Положения связанные с гъуслем в пятницу

Сообщение »

Ас саламу алейкум.
Абу Усама в другой ветке("намаз" - "есть ли отличие между мужчинами и женщинами") приводит хадис: " Имам аль-Байхакъи, (1/408) передает со слабой цепочкой, что посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Не является обязательным для женщин, совершение азана, икъамы, джуму’а, и полнового омовение в день джуму’а. Также женщина не выступает вперед во время молитвы в джамаате с женщинами, а остается, сними в одних рядах».", - он со слабаой цепочкой, но все равно такой вопрос возник(может немного не по теме) : Является ли полное омовение ваджибом для мужчины в день джум'а?
АлД.
 

Re: Гъусль в пятницу

Сообщение »

АлД. писал(а):Является ли полное омовение ваджибом для мужчины в день джум'а?

Уа’алейкум ас-салям.
Шейх аль-Альбаний выбрал и придерживался того мнения, что гусль в день джум’а является уаджибом. Шейх говорил:
«(Уаджиб аль-гусль в день джум’а) - это истина, и не подразумевается здесь благонравие, так как на это указывают хадисы с сильными иснадами и они более понятны, чем те далили, которые приводят сторонники желательности гусля в день джум’а». (См. тамамуль-Минна, стр.120)
Из далилей в пользу обязательности полного омовения, хадис, который приводит имам Муслим, от аби Са’ида аль-Худрий, где посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

الغسل يوم الجمعة واجب على كل محتلم


«Гусль в день джум’а является обязанностью каждого, кто достиг зрелости»

(Приводит имам Муслим, под № 1954.)
Нуждающийся в руководстве
 
Сообщений: 1436
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 22:09

Re: Время джума гусля в пятницу

Сообщение »

Салам алейкум братья,

У меня вопрос по поводу начала времени джума гусля в пятницу. По этому поводу есть несколько мнений: некоторые говорят, что время джума гусля после совершения 2 ракатов фарза (фаджра), другие говорят - после азана на фаджр, третьи - после рассвета, четвертые - ближе к началу джума намаза, пятые - вечером в четверг, после азана на магриб. Какое из этих мнений наиболее правильное и какие далили есть на это?

ДжазакаАллаху хайран.
Ибн Хаджар
 
Сообщений: 21
Зарегистрирован: 23 фев 2010, 22:41

Re: Гъусль в пятницу

Сообщение »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух!
http://salaf-forum.com/viewtopic.p ... 1&start=30

В этой ветке брат Abu 'Abdulla писал:
И купаться нужно в промежутке начиная от рассвета и до пятничной молитвы (Усеймин, Нурун ъаля Ддарб 96 "А" 06:55)
И здесь он же отвечает на вопрос и говорит что купаться в ночь пятницы не пойдет, а надо после восхода солнца, что же касается того кто искупался после рассвета до восхода солнца, то относительно его он не уверен, однако купание до рассвета точно не относится к гъуслю который надо брать в пятницу (фатауа аль-Харам ан-Набауи 29 "В" 22:49)
Umm Fatima
 
Сообщений: 9
Зарегистрирован: 08 фев 2010, 10:05

Re: Гъусль в пятницу

Сообщение »

Umm Fatima писал(а):Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух!
http://salaf-forum.com/viewtopic.p ... 1&start=30

В этой ветке брат Abu 'Abdulla писал:
И купаться нужно в промежутке начиная от рассвета и до пятничной молитвы (Усеймин, Нурун ъаля Ддарб 96 "А" 06:55)
И здесь он же отвечает на вопрос и говорит что купаться в ночь пятницы не пойдет, а надо после восхода солнца, что же касается того кто искупался после рассвета до восхода солнца, то относительно его он не уверен, однако купание до рассвета точно не относится к гъуслю который надо брать в пятницу (фатауа аль-Харам ан-Набауи 29 "В" 22:49)



Ваалейкум салам ва рахматуллахи ва баракатуху! Благодарю за ответ, однка это не далиль. Я также могу привести мнения других ученых, указывающих на другое время гусля в пятницу. Нужен далиль - Коран, Сунна или иджма по этому поводу. При отсутствии далиля - это всего лишь мнение ученого в противовес которому можно привести мнения других ученых. Если кто-либо из учеников эльма сможет полностью раскрыть эту тему был бы благодарен.
А Аллаху ведомо лучше.
Ибн Хаджар
 
Сообщений: 21
Зарегистрирован: 23 фев 2010, 22:41

Когда следует совершать полное омовение (гъусль) в пятницу?

Сообщение »

Среди ученых существует известное разногласие по этому поводу. Большинство ученых из числа маликитов, шафиитов и ханбалитов считали, что гъусль в пятницу совершается именно для пятничной молитвы, и поэтому следует совершать гъусль в промежутке между рассветом и пятничной молитвой. См. “аль-Мухаззаб” 1/113, “И’анату-тталибин” 2/72, “Шарх аль-ирадат” 1/83.
Однако некоторые маликиты говорили, что не должно быть разрыва между гъуслем и пятничной молитвой сном или употреблением пищи, кроме как если это делается в мечети. См. “Хашия аль-‘Адауи” 1/379.
А некоторые ханафиты сказали, что человек должен совершить пятничную молитву именно с этим гъуслем, и если взяв гъусль, человек нарушит омовение, он обязан его переделать. И этого мнения придерживался имам Абу Юсуф. См. “Шарх Фатх аль-Къадир” 1/67.
Другое мнение состоит в том, что гъусль можно совершить в любое время дня и ночи пятницы. Этого мнения были ханафиты и имам Ибн Хазм. См. "аль-Мухалля" 2/19, "Хашия Ибн Абидин" 1/169.
Что же касается доводов тех, кто считал что гъусль связан с пятничным днем, а не с пятничной молитвой, то они приводили в качестве довода обобщенные хадисы, как: «Гъусль в пятницу уаджиб для каждого совершеннолетнего!» аль-Бухари 879, Муслим 846.
А также хадис: «Каждый мусульманин обязан искупаться раз в семь дней!» аль-Бухари 878, Муслим 849.
Также они опирались на хадис ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: "По пятницам люди постоянно приходили на молитву из своих жилищ, а также из окрестностей Медины. Они добирались до мечети по пыли, покрывавшей их вместе с потом, и пот выступал на их телах. Один из них пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда он находился у меня, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы только вы очищались в этот ваш день!»" аль-Бухари 902, Муслим 847.
Сторонники этого мнения сказали, что в этом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал гъусль именно с пятничным днем, а не молитвой.
Однако данный хадис является доводом больше для сторонников первого мнения, что станет ясно ин ша-Аллах после ознакомления с их доводами. Из числа доводов ученых, связавших гъусль в пятницу именно с пятничной молитвой, следующие:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-либо из вас явится на пятничную молитву, пусть совершит гъусль!» аль-Бухари 919.
Также среди их доводов многие хадисы, в которых сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) связывает гъусль именно с молитвой, как например хадис: «Человек, который в пятницу совершит такой же гъусль, какой следует совершать после большого “осквернения” (джанаба), а затем пораньше отправится на молитву, подобен принесшему в жертву Аллаху верблюда; отправляющийся на молитву позднее подобен принесшему в жертву корову; отправляющийся на молитву позднее подобен принесшему в жертву рогатого барана; отправляющийся на молитву позднее подобен принесшему в жертву курицу; а отправляющийся еще позднее – пожертвовавшему яйцо. Когда же выходит имам, ангелы являются, чтобы послушать слова поминания Аллаха». аль-Бухари 881, Муслим 850.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто тщательно совершил полное омовение в пятницу, затем отправился на пятничную молитву пораньше, чтобы застать проповедь, и шел в мечеть пешком, а не верхом; приблизился к имаму, слушал проповедь внимательно, не отвлекаясь, то запишется ему за каждый его шаг награда, как за совершение ночных молитв и соблюдение поста в течении года». Ахмад 4/8, ат-Тирмизи 496, Абу Дауд 435. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хиббан, имам ан-Науауи, шейх аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнат.
В этих хадисах посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит: "совершил гъусл и отправился на пятничную молитву", указывая на то, когда следует совершать гъусль в пятницу, и связывая его именно с пятничной молитвой, а не с пятничным днем.
‘Икрима рассказывал, что однажды пришли люди из числа жителей Ирака и сказали: “О Ибн ‘Аббас, считаешь ли ты, что гъусль в пятницу является обязательным?” Он сказал: “Нет. Однако это чище и лучше для того, кто искупается. Но тот, кто не искупается, то он не обязан этим. И я расскажу вам, как возникло правомочность гъусля (в пятницу). В то время люди трудились, одевались в одежду из шерсти и работали в поте лица. Их мечеть была тесной и с низким потолком. И однажды днем, когда стояла жара, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышел, а люди так вспотели в этой шерстяной одежде, что от них исходил запах, которым они причиняли неудобство друг другу. Когда же посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) почувствовал этот запах, он сказал: «О люди! Когда наступает этот день – искупайтесь, и будет лучше, если вы используете масла или благовония, которые найдете». Абу Дауд 353. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Таким образом, эти хадисы поясняют причину веления соврешать полное омовение в пятницу, и что оно связанно именно с пятничной молитвой.
Так же это мнение подтверждает и понимание сподвижников. Сообщается, что когда Умар ибн аль-Хаттаб произносил пятничную хутбу, зашел опоздавшим один из числа первых мухаджиров (в некоторых версиях сообщается, что это был Усман), и когда он сказал, что задержался и взял малое омовение, Умар сказал ему: "Тебе ведь известно, что посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал совершать гъусль!" аль-Бухари 878, Муслим 845.
В этом указание на то, что гъусль связан именно с пятничной молитвой, а не днем, так как если бы гъусль был связан с пятничным днем, то не было бы смысла Умару говорить о нем, ибо опоздавший вполне мог совершить гъусль и после пятничной молитвы!
На основании всего сказанного следует, что мнение большинства ученых, считавших что гъусль в пятницу связан именно с пятничной молитвой, является сильнее. Однако гъусль связан с пятничной молитвой не по причине того, что без него пятничная молитва недействительна или же что он является условием для этой молитвы, на подобии совершения омовения после его нарушения, нет! Гусль связан именно с чистотой для прихода на пятничную молитву, что становится ясным из упомянутых выше хадисов. См. "Ахкаму-ттахара" 11/176.
Ведь если человек совершил гъусль и отправился по раньше на пятничную молитву, чтобы быть в числе первых и заработать великую награду, однако находился в ожидании пятничной молитвы скажем час-два в процессе чего пожелал справить нужду, после чего взял малое омовение, то нельзя же даже подумать о том, что он не совершил требуемого гъусля в пятницу и лишился награды?! Или более того, что он обязан переделать гъусль?! Конечно же нет!
Уа-Ллаху а'лям.

Кстати, хотел дополнить, прочитав опять вышеупомянутые вопросы:
Тот, кто не идет на пятничную молитву по причине, или же из-за того, что эта молитва для него не обязательна, как в случае женщин, тот не обязан купаться в пятницу. Это мнение ханафитов, маликитов и правильное мнение в мазхабе шафиитов. См. "Фатауа аль-хиндия" 1/16, "Хашия ад-Дусукъи" 1/384, "Минхаджу-тталибин" 1/22.
И мсходя из упомянутого выше, что гъусль в пятницу связан именно с посещением пятничной молитвы, это мнение является правильным. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-либо из вас явится на пятничную молитву, пусть совершит гъусль!» аль-Бухари 919.

А что касается вопроса обязательности гъусля в пятницу, то относительно этого вопроса есть известное разногласие даже среди сподвижников.
Уа-Ллаху а'лям.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re: Гъусль в пятницу

Сообщение »

ассалямуалейкум уа рахмету Ллахи уа баракетух,джазакаллаху хаер за объяснение брат,т.е. гусль нужно брать непосредственно перед джума,а например , не вечером после магриба?
Irek
 
Сообщений: 70
Зарегистрирован: 20 янв 2009, 01:17

Re: Когда совершать гусль в пятницу!

Сообщение »

Ассаламу алейкум! Брат Amash благодарю за твой подробный ответ, джазакаАллаху хайран! Однако брат, из твоего ответа стало ясно лишь то, что пятничный гусль связан с пятничной молитвой и его следует совершать до нее. Это понятно. Но ты не разъяснил вопрос именно, о котором я спрашивал: а когда именно нужно совершить пятничный гусль до пятничной молитвы, то есть когда начинается его время? Начинается ли его время после азана на фаджр, или его время начинается лишь после рассвета? Или его время начинается только после совершения двух ракатов Фаджра? То есть, именно о начале пятничного гусля я слышал много мнений, но никто из них не приводит далиля!! Понятно, что чем ближе к пятничной молитве он будет совершен тем будет лучше, но каково его начальное время? Когда будет считаться, что вот с этого времени начало пятничного гусля? Пожалуйста, брат, если сможешь ответь подробно на основе доказательств из Сунны. Да будет доволен тобою Аллах! Салам алейкум ва рахматуллах!
Ибн Хаджар
 
Сообщений: 21
Зарегистрирован: 23 фев 2010, 22:41

Re: Гъусль в пятницу

Сообщение »

салам алейкум можно ли более подробно узнать о мнениях сахабов по поводу обязателен гусл в пятницу или нет
abu yusuf
 
Сообщений: 31
Зарегистрирован: 14 авг 2008, 14:42

Сообщение »

Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух.
Irek писал(а):гусль нужно брать непосредственно перед джума,а например , не вечером после магриба?

Да, гъусль с магъриба - слабое мнение.

Ибн Хаджар писал(а):Однако брат, из твоего ответа стало ясно лишь то, что пятничный гусль связан с пятничной молитвой и его следует совершать до нее. Это понятно. Но ты не разъяснил вопрос именно, о котором я спрашивал: а когда именно нужно совершить пятничный гусль до пятничной молитвы, то есть когда начинается его время? Начинается ли его время после азана на фаджр, или его время начинается лишь после рассвета? Или его время начинается только после совершения двух ракатов Фаджра? То есть, именно о начале пятничного гусля я слышал много мнений, но никто из них не приводит далиля!!

Брат, на этот вопрос же есть ответ в том, что я приводил:
A'mash писал(а):Большинство ученых из числа маликитов, шафиитов и ханбалитов считали, что гъусль в пятницу совершается именно для пятничной молитвы, и поэтому следует совершать гъусль в промежутке между рассветом и пятничной молитвой. См. “аль-Мухаззаб” 1/113, “И’анату-тталибин” 2/72, “Шарх аль-ирадат” 1/83.

Предпочтительное время для гъусля - это после восхода солнца и до пятничной молитвы, и чем ближе этот гъусль будет к пятничной молитве, тем лучше, что стало ясно из хадисов этой главы.
А что касается довода брат как ты говоришь, когда именно совершать гъусль, то такого прямого довода нет, по этой причине и были эти разногласия!

abu yusuf писал(а):можно ли более подробно узнать о мнениях сахабов по поводу обязателен гусл в пятницу или нет

Что именно узнать подробнее брат мой? Кто из сподвижников придерживался того или иного мнения в этом? Вот слова Ибн Аббаса я ведь приводил выше, который на вопрос: “О Ибн ‘Аббас, считаешь ли ты, что гъусль в пятницу является обязательным?", сказал: “Нет. Однако это чище и лучше для того, кто искупается. Но тот, кто не искупается, то он не обязан этим". Абу Дауд 353. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Уа-Ллаху а'лям.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re: Гъусль в пятницу

Сообщение »

Ас саламу алейкум! То есть тот, кто не совершит гусль, тот не берет грех, если следует мнению Ибн Аббаса? И всегда ведь одно мнение сильнее (как с походом на Бану Курайза). Так какое мнение сильнее? Ваджиб или сунна?
Rust24
 
Сообщений: 43
Зарегистрирован: 29 мар 2009, 12:06

Re: Гъусль в пятницу

Сообщение »

братья такой вопрос,а если не получилось взять гусль в пятницу что делать?например опаздываешь на учебу и с утра не успел вымыться,джума действетельна?

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлах.
Выше на этой ветке и других многие вопросы начинались с обязательности гусля в пятницу(действителена ли пятничная молитва).Я решил дополнить ветку высказываниями ученых по фикху,которые разработали постановления,правила(хукмы) на основе Курана и сунны,чтоб нам полегче было разобраться в вопросах поклонения.
Вначале напомню и себе и всем,что слово обязательно(ваджиб)в шариате узаконено, как действие за оставление которого человеку записывается грех.А за выполнение награда(поощрение)(сауаб).
Мустахаб-действие которое поощряется за выполнение и не наказывается за оставление(не выполнение).
И прежде чем сказать одно из этих слов 100 раз надо подумать-«Не запрещаем ли мы или наоборот не разрешаем ли,то что противоречит Курану и сунне?»
Указаний на мустахаб гусля пятницы очень много.Мне больше понравилось изложение на сайте шейха Аль Мунаджида,хафизахуЛлах.Коротко и ясно…Вот как шейх объясняет не обязательность гусля джума:

Вопрос #142753:

«Вся хвала принадлежит одному лишь Аллаху.
Совершение полного омовения по пятницам является мустахабом (поощряемым), но не обязательным, согласно большинству ученых, несмотря на то, что некоторые из них считали омовение обязательным.
…Ибн Хиббан привел хадис от Усмана ибн Вагид аль Умари от Нафи от ибн Умара, который сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто приходит на пятничную молитву, мужчина или женщина, тому следует взять полное омовение!»
Достоверность хадиса согласована, кроме слов «мужчина и женщина». Эта добавка была передана ибн Хузайма, ибн Хиббаном и аль Байхаки в аль Сунане, и были разногласия относительно достоверности этого.
Он был оценен как сахих имамом ан Навави в аль Маджму (4/405) и ибн Мулаггином в аль-Бадр аль-Мунир (4/649).
Аль Хафиз ибн Хаджр сказал в аль-Фатх (2/358):
«Согласно сообщению от Усмана ибн Агиди от Наафи, которое передано от Абу Авана, Ибн Хузаймы и ибн Хиббана в своих сахихах: «Кто отправляется на пятничную молитву, мужчина или женщина, пусть совершит полное омовение, и кто не приходит (на пятничную молитву) не должен совершать полного омовения», и передатчики заслуживают доверия (сигат). Но аль Базар сказал: «Я опасаюсь, что есть слабость в памяти (wahm) у Усмана ибн Агида.
То, относительно чего аль Базар высказывал опасения (относительно слабости памяти Усмана аль Агиди), было однозначно утверждено Абу Давудом, автором Сунана.
Абу Убайд аль Аджури сказал: «Я спросил Абу Давуда о нем и он ответил: «Он слабый (даиф)» Я сказал: «Но Аббас ибн Мухаммад передал от Яхья ибн Маина, что он заслуживает доверия» На что, он ответил: «Он слабый (даиф). Он передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто придет на пятничную молитву, мужчина или женщина, тому следует взять полное омовение», но мы не знаем, чтобы кто-то кроме него говорил об этом. Tahdheeb al-Kamaal, 19/505
Альбани однозначно заявил о том, что это является добавкой(зиада), и считается слабой, как об этом сказано в al-Silsilah al-Da‘eefah (8/430).
Совершение полного омовения перед пятничной молитвой нужно для очищения и для предотвращения неприятного запаха от людей. Поэтому, женщины также совершают полное омовение, если они желают принять в ней участие.
Аль Хафиз сказал в аль Фатхе: аль Зайн ибн Аль Мунир сказал: «И передано от Малика, что посещающие пятничную молитву, помимо мужчин, если они заранее намереваются получить благо, то предписано для них совершение полного омовения и выполнение этикета пятницы, но если же они зашли на пятничную молитву в последний момент, то нет»
Ан Навави сказал в аль Маджму (4/405):
Совершение полного омовения по пятницам – это сунна, а не обязательное в том смысле, что не совершение полного омовения является грехом и нет разногласий относительно мнений среди нас.
Аллаху известно лучше.»

Примерно так же рассматриваетсая вопрос о необязательности гусль джума в книгах»Умдатуль ахкам» шарх А.Бассам
«Булюгуль марам»А.Бассам
«Сахих Муслим «шарх Ан-Навави.
Манара-ссабиль»с тагликатом АльАльбани.
И др.книгах по фикху в разделах-«Ат-тахара или молитва пятницы».
Аватар пользователя
антивирус северный
 
Сообщений: 575
Зарегистрирован: 02 дек 2010, 02:37


Вернуться в Пятничная молитва (джуму'а)

cron