечеть от его работы находится далеко, что он не слышит азана, то Джум`а для него не является уаджибом (обязательной). Сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Пятничная молитва обязательна для того, кто слышит азан». Абу Дауд 1056, аль-Албани назвал хадис хорошим. См. аль-Ируа 3/48 и Сахих аль-Джами` 3/84.
И как сказал шейх аль-Албани, что понимается с этого хадиса, что тот, кто не слышал азана, то пятничная молитва не является для него обязательной. Спросил шейха один из присутствующих: "А если я не слышу азана, но у меня есть машина и я могу добраться до мечети"? Ответил шейх: "Не является джума обязательной если ты не слышишь азана, даже если у тебя машина."
http://islamancient.com/play.php?catsmktba=211399
Так же говорит шейх ибн Баз, что если не слышишь азана, то джума не является уаджибом:
http://www.youtube.com/watch?v=TtrGxg-F7NI

Такое понимание этого хадиса противоречит пониманию ранних ученых и имамов, так как они обязывали приходить на пятничную молитву всех жителей города. Сказал Ибн Кудама в "аль-Мугни" (т.3 с.244): "Молитва джум'а обязательна тому, кто находится (живет) на расстоянии не более одного фарсаха (около 5км) от мечети, и это касается жителей за городом, а что касается жителей города, то всем им обязательна молитва джум'а, близко они находятся или далеко. Сказал Ахмад: Жители города обязательно им приходить на нее, слышали они азан или нет. И это потому, что город был построен для выполнения пятничной молитвы, и нет разницы в нем между далеким и близким жителем. И это мнение ханафитов и подобно этому сказал Аш-Шафии".
Сказал Шамс аль-Хакк аль-Азым Абади в "Аун аль-Мабуд шарх Сунан Аби Дауд" в разъяснении хадиса, который ты привел: "Джум'а обязательна на каждем, кто услышал азан" или потенциально может услышать его, и не имеется ввиду, что джум'а не обязательна тому, кто не слышал азан, даже если он находится в городе, в котором проводится джум'а, или за городом. Так как Аллах сказал:О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. И Аллах приказал устремляться когда будет дан азан, и не связал это со слышанием его, и это внешний смысл аята (или это является предпочтительным). Сказал Хафиз Ибн Хаджар в "Фатх аль-Бари": Мнение, к которому склонилось большинство, что джум'а обязательна тому, кто услышал азан или потенциально может услышать его, независимо находится он в городе или за городом. И передал Хафиз аль-Иракы в шархе Сунана Ат-Тирмизи от аш-Шафии, Малика и Ахмада, что они обязывают посещением джум'а всех жителей города даже если они не слышат азан".
Советую всем братьям в первую очередь возвращаться к словам ранних ученых и имамов в любых вопросах, говорю это не умаляя достоинства поздних и современных из них. Слова шейха Ибн База не совсем понятны, так как приведены не сначала и без вопроса.
Ibn Rajab
 
Сообщений: 31
Зарегистрирован: 09 янв 2009, 00:01

Сообщение »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух

Ibn Rajab писал(а):Такое понимание этого хадиса противоречит пониманию ранних ученых и имамов, так как они обязывали приходить на пятничную молитву всех жителей города

Ты не прав брат в своем утверждении.
Ты так сказал, словно это какое-то мнение шазз, появившееся среди современников, тогда как раньше якобы имамы о нем и не знали.

И передал Хафиз аль-Иракы в шархе Сунана Ат-Тирмизи от аш-Шафии, Малика и Ахмада, что они обязывают посещением джум'а всех жителей города даже если они не слышат азан.

И тут не все так однозначно, в частности относительно мнения аш-Шафи’и и Ахмада, потому что имам ат-Тирмизи, живший задолго до аль-Иракъи передал совсем обратное от них. Он сказал: “Ученые разошлись в вопросе, для кого именно является обязательным совершение пятничной молитвы. Некоторые сказали, что джуму’а обязательно для того, кто к ночи сможет вернуться к семье (после завершения джуму’а). Другие сказали, что джуму’а не обязательна кроме как для того, кто слышал призыв (азан). И это мнение аш-Шафи’и, Ахмада и Исхакъа (Ибн Рахауайха)”. См. “ас-Сунан ат-Тирмизи” 501.
И от имама Малика также передается обратное мнение. Так, маликитский имам Къады Ибн аль-‘Араби сказал: “Люди разошлись в отношении расстояния, при котором пятничная молитва становится обязательной. Сказал Абу Ханифа: «Не обязательна джуму’а для того, кто живет за пределами города». Сказали Малик и аш-Шафи’и: «Она обязательна для того, кто слышит азан». Однако Малик установил для этого расстояние в три мили”. См. “Аридатуль-ахуази” 2/244.
Вот еще слова имама, жившего за 150 лет до Ибн Къудамы, которого ты цитировал:
Имам аш-Ширази сказал: “Не является обязательным совершение пятничной молитвы для того, кто проживает в таком месте, где не слышно азана в городе или деревне, где проводится пятничная молитва. И на это указывает то, что передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пятничная молитва обязательна для каждого, кто слышит призыв (азан)». А слышимость азана принимается в расчет тогда, когда муаззин встанет на краю города, когда голоса будут тихими и ветер спокойным, и станет призывать. И тот, кто слышит его, тому обязательно явиться на пятничную молитву, а кто не слышит, то нет”. См. “аль-Мухаззаб” 1/205.

Советую всем братьям в первую очередь возвращаться к словам ранних ученых и имамов в любых вопросах, говорю это не умаляя достоинства поздних и современных из них.

Барака-Ллаху фик, это прекрасный совет.
Но и ты ахы, не торопись впредь с однозначными выводами, не разобравшись в том или ином вопросе до конца)
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re: ПЯТНИЧНАЯ МОЛИТВА

Сообщение »

Джазакуму-Ллаху хейран братья.
Ibn Rajab писал(а): Слова шейха Ибн База не совсем понятны, так как приведены не сначала и без вопроса.

Слова шейха ибн База очень даже понятны, приведены с начала и с вопросом).
Запись начинается так:
Говорит спрашивающий: Хорошо, а что насчёт пятничной молитвы для него?
(؟طيب صلاة الجمعة بالنسبة له)
Отвечает шейх:" Точно так же. Если он не слышит азан по причине того, что расстояние (между ним и мечетью) большое и он не слышит азан, то на нём нет Джум`а."
Потом спрашивающий задал другой вопрос, о тех, кто специально выезжает в пятницу.
А так, есть и другие слова ибн База, где он так же обуславливает обязательность приход на Джума именно со слышанием азана. Вот на его сайте:
http://www.binbaz.org.sa/mat/16390 (спадывает джума с того, кто не слышит азан)
Так же:
http://www.binbaz.org.sa/mat/16360
Аватар пользователя
abu__maryam
 
Сообщений: 386
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 22:06

Re:

Сообщение »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху ахи. Проблема в том, что ты не правильно понял слова ученых и имамов в этом вопросе. Все из них, кто определил какое-то расстояние или слышание азана для обязательности джума имели ввиду людей, находящихся за городом.
И передача Ат-Тирмизи от Ахмада и Аш-Шафии обобщенная, из которой можно понять то, что ты понял, но если вернуться к словам этих же имамов и ученых их мазхабов ты увидишь, что они имели ввиду тех, кто за городом. То же самое со словами Малика. И поэтому они приводят это в противоречие мнению Абу Ханифы, который обязал приходить на джума только жителей самого города. И ты допустил ошибку в переводе слов аш-Ширази из-за этого понимания. Его слова переводятся так: “Не является обязательным совершение пятничной молитвы для того, кто проживает в таком месте, где не слышно азана из города или деревни, где проводится пятничная молитва. И на это указывает то, что передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пятничная молитва обязательна для каждого, кто слышит призыв (азан)». А слышимость азана принимается в расчет тогда, когда муаззин встанет на краю города, когда голоса будут тихими и ветер спокойным, и станет призывать. И тот, кто слышит его, тому обязательно явиться на пятничную молитву, а кто не слышит, то нет”. См. “аль-Мухаззаб” 1/205. Поэтому он и поставил условием слышимости, чтобы муаззин был на краю города, так как это касается живущих за его пределами, а не его жителей, тогда муаззин должен был бы быть в центре города или в мечети а не на краю. Ахи нету сейчас времени приводить все со слов ученых, ты и сам можешь все это найти и подробнее изучить посмотрев в том числе в книги по фикху каждого мазхаба. Поэтому сделай это, и не спеши с выводами. Барака Аллаху фика.

Говорит спрашивающий: Хорошо, а что насчёт пятничной молитвы для него? - В том то и дело, что положение того, про кого спрашивают не известно, в этом и есть не ясность, где он находится, за городом или внутри.
Ibn Rajab
 
Сообщений: 31
Зарегистрирован: 09 янв 2009, 00:01

Сообщение »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Т.е. ахы, ты желаешь сказать, что если мусульманин проживает в городе, в котором совершается молитва джуму'а, то ему уаджиб пойти на нее, даже если он не слышит азана и даже если ему до мечети этой к примеру 40 км, как это может быть в больших городах?
Далее, если это именно так, то не хочешь ли ты сказать, что современные ученые пошли в противоречие ранним, сказав то, что никто до них не говорил? И в таком случае получается что хадис: «Пятничная молитва обязательна для каждого, кто слышит призыв» не имеет смысла.

Ibn Rajab писал(а):Ахи нету сейчас времени приводить все со слов ученых, ты и сам можешь все это найти и подробнее изучить посмотрев в том числе в книги по фикху каждого мазхаба. Поэтому сделай это, и не спеши с выводами. Барака Аллаху фика.

Ну мы не торопимся, когда будет время дай ахы нам иджма' ранних имамов на это понимание и вопрос закрыт ин ша-Аллах. Если же у современных ученых есть в этом вопросе есть имам, то с твоей стороны не получится ли, что это ты поторопился с выводами?
Уа фика барака-Ллах.

Ibn Rajab писал(а):В том то и дело, что положение того, про кого спрашивают не известно, в этом и есть не ясность, где он находится, за городом или внутри.

Это брат не важно в данном фатуа, потому что будь это важным условием, то сам шейх сделал бы на это акцент и сказал бы: "Если он находится за пределами города..." и т.п.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Сообщение »

Кстати, вот что удалось найти заглянув в несколько книг:
Имам аш-Шаукани сказал о хадисе: «Пятничная молитва обязательна для каждого, кто слышит призыв» : “Внешне он указывает на то, что джуму'а не является обязательной для того, кто не слышит призыв к ней, не зависимо от того, в городе он пребывает, в котором совершают молитву джуму'а, или же за пределами города”.
Затем аш-Шаукани сказал, что автор книги "аль-Бахр" заявил про иджма’, что слышание азана не берется в расчет, а потом сказал, процитировав его: “Да, если этот иджма’ достоверный, то он является доводом на то, что не берется в счет слышание азана тем, кто пребывает в месте, где совершается пятничная молитва”. См. “Найлюль-аутар” 6/235.
Этими словами он ставит под сомнение данный иджма’, а иначе не говорил бы обратного. Также этот иджма’ противоречит и тому, что передал хафиз Ибн Хаджар, приписавший это мнение большинству ученых, а не всем им. Он сказал: “То, к чему склонились большинство ученых – это то, что она (пятничная молитва) является обязательной для тех, кто слышал азан или в силе его услышать, независимо от того, внутри города они или за его пределами”. См. “Фатхуль-Бари” 3/169.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re:

Сообщение »

Ассаляму алейкум уа рахмату Ллахи уа баракатуху.
Т.е. ахы, ты желаешь сказать, что если мусульманин проживает в городе, в котором совершается молитва джуму'а, то ему уаджиб пойти на нее, даже если он не слышит азана и даже если ему до мечети этой к примеру 40 км, как это может быть в больших городах?

Да ахи именно это я хочу сказать. А ты хочешь сказать, что в старые времена в больших городах (типа Багдад и т.п. которые и называются амсар), где была обычно одна мечеть для джума (как об этом говорят факыхи) туда обязаны были приходить только жители которые слышали азан, т.е. жили не очень далеко от него?
Далее, если это именно так, то не хочешь ли ты сказать, что современные ученые пошли в противоречие ранним, сказав то, что никто до них не говорил?

Ахи то, что ты сказал здесь это не способ в диспуте о знании. Я могу много таких ильзамов придумать для тебя, например: Ты хочешь сказать, что один или два поздних ученых не могут ошибиться и неправильно понять хадис или сказать ошибочное мнение. Такие вещи приводят слепые мукаллиды ученых в ответ на доводы и слова саляфов. Во-вторых не надо обобщать говоря "современные ученые". Брат приводил только слова шейха Альбани и Ибн База, причем слова второго не совсем ясно о каком случае говорились (я это дальше разъясню). А например шейх Ибн Усеймин сказал так в аш-Шарх аль-Мумти' (т.5, стр.15): "... Не является обязательным на человеке молитва джума', который живет дальше чем фарсах от города. И это если он живет за городом, а если он живет в этом же городе то джума' ему обязательна, даже если между ним и мечетью не один фарсах".
И в таком случае получается что хадис: «Пятничная молитва обязательна для каждого, кто слышит призыв» не имеет смысла.

Как раз хадис имеет смысл и он ясен в понимании ранних ученых, и смысл хадиса следующий: тот, кто живет за городом, но слышит азан, обязан идти на джума', а тот кто не слышит не обязан.
Ну мы не торопимся, когда будет время дай ахы нам иджма' ранних имамов на это понимание и вопрос закрыт ин ша-Аллах. Если же у современных ученых есть в этом вопросе есть имам, то с твоей стороны не получится ли, что это ты поторопился с выводами? Уа фика барака-Ллах.

Хорошо ахы, отвечу на твою просьбу:
1. Сказал имам Ахмад: "Жители города обязательно им приходить на нее, слышали они азан или нет." (аль-Мугни т.3 с.244). И эти слова от самого имама разъясняют то общее, что передают от него некоторые ученые из обязательности посещать джума тем, кто слышит азан.
2. Сказал аш-Шафии: "Не является ясным для меня, что получает грех за оставление джума кто-то, кроме слышащего азан, и более близким является то, что жители города получают грех за оставление джума, даже если город большой". (ат-Тамхид Ибн АбдульБарра т.10, стр. 287, посмотри в это место, там Ибн АбдульБарр привел мнения ранних ученых по этому поводу).
3. Сказал Ан-Навави в аль-Маджму в объяснении вышеприведенного места из книги Аш-Ширази аль-Мухаззаб: "Сказал аш-Шафии и ученые его мазхаба, что если в городе имеются сорок человек в ком есть все условия обязательности джума, джума становится обязательным на всех кто в городе, даже если черты города будет в длинну несколько фарсахов, и не зависимо слышат ли они азан или нет. Это является единогласным мнением (вполне возможно что Ан-Навави имеет ввиду единогласие в мазхабе, но и этого нам достаточно).
4. Сказал Ибн Хубейра в аль-Ифсах с.111 в начале главы о молитве джума: "И они единогласны в обязательности молитвы джума на жителях городов. А затем разошлись во мнениях о том кто живет за городом и слышит азан." Как известно этот имам приводит в своей книге мнение только четырех имамов.
5. Сказал Ибн Рушд в Бидаятуль Муджтахид (т.1 стр. 142) разъясняя положение общей молитвы (джамаа): "... Посещение молитвы джума является обязательным для того, кто живет в городе, даже если он не слышал азан, и я не знаю в этом разногласий." И он приводит в своей книге мнения ученых не только четырех мазхабов как это известно. А также он разъяснил вопрос разногласия ученых в обязательности джума на том, кто живет за городом на стр. 165 и привел там мнения Малика о трех милях и другие. То есть он отнес все это не к жителю города.
Твои слова ахи:
Это брат не важно в данном фатуа, потому что будь это важным условием, то сам шейх сделал бы на это акцент и сказал бы: "Если он находится за пределами города..." и т.п.

Как ясно видно из записи шейху задавал вопросы какой-то человек разъяснивший свое положение, и запись начинается на одном из вопросов а не на первом, и поэтому шейх ответил на конкретный вопрос о человеке с конкретным положением, и шейх не должен был акцентировать внимание на чем-то особенном, так как отвечал не вообщем а конкретно по ситуации.
Также то, что ты привел из слов Ибн Хаджара никак не влияет на вопрос, так как он имеет ввиду под большинством тех, кто обязал молитвой джума не только жителей города, но и тех кто слышит азан или находится на расстоянии его слышания из жителей вокруг города, а это три имама Малик, аш-Шафии и Ахмад, в отличие от Абу Ханифы который сказал, что джума только на жителях города. Но все они единогласны в обязательности джума на жителях города.
Возможно я не привел чистое иджма, которое ты попросил, но это не простое дело как сказали уляма, но по крайней мере не известно о том, кто разногласил с этими имамами. Если найдешь такое, то приведи, чтобы это касалось именно жителей города не слышащих азан.
Пусть Аллах сделает наши намерения искренними в поиске и следовании истине и пути саляфов!
Ibn Rajab
 
Сообщений: 31
Зарегистрирован: 09 янв 2009, 00:01

Re: ПЯТНИЧНАЯ МОЛИТВА

Сообщение »

Ассаляму алейкум. Дополнение: Слова еще одного имама в вопросе.
Привел Аль-Бухари в с своем Сахихе: "Глава откуда приходят на джума? И на ком она обязательна? (потом привел аят). Сказал Ата: Если ты находишься в деревне, где читают джума, и был дан азан на джума, то твоей обязанностью (хакк) является пойти на нее, слышал ты азан или нет..."
Сказал Ибн Раджаб в Фатх аль-Бари: "В этой главе есть два вопроса:
Первый: Что тот, кто находится в деревне, где читают джума и был дан азан на джума, является его обязанностью устремиться на на нее и присутствовать на ней, независимо от того слышал он азан или нет, и аль-Бухари привел это от Ата.
И этот человек, который находится в деревне и является из ее жителей, постоянно проживающих в ней, нету разногласия в обязательности идти на джума на нем, независимо от того слышал он азан или нет, и сказал об этом аш-Шафии и Ахмад, и некоторые привели единогласие (иттифак) на это." (т.8, стр.156)
Второй вопрос: Тот кто находится за деревней или городом где проводится джума, является ли обязательным на нем джума с жителями деревни или города или нет? Это вопрос в котором ученые разногласили.(т.8, стр.157) Затем он привел все мнения по этому вопросу, также привел слова и мнения ученых, которые приводил Ибн АбдульБарр в ат-Тамхиде в том месте, на которое я указал тебе выше. Вернись к этим источникам и сам посмотри ахи.
Ibn Rajab
 
Сообщений: 31
Зарегистрирован: 09 янв 2009, 00:01

След.

Вернуться в Пятничная молитва (джуму'а)

cron