Тафсир 228 аята суры аль-БАКАРА

Ответить
ummuatfal
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 30 мар 2009, 15:56

Тафсир 228 аята суры аль-БАКАРА

Сообщение ummuatfal » 11 сен 2009, 22:34

ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух!
как ученые толкуют аят
المطلقات يتربصن بأنفسهن ثلاثة قروء
Как ученые объясняют قروء

Daulet
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 06 янв 2009, 11:20
Откуда: Казахстан

Re:

Сообщение Daulet » 12 сен 2009, 08:34

уаалейкум ассалам уа рахматулахи уа баракатухи
Вот как толкует шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди весь аят.

228. Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций. Не позволительно им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и в Последний день. Мужья в течение этого периода имеют право вернуть их, если захотят примирения. Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению. Аллах – Могущественный, Мудрый.

وَالْمُطَلَّقَاتُ يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ ثَلاَثَةَ قُرُوَءٍ وَلاَ يَحِلُّ لَهُنَّ أَن يَكْتُمْنَ مَا خَلَقَ اللّهُ فِي أَرْحَامِهِنَّ إِن كُنَّ يُؤْمِنَّ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَبُعُولَتُهُنَّ أَحَقُّ بِرَدِّهِنَّ فِي ذَلِكَ إِنْ أَرَادُواْ إِصْلاَحًا وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ وَاللّهُ عَزِيزٌ حَكُيمٌ



Если женщина получила развод от своего мужа, то она обязана выжидать и не выходить замуж три менструации. Мусульманские богословы разошлись во мнениях относительно смысла этого предписания. Одни считали, что она должна выжидать три менструации, а другие считали, что она должна выжидать три очищения от менструаций, причем первое мнение является наиболее достоверным. Срок выжидания после развода объясняется несколькими причинами, одной из которых является убежденность в отсутствии беременности, ведь если после развода у женщины начнется третья менструация подряд, то можно с уверенностью сказать, что она не забеременела от своего бывшего мужа и что ее последующее замужество не приведет к смешению родственных уз.

По этой же причине Всевышний Аллах приказал женщинам сообщать о том, что Аллах сотворил в их утробах, и категорически запретил им скрывать беременность и начало менструации, поскольку сокрытие подобного знания чревато многочисленными дурными последствиями.
Если женщина скрывает беременность для того, чтобы поскорее закончился установленный для развода срок, и она получила право выйти замуж за другого человека, то люди могут назвать отцом ее ребенка не его настоящего родителя. Если же подобное произойдет, то человек потеряет связь со своими настоящими родственниками и лишится законного наследства. Его близкие родственницы будут укрываться от него, а при некоторых обстоятельствах он может даже жениться на одной из своих близких родственниц, на которой ему не дозволено жениться. С другой стороны, считая своим отцом чужого человека, он незаконно получит часть его наследства и будет считать его родственников своими близкими. Эти и другие обстоятельства способны породить великое зло, о котором доподлинно известно только Господу рабов.
Но даже если бы единственным скверным последствием сокрытия беременности ради скорейшего бракосочетания с другим мужчиной было сожительство с человеком на основании брака, который является недействительным и незаконным, и постоянное совершение прелюбодеяния, одного из величайших грехов, то этого зла было бы вполне достаточно.
Женщине также запрещается скрывать истину о начале менструации. Если она предвосхищает события и лживо сообщает о начале менструации, то попирает права своего мужа и объявляет себя дозволенной для остальных мужчин. Такой поступок чреват многочисленными дурными последствиями, о которых мы уже упомянули. Если же она лживо скрывает начало менструации для того, чтобы продлить отведенный для развода срок, то получает от своего бывшего мужа материальные средства, которыми он уже не обязан обеспечивать ее. Подобный поступок является незаконным по двум причинам. Во-первых, женщина не имеет права получать материальное обеспечение от мужчины, с которым она окончательно разведена. А во-вторых, возникает опасность того, что муж может возобновить брачные отношения после истечения отведенного для развода срока, и тогда оба разведенных супруга совершат прелюбодеяние, поскольку после истечения отведенного для развода срока они становятся совершенно посторонними людьми.
Именно поэтому Всевышний Господь сказал, что если женщина верует в Аллаха и в Судный день, то она не должна скрывать то, что Аллах сотворил в ее утробе. Сокрытие этого знания свидетельствует о том, что женщина не уверовала в Аллаха и в Судный день, ведь если бы она уверовала в воздаяние за совершенные деяния, то не осмелилась бы совершить подобный грех. Из этого откровения также следует, что разрешается принимать на веру утверждения женщины о беременности, начале менструации и других явлениях, которые могут быть известны только ей одной.
Затем Аллах сообщил, что до истечения отведенного для развода срока мужья имеют право возобновить брак со своей женой, если при этом ими двигают любовь и добрые намерения. Из этого откровения следует, что если мужья не желают примирения, то им не разрешается возобновлять брачные отношения. Мужу не разрешается удерживать так разведенную жену для того, чтобы причинить ей вред или продлить срок, который она должна выжидать для развода. Однако мусульманские богословы разошлись во мнениях, считается ли возобновление брака действительным, если муж поступает таким образом. Большинство богословов считало, что оно считается действительным, хотя муж при этом совершает грех. Согласно наиболее достоверному мнению, если при возобновлении брака муж не имеет добрых намерений, то оно является недействительным. В пользу этого мнения свидетельствует очевидный смысл обсуждаемого нами прекрасного аята.
Право мужа на возобновление брака является еще одной причиной, по которой женщине велено выжидать отведенный для развода срок. И если после объявления развода муж станет сожалеть о разлуке со своей женой, то до истечения установленного срока он может обдумать произошедшее и принять окончательное решение. Это свидетельствует о том, что Аллаху угодны теплые отношения между супругами и ненавистно расставание супругов. Пророк Мухаммад по этому поводу сказал: «Из всех дозволенных поступков самым ненавистным Аллаху является развод».
Право мужа на возобновление брака относится только к разводам, после которых возможно возобновление брачных отношений. Что же касается окончательного развода, то после его объявления муж не имеет права вернуть жену и возобновить брачные отношения. Если же после окончательного развода оба бывших супруга согласятся вновь вступить в брак, то они обязаны заключить новый брачный союз, выполнив все необходимые для этого условия.
Затем Аллах сообщил о том, что мужья обладают определенными обязанностями перед своими женами, тогда как жены обладают определенными обязанностями перед своими мужьями. Права и обязанности супругов определяются обычаями страны и эпохи, в которой они живут, поскольку в разных странах и в разные времена эти обычаи оказываются разными. Они также определяются обстоятельствами, характерами и привычками людей. Из всего сказанного следует, что материальное обеспечение, одежда, семейная жизнь, жилье и даже половая близость супругов зависят от обычаев их страны и времени. Это относится к бракам, при заключении которых не было поставлено никаких условий. Если подобные условия были поставлены, то их необходимо выполнять, однако они не должны запрещать того, что дозволил Аллах, или разрешать то, что запретил Аллах.
Затем Аллах поведал о том, что положение мужа выше положения жены, и поэтому обязанности жены перед мужем больше, чем обязанности мужа перед женой. В другом кораническом откровении по этому поводу говорится:

الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاء بِمَا فَضَّلَ اللّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَا أَنفَقُواْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ فَالصَّالِحَاتُ قَانِتَاتٌ حَافِظَاتٌ لِّلْغَيْبِ بِمَا حَفِظَ اللّهُ وَاللاَّتِي تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّ وَاهْجُرُوهُنَّ فِي الْمَضَاجِعِ وَاضْرِبُوهُنَّ فَإِنْ أَطَعْنَكُمْ فَلاَ تَبْغُواْ عَلَيْهِنَّ سَبِيلاً إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلِيًّا كَبِيرًا

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества» (4:34).


Только мужчины могут быть пророками и судьями, управлять государством или занимать руководящие должности. Наряду с этим мужчины получают вдвое больше прав, чем женщины, при распределении наследства и многих других делах.
Среди прекрасных имен Аллаха – Могущественный и Мудрый. Он обладает совершенным могуществом и великой властью, благодаря чему Ему подчинены абсолютно все творения. Однако, несмотря на свои неограниченные возможности, Всевышний Аллах управляет своими творениями в строгом соответствии с божественной мудростью.
Следует отметить, что общее правило выжидать после развода в течение трех менструаций не распространяется на беременных женщин, поскольку они должны выжидать до окончания беременности, на женщин, с которыми мужья не уединялись после бракосочетания, поскольку они имеют право выйти замуж сразу после развода, и на рабынь, поскольку они должны выжидать только в течение двух менструаций. Последнего мнения придерживались сподвижники Пророка Мухаммада, и контекст обсуждаемого нами аята свидетельствует о том, что ниспосланное в нем предписание относится только к свободным женщинам.

Ответить

Вернуться в «Толкование аятов (тафсир)»