3 имама о манхадже салафов в отношении правителей

Сообщение »

ИМАМ ИБН БАЗ О МАНХАДЖЕ СОВЕТОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЯМ
«Аль-ма’лум мин ваджиб-иль-иляга бейн аль-хаким валь-махкум» (стр. 22-23)


Шейха Абдуль-Азиза ибн База спросили: «Относится ли критика правителей с мимбаров к манхаджу саляфов? И каков манхадж саляфов в советовании правителям?»

Он ответил: «К манхаджу саляфов не относится публичное разглашение ошибок правителей и совершение этого с мимбаров, потому что это приводит к замешательству, беспорядку и неповиновению правителям в хороших делах. Это также вызывает гнев людей, от которого нет никакой пользы – только вред. Манхаджем саляфов является давать совет (насиха) о том, что касается их и правителя, например, в виде письма или посредством учёных, которые контактируют с ним (для того, чтобы дать совет), пока правитель не будет направлен на правильный путь. Зло следует ликвидировать без упоминания того, кто его совершает. Например, можно покончить с прелюбодеянием, употреблением опьяняющих напитков и ростовщичеством без упоминания тех, кто это делает. Таким образом, предотвращение зла и предостережение людей от этого является достаточным без упоминания, что тот-то делает это, будь он правитель или кто-то другой.
Когда появилась фитна во времена Усмана, некоторые люди спросили Усаму ибн Зейда: “Не поговоришь ли ты с Усманом?” Он ответил: “Вы думаете, что я не поговорю с ним, не информировав вас (тоже). Я, конечно же, поговорю с ним о том, что касается меня и его. И я не буду первым, кто откроет эту дверь”.
Когда они (хавариджи) открыли дверь зла при Усмане и открыто его отклонили, началась фитна (убийства и злодеяния), которая и сегодня влияет на людей. Это же вызвало фитну между Али и Муавией, и Усман был убит из-за того же. (Затем) многие сподвижники и другие люди были убиты из-за этого открытого восстания и открытого объявления ошибок (правителя), когда стали ненавидеть стоящих у власти и убивать их.
Мы просим у Аллаха успеха».

ИМАМ МУХАММАД ИБН САЛИХ АЛЬ-УСЕЙМИН ПО ПОВОДУ МАНХАДЖА ИСПРАВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЕЙ
из «Фатава лиль-амирин биль-ма’руф ван-нахин ’аниль-мункар», а также «Лига аль-баб аль-мафтух», 62/39


Вопрос: Уважаемый шейх, кое-кто говорит, что «открытое отклонение правителей относится к манхаджу саляфов» и в качестве доказательства он использует хадис Абу Саида аль-Худри, который отклонил Марвана ибн аль-Хакама, когда второй дал хутбу перед намазом в день праздника; его (саллАллаху ’алейхи ва сяллям) слова: «Будут правители (араб. умара), в которых вы увидите как хорошее, так и плохое. Тот, кто возненавидит (плохое), на нем не будет вины. Тот, кто отклонит (плохое) будет в безопасности», а также хадис «Глава шехидов это тот, кто стоит перед деспотическим правителем, призывает и остерегает его, и он (правитель) убивает его». Правильны ли эти слова? И как можно совместить эти достоверные хадисы с его (саллАллаху ’алейхи ва сяллям) словами: «Если кто-то хочет дать совет стоящему у власти, то пусть не делает это открыто…»?

Шейх Ибн Усеймин: Это важный вопрос, но его ответ ещё более важен. Нет сомнения в том, что отклонение зла является обязательным для каждого, кто это может сделать. Как сказал Всевышний Аллах: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими.» (Семейство Имрана: 104). В этом аяте «лям» в слове «валь-такун» это «лям» приказывания. Пророк (саллАллаху ’алейхи ва сяллям) сказал: «Вы конечно будете призывать к добру и запрещать зло и вы возьмете деспота за руку и заставите его вернуться к правде, иначе Аллах сделает ваши сердца подобными сердцам других, затем Он проклянёт вас как Он проклял их». То есть, как Он проклял Бани Исраил, о которых Аллах сказал: «Неверующие сыны Исраила (Израиля) были прокляты языком Давуда (Давида) и Исы (Иисуса), сына Марьям (Марии). Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (Трапеза: 78-79).
Однако необходимо знать, что в подобных вопросах существуют повеления шариата и мудрость крайне необходима. Так если открытое отклонение (зла) положит конец злу и в результате этого будет достигнуто добро, то мы открыто отклоняем это. Но если открытое отклонение не прекратит зло и добро не будет достигнуто, а наоборот только увеличит гнев правителей к тем, кто желает добра и отклоняет зло, то лучшим является, чтобы мы выказывали отклонение этого зла в душе. Таким образом, открытое отклонение имеет место, если мы тем самым ожидаем пользы, т.е. достижения добра и прекращения зла. А скрытое отклонение имеет место, если открытое отклонение только увеличит зло и не будет достигнуто добро. Поэтому правителям необходимо давать советы так, как было упомянуто в вопросе («Если кто-то хочет дать совет обладающему властью, то пусть не делает это открыто…»).
Мы говорим, что хадисы не противоречат друг другу. И мы знаем, что правители не могут всегда удовлетворять всех людей, даже имам мечети не может оставить довольными всех тех, которые совершают за ним намаз. Например, некоторые могут сказать, что он долго совершает намаз, а некоторые могут сказать, что он слишком быстро совершает намаз; некоторые предпочитают совершить намаз раньше, а некоторые – немного отложить намаз. Таким образом, если такая ситуация имеет место с имамом мечети, то как же обстоит дело с правителями, которые обладают большей властью чем он (т.е. имам мечети). Когда кто-то открыто отклоняет правителей, те, кто противится единству мусульман, на самом деле используют этого человека (в своих целях). Молодёжь должна подходить к хадисам со всех точек зрения и не предпринимать ничего пока не подумает о последствии этого. Пророк (саллАллаху ’алейхи ва сяллям) сказал: «Пусть тот, кто верит в Аллаха и Судный День либо говорит добро, либо молчит». Так сделайте это мерилом во всех своих словах и деяниях, и Аллах дарует успех.

Вопрос: Уважаемый шейх, означают ли ваши предыдущие слова об отклонении правителей, что открытое отклонение зла в сегодняшнем обществе не разрешается?

Шейх Ибн Усеймин: Нет. Мы говорим об отклонении правителей, а не об отклонении общераспространенных сегодня предосудительных вещей. Например, среди нас есть такие общераспространенные предосудительные вещи, как ростовщичество, азартные игры, страховые полисы, большая часть которых является азартом. Удивительно, с какой легкостью люди приняли всё это и никто не отклоняет это несмотря на то, что Аллах поставил это на равне с опьяняющими напитками, аль-ансаб (идолы и статуи, вокруг которых приносят животных в жертву) и аль-азлям (стрелы для гадания). Сегодня большинство людей не обращают на это внимание; они страхуют свою машину, дом и т.п. и не знают потеряют ли завтра всё или только часть своего имущества, и это является азартом. Я считаю, что отклонение общераспространенных сегодня предосудительных вещей является обязательным, и в этом нет вреда.
Но сейчас мы говорим об отклонении правителей. Например, когда человек встает в мечети и говорит «государство (т.е. правительство) несправедливо» и «государство сделало то-то и то-то». Затем он открыто говорит в такой же манере о правителях, несмотря на то, что те, о ком он говорит, не присутствуют на этом собрании. Одно дело, когда вы говорите против амира или хакима в его присутствии, а другое дело, когда вы говорите в его отсутствии. Все отклонения известные нам от саляфов имели место в присутствии амира или хакима. Разница в том, что когда он присутствует, то может защитить себя, высказать свою точку зрения, потому что он (критикуемый) может быть и прав, а мы (критикующие) можем ошибаться. И если вы желаете добра, то идите к нему, встретьтесь с ним и дайте ему совет касательно того, что между вами и им.

ШЕЙХ АБДУЛЬ-ЛЯТИФ БИН АБДУР-РАХМАН ААЛЬ АШ-ШЕЙХ
О ПОВИНОВЕНИИ ПРАВИТЕЛЯМ И ЗАПРЕТЕ ВОССТАНИЯ

«Ад-Дурар ас-суннийа филь-аджвибат ан-надждийа» (7/177-178)


Те люди, которые испытываются, не знают, что за исключением Умара бин Абдуль-Азиза и других, кого Аллах выбрал среди Омейадов (Бани Умайи), большинство правителей (вуллат) мусульман, начиная от Язида бин Муавии, творили зло и поднимали оружие (против людей). Но наряду с этим, отношение учёных к правителям известно – они не переставали повиноваться им в том, что приказал Аллах и Его Посланник из числа обязательных действий ислама.
Я приведу вам пример аль-Хаджаджа бин Юсуфа ас-Сагафи. Он был деспотом, притеснял и пролил кровь мусульман, убив многих, например, Са’ида бин Джубейра. Он осадил Ибн аз-Зубейра, который нашёл убежище в Хараме, но аль-Хаджадж убил аз-Зубейра несмотря на то, что тот присягнул ему в верности, а жители Мекки, Медины, Йемена и большей части Ирака присягнули в верности аз-Зубейру. Сам аль-Хаджадж был лишь заместителем Марвана, а затем его сына Абдуль-Малика, и никто из влиятельных людей никогда не давал клятвы верности Марвану. Однако учёные, не колеблясь, стали повиноваться аль-Хаджаджу в том, что разрешено в исламе.
Среди тех, кто встречался с аль-Хаджаджем был Ибн Умар и другие сподвижники Посланника Аллаха (саллАллаху ’алейхи ва сяллям), и они никогда не противились ему и не запрещали повиновение ему в том, что составляет основу ислама и имана. То же относится ко многим табиинам, жившим в период правления аль-Хаджаджа, например, Ибн аль-Мусайиб, аль-Хасан аль-Басри, Ибн Сирин, Ибрахим ат-Тайми и др.
Во всех книгах о фундаментальных принципах религии указано, что учёные этой уммы всегда повиновались Аллаху и Его Посланнику и вели джихад на Его пути как за праведными, так и за грешными правителями (имамами).
Аббасиды (Бану аль-Аббас) тоже силой захватывала земли мусульман, но ни один учёный не помог им в этом. Они убили множество людей в том числе многих из Омейадов, амира Ирака Ибн Хубейру, Марвана. Сообщается, что за один день они убили около 80 представителей Омейадов, затем покрыли их тела покрывалом, на котором они сели и начали пиршествовать.
Однако отношение к этим правителям таких учёных, как аль-Аузаи, Малик, аль-Лейс ибн Са’д, ‘Ата бин Аби Рабах и др. не скрыто от любого, кто обладает небольшим знанием. При другом поколении учёных таких, как Ахмад бин Ханбал, Мухаммад бин Исмаил, Мухаммад бин Идрис, Ахмад бин Нух, Исхаг бин Рахавейх и др. тоже были правители, которые вводили новшества, отрицали Сифат, принуждали учёных подтвердить эти вещи и наказывали их, а некоторых даже убивали, например, Ахмада бин Насра. Но наряду со всем этим, не известно, чтобы хотя бы один из них перестал повиноваться (этим правителям) и разрешил выступить против них…

Перевод с англ.: Абдулла аль-Бакуви
Материал взят из: www.spubs.com
Статьи: MNJ160003/ MNJ160001/ MNJ160005
alBakuvi
 
Сообщений: 21
Зарегистрирован: 21 авг 2008, 07:09

Re: 3 имама о манхадже салафов в отношении правителей

Сообщение »

Шейх Абдусаллям ас-Сухайми - Насиха правителю

Возможно не включен flash в браузере.
Аватар пользователя
Бухарий
 
Сообщений: 120
Зарегистрирован: 30 авг 2009, 09:48


Вернуться в Манхадж

cron