"Множество достоинств ученого препятствует его очернению"

Сообщение »


ГЛАВА 3 - Отношение к учёным сунны во время их разногласий в вопросах иджтихада

Правило: "Множество достоинств ученого препятствует его очернению"

Утверждение данного правила среди последователей Сунны так же очевидно, как ясно солнце в полдень. На это указывает факт непринятия ими поношения в адрес сподвижников Посланника Аллаха .
Они также считают, что произошедшие между некоторыми сподвижниками конфликты не служат основанием их порицания, поскольку эти ошибки утопают во множестве их достоинств и они раскаялись за это, а раскаяние является покаянием.
К тому же их поступки были совершены по причине самостоятельного решения в достижении истины, и кто вынес правильное решение, тому полагается две награды, а кто ошибся - одна награда. Это правило также включает в себя мусульман, которые пришли после сподвижников, следуя их пути, из числа обладателей знания, справедливости и достоинства.

Имам Ахмад сказал: "Если доказана праведность человека, то в его отношении не принимается порицание кого-либо, пока не выяснится этот факт бесспорным образом". См. "Тахзиб ат-Тахзиб" (7/273).
Ибн аль-Мубарак сказал: "Если достоинства человека преобладают над его недостатками, тогда не упоминаются его недостатки, а если они имеют перевес над его достоинствами, тогда не упоминаются его достоинства". См. "Сияр а‘лям ан-нубаля" (8/398).

Ибн Абдуль-Барр написал: "Если у кого-то подтверждена его праведность, доказана верность в знании, выявлена надежность и забота об исламских науках, в таком случае не следует обращать внимание на чью-либо критику в его адрес, только если он не заверит свое порицание приемлемым аргументом посредством свидетельства, будучи очевидцем этого. Данный аргумент должен указывать на правдивость его слов, исходя из отсутствия в нём таких качеств, как ненависть, зависть, вражда, соперничество, - из его отдаленности от всех этих качеств. Именно это становится причиной принятия слов очерняющего человека со стороны фикха (исламского права) и рассмотрения". "Джами баян аль-ильм уа фадлих" (2/1093).
Он также написал: "Группа учёных и имамов в науке хадисов, которые обладают осведомленностью в области фикха и рассмотрения положений придерживаются следующего мнения: не принимается критика Ибн Ма‘ина и других в адрес того, кто хорошо известен своим знанием, а также истинно обладает праведностью и пониманием. Исключением служит случай, когда выясняется основание для порицания человека - в соответствии с тем, что дозволяется из дискредитации со стороны праведного человека, проявляющего надежность в свидетельствах. Именно в этом мнении нужно быть убежденным, и нельзя обращать внимание на противоречащие ему суждения". "ат-Тамхид" (2/34).

Ибн Хаджар передал следующие слова Ибн Джарира: "Если бы в отношении каждого, кого обвинили в приверженности плохому учению, принималось бы данное обвинение, а на основе этого была бы подорвана степень его праведности и отменена действительность его свидетельства, тогда бы необходимо было оставить большую часть мухаддисов разных местностей. Ведь каждого из них люди причислили к тому, что вызывает неприязнь к нему". См. Предисловие к "аль-Фатх", "Хадью ас-сари мукаддимат фатх аль-Бари" (стр. 605).

Ибн Таймийя написал: "Следует знать, что никто из имамов, получивших общее признание в мусульманской общине, не желает намеренно противоречить Посланнику Аллаха в чем-нибудь из тонких или явных значений его Сунны. Однако если кому-то из них принадлежит мнение, которое полностью не соответствует переданному хадису, в таком случае у него обязательно есть оправдание. Все уважительные причины заключаются в трех видах: 1. Имам не считает, что Пророк произнес те слова; 2. Он не считает, что Пророк имел в виду под теми словами именно тот вопрос (в котором имам высказал мнение, противоречащее хадису); 3. Он убежден, что положение, упомянутое в хадисе, отменено". "Маджму‘ аль-фатауа" (20/232).
Он также написал: "Кто обладает хорошим общим отзывом мусульманской общины: его хвалят и говорят одобрительные слова о нём среди большинства разных людей, - те являются имамами руководства и светочами во мраке. Их ошибки малочисленны по сравнению с их правильными действиями и мнениями. Большая часть их ошибок связана с вопросами иджтихада, в которых они заслуживают оправдание. Именно они следуют знаниям и справедливости, отдаляясь от невежества и несправедливости, от предположений и пристрастий". "Маджму‘ аль-фатауа" (5/271).

Имам аз-Захаби написал: "Если кто-нибудь из больших учёных-имамов имеет многие правильные мнения, а также известно о его стремлении к истине, большом познании, явной сообразительности, праведности, набожности и следовании Сунне, тогда прощаются все его оплошности, а мы не обвиняем его в заблуждении, не очерняем и не забываем его достоинства. Да, несомненно, мы не следуем за ним в его нововведениях и ошибках, но надеемся, что он покается за это". "Сияр а‘лям ан-нубаля" (5/271).
Он также написал: "Мы отрекаемся перед Аллахом от пристрастия и нововведений, и выражаем свою любовь к Сунне и к её приверженцам. Мы любим ученого за присущие ему похвальные качества и следование Шари‘ату, однако мы не любим новшества, которые он вводит из приемлемого толкования. Следует учитывать именно многочисленность достоинств". "Сияр а‘лям ан-нубаля" (20/46).
аз-Захаби также написал: "Если утвердилось имамство (степень имама) и достоинство человека, ему не навредит то, что говорят о нём. Ведь слова об учёных нужно взвешивать на весах справедливости и набожности". "Сияр а‘лям ан-нубаля" (8/448).

Ибн аль-Каййим написал: "Кто обладает знанием о Шари‘ате и действительности, тот точно знает, что если уважаемый человек, который имеет большие заслуги и совершил хорошие деяния в Исламе, допускает ошибки и оплошности в отношении Ислама и мусульман, то в этом у него есть оправдание. Сверх того, ему полагается награда за его усилия в познании истины. Однако нельзя следовать ему в этих ошибках, а также нельзя умалять его высокое положение, степень имама и почетное его место в сердцах мусульман". "И‘лям аль-мууакы‘йин" (3/283).
Ибн аль-Каййим также написал: "Если бы оставляли полностью и умаляли достоинства каждого, кто ошибается или допускает оплошность, тогда бы пришли в упадок различные науки, трудовые деятельности, правления, а их особенности были бы отменены". "Мадаридж ас-саликин" (2/283).
Такой подход, о котором мы упомянули недавно, Ибн аль-Каййим причислил к шариатским правилам и мудрости.
Он написал: "К шариатским правилам и мудрости также относится то, что если человек имеет многие значительные благодеяния и обладает явным положительным влиянием в исламской религии, то его не упрекают в том, в чем осуждают других, и ему прощается то, что не прощается другим". "Мифтах дар ас-Са‘ада" (1/529).
После того, как Ибн аль-Каййим привел доказательства своих слов, он написал в этой же книге: "Среди людей известно и им свойственно, что тому, у кого есть многие благодеяния и заслуги, прощается одно плохое дело или два, и так далее. Тогда призывающий наказать его стремится навредить ему, а призывающий отблагодарить его стремится проявить хорошее отношение к нему. В итоге побуждающий к благодарности одерживает верх над побуждающим к наказанию". "Мифтах дар ас-Са‘ада" (1/531).

Ибн Раджаб аль-Ханбали написал следующие слова: "Большинство имамов ошиблось в немногих вопросах, ошибка в которых не влияет отрицательно на их положение имамов и степень знания, и что же было? - Эти недостатки утонули в их достоинствах, во множестве правильных мнений, в хороших намерениях и стремлении помочь религии. Причём выискивание их оплошностей не похвально и не одобрительно, особенно во второстепенных вопросах, где не вредит ошибка и не приносит пользу раскрытие и разъяснение их неверного мнения". Послание "ар-Рад ‘аля ман иттаба гайр аль-мазахиб аль-арба", которое входит в сборник "Маджму‘ расаиль аль-хафиз Ибн Раджаб".

аль-Му‘аллими написал: "В общем, наши предшественники делятся на три категории: 1. Те, кто известен нам своим неуклонным следованием Корану и Сунне. К ним мы проявляем благожелательность и уважение. ; 2. Те, кто известен нам своим небрежным отношением к Корану и Сунне. Мы должны отрекаться от них; 3. Люди, которые "смешивали праведное дело и другое - плохое, - обязательно, Аллах примет их покаяние: ведь, поистине, Аллах - прощающий (и) милосердный!" (9:102). Мы должны хвалить их за правильные их мнения и действия, и отрекаться от того, в чем они ошиблись". "ат-Танкиль" (2/329); "аль-Каид иля тасхих аль-акаид" (1/181).

Наш шейх аль-Уади‘и написал: "Когда ошибается учёный, и он имеет достоинства, то его ошибки утопают в достоинствах. У всех учёных есть неправильные мнения, как говорят: "Любой конь спотыкается и любой меч промахивается". Прекрасны слова тех, кто сказал: "Кто не совершал ничего плохого?! И кто всегда делал только хорошее?!", "Разве есть человек, который может угодить другим всеми своими врожденными качествами?! Достаточно для человека благородства, когда можно перечислить его недостатки", "Ты не найдешь брата, которого бы ты не упрекал в чем-либо. Ведь у всех есть какие-то пороки. И кто из людей совершенен?!"". Предисловие к редакции книги "Булюг аль-муна" (стр. 10,11).
Шейх также написал: "В своем отношении к учёным люди делятся на три категории: одни неуважительно относятся к ним и не обращают на них никакого внимания; другие почитают их и возвышают выше их степени, в средняя группа - это те, которые считают их учёными, отдают им должное и не проявляют к ним излишества. Мы не требуем от учёных, чтобы они были подобны ангелам, которые не ослушаются велений Аллаха и совершают то, что им велено. Каждый человек бывает прав, а иногда ошибается, что-то знает, а что-то не знает. И если правильные мнения человека преобладают над его ошибочными взглядами, тогда от него можно получать пользу". "Иджаб ас-саиль" (стр. 381).
Затем шейх привел предыдущие строки.
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3439
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

Предостережение от выискивания ошибок

Сообщение »


ГЛАВА 3 - Отношение к учёным сунны во время их разногласий в вопросах иджтихада

Предостережение от выискивания ошибок

Среди мусульман самый большой вред наносит выискивание их недостатков. Посланник предостерег от такого поступка.
Му‘ауия (да помилует его Аллах) сообщил: "Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Поистине, если ты станешь выискивать недостатки людей, то испортишь их или будешь близок к тому, чтобы испортить их"". Этот хадис передал Абу Дауд (№ 4888).
Также Анас ибн Малик (да помилует его Аллах) сообщил: "Посланник Аллаха сказал: "Когда я был вознесён на небо, то прошёл мимо людей с медными ногтями, которые царапали свои лица и груди. Тогда я спросил: "Кто это такие, Джибриль?". Он ответил: "Это те, которые - поедающие плоть людей (злословящие) и бесчестящие их"". Этот хадис передали Ахмад в "аль-Муснаде" (3/224) и Абу Дауд (№ 4878).
От Абу Барзата аль-Аслями (да помилует его Аллах), Посланник сказал: "О те, у которых вера на языке, но не в сердце! Не злословьте о мусульманах и не следите за ними! Ведь кто следит за братом своим (чтобы опорочить его), за тем следит Аллах, а за кем следит Аллах, тот будет опозорен в своем же доме". Этот хадис привел Ибн Хиббан (№ 5763) от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, и Абу Дауд (№ 4880) от Абу Барзата аль-Аслями, да будет доволен им Аллах.

Эти достоверные хадисы ясным образом указывают на запретность выискивания недостатков мусульман. От этого качества предостерегли также учёные:

Как передал аль-Байхакы, Абдуллах ибн Мухаммад ибн Маназиль сказал: "Верующий находит оправдания своим братьям, а лицемер выискивает их ошибки". "аш-Шу‘аб" (15/515, № 10683).
Ибн Хиббан написал, в жизнеописании Ахмада ибн Салиха аль-Мысри: "Всегда стараются очернить человека, которому завидуют. Ведь у завидующего нет иной цели, кроме как найти недостатки того человека. Если он не находит их, то все равно причисляет к нему какие-нибудь пороки". "ас-Сыкат" (8/26).
Ибн Хазм написал: "Если ты посетил научное собрание, то присутствуй на нём как желающий получить больше знаний и награды, а не как довольствующийся тем, что у него есть, пытающийся найти ошибку, чтобы раздуть её, или услышать странные слова, чтобы распространить их. Ведь это является отвратительными действиями, которые никогда не принесут успеха на пути знания!". См. "Маджму‘ расаиль Ибн Хазм" (стр. 411), "Мудауат ан-нуфус" (411).

Ибн Раджаб аль-Ханбали написал следующие слова: "Большинство имамов ошиблось в немногих вопросах, ошибка в которых не влияет отрицательно на их положение имамов и степень знания, и что же было? - Эти недостатки утонули в их достоинствах, во множестве правильных мнений, в хороших намерениях и стремлении помочь религии. Причём выискивание их оплошностей не похвально и не одобрительно, особенно во второстепенных вопросах, где не вредит ошибка и не приносит пользу раскрытие и разъяснение их неверного мнения". См. послание "ар-Рад ‘аля ман иттаба гайр аль-мазахиб аль-арба", которое входит в сборник "Маджму‘ расаиль аль-хафиз Ибн Раджаб".
Он также написал: "Но если опровергающий стремится этим выявить недостаток того, с возражением против которого он выступает, умалить его достоинство, доказать его невежество и недостаток знаний, и тому подобное - тогда это запрещено. И нет разницы, опровергает ли он мнения человека при нем или в его отсутствие, при его жизни или после смерти. Такой поступок относится к действиям, от которых предостерег Всевышний Аллах в Своей Книге, и обещал наказание за злословие и обиду, а также относится к значению слов Пророка : "О те, у которых вера на языке, но не в сердце! Не злословьте о мусульманах и не следите за ними! Ведь кто следит за братом своим (чтобы опорочить его), за тем следит Аллах, а за кем следит Аллах, тот будет опозорен в своем же доме". Однако так нельзя поступать лишь в отношении учёных, за которыми следуют в религии. А что касается сторонников нововведений и заблуждений, и тех, кто уподобился учёным, но не является одним из них, то в этой ситуации дозволено разъяснить их невежество и выявить их недостатки, чтобы предостеречь от следования им". См. "аль-Фарк бейна ан-насыха уа ат-та‘йир" (стр. 25, 26).

Ибн ‘Усаймин, объясняя смысл хадиса Тамима ад-Дари "Религия - проявление искренности", написал: "Примером искреннего отношения к учёным также является случай, когда человек не выискивает их недостатки, неверные действия и неправильные мнения, поскольку они не защищены от ошибок, поэтому могут ошибаться и оступаться. Все сыны Адама ошибаются, но лучшими из ошибающихся являются кающиеся. Тем более, если человек приобретает знания, он обязан быть самым терпеливым и сдержанным в своем отношении к ошибкам, совершенным его шейхом, стараясь при этом обратить внимание шейха на них. И как много людей, которые получили пользу от своих учеников, когда они указывают им на некоторые неверные шаги: на ошибку в знаниях или действиях, либо на многие другие ошибки. Ведь такова человеческая природа каждого. Однако есть важная вещь: он не должен стремиться к выискиванию ошибок, поскольку в хадисе сообщается: "О те, у которых вера на языке, но не в сердце! Не злословьте о мусульманах и не следите за ними! Ведь кто следит за братом своим (чтобы опорочить его), за тем следит Аллах, а за кем следит Аллах, тот будет опозорен в своем же доме". Этот запрет касается именно отношения к простым мусульманам, а что тогда говорить об отношении к учёным?! Следовательно, те, кто ищет ошибки учёных и распространяет их, приносят зло не только учёным вообще, а вредят им лично. Они наносят вред их знаниям, которыми обладают знатоки религии, и Шари‘ату, которому люди обучаются у них. Ведь если люди перестанут доверять учёным - если они узнают об их недостатках, которые могут быть таковыми лишь для этого человека, преследующего корыстные цели, то их доверие к учёным и к их знаниям уменьшится. Это будет представлять собой преступление относительно Шари‘ата, который несут учёные, получая знания о нём из Сунны Посланника . Поэтому, проявляя искреннее отношение к имамам мусульман из числа учёных, ты должен всеми силами оберегать их честь и скрывать их недостатки. Если же ты услышал, что-нибудь неправильное, тебе следует не молчать, а обратить внимание ученого на это, искать вместе с ним истину и спрашивать его. Возможно, от него передают неправильные мнения, и может быть так, что от нас и от других сообщают неправильные мнения. Однако у людей, да упасет Аллах, есть пристрастие, когда они желают что-либо и знают одного из учёных, люди измышляют мнение (в соответствии со своими интересами), а затем приписывают это мнение ему. Но, когда ты спрашиваешь того человека, к которому приписали данное мнение, он отвечает: "Я никогда не говорил так!". Спрашивающий может, например, задать неправильно вопрос, потом учёный ответит, опираясь на него, а спрашивающий поймет его по-своему, что в свою очередь приведет к ошибке. Также, к примеру, учёный может правильно ответить, осмыслив полностью вопрос, а вот спрашивающий поймет ответ искаженно и сообщит его неверно. В любом случае, из искреннего отношения к имамам мусульман в знаниях и религии: оставление человеком выискивания их недостатков. Напротив, он должен находить им оправдания. Позвони ему и спроси: "Я слышал от вас то-то и то-то, достоверно ли это?". Если он ответит: "Да, это так", то скажи: "Как я думаю, это ошибка, это неправильно", чтобы он мог тебе объяснить. Возможно, он разъяснит тебе что-то из того, о чем ты не знаешь, а ты полагал, что он ошибся в этом. Возможно, какие-то сведения и тонкости остались скрытыми для тебя, а потом ты выяснишь их, тем самым, будешь достоин похвалы за это. Так, когда первый имам в религии и власти в мусульманской общине, после Посланника , Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, стал произносить речь во время первой "хутбы", рассказывая о себе, он сказал людям: "Если я отклонюсь от правильного, поправьте меня!". Ведь такова человеческая природа всех людей. Старайся поправить своего брата, в особенности учёных, поскольку опасность от его ошибки велика. Есть низшая опасность и высшая, потому что слово "опасность" применяется как к высшей степени, так и к низшей. Его ошибки несут большую опасность. Если он достигает истины в своих действиях и словах, Аллах ведёт через него многих людей к прямому пути, а вот если он ошибается, то через него Он вводит многих людей в заблуждение. Таким образом, ошибка ученого представляет собой одну из самых серьезных ошибок. Вот почему я говорю: "Мы обязаны оберегать честь наших учёных, защищать их и находить их ошибкам оправдания. Это не мешает нам, звонить им, спрашивать их, искать истину вместе с ними и вести дискуссию, чтобы мы были искренними и благожелательными к имамам мусульман"". См. "Шарх рияд ас-салихин" (2/393–395).

В книге "Хильят талиб аль-ильм" пишется: "Если ты увидел неправильное мнение какого-либо ученого, то не радуйся этому, чтобы умалить его достоинство, а радуйся этому, чтобы лишь исправить данный вопрос. Ведь беспристрастный человек почти убежден в том, что каждый имам имеет ошибочные суждения и неправильные мнения, особенно те, кто часто выносит решения и издает фетвы. А поднимать шум, сеять смуту на основе этого, радоваться недостатку - может только человек, притворяющийся знающим, который хочет вылечить простуду, а в итоге у него возникает проказа". "Хильят талиб аль-ильм" (стр. 40).

Из примеров выискивания ошибок: проверка мусульманина для нахождения ошибки, чтобы потом рассказывать о ней повсюду.
По этому поводу Ибн Хаджар, приведя слова Аллаха:

"О верующие! Не спрашивайте о вещах..."
(5: 101)

... написал: "Суть заключается в том, что этот аят был ниспослан по причине множества задаваемых вопросов, либо в качестве насмешки или проверки, либо в качестве излишнего любопытства в отношении вещи, о которой если бы не спросили, то она была бы дозволенной". См. "аль-Фатх" (8/357).
Ибн аль-Каййим написал: "Законоположение этого аята всё еще действует. Более того, человеку не стоит спрашивать о том, что огорчит его, если выявится. Напротив, он должен делать все что в его силах и следовать милости Аллаха. Также человеку не следует молить своего Господа показать ему из его положений и исходов то, что Он укрыл от него, ведь возможно, он огорчится при их выявлении. И если кто-то просит обо всём этом, тогда он стремится к чему-то ненавистному Аллаху, поскольку Аллах не желает выявлять это, а потому ничего и не сказал об этом". "И‘лям аль-мууакыйин" (2/136, 137).
Прежде ан-Науауи написал: "Спрашивающий из придирчивости и неспособности не заслуживает ответа". "аль-Маджму‘" (1/39).

Я говорю:

К несчастью, в наше время появились некоторые терпящие неудачу в получении знаний. Всё свое время они слушают кассеты суннитского ученого, которого они хотят опорочить, в надежде найти его ошибки!!!
Если бы только они ограничивались найденной ошибкой! Однако они опережают учёных, утверждая, что нашли заблуждения суннитского ученого в вероубеждении и нападки на Ислам.
Но если бы у них была справедливая позиция, то они признались бы в том, что сами являются преступниками в отношении учёных.
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3439
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

Различие между ошибками учёных и их заблуждениями

Сообщение »


ГЛАВА 3 - Отношение к учёным сунны во время их разногласий в вопросах иджтихада

Различие между ошибками учёных и их заблуждениями

Определение различия между ошибками учёных и их заблуждениями относится к главным правилам и нормам. Несомненно, ошибка и заблуждение - всё это является плохим качеством. Но есть большая разница между учёным, который ошибается, и между учёным, отклонившимся от правильного пути. Определение такого различия входит в задачи муджтахидов (знатоков религии).
Именно они говорят: "Это - ошибка такого-то ученого, а это - заблуждение такого-то ученого", поскольку они знают положения и направления учёных, соответствующие или противоречащие истине.
Например, ошибка представляет собой высказывания, которые противоречат истине и взглядам обладателей знания. Следовательно, заблуждение и ошибка ученого происходит при противоречии обладателям знаний. Но важно здесь разъяснить именно особенности и нормы ошибки ученого, чтобы можно было ясно определить упомянутое различие:

Абу Хиляль аль-Аскари написал: "Ошибка не умаляет достоинство ученого, который достиг высокой степени в знаниях, если она допускается из неосмотрительности и невнимательности. Ведь никто не может избежать ошибок, кроме того, кого защитил Великий Аллах. Так, мудрецы сказали: "Уважаемый человек - тот, кого ошибки перечислены". О, если бы мы постигли некоторые правильные мнения учёных или были из числа тех, кто способен различить их ошибки". "Шарх ма якау фихи ат-тасхих" (стр. 6).
аз-Захаби написал: "Если кто-нибудь из больших учёных-имамов имеет многие правильные мнения, а также известно о его стремлении к истине, большом познании, явной сообразительности, праведности, набожности и следовании Сунне, тогда прощаются все его оплошности, а мы не обвиняем его в заблуждении, не очерняем и не забываем его достоинства. Да, несомненно, мы не следуем за ним в его нововведениях и ошибках, но надеемся, что он покается за это". "Сияр а‘лям ан-нубаля" (5/271).
Он также написал: "Если бы каждый раз, когда в отдельных вопросах какой-то имам допускал простительную ошибку в вынесении своего мнения (основанном на усердии в познании истины), мы бы выступали против него, обвиняли в нововведении и порывали с ним отношения, тогда бы никто не смог избежать наших нападок, ни Ибн Наср, ни Ибн Мандах, ни те, кто выше их степенью. Аллах ведёт людей к истине, и Он - самый Милосердный! Мы прибегаем к защите Аллаха от пристрастия и грубости!". "Сияр а‘лям ан-нубаля" (14/40).

Ибн Таймийя написал: "С данной темой также связана необходимость учитывать то, что выдающийся человек в знаниях и религии из числа сподвижников, последователей и тех имамов, которые будут жить после них до Дня воскрешения, представителей пророческого рода и других, - все они могут совершать некий иджтихад, сочетаемый с предположением и неким скрытым пристрастием. Из-за этого от имама исходят действия, которым не надлежит следовать, даже если он является одним из богобоязненных приближенных Аллаха!!! Если случается подобное, смута затрагивает две группы людей: одна из них возвеличивает этого имама, желая одобрить те действия и следовать ему в этом, а другая группа порицает его и считает такие поступки умаляющими степень его набожности и богобоязненности, и даже его благочестие. Более того, они сомневаются в его причислении к обитателям Рая, и даже в его вере, исключая имама из числа верующих. Но оба эти направления порочны". "Минхадж ас-Суннат ан-набауийя" (4/543).

Ибн аль-Каййим написал: "Кто обладает знанием о Шари‘ате и действительности, тот точно знает, что если уважаемый человек, который имеет большие заслуги и совершил хорошие деяния в Исламе, допускает ошибки и оплошности в отношении Ислама и мусульман, то в этом у него есть оправдание. Ему полагается награда за его усилия в познании истины. Однако нельзя следовать ему в этих ошибках, а также нельзя умалять его высокое положение, степень имама и его почетное место в сердцах мусульман". "И‘лям аль-мууакыйин" (3/283).
Он также написал: "Одно выражение могут произнести два человека: один из них имеет в виду под ним самую большую ложь, а другой подразумевает под ним лишь истину. Поэтому здесь необходимо учитывать путь произносящего данное выражение, его образ жизни, вероучение, и убеждения, к которым он призывает и которые оспаривает". "аль-Мадаридж" (3/521).

аш-Шатыби написал: "Нельзя опираться на ошибочные мнения ученого и следовать им, слепо подражая ему, поскольку они идут вразрез с Шари‘атом. Вот почему эти мнения считаются ошибочными. Ведь если бы они принимались, то не занимали бы такую степень и не относились бы к человеку, который оступился в этих вопросах. Точно так же не следует причислять этого ученого к упущению, очернять его за эту ошибку, умалять достоинство и считать его ошибочное мнение намеренным противоречием истине. Ведь все это абсолютно не соответствует обязательным качествам ученого в религии". "аль-Мууафакат" (4/170, 171).
Ибн Раджаб аль-Ханбали написал: "Но если опровергающий стремится этим выявить недостаток того, с возражением против которого он выступает, умалить его достоинство, доказать его невежество и недостаток знаний, и тому подобное, - тогда это запрещено. И нет разницы, опровергает ли он мнения человека при нем или в его отсутствии, при его жизни или после смерти. Такой поступок относится к действиям, от которых предостерег Всевышний Аллах в Своей Книге, и обещал наказание за злословие и обиду, а также относится к значению слов Пророка : "О те, у которых вера на языке, но не в сердце! Не злословьте о мусульманах и не следите за ними! Ведь кто следит за братом своим (чтобы опорочить его), за тем следит Аллах, а за кем следит Аллах, тот будет опозорен в своем же доме". Однако так нельзя поступать лишь в отношении учёных, за которыми следуют в религии. А что касается сторонников нововведений и заблуждений, и тех, кто уподобился учёным, но не является одним из них, то в этой ситуации дозволено разъяснять их невежество и выявлять их недостатки, чтобы предостеречь от следования им". См. Послание "аль-Фарк бейна ан-насыха уа ат-та‘йир", в сборнике "Маджму‘ расаиль Ибн Раджаб" (2/407).

Из вышеприведенных высказываний мы узнаем о правилах касательно ошибок учёных:
1. Ученый не может избежать их.
2. Они не умаляют достоинство и степень ученого.
3. Следует проявить осмотрительность и не принимать ошибки.
4. Люди не должны следовать неправильным мнениям.
5. Необходимо найти оправдание тому, кто высказывает их, и дать искреннее наставление наилучшим способом.

Что касается заблуждения ученого, то оно основывается на следующем:
1. Намеренное противоречие Книге Аллаха и Сунне Его Посланника .
2. Упорство в неправильных убеждениях.
3. Он поддерживает и враждует ради них.
4. Он призывает к ним.

Если кто-то из учёных обладает этими качествами или некоторыми из них, то нет сомнения в его отклонении от правильного пути. В таком случае последователи Сунны должны относиться к нему следующим образом:
1. Необходимо по мере возможности предостеречь от него и его ошибок, учитывая при этом метод предостережения в соответствии с приемлемой пользой.
2. Следует прекратить с ним общаться, если в этом есть польза.
3. Следует лишить его степени ученого и причислить к учёным сторонников нововведений и сектантства (хизбийи).
4. Нельзя обращаться к нему в религиозных вопросах, ни за получением знаний, ни фетв, ни советов.

Например, Ибн Таймийя написал: "Также, согласно единогласию мусульман, необходимо разъяснять положения имамов нововведений из числа сторонников высказываний или обрядов поклонений, которые противоречат Корану и Сунне, и предостерегать от них". "Маджму‘ аль-фатауа" (28/231, 232).
Ибн аль-Каййим, после того, как рассказал о нововведениях, которые появились во времена некоторых сподвижников, и о том, как относились сподвижники к сторонникам новшеств, написал: "Тогда этих сторонников начали открыто осуждать те, кто застал их из сподвижников и больших последователей, во всех местностях, обвиняя в тяжких грехах и отрекаясь от них, предостерегая от их пути строжайшим образом". См. "ас-Сауа‘ик" (3/1070).
Смотри нашу книгу "Бидаят аль-инхираф уа нихаятух", (стр. 455).
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3439
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

Об учитывани пути последователей истины в религии, а не ...

Сообщение »


ГЛАВА 3 - Отношение к учёным сунны во время их разногласий в вопросах иджтихада

Следует учитывать путь последователей истины в религии, а не их ошибки и оплошности

Знай, о требующий знания, что никто не может избежать оплошностей и ошибок, кроме непогрешимого Пророка . Поэтому, исходя из этого, ни у кого нет надежды на спасение от них. Однако надлежит знать, что нельзя опираться на ошибки человека и считать их основой в общем суждении о нём.
Напротив, необходимо опираться на путь людей, которым они известны, и на присущие им характерные особенности, не отменяя положение об ошибочности тех, кто принимает неверные решения и совершает ошибочные действия. Есть много доводов, указывающих на данный вопрос, вот некоторые из них:

Всевышний Аллах простил сподвижников, когда некоторые из них предприняли неправильные шаги в битве при Ухуде. Так, Аллах сказал:

"Тех из вас, которые повернули назад в тот день, когда встретились два войска при Ухуде, сатана заставил поскользнуться по причине некоторых их поступков. Аллах уже простил их, ведь Аллах - Прощающий, Выдержанный"
(3:155)

Всевышний Аллах сообщил о том, что Он принял покаяние сподвижников, присутствующих в день Хунейна, которые повернули вспять, сказав:

"Аллах одарил вас победой во многих местах и в день Хунейна, когда вы радовались своей многочисленности, которая ничем вам не помогла. Земля стала тесной для вас, несмотря на её просторы, и вы повернули вспять. А после этого
Аллах принимает покаяния тех, кого пожелает, ибо Аллах - Прощающий, Милосердный
"
(9:25–27)

В этом вопросе учёным принадлежит много высказываний, я лишь приведу некоторые из них:

Ибн аль-Каййим, написал об аль-Харауи и его словах: "Он - шейх Ислама и наш любимый человек, однако истина более любима для нас, чем он. Шейхуль-ислам Ибн Таймийя говорил: "Его дела лучше его знаний!". Он был прав, да смилуется над ним Аллах. Его жизненный путь заключается в таких действиях, как призыв к одобряемому и удержание от порицаемого, борьба против приверженцев нововведений. В этом никто не сомневается. У него есть также известные заслуги в помощи религии Аллаха и Его Посланника. Но Аллах пожелал надеть одежду непогрешимости только лишь "правдивому достойному доверия Посланнику Аллаха", который не говорит по пристрастию. В данном вопросе аль-Харауи ошибся со стороны выражения и значения". См. "Мадаридж ас-саликин" (3/394).
Он также написал: "Одно выражение могут произнести два человека: один из них имеет в виду под ним самую большую ложь, а другой подразумевает под ним лишь истину. Поэтому здесь необходимо учитывать путь произносящего данное выражение, его образ жизни, вероучение, и убеждения, к которым он призывает и которые оспаривает". См. "Мадаридж ас-саликин" (3/521).

Я говорю: "Примером этому служит определение Абу Хатима ибн Хиббана слова "пророчество", что оно означает знания и дела. Тогда некоторые учёные обвинили его в безбожии, прекратили с ним общаться и стали порицать его, а также написали о нём халифу, и он вынес постановление о смертной казни Абу Хатима".

По этому поводу аз-Захаби написал: "Эта история удивительна, ведь Ибн Хиббан - из числа больших имамов, причём мы не утверждаем о его защищенности от ошибок. Однако то выражение, которое он произнес, может сказать как мусульманин, так и философ-безбожник. Безусловно, мусульманину не следует произносить такие слова, но можно найти ему в этом оправдание. Поэтому мы говорим: "Ничего не сообщается об ограничении смысла подлежащего в повествовательном предложении". К примеру, Пророк сказал: "Хадж - (стояние на) Арафате". Как известно, паломник не становится совершившим хадж только посредством стояния на Арафате, напротив, он должен выполнить остальные предписания и обязанности. Здесь упоминается важная особенность хаджа, точно так же это касается и важной особенности пророчества, поскольку самыми совершенными качествами Пророка являются полноценность знаний и дел. Никто не может быть Пророком, не обладая этими двумя качествами. Но не каждый, кто имеет их, становится Пророком, потому что пророчество - это дар Всевышнего Аллаха, а раб не может сам достичь данной степени. А вот философ говорит: "Пророчество - приобретенное свойство, к которому приводят знания и дела". Такой смысл является неверием. Однако Абу Хатим абсолютно не подразумевал это, ведь он не мог сказать такое". "Сияр а‘лям ан-нубаля" (16/96).

Ибн Хаджар, разъясняя значение хадиса "Касуа (верблюдица) не заупрямилась ...", написал: "Дозволяется судить о вещи согласно её особенности, даже если у неё проявляются иногда и другие свойства. Следовательно, если какой-то человек допускает ошибку, и раньше он не совершал подобного, то нельзя причислять его к ней. Следует возразить тому, кто причисляет его к этой ошибке, за исключением случая, когда он не знает о положении того человека. Ведь если бы Касуа не поступила вопреки своему основному нраву, то предположение сподвижников было бы правильным. Тем временем Пророк не упрекнул их за это, учитывая уважительную причину их суждения". См. "аль-Фатх" (5/335, 336).

Я говорю:

Он применил данный хадис как доказательство в отношении защиты человека, которому причисляют какие-то не свойственные ему качества. И если Пророк выступил с защитой верблюдицы, то, тем более, мы должны защищать последователей Сунны и единой общины.
Суть этого вопроса такова: необходимо соблюдать справедливость с теми, кто ошибается и оступается, а этого можно достичь, лишь учитывая преобладающие качества. Например, если большая часть слов, дел и убеждений человека соответствуют истине, тогда нельзя ни в коем случае опираться на его ошибки и оплошности в суждении, о его отклонении от правильного пути. Напротив, следует хорошо думать о нём и не выискивать его неправильные действия или мнения.
Пусть убережет Аллах нас от зла тех, кто отступает от соблюдения такой справедливости: ищет ошибки и оплошности рабов Аллаха, чтобы раздуть их, и в результате судит об их отклонении от истины!
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3439
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

Опровержения последователей Сунны построены на ...

Сообщение »


ГЛАВА 3 - Отношение к учёным сунны во время их разногласий в вопросах иджтихада

Опровержения последователей Сунны построены на подтверждении истинности
переданных слов человека, которому дается ответ, будь то суннит или кто-то другой

Ученые Сунны наставляют всегда придерживаться справедливости и правдивости. Они строят свои опровержения на подтверждении истинности того, что сообщают о человеке и что приписывают ему, прежде всего проверяя, действительно ли это исходит от него или нет?

Абу аль-Араб аль-Кайрауани в жизнеописании Абдуллаха ибн Фарруха, написал: "Джабаля ибн Хаммуд рассказал мне: "Нам сообщил Сахнун о том, что он посмотрел в послание Малика, адресованное Ибн Фарруху, когда он написал Малику, сообщая ему о том, что в его местности есть множество сторонников нововведений, поэтому он написал им слова в качестве опровержения. Тогда Малик обратился к нему с посланием, сказав: "Если ты сам лично пришел к такому мнению, то я опасаюсь, что ты будешь унижен и обречешь себя на гибель, или тому подобное. Ведь возражать им может лишь тот, кто является учёным, знатоком, обладающим знаниями о своих словах в их адрес, так что они не смогут выступить против него. Именно такому человеку допустимо так поступать. Иначе я боюсь, что он станет говорить с ними и ошибется, а они начнут опираться на его ошибку или же услышат от него какие-то необоснованные доводы, а потом проявят несправедливость и еще сильнее будут упорствовать в своих убеждениях"". См. Книгу Абу аль-Араба, "Табакат уляма ифрикийя уа тунис" (стр. 110).

Мухаммад ибн Ибрахим аль-Уазир, давая ответ своему шейху, написал: "Ас-Сайид, да поможет ему Аллах, нарушил большое правило, которое является основой дискуссии и переписки: во-первых, сначала следует дословно цитировать слова оппонента, а затем уже приступить к опровержению их. Никто не забывает о данном правиле из числа знатоков в области исламских наук, рассмотрении фактов и изучении тонкостей, только учения критиков в этом различны. В отношении этого правила, они придерживаются двух направлений:
- первое направление: когда дословно сообщают слова оппонента, исключая вероятность искажения и неполноты их. Такой путь считается одобряемым среди предводителей теоретических наук и имамов методологии спора. Знай, что оставление слов оппонента - явное небеспристрастное и очевидное несправедливое отношение к нему, поскольку он говорил, чтобы его слова были равноценны с речью его противника в споре на чашах весов суждения, равноценны на беговой дорожке прений. Ведь одна вещь всегда перевешивает на весах, даже если она легка, и один человек всегда опережает на спортивной арене, даже если он слаб. Это все так, если оппонент имеет сохраненные слова и есть возможность опровергнуть их. Поэтому согласно справедливости, следует разъяснить его высказывания и дословно передать его слова. А вот если у человека вообще нет никакого учения, и ему ложно причислили какое-то учение, а также обвинили в каких-то словах, которые он не произносил, тогда это представляет собой несправедливость на несправедливости, одна поверх другой;
- второе направление критиков в опровержении слов оппонента: когда сообщать об их учениях приблизительным образом, по смыслу. В этом направлении есть некая несправедливость, поскольку оппонент выбрал определенные слова, изложил свое доказательство подходящими фразами для объяснения своей цели, которые он избрал для своей аргументации". См. "аль-Ауасым уа аль-кауасым" (1/236, 237).

До него Ибн аль-‘Араби, давая ответ своему шейху аль-Газали, написал: "Хоть даже мы и являемся каплей в море его знаний, все равно мы опровергаем его мнения лишь с его слов". аз-Захаби прокомментировал это, сказав: "Вот так должно осуществляться опровержение: спокойно и с приличием!". См. "Сияр а‘лям ан-нубаля" (19/337).

Ибн Таймийя, рассказывая о словах возражающего против него человека, написал: "Ему следовало дословно сообщить слова отвечающего, разъяснить их порочность, упомянуть их значения, и последовать верному пути и правильности. Но если он называет убеждения, которые не присущи ему, умалчивая при этом о присущих ему взглядах, тогда это отклонение от правдивости и справедливости в сторону лжи и несправедливости". См. "ар-Радд аля аль-Ахнайи" (стр. 112).
Он также написал: "Я дословно упомяну всё, что они сказали, часть за частью, а затем отвечу на каждую часть соответствующим образом со стороны ответвления и основы, утверждения и разрешения". См. "Дару ат-та‘аруд" (9/207) и "Джауаб ас-сахих лиман баддаля дина аль-масих".
Шейхуль-ислам также написал в опровержении в адрес одному из рафидитов: "Тот, кто хочет передать высказывание какой-то группы людей, пусть называет имя сказавшего и передатчика, а иначе каждый может солгать. Уже выяснилась его ложь в тех словах, которые он сообщил от последователей Сунны". "Минхадж ас-Сунна" (2/518).

Я говорю:

Пусть требующие знания, которые прыгают на очень сложное место подъема: критики и опровержения, остерегаются беспечного отношения в подтверждении информации. Они должны передавать все сведения дословно и упоминать их источник, обращая внимание на то, что человек может отказаться от своих слов. Поэтому не занимайся критикой и не придавай словам человека не заложенный в них смысл.
И только Аллах ведёт к правильному пути.
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3439
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

Последователи Сунны во время дискуссии придерживаются ...

Сообщение »


ГЛАВА 3 - Отношение к учёным сунны во время их разногласий в вопросах иджтихада

Последователи Сунны во время дискуссии придерживаются достоверного доказательства и правильного понимания

Основой среди последователей Сунны в области спора и дискуссии служат слова: "От передатчика требуется достоверность, а от утверждающего - доказательство".

ас-Сиджи написал: "От каждого утверждающего отношение к Сунне - обязательно требовать привести достоверные сообщения о том, что он говорит. Если он выполняет это, то становится очевидной его правдивость, а его слова принимаются. Но если он не может привести высказывания предшественников в подтверждение своих слов, тогда становится известным, что он сторонник новшеств, который отклонился от истины, и не достоин того, чтобы к нему прислушивались или вели дискуссию относительно его слов". "ар-Радд ман анкара аль-харф уа ас-саут" (стр. 100).
Он также написал: "Пусть тот, кто говорит о Сунне, намеревается следовать ей и принимать её, а не стремится одержать верх над своими оппонентами. Тогда Аллах окажет ему поддержку. И если он хочет одержать верх, то по всей вероятности он потерпит неудачу". "ар-Радд ман анкара аль-харф уа ас-саут" (стр. 235).

К тому же суннит отмечает необходимость объять все стороны Сунны в опровержении.
К примеру, Ибн Таймийя написал: "Опровержение в адрес последователей ложных убеждений не будет полным, пока ты не последуешь Сунне со всех сторон. В противном случае, кто соблюдает Сунну с одной стороны и противоречит ей с другой, того стараются превзойти оппоненты с той стороны, в которой он нарушил Сунну, и привести против него в качестве довода те противоречащие Сунне принципы, в которых он поддержал их. Так, я поразмышлял над большей частью доводов сторонников ложных взглядов против тех, кто ближе их к истине, и нашел, что довод лжи может быть сильным из-за оставления ими истины, с которой Аллах отправил Своего Посланника и ниспослал Свою Книгу. Тем самым, то, что они оставили из истины, является самым большим доводом их оппонента". "Дару ат-та‘аруд" (6/210, 211).
Ибн ‘Акыль аль-Ханбали написал: "Любой спор не с целью отстоять истину пагубно скажется на спорящем человеке, и от него больше вреда, чем пользы, поскольку противоречие лишает сердца братской любви и уважения. Если бы не обязательные действия для опровержения лжи и спасения подвергшего себя гибели человека посредством усердия в отведении его от заблуждения, то споры не одобрялись бы из-за того, что чаще всего в нем хотят ущемить права и умалить степень братской любви и уважения. Но в споре заключается великая польза, когда стремятся через него отстоять истину и приложить усилия в поиске её. Мы прибегаем к защите Аллаха от намерения одержать личную победу и от выявления своей пылкости". "Шарх аль-Каукаб аль- мунир" (4/370).

Выдающийся учёный Раби‘ аль-Мадхали, да хранит его Аллах, написал: "Тот, кто берется за критику нововведений и её последователей, должен следовать пути Корана и Сунны, в точности применяя методы праведных предшественников, критике и дискредитации, в доведении доводов и аргументов. Это для разъяснения той истины, которая на его стороне, и тех заблуждений, ложных взглядов и ошибок, которых придерживаются течения, секты, личности и ошибающиеся". "аль-Маджму аль-уадых фи радд манхадж уа усуль Фалих" (стр. 189).
Он также написал: "Кто говорит о сектах, противореча пути знатоков хадисов в дискредитации и подтверждении надежности, тот непременно говорит на основе предположения и пристрастия, поскольку у него нет правил, посредством которых он может утвердить то, что исповедует та или иная секта, либо отвергнуть от неё то, что не относится к её учению". "аль-Маджму аль-уадых фи радд манхадж уа усуль Фалих" (стр. 183).
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3439
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

Тонкие вопросы не обсуждаются с простыми мусульманами

Сообщение »


ГЛАВА 3 - Отношение к учёным сунны во время их разногласий в вопросах иджтихада

Тонкие вопросы не обсуждаются с простыми мусульманами

аль-Бухари, комментируя, передал слова Али ибн Абу Талиба (да помилует его Аллах): "Говорите с людьми о том, о чем они понимают, вы же не хотите, чтобы они сочли ложью слова Аллаха и Его Посланника". аль-Бухари, №127.
Муслим привел в предисловии к своему сборнику в главе: "О запрещении рассказывать обо всём услышанном", высказывание Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах: "Если ты станешь обращаться к людям с такими словами, которые будут недоступны их разуму, часть из них обязательно поддастся искушению". "Сахих" Муслим, №14.

В истории Абдур-Рахмана ибн Ауфа с 'Умаром, да будет доволен им Аллах, содержатся связанные с нашей темой высказывания. В ней сообщается: "Находясь в Мине, 'Умар узнал о следующих словах одного человека: "Если бы умер 'Умар, то я бы принес клятву такому-то человеку. Ведь клянусь Аллахом, присяга была принесена Абу Бакру неожиданно, и она состоялась". Тогда 'Умар разгневался, а затем сказал: "Я непременно, по воле Аллаха, выйду вечером к людям с речью, чтобы остеречь от тех, которые хотят лишить курейшитов права на халифат!". Абдур-Рахман сказал: "О Повелитель правоверных! Не делай этого, ведь в сезон хаджа собирается простонародье. Именно они в основном находятся возле тебя, когда ты выходишь с речью к людям. Вот почему я боюсь, что если ты встанешь среди них и произнесешь слова, их распространит каждый "гонец", при этом их не поймут и исказят. Подожди, пока не прибудешь в Медину, которая является "домом переселения и Сунны". Там ты сможешь обратиться к достойным понимающим людям и уже с полной уверенностью произнесешь им свои слова. В этом случае обладатели знания поймут твою речь и правильно осмыслят"". аль-Бухари (№ 6830).
Ибн Хаджар, приведя данный хадис, написал: "В нём содержится указание на то, что религиозными вопросами занимаются только обладатели знаний, их нельзя обсуждать с теми, кто не может осмыслить их, а также нельзя говорить с непонятливым человеком о том, что он не может постичь". "аль-Фатх" (12/154).

Ибн Таймийя написал: "Необходимо велеть простым мусульманам придерживаться общих законоположений, утвержденных священным текстом и единым мнением учёных, и запрещать им вдаваться в подробные вопросы, приводящие среди них к разобщению и разногласию. Ведь разобщение и разногласие являются одними из самых порицаемых качеств, которые запретили Аллах и Его Посланник ". "Маджму' аль-фатауа" (12/237).
аш-Шатыби написал: "Отсюда становится известным, что не каждый, кто знает что-нибудь из истины, должен распространять это, даже если это связано с шариатским знанием и вопросами о законоположениях. Напротив, такие знания делятся на виды: одни требуется распространять - чаще всего они касаются шариатского знания, а другие вообще не требуется распространять, либо не требуется в зависимости от ситуации, или времени, или личности. Здесь существует следующий определяющий принцип: ты рассматриваешь определенный вопрос на основе Шари'ата. Если он правилен согласно шариатскому мерилу, тогда смотри на последствия по отношению ко времени и людям. Если же упоминание этого вопроса не принесёт вред, то представь мысленно: воспримут его умы или нет? В случае осмысления ими данного вопроса ты можешь говорить о нём, либо обобщено, если разумы принимают его обобщено, либо подробно, если не уместна обобщенность. А когда нет приемлемости твоего вопроса, тогда нужно молчать о нём, поступая соответственно с пользой по Шари'ату и логике". "аль-Мууафакат" (5/167, 172).

ад-Дарими, говоря о словах и разговорах джахмитов, написал: "Если бы не опасение этих разговоров и подобных сообщений, я рассказал бы отвратительные высказывания тех отрицающих (качества Аллаха), а также их многие рассказы, являющиеся основой их неверия, посредством которых выявляется порочность их слов и раскрывается множество их мерзких убеждений. Однако мы опасаемся этих разговоров, и боимся, что их не воспримут сердца слабых в вере людей, а затем в них возникнут некоторые сомнения и недоумения". "ар-Радд аля аль-джахмийя" (стр. 31).
Абу Бакр Абдуллах ибн Мухаммад аль-Малики, написал в жизнеописании аль-Бухлюля ибн Рашида аль-Хаджри ар-Руейи, следующие слова: "Один из его товарищей сообщил: "Однажды я находился у него, когда с ним был хорошо одетый опрятный человек. Аль-Бухлюль сказал ему: "Я хочу, чтобы ты упомянул мне доводы кадаритов". Но тот человек не стал ничего говорить, пока не разошлись люди, а после ответил: "О Абу Амр, ты спросил меня о доводах кадаритов, а ведь они представляют собой речь, которую постоянно сопровождают шайтаны, поскольку она является одним из их оружий. Тем самым, они приукрашают эти слова в сердцах простых мусульман. На твоей встрече присутствует тот, кто не сможет понять мой разговор на эту тему. И я опасался, что в его сердце закрадутся сомнения, а потом он скажет: "Я слышал эти слова на встрече аль-Бухлюля!". Тогда он ответил: "Клянусь Аллахом, я обязательно поцелую твою голову. Ты вразумил меня, пусть Аллах вразумит тебя (и дарует жизненное благополучие)!"". "Рияд ан-нуфус фи табакат уляма аль-кайрауан уа ифрикийя" (1/204).

Я говорю:

Очень важно затронуть этот вопрос по отношению к требующим знания, чтобы они могли улучшить свой уровень мудрости, дальновидности и правильности на пути распространения знаний. Таким образом, призывающим к Аллаху и приобретающим знания следует выбирать подходящие сведения, с которыми они обращаются к людям, и стараться научить их обязанностям, вмененным им Аллахом, а что касается вопросов, которые людям тяжело понимать, то они должны обучать им лишь после того, как изберут наилучший метод разъяснения, оставляя все неясные положения. Когда указывающий на путь добра узнаёт, что вопросы, тяжелые для людей в их осмыслении, приводят либо к возникновению сомнений в отношении слов Аллаха, либо к лени в покорности и поклонении, либо к большему упорству в грехах - (тогда) он перестает рассказывать это им.

Вот некоторые примеры:
1. Подробное рассмотрение разногласия в вопросе имен и качеств Аллаха.
2. Упоминание доказательств мурджиитов относительно того, что грехи не влияют отрицательно на веру.
3. Упоминание довода человеку или людям, на который они опираются в совершении запретных Аллахом деяний, например, если кто-то рассказывает тем, в чьей среде часто происходят убийства и вооруженные столкновения, хадис о том, кто убил сто человек, а потом ангелы милости забрали его душу.

Примером этому также служит поступок некоторых требующих знания: они распространяют взаимные очерняющие слова некоторых шейхов. Некоторые из них даже передают людям очень серьезные слова порицания, и в итоге они начинают питать неприязнь к требующим знания и порочить шейхов. О требующие знания! Вы всеми силами должны оберегать умы людей от путаницы и смятения, их языки от ненужных и неясных разговоров, их сердца от разобщения и взаимной недоброжелательности!
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3439
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

Пред.

Вернуться в Манхадж

cron