Можно ли говорить "рамадан карим"?

Ответить
Аватара пользователя
Умму Хаким
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 06 мар 2012, 19:17

Можно ли говорить "рамадан карим"?

Сообщение Умму Хаким » 11 июл 2013, 01:09

Сказал уважаемый шейх Ибн Усеймин, да смилуется над ним Всевышний Аллах:

"Положением слов "рамадан карим" является то, что это неправильно. И должны быть только слова "Рамадан Мубарак" и подобные им, потому что рамадан не является тем, который дарует, чтобы быть щедрым. Только Всевышний Аллах - Он Тот, Который устанавливает в нем пользу и дарует ее на протяжении месяца".


حكم ذلك أن هذه الكلمة "رمضان كريم" غير صحيحة
… وإنما يقال: "رمضان مبارك" وما أشبه ذلك، لأن رمضان ليس هو الذي يعطي
حتى يكون كريماً، وإنما الله تعالى هو الذي وضع فيه الفضل، وجعله شهراً
. مجموع الفتاوى للشيخ ابن عثيمين رحمه الله 20/ السؤال رقم 254
[/arabic]



Аватара пользователя
Abu Yakub al Kabardini
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 11 окт 2012, 21:18
Откуда: КБР,г.Нальчик

Re: Можно ли говорить "рамадан карим"?

Сообщение Abu Yakub al Kabardini » 08 май 2016, 21:40

О выражении «Рамадан карим»

Вот наступил очередной благодатный месяц рамадан, и по обыкновению, мусульмане будут обращаться друг к другу с широко распространившимся выражением «Рамадан карим». Однако некоторые категорично и достаточно в жесткой форме пресекают употребление этого выражения, ссылаясь на фетву выдающегося современного ученого, шейха Ибн 'Усамина (да смилуется над ним Аллах Своей широчайшей милостью).
Данная заметка призвана убавить жесткость и категоричность в этом вопросе и пусть Аллах обратит ее на пользу мусульманам.
Полагаю, правильным и предпочтительным будет сначала упомянуть всю фетву шейха целиком:
Вопрос: “Когда постящийся совершает прегрешение и ему воспрещают это, он отвечает: «Рамадан карим» (рамадан великодушен, или щедр). Каково шариатское суждение об этом выражении и подобном поведении?”
Ответ: “Суждение таково, что выражение «Рамадан карим» неправильное, говорят «Рамадан мубарак» и подобные выражения. Рамадан не является тем, кто дает и наделяет, чтобы быть каримом (щедрым, великодушным). Но Аллах наделил этот месяц достоинством и превосходством, а также сделал его временем, в котором выполняется один из столпов Ислама. Похоже, этот человек полагает, что из-за превосходства и величия времени [этого месяца] в нем позволительно ослушание Аллаха. Однако это противоположно словам ученых, о том, что степень тяжести греха за дурные деяния увеличивается ввиду достоинства времени или места их совершения. Человек обязан бояться Всемогущего и Великого Аллаха в любое время и в любом месте, но если место и время почтенны и имеют особое достоинство, то эта обязанность становится еще более несомненной. Всемогущий и Великий Аллах сказал:

﴿ يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ كُتِبَ عَلَيۡكُمُ ٱلصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى ٱلَّذِينَ مِن قَبۡلِكُمۡ لَعَلَّكُمۡ تَتَّقُونَ ﴾
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, как он был предписан тем (общинам), которые были до вас, - быть может, вы станете богобоязненными» (2:183). То есть, мудрость предписания поста заключена в том, чтобы обрести богобоязненность, выполняя повеления Аллаха и избегая запрещенных Им поступков. Поэтому в достоверно переданном от пророка (мир ему и благословение Аллаха) хадисе, говорится: «Тот кто не оставляет (во время поста) лживые речи, действия сообразно им, и глупость1, то Аллах не нуждается в том, чтобы этот человек оставлял еду и питье» аль-Бухари №6057.
Пост – это поклонение Аллаху, воспитание души, который охраняет душу от запрещенного Аллахом. А совсем не то, что было сказано этим невеждой: ввиду почтенности и благодатности этого месяца, в нем разрешается совершение грехов”

Источник: Ибн 'Усаймин. Маджму' аль-Фатауа уа ар-Расаиль. Т.20. С.93-94.


Шейх (да смилуется над ним Аллах) назвал обсуждаемое выражение неправильным, и объяснил это тем, что сам месяц Рамадан не обладает возможностью давать и наделять чем-либо, чтобы быть великодушным. Однако арабское слово كَرِيم – «карим», помимо «щедрого» и «великодушного» имеет другие значения.
К примеру, словом «карим» обозначают то, что заключает в себе благо и то, что является красивым и приятным. Доводом этому служат слова Всевышнего:

﴿ أَوَلَمْ يَرَوْا إِلَى الأَرْضِ كَمْ أَنْبَتْنَا فِيهَا مِنْ كُلِّ زَوْجٍ كَرِيمٍ ﴾
«Неужели они не видели Землю, сколько Мы произрастили на ней всякие красивые пары растений?» (26:7)
Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) сказал: “… «карим» - красивый вид”

Тафсир аль-Куран аль-'Азым. Дар ат-Тиба. Т.6. С.333. 1420 г.х.
Также другие слова Всевышнего:
﴿ وَأَصْحَابُ الشِّمَالِ مَا أَصْحَابُ الشِّمَالِ (41) فِي سَمُومٍ وَحَمِيمٍ (42) وَظِلٍّ مِنْ يَحْمُومٍ (43) لا بَارِدٍ وَلا كَرِيمٍ ﴾
«И будут те, кто по левую сторону. Кто же будет по левую сторону? Это те, которые окажутся под знойным ветром (адского огня) и в (в адском) кипятке, в тени чернейшего дыма (адского огня), который не приносит ни прохлады, ни блага» (56:41-44)

Относительно слов Всевышнего وَلا كَرِيمٍ выдающийся последователь сподвижников Са'ид бин аль-Мусаййаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Не имеет приятного вида, и все в чем нет блага, не является каримом”

ат-Табари. Аль-Джами' ли ахкам аль-Куран. Дар аль-Кутуб аль-Мисрия. Каир. 1384 г.х.

Соответственно, уже от обратного следует понимать, что всякая вещь, в которой заключено благо, является каримом.
Один из прославленных знатоков арабского языка, аль-Азхари (282-370 г.х.) сказал: “«аль-Карим» - это понятие, охватывающее все то, что является похвальным”

аль-Азхари. Тахзиб аль-Люга. 10/234. ад-Дар аль-Мисрия ли-талиф уа ат-тарджама. 1384:1387 г.х.

Также другой ученый арабского языка и литературы, Ибн Фарис (329-395 г.х.) сказал, что из значений слов, состоящих с коренным составом: «каф», «ра», «мим» - благородный, ценный.

Ибн Фарис. Макайис аль-Люга. Т.5. С.171-172. Дар аль-Фикр 1399 г.х.


Из вышеизложенного следует, что слово «карим» в арабском языке используется не только в смысле «щедрый», «великодушный» в отношении нечто осязаемого или воодушевленного, способного давать и наделять, но еще и в значении «благородный», «драгоценный», а также для обозначения всего в чем заключено благо, а также всего то, что является похвальным. И нет сомнения в том, что Рамадан восхваляем Всевышним Аллахом и Его посланником (мир ему и благословение Аллаха), и заключает в себе множество благ.

Бесспорно, шейх Ибн 'Усаймин (да смилуется над ним Аллах) был хорошим знатоком арабского языка, и поэтому его словам давали разные толкования. Было предположено, что шейх имел в виду неправильность убеждения того, что месяц рамадан сам по себе наделяет и одаряет щедротами. Некоторые сказали, что имелось в виду ошибочность утвердившегося мнения, что эти слова установлены шариатом в качестве слов поздравления с наступлением месяца Рамадан. Некоторые, исходя из контекста вопроса и общего смысла ответа шейха, предположили, что неправильно говорить «Рамадан карим» совершая грехи в этот великий месяц, полагая, что это месяц прощения и великодушия и все грехи простятся.
Примечательно то, что сам шейх (да смилуется над ним Аллах) охарактеризовал месяц рамадан как «карим». Так, например, в книге «Маджалис шахр Рамадан», которую шейх написал собственноручно, на стр.14. издательство «Адуа ас-Саляф», 1416 г.х. шейх написал:
إخواني لقد أظلّنا شهر كريم ...
Также в том же сборнике фетв шейха (да смилуется над ним Аллах) «Маджму' аль-Фатауа уа ар-Расаиль» Т.19. С.17. из которого цитируют неправильность слов «Рамадан карим», можно найти такие слова шейха:
لا شك أن من نعمة الله على عباده أن منّ عليهم بهذا الشهر الكريم
А в труде «ад-Дияу аль-Лями' мин аль-Хутаб аль-Джауами'» 1408 г.х. издание первое, на стр. 167. встречаются слова шейха (да смилуется над ним Аллах):
أيها الناس: اتقوا الله تعالى: واشكروه على ما أنعم به عليكم من نعم وافرة سابغة خصوصا في هذا الشهر الكريم شهر رمضان...
стр. 174.
...إخواني من لم يربح في هذا الشهر الكريم، ففي أي وقت يربح...
...ألا وإن شهركم الكريم قد أخذ بالنقص والاضمحلال...
...فأحسنوا الختام لقد مضى من هذا الشهر الكريم الثلثان...
стр. 176.
أيها الناس: اتقوا الله تعالى، وفكروا في أمركم ماذا عملتم في شهركم الكريم...
...لقد كانت أيام هذا الشهر الكريم معمورة بالصيام والذكر والقرآن ولياليه منيرة بالصلاة والقيام...


Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что категоричность в этом вопросе неуместна.

А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!





_________________________________________________
1- См. Фатх аль-Бари. Т.2 С.140. Дар ар-Раййан ли ат-Турас. 1407 г.х.

Источник http://fatawa.daura.com/topic/342-o-vyr ... dan-karim/



Ответить

Вернуться в «Различные темы, связанные с постом»