Re: ДНИ, В КОТОРЫЕ ПОРИЦАЕТСЯ И ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОС

Сообщение »

Ас салам алейкум ва рахматуЛЛахи ва баракатуху.
Нету ли запрета на такую форму добровольного поста: держать все дни недели кроме субботы и пятницы?
С разрешения мужа, разумеется.
ona
 
Сообщений: 30
Зарегистрирован: 05 июн 2010, 23:52

Re: ДНИ, В КОТОРЫЕ ПОРИЦАЕТСЯ И ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОС

Сообщение »

السلام عليكم و رحمة الله و بركته
Если я пишу не туда то возможно лушче перекинуть вопрос в другую ветку, но он очень тесно связан с темой - а именно пост в субботу, но интересует не само разногласие в этом вопросе, а интересует следущее, что очень важно - Передаеться ли что нибудь о том - что кто либо из праведных предшественников из общины Мухаммада, салляЛлаху алейхи уа саллам, практиковал пост Дауда, 3алейхи ссалям? И если да, то может есть что нибудь о том как они, да помилует их Аллах, поступали с субботой. И прошу Аллаха Великого - сделать это полезным знанием.

Это действительно спорное мнение, и как я правильно понимаю, что если человек никак не может склониться в одну из сторон, то нет на нем греха если он для легкости выберет то мнение - что можно поститься в субботу если это регулярный пост, а не просто "только в субботу".

Пусть Аллах поможет вам братья, на вашем пути требования знаний, и наполнит ваши сердца любовью к Нему, и любовью к поминанию Его, и сделает жизнь ваших сердец, жизнью радости от ожидания встречи с Ним, с Аллахом Господом Миров, Милостивым Милующим.
نون
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 17 май 2011, 22:58

Re: ДНИ, В КОТОРЫЕ ПОРИЦАЕТСЯ И ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОС

Сообщение »

Ассаламу алейкум..

Я извиняюсь,но я так и не поняла,если я каждый месяц держупост три дня на 13,14,15 день
и бывает так что они могут падать на четверг пятницу субботу ,либо пятница суббота воскресенье.
В этом случае тоже нельзя поститься в пятницу и субботу?
sbzibara3
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 10 дек 2011, 14:22

ДНИ, В КОТОРЫЕ ПОРИЦАЕТСЯ И ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОСТ

Сообщение »

Уа'алейкум ас-салям уа рахмату Ллахи уа баракатух.
sbzibara3 писал(а):и бывает так что они могут падать на четверг пятницу субботу ,либо пятница суббота воскресенье.
В этом случае тоже нельзя поститься в пятницу и субботу?

Если поститесь в Чт то можно поститься в Пт, а в Сб не дозволено держать добровольный пост.
Получается нужно пропустить. Но пропустить имея ният что оставляете это дело ради Аллаха, и Аллах воздаст вам большим !!
Смотрите вот тут: viewtopic.php?f=66&t=5156
Нуждающийся в руководстве
 
Сообщений: 1436
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 22:09

Re: ДНИ, В КОТОРЫЕ ПОРИЦАЕТСЯ И ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОС

Сообщение »

Ва алейкум ассалям.лет 10 придерживался мнения шейха Альбани,да смилуются над ним Аллах.Но пока не найду мнение имамов из первых поколений не могу взять его мнение.А как известно у них было два мнения,одни разрешали держать в субботу(если ты его не выделяешь как суббота),а другие разрешали держать, если суббота привязана с днем раньше или позже.Если найдет кто был имамом у шейха Альбани дайте знать.
муавия
 
Сообщений: 54
Зарегистрирован: 11 ноя 2008, 18:44

ДНИ, В КОТОРЫЕ ПОРИЦАЕТСЯ И ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОСТ

Сообщение »

муавия писал(а):Ва алейкум ассалям.лет 10 придерживался мнения шейха Альбани,да смилуются над ним Аллах.Но пока не найду мнение имамов из первых поколений не могу взять его мнение.А как известно у них было два мнения,одни разрешали держать в субботу(если ты его не выделяешь как суббота),а другие разрешали держать, если суббота привязана с днем раньше или позже.Если найдет кто был имамом у шейха Альбани дайте знать.

Имамом у имама Альбани, рахимаху Ллах, является посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, его хадис, сахаба, чье понимание он приводит (по ссылке есть, кот. я дал) и много кто из прежних ученых как сказал об этом сам шейх Альбаний.
Читай брат.
Нуждающийся в руководстве
 
Сообщений: 1436
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 22:09

Re: ДНИ, В КОТОРЫЕ ПОРИЦАЕТСЯ И ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОС

Сообщение »

abu zeinab писал: муавия писал:
(Имамом у имама Альбани, рахимаху Ллах, является посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, его хадис, сахаба, чье понимание он приводит (по ссылке есть, кот. я дал) и много кто из прежних ученых как сказал об этом сам шейх Альбаний.
Читай брат


прочитал,хотелось бы узнать кто запрещал пост в субботу из первых поколений ,а кроме имама Малика,где он сказал,что этот хадис отмененный,я не вычитал.Этот хадис дошел до них.(их понимание сильнее,чем поздних поколений)

Сообщается со слов АбдуЛлаха бин Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен им Аллах, сообщившего о том, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, узнал, что АбдуЛлах слишком много времени посвящает делам поклонения Аллаху, он сказал ему: «Мне сообщили, что ты постишься днём и молишься ночью, так ли это?» АбдуЛлах ответил: «Да, о, посланник Аллаха». Он сказал: «Не делай этого, однако постись и прерывай пост, спи и бодрствуй, ибо, поистине, у тела твоего есть право на тебя, и у глаз твоих есть право на тебя, и у жены твоей есть право на тебя, и у гостя твоего есть право на тебя...» Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О, АбдуЛлах, постись каждый месяц три дня». На что Абдуллах ответил: «Я могу больше, чем это». И они говорили так до тех пор, пока пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не разрешил ему поститься через день, и сказал: «Это является постом Дауда, и нет поста лучше, чем пост Дауда. О, АбдуЛлах, спи полночи, выстаивай ее третью часть, и спи в шестую». Затем он сказал: «Вычитывай Коран полностью в течение месяца». И тогда АбдуЛлах начал упрашивать до тех пор, пока пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не разрешил ему прочитывать Коран полностью в течение трех дней. И АбдуЛлах последовал этому. Однако со временем он ослаб и больше не мог выполнять того, что возложил на себя. И он стал поститься несколько дней подряд, потом разговляться такое же количество дней, при этом говоря: «О, если бы я принял облегчение от пророка, да благословит его Аллах и приветствует». (Хадис согласован).
муавия
 
Сообщений: 54
Зарегистрирован: 11 ноя 2008, 18:44

ДНИ, В КОТОРЫЕ ПОРИЦАЕТСЯ И ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОСТ

Сообщение »

муавия писал(а):прочитал,хотелось бы узнать кто запрещал пост в субботу из первых поколений ,а кроме имама Малика,где он сказал,что этот хадис отмененный,я не вычитал.Этот хадис дошел до них.(их понимание сильнее,чем поздних поколений)

Я не знаю где ты там вычитал брат )), но в той теме я лично все что знал написал, зачем здесь повторять ?!
Вернись туда и прочитай, послушай.
Шейх 'абдуль-Мухсин:
- "Может он просто передал хадис, включая понимание, что этот хадис можно совместить с хадисом Джуэйрия (где суббота присоединяется к джум'а)".
Шейх Альбаний:
- "Нет, это не так ! Я имею в виду совсем другое.А это то, что он сказал: "Тот, кот. будет поститься в субботу, нет ему поста и нет ифтара (т.е. награды ни за то ни за другое) !..."
По-моему это был сахабий, абдуЛлах ибну Буср.
Так же шейх упомянул, что это мнение было среди ранних и поздних ученых.
Далее шейх сказал:

"И сахабий этими словами сравнил пост в субботу с постом "дахр" (непрерывным), а пост "дахр" отвергнут..."
Нуждающийся в руководстве
 
Сообщений: 1436
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 22:09

Пост в субботу

Сообщение »

Ассаляму 'алейкум уа рахмату-Ллах.
Для пользы добавлю один хадис к этой теме:
Ат-Тирмизи передал хадис со слов Аиши, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, постился в одном месяце в субботу, воскресенье и понедельник, а в другом месяце - во вторник, среду и четверг. Аль-Албани назвал этот хадис достоверным. См."Сахих аль-Джами ас-Сагир"(4971).
tik
 
Сообщений: 399
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 05:16

Re: ДНИ, В КОТОРЫЕ ПОРИЦАЕТСЯ И ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОС

Сообщение »

Уа'алейкум ас-салям уа рахмату Ллахи уа баракатух.
tik писал(а):Ат-Тирмизи передал хадис со слов Аиши, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, постился в одном месяце в субботу, воскресенье и понедельник, а в другом месяце - во вторник, среду и четверг. Аль-Албани назвал этот хадис достоверным. См."Сахих аль-Джами ас-Сагир"(4971).

Для пользы добавим комментарий шейха Альбани, рахимаху Ллах, к этому иснаду:
"Я скажу (говорит шейх): говорить уверенно что это передается от пророка, да благословит его Аллах и приветствует - требует это рассмотрения, т.к. это из передачи Суфьяна от Мансура от Хайсама от 'Аишы, кот. сказала ... Это привел ат-Тирмизи и сказал: "Хадис хасан (хороший), так же приводит его абдуРрахман ибну Махдий от Суфьяна но не поднимает его (до 'Аишы и следовательно до пророка)".
Сказал аль-Хафиз, в "аль-фатх": "Он подобный" - то есть подобен по иснаду предшествующему, и не доходит до 'Аишы.
Я скажу (говорит шейх Альбани): у него есть так же другая проблема (у иснада), как упоминается в "ат-тахзиб", в биографии Хайсама то, что он сын абдуРрахмана и что он передавал от ибну Мас'уда и Умара однако не слышал от них, затем сказал (ибну Хаджар): "И сказал ибну Каттан: есть рассмотрение (сомнения) в том слышал ли он от 'Аишы, да будет доволен ею Аллах"..."

(см. "тамамуль-минна", 1/414)

قلت : الجزم بنسبته إلى النبي صلى الله عليه و سلم فيه نظر فإنه من رواية سفيان عن منصور عن خيثمة عن عائشة قالت . . أخرجه الترمذي وقال : " حديث حسن وروى عبد الرحمن بن مهدي هذا الحديث عن سفيان ولم يرفعه "
قال الحافظ في " الفتح " : " وهو أشبه "
" قلت : وله علة أخرى فقد ذكر في " التهذيب " في ترجمة خيثمة هذا - وهو ابن عبد الرحمن - أنه روى عن ابن مسعود وعمر ولم يسمع منهما ثم قال : " وقال ابن القطان : ينظر في سماعه من عائشة رضي الله عنها "

Нуждающийся в руководстве
 
Сообщений: 1436
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 22:09

Re: ДНИ, В КОТОРЫЕ ПОРИЦАЕТСЯ И ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОС

Сообщение »

abu zeinab писал(а):Для пользы добавим
комментарий шейха
Альбани, рахимаху Ллах, к этому иснаду:

Джазака-Ллаху хъэйр брат, я к сожалению с комментариями не имею возможности приводить. Но если честно он меня чуть запутал. Прокомментируй пожалуйста сам комментарий. Вот смотри брат, если есть СОМНЕНИЕ слышал передатчик хадис или нет, то мухаддис ведь не может утверждать что хадис достоверный?! И теперь непонятно стало, как получилось так что шейху аль-Альбани было известно об этом, а всё же назвал его достоверным. Может в силу существующих других версий этого хадиса? И подытожу тем, что: так он достоверный или нет?
tik
 
Сообщений: 399
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 05:16

Re: ДНИ, В КОТОРЫЕ ПОРИЦАЕТСЯ И ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОС

Сообщение »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятуh братья и сестры!!! я тут прочитал статью ДНИ, В КОТОРЫЕ ПОРИЦАЕТСЯ И ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОСТ, но я все равно плохо понял) у нас в Казахстане как бы официально праздничный намаз сказали 19 августа и 3 дня Ораза Айт. ИншаАллаh я хочу поститься еще 6 дней месяца шауаля. вопрос такой братья вот эти все 3 дня запрещаеться поститься или только нельзя поститься в праздник разговения, а на следующий день можно поститься? ответьте пожалуйста братья! ДжазакаЛлаху хайран!
Nuka Abu Muhammad
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 05 авг 2012, 06:12

Re: ДНИ, В КОТОРЫЕ ПОРИЦАЕТСЯ И ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОС

Сообщение »

Шейх Усаймин и Ибн Баз - О посте в субботу

Возможно не включен flash в браузере.


прошу модераторов добавить пост сюда: http://salaf-forum.com/viewtopic.php?f=66&t=5156
Аватар пользователя
Бухарий
 
Сообщений: 120
Зарегистрирован: 30 авг 2009, 09:48

Re: ДНИ, В КОТОРЫЕ ПОРИЦАЕТСЯ И ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОС

Сообщение »

Уа'алейкум ас-салям уа рахмату Ллахи уа баракатух.
tik писал(а):Джазака-Ллаху хъэйр брат, я к сожалению с комментариями не имею возможности приводить. Но если честно он меня чуть запутал. Прокомментируй пожалуйста сам комментарий. Вот смотри брат, если есть СОМНЕНИЕ слышал передатчик хадис или нет, то мухаддис ведь не может утверждать что хадис достоверный?! И теперь непонятно стало, как получилось так что шейху аль-Альбани было известно об этом, а всё же назвал его достоверным. Может в силу существующих других версий этого хадиса? И подытожу тем, что: так он достоверный или нет?

Уа ийяка.
Эти примечания были сделаны для того чтобы указать на слабость хадиса. Хадис имеет проблему инкыта' (прерывание), как сказал об этом абу Дауд после того как привел риуаят хадиса (2128):
"Хайсама не слышал от 'Аишы". Это указывает на слабость.
Так же вторая проблема - уакф (остановка), иснад не доходит до пророка, мир ему и благие приветствия, как об этом сказал ибну Хаджар в "фатх" (4/227), так же шейх Альбани привел это в "тамам аль-минна", (стр. 414-415).
Шейх Альбани, рахимаху Ллах, вначале говорил о достоверности этого хадиса, однако в конце жизни вернулся от этого и говорил о его слабости, как во втором издании "мишкат", так же в "тамам уль-минна", стр.414-415.

Nuka Abu Muhammad писал(а):у нас в Казахстане как бы официально праздничный намаз сказали 19 августа и 3 дня Ораза Айт. ИншаАллаh я хочу поститься еще 6 дней месяца шауаля. вопрос такой братья вот эти все 3 дня запрещаеться поститься или только нельзя поститься в праздник разговения, а на следующий день можно поститься? ответьте пожалуйста братья!

Три дня ташрика бывают только после Курбан Байрама, а после Ураза Байрама можно поститься сразу на следующий день.
Бухарий писал(а):прошу модераторов добавить пост сюда: viewtopic.php?f=66&t=5156

А что тут сенсационного брат ))) ?
Ты не привел ничего нового, наоборот, то о чем говорит шейх Усеймин, рахимаху Ллах, так скажем "недостатки" хадиса нами разбираемого, то это не есть однозначно, более того есть очень подробный ответ на обе претензии.
1 - то что хадис ложный
2 - что в нем идтыраб (путаница, сомнение в передачи или передатчике)

Ответ на это:
1 - говорит шейх Усеймин, рахимаху Ллах, что передается от имама Малика, рахимаху Ллах, следующие слова в отношение хадиса:
"Это хадис - ложь".
Однако имам Малик, рахимаху Ллах, не пояснил причину его слов в отношении этого хадиса, поэтому имам ан-Науауи, рахимаху Ллах, сказал: "Не принимается от него (имама Малика), т.к. имамы подтвердили достоверность его".
Сказал ибну аль-Кайим, рахимаху Ллах: "Сказал 'абдуль-Хакк: Возможно Малик назвал его ложным по причине риуаята Саура ибну Йазида аль-Куля'ий, которого отвергли по причине его кадарии, но он был заслуживающим доверия в том что передавал (ثقة), как сказали Яхья и другие, и от него передавали великие ученые, как Яхья ибну Са'ид аль-Каттан, аль-Мубарак, ас-Саурий и другие".
Этот хадис назвали достоверным ат-Тирмизий, аз-Захабий, аль-Хаким, ан-Науауи, абу Дауд, ибну Хузейма, ибну Хиббан, ибну ас-Сакин, ад-Дыйа аль-Макдиси, ибну Кудама, ибну Муляккын, так же аль-Багауий назвал его хасан, так же шейх Альбани, рахимахуму Ллах.

القائلون بالنهي قالوا : إن الإمام مالك رحمه الله تعالى لم يبين سبب طعنه في هذا الحديث , ولهذا قال الإمام النووي : (لا يقبل هذا منه -يعنى الإمام مالك- وقد صححه الأئمة)انتهى.
قال ابن القيم رحمه الله تعالى في الحاشية : (قال عبد الحق: ولعلّ مالكاً إنما جعله كذباً من أجل رواية ثور بن يزيد الكلاعي؛ فإنه كان يُرمى بالقدر؛ ولكنه كان ثقة فيما يروي؛ قاله يحيى وغيره؛ وروى عنه الجلة مثل: يحيى بن سعيد القطان وابن المبارك والثوري وغيرهم)انتهى.
و قد صحح هذا الحديث الترمذي و الذهبي و الحاكم و النووي و أبو داوود و ابن خزيمة و ابن حبان و ابن السكن و الضياء المقدسي و ابن قدامة و ابن الملقن و الألباني , رحمهم الله جميعا.



И не будет верным отклонить это мнение только лишь по причине мнения имама Малика, который даже не пояснил причину таких жестких своих слов, рахимаху Ллах.

2 - Идтыраб. Об этом говорил имам ан-Насаи, рахимуху Ллах. И приводил он риуаяты в которых есть разные версии передачи, где абду Ллах ибну Буср передает от сестры ас-Суммаа, хадис от ас-Суммаа от Аишы, да будет доволен ею Аллах, хадис от абду Ллах ибну Буср от матери, другой хадис от отца, поэтому ан-Насаи говорил о путанице в иснаде.


Ответ: хадис достоверный и такой проблемы как идтыраб нет в этом хадисе, как сказал ибну Хаджар в "ат-тальхыйс", часть 938: "В этом хадисе это не так".
Так же об этом говорил шейх Альбани, рахимаху Ллах.
Да и причины для неясности и смуты в иснаде не может быть, так как этот хадис передается от от 4-х сахабов, абду Ллаха, его сестры и их отца с усилением риуаята от абу Умамы, да будет доволен ими Аллах. Все версии хадиса достоверные.

Вот подробное объяснение:

القائلون بالنهي قالوا : بل الحديث صحيح وعلة الاضطراب لا توجد في هذا الحديث ولهذا قال ابن حجر في التلخيص " ج 938 " ( لكن هذا التلون في الحديث الواحد بالإسناد الواحد مع اتحاد المخرج يوهن راويه ، وينبئ بقلة ضبطه ، إلا أن يكون من الحفاظ المكثرين المعروفين بجمع طرق الحديث فلا يكون ذلك دالا على قلة ضبطه ، وليس الأمر هنا هكذا ، بل اختلف فيه أيضا على الراوي عن عبد الله بن بسر أيضا)أ .هـ.
قال الالبانى : في " الارواء 960 " :
(هذا الحديث صحيح وغير مضطرب لان الاضطراب عند أهل العلم على نوعين:
أحدهما : الذي يأتي على وجوه مختلفة متساوية القوة ، لا يمكن بسبب التساوي ترجيح وجه على وجه.
والآخر : وهو ما كانت وجوه الاضطراب فيه متباينة بحيث يمكن الترجيح بينها فالنوع الأول هو الذي يعل به الحديث . وأما الآخر ، فينظر للراجح من تلك الوجوه ثم يحكم عليه بما يستحقه من نقد.
فالنوع الأول هو الذي يعل به الحديث وأما الآخر فينظر للراجح من تلك الوجوه وهذا الحديث من هذا النوع فقد اختلف في سنده على ثور على وجوه هي :
الوجه الأول : ماخرجه أبو داود (2421) والترمذي (1 / 143) والدارمى (2 / 19) وابن ماجه (172) والطحاوي (1 / 339) وابن خزيمة في (صحيحه) (2164 ) والحاكم (1 / 435) والبيهقي (4 / 302) وأحمد (6 / 368) والضياء المقدسي في (الاحاديث المختارة) (ق 114 / 1) ، عن سفيان بن حبيب والوليد ابن مسلم وأبي عاصم ، بعضهم عن هذا وبعضهم عن هذا وهذا ، والضياء أيضا في (المنتقى من مسموعاته بمرو) (ق 34 / 1) عن يحيى بن نصر كلهم عن ثور بن يزيد عن خالد بن معدان عن عبد الله بن بسر السلمي عن أخته الصماء أن النبي صلى الله عليه وسلم قال : الحديث.
فذكر الجميع الحديث كاملا إلا الترمذى ذكره دون زيادة (إِنْ لَمْ يَجِدْ أَحَدُكُمْ إِلَّا لِحَاءَ عِنَبَةٍ أَوْ عُودَ شَجَرَةٍ فَلْيَمْضُغْهُ).
الوجه الثاني : عنه عن خالد عن عبد الله بن بسر مرفوعا ليس فيه (عن أخته الصماء) . رواه عيسى بن يونس عنه وتابعه عتبة بن السكن عنه أخرجه ابن ماجه وعبد بن حميد في (المنتخب من المسند) (ق 60 / 1) والضياء في (المختارة) (106 / 2 و 107 / 1) عن عيسى ، وتمام في (الفوائد) (109 / 1) عن عتبة.
الوجه الثالث : عنه عن خالد عن عبد الله بن بسر عن أمه ، بدل ( أخته ) . رواه أبو بكر عبد الله بن يزيد المقري سمعت ثور بن يزيد به . أخرجه تمام أيضا.
الوجه الرابع : وقيل عن عبد الله بن بسر عن الصماء عن عائشة . ذكره الحافظ في (التلخيص) (200) وقال : (قال النسائي : حديث مضطرب) . فان الوجه الأول اتفق عليه ثلاثة من الثقات ، والثاني اتفق عليه اثنان أحدهما وهو عتبة بن السكن متروك الحديث كما قال الدارقطني فلا قيمة لمتابعته . والوجه الثالث ، تفرد به عبد الله بن يزيد المقري وهو ثقة ولكن أشكل على أنني وجدته بخطى مكنيا بأبى بكر ، وهو إنما يكنى / صفحة 120 / بابى عبد الرحمن وهو من شيوخ أحمد . والوجه الرابع لم أقف على اسناده . ولا يشك باحث أن الوجه الاول الذي اتفق عليه الثقات الثلاثة هو الراجح من بين تلك الوجوه ، وسائرها شاذة لا يلتفت إليها . على أن الحافظ حاول التوفيق بين هذه الوجوه المختلفة فقال عقب قول النسائي (هذا حديث مضطرب) : (قلت : ويحتمل أن يكون عبد الله عن أبيه ، وعن أخته ، وعند أخته بواسطته وهذه طريقة من صححه ، ورجح عبد الحق الرواية الاولى وتبع في ذلك الدارقطني) . قلت وما رجحه هذا الامام هو الصواب ان شاء الله تعالى.
ثم وجدت لثور بن يزيد متابعا جيدا , فقال الامام احمد (6-368) (6-369) ثنا الحكم بن نافع قال : ثنا اسماعيل بن عياش عن محمد بن الوليد الزبيدى عن لقمان بن عامر عن خالد بن معدان عن عبد الله بن بسر عن اخته الصماء.
وهذا اسناد جيد رجاله كلهم ثقات فإن إسماعيل بن عياش ثقة في روايته عن الشاميين وهذه منها . فهذا يؤيد الوجه الاول تأييدا قويا ، ويبطل إعلال الحديث بالاضطراب إبطالا بينا ، لانه لو سلمنا أنه اضطراب معل للحديث فهذا الطريق لا مدخل للاضطراب فيه . والحمد لله على توفيقه ، وحفظه لحديث نبيه صلى الله عليه وسلم.
وقد جاء ما يؤيد الوجه الثاني من وجوه الاضطراب ، فقال يحيى بن حسان : سمعت عبد الله بن بسر يقول : سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم . فذكره مختصرا دون الزيادة.
أخرجه أحمد (4 / 189) والضياء في (المختارة) ( 14 / 1) . قلت : وهذا سند صحيح رجاله ثقات ، ويحيى بن حسان هو البكري الفلسطيني , وتابعه حسان بن نوح قال : سمعت عبد الله بن بسر صاحب رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول : ترون يدي هذه ؟ بايعت بها رسول الله وسمعته يقول : فذكره بتمامه . أخرجه الدولابي في (الكنى) (2 / 118) وابن حبان في (صحيحه) (940) وابن عساكر في (تاريخ دمشق) (9 / 4 / 1) والضياء في (المختارة) (106 / 1 - 2). ورواه أحمد في (المسند) (4 / 189) من هذا الوجه ولكن لم يقل : (سمعته) ، ووإنما قال : (ونهى عن صيام . . .) . وهو رواية للضياء أخرجوه من طريق مبشر بن اسماعيل وعلى بن عياش كلاهما عن حسان به . وخالفهما أبو المغيرة نا حسان بن نوح قال : سمعت أبا أمامة يقول سمعت رسول الله : فذكره . أخرجه الروياني في (مسنده) (30 / 224 / 2 ) : نا سلمة نا أبو المغيرة . قلت : وهذا سند صحيح ، رجاله كلهم ثقات رجال مسلم غير حسان بن نوح وثقه العجلى وابن حبان وروى عنه جماعة من الثقات وقال الحافظ في (التقريب) : (ثقة) . / صفحة 123 / قلت : فإما أن يقال : ان حسانا له إسنادان في هذا الحديث احدهما عن عبد الله بن بسر ، والاخر عن أبى أمامة ، فكان يحدث تارة بهذا ، وتارة بهذا ، فسمعه منه مبشر بن إسماعيل وعلي بن عياش منه بالسند الاول ، وسمعه أبو المغيرة - واسمه عبد القدوس بن الحجاج الخولاني - منه بالسند الاخر ، وكل ثقة حافظ لما حدث به. واما أن يقال : خالف أبو المغيرة الثقتين ، فروايته شاذة ، وهذا أمر صعب لا يطمئن له القلب ، لما فيه من تخطئة الثقة بدون حجة قوية . فان قيل : فقد تبين من رواية يحيى بن حسان وحسان بن نوح أن عبد الله بن بسر قد سمع الحديث منه صلى الله عليه وسلم ، وهذا معناه تصحيح للوجه الثاني أيضا من وجوه الاضطراب المتقدمة ، وقد رجحت الوجه الاول عليها فيما سبق ، وحكمت عليها بالشذوذ ، فكيف التوفيق بين هذا التصحيح وذاك الترجيح ؟ والجواب : ان حكمنا على بقية الوجوه بالشذوذ وإنما كان باعتبار تلك الطرق المختلفة على ثور بن يزيد ، فهو بهذا الاعتبار لا يزال قائما . لما وجدنا الطريقين الاخرين عن عبد الله بن بسر يوافقان الطريق المرجوحة بذاك الاعتبار ، وهما مما لا مدخل لهما في ذلك الاختلاف ، عرفنا منهما صحة الوجه الثاني من الطرق المختلفة . بعبارة أخرى أقول : ان الاضطراب المذكور وترجيح أحد وجوهه إنما هو باعتبار طريق ثور بن يزيد عن خالد بن معدان عن ابن بسر ، لا باعتبار الطريقين المشار إليهما بل ولا باعتبار طريق لقمان بن عامر عن خالد بن معدان ، فانها خالية من الاضطراب أيضا وهى عن عبد الله بن بسر عن اخته الصماء ، وهي من المرجحات للوجه الاول ، وبعد ثبوت الطريقين المذكورين ، . . يتبين أن الوجه الثاني ثابت أيضا عن ابن بسر عن النبي صلى الله عليه وسلم باسقاط أخته من الوسط . والتوفيق بينهما حينئذ مما لابد منه وهو سهل ان شاء الله تعالى ، وذلك بان يقال : ان عبد الله بن بسر رضي الله عنه سمع الحديث أولا من أخته الصماء ، ثم سمعه من النبي صلى الله عليه وسلم مباشرة . فرواه خالد بن معدان عنه على الوجه الاول ، ورواه يحيى وحسان عنه على الاخر وكل حافظ ثقة ضابط لما روى)انتهى كلام الالبانى رحمه الله تعالى.
والخلاصة أن الحديث صحيح خالٍ من الاضطراب



То же самое слова шейха ибн База, рахимаху Ллах, что хадис да'ыйф и шазз (отклоненный) не могут быть однозначными, т.к. о достоверности его говорили имамы хадиса.
Нуждающийся в руководстве
 
Сообщений: 1436
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 22:09

Сообщение »

Ассаляму 'алейкум уа рахмату-Ллах.
abu zeinab писал(а):Шейх Альбани, рахимаху Ллах, вначале говорил о достоверности этого хадиса, однако в конце жизни вернулся от этого и говорил о его слабости, как во втором издании "мишкат", так же в "тамам уль-минна", стр.414-415.

Пняятно). Джазака-Ллаху хъэйр.
tik
 
Сообщений: 399
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 05:16

Пред.

Вернуться в Добровольные виды поста

cron