Ознакомление с мазхабом Матуридитов

Сообщение »

Ознакомление с мазхабом Матуридитов


Краткое разъяснение школы и её основателя


Матуридия это группа среди групп Ильм Уль Калям, имея общее с Джахмитами, Муатазилитами, Куллябитами и Ашаритами в основах их подхода (тоесть Иль Уль Калям), но Матуридия отличается от них во второстепенных вопросах касающихся калямитской основы. Не было такой школы называемой Матуридия сразу после смерти её основателя Абу Мансура Аль Матуриди (умер 333 х.), но школа и её вероубеждение сформировались полностью несколько столетий спустя.

Основатель: Абу Мансур Аль Матуриди (умер 333 х.)

Основатель мазхаба Матуридитов Абу Мансур Мухаммад бин Мухаммад бин Махмуд аль Матуриди Ас-Самарканди, Матурид это место рядом с Самаркандом, в месте, что сегодня является Узбекистаном. Не существует полной биографии о нем и его воспитании и от кого он брал знания. Среди упоминающихся его учителей: Абу Наср Ахмад Аль Лияди, Насир бин Яхъя Аль Бальхаки, Мухаммад бин Мутакаатиль Ар-Рази, Абу Бакр Ахмад Аль Джаузани.

Он почитается и уважаем среди Матуридитов, которые дали ему различные титулы такие как “Имам Мутакалимов”. Он был современником Абу Хасана Аль Ашари (умер 324 х.), но не известно точно встречались ли они или нет. Общее для них обоих это то, что они жили во времена борьбы между людьми Сунны и нововеденцами Джахмитами и Муатазилитами. Джахмиты и Муатазилиты были пионерами Ильм Уль Каламя они распространили множество заблуждений среди мусульман. Куллябиты, Матуридиты и Ашариты были тоже последователями Ильм Уль Каляма, и их доктринные позиции представляли собой попытку найти компромис между тем что было заложено их предшественниками в определенных позициях, особенно на тему Аль Асма уа Ас-Сыфат и между тем, что было мазхабом Саляфов.

Матуридиты вышли из Ханафитского мазхаба (в фикхе), а Ашариты вышли из Куллябитского мазхаба во время этих конфликтов. Результатом было то, что они пытались найти золотую середину между Муатазилитами и Джахмитами с одной стороны и Ахлюль Хадис с другой стороны, используя калямитские (рационалистические) принципы . Они отрицали Сыфати Фиалия (действия Аллаха связанные с Его мощью и желанием), считая их “Хауадис” (событиями). Это было сделанно для того, чтобы сохранить рационалистическое доказательство, которое они разделяли с Джахмитами и Муатазилитами, чтобы доказать атеистам то что вселенная была создана, используя язык, классификацию и терминологию атеистов. По этой причине Куллябитско-Ашаритское вероубеждение очень похоже на Матуридитское, так как их корни и основы изходят из одного источника. Эти основы были взяты от Джахмитов и Мутазилитов, так как они были их предшественниками, даже если Куллябиты, Ашариты и Матуридиты отличались в некоторых вопросах от их сородичей мутакалимов.

Абу Мансур Аль Матуриди умер в 333 х., он оставил после себя определенное количество работ, среди них “Тауилят Ахлю Сунна”, в которых он собрал вместе много тауилей (искажения текста от его очевидного смысла на другой смысл, на основании рационалистического толкования), основа которых лежит в мазхабе Джахмитов и Муатазилитов, в их попытке рационалистического толкования аятов содержащих Атрибуты Аллаха. Он так же имел книгу “Китаб Ат-Таухид”, основанную на пути Джахмитов и Муатазилитов потверждая Руббубию Аллаха (Господство) по средством каляма в тоже время отрицая или аллегорически истолковывая Атрибуты, противореча пути Саляфов в этом, отличаясь от Джахмитов и Мутазилитов в том, что не возможно отрицать без лишения законной силы их рационалистического доказательства существования Аллаха. Он так же писал опровержения Муатазилитам, Рафидитам и Карамитам.

Вероубеждения Куллябитов, Ашаритов и Матуридитов схожи друг с другом, в том, что они все основаны в отрицании того, что они называют “Хауадис”(события) в отношении Аллаха (термин используемый чтобы обозначить дела Аллаха, которые связаны с Его силой и мощью). Они представляют вселенную ничто как собрание событий (хауадис), тогда все, что дает предположение о событии в ниспосланных текстах, должно быть истолковано. Поэтому они делают тауиль Истауа (вознесение), Нузуль (снизхождение) и Гадаб (гнев), Махаба (любовь), Рида (довольство) и так далее.

В их дебатах с Мутазилитами, они не могли освободиться полностью от сомнения и аргументов Мутазилитов против них в этом вопросе, в то время они смогли с ними спорить рационалистически в подтверждение некоторых атрибутов. Поэтому вероубеждение этих сект сформировались вокруг подтверждения Имен Аллаха и некоторых Атрибутов, в то же время отрицая Сыфаты Фиалия.

Все эти группы противоречат вероубеждению Саляфов, чья акида была в подтверждении Аллаха того что Аллах и Его Посланник (благословит Его Аллах и приветсвует) подтвердили в отношении Него, оставляя такийф и ташбих, держась за тексты Корана и Сунны в отношении Атрибутов Аллаха. Так же различные новые термины философов не имеют место в Коране и Сунне и не были использованы Саляфами.

Формирование мазхаба: Первые два века до 500 Х.


Матуридитский мазхаб развивался дальше около 200 лет после смерти Абу Мансура Аль Матуриди, в основном через устное преподавание в отличие от писания и создания новый работ.

Студенты Аль Матурили стали каламистким движением, которое изначально появилось в Самарканде, они были ханафитами в фикхе. Последователи школы старались распространить идеи Аль Матуриди, который был их имамом, школа стала распространеной в последующих веках в регионе центральной азии и индийского суб-континента. Самые заметные фигруы того времени были Абу Уль Касим Ишаак бин Мухаммад бин Исмаил аль Хаким Ас-Самарканди (умер 324 х.) и Мухаммад Абдуль-Карим бин Иса аль Баздуи (умер 390 х.)

Пятый век после хиджры, был все еще периодом формирования и заметные фигуры того века были Абу Аль-Йусур Мухаммад бин Аль Хусайн ибн Абдуль-Карим аль Баздуи (умер 493 х.) он так же был ханафитским шейхом того времени. Его дедом был Абдуль Карим Аль Баздуи (умер 390 х.), упомянутый выше. Он читал книги таких философов как Аль Кинди и книги Муатазилитов таких как Аль Каби, Аль Джубайи и Ан-Надхам, однако сам запрещал смотреть в них так как они моглы стать причиной сомнений. Он так же изучал работы Аль Матуриди переписав их составив и в лучшем порядке.

Большое количество студентов взяли знания от Абу уль Йусри и от его сына Аль Каади Абу Аль Маани Ахмада и Наджма Уд-Дина Умара бин Мухаммада Ан-Насафи, автора “Аль Акида Ан-Насафийа” и других книг.

В этом раннем периоде не было серьезный работ по кодификации и формулизации по средтсвом письменных работ, это имело место в последующие два века после 500 года по хиджре.

Период становления, от 500 х. до 700 х.


Период появления письменных работ, кодификации и полного становления мазахаба имел место после 500 х., это был период когда вероубуждение и усуль (основы) Матуридитов были кодифицированы и записаны в письменых работах. В это время уже было много письменных работ и убеждения Матуридитов можно было брат из книг. Этот период был более важен чем предыдущие в формировании акиды.

Наиболее известные фигуры этого периода были:

Абу Аль Муин Ан-Насафи (умер 508 Х.), он же Маймун бин Мухаммад бин Муатамад Ан-Насафи Аль Макхули. Насафи это отношение к району Насаф, рядом с Самаркандом, так же он известен как “Сайф Уль Хак” или “Сайф Уд Дин”. Он считается одним из величайших ученых Матуридитов, однако не много известно о его шейхах. Ан-Насафи для Матуридитов, как Бакилляни (умер 403х.) или Аль Газали (умер 505х.) для Ашаритов. Его самая известная работа “Табсират Аль Адилях”, так эта работа на которую наиболее часто ссылаются Матуридиты, после “Китаб Ат Таухид” Аль Матуриди.

Наджм Уд Дин Умар Ан-Насафи (умер 537 х.), он же Абу Хафс Наждм Уд Дин Умар бин Мухаммад бин Ахмад Аль Ханафи Ан Насафи Ас Самарканди. Имел много шейхов, самые известные из них Абу Аль Йуср Аль Баздуи и Абдулах бин Али бин Иса Ан Насафи. Большое количество студентов взяло знания от него и он так же имет большое количество известных книг. Его известная работа по акиде “Аль Акаид Ан Насафия” еще одна важная книга Матуридитов в области акиды и это в основном сокращенная версия “Табсират Аль Адиля” Абуль Муина.

Большая част работ по тафсиру и объяснения книг по хадисам и в целом о науках связанных с религией были написаны в этот период и Матуридиты уже имели серьезную и развитую школу.

Приблезительно следущие 600 лет от 700 х. до 1300 х., ознаменованы распространением Матуридитской акиды и появления их современных представителей таких как Деобандиях, Барелия и Каусария.

Период Распространения, от 700х. до 1300 х.


В период от 700 х. до 1300 х. Матуридитская акида достигла своей кульминации, главной причиной этого стало политическая поддержка Османским государством и распространение этого убеждения в разные мусульманские земли, от востока до запада.

Написание работ в этот период значительно увеличилось в вопросах Каляма и комментарий и толкований к работам (шурух и хауаши). Среди известных личностей начальной части этого периода можно отметить Саида Ат Тафтазани (умер 794х.), он был автором большого количества работ включая “Шарх Аль Акаид Ан Насафия”, толкование к работе Надж Уд Дина “Аль Акаид Ан Насафия”.

В концу этого периода ближе к 1300х., появились различные группы, которые продолжали призыв к Матуридитскому мазхабу, среди них:

Деобандская школа: Последователи этой школы отдавали предпочтение изучению хадисов и толкованиям, они так же являются суфиями и среди них можно найти могило-поклоников, как по словам Шейха Халиля Ахмада Ас Сахарануфри в книге “Аль Муханнад Аляль Мунафад”. Эта книга является одной из главных книг Деобандской школы в акиде.

Школа Барелви: Это группа причисляет себя к их лидеру Ахмаду Рида Хану Аль Афгани Аль Матуриди Ас Суфи. В этой школе наблюдается явный ширк (многобожие) и нововедение в вопросах поклонения мертым шейхам этой школы. Так же Барельвиты не признавали Деобандитов и считали их неверными.

Школа Кяусари: Название приписывается к Мухаммаду Захиду Аль Каусари Аль Ханафи Аль Матуриди, являющимся по происхождению Турком. Это школа известна бранью в адрес имамов Ислама и Сунны, оскорбляя их и называя их Муджасимами, Мушабихами (Антроформистами) и считая книги Саляфов таких как Ибн Батта (умер 397х.), Аль Аджури (умер 360х.), Ад Даркутни, Хузайма (умер 311х.) и других, книгами могило-поклонничества и антроформизма. Так же оскорбляя таких ранних ученых Саляфов, как Хаммад бин Салям (умер 167х.). Это делалось совместно с активным призивом к нововедениям, которые несли за собой Ширк, таких как Тауасуф (суфизм), что подрузомевает под собой поклонение могилам приписывая это ложно к Тауасулю (средство приближения к Аллаху). Аль Каусари был знаменосцем этого призива и сделал многое в борьбе с акидой Ахлю Сунна уа Аль Джамаа.

Матуридисткое вероубеждение сегодня распространилось при помощи этих школ, особенно при помощи Каусаритов, которые вели борьбу с вероубеждением праведных предшественников.

Перевод с Английского, Адиль Абу Бакр

Оригинал статьи на Английском:

http://www.maturidis.com/maturidi/artic ... part-1.cfm
http://www.maturidis.com/maturidi/artic ... part-2.cfm
http://www.maturidis.com/maturidi/artic ... part-3.cfm
http://www.maturidis.com/maturidi/artic ... part-4.cfm
Адиль Абу Бакр
 
Сообщений: 119
Зарегистрирован: 01 фев 2009, 13:08

Re: Ознакомление с мазхабом Матуридитов

Сообщение »

Ассаламу алайкум!

Очень полезная книга афганского шейха Шамсуд-Дина ас-Саляфи аль-Афгани " 'Адауль-Матуридия лиль-акъыдати ас-саляфийя. Матуридия уа маукъыфухум мин таухиди аль-асма уа с-сыфат" (Вражда матуридитов по отношению к акъыде саляфитов и их отношение к единству Аллаха в Своих именах и качествах) - в трех томах - каждый том примерно по 600 -700 страниц.

http://www.archive.org/download/gbrabgbrab/amas0.pdf
http://www.archive.org/download/gbrabgbrab/amas1.pdf
http://www.archive.org/download/gbrabgbrab/amas2.pdf
http://www.archive.org/download/gbrabgbrab/amas3.pdf
Аватар пользователя
Бухарий
 
Сообщений: 120
Зарегистрирован: 30 авг 2009, 09:48

Матуридизм

Сообщение »

Ассаламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух!

Матуридизм

Матуридизм – еще одно направление калама, возникшее в III веке по мусульманскому летоисчислению. Эпонимом этой школы был Абу Мансур Мухаммад б. Мухаммад аль-Матуриди (ум. 333 г.х.). Он обучался мусульманскому праву ханафитского толка и каламу у одного из величайших богословов своей эпохи – Насра б. Йахьи аль-Балхи (ум. 368 г.х.). Его учителями также были Абу Наср аль-Айяд, Абу Бакр Ахмад аль-Джузджани, Абу Сулейман аль-Джузджани и многие другие ханафиты. Будучи современником имама аль-Ашари, он делал все возможное для опровержения мутазилитсткой ереси. Большая часть его вероубеждений совпадала с воззрениями имама ан-Нумана б. Сабита Абу Ханифы, хотя в некоторых вопросах он расходился с ним во мнениях. Его вероубеждения отражены во многих сочинениях, среди которых особо выделяется труд "Китаб ат-Таухид" ("Книга единобожия"). Имам аль-Матуриди не разрешал слепо подражать богословам и считал необходимым обращение к доводам и размышлениям. Последнее сближает матуридитов с мутазилитами и философами. Матуридиты также считают, что имена Аллаха непременно должны быть упомянуты в священных текстах. Однако они не делают различий между именами Аллаха и сообщениями об Аллахе, и поэтому они называют Аллаха именами "ас-Саниъ" (Создатель), "аль-Кадим" ("Извечный"), "аш-Шей" ("Существо"), хотя эти имена не являются прекрасными именами Аллаха. Кроме того, они отрицают или рационалистически истолковывают многие подлинные имена Аллаха. Что же касается божественных качеств, то они признают лишь восемь из них – те, которые им удается объяснить логическими доводами. Это – "аль-хайат" ("жизнь"), "аль-ильм" ("знание"), "аль-кудра" ("власть", "могущество"), "аль-ирада" ("желание"), "ас-самъ" ("слух"), "аль-басар" ("зрение"), "аль-калам" ("речь"), "ат-таквин" ("создание"). Личностные качества Аллаха они истолковывают рационалистически. Что же касается речи Аллаха, то они считают ее абстрактным и извечным понятием, не зависящим от воли и желания Аллаха. Они полагают, что речь Аллаха не состоит из букв и звуков и что она одинакова, даже если Аллах произносит разные слова. Матуридиты справедливо считают, что верующие смогут увидеть Аллаха в Последней жизни, а неверующие не смогут сделать этого. При этом Абу Мансур аль-Матуриди считал, что доказать это логическими доводами невозможно, хотя имаму аль-Ашари это удалось. Однако в отличие от ранних мусульманских богословов ашариты отрицают то, что праведники увидят Всевышнего Аллаха над собой. В вопросе божественного предопределения они занимают промежуточное положение между джабаритами и кадаритами. Они признают свободу воли и считают, что человеческие деяния совершаются людьми, хотя и являются творениями Аллаха. Однако, в отличие от ранних мусульманских богословов, они считают, что Аллах творит человеческие деяния после того, как человек сделает свой выбор и пожелает совершить тот или иной поступок. Это означает, что они приписывают человеку волю, которая не является сотворенной и не зависит от воли Аллаха. Матуридиты не признают вопроса наименования и суждения и не считают, что тяжкие грехи выводят человека из лона ислама. Однако, в отличие от ранних мусульманских богословов, они полагают, что верой считается только убежденность в сердце, даже если она не подтверждается на словах. Они также считают, что мусульманин должен быть убежден в том, что он является истинным верующим, хотя ранние богословы считали, что мусульманин должен называть себя верующим, делая оговорку на волю Аллаха. Помимо всего прочего, в вопросах, касающихся убеждений и идеологии, они принимают только те хадисы, которые подтверждаются большим числом свидетелей.
Матуридиты и ашариты имеют много общего, хотя и различаются по многим вопросам. Например, матуридиты считают, что люди обязаны познать Аллаха, если даже до них не дошла истина, тогда как ашариты справедливо считают, что люди обязаны уверовать и несут ответственность за свои деяния только после пришествия к ним Божьего посланника. Матуридиты верят в то, что речь Аллаха невозможно услышать, тогда как ашариты справедливо убеждены в том, что речь Аллаха действительно можно услышать. Матуридиты справедливо считают, что Божьими пророками становились только мужчины, тогда как ашариты считают, что пророками также могли становиться женщины. Матуридиты полагают, что Аллах не вменяет людям в обязанность то, на что они не способны, тогда как ашариты справедливо считают, что некоторые предписания Аллаха некоторые люди не способны выполнить. Матуридиты считают, что вера может опираться на слепое подражание религиозному авторитету, тогда как ашариты считают, что каждый мусульманин обязан уметь логически обосновывать каждое из исповедуемых им воззрений. И те, и другие справедливо считают, что человеческие деяния являются творениями Аллаха. Однако матуридиты полагают, что основа деяния зависит от воли Аллаха, а форма деяния зависит от воли самого человека. В то же время ашариты верят в то, что Аллах создает в человеке способность совершить то или иное деяние и наделяет его свободой воли, благодаря чему человек совершает поступок, если ничто не мешает этому. Между этими двумя школами существуют и другие различия.
Матуридиты имеют много общего с мутазилитами. Обе школы считают обязательным познание Аллаха человеческим разумом; доказывают существование Аллаха только посредством указания на творения и происходящие события; отрицают юридическую силу хадисов, не подтверждающихся большим числом свидетелей, в вопросах убеждений и идеологии; отрицают божественные деяния и предикативные качества Аллаха; отрицают возможность услышать речь Аллаха; не признают то, что Аллах вменяет в обязанность деяния, которые некоторые люди не способны выполнить; считают, что мусульмане должны быть убеждены в том, что они являются верующими; считают, что между понятиями "вера" и "ислам" нет никакой разницы.
Несмотря на многочисленные сходства между матуридитами и мутазилитами, между этими двумя направлениями калама есть множество различий. Мутазилиты считают, что разум является высшей инстанцией при решении любых вопросов, тогда как матуридиты считают, что обращаться к разуму можно при обсуждении вопросов об Аллахе и пророках, тогда как о событиях Судного дня можно узнать только из священных текстов. Мутазилиты признают имена Аллаха и отрицают их значение и соответствующие им божественные качества, тогда как матуридиты признают восемь божественных качеств. Мутазилиты считают Коран творением, тогда как матуридиты считают его извечным и несотворенным. Мутазилиты не согласны с тем, что человеческие деяния являются творениями Аллаха и зависят от воли Аллаха, тогда как матуридиты считают деяния рабов сотворенными, а человеческую волю – несотворенной. Мутазилиты считают, что люди обладают способностью до совершения поступков, тогда как матуридиты считают, что способность сохраняется и в момент совершения человеческих деяний. Мутазилиты не верят в возможность лицезрения Аллаха, тогда как матуридиты справедливо признают это. Мутазилиты считают, что Рай и Ад до сих пор не сотворены и будут сотворены только в День воскресения, тогда как матуридиты справедливо верят в то, что Рай и Ад уже сотворены. Мутазилиты не верят в наказание и наслаждение в могиле, Мост, Весы, Водоем и заступничество за грешников, тогда как матуридиты справедливо признают все перечисленное выше. Мутазилиты отрицают Божий дар святым (карамат аль-аулийа), тогда как матуридиты справедливо признают его. Мутазилиты справедливо считают, что вера складывается из убеждений, слов и деяний, тогда как матуридиты считают, что вера представляет собой только убежденность в сердце, и лишь некоторые матуридиты прибавляют к убежденности в сердце признание на словах. Мутазилиты считают, что если человек совершает тяжкие грехи, то он становится грешником (фасик), и после воскрешения его навечно ввергнут в Геенну, тогда как матуридиты считают, что если мусульманин совершает грехи, его вера остается совершенной, хотя сам он является грешником, а после воскрешения его судьба зависит от решения Аллаха. Мутазилиты считают, что вера не может опираться на слепое подражание религиозному авторитету, тогда как матуридиты считали, что такая вера допустима, хотя незнание доводов и доказательств является грехом. Мутазилиты считают, что вера усиливается и ослабевает, тогда как матуридиты отрицают это, потому что не считают деяния одной из составляющих веры.

"Заблудшие группы в Исламе", перевод Кулиев Эльмир.
أبو صالح الأثري
 
Сообщений: 12
Зарегистрирован: 22 сен 2010, 12:00

Re: Матуридизм

Сообщение »

ДжазакАллаху хайран

С другой ветки для пользы:

Кто такой Абу Мансур аль-Матуриди?

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам!
А затем:
На сегодняшний день имя Абу Мансура аль-Матуруди на устах многих мусульман, и оно стало настолько известным, что даже люди, не имеющие никакого представления о религии, наверняка слышали о нем. В особенности это наблюдается в среде русскоязычных мусульман, и причиной этому многие представители ДУМ стран СНГ, которые желают навязать мусульманам ханафитский мазхаб в вопросах фикха и матурудитский – в убеждениях.
К сведению мусульман, учение Абу Мансура Матуриди не получило распространения в арабском мире, а в основном лишь в странах Азии, где его последователи именуют себя, как "матуридиты".
Однако возникает вполне естественный вопрос: «Кто же такой Абу Мансур аль-Матуруди, вокруг которого до сих пор поднято столько шума и у которого есть столько последователей?»
Ведь на протяжении 14 веков в исламской общине существовало сотни тысяч обладателей знания и имамов, однако не каждый из них удостоился того, чтобы у него появились последователи. К примеру, если мы обратим внимание на имамов четырёх мазхабов, которые жили до появления Абу Мансура аль-Матуриди, то найдем мельчайшие подробности их жизни, когда они родились, когда они скончались, у кого обучались, куда ездили в поисках знания, что о них говорили имамы из числа их современников и т.п.
Но давайте посмотрим, что мы находим о биографии Абу Мансура аль-Матуриди?

Его полное имя Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд ибн Мухаммад аль-Матуруди ас-Самарканди.
Вот что сказал о нем Шейх Шамсуддин ибн Мухаммад Ашраф ибн Кайсар ибн Амир Джамаль ибн Шах аль-Афгани в своей книге «Матурудия» (1/240):
"Тот, кто будет усердно искать информацию о его жизни, столкнется с таким удивительным фактом, что жизнь основателя матурудитской школы не освещена в книгах по истории «тарих», «табакат», в книгах о городах «бульдан», в книгах о дате смерти ученых «уафаят», в книгах о биографиях ученых "тараджум" и т.п. В этих книгах нет никакого описания его жизни, того, как он воспитывался, его путешествия на пути требования знаний. Ничего из этого нет, кроме небольшого упоминания. Несмотря на то, что он является основателем этой большой школы, о нем не написал ни имам Ибн аль-Асир (630) в своей книге «аль-Камиль», ни Ибн Халикан (681) в своей книге «Уфаятуль-а’ян», ни аз-Захаби (748) в своих книгах «Сияр а’ламу нубаля», «аль-‘Ибар» и «аль-Мизан», так же о нем ничего не сказал Ибн Шакир (764) в книге «Фауату уафаят», ни Ибн Касир (774) в своей книге «аль-Бидая уа-ннихая», ни ас-Суюти (911) и ад-Дауди (945) в их «Табакат лиль-муфассирин», ни Ибн ‘Иммад (1079) в «Шазарату захаб» ни Науаб Садык ибн Хусайн (1307) в книге «Абжаду ‘улум».
Не упоминается о нем и в книгах о науке джарх уа та’диль и именах передатчиков «Асмау риджаль». Мухаддисы оставили его страницу пустой. Никто о нем ничего не сказал: Ни аль-Бакри (487) в книге «Му’джаму масту’джима», ни аль-Хамауи (626) в «Му’джаму бульдан», ни Казуини (682) в «Асару биляд», ни аль-Химьяри (727) в «Раудуль-Миътар», ни Сафиюддин аль-Багдади (739) в «Марасиду иттиля’»
Я также ничего не смог найти о биографии Абу Мансура аль-Матуруди в книгах по родословию: «Ансаб» ас-Сам’ани (562), «ал-Любаб» Ибн Асира (630), кроме как ас-Сам’ани упомянул его имя, когда писал о биографии другого человека (3/12), также поступил аль-Микризи (845).
Также его биография неизвестна и в книгах «аль-Фахарис», ни в книге «Фахрасат» Ибн Надима (380), или «Фахрас» Ибн Атыя (541), или «Фахрас» Ибн Хайра аль-Ишбили (575), ни в «Фахрасу фахарис» Каттани (1382).
Также я ничего не обнаружил о его биографии и в энциклопедиях ученых по «Наху» (грамматика арабского языка), «Адаб» (арабская литература) «Лугауиин» (языковедов), а это уже больше, чем двадцать источников.
И совсем ничего неизвестно о его путешествиях на пути требования знаний. И неизвестно выезжал ли аль-Матуруди хоть раз за пределы Самарканда или нет?! И я это говорю основываясь на книги истории городов, где приводятся имена тех ученых, кто посещал эти города с целью требовании знаний, как «Тариху Джурхан» ас-Сахми (427), «Тарих асбахан» Абу Ну’ейма (430), «Тарих Багдад» аль-Хатыба (463), «Тарих димашк» Ибн ‘Асакира (571), «’Укду самин» Ибн Тайба аль-Фаси аль-Макки (832).
Но больше всего меня удивило то, что ас-Сафди (764) ничего не упомянул об имаме Матуруди, хотя он обязался в своей книге рассказать обо всех, сказав: «Я не оставил ни одного праведного халифа, сподвижника, табиъина, правителя, кадыя, визира (министра), мухаддиса, факыха, праведника или известного человека, писателя, поэта, врача, мудреца, основателя какого-либо течения или известного специалиста в какой-то науке, любого лучшего из лучших». См. «Аль-Уафи биль-уфаяят» 1/605.
Также я не нашел ни слова о нем в книгах о течениях и школах (мазхаб), кроме как некоторые современники написали о нем.
Также ни шейхуль-Ислам ибн Таймия, ни Ибн аль-Кайиим не упомянули о нем в своих книгах за исключением того, что шейхуль-Ислам упомянул его в числе тех, кто пошел по пути джахмитов и в числе тех, кто пошел путем Ибн Куляба. См. «Дару таъаруд» 2/245, 7/441, «Китабуль-иман» 414, «Маджумуъу-фатауа» 7/433.
Ибн аль-Кайим упоминал в числе книг шейхуль-Ислама книгу «Рисаля фи ‘акида ашъарияти уа ‘акида матуруди уа гайру ханафиях». Однако, я не нашел эту книгу ни напечатанной, ни в рукописях, но если бы она нашлась, то она приобрела бы известность.
Меня удивило известие о том, что сами ханафиты-матуридиты, которые так превозносят своего имама, не упоминали подробно о его жизни. Причину этого пробела я не знаю и не могу объяснить.
Я перечислил все эти книги для того, чтобы показать читателю, сколько усилий мне пришлось приложить в поисках его биографии; а также для того, чтобы облегчить тому, кто интересуется его жизнью. После этой трудоемкой работы я не обнаружил ничего, что было бы связано с его биографией, родом, годом смерти, кроме маленьких крупиц его жизни, его учителях и учениках. Я не нашел ничего о биографии его отца, деда, прадеда, его женщин.
Теперь я представляю то, что я смог собрать по крупицам об этом имаме:
Имам Абу Мансур аль-Матуруди родился примерно в 258 году. Он учился у своего шейха Насыра ибн Йахьи аль-Балхи, который умер в 268 году. Аль-Матуруди в то время было примерно около десяти лет, поэтому примерной датой рождения аль-Матуруди является 258 год. Умер он в 333 году, прожив примерно 75 лет. Это не малый срок – почти целый век.
Если это достоверно, то он учился также у Мухаммада ибн Мукатила ар-Рази (248 год) и, если тогда Матуруди было примерно десять лет, то дата его рождения будет 238 год, а срок его жизни составит 95 лет. Но Аллах знает лучше.
До этого я говорил, что я не знаю ничего о его путешествиях в требовании знаний, но доктор Мухаммад Саъид аль-Афъани сказал: «Путешествия Матуруди в Басру для дискуссий по убеждениям достигли 22 раз». См «Шейхуль-ислам ансар» 149.
Однако этот доктор ничем не подтвердил свое сообщение, а это большая ошибка с его стороны.
И сколько ошибок этот доктор сделал в своем послании помимо этого!
Также аль-Афъани сказал:
«Имам Матуруди пережил двенадцать халифов:
1 – Мутауакиль Джа’фар бну аль-Му’тасим Мухаммад бну Харун ар-Рашид (247);
2 – Мунтасир Мухаммад бну Мутауакиль (248);
3 – Мустаъин Ахмад бну Му’тасим(251);
4 – Му’таз Мухаммад бну Мутауакиль(255);
5 – Мухтади Мухаммад бну Уасик (256);
6 – Му’тамид Ахмад бну Мутауакиль (279);
7 – Му’тадыд Ахмад бну Муафик (289);
8 – Муктафи Ъали бну му’тадыд(295);
9 – Муктадир джа’фар бну Му’тадыд(320);
10 – Кахир бну Му’тадыд (339);
11 – Ради Мухаммад бну Муктадир (329);
12 – Муттаки Ибрахим бну Муктадир(357);
В тот век в мусульманской общине произошли серьезные политические изменения, и, наверное, аль-Матуруди пережил их.
Больше этого мне ничего неизвестно об имаме аль-Матуруди. А что касается чьих-то мнений или рассказов, которые ничем не подтверждены, то я не имею права что-то писать о них здесь.
Его учителя:
В истории, как было сказано раньше, ничего неизвестно о жизни Абу Манусура аль-Матуруди: как он рос, развивался, у кого требовал знания, и как путешествовал на пути получения знаний, а также учился ли он у кого-либо из ученых или нет.
Конечно, говорится о четырех его учителях, упоминание о жизни которых также не дает полного понимания о самом Матуруди и его учителях. Но постараемся привести то, что известно:
1 – Мухаммад бну Мукатиль ар-Рази, который умер в 248 году по хиджре. Многие считают, что он был из учителей Матуруди, но это никем не доказано. И вот некоторые высказывания ученых о нем:
Сказал Захаби«Мугъни фи ду'афа»: «да'иф» (слабый: недостойный доверия в хадисе)».
2 – Насыр бну Йахья аль-Балхи, который умер в 268 году и его также называют в числе учителей Матуруди; «Шарх аль-ихья» аз-Зубейди.
3 – Абу Бакр Ахмад бну Исхак бну Субейх аль-Джаузаджани (впоследствии аль-Багдади ханафи). Ничего неизвестно о дате его смерти, кроме информации о том, что он умер в 200 году по хиджре;
5 – Абу Наср Ахмад бну ‘аббас бну Хусейн бну Джабалах бну Галиб бну Джабир бну Науфаль.
Это то, что известно о его учителях, хотя достоверность того, что они являлись его учителями также под вопросом. И тот, кто посмотрит на их биографию увидит, что они были из числа «ду’афа» (слабых, чьи слова не принимались во внимание); либо вообще неизвестные; либо из тех, кто слепо следовал мазхабу, у которых не было ничего общего с наукой о хадисе и теми, кто ей занимался. Несомненно, они оставили свой след на своих учениках, в числе которых был Абу Мансур аль-Матуруди".

И хотелось бы завершить начатое словами известного шейха ‘Абдуллаха ибн Йусуфа аль-Джудай’а о том, как он отозвался о аль-Матуруди и о самой матурудийской школе:
«Есть еще другая группа, которая соответствует аш’аритам в убеждениях, известная как «Матурудия», последователи Абу Мансура аль-Матуруди, которого считают вторым имамом Ахлю-сунна уаль-джама’а. Как считают это они!
Абу Мансура аль-Матуруди ас-Самарканди причисляют к ханафитским факихам, именно поэтому, большинство последователей этой школы – ханафиты. Этот человек любил много спорить, философствовать в отношении имен и качеств Аллаха, и не был из тех, кто изучает хадисы, высказывания сподвижников или таби’инов. У него не было таких последователей, которые бы сделали известной его школу. Затем появилось такое течение, которое переняло его убеждения, и в то же время, они утверждали, что являются ханафитами. В последнее время эта школа получила известность и все это по причине того, что люди отдалились от Сунны и стали невежественны до такой степени, что не знают из имамов ахлю-Сунна никого, однако признают лишь Абу-ль-Хасана аль-Аш’ари и Абу Мансура аль-Матуруди.
Во многих исламских университетах и школах преподается ‘акыда Абу Хасана аль-Аш’ари, либо ‘акыда Абу Мансура аль-Матуруди. И, к большому сожалению, многие ученые, вышедшие из стен этих университетов, не знают о единобожии ничего, кроме аш’аритского или матурудийского толка.
Я увидел книгу Матуруди, которая называется: «Китабу Таухид» (Книга единобожия). О, Аллах прости ему за это, ведь уместнее было бы назвать ее книгой философии или споров, которая переполнена догадками». См. «‘Акыда салафия фи калями Раббиль-бария уа кашфи абатыли мубтади’ах раддия» 279-280.
Аватар пользователя
антивирус северный
 
Сообщений: 571
Зарегистрирован: 02 дек 2010, 02:37


Вернуться в Секты и течения

cron