Новая статья на форуме - “Опасность высокомерия и запретность этого порочного качества” Просим Всевышнего Аллаха избавить нас от такого порочного качества, как высокомерие и наделить нас скромностью и смиренностью!

Человек остаётся путником, пока не зайдёт в своё селение

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2851
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Человек остаётся путником, пока не зайдёт в своё селение

Сообщение A'mash » 28 авг 2017, 21:47

Бисми-Лляхи-Ррахмани-Ррахим

Человек остаётся путником, пока не зайдёт в своё селение
И ему дозволено сокращать молитву, даже если он вблизи границ своего селения

Имам аль-Бухари в «ас-Сахих» в заглавии привёл следующее сообщение: «Вышел ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, (за границы Куфы) и стал сокращать молитву, видя дома (Куфы). Когда же он вернулся, ему сказали: «Это же Куфа», на что он ответил: “Нет, пока не зайдём в Куфу”».
Так привёл этот асар имам аль-Бухари в своём Сахихе в форме та’ликъ, т.е. в подвешенном состоянии без упоминания иснада.
Но этот же асар с полноценным и непрерывным иснадом приводят другие имамы, и вот как он звучит в полной версии:
‘Али ибн Раби’а рассказывал: “Вместе с ‘Али ибн Аби Талибом, да будет доволен им Аллах, мы направились в Шам, и он совершал молитвы сокращённо по два рак’ата. Когда же мы вернулись и уже видели Куфу, наступило время молитвы, и люди сказали: «О амир правоверных, это же Куфа, совершим молитву полноценно?» На что он ответил: «Нет, пока мы не зайдём в неё»”. ‘Абду-р-Раззакъ 2/530, аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” 3/146. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “ат-Тагъликъ” 2/421.
Хафиз Ибн Хаджар, комментируя слова Ибн Батталя, который исходя из версии аль-Бухари сделал неправильный вывод, сказал: “Ибн Батталь понял из слов: «Нет, пока мы не зайдём в неё», что ‘Али не захотел совершить молитву, пока не зайдёт в Куфу. Он (Ибн Батталь) сказал: «Если бы они в этом месте совершили молитву сокращённо, как путники, то это было дозволено, однако ‘Али предпочёл совершить молитву полноценно (вернувшись в свой город) из-за того что время позволяло это». Однако становится ясным исходя из полного текста сообщения от ‘Али, что суть обстоит в противоположном тому, что понял Ибн Батталь. Суть слов: «Это же Куфа», т.е. соверши молитву полноценно. На что ‘Али отвечает: «Нет, пока мы не зайдём в неё», т.е. мы не перестанем сокращать молитву, пока не зайдём в наш город, и пока мы не вошли в него, то по положению мы всё ещё являемся путниками”. См. “Фатхуль-Бари” 3/469.
И правильность слов Ибн Хаджара подтверждает упомянутая версия, в которой говорилось: «О амир правоверных, это же Куфа, совершим молитву полноценно?» На что он ответил: «Нет, пока мы не зайдём в неё».
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Мы прибыли из Таифа, и совершили обеденную и послеобеденную молитву в четыре рака’ата за двадцать километров до вхождения в город. Такое фатауа дал нам один человек, который был с нами. Каково положение наших молитв?»
Шейх Ибн ‘Усаймин ответил: “Наша беда в это время в том, что человек даёт фатуа о том, что не знает, обязывая рабов Аллаха тем, чем не обязал их Сам Аллах.
Путник не перестаёт быть путником, кроме как вернувшись в свой родной город, войдя в него. По этой причине ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, когда возвращался из пути, видя уже Куфу, - а Куфа была его местом жительства, и мы знаем, что он был убит в Куфе, - он видел уже границы Куфы и ему сказали: «О повелитель правоверных, вот же Куфа!» На что он сказал: «Мы ещё не вошли в неё», или сказал нечто подобное по смыслу. Если между человеком и его городом будет расстояние даже в двадцать метров, но он ещё не вошёл в свой город, то он имеет право пользоваться облегчением, связанным с путём.
А что касается того, кто дал вам такое фатуа, то моё наставление, чтобы ты сказал ему в своём пути: «О брат мой, не торопись при выдаче фатуа! Ведь фатуа – опасная вещь, ибо тем самым человек извещает от имени Аллаха, что именно таково Его постановление”. См. “Ликъа Баб аль-мафтух” 12/165.



Ответить

Вернуться в «Молитва путника»