Шесть принципов приобретения знаний

Сообщение »

بسم الله الرحمن الرحيم



С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!


Шесть принципов приобретения знаний


Подготовил: Наиль Абу Салих Казахстани


Многие сталкиваются с такой проблемой как неправильный подход к учебе. С дозволения Аллаха, в данный лекциях мы постарались разъяснить с чего начинать и как требовать знания, чтобы они дали свои плоды и не были тщетными пробами узнать что-то.
Аватар пользователя
Абу Саад
 
Сообщений: 1387
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 20:27

01

Сообщение »

Вступление


Вся хвала принадлежит Аллаху. Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении, к Нему прибегаем от нашего собственного зла и скверных деяний. Того, кого Аллах ведет по прямому пути, никто не собьет, а кого Он оставил без прямого руководства, того никто не наставит. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Единого Аллаха, не имеющего сотоварищей, и что Мухаммад – Его раб и посланник, да пребудут над ним, и его семьей и сподвижниками благословление Аллаха и многочисленные приветствия.


Милость Всевышнего Аллаха к Своим рабам безгранична, неисчислима, однако рабы Аллаха продолжают оставаться неблагодарными и непокорными перед Ним. Они не благодарят Его за те благоденствия, которыми Он нас наделяет. Из тех благоденствий, которыми наделяет Всевышний Аллах рабов Своих – знания. Это знание, живя соответствий с которым, человек спасает себя от Огня и становится обитателям Рая. Это знание, которое делает разницу между простым мусульманином и между тем мусульманином, который является обладателем этого знания. Это знание, которое Всевышний Аллах дает только тому рабу, которому желает добра. Знание, которое делает обладателя его из тех, за кого просят прощения, те кто в небесах, и те, кто на земле, и даже рыба в воде и муравей в своем муравейнике. Знание, без которого не принимается ни одно поклонение. Знание, которое является тем наследством, которое нам оставил пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Знание, обладатели которого будут находиться в Садах блаженства. Для них золотые сосуды, золотые кувшины, золотые дворцы. В этих садах то, чего не видели человеческий глаз, не слышал человеческий слух, и даже не могла помышлять об этом человеческая душа. Для обладателя этого знания цветущие деревья с прекрасными плодами, источники, прекрасные напитки. Обладатели этого знания будут возлежать в самой удобной позе, подобно королям на своих роскошных тронах. Для обладателей этого знания, райские гурии, которые будут любить только своих мужей. Они настолько красивы и прелестны, что мужья не отводят от них глаз. Эти гурии объединили в себе внутреннюю и внешнюю красоту, превосходный нрав и неземное очарование. И многое многое другое из того, что ждет обладателей этого Знания!
Что мы имеем в виду под «знанием»? Что за «знание», которое делает обладателя его, обладателем таких блаженств, о которых не слышал человеческий слух, не видел человеческий глаз, и даже не могла помышлять об этом человеческая душа?!
Какая-нибудь производственная наука? Нет! Может быть медицина? Также нет! Может быть, знания о такой вещи как физика, химия или астрономия?! Также нет! Что же тогда? Это - то знание, основой которого являются две вещи. Две вещи, которые являются спасательным кругом для каждого мусульманина, который боится утонуть в океане заблуждений и порочности. Данный спасательный круг это две вещи:

  1. Сказал Всевышний Аллах
  2. Сказал пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).

Именно эти две основы, на которых основывается то знание, которое было ниспослано Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Это шариатское знание. Это все то, что было ниспослано пророку, мир ему и благословление Аллаха, из мудрости и прямого пути. Этим не опровергается ни одна наука, упомянутая выше, наоборот, если эти науки (физика, химия, астрономия и т.д.) изучались, для того чтобы дать победу этой религии, или для того чтоб принести пользу мусульманам, то тот, кто овладел этими науками, возьмет свою награду у Всевышнего Аллаха. Однако есть вещи важные и есть вещи важнее. Дальше пойдет речь о том, что важнее! А именно о том, что было ниспослано посланнику Аллаха Мухаммаду, мир ему и благословление Аллаха, о шариатском знание.
Шариатское знание - это знание, которое является обязательным для каждого совершеннолетнего мусульманина. Обязанность перед Всевышнем Аллахом бывает двух видов:

  1. Уаджиб аль-’айн
    Это обязанность, которая обязательна для каждого мусульманина без искючения. Например, для каждого из нас «уаджиб аль-’айн» намаз, пятикратное его совершение, или пост в месяц рамадан, призыв к одобряемому и запрет порицаемого.
  2. Уаджиб аль-кифайа.
    Коллективная обязанность, то есть если кто-то из нас ее выполняет, то с других эта обязанность спадает. Но если никто эту обязанность не выполняет, то грех берет вся исламская община.

Значит, когда мы говорим о шариатском знании, то это знание, которое является обязательным для каждого совершеннолетнего мусульманина в обоих смыслах. То есть в знании есть эта та вещь, которую обязан познать каждый из нас. Например, единобожие (таухид) или намаз в том виде, как его совершал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Как он сказал в хадисе: «Молитесь так, как вы видели молящимся меня!» аль-Бухари 1/155, Муслим 1/295. И в знании есть те вещи, которые являются уаджибом аль кифайа, как, например, для того человека, который занимается торговлей, обязательным является знать о законоположениях шариата в торговле, но это необязательно знать тому, кто не торгует.
Вот здесь и начинается проблема у всех требующих знания. Ученые подразделили знания на две части:

  1. Знание – цель
  2. Знание - средство.

Например, один человек должен доехать или же дойти до центра города, а он живет далеко от своей цели, то есть на окраине города. Для того чтоб доехать ему нужно сесть на автобус или же ехать на такси, а иначе этот человек не достигнет своей цели. Также и в религии Ислам есть шариатское знание, которое является целью для каждого мусульманина, то есть центром города, а мы все стоим на окраине, даже можно сказать загородом. Для того чтоб достичь цели, нам нужно использовать определенные средства передвижения. Вот здесь начинается проблема. Студенты - требующие знания подразделились на три категории:
Первая категория: Есть люди, которые взяли себе в руки знание цель и успокоились на этом. То есть он спокоен, что у него в книжной полке стоит перевод «Мухтасар Сахих аль-Бухари». Он спокоен, что у него стоит перевод тафсира Абдрахамана Са’ади. Он спокоен, что у него есть еще некоторые книги с переводом на русский язык.
Некоторые люди думают, раз вот эта цель у них в руках, то они ее достигли. Нет! Эту цель еще нужно уметь правильно понимать, еще есть много средств, для достижения этой цели. Это не значит, что ты преодолел все препятствия на пути к цели.

Вторая категория: Они используют все средства для достижения цели. Однако когда доходят до цели, перестают идти. Они ограничиваются средствами для достижения цели. Как мы можем видеть, все это творится среди нас. Когда люди идут в центр по изучению арабского языка, заканчивают этот центр, заканчивают 10 – 11 курсов, затем задают вопрос: «А что дальше делать?» Понимаете?! Дальше надо учиться. Использовать одно средство для достижения цели, затем еще и другие средства. Не нужно ограничиваться малым. Арабский язык, как язык, на котором был ниспослан Коран, и была зафиксирована Сунна, является одним из средств для достижений цели. Однако это не цель, это всего лишь средство. Помимо этого средства, для того чтоб понимать по настоящему Коран и Сунну, есть еще средства, тысячи и тысячи других средств для достижения своей цели.

Третья категория: Они имеют желание достигнуть цели и познать её. Они начинают брать причины, использовать средства для достижения цели. Но здесь есть одно «но». Человек использует не те средства, которые по-настоящему являются подходящими. Как, например, человек на окраине города хочет доехать в центр города, садится в автобус, который его увезет в обратную сторону. И такое среди требующих знания случается часто. Когда человек пытается достичь цели, через те средства достижения цели, которые как таковыми в действительности не являются. Как мы можем в наше время видеть или слышать такое понятие, как люди говорят: «Учи философию чтобы достигнуть цели, ведь, без этого не поймешь». Само понятие «исламская философия» очень смешное понятие. Это равносильно тому, чтобы сказать: «Свинина, зарезанная по шариату», или «исламские спиртные напитки». Понимаете?! Такая же несовместимая вещь. Поэтому мы видим, что уже прошло больше 10 лет, как мусульмане бывшего Советского Союза скажем так, получили возможность выезжать за границу, в арабские страны, садиться у колен ученых, и принимать знание из уст в уста, но никто этого не делает, потому что просто напросто не умеют требовать знания. Мы видим, что на сегодняшний день, можно сказать практически, конечно за исключением тех, над кем смилостивился Всевышний Аллах, нету ни одного, кто по-настоящему обладает шариатским знанием.

Спросили однажды одного из саляфов, Абдуллаха ибн Мубарака (да смилуется над ним Аллах): «Что делать людям, которые ищут знания?» И он дал золотой совет для каждого из нас, сказав: «Не берись ни за что, не обладая знаниями». Что делать тем людям, которые ищут знания?! Не берись ни за что, не обладая знаниями. А так как путь к знаниям вещь серьезная, ты должен знать, как идти по этому пути. Должен соблюсти определенные правила, определенные принципы или в противном случае либо себя погубишь, если только этим ограничишься, но может случиться так, что ты погубишь других.
Как говорили саляфы: «Кто хочет постичь знания, пренебрегая правилами его постижения, то пусть знает, что он уже на пути возведения лжи на Аллаха и на Его посланника (мир ему и благословение Аллаха)». Как нам достичь знания?! Мы сказали, что есть определенные принципы и правила, средства для достижения цели. Что это за средства? Что это за принципы и правила? Лучшим ответом на эти вопросы, может быть стишок [1], в котором сказано:

« أخي لن تنال العلم إلا بستة
سأنبيك عن تفصيلها ببـيان
ذكاء وحرص واجتهاد وبلغة
وصحبة أستاذ وطول زمان »



___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] - В лекции он немного по-другому пришел, чем в моих источниках. Может быть кто-нибудь пояснит. И еще везде, где я смотрел сказано, что это слова имама аш-Шафи’и. БаракаЛлаху фикум.
Аватар пользователя
Абу Саад
 
Сообщений: 1387
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 20:27


Вернуться в Манхадж

cron