Рукопожатие после группового НАМАЗА в мечети..

Ответить
Аватара пользователя
Abu AbdurRohman
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 04 авг 2008, 01:16
Откуда: http://grozny24.com
Контактная информация:

Рукопожатие после группового НАМАЗА в мечети..

Сообщение Abu AbdurRohman » 10 окт 2008, 21:45

Ассаламу Алайкум варахьматуЛЛахи Вабаракатуху БРАТЬЯ и Сестры !
О братья, естьли в Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) хоть какойто довод о
рукопожатии после заверщения групповой молитвы в мечети? т.е. как только намаз заверщает имам, рядом сидящие делают рукопожатие и ставят или кладут на грудь.. при этом говоря такабалаЛЛах солят.. я незная о достоверности этого стараюсь воздерживаться, но когда уже протянули руку то отвечаю темже.. чтобы рядом сидящий брат не допонял меня )))
КАк это понимать, бид'а? хотелосьбы знать, естьли указание на это в пречистой сунне? Хадийс, что говорят Улема'.. строго с доводами ))))
Пусть Аллах воздаст вам самым наилучшим воздаянием!



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2840
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 27 дек 2009, 00:29

Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух

Само по себе салам с рукопожатием имеет место в Сунне, и это весьма хорошее деяние. Со слов Хузайфы сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, если один правоверный встретив другого, поприветствует его словами мира, возьмет его за руку и пожмет ее, то прегрешения обоих осыпятся с них подобно тому, как осыпаются листья с дерева». ат-Табарани в “аль-Аусат”. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 526.

Однако, что касается рукопожатия именно после намаза, а тем более когда это уже несет в себе постоянный характер, то на это необходимо довод!
Более того, многие имамы и ученые порицали это и называли нововведением:

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: "Рукопожатие после молитвы не является узаконенным, напротив, это является нововведением". См. "Маджму'уль-фатауа" 23/339.

Ханафитский имам - Ибн 'Абидин передал от некоторых факъихов из числа ханафитов, что они говорили: "Является порицаемым рукопожатие после завершения молитвы в любом случае, потому что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, не пожимали рук после молитвы, а также потому что это деяние внесли рафидиты!" См. "Хашия Ибн 'Абидин" 6/381.

Сказал Ибн аль-Хадж аль-Малики: “Следует запрещать то, что было внесено из рукопожатий после утренней молитвы, послеобеденной и пятничной молитв. Более того, некоторые люди из числа наших современников стали делать это после всех пятикратных молитв. Всё это является нововведением! Место для саляма в Шариате – это когда мусульманин встречает своего брата, а не после завершения пятикратных молитв. Всё это относится к нововведению! И мы используем это (салям) в тех случаях, в которых это узаконил Шариат, а всё иное запрещаем, как и следует порицать того, кто поступает так из-за его противоречия Сунне”. См. "аль-Мадхаль" 2/223.

Когда шейха Ибн База спросили про рукопожатие после молитв, он ответил: “То, что совершают люди из числа устремления к рукопожатию после обязательной молитвы сразу же после второго саляма, то я не знаю этому поступку основания. Более того, это является порицаемым по причине отсутствия довода на правомочность этого. И для молящегося является узаконенным в этот момент устремиться к узаконенным словам поминания Аллаха, как это делал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) после обязательной молитвы”. См. “Фатауа Ибн Баз” 11/199.

Спросили шейха Ибн Усаймина: "Каково ваше мнение относительно рукопожатия и слов "такъаббаля-Ллах" после завершения молитвы сразу же?"
Он ответил: "Нет никакой основы для рукопожатия и слов "Такъаббаля-Ллах" после завершения намаза! Подобное не передается ни от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни от кого-либо из сподвижников!" См. "Фатауа аркан аль-Ислям" 336.

Шейх аль-Альбани говорил: "Что касается рукопожатия после завершения молитвы, то это, без сомнения является нововведением, если только двое не встретились до молитвы и обмениваются рукопожатием после молитвы, как это делается при встрече. В таком случае это является Сунной". См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 1/53.

Шейх Машхур в своей книге "Ошибки молящихся" писал: "Мы не знаем кого-либо из сподвижников или праведных саляфов, да будет доволен ими Аллах, кто бы после завершения намаза поворачивался бы направо или налево, здороваясь за руку и поздравлял с принятием молитвы. И никто из них такого не делал, и ничего такого до нас не дошло даже со слабым иснадом". Затем он сказал: "Наоборот, дошло до нас от обладающих знанием, что такое рукопожатие является нововведением! И тут следует упомянуть, что не дозволено мусульманину прерывать тасбих, который делает его брат мусульманин, кроме как по шариатской причине! И мы наблюдаем причинения неудобства многим мусульманам, которые делают узаконенный после обязательных молитв тасбих, когда с права и слева тянутся руки!" И он сказал: "Возьми мягко и спокойно его руку и разъясни ему то, что это рукопожатие является нововведением. Это рукопожатие - нововведение, с которым необходимо покончить, однако следует это делать с помощью мудрости и хорошего увещевания". См. "Ахтауль-мусаллин" 107-108.



Аватара пользователя
Muhammad Shishani
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 24 авг 2008, 03:36
Контактная информация:

Re: Рукопожатие после группового НАМАЗа в мечети..

Сообщение Muhammad Shishani » 30 дек 2009, 21:39

Ассаляму алейкум,

тут на счет этого видимо разногласие:

http://binbaz.org.sa/mat/17251
http://binbaz.org.sa/mat/4461
http://www.binbaz.org.sa/mat/9306
http://www.ibnothaimeen.com/all/noor/article_2831.shtml
http://www.ibnothaimeen.com/all/noor/article_3063.shtml

Если кто-то перевел бы, было бы очень хорошо.



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2840
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 30 дек 2009, 22:40

Уа алейкум салам
Брат, тут нет разногласий между словами шейхов! Эти фатауа шейха Ибн Усаймина такие же, как и я привел, что рукопожатие и слова такъаббаля-Ллах после намаза не имеют никакой основы. И единственно говорит, что если после нафиля человек поприветствует кого-то не с намерением, что это желательно или узаконено, а просто чтобы спросить как дела и т.п., то в этом нет проблем.
На счет фетв шейха Ибн База, то в одном фатуа он говорит так же, однако в других он говорит, что нет проблем в этом. Однако он имеет ввидуименно салам мусульманина, которого как он говорит, ты не поприветствовал до этого, т.е. он говорит про салам в общем, который велено распространять, а не о том, что это следует делать именно после каждого фард намаза.
И поэтому правильное понимание его мнения разъясняет фатуа, соответствующее словам других шейхов.
Ведь те, кто поступает таким образом, пожимая руки и говорят при этом "такъаббаля-Ллах" делают это только считая подобное узаконенным и хорошим, а иначе почему они не пожимают руки и не говорят такъабба-Ллях в иных ситуациях?!
Одно дело сказать так и поздороваться, не придавая этому обычай исламский, и не связывая это с чем-то конкретным, как завершение намаза, и совсем другое дело, когда делать это в обязательном порядке, как это совершают в наше время, что незнающий об Исламе ничего может подумать, что данный поступок из обряда и особенности Ислама и мусульман.
Уа-Ллаху а'лям.



Abdulmannan
Сообщения: 52
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 17:55

Re: Рукопожатие после группового НАМАЗА в мечети..

Сообщение Abdulmannan » 28 мар 2011, 11:42

Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху!
A'mash писал(а):Шейх аль-Альбани говорил: "Что касается рукопожатия после завершения молитвы, то это, без сомнения является нововведением, если только двое не встретились до молитвы и обмениваются рукопожатием после молитвы, как это делается при встрече. В таком случае это является Сунной". См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 1/53.
Я здесь немного недопонял. После фард намаза, когда уходишь с мечети, на пути встречаются братья, и делают салам, т.е. после таслима, когда идешь одевать обувь встречаются братья, с которыми до намаза не приветствовались, и здесь мы обмениваемся саламом (без такабалаЛлах), это дозволено?
Второй вопрос, когда говорю одному "Ассаламу алейкум ва ...", то и он отвечает "Ассаламу алейкум ва ...", то есть он не говорит "Ва алейкум салам ва ...". Какое положение среди ученных имеет это дело?

БаракаЛлаху фикум!



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2840
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 11 май 2011, 00:23

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух брат
Abdulmannan писал(а):Я здесь немного недопонял. После фард намаза, когда уходишь с мечети, на пути встречаются братья, и делают салам, т.е. после таслима, когда идешь одевать обувь встречаются братья, с которыми до намаза не приветствовались, и здесь мы обмениваемся саламом (без такабалаЛлах), это дозволено?
Перечитай ахы еще раз тему. Сам салам, в ситуациях о которых ты говоришь, дозволен. Речь идет о специальном рукопожатии после намаза!
Abdulmannan писал(а):Второй вопрос, когда говорю одному "Ассаламу алейкум ва ...", то и он отвечает "Ассаламу алейкум ва ...", то есть он не говорит "Ва алейкум салам ва ...". Какое положение среди ученных имеет это дело?
Ученые, как и остальные мусульмане на салам отвечают: "уа алейкум салям ..."



Асланиус
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 01 мар 2013, 13:38

Re:

Сообщение Асланиус » 14 июл 2017, 21:49

Ассаламу Алейкум!

A'mash писал(а):
Ханафитский имам - Ибн 'Абидин передал от некоторых факъихов из числа ханафитов, что они говорили: "Является порицаемым рукопожатие после завершения молитвы в любом случае, потому что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, не пожимали рук после молитвы, а также потому что это деяние внесли рафидиты!" См. "Хашия Ибн 'Абидин" 6/381.[/size]

Муфтият Татарстана, "который никогда не соврет на ученого", приводит другие слова Ибн Абидина:
В «Раддуль-Мухтар» Ибн Абидин при разъяснении слов имама Навави в книге «Аль-Азкар» говорит: حَيْثُ قَالَ اعْلَمْ أَنَّ الْمُصَافَحَةَ مُسْتَحَبَّةٌ عِنْدَ كُلِّ لِقَاءٍ، وَأَمَّا مَا اعْتَادَهُ النَّاسُ مِنْ الْمُصَافَحَةِ بَعْدَ صَلَاةِ الصُّبْحِ وَالْعَصْرِ، فَلَا أَصْلَ لَهُ فِي الشَّرْعِ عَلَى هَذَا الْوَجْهِ وَلَكِنْ لَا بَأْسَ بِهِ فَإِنَّ أَصْلَ الْمُصَافَحَةِ سُنَّةٌ وَكَوْنُهُمْ حَافَظُوا عَلَيْهَا فِي بَعْضِ الْأَحْوَالِ، وَفَرَّطُوا فِي كَثِيرٍ مِنْ الْأَحْوَالِ أَوْ أَكْثَرِهَا لَا يُخْرِجُ ذَلِكَ الْبَعْضَ عَنْ كَوْنِهِ مِنْ الْمُصَافَحَةِ الَّتِي وَرَدَ الشَّرْعُ بِأَصْلِهَا Имам Навави в этой книге сказал: «Знай, что «мусафаха» — это мустахаб, при каждой встрече, но то, что люди привыкли делать «мусафаха» после намазов Фаджр и Аср, у этого действия в Шариате в таком виде нет основы, но в этом нет ничего плохого, потому что основа «мусафаха» — это сунна, и то, что люди усердствовали в этом в некоторых состояниях (положениях), и упускали («мусафаха») в многих (других) состояниях, и даже в большинстве их (состояний), то это не выводит «некоторые состояния» в которых усердствовали из разряда сунны». Ибн Абидин продолжает: «Шейх Абуль Хасан аль-Бикри сказал: وَتَقْيِيدُهُ بِمَا بَعْدَ الصُّبْحِ وَالْعَصْرِ عَلَى عَادَةٍ كَانَتْ فِي زَمَنِهِ، وَإِلَّا فَعَقِبَ الصَّلَوَاتِ كُلِّهَا كَذَلِكَ كَذَا فِي رِسَالَةِ الشُّرُنْبُلَالِيُّ فِي الْمُصَافَحَةِ، وَنُقِلَ مِثْلُهُ عَنْ الشَّمْسِ الْحَانُوتِيِّ «То, что он (имам Навави) отмечал, что после Фаджра и Асра делалась «мусафаха», то это был обычай их времени, аналогично (происходит в наше время) после каждого намаза, также говориться в послании имама Аш-Шурунбуляли в части «мусафаха», также передается схожее сообщение от имама Аш-Шамс аль-Ханути».


Ссылаясь на эти слова, имам мечети не принимает порицание от Ибн Абидина и требует показать оригинал его слов или скриншот книги.
Так же шафииты утверждают, что Навави и Рамли считали это хорошим нововведением.
Понятно, что мнение без довода не имеет силы, но так ли это??
Барака лЛаху фиик!



Аватара пользователя
abu__maryam
Сообщения: 432
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06

Re: Рукопожатие после группового НАМАЗА в мечети..

Сообщение abu__maryam » 16 июл 2017, 22:46

Уа алейкум ассалям уа рахмату-Ллахи уа баракатух
Асланиус писал(а):Муфтият Татарстана, "который никогда не соврет на ученого", приводит другие слова Ибн Абидина:
В «Раддуль-Мухтар» Ибн Абидин при разъяснении слов имама Навави в книге «Аль-Азкар» говорит: حَيْثُ قَالَ اعْلَمْ أَنَّ الْمُصَافَحَةَ مُسْتَحَبَّةٌ عِنْدَ كُلِّ لِقَاءٍ، وَأَمَّا مَا اعْتَادَهُ النَّاسُ مِنْ الْمُصَافَحَةِ بَعْدَ صَلَاةِ الصُّبْحِ وَالْعَصْرِ، فَلَا أَصْلَ لَهُ فِي الشَّرْعِ عَلَى هَذَا الْوَجْهِ وَلَكِنْ لَا بَأْسَ بِهِ فَإِنَّ أَصْلَ الْمُصَافَحَةِ سُنَّةٌ وَكَوْنُهُمْ حَافَظُوا عَلَيْهَا فِي بَعْضِ الْأَحْوَالِ، وَفَرَّطُوا فِي كَثِيرٍ مِنْ الْأَحْوَالِ أَوْ أَكْثَرِهَا لَا يُخْرِجُ ذَلِكَ الْبَعْضَ عَنْ كَوْنِهِ مِنْ الْمُصَافَحَةِ الَّتِي وَرَدَ الشَّرْعُ بِأَصْلِهَا Имам Навави в этой книге сказал: «Знай, что «мусафаха» — это мустахаб, при каждой встрече, но то, что люди привыкли делать «мусафаха» после намазов Фаджр и Аср, у этого действия в Шариате в таком виде нет основы, но в этом нет ничего плохого, потому что основа «мусафаха» — это сунна, и то, что люди усердствовали в этом в некоторых состояниях (положениях), и упускали («мусафаха») в многих (других) состояниях, и даже в большинстве их (состояний), то это не выводит «некоторые состояния» в которых усердствовали из разряда сунны». Ибн Абидин продолжает: «Шейх Абуль Хасан аль-Бикри сказал: وَتَقْيِيدُهُ بِمَا بَعْدَ الصُّبْحِ وَالْعَصْرِ عَلَى عَادَةٍ كَانَتْ فِي زَمَنِهِ، وَإِلَّا فَعَقِبَ الصَّلَوَاتِ كُلِّهَا كَذَلِكَ كَذَا فِي رِسَالَةِ الشُّرُنْبُلَالِيُّ فِي الْمُصَافَحَةِ، وَنُقِلَ مِثْلُهُ عَنْ الشَّمْسِ الْحَانُوتِيِّ «То, что он (имам Навави) отмечал, что после Фаджра и Асра делалась «мусафаха», то это был обычай их времени, аналогично (происходит в наше время) после каждого намаза, также говориться в послании имама Аш-Шурунбуляли в части «мусафаха», также передается схожее сообщение от имама Аш-Шамс аль-Ханути».


Ссылаясь на эти слова, имам мечети не принимает порицание от Ибн Абидина и требует показать оригинал его слов или скриншот книги
То, что выставил брат A'mash из слов ибн Абидина является продолжением тех слов, что привёл ты, брат, всё это с одной и той же книги "Радд аль-Мухтар аля ад-дурр аль-мухтар" известной как "Хашия ибн Абидин", более того, с одной и той же страницы, поэтому, удивительное положение того, кто требует оригинал тех слов и при этом приводит то, что выставил ты!
Ибн Абидин продолжает: «Шейх Абуль Хасан аль-Бикри сказал: وَتَقْيِيدُهُ بِمَا بَعْدَ الصُّبْحِ وَالْعَصْرِ عَلَى عَادَةٍ كَانَتْ فِي زَمَنِهِ، وَإِلَّا فَعَقِبَ الصَّلَوَاتِ كُلِّهَا كَذَلِكَ كَذَا فِي رِسَالَةِ الشُّرُنْبُلَالِيُّ فِي الْمُصَافَحَةِ، وَنُقِلَ مِثْلُهُ عَنْ الشَّمْسِ الْحَانُوتِيِّ «То, что он (имам Навави) отмечал, что после Фаджра и Асра делалась «мусафаха», то это был обычай их времени, аналогично (происходит в наше время) после каждого намаза, также говориться в послании имама Аш-Шурунбуляли в части «мусафаха», также передается схожее сообщение от имама Аш-Шамс аль-Ханути».
Тут ибн Абидин просто передаёт мнения Науауи, Абуль Хасана, Шурунбуляли и аш-Шамса аль-Ханути и после этого сразу же продолжает такими словами:

لكن قد يقال إن المواظبة عليها بعد الصلوات خاصة قد يؤدي الجهلة إلى اعتقاد سنيتها في خصوص هذه المواضع وأن لها خصوصية زائدة على غيرها مع أن ظاهر كلامهم أنه لم يفعلها أحد من السلف في هذه المواضع ، وكذا قالوا بسنية قراءة السور الثلاثة في الوتر مع الترك أحيانا لئلا يعتقد وجوبها ونقل في تبيين المحارم عن الملتقط أنه تكره المصافحة بعد أداء الصلاة بكل حال ، لأن الصحابة رضي الله تعالى عنهم ما صافحوا بعد أداء الصلاة ، ولأنها من سنن الروافض ا هـ ثم نقل عن ابن حجر عن الشافعية أنها بدعة مكروهة لا أصل لها في الشرع ، وأنه ينبه فاعلها أولا ويعزر ثانيا ثم قال : وقال ابن الحاج من المالكية في المدخل إنها من البدع ، وموضع المصافحة في الشرع ، إنما هو عند لقاء المسلم لأخيه لا في أدبار الصلوات فحيث وضعها الشرع يضعها فينهى عن ذلك ويزجر فاعله لما أتى به من خلاف السنة ا هـ .

ثم أطال في ذلك فراجعه ( قوله وغيره في غيره ) الضمير الأول للنووي والثاني لكتاب الأذكار ( قوله وعليه يحمل ما نقله عنه ) أي عن النووي في شرحه على صحيح مسلم كما صرح به ابن ملك في شرح المجمع فافهم . أقول : وهذا الحمل بعيدا جدا والظاهر أنه مبني على اختلاف رأي الإمام النووي في كتابيه ، وأنه في شرح مسلم نظر إلى ما يلزم عليه من المحظور ، وإلى أن ذلك بخصوصه غير مأثور ولا سيما بعدما قدمناه عن الملتقط من أنها من سنن الروافض والله أعلم .

"Однако, тут может быть сказано, что постоянное совершение этого (приветствия после молитв), в частности после обязательных молитв, может привести невежественных людей к убеждению, что это является Сунной именно в этих случаях и что они (эти случаи) обладают особенностью, выделяющей от других (случаев), хотя их внешние слова (указывают на то), что никто из предшественников (саляфов) не делал этого в этих случаях. Они так же сказали, что является Сунной читать три суры ("аль-А'ля", "аль-кафирун" и "аль-ихляс") в молитве "аль-уитр" но при этом оставлять их иногда дабы никто не подумал, что это является обязательным. Так же было передано в "табийн аль-Махарим" и в "аль-Мультакъат", что "является порицаемым рукопожатие после завершения молитвы в любом случае, потому что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, не пожимали руки после молитвы, а также потому что это деяние внесли рафидиты! (или это из обычаев рафидитов)". Так же было передано от ибн Хаджара, (который) передал от шафи'итов, "что это деяние является порицаемым нововведением, которому нет основы в шариате, и что совершающему подобное следует указать (на его ошибку) вначале, и наказать (если он не отстранится от этого деяния) после этого. Потом он сказал: Сказал ибн аль-Хадж из маликитов в "аль-Мадхаль", что это относится к нововведению и что место рукопожатия в шариате - это когда мусульманин встречает своего брата а не по завершения молитв, значит, так, как применил шариат (рукопожатие) пусть (мусульманин) применяет. Подобное запрещается и следует проявлять жесткость по отношению к тому, кто практикует это так как он совершил то, что противоречит Сунне". У него долгое (исследование) на счёт этого, вернись к его словам.
Что касается его слов: ("И другие помимо него в других своих (трудах)"), то первое местоимение возвращается на Науауи а второе на книгу "аль-Азкар", ("и в свете этого следует понимать то, что он передел от него") то-есть от Науауи в его разъяснении (шархе) на Муслим как это пояснил ибн Малик в шархе на "аль-маджма", так пойми это! Я скажу: Такое понимание (слов Науауи) очень далёкое! Более очевидно, что это основывается на противоречии мнения ан-Науауи в двух его трудах, и что он в своём шархе на (сахих) Муслим посмотрел на то, что следует от этого (рукопожатия после молитв) из порицаемого и так же на то, что конкретно по этому поводу нет преданий. Особенно после того, как мы привели из "аль-Мультакъат" что это из обычаев рафидитов. Аллаху Ведомо лучше!"

См. "радд аль-мухтар 'аля ад-дурр аль-мухтар" (6\381).



Асланиус
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 01 мар 2013, 13:38

Re: Рукопожатие после группового НАМАЗА в мечети..

Сообщение Асланиус » 26 июл 2017, 22:36

abu__maryam,
джазака лЛаху хайран!
Пусть Аллах добавит нам полезного знания. Амин!



Аватара пользователя
abu__maryam
Сообщения: 432
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06

Re: Рукопожатие после группового НАМАЗА в мечети..

Сообщение abu__maryam » 01 авг 2017, 14:01

джазака лЛаху хайран!
Пусть Аллах добавит нам полезного знания. Амин!
Уа анта фа-джазака-Ллаху хейран!
Амин!



Ответить

Вернуться в «О нововведении (аль-бид’а)»