ЧТО ТАКОЕ ИРДЖА И КТО ТАКИЕ МУРДЖИИТЫ?

Сообщение »

Ассалямун алейкум ва рахмату-Ллах, братья!
1. Кто такие мурджииты?
2. Когда они появились?
3. В чем их заблуждения?
4. Что говорят современные ученые о них?
5. Кто является их основателем?
Ва джазакум Аллаху хайран, братьям, которые создали данный форум и братьям, которые отвечают на вопросы!!!
Damir Samara
 
Сообщений: 18
Зарегистрирован: 10 ноя 2008, 18:07

Сообщение »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Что такое ирджа и кто такие мурджииты?

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
В данной статье речь пойдет о том, кто такие мурджииты, устами саляфов и ранних имамов, поскольку нет нужды в так называемом понятии "современное ирджа", которое не имеет границ. Ведь именно по причине так называемого "современного мурджиизма" и нового определения этого понятия, в число мурджиитов включили многих признанных ученых ахлю-Сунна, и даже тех, кто сам говорил о современном ирджа, как например, шейха Салиха аль-Фаузана.
Спросили шейха Ахмада ан-Наджми: «Некоторые люди, которые воспитаны на книгах хизбистов обвиняют трех имамов: Ибн База, Ибн ‘Усаймина и аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, в мурджиизме, поскольку они не считали правителей мусульман неверными!»
Шейх ответил: “Это невежество и заблуждение! Эти приверженцы нововведений каждый день заявляют что-то новое. Если аль-Альбани, Ибн Баз и Ибн ‘Усаймин – ученные этой уммы, наилучшие из нее и самые знающие, являются мурджиитами, то кто остался?! Разве кто-либо остался?! Не останется никто! Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращение! Это беда, это горе! В отношении тех, кто говорит такое, мое мнение состоит в том, что говорящего подобное необходимо сажать в тюрьму, воспитывать и даже бить, если он не перестанет говорить такое!” Сл. “Табриа кибар аль-уляма лиль-Альбани миналь-ирджа”.
Также спросили шейха Салиха аль-Люхайдана: «Я читал на одном из сайтов в интернете, как один человек говорил о том, что шейх наш Салих аль-Фаузан и шейх Раби’ ибн Хади аль-Мадхали из числа мурджиитов!»
Шейх ответил: “Этот обвинитель и ему подобные, описывали даже тех, кто был лучшим из творений – пророков, тем, что им не было присуще, называя их колдунами, предсказателями и т.д. Нет никакого сомнения в том, что оба эти шейха не имеют малейшего отношения к мурджиитам! Является необходимым предостерегать от подобного тому человеку, который обвинял этих шейхов в мурджиизме!”
И примеров такому великое множество, как признанных ученых в наше время обвиняли в мурджиизме!
Здесь весьма уместно процитировать слова шейха Насыра аль-‘Акъля, который говорил: “Не каждый, кого обвинили в мурджиизме, является мурджиитом, особенно в наше время! Я говорю: Поистине, сторонники такфира или излишествующие, те, кто относятся к мазхабу хариджитов или же не относятся к ним, которые не ведают об основах саляфов в названиях (асма) и положениях (ахкам), начали обвинять тех, кто им противоречит из числа ученых и требующих знание студентов в том, что они мурджииты! И больше всего это касается вопроса суда не на основании ниспосланного Аллахом, дружбы и непричастности и т.п. И в эти обвинения попадают также некоторые из числа тех, кто причисляет себя к знанию, не разобравшись в этом до конца. Также необходимо упомянуть, что когда некоторые большие требующие знания написали относительно вопросов такфира, те, кто не был с ними согласен в некоторых моментах, обвинили их в мурджиизме в тех вопросах, относительно которых среди саляфов было разногласие. И при исследовании обнаружилось, что на самом деле эти вопросы не имели отношения к основам мурджиизма!” См. “аль-Къадария уаль-мурджиа” 121.
Иман в наши дни таков, каким был и во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он не меняется с годами, следовательно, у нас нужды обращаться в определении имана к современным трактатам. Примеры тому, как приемлемые разногласия среди ахлю-Сунна в наше время именуют мнением мурджиитов, выше упоминался. Также в пример этому можно привести слова доктора Сафара аль-Хауали, сказавшего в своей известной книге, которая посеяла большую смуту среди ахлю-Сунна, и в которой он обвинял шейха аль-Альбани в ирджа: «Не говорит о том, что оставивший намаз кафир только тот, на кого повлиял мазхаб мурджиитов, чувствует он это или нет!» См. «Захиратуль-ирджа» 2/651.
Также он говорил: «Первыми, кто был не согласен с такфиром за оставление столпов Ислама – это были мурджииты!» См. «Захиратуль-ирджа» 2/657.
И он заявляет это, несмотря на то, что среди саляфов есть известное и приемлемое разногласие в этих вопросах, как передали это многие имамы, среди которых имам Абу ‘Усман ас-Сабуни в «‘Акъидату-ссаляф асхаб аль-хадис», Абу Бакр аль-Исма’или в «‘Акъидату аиммати ахлиль-хадис», и многие др.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Мусульмане единогласны в том, что не произнесший два свидетельства является кафиром! А что касается остальных четырех столпов Ислама, то они разошлись в этом вопросе”. См. “Маджму’уль-фатауа” 7/302.
Он также говорил: “Ученые разногласили в отношении такфира за оставление 4 столпов Ислама, при наличии убеждения их обязательности. У Ахмада в этом вопросе много мнений. Первое мнение ученых: это то, что оставление любого столпа выводит из Ислама, и даже Хаджа. Второе мнение: Оставление всего этого при убеждении, что это уаджиб, не делает человека кафиром! И это мнение известно у многих факъихов из числа сторонников Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи’и и это одно из мнений Ахмада, которое выбрал также Ибн Батта и другие. Третье мнение: Не становится человек неверным, кроме как за оставление намаза, и это третье мнение Ахмада и многих саляфов, а также группы из сторонников Малика и аш-Шафи’и. Четвертое мнение: Неверным становится тот, кто оставил намаз и закят”. См. “Маджму’уль-фатауа” 7/609.
И чем же отличаются слова доктора Сафара аль-Хауали от противоположных этому слов фанатичного приверженца ханафитского мазхаба – Захида аль-Каусари, который, оправдывая Абу Ханифу и его непричастность к мурджиизму, говорил: «Мурджиизм, с тем смыслом, который ему придают – это Сунна, а тот, кто говорит иначе, обязательно впадает в мазхаб му’тазилитов и хариджитов ощущает он этого или нет!» См. «ат-Таниб» 44.
Свят Аллах, как же плачевно состояние уммы в наше время!

Итак, мурджииты – это одна из ранних и заблудших сект, основное отличие которой от ахлю-Сунна заключается в расхождении с ними в вопросах определения имана. Мурджииты получили свое прозвище от слова «ирджа», что означает – оставление позади, т.е. оставившие деяния позади имана. См. “аль-Миляль уа-ннихаль” 1/136, “Макъалят аль-ислямиин” 1/212.
В Сунне нет никаких достоверных указаний относительно этой секты. Однако шейх аль-Альбани усилил достоверность одного хадиса, в котором шла речь о мурджиитах, который передается со слов Анаса, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Две категории людей из моей общины не будут подпущены к моему водоему и не войдут в Рай! А это къадариты и мурджииты!» ат-Табарани в «аль-Аусат» 1/253. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2748.
Удивительно, как единственного имама этого столетия, который посчитал достоверным хадис, в котором содержится предостережение от мурджиитов, невежды обвинили в том, что он сам был мурджиитом!
Итак, мурджииты разделились на три основные группы:
«Первая группа – это те, кто говорит, что иман – это лишь то, что в сердце (т.е. убежденность)! Их также именуют джахмитами.
Вторая группа – это те, кто говорит о том, что иман только на языке. И это определение не известно ни от кого, кроме карамитов.
Третья группа – это те, кто говорит, что к иману имеет отношение убеждение в сердце и произнесение языком, а деяния не входят в составную часть имана, и иман не увеличивается и не уменьшается. И это мнение тех, кого ученые именую мурджииты-фукъаха, к числу которых они относили Абу Ханифу и его сторонников».
Это определение мурджиизма дали имам аш-Шахристани в «аль-Миляль уа-ннихаль» 1/139, имам Абуль-Хасан аль-А’шари в «Макъалят аль-ислямиин» 1/213 и шейхуль-Ислам Ибн Таймия в «аль-Иман» 184.
Первые две группы – джахмиты и карамиты – это те, кого именуют крайними мурджиитами (гъуляту мурджиа).
Что же касается третьей группы, то их именуют умеренными мурджиитами, о которых шейхуль-Ислам говорил, что они из ахлю-Сунна, и что разногласие с ними языковое. Однако все же несмотря на то, что мурджииты-фукъаха из ахлю-Сунна, разногласие с ними не только языковое, о чем говорили многие ученые. Имам Ахмад говорил: “Джарир ибн ‘Абдуллах был одним из последних сподвижников, кто принял Ислам, и он говорил: «Я давал пророку (мир ему и благословение Аллаха) присягу на доброжелательность!» И неужели доброжелательность и стеснение из имана, а пост и намаз могут быть не из имана?!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 1021.

Мурджииты пошли в противоречие с ахлю-Сунна в вопросах имана во многих положениях, о чем сообщили и подробно разъяснили имамы первых поколений:
Спросили имама Ахмада: «Кто такие мурджииты?» Он ответил: “Мурджииты – это те, кто заявляет, что иман – это лишь слова”. аль-Халляль в “ас-Сунна” 959, Ибн Хани в “аль-Масаиль” 2/164.
Уаки’ ибн аль-Джаррах говорил: “Мурджииты – это те, кто говорит, что убежденность в сердце избавляет от необходимости совершения деяний! Тот, кто говорит подобное – погиб!” См. “Маджму’уль-фатауа” 7/307.
Суфьян ас-Саури сказал: “Мурджииты пошли нам в противоречие в трех вещах:
1. Мы говорим: «Иман – это слова и дела», а они говорят: «Иман – это только слова, без дел»!
2. Мы говорим: «Иман увеличивается и уменьшается», а они говорят: «Иман и не увеличивается и не уменьшается»!
3. Мы говорим: «Мусульмане для нас верующие, а их положение перед Аллахом известно только Ему», а они говорят: «Мы правоверные и перед Аллахом!»”
аль-Байхакъи в “аль-И’тикъад” 74.
В другом сообщении сказано, что Суфьян ас-Саури также говорил: “Мы говорим, что есть лицемерие, а мурджииты говорят: «Лицемерия нет!»” См. “Сыфату-ннифакъ” 74.
Однажды один человек из числа мурджиитов пришел к известному таби’ину Айюбу ас-Сахтияни и сказал: «Есть только иман и куфр!», имея в виду, что лицемерия нет, поскольку мурджииты считали, что лицемерие было лишь во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха). Тогда Айюб сказал ему: “Что ты скажешь о словах Аллаха: «Есть и такие, которые выжидают веления Аллаха. Он либо накажет их, либо примет их покаяния. Аллах – Знающий, Мудрый!» (ат-Тауба 9: 106). Это правоверные или же неверные?!” Тогда этот человек замолчал. И Айюб сказал: “Ступай и читай Коран! В каждом аяте Корана есть упоминание о лицемерии, и поистине, я опасаюсь его для себя!” аль-Фирьяби в “Сыфатуль-мунафикъ” 92.
Имам аль-Ауза’и говорил: “Мурджииты говорят, что люди не отличаются друг от друга иманом. Для них и нечестивец и праведник имеют одинаковый иман”. аль-Халляль в “ас-Сунна” 1025.
Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: “Мурджииты и мурджииты-фукъаха говорят: «Иман – это слова без дел», а джахмиты говорят: «Иман – это познание сердцем без слов и дел». Но ахлю-Сунна говорит: «Иман – это познание сердцем, слова и дела!»” См. “Тахзиб аль-асар” 2/182.
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Мурджииты говорят, что кто признает шахаду и явится со всеми грехами, тот не войдет в Ад вообще! Они пошли в противоречие достоверным хадисам, в которых сообщается о том, что грешные единобожники выйдут из Огня. Для мурджиитов степень верующих является одинаковой. Так, для них иман Хаджаджа подобен иману ангела Джибриля и пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку они считают, что грехи не вредят иману!” См. “Тальбису иблис” 103.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, говоря о том, что не совершающий намаз не является кафиром, сказал: “Об этом говорят ученые, которые считают, что иман – это слова и дела. Но также об этом (что не совершающий намаз не кафир) говорят и мурджииты! Однако мурджииты говорят, что верующий имеет полноценный иман”. См. “ат-Тамхид” 4/243.
Имам Ибн ‘Атыйя сказал: “Мурджииты заявляют, что любой грешный мусульманин войдет сразу в Рай за свою веру, и грехи не причинят ему вреда. Это мнение они основали исходя из того, что отнесли все аяты, в которых содержится устрашение, только к неверным. А тексты, в которых содержатся обещание награды и т.п., они отнесли к мусульманам”. См. “Тафсир аль-Мухаррар аль-уаджиз” 2/64.
‘Абдур-Рахман ибн Махди говорил: “Первое проявление ирджа (мурджиизма) – это оставление исключения (истисна)”. аль-Халляль в «ас-Сунна» 3/598.
Т.е. когда спрашивают: «Ты мумин (правоверный)?» Отвечать с уверенностью: «Да», не говоря: «Инша-Аллах я мумин» или «Надеюсь» и т.д. Имам аль-Аджурри говорил: “Из числа качеств приверженцев истины, о чем поведали нам ученые, это исключение (истисна) относительно имана! Конечно же не в понимании сомнения, да упасет нас Аллах от сомнения относительно имана, однако как страх, чтобы не восхвалять самого себя, как обладателя совершенного имана!” См. “аш-Шари’а” 136.
Имам Ибн аль-Мубарак сказал: “Мурджииты говорят, что их благие деяния принимаются, а я не знаю, принимаются ли мои благие дела или нет!” Исхакъ ибн Рахауайх в “аль-Муснад” 3/670.
На основании слов этих имамов следует, что признаками мурджиитов является:
1. Не считать, что иман увеличивается и уменьшается.
2. Не включать в иман деяния тела.
3. Считать, что у каждого мусульманина полноценный иман.
4. Пренебрежительное отношение к грехам и даже к тяжким из них, и считать, что грехи не причиняют вред иману. На основании этого мурджииты говорят, что мусульманин в Ад не войдет вообще.

Кстати именно этот вид мурджиизма весьма распространен среди невежественных мусульман, поскольку многие из них оставляют чуть ли не все обязанности, возложенные на них Всевышним Аллахом, и совершают многочисленные тяжкие грехи, говоря, что милость и прощение Аллаха безграничны, чувствуя себя в безопасности от наказания Аллаха. Нет сомнения в том, что это опасная идеология мурджиитов.
5. Считать, что недопустимо делать истисна в имане, т.е. говорить: «я мумин инша-Аллах!», поскольку мурджииты считают это сомнением относительно своей веры, что является неверием.
6. Считать, что неверие может выражаться только в убеждении, тогда как ахлю-Сунна говорит, что мусульманин может стать неверным как за убеждение, так и за слова и дела. Имам Исхакъ ибн Рахауия говорил: “Единогласны ученые относительно обвинения в неверии того, кто верует в Аллаха, однако вместе с тем убивает пророка или же помогает в его убийстве, даже если он говорит: «Убийство пророков запрещено!» Также и тот, кто ругает пророка (мир ему и благословение Аллаха) или же отвергает его слова без принуждения и страха!” См. “Та’зыму къадри-ссаля” 2/730.
7. Отрицание лицемерия, поскольку мурджииты считают, что если у человека утвержден иман, то в нем не может быть лицемерия или куфра, так как иман для них одно целое и является совершенным у каждого мусульманина.
8. Иметь убежденность в том, что благие дела обязательно принимаются. Тогда как ахлю-Сунна утверждает, что мы не можем быть в этом уверены однозначно и можем только надеяться на это. См. “ас-Сунна” 3/597, аль-Халляля.
Это и есть заблуждения мурджиитов, о которых говорили саляфы и имамы нашей общины.
Если ахлю-Сунна вышеприведенные признаки считала качествами мурджиитов, то в наше время, как сказал шейх Мухаммад Са’ид Раслян, противоречащие ахлю-Сунна сделали только два отличительных признака определения мурджиитов, и по этой причине они называют мурджиитами тех:
1. Кто не обвиняет в неверии за суд не по закону Аллаха.
2. Кто не считает оставившего намаз кафиром, даже если он не совершает его по лени.
И шейх Са’ид Раслян сказал в своей хутбе: «ас-Сауа’икъ аль-мурсаля ‘аля ахлиль-ирджа», что для противников ахлю-Сунны тот, кто делает такфир за эти две вещи, уже не является мурджиитом. Т.е. такой для них становиться своим, невзирая на его убеждения!
Также есть и третий вид мурджиизма, но только распространенный среди русскоязычных мусульман, а это – то или иное отношение к сражениям мусульман, в тех или иных странах. Кто считает, что в какой-то местности джихад, тот по данному весьма удивительному определению не является мурджиитом, а кто высказал малейшее сомнение, или даже наоборот, не высказал согласие с тем, что в определенной местности идет шариатский джихад, тот является истинным мурджиитом! Нет никаких сомнений в полнейшем бреде этих слов, о чем никогда не говорил ни один ученый. Отношение того или иного мусульманина к военным действиям в каких-либо странах не имеет никакого отношения к вопросам имана, куфра или же мурджиизма!
Что же касается ахлю-Сунна, то они делают непричастным к мурджиизму тех, кто говорит:
1. Что деяния входят в иман!
Когда имама Ибн аль-Мубарака спросили: «Ты придерживаешься мнения мурджиитов?» Ибн аль-Мубарак ответил: “Я говорю, что иман – это слова и дела, как я могу быть мурджиитом?!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 964.
2. Кто считает, что иман увеличивается и уменьшается, не имеет отношение к ирджа!
Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Ахлю-Сунна говорит: «Иман – это познание, слова и дела». И тот, кто говорит: «Иман – это слова и дела», тот взялся за надежную опору. А тот, кто говорит: «Иман – это слова без дел», тот подвергвся опасности!” ‘Абдуллах ибн Ахмад в “ас-Сунна” 376.
Имам Ибн аль-Мубарак говорил: “Тот, кто говорит, что иман – это слова и дела, увеличивается и уменьшается, тот полностью избавился от мурджиизма!” Ибн Батта в “аль-Ибана” 278.
Исма’иль ибн Са’ид рассказывал: “Я спросил имама Ахмада относительно того, кто говорит, что иман увеличивается и уменьшается, и он сказал: “Такой человек непричастен к мурджиизму!” ‘Абдуллах ибн Ахмад в “ас-Сунна” 1/307, аль-Халляль в “ас-Сунна” 3/581.
Имам аль-Барбахари сказал: “Тот, кто говорит, что иман – это слова и дела, увеличивается и уменьшается, тот полностью избавился от мурджиизма!” См. “Шарху-Ссунна” 67.
Хафиз Ибн Хаджар приводил следующие слова Ибн Хазма: “Тот, кто говорит, что обряды поклонения из имана, и что иман увеличивается и уменьшается, не обвиняет верующего за грехи в неверии и не говорит, что он будет гореть вечно в Аду, тот не мурджиит, даже если в остальном его слова совпадают с их словами!” См. “Фатх аль-Бари” 7/153.

Важное примечание:
Тут необходимо сделать акцент на том, что в наши дни некоторые ученые говорят, что смысл включения деяний в иман состоит в том, чтобы считать оставление деяний большим куфром. И они говорят, что если человек признает, что иман – это слова, дела и убеждения, а затем говорит, что оставление деяний тела не делает человека кафиром, то он противоречит своим же словам! Так, например, говорил доктор ‘Исам ас-Санани в своей книге «Акъуаль зауи ‘ирфан», на которую опирались Абдуллах и Ибрахим.
На самом деле со слов ранних имамов мы видим, что это суждение противоречит их устоявшемуся мнению.
Во-первых, никто из саляфов не говорил: «Тот, кто считает, что оставивший деяния тела – кафир, тот полностью избавился от мурджиизма!»
Но они говорили: «Кто говорит, что иман – это слова, дела и убеждение, и он увеличивается и уменьшается, тот полностью избавился от мурджиизма!»
Смысл того, что они делали такого человека непричастным к убеждению мурджиитов, заключается в том, что такой человек убежден, что деяния из имана, а следовательно, иман увеличивается и уменьшается, увеличивается при совершении благодеяний и уменьшается при их оставлений и совершении грехов. Поэтому смысл в том, чтобы включать деяния в составную часть имана, чего не делают все течения мурджиитов, как умеренных, так и впавших в крайность. Ведь именно вследствие того, что мурджииты не включили деяния в иман, и появились их опасные заблуждения, что грехи не причинят вреда иману, что мусульманин вообще в Ад не войдет, даже если будет с грехами величиной с гору и т.д.
И процитированный выше имам Ибн аль-Мубарак опровержением тому, что он не является мурджиитом, сделал то, что он включает деяния в иман, а не то, что он считает оставление деяний большим куфром! И именно по причине того, что Мис’ар ибн Кидам считал, что деяния входят в иман, имам Ахмад не считал его мурджиитом, несмотря на то, что сам Мис’ар считал как мурджииты, что недозволенно говорить: «Я мумин инша-Аллах». Шейхуль-Ислам Ибн Таймия писал: “Те, кто не делал истисна (кто не говорил «инша-Аллах я мумин»), говорили: «Я не сомневаюсь в своем имане!» Так делал и Ми’сар ибн Кидам, говоривший: «Я не сомневаюсь в своем имане!» Но Ахмад говорил: «Он не был мурджиитом, поскольку мурджииты говорили: «Деяние не из имана», а он говорил: «Деяния из имана»”. См. “Маджму’уль-фатауа” 13/37.
О мусульмане, обратите на это особое внимание и усвойте это хорошо!
Если согласиться с таким утверждением, что если человек признает, что иман – это слова, дела и убеждения, а затем говорит, что оставление деяний тела не делает человека кафиром, то он противоречит своим словам! Тогда вам также следует сказать, что если человек говорит, что Ислам основан на пяти столпах, и при этом не считает оставление поста и хаджа большим неверием, то тогда он выводит эти столпы из столпов Ислама! Разве это верное суждение?! И кстати, в основном все известные ученые Саудовской Аравии сами не обвиняют в неверии за оставление всех столпов Ислама, кроме шахады и намаза!
3. Тот, кто считает, что неверие бывает в словах, делах и убеждении, тот не причастен к ‘акъиде мурджиитов!
4. Кто убежден, что грехи причиняют вред иману, тот непричастен к мурджиитам!
5. Тот, кто не утверждает однозначно, что он мумин, и говорит: «Я мумин только по ахкамам» или говорит: «Я мумин инша-Аллах», тот не причастен к мурджиитам!

Исма’иль ибн Са’ид рассказывал: “Я спросил имама Ахмада о том, кто говорит: «Я мумин для себя по ахкамам, как наследование, но не знаю, какого мое положение перед Аллахом!» Ахмад ответил: «Такой человек не мурджиит!»” аль-Халляль в “ас-Сунна” 987.
Таким образом, мы имеем признаки мурджиизма со слов саляфов, а также признаки непричастности к мурджиизму, в отношении чего нет разногласия среди ахлю-Сунна.
Также мы имеем критерии мурджиизма, которые не делали имамы ахлю-Сунна, а это считать мурджиитами тех, кто не обвиняет в неверии не совершающего намаз по лени, и кто не обвиняет в неверии за суд не на основании ниспосланного Аллахом. Как прекрасно сказал шейх ‘Убайд аль-Джабри на уроке об ‘акъиде саляфов, разбирая вопрос разногласия относительно оставления молитвы: “Что же касается наших дней, то ты должен сказать, что оставивший намаз кафир, а иначе ты мурджиит! В действительности, это является заблуждением и невежеством относительно вопросов муржиизма!” Сл. “Дарс ‘Акъида ас-саляф”.
А вот реальный пример того, как шейха Ибн База, аль-Альбани и Ибн ‘Усаймина, считали некоторые невежды мурджиитами этого столетия по причине того, что они относили суд не на основании ниспосланного Аллахом к малому куфру. И такой вопрос был задан шейху ‘Абдуль-‘Азизу ар-Раджихи: «Являются ли слова шейха Ибн База, аль-Альбани и Ибн ‘Усаймина в отношении суда не на основании ниспосланного Аллахом, словами мурджиитов этого столетия?!» См. “Табриа кибар аль-уляма лиль-Альбани миналь-ирджа”.
И как же после всего упомянутого уместно вновь процитировать слова шейха Насыра аль-‘Акъля, сказавшего: “Не каждый, кого обвинили в мурджиизме, является мурджиитом, особенно в наше время! Я говорю: Поистине, сторонники такфира или излишествующие, те, кто относятся к мазхабу хариджитов или же не относятся к ним, которые не ведают об основах саляфов в названиях (асма) и положениях (ахкам), начали обвинять тех, кто им противоречит из числа ученых и требующих знание студентов в том, что они мурджииты! И больше всего это касается вопроса суда не на основании ниспосланного Аллахом, дружбы и непричастности и т.п. И в эти обвинения попадают также некоторые из числа тех, кто причисляет себя к знанию, не разобравшись в этом до конца. Также необходимо упомянуть, что когда некоторые большие требующие знания написали относительно вопросов такфира, те, кто не был с ними согласен в некоторых моментах, обвинили их в мурджиизме в тех вопросах, относительно которых среди саляфов было разногласие! И при исследовании обнаружилось, что на самом деле эти вопросы не имели отношения к основам мурджиизма!” См. “аль-Къадария уаль-мурджиа” 121.
Также есть еще один критерий, который некоторые современные ученые Саудовской Аравии установили в качестве признака мурджиизма, а это: не считать кафиром того, кто оставил деяния тела. И об этом говорилось уже достаточно. В этом вопросе есть приемлемое разногласие среди ахлю-Сунна, из числа тех, кто говорил, что иман – это слова, дела и убеждения, и он увеличивается и уменьшается! Достаточно напомнить слова шейха ‘Абду-Ллятыф ибн ‘Абдур-Рахман Али Шейха: “Среди ахлю-Сунна есть разногласие относительно оставления деяний тела, становится ли такой человек неверным или нет!” См. “ад-Дурару-ссанийя” 1/479.
Тут, кстати, следует упомянуть слова Мухаммада ад-Даусари, который в отношении слов шейха ‘Абду-Ллятыфа ибн ‘Абдур-Рахмана сказал, что он имеет в виду не все деяния тела (джинсуль-‘амаль), а говорит обобщенно. Однако, как уже было сказано, с таким же успехом можно истолковать любые слова ученых, которые противоречат твоему суждению. А шейх ‘Абду-Ллятыф сказал ясно и недвусмысленно: «оставление деяний тела» (а’малюль-джауаридж), не сделав каких-либо исключений!
Но как бы то ни было факт остается фактом, что относительно оставления 4 столпов Ислама, помимо двух свидетельств единобожия, есть приемлемое разногласие среди ахлю-Сунна, о чем многократно говорил шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Мусульмане единогласны в том, что не произнесший два свидетельства является кафиром! А что касается остальных четырех столпов Исламе, то они разошлись в этом вопросе”. См. “Маджму’уль-фатауа” 7/302.
А что касается прочих деяний и обязанностей тела помимо столпов Ислама, то за оставление этого никто из ахлю-Сунна такфир не делал! Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Что касается прочих вещей ислама и имана (помимо столпов Ислама), то человек не выходит из Ислама за оставление этого по мнению ахлю-Сунна уаль-джама’а. Этому противоречили только хариджиты и им подобные приверженцы нововведений!” См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 1/26.
Относительно понятия ирджа и мурджиитов сказано в наше время очень много, однако необходимо отдавать предпочтение в этом вопросе саляфам, как и в другом ином вопросе, и не выходить за границы того, за границы чего не выходили они, особенно в вопросах определения имана. Ведь иман и его определение в наши дни такие же, каким это было и во времена саляфов, поэтому нет нужны вводить некие признаки современного мурджиизма! Великие и важные слова произнес в свое время имам Ахмад: «Не говори ничего, что не говорил никто из обладающих знанием до нас!» аль-Халляль в «ас-Сунна» 965.
Ведь эти расширенные двери в определении мурджиизма стали причиной того, что к мурджиитам отнесли многих признанных имамов наших дней, как шейха аль-Альбани, шейха Ибн Баз, шейха Ибн ‘Усаймин и многих других.
Как же тут уместно привести слова имама Абуль-Фадля ас-Саксаки, который сказал: “Оставивший намаз по лени является мусульманином, что является правильным в мазхабе Ахмада! Однако мансуриты именуют ахлю-Сунна мурджиитами за это мнение и говорят: «Эти их слова указывают на то, что иман для них только слова без деяний!»” См. “аль-Бурхан” 35.
И что говорить о современных ученых, если мурджиитами именовали даже имамов из числа саляфов!
Шейх аль-Альбани, говоря о человеке, который обвинял его в ирджа, а это Сафар аль-Хауали, писал: “Он обвинял меня несмотря на то, что знает, что я противоречу мурджиитам даже в тонких вопросах. Я говорю, что иман увеличивается и уменьшается, говорю, что благие дела являются из имана. Говорю, что дозволено говорить: «Инша-Аллах я мумин», и все это противоречит тому, на чем мурджииты. Но, несмотря на это, он обвинил меня несколько раз в ирджа! Я скажу: как похож вчерашний день на сегодняшний! Однажды один человек сказал Ибн аль-Мубараку: «Что ты скажешь о том, кто совершает прелюбодеяние и пьет вино? Является ли он верующим?!» Ибн аль-Мубарак сказал: «Я не вывожу его из имана!» Тот сказал: «На старости лет ты стал мурджиитом!» Тогда Ибн аль-Мубарак сказал: «Поистине, мурджииты не говорят того, что говорю я! Я говорю, что иман увеличивается и уменьшается, а мурджииты говорят: «Не говори так!» Мурджииты говорят, что их благие деяния принимаются, а я не знаю, принимаются ли мои благие дела или нет! Ты нуждаешься в том, чтобы взять доску и сидеть у ученых!»” См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 7/153.
А ведь многие из тех, кто обвиняет этих ученых в мурджиизме, сами попадают под их признаки! ‘Абдур-Рахман ибн Махди говорил: “Первое проявление ирджа – это оставление исключения (истисна)”. аль-Халляль в “ас-Сунна” 3/598.
А теперь задумайтесь, как говорил шейх ‘Абдуль-Малик Рамадани в «Мадарику-нназар»: кто говорит все время, и зачастую даже без истисна: «Сайд Кутб шахид», «Такой-то шахид» и т.д.?!
Что это, если не оставление истисна?!
Также необходимо упомянуть еще об одном признаке мурджиитов, а это – выход против правителя мусульман. Несмотря на то, что в вопросах такфира они противоречат хауариджам, впавшим в крайность, мурджииты с ними сошлись в вопросе выхода против правителя мусульман! Аллаху ведомо, почему мурджииты к этому призывали, но факт в том, что саляфы относили это к признакам мурджиитов, и именовали мурджиитами тех, кто выступал против правителей мусульман.
Суфьян ибн ‘Уяйна и аль-Ауза’и говорили: “Воистину, мурджииты призывают к выходу против правителя!” См. «ас-Сунна» 1/218/368.
Когда имама Ибн аль-Мубарака спросили, имеет ли он взгляды мурджиитов, он ответил: “Каким образом я мурджиит, если я не считаю дозволенным выход против правителя мусульман?!” Ибн Шахин в “аль-Китабу-ллятыф” 17.
Свят Аллах, обратите внимание на то, сколько раз Ибн аль-Мубарака обвиняли в мурджиизме!
Имам Ахмад же сказал: “Поистине, хариджиты являются мурджиитами!” См. “ас-Сунна” 74.
Так что, надо еще посмотреть, к кому больше относится понятие «мурджиит» в наши дни!
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re:

Сообщение »

Суфьян ибн ‘Уяйна и аль-Ауза’и говорили: “Воистину, мурджииты призывают к выходу против правителя!” См. «ас-Сунна» 1/218/368.
Когда имама Ибн аль-Мубарака спросили, имеет ли он взгляды мурджиитов, он ответил: “Каким образом я мурджиит, если я не считаю дозволенным выход против правителя мусульман?!” Ибн Шахин в “аль-Китабу-ллятыф” 17.
Имам Ахмад же сказал: “Поистине, хариджиты являются мурджиитами!” См. “ас-Сунна” 74.

Передал имам Аль-Лялякаи, что Суфьян Ас-Саури сказал: "Они (мурджииты) считают допустимым выходить с мечом против людей кыблы (мусульман)". См. "Шарх усуль аль-и'тикад ахли ас-сунна" 1834.
Передал имам Абу Усман Ас-Сабуни, что Ахмад ибн Саид Ар-Рибаты сказал: "Сказал мне Абдуллах ибн Тахир: "О Ахмад, вы ненавидите этих людей (мурджиитов), не зная их, а я ненавижу их, познав их. Первое в них то, что они не считают нужным подчинение правителю, а второе - то, что они не считают, что у имана есть величина". См. "Акыда ас-саляф уа асхаб аль-хадис" 109.


Шейх Абдульхамид Аль-Джухани о тех, кто в наши дни занят обвинениями в мурджизме.

Шейх читает вопрос:
"Спрашивающий говорит: "Да благословит тебя Аллах, мы хотели бы получить краткое пояснение про мурджиитов. Сегодня мы слышим высказывания: «Такой-то – мурджит», и мы слышим, как используют это выражение в отношении уважаемых ученых и требующих знание. Каково правило в вынесении подобных суждений о человеке? И кто может (имеет право) выносить такое суждение (о другом человеке)? Да благословит тебя Аллах, мы хотим получить пояснение этой уже общей беды, и да воздаст тебе Аллах добром".

Шейх отвечает:
"Я прошу Аллаха, Свят Он и Возвышен, чтобы он не подвергал нас бедам, ведь, как сказал спрашивающий: «этой общей беды». Мы просим Аллаха, чтобы он избавил нас всех от того, чтобы называть друг друга оскорбительными кличками, а также от суровости, грубости и отсутствия сострадания и милости, равно как и от того, чтобы нам не приходилось приносить извинения друг другу, и к Аллаху мы обращаемся за помощью!
Смысл того, что такое ирджа, я упомянул и подробно изложил в предисловии к объяснению «Китаб аль-иман» Сахиха аль-Бухари. Там я разъяснил понимание имана праведными учеными первых поколений (саляфами), а также категории крайних и не крайних мурджиитов. Этот вопрос есть там в подробном изложении, которое, если это угодно Аллаху, является хорошим и полезным.
Сегодня эту тему с ирджа активно использует две группы людей. Спрашивающего брата, если он хочет подробно ознакомиться с этим научным вопросом, я отошлю к вышеупомянутой книге, так как сейчас нет времени даваться в подробности, тогда как там есть подробный и, если это угодно Аллаху, полезный разбор. Сейчас же я отвечу брату вкратце, а также предоставлю ему то, что он хочет, а с более детальной информацией он сможет ознакомиться в упомянутой мною литературе.
В наше время вопрос ирджа используют две группы людей. И эти слова (о которых говорит шейх) возможно вы не слышите (такого пояснения от другого) сейчас. Эта проблема, проблема связанная с ирджа, проблема обвинения в ирджа, ее поднимают некоторые люди в наши дни, которые «любят ловить рыбу в мутной воде» (поговорка).
Итак, тему ирджа используют две группы людей:

Первая группа – это такфиристы. Они использовали этот вопрос для того, чтобы опорочить шейха аль-Альбани и его учеников. Они хотят этого. Современные такфиристы, являясь одними из последователей такфириста Сейида Кутба, который обвинял в неверии мусульманские общества, стали использовать обвинение в ирджа. Они взяли эту научную проблему, в которой есть и принятие и отвержение. Они взяли и использовали эту проблему, чтобы опорочить шейха Насыруддина аль-Альбани и опорочить его школу, хотя он не опирался и не полагался на мурджитские воззрения. Это первая проблема.
Теперь вторая проблема.. И да, это вовсе не значит, что все то, что когда-либо говорил шейх Аль-Альбани – правда и правильно. Шейх Аль-Альбани – ученый из числа ученых, от которого что-то берется, а что-то – отвергается. То, что он говорил из достоверного и правильного, а также соответствующего пониманию саляфов, мы принимаем от него. А если же он говорил слова отличные от саляфов, мы отвергаем это, равно как отвергаем и от тех ученых, кто лучше него, и чье положение в исламской умме выше. Шейх Аль-Альбани не является непогрешимым, и мы не приписываем ему непогрешимость, а также не следуем ему слепо. Ведь сам шейх учил нас не следовать слепо никому, а следовать вместо этого асарам (сообщениям от пророка, мир ему и благословение Аллаха, и первых поколений праведных ученых мусульман), и принимать все только на основе довода, да смилуется над ним Аллах.

Вторая группа (до этого была первая группа), которая взяла себе на вооружение эту проблему – это хаддадиты [1]. Современные хаддадиты используют в наши дни тему мурджизма, чтобы навредить шейху Раби’у аль-Мадхали и тем, кто с ним. И они уже начали обвинять шейха Раби’а в том, что он мурджит. Смотрите, как они «ловят рыбу в мутной воде».
Остерегайтесь тех безумцев из первой группы, которые захотели повергнуть шейха аль-Альбани. Поистине, они хотят повергнуть гору! Что вряд ли получится у них. И остерегайтесь тех, кто пришел после них – сегодняшних хаддадитов, которые не оставят никого в покое на его месте. Сейчас они пытаются использовать тему ирджа, чтобы ударить по шейху Раби’у и сокрушить его, сокрушив этим самым его великий джихад!.. Против врагов Сунны и отклонившихся от пути саляфов.
Мы порицаем и первую группу, и вторую. В то же время мы не говорим, что какой-либо из ученых, будь то шейх Аль-Альбани, или же шейх Раби’, или аль-Фаузан, и любой другой ученый нашей общины, безгрешен и защищен от ошибок, упущений или промахов. И ни один из них не приписывает себе такого. И к Аллаху мы обращается за помощью! Даже у шейх аль-Исляма ибн Теймии, да смилуется над ним Аллах, были слабые мнения, были такие мнения, в которых он противоречил ученым. Никто не говорил: «Ибн Теймия – безгрешен!» И никто из тех, кто почитает Ибн Теймию не критиковал тех, с кем он разошелся во мнениях, в тех вопросах, где разрешен иджтихад.
Будьте внимательны (осторожны) к этой проблеме, так как сейчас в нее стали проникать страсти, да упасет Аллах! В нее стали проникать страсти и личный расчет (личные интересы). Такфиристы обрадовались великой радостью тому, что некоторые ученые сказали, что у шейха Аль-Альбани есть ошибка в вопросах имана. Они рады этому, цепляются за это когтями и тащат это с собою повсюду во все места и говорят: «Альбани – мурджит, Альбани – мурджит!» Почему? Они хотят сокрушить его школу, которая является саляфитской в основе, и которая стала им как кость поперек горла и продолжает ею быть!
И также сегодня эти хаддадиты: они используют те же методы, да упасет нас Аллах, те же самые методы, которые использовали такфиристы против шейха аль-Альбани, сегодня же их используют против шейха Раби’а! Нет силы и мощи кроме как от Аллаха. Остерегайтесь этих двух смут!
Мы просим Аллаха, Свят Он и возвышен, чтобы он объединил сердца саляфитов и объединил Ахлю-Сунна на истине и на правильном пути. И чтобы они преодолели и справились со злом корыстных людей и тех, кто ловит рыбу в мутной воде, желая разделить ряды и посеять сомнения между приверженцами Ахлю ас-Сунна, а также желая испортить их сердца. И нет силы и мощи кроме как от Аллаха.
А Аллах знает лучше. Да благословит Аллах и приветствует и даст баракят нашему Пророку Мухаммаду".

_________________
[1] Хаддадиты - секта, обвиняющая в нововведении всех без разбору, и даже признанных имамов, допустивших ошибку в том или ином вопросе, как например Ибн Хаджара, ан-Науауи и др. А названы они хаддадитами из-за их следования за человеком по имени Махмуд аль-Хаддад.

Посмотреть ролик:
http://www.safeshare.tv/w/CCChdHQDJB
Аватар пользователя
Aleesh
 
Сообщений: 1676
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 15:09

Re: ЧТО ТАКОЕ ИРДЖА И КТО ТАКИЕ МУРДЖИИТЫ?

Сообщение »

Ассаламу алейкум! Джазакум Аллаху хайран за статью! Неожиданно для себя увидел в ней описание так называемых "этнических" мусульман. Если хавариджи подобны стреле, пролетающей сквозь тушу дичи навылет так, что на ней, стреле, даже крови не остается, то эти подобны выпущенной стреле, когда тетива издает характерный для струны звук "бжж", но сама стрела падает у ног - осечка.
Old_Kirgiz
 
Сообщений: 29
Зарегистрирован: 30 дек 2011, 00:17

Re: ЧТО ТАКОЕ ИРДЖА И КТО ТАКИЕ МУРДЖИИТЫ?

Сообщение »

Ас-саляма 'аляй-кум, уа рахмату-Ллаhи уа баракатуh!
джазакАллаху хайрон!!!
много чего не понял, но думаю основное усвоил! иншаАллах будем перечитовать! мурджииты похожи на матуридитов!
Аватар пользователя
duman ibn Ali
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 22 авг 2012, 20:02

Re: ЧТО ТАКОЕ ИРДЖА И КТО ТАКИЕ МУРДЖИИТЫ?

Сообщение »

Шейх Аль-Альбани:

1. Что такое ирджа и кто такие мурджииты?
2. Суть разногласия ахлю Сунна (приверженцев Сунны) с мурджиитами.
3. Обвиняющие приверженцев Сунны в мурджиизме относятся к хариджитам.


Возможно не включен flash в браузере.


Вопрос: Шейх наш, появились некоторые книги, посвященные вопросам такфира (обвинения в неверии). Там приводятся некоторые доводы по вопросам имана (веры), и на основании их обвиняется ахлю сунна уаль-джамаа в том, что их вероубеждение соответствует позициям мурджиитов. Они так же приводят слова Ибн Аби Аль-Изза и Ат-Тахави. Что бы вы ответили на это сомнение? Да воздаст вам Аллах добром.

Ответ: Наш ответ будет в том, что во-первых: разногласие является существенным между настоящими ахлю сунна и настоящими мурджиитами. Между этими двумя группами. Ахлю сунна убеждены, что праведные дела - из имана (т.е. относятся к вере). А что касается мурджиитов, то они так не считают, и говорят однозначно, что иман - это (только) подтверждение языком и сердцем, а что касается праведных дел, то они не из имана (не имеют отношения к вере). И на основании этого, они отвергают многие шариатские тексты, которые нет нужды нам сейчас приводить. Это первый пункт, по которому противоречат мурджииты приверженцам Сунны (ахлю сунна), настоящим. Второй пункт, а он вытекает из первого, заключается в том, что ахлю сунна говорят: иман увеличивается и уменьшается. Увеличивается при повиновении Аллаху, уменьшается при ослушании. Мурджииты же отрицают это действительное шариатское положение, и говорят, что иман не увеличивается и не уменьшается.
И обвинение тех, на кого ты указал, а за передачу ответственнен передатчик, обвинение тех писателей, которые появились в наше время в адрес ахлю сунна, в том, что они являются мурджиитами в вопросе имана - это является однозначным категорическим доводом на одно положение из двух:
Или они не знают о сути этого положения, или же они игнорируют ее.
Как они могут обвинять того, кто говорит, что иман включает в себя праведные дела? Как они могут обвинять того, кто говорит, что иман увеличивается и уменьшается? Как они могут обвинять их в том, что они мурджииты, в то время как мурджииты существенно разногласят с ними, и говорят: "Иман НЕ включает в себя праведные дела, и не может ни увеличиваться, ни увеньшаться. И даже передают от одного из их (мурджиитов) авторитетного представителя, что он говорил: "Мой иман такой же, как иман Джибриля, мир ему". И он, может быть, даже правдив в своих глазах. Однако он не правдив по отношению к ясному тексту Книги его Господа. Когда он говорит: "Мой иман такой же, как иман Джибриля", - потому что он убежден, что у имана нет никакой связи ни с молитвой, ни с поклонением, ни с богобоязненностью, а это только лишь вера. А вера, которая содержит в себе только убеждения, не может увеличиваться и уменьшаться. Потому что уменьшение в таком случае может означать оставление убежденности в чем-то и снижение до уровня сомнений в этом, а так не пойдет.
Однако иман не может быть неизменным, как свет, освещающий какое-либо место. Чем больше ты добавляешь света в это место, тем все большее и большее пространство становится освещенным, и так без конца.
Таким образом обвинение приверженцев Сунны теми людьми, о которых я услышал в вопросе - те люди относятся к хариджитам.
Присутствующий: Аллаху акбар!
Шейх: Тем (хариджитам), которые говорят подобные этим слова, и обвиняют в неверии тех, кто совершил какой-либо из больших грехов, и они противоречат многим шариатским текстам, очень и очень многим текстам Курана и Сунны.
Удивительно это, как они обвиняют большинство мусульман из числа сподвижников, табиинов (учеников сподвижников) и учеников табиинов, о которых засвидетельствовал посланник Аллаха, мир и благословение ему, его семье и последователям, что они относятся к наилучшим поколениям. Обвиняют их в том, что они - мурджииты, и противоречат в этом сильнейшим ясным текстам Корана и Сунны.
И по-моему, нет нужды в том, чтобы углубляться для опровержения этого обвинения, более чем я уже упомянул. И наверное этого будет достаточно.
Аватар пользователя
Aleesh
 
Сообщений: 1676
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 15:09


Вернуться в Секты и течения

cron