Сватовство (хитба) в соответствии с Шариатом

Ответить
Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 369
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Сватовство (хитба) в соответствии с Шариатом

Сообщение al-Mubid » 18 дек 2008, 22:02

Сватовство (хитба) в соответствии с Шариатом

Вопрос: Что подразумевается в Исламе под сватовством? Обычно в церемонии сватовства принято, чтобы жених и невеста обменялись обручальными кольцами, является ли это шариатским методом в этом вопросе?

Хвала Аллаху.

Под сватовством в шариате имеется в виду предложение мужчины к женщине выйти за него замуж. Обладатели знания говорят, что сватовство (хитба) является дозволенным для того, кто хочет жениться.
Всевышний Аллах сказал: «На вас не будет греха, если вы намекнете о сватовстве к женщинам». («Аль-Бакара», 235.)

Также достоверно установлено, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сватался к ‘Аише.
Передают со слов ‘Урвы, да помилует его Аллах Всевышний:
«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попросил у Абу Бакра руки ‘Аиши, Абу Бакр сказал ему: «Но я ведь твой брат!» На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты — мой брат по религии Аллаха и Его Книге , что же касается ‘Аиши, то женитьба на ней мне дозволена». См. «Сахих аль-Бухари»/5081.

Также он сватался и к Хафсе.
Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда моя дочь Хафса бинт ‘Умар, да будет доволен ею Аллах, лишилась своего мужа, Хунайса бин Хузафы ас-Сахми, который был одним из сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, участвовал в битве при Бадре и умер в Медине, я повстречался с ‘Усманом бин ‘Аффаном и предложил ему в жёны Хафсу, сказав: “Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт ‘Умар”. Он сказал: “Я подумаю над этим”. И я ждал несколько дней, а потом он сказал (мне): “Я думаю, что не стану жениться сейчас”. Через некоторое время я встретил Абу Бакра и сказал: “Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт ‘Умар”, однако Абу Бакр промолчал и вообще ничего не ответил мне, и я рассердился на него ещё больше, чем на ‘Усмана, а ещё через несколько дней к ней посватался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и я выдал её замуж за него. А потом меня встретил Абу Бакр и спросил: “Наверное, ты рассердился на меня после того, как предложил мне в жёны Хафсу, а я не ответил тебе?” Я сказал: “Да”. Он сказал: “Принять твоё предложение помешало мне лишь моё знание о том, что о ней упоминал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выдать же тайну посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я не мог, а если бы он отказался, то я обязательно взял бы её сам!» См. «Сахих аль-Бухари»/4005.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал того, кто хочет жениться, посмотреть на девушку, к которой он сватается.
Как об этом повествуется в хадисе: «Тот из вас кто будет свататься к женщине, если сможет пусть посмотрит на то, что побуждает его к женитьбе на ней». См. «Сунан Аби Дауд»/2082. шейх Альбани назвал этот хадис хорошим в «Сахих Аби Дауд»/1832.

Однако в шариате нет специальных церемоний, которым обязательно следовать в хитбе. И все что делают некоторые мусульмане, как, например, провозглашение о состоявшейся хитбе, или их ликование по этому поводу, или предварение хитбы подарками, то все это относится к обычаям (‘адат), которые в своей основе являются дозволенными, если относительно конкретных из них не имеется запрета в шариате. К подобным обычаям также относится и обмен между женихом и невестой, так называемыми, обручальными кольцами. Тем не менее, следует отметить что, в следовании этой традиции есть следующие противоречия шариату.

Первое: Некоторые люди верят в то, что эти кольца усиливают любовь супругов и укрепляют связь между ними. Однако это является убеждением невежественных людей, поскольку у подобной связи нет основ ни в Шариате, ни в реальной действительности.

Второе: Это является уподоблением христианам и другим неверным, поскольку это никогда не было обычаем мусульман. А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал нас от этого.
Передают со слов Абу Са‘ид, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, станете вы следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и дело дойдёт до того, что если они проникнут в нору ящерицы, то и вы обязательно последуете за ними!» Мы спросили: «О посланник Аллаха, (ты имеешь в виду) иудеев и христиан?» — и он сказал: «А кого же ещё?» См. «Сахих аль-Бухари»/6889; «Сахих Муслим»/6723.

Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто уподобляется какому-либо народу тот из них». См. «Сунан Аби Дауд»/4031. Шейх Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих Аби Дауд»/3401.

Третье: Обычно процедура обмена кольцами происходит еще до заключения брака, и в таком положении жениху не позволено самому надевать кольцо на палец невесты, поскольку после хитбы она еще не перестает быть для него посторонней женщиной и не становится его женой.

И в заключение предоставим слово уважаемому шейху Ибн ‘Усаймину, да помилует его Аллах, который сказал по этому поводу следующее:
«Под выражением «дибляту ль-хутуба» (обручальное кольцо) имеется в виду кольцо, а кольцо в своей основе является дозволенным. Однако этому сопутствует ложное убеждение о том, что это укрепляет связь между супругами. Так, некоторые люди пишут на кольце, которое они передают невесте, свое имя, невеста же в свою очередь делает то же самое, и при этом они полагают, что это будет причиной их привязанности друг к другу. В таком положении обручальное кольцо является запретным, поскольку у подобной связи нет основы ни в Шариате, ни в реальной действительности. Также жениху не позволено надевать кольцо на палец невесты, поскольку после этого она не перестает быть для него посторонней женщиной (прикасаться к которой запрещено). А женой она становится только после заключения брака». См. «Аль-фатауа аль-джами’а лиль-марати ль-муслима» 3/914.


Источник: www.islamqa.com



Abu Salih
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 26 окт 2008, 20:02

Re: Хитба

Сообщение Abu Salih » 22 дек 2008, 18:20

Ассалямугалейкум так когда начинается брак то? то есть хитба сама по себе это лишь договоренность а что такое брак?когда читают никах? а что является условием никаха?обязательно ли в мечети проводить ?



Аватара пользователя
***
Сообщения: 552
Зарегистрирован: 24 окт 2008, 13:40

Re: Хитба

Сообщение *** » 01 июн 2010, 23:15

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Шуруты хитбы и прочие подробности можно прослушать в лекции брата Арсена Абу Яхьи Крымского "Никях". Кто может пусть приведет их в письменном виде.
БаракяЛлаху фикум!



Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3600
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: http://vk.com/al_asari

Re: Сватовство (хитба) в соответствии с Шариатом

Сообщение salyafit_07 » 09 дек 2013, 01:59

ас-Саляму 'аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
Сватовство и никях | Наиль Абу Салих
phpBB [youtube]
барака-Ллаху фикум.



Мария Миржанова
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 02 июн 2013, 22:07
Откуда: Ижевск

Re: Сватовство (хитба) в соответствии с Шариатом

Сообщение Мария Миржанова » 01 мар 2014, 20:48

ассаляму уалейкум! у меня такой вопрос, обязательно надо чтобы мужчина проявлял инициативу в плане женитьбы? т.е. "свататься" к девушке или девушке тоже дозволено как то "намекнуть" о том что мужчина ей нравится что она хочет создать семью и т.д.



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2865
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Можно ли женщинам предлагать себя в жены?

Сообщение A'mash » 02 мар 2014, 00:19

Уа алейкум салям
Мария Миржанова писал(а):или девушке тоже дозволено как то "намекнуть" о том что мужчина ей нравится что она хочет создать семью и т.д.
Нет проблем в том, чтобы девушка намекнула или сказала прямо об этом, и это дозволено. Однако необходимо соблюдать конечно же адаб в этом, проявлять скромность и т.п.
Предложить в жены себя - это одно и это дозволено, и подобное не исключает всех требуемых шариатом условий для никаха. Однако подарить себя нельзя, что было исключением только для нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха)!
Теперь доводы и слова ученых:
Сабит аль-Бунани рассказывал: “Однажды я был с Анасом, когда с ним была его дочь. Анас сказал: «Однажды одна женщина пришла к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О посланник Аллаха, у тебя есть нужда во мне?» На это дочь Анаса сказала: «Как же мало было в ней скромности, и как плохо она поступила». Тогда Анас сказал ей: «Она была лучше тебя! Она любила пророка (мир ему и благословение Аллаха) и предложила себя ему»”. аль-Бухари 5120.
Имам аль-Бухари назвал главу, в которой привел подобные хадисы, так: «Глава о том, что женщина может предложить себя (в жены) праведному мужчине».
Хафиз Ибн аль-Муляккъин сказал: “И это так, как назвал главу (аль-Бухари), что дозволено женщине предложить себя в жены праведному мужчине, показывая тем самым свое желание к нему по причине его праведности и достоинстве, или по причине его знания и почета, или по причине религиозного какого-либо качества. И нет за это на ней никакого порицания и упрека”. См. “ат-Таудых ли-шарх аль-Джами’ ас-сахих” 24/370.
Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Дочь Анаса обратила внимание на внешнюю сторону и не поняла суть картины, пока Анас не сказал: «Она лучше тебя». А что касается той, которая предлагает себя в жены человеку из-за мирской причины, то это худшее из того, что может быть и является позорным”. См. «‘Умдатуль-къари» 20/113.
Однако все это не указывает на то, что женщина имеет право выходить замуж за понравившегося ей мужчину без разрешения уалия! Да, она может предложить себя в жены праведному мусульманину, однако все условия никаха при этом должны быть по любому соблюдены!
Сахль ибн Са’д рассказывал: “Одна женщина пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: «О посланник Аллаха, я пришла, чтобы предложить себя тебе в дар»”. аль-Бухари 5126.
А это уже было дозволено только для пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку это означало, что женщина выходила замуж за пророка (мир ему и благословение Аллаха) без махра и разрешения уалия, что являлось исключением только для него, как сказал об этом Всевышний Аллаха: «Также любую верующую женщину, которая подарит себя пророку, если пророк захочет жениться на ней. Последнее дозволено только тебе, но не другим верующим» (аль-Ахзаб 33: 50).
Поэтому имам аль-Бухари и переименовал это исключение, сказав в главе вместо слова «подарить» - «предложить», что не одно и то же, и что не исключает необходимости всех условий никаха, как уали, два праведных свидетеля, махр и т.п.
А Аллаху ведомо обо всем лучше!



elmaNI
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 15 май 2011, 11:34
Откуда: дагестан

Re: Сватовство (хитба) в соответствии с Шариатом

Сообщение elmaNI » 20 авг 2016, 13:08

Ассаляму алейкум ва рахматуллагь! Братья такой вопрос : Есть ли хадисы или другие сообщения относительно возможности определить красоту будущей жены по белизне лица, по глазам или по другим признакам....?? Я в какой-то из лекций слышал про это, если не ошибаюсь от Рината абу Мухаммада, точно не помню! Поэтому прошу помочь с этим вопросом! Очень много искал ответа, но так и не нашел! ДжазакумуЛлагьу хайран!



Ответить

Вернуться в «Условия никаха»