Совершение джуму'а молитвы не в мечети и раньше времени

Сообщение »

ассаламу алейкум, братья извините не смогла полностью прочитать весь раздел, не знаю может ответ на мой вопрос есть где-то...но не нашла. у нас в городе есть университет в котором иностранные студенты молятся джума в мечети общежития. мой муж хотел бы присоединится туда,т.к. другая мечеть далеко за городом и туда сложно отпрашиваться с работы, а это общежитие ближе. так вот когда он поехал узнать насчет джума, ему сказали что они молятся там джума в другое время, отличное от времени зухра- на 1.5 часа раньше времени зухр из-за того, что они во время зухр не могут молится у них толи лекции толи занятия, и они не хотят пропускать. и молятся не в 13.30 например, а в 12.00.
на вопрос откуда они это взяли эти студенты отвечают что-то невнятное- как бы это разрешено в ханбали фикхе и приводят какие-то хадисы на арабском языке(мы его практически не понимаем).
хотелось бы узнать , братья, есть ли такое мнение на самом деле, что джума можно делать раньше времени зухра или нет и насколько оно достоверно?
jan
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 30 июл 2009, 08:34
Откуда: РФ, Тульская область, г.Новомосковск

Re:

Сообщение »

jan писал(а):ассаламу алейкум, братья извините не смогла полностью прочитать весь раздел, не знаю может ответ на мой вопрос есть где-то...но не нашла. у нас в городе есть университет в котором иностранные студенты молятся джума в мечети общежития. мой муж хотел бы присоединится туда,т.к. другая мечеть далеко за городом и туда сложно отпрашиваться с работы, а это общежитие ближе. так вот когда он поехал узнать насчет джума, ему сказали что они молятся там джума в другое время, отличное от времени зухра- на 1.5 часа раньше времени зухр из-за того, что они во время зухр не могут молится у них толи лекции толи занятия, и они не хотят пропускать. и молятся не в 13.30 например, а в 12.00.на вопрос откуда они это взяли эти студенты отвечают что-то невнятное- как бы это разрешено в ханбали фикхе и приводят какие-то хадисы на арабском языке(мы его практически не понимаем).хотелось бы узнать , братья, есть ли такое мнение на самом деле, что джума можно делать раньше времени зухра или нет и насколько оно достоверно?

уа алейкумуссалям уа рахматулЛахи уа баракатух!
Одно из условий намаза – это наступление времени. Не будет действительным намаз, если совершили намаз прежде его времени, так же, как не действительный, если преднамеренно упустили время молитвы, за исключением того, кто забыл, или проспал, либо он имеет оправдание и совершает молитву сразу же, как вспомнит о ней. Всевышний Аллах сказал: "Воистину, намаз предписан верующим в определенное время". (Ан-Ниса, 103).
Шейх Са'ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: "Правоверным предписано совершать намаз в установленное для него время. Это означает, что намаз является обязательным предписанием, и что для каждого намаза установлено определенное время. Речь идет о временах намазов, которые хорошо известны всем мусульманам, будь то дети или взрослые, образованные люди или невежды. Они обучились этим временам от своего Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Вы видели, как я совершаю намаз, и совершайте его так же».
Имам Ибн Батта говорил: “Известно, что у молитвы есть свое время, и тот, кто совершит молитву до наступления ее времени, она у него не будет принята, так же как и у того, кто совершит ее после окончания ее времени!” (См. “Фатхуль-Бари” 5/147, Ибн Раджаб)
Поэтому, если они совершают джума' до того, как наступает время намаза, то их намаз не действительный.
Следует знать, что время намаза не определяется по календарю и т.п. а определяется по солнце. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Время полуденной (зухр) молитвы начинается с того момента, как солнце прошло зенит, и продолжается до времени, когда длина тени человека станет равна его высоте». (Муслим 612).
Зенит – это период времени, когда солнце находится в самой верхней точке посреди неба. (См. “аль-Мугъни” 1/380, “ад-Дураруль-мудыйя” 1/52).
Поэтому, если эти студенты совершают намаз сразу после наступления времени, то нет проблем, быть может, в вашем городе совершают намаз не сразу, как заходит время намаза, а чуть позже.
Однако меня беспокоит то, что они совершают джум' в мечети общежития, разве считается это место для совершения джума'?! Я этого не знаю, поэтому, наверно есть братья, которым известно этот вопрос,Аллаху 'Алам! ИншаАллах, будем ждать братьев!)).
Abu Sumaya
 
Сообщений: 290
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 16:49

Сообщение »

ассаламу алейкум, ...
... ему сказали что они молятся там джума в другое время, отличное от времени зухра- на 1.5 часа раньше времени зухр из-за того, что они во время зухр не могут молится у них толи лекции толи занятия, и они не хотят пропускать. и молятся не в 13.30 например, а в 12.00.
на вопрос откуда они это взяли эти студенты отвечают что-то невнятное- как бы это разрешено в ханбали фикхе и приводят какие-то хадисы на арабском языке(мы его практически не понимаем).

Уа алейкум ассалям уа рахматуллахи уа баракятух!!!!
На счет совершения намаза в мечети общежитии для меня тоже остается не ясным, надеюсь более знающие братья разъяснят, но что касается времени в котором они совершают пятничные намазы, то в этом нет никаких проблем, так как время пятничного намаза в соответствии с более правильным мнением начинается с восхода солнца на уровень копья, подобно ‘иид намазу, и продолжается до захода времени молитвы аср, когда как время ‘иид намаза заканчивается перед тем как солнце взайдет на свой зенит, как об этом рассказал шейх Мухаммад ибн Солих ибн аль-Усаймин в шархе на «Булугъ аль-марам». И этого мнения из саляфов придерживался как раз таки имам Ахмад ибн Ханбаль. Хотя, для справедливости ради, должны отметить, что в данном вопросе среди ученых есть разногласие, и большинство из них придерживается мнения о том, что время пятничной молитвы заходит только после того, как солнце минует свой зенит.

Имам Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, в своей книге «Булугъ аль-марам» на счет данной темы приводит два сильных аргумента в пользу мнении ханбалитов:
1. Предеют что Саляма ибн Акуаъ, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Мы совершали пятничный намаз вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, а когда расходились, то у стен не было теней, в которых мы могли укрыться». Хадис передали аль-Бухари и Муслим. Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.
В версии Муслима говориться: «Мы совершали с ним пятничный намаз, когда солнце миновало зенит, а затем возвращались и пытались найти послеполудненную тень».
2. Передают что Сахль ибн Саад, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Мы отправлялись на полудненный отдых (къайлюля) и завтракали только после пятничного намаза». Хадис передали аль-Бухари и Муслим. Текст хадиса приведен по версии Муслима.
В одной из версии говорится: «Во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха...»

Шейх Мухаммад ибн Солих ибн аль-Усаймин в комментариях к этим хадисам говорит:
«Эти хадисы разъясняют нам время в котором совершается пятничная молитва. В первом хадисе говорится: «Мы совершали пятничный намаз вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, ...». Как известно из Сунны посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, в пятничном намазе он читал суру «Аль-Аъля» и суру «Аль-Гъошия», а иногда читал суру «аль-Джумъа» и суру «аль-Мунафикъун». К тому же пророк, мир ему и благословения Аллаха, имел обыкновение читать суры разделяя и делая паузу между каждыми аятами. А также выступал с пятничной хутбой, и может быть в хутбе читал суру «Къаф» которая относится к ряду длинных сур. И данные обстоятельства указывают нам что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, рано совершал пятничный намаз. И в продолжении этого хадиса говорится: «... а когда расходились, то у стен не было теней, в которых мы могли укрыться», в хадисе имеется в виду стены домов. И всем нам известно что стены домов в те времена не были высокими как в наше время, и в хадисе говорится что они не имели тени в котором можно было укрыться».

«Во-втором хадисе который передается от Сахля ибн Саада, да будет доволен им Аллах, говорится: «Мы отправлялись на полудненный отдых (къайлюля) и завтракали только после пятничного намаза». «Къайлюля» – это сон в полдень (до зухра). А что касается завтрака, то это прием пищи в начале дня, т.е. утром. Исходя из этого мы понимаем, что пятничный намаз совершался до того, так солнце восходило до зенита. И слова: «и завтракали только после пятничного намаза» свидетельствует что пятничная молитва совершалась рано. Так как завтрак подается только утром.
Некоторые другие ученые сказали в отношении слов: «Мы отправлялись на полудненный отдых... после пятничного намаза» что полудненный отдых совершается после зухра а не до него. А что касается слов: «и завтракали только после намаза» имеется в виду, что они откладывали завтрак до обеда в связи с пятничной молитвой. Эти слова говорят те, кто считает более правильным совершение пятничной молитвы после обеда (во время зухра). Однако данное мнение надлежит рассмотреть, так как если основа в къайлюля была бы в том, что ее совершают после зухра до асра, то не было бы никакого смысла говорить об этом в хадисе, так как это было бы каждодневным и общеизвестным фактом, и не нуждалось бы в излишним упоминании. Поэтому более правильным является мнение некоторых ханбалитов, которые считают дозволенным совершать пятничный намаз непосредственно перед тем как солнце взайдет на свой зенит. Однако общепринято в этом мазхабе, что пятничный намаз можно совершать с тех пор как солнце поднимится до уровня копья, и длится до времени молитвы аср. Исходя из этого, время данного намаза является самым продолжительным среди всех молитв.
Слова: «Во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха...» который приводится в другом риуаяте содержит в себе указание на то, что хукм хадиса является «марфу’». Так как если хадис ограничился бы лишь словами: «Мы отправлялись на полудненный отдых...» то кто-то мог возрозить и сказать: «Может быть это было после смерти посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха...». Но если будет сказано: «Во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха...» то становится ясным, что хадис имеет хукм марфу’». УаЛлаху муаффикъ!
См. «Фатху зиль джаляли уаль икром бишарх булугъ аль-марам» 2т. 323-325 стр.
Аватар пользователя
Талант
 
Сообщений: 61
Зарегистрирован: 02 ноя 2010, 15:00
Откуда: Алматы

Re:

Сообщение »

jan писал(а):ассаламу алейкум

Уа алейкуму ссалям уа рахматуЛлах
jan писал(а):эти студенты отвечают что-то невнятное- как бы это разрешено в ханбали фикхе и приводят какие-то хадисы на арабском языке(мы его практически не понимаем).

jan писал(а):есть ли такое мнение на самом деле, что джума можно делать раньше времени зухра или нет и насколько оно достоверно?

Это на самом деле мнение ханбалитского мазхаба, и у ученых, которые его придерживаются, есть на это множество доводов.

Поясняя слова имама Абу Аль-Касима Умара ибн Хусейна Аль-Хыракы: "И если они совершили джума в шестом часу до полудня, оно засчитывается им".
Пишет имам Муваффакуддин ибн Кудама Аль-Макдиси:
"В некоторых версиях говорится "в пятом часу", но правильно: "в шесом часу". И явный смысл слов Аль-Хыракы: что нельзя совершать намаз джума до шестого часа. И передано от Ибн Мас'уда, Джабира, Саида и Муавии, что они совершали намаз джума до полудня. Сказал Кады (Абу Я'ля Аль-Фарра Аль-Багдади Аль-Ханбали)и его товарищи: "Разрешено совершать его по времени праздничного намаза". Передал так же Абдуллах от его отца (имама Ахмада), что он сказал: "Мы считаем, что намаз джума подобен праздничному намазу". И сказал Муджахид: "Праздник (ид) у людей был только в начале дня". Сказал Ата: "Каждый праздник (ид) относится ко времени ад-духа: джума, ид жертвоприношения и ид разговения. В соответствии с тем, что передано от Ибн Мас'уда, что он сказал: "Праздник (ид) был только в начале дня, и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал с нами джума, находясь в тени аль-хатыма (место возле Ка'бы)". Это передал Аль-Бахтари в "Амали" (2/290) со своей цепочкой передатчиков. И передано от Ибн Мас'уда и Муавии, что они сделали намаз джума во время ад-духа и сказали: "Мы поспешили потому что опасались жары для вас". И передал Аль-Асрам хадис Ибн Мас'уда. И поскольку джума это праздник (ид), разрешено делать его во время праздничного намаза, так же как разрешено в это время делать намаз в ид разговения и намаз ад-духа. И доводом на то, что джума - это ид, являются слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: "Поистине, Аллах сделал этот день идом для мусульман". (Ибн Маджа 1/349, Малик 1/65). И так же его слова: "Объединились для вас в этот день два ида". (Абу Дауд 1/247, Ибн Маджа 1/416)..."
"... И из наших доводов на то, что разрешено делать джума в шестом часу: сунна и единогласное мнение.
Что касается сунны, то сказал Джабир ибн Абдуллах: "Посланник Аллаха совершал намаз - имеется ввиду джума - затем мы уходили к нашим верблюдам и уводили их пока солнце не начинало склоняться после полудня". Хадис привел Муслим
(Муслим 2/588, Ан-Насаи 3/81, Ахмад 3/331). И передается от Сахля ибн Са'да, что он сказал: "Мы не ложились на полуденный отдых и не завтракали (не ели полдник) кроме как после джума во время посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха". Хадис привели Аль-Бухари и Муслим.(Аль-Бухари 2/17, Муслим 2/588, Абу Дауд 1/249, Ат-Тирмизи см. "Арида аль-ахуази" 2/315, Ибн Маджа 1/350, Ахмад 5/336). Сказал Ибн Кутейба: "Не называется завтраком (полдником) и полуденным отхыхом то, что после полудня". И передано от Салямы, что он сказал: "Мы делали намаз джума с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, затем расходились, и не было от стен тени, в которой мы могли бы укрыться". Привел этот хадис Абу Дауд.
А что касается единогласного мнения, то передал имам Ахмад от Уакиа от Джа'фара ибн Буркана от Сабита ибн Аль-Хаджаджа от Абдуллаха ибн Сидана, что он сказал: "Я был свидетелем хутбы
(В "Аль-Удда" Бахауддина Аль-Макдиси: "Я был свидетелем джума Абу Бакра". См. "Аль-Удда" с.115., вопр. 176. Так же в "Манар ас-сабиль" 1/198.) Абу Бакра, и был его намаз и хутба до середины дня. И я был свидетелем хутбы (В "Аль-Удда" Бахауддина Аль-Макдиси: "Я был свидетелем джума Умара". Так же в "Манар ас-сабиль" 1/198. См. "Аль-Удда" с.115., вопр. 176) Умара ибн Аль-Хаттаба, и был его намаз и хутба до времени, когда я бы сказал, что это середина дня. Затем я совершал намаз с Усманом ибн Аффаном и был его намаз и хутба до времени, когда я бы сказал, что прошло время полдня. И я не видел, чтобы кто-либо считал это недостойным или порицал это".(Ад-Даракутни 2/17, Ахмад 2/231. Исследователь книги "Манар ас-сабиль" Абу Кутейба Назр Мухаммад Аль-Фирьяби заключил, что сообщение слабое)
Сказал: Так же передано от Ибн Мас'уда
(Ибн Аби Шейба 2/107, Абдурраззак 3/177 номер 5220), Джабира (Ибн Аби Шейба 2/108), Саида (Исследователь книги "Манар ас-сабиль" пришел к выводу, что на самом деле это Са'д ибн Аби Уаккас, привел Ибн Аби Шейба 2/107) и Муавии, что они делали намаз до наступления послеполуденного времени. И их (ученых, которые говорят, что разрешено джума только во время зухра) хадисы указывают на то, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, множество раз делал намаз джума после полудня; и на то, что нет разногласий в разрешенности этого, и что это лучше и первостепеннее. А наши хадисы указывают на разрешенность делать джума и до послеполуденного времени. И нет противоречия между хадисами. А что касается самого начала дня, то правильное мнение в том, что намаз джума в это время не разрешен". См. "Аль-Мугни" 3/239-241.

И слова имамов, чей выбор является решающим у последних поколений ханбалитов:

Пишет имам Шарафуддин Муса ибн Ахмад Аль-Хаджауи Аль-Макдиси:
"Одно из них (условий действительности джума): время. Джума не действительно, если совершено раньше наступления времени или после окончания времени. Начало его времени - начало времени праздничного намаза, согласно однозначному шариатскому тексту. Совершать джума в это время разрешено и это для облегчения. После полудня совершение джума становится обязательным, и совершать джума после полудня лучше. И конец времени джума - конец времени зухра". См. "Аль-Икна ли талиб аль-интифа" 1/293.

Пишет имам Ибн Надджар (Такыюддин Мухаммад ибн Ахмад Аль-Футухи):
"Одно из них (условий действительности джума): время. Начинается время для джума с началом времени для праздничного намаза и его конец в конце времени зухра. Обязательным джума становится после полудня, и после полудня его делать лучше". См. "Мунтаха аль-ирадат" 1/93.
Аватар пользователя
Aleesh
 
Сообщений: 1676
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 15:09

Re:

Сообщение »

Ассалям алейкум
Abu Sumaya писал(а):Однако меня беспокоит то, что они совершают джум' в мечети общежития, разве считается это место для совершения джума'?! Я этого не знаю, поэтому, наверно есть братья, которым известно этот вопрос,Аллаху 'Алам!

Талант писал(а):На счет совершения намаза в мечети общежитии для меня тоже остается не ясным, надеюсь более знающие братья разъяснят

Ответ на этот вопрос: является ли условием пятничной молитвы мечеть? - был тут разобран ещё давно братья:

Тоже самое относится и к такому условию, как обязательность совершения джуму'а в соборных мечетях, о чем говорили некоторые имамы. Хафиз Ибн Хаджар писал: «Не было в Медине места, в котором бы совершалась пятничная молитва, кроме мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха), и по этой причине имам аш-Шафи’и сказал: «Не следует совершать в одном городе несколько пятничных молитв, кроме одной, даже если город большой. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и халифы после него совершали только одну пятничную молитву». См. «ат-Тальхис» 132.
Такова основа, однако, в случае необходимости, или при отсутствии соборной мечети или вообще мечети, обязательность пятничной молитвы не снимается. Что касается того, что пятничная молитва совершается только в соборной мечети, что сказано в некоторых книгах по фикъху, то нет этому достоверной основы, а хадис: «Нет пятничной молитвы, кроме как в соборной мечети», является ложным. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 917.
Более правильно то, что эти слова передаются от ‘Али ибн Абу Талиба, а не от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Но даже как слова ‘Али, это сообщение является слабым. Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Сообщение от ‘Али, что нет джуму’а кроме как в соборной мечети, имам Ахмад назвал слабым». См. «ат-Тальхис» 132.
Имам ан-Науауи также сказал: «Это сообщение очень слабое!» См. «аль-Маджму’» 4/488.
Достоверным является то мнение, что пятничная молитва совершается в любом месте, в котором находятся мусульмане. Ибн ‘Аббас рассказывал: «Поистине, первая джуму’а в Исламе, которая была совершена после джуму’а в мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине, была джуму’а, совершенная в одной из деревень Бахрейна в племени ‘Абдуль-Къайс». аль-Бухари 2/316.
От Абу Хурайры сообщается, что однажды они написали ‘Умару ибн аль-Хаттабу, спрашивая его о том, где им совершать пятничную молитву, и он написал им: «Совершайте пятничную молитву, где бы вы ни были!» Ибн Абу Шайба 1/204. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Также сообщается что Ибн ‘Умар видел жителей деревни между Меккой и Мединой, которые совершали джуму’а, и он не порицал их за это. ‘Абдур-Раззакъю Иснад достоверный. См. «Фатхуль-Бари» 2/316.
Также имам Малик сказал: «Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха), жившие в деревнях между Меккой и Мединой, совершали пятничные молитвы». Ибн Абу Шайба 1/205.
Имам аш-Шаукани о таком условии для пятничной молитвы, как соборная мечеть, сказал: «На это условие нет никакого доказательства!» Он также сказал: «И если в каком-либо месте нет мусульман, кроме двух, то один из них читает проповедь (хутбу), а другой слушает, затем они вдвоем совершают пятничную молитву!» См. «Сайлюль-джарар» 1/298.
Шейх аль-Альбани рассказывал: «Когда я был в Британии во время Рамадана в 1396 году по хиджре, меня обрадовало то, как мусульмане Лондона совершают пятничные и ‘Ид-намазы. Некоторые из них совершают джуму’а в домах, которые они купили или же сняли в аренду, которые они превратили в молебны (мусалля). Они совершают в них пятикратные и пятничные молитвы. И я сказал себе: “Как прекрасно поступают эти люди, которые оберегают эти великие обряды поклонения в этой стране неверных!”» См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 2/318.
Однако, как уже было сказано, это является исключением, и непозволительно совершать пятничную молитву в каком-либо месте, если в этой местности есть мечеть, в которой мусульмане совершают пятничную молитву!

Взято отсюда:
viewtopic.php?f=59&t=90
Hamza
 
Сообщений: 381
Зарегистрирован: 03 авг 2008, 18:53

Re: Совершение джуму'а молитвы не в мечети и раньше времени

Сообщение »

ТОЛЬКО НЕДАВНО УВИДЕЛА ОТВЕТЫ НА МОЕ СООБЩЕНИЕ. БАРАКАЛЛАХУ ФИКУМ. ВСЕ ЧЕТКО ПОНЯТНО.
jan
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 30 июл 2009, 08:34
Откуда: РФ, Тульская область, г.Новомосковск


Вернуться в Пятничная молитва (джуму'а)

cron