Фетвы: МОЖНО ЛИ СОВМЕЩАТЬ НАМЕРЕНИЕ ДЛЯ ДВУХ ВИДОВ ПОСТА?

Ответить
Abu Jalil
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 15 сен 2010, 17:21

Фетвы: МОЖНО ЛИ СОВМЕЩАТЬ НАМЕРЕНИЕ ДЛЯ ДВУХ ВИДОВ ПОСТА?

Сообщение Abu Jalil » 21 сен 2010, 21:59

Ассаляму алейкум уа рахматуллах.
В месяце Шавваль часто поднимается вопрос - можно ли соблюдать шестидневный пост Шавваля, если у тебя остались невосполненные дни Рамадана? А также такой: можно ли совместить намерение - чтобы один день поста засчитался и за возмещение Рамадана, и за пост Шавваля... На эту темы есть много фетв современных больших ученых, среди которых следующие.

Шейх Аль-Албани: Можно ли совмещать намерение для двух видов поста: возмещения Рамадана и шести дней Шавваля?

Вопрос: «У меня имеются некоторые пропущенные дни Рамадана, к тому же мне хотелось бы соблюдать пост в течение шести дней Шавваля. Могу ли я объединить намерения, чтобы награда одного дня поста засчиталась и за то, и за другое?»

Ответ шейха аль-Албани:

«Если ты хочешь узнать, можно ли так поступать, то ответ: да, можно. И здесь хотелось бы упомянуть, что всего возможны три разных варианта, пусть каждый мусульманин выберет, как ему следует поступить.

Первый вариант (наиболее превосходный) – это соблюдать отдельно пост для восполнения Рамадана, а затем – отдельно шесть дней Шавваля. Это потому, что одно богоугодное дело приносит вознаграждения в десятикратном размере. В таком случае пост восполнения принесет награду в десятикратном размере, и пост Шавваля так же принесет подобную награду.

Второй вариант – это для тех, кто по тем или иным причинам не находит в себе сил, желания, возможностей для соблюдения и того, и другого поста по отдельности. Тогда ему нужно собраться с намерением соблюдать пост для восполнения Рамадана, а к этому намерению добавить второе намерение – чтобы этот день засчитался ему в качестве поста одного из шести дней Шавваля. Но при таком варианте нужно помнить, что размер вознаграждения уже не будет как в первом случае – десять за один пост, и десять за второй. Ему запишется вознаграждение в десятикратном размере за один пост (возмещение Рамадана) и в однократном – за второй (Шавваль). Это однократное вознаграждение будет в ответ на то, что у него все таки было намерение соблюсти пост в Шаввале. Доводом является хадис: «Кто намеревался совершить благое действие, но не сделал его, получит награду в однократном размере. А тот, кто намеревался совершить и совершил его до конца, получит награду в десять раз большую, либо в сто раз большую, либо в семьсот раз большую, ибо Аллах преумножит тому, кому пожелает».

Третий вариант – это те, кто только восполняют пропущенные дни Рамадана и не стремятся соблюдать Сунну – т.е. добавить к Рамадану шесть дней из Шавваля. Или же они просто не знают о достоинстве этого дополнительного поста в месяц Шавваль – и таково положение многих современных людей».

Сл. «Сильсилятуль-худа уа-ннур» № 327.

هل يجوز إدخال ليلة صوم ست من شوال مع أيام قضاء رمضان

السائل : بالنسبة لصيام ستة من شوال أنا ربما أفطرت يوم من رمضان الذي يسبق شوال أفطرت يعني وأردت أن أصوم ستة من شوال هل يجوز أن أجعل نيتي قضاء وصيام يوم من هذه الستة في آن واحد ؟
الشيخ الألباني : إذا كنت تسأل عن الجواز فالجواب نعم يجوز،و أنا أذكر لك الآن هنا ثلاثة مراتب فيختار المسلم منها ما يطيب له

*المرتبة الأولى وهي العليا :أن يصوم القضاء وحده وشوال لوحده لماذا لأننا نعلم أن الحسنة بعشر أمثالها فإذا صام يوم من رمضان فله على الأقل عشر حسنات وصام يوم من شوال لشوال عشر حسنات صار له عشرين هذه الحالة الفضلى العليا

*الحالة الثانية :هو ما عنده إستعداد ما عنده وقت ما عنده طاقة لسبب أو آخر هو يصوم في يوم مما عليه مثلا أو ستت أيام مما عليه من رمضان ويريد أن يشمل فيهم الستة من شوال هذا المثل الثاني نقول ينوي قضاء مما عليه من رمضان ويفعل ويفعل ويضم إلى هذه النية نية صيام الست من شوال هذا لا يكتب له عشرة زاد عشرةهذا يكتب له عشرة زائد واحد هذا الواحد هو النية الطيبة لقوله عليه السلام في الحديث القدسي إذا هم عبدي بحسنة فلم يعملها فاكتبوها له حسنة وإذا عملها فاكتبوها له عشرة حسنات إلى مائة حسنة إلى سبعمئة إلى أضعاف كثيرة والله يضاعف لمن يشاء هذه المرتبة الثانية إنكتب له لا أقل أحد عشرة حسنة

*المرتبة الثالة والأخيرة :يصوم ما عليه وبس لا يهيء نفسه للست من شوال أو يمكن ما يدري أنه في شهر شوال كما هو شأن كثير من العرب المتغربين ، واضح

Ответ Постоянного Комитета по фетвам об очередности между возмещением Рамадана и постом в Шаввале

Вопрос №2264: получит ли награду тот человек, который соблюдал пост шесть дней в Шаввале, несмотря на то, что должен был возместить 10 дней Рамадана, пропущенные им по уважительной причине. Достоин ли он награды как будто «постился вечность»?

Ответ: Определять, кому сколько достанется награды – это компетенция Всевышнего Аллаха. Если человек будет стремиться достичь вознаграждения и приложит для этого необходимые усилия, Всевышний не оставит его без аджра, ведь Он в Коране сказал: «Поистине, Мы не дадим утеряться награде тех, кто совершал благое» («Пещера», 30). Но нужно отметить, что когда у человека имеются невосполненные дни Рамадана, то прежде всего ему нужно возместить их, а лишь затем соблюдать шестидневный пост Шавваля. Человек не будет считаться «продолжающим Рамадан шестью днями Шавваля», - как об этом говорится в хадисе, если еще не довел все дни Рамадана до их необходимого количества.

Подписи: глава Комитета – Абдуль-Азиз Ибн Баз; заместитель – АбдуРаззак Афифи; члены Комитета – Абдуллах ибн Гудаян, Абдуллах ибн Кууд

س: هل من صام ستة أيام من شوال بعد شهر رمضان إلا أنه لم يكمل صوم رمضان، حيث قد أفطر من شهر رمضان عشرة أيام بعذر شرعي، هل يثبت له ثواب من أكمل صيام رمضان وأتبعه ستًا من شوال، وكان كمن صام الدهر كله؟ أفيدونا جزاكم الله خيرًا.

ج: تقدير ثواب الأعمال التي يعملها العباد لله هو من اختصاص الله جل وعلا، والعبد إذا التمس الأجر من الله جل وعلا واجتهد في طاعته فإنه لا يضيع أجره، كما قال تعالى: { إِنَّا لَا نُضِيعُ أَجْرَ مَنْ أَحْسَنَ عَمَلًا } (1) والذي ينبغي لمن كان عليه شيء من أيام رمضان أن يصومها أولا ثم يصوم ستة أيام من شوال؛ لأنه لا يتحقق له اتباع صيام رمضان لست من شوال إلا إذا كان قد أكمل صيامه.
وبالله التوفيق وصلى الله على نبينا محمد وآله وصحبه وسلم.
اللجنة الدائمة للبحوث العلمية والإفتاء
عضو // عضو // نائب رئيس اللجنة // الرئيس //
عبد الله بن قعود // عبد الله بن غديان // عبد الرزاق عفيفي // عبد العزيز بن عبد الله بن باز //



Медеу абу АбдуРахман
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 05 дек 2008, 08:35

Re: Фетвы: МОЖНО ЛИ СОВМЕЩАТЬ НАМЕРЕНИЕ ДЛЯ ДВУХ ВИДОВ ПОСТА

Сообщение Медеу абу АбдуРахман » 22 сен 2010, 19:25

Ассалямуалейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!
А если совместить намерение за пост в месяце шауаль с постом в понедельник и четверг, то какая награда за такой поступок?



Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3595
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: http://vk.com/al_asari

Re: Фетвы: МОЖНО ЛИ СОВМЕЩАТЬ НАМЕРЕНИЕ ДЛЯ ДВУХ ВИДОВ ПОСТА

Сообщение salyafit_07 » 11 июн 2014, 11:38

уа'аляйкум ас-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
[color=#0000FF]Медеу абу АбдуРахман[/color] писал(а):А если совместить намерение за пост в месяце шауаль с постом в понедельник и четверг, то какая награда за такой поступок?
Шейх Ибн 'Усаймин (рахимаху-Ллах)
Вопрос: "Можно ли держать пост шести дней шаууаля прежде возмещения пропущенных дней рамадана? А если нельзя, то можно ли держать пост по понедельникам шавваля с намерением что это одновременно и возмещение дней рамадана, и пост шести дней шаууаля, и пост в соответстви с сунной поста по понедельникам?".

Ответ: "Пост шести дней шаууаля не будет иметь обещанной за него награды, кроме как, если завершил полностью человек пост рамадана. И тот, на ком есть возмещение дней рамадана, не держит пост шести дней шаууаля в соответствии со словами Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кто, отпостив рамадан, добавлял затем шесть дней в шаууале…». Тот же на ком есть возмещение – он не отпостил рамадан.
Поэтому мы скажем: "Тот, на ком возмещение должен сначала возместить дни рамадана, а после этого, если он будет держать пост и объединит намерения, что это и пост шести дней шаууаля, и пост понедельника, или пост четверга, то он, в соответствии со своим намерением, получит награду и поста шести дней шаууаля, и поста понедельника или четверга, так как сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине дела оцениваются по намерениям, и постине каждому то, что он намеревался»
". «Фатауа нурун аля ддарб: аз-закат уа ссыям». ИСТОЧНИК

барака-Ллаху фикум.



ummuatfal
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 30 мар 2009, 16:56

Re: Фетвы: МОЖНО ЛИ СОВМЕЩАТЬ НАМЕРЕНИЕ ДЛЯ ДВУХ ВИДОВ ПОСТА?

Сообщение ummuatfal » 27 авг 2017, 17:37

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух
Слышала, что Умар رضي الله عنه возмещал свои долги за рамадан во время зульхиджы в период 10 дн.
Можем ли мы возмещать свои долги по посту , совмещая их с постом зульхиджы? Мне даже один из требующих знания говорил, что так больше награды, так как Умар رضي الله عنه так делал, но я сомневаюсь пока не услышу слова ученых



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2848
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 28 авг 2017, 02:21

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух

Да, есть такое, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) предпочитал возмещать пропущенные по уважительной причине дни Рамадана в десять первых дней месяца Зуль-Хидджа.
И конечно же возмещение этих дней в первые десять дней Зуль-Хидджа больше по награде. Ведь любое благодеяние в эти дни превосходит благодеяние, совершённое в иное время, как на это указывают известные хадисы. А возмещение обязательного поста - из числа величайших благодеяний.
Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет любимей для Аллаха благодеяний [и нет более великой награды], чем за благодеяния, совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хидджа». аль-Бухари 2/162, Абу Дауд 2438, ат-Тирмизи 757, ад-Дарими 1/357.

А что касается такого понимания, что ‘Умар совмещал два намерения поста, а это - намерение возмещать обязательный пост Рамадана и намерение добровольного поста десяти дней Зуль-Хидджа, то подобное понимание вызывает сомнение.
Вот это высказывание ‘Умара:
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Нет проблем в том, чтобы возмещать пропущенные дни Рамадана в десять дней Зуль-Хидджа”. Ибн Аби Шейба 9768.
В другой версии говорится, что ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: “Нет более любимых для меня дней, в которые я пожелал бы возместить (пропущенные) дни Рамадана, чем десять дней (Зуль-Хидджа)”. ‘Абду-р-Раззакъ 7714, аль-Байхакъи 8468.
Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность иснада. См. “Фатхуль-Бари” 4/189.
Имам Абу ‘Убайда об этом асаре ‘Умара сказал: “Мы считаем, что ‘Умар любил пост в эти десять дней Зуль-Хидджа и не желал того, чтобы человек упускал пост этих дней, желая соблюдать в эти дни добровольный пост. Но если на нём был долг Рамадана, то он не желал начинать соблюдать добровольный пост в то время, как на нём оставался обязательный (невозмещённый) пост. И он говорил, чтобы возмещали эти дни (пропущенные в Рамадан) в эти десять дней. Таким образом, человек не будет тем, кто не постился в эти дни, и не будет тем, кто начал с соблюдения добровольного поста прежде обязательного, объединяя, таким образом, оба деяния. И смысл этого его высказывания не в том, что желательно откладывать возмещения пропущенных дней Рамадана до наступления десяти дней Зуль-Хидджа. Однако речь о том, кто не специально застиг наступление этих десяти дней, не возместив пропущенные дни Рамадана”. См. “Гъариб аль-хадис” 3/398.

Но передаётся от ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах), что он наоборот, запрещал возмещать пропущенные дни Рамадана в десять дней Зуль-Хидджа. Ибн Аби Шейба 9769.
Однако Ибн Хаджар назвал это сообщение слабым, но затем привёл слова имама Ибн аль-Мунзира, сказавшего: “С достоверным иснадом подобное (о порицании возмещать дни Рамадана в десять дней Зуль-Хидджа) передаётся от аль-Хасана (аль-Басри) и аз-Зухри, но нет у них довода на это”. См. “Фатхуль-Бари” 4/189.
Исхакъ аль-Каусадж рассказывал, что спросил имама Исхакъа ибн Рахауайха: «Те, кто говорит о том, что рамаданные дни не возмещаются в Зуль-Хидджа, на основании чего они это порицают?» Исхакъ ответил: “Это дозволено. А те, кто порицал подобное, желали тем самым, чтобы эти дни провели в добровольном посте из-за желательности совершения благодеяний в эти дни”. См. “Масаиль Ахмад уа Исхакъ” 703.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Сообщения от ‘Умара и ‘Али, да будет доволен ими обоими Аллах, противоречивы касательно возмещения Рамадана в десять дней Зуль-Хидджа. Умар считал желательным этот поступок из-за достоинства этих дней. И, следовательно, возмещение пропущенных дней Рамадана в эти дни лучше, чем их возмещение в иное время, что указывает на превосходства обязательных деяний над добровольными деяниями и увеличение за них награды в эти дни. А ‘Али запрещал это, и от Ахмада передаётся относительно этого вопроса два мнения. А что касается мнения ‘Али, то его пояснили тем, что возмещение пропущенных дней Рамадана в эти десять дней становятся причиной упущения достоинства соблюдения добровольного поста в эти дни. Так пояснили это имам Ахмад и другие”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 372.

В любом случае, сообщение от ‘Умара достоверное, а от ‘Али нет, как это сказал хафиз Ибн Хаджар. Ведь от ‘Али это сообщение передаёт передатчик по имени аль-Харис, которого многие имамы обвиняли во лжи. Следовательно, нет никаких проблем в том, чтобы возмещал кто-то пропущенные дни Рамадана именно в эти десять дней Зуль-Хидджа, более того, по мнению ‘Умара это даже желательно.
Однако ни в словах ‘Умара, ни в словах процитированных имамов нет указания на то, что речь идёт про объединения намерения возмещением пропущенных дней Рамадана и добровольным постом в десять дней Зуль-Хидджа.
Это же понимание передаётся и от другого сподвижника – Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах):
‘Усман ибн Маухиб рассказывал: “Я слышал, как Абу Хурайру (да будет доволен им Аллах) спросил один человек: “Поистине, на мне не возмещенные дни поста Рамадана, могу ли я соблюдать добровольный пост десяти дней Зуль-Хиджжа (не возместив пост Рамадана)?” На это Абу Хурайра ответил: «Нет». Тот спросил: “Почему?!” Абу Хурайра сказал: «Начинай с того, что ты должен вернуть Аллаху, а затем держи добровольный пост!»” Ибн Аби Шейба 9770, аль-Байхакъи 4/275. Исследователь сборника «аль-Мусаннаф» (6/61) шейх Са’д аш-Шасри подтвердил достоверность иснада.
Если было так, что можно или даже желательно объединять два вида поста одним поступком, тогда Абу Хурайра посоветовал бы объединить спросившего оба поста одним намерением.
Аллаху а’лям.

В любом случае, в вопросе объединения двух постов одним намерением и деянием есть разногласие среди учёных, о чём уже упоминалось в этой ветке. Как и есть среди учёных разногласие в вопросе: можно ли соблюдать добровольный пост прежде, чем возместить обязательный?
Но если кто-то, кто не успел возместить пропущенные дни Рамадана, пожелает объединить такой день со днём ‘Арафа или днём ‘Ашура, не желая упустить великие награды за пост в эти дни, опираясь на некоторых учёных, дозволявших подобное, как шейх Ибн ‘Усаймин, то ин ша-Аллах не будет в этом проблем.
Хотя, конечно же, желающему получить эти великие награды, не испытывая сомнений, следует соблюдать эти великие добровольные посты после возмещения обязательного поста Рамадана, как на это указывали упомянутые сподвижники.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.



Ответить

Вернуться в «Различные темы, связанные с постом»